Научная статья на тему 'Организация финансового учета доходов от грузовых перевозок в ОАО «РЖД»'

Организация финансового учета доходов от грузовых перевозок в ОАО «РЖД» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1298
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОАО "РЖД" / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ДОХОДЫ / ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / RAILWAYS / JSC "RUSSIAN RAILWAYS" / BUDGETING / INCOMINGS / FREIGHT TRAFFIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дедова И.Н., Исаханян А.И.

В статье рассмотрена роль финансовых бюджетов на предприятиях, рассмотрена структура бюджетов ОАО «Российские железные дороги» и разработаны предложения повышения эффективности финансовой работы ОАО «Российские железные дороги».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF FINANCIAL ACCOUNTING OF INCOME FROM FREIGHT TRANSPORTATION BY JSC «RUSSIAN RAILWAYS»

The article discusses the role of financial budgets of enterprises, examined the structure of the budgets of JSC “Russian Railways ” and developed proposals and improve the efficiency of the financial operation of JSC «Russian Railways».

Текст научной работы на тему «Организация финансового учета доходов от грузовых перевозок в ОАО «РЖД»»

2. Годовой отчет корпорации по атомной энергетике «Росатом». URL: http://www.rosatom.ru/resources/37117a004494c2369041b0 e920d36ab1/rosatom_anrep_2013.pdf (дата обращения: 19.11.2015).

3. В ГК «Росатом» уже несколько лет используют систему ключевых показателей эффективности: эксперт. http://regnum.ru/ news/1873880.html (дата обращения: 9.11.2015).

4. Панов М. М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. — М.: Инфра-М, 2013. — 255 с. — (Просто, Кратко, Быстро). — 500 экз. — ISBN 978-5-16-005781-1.

5. Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. — Эксмо, 2010. — 160 с.

6. David Parmenter. Key Performance Indicators: Developing, Implementing and Using Winning KPI's. — New Jersey, USA: John Wiley & Sons, inc., 2007. — С. 233. — ISBN 0-470-09588-1(англ.).

7. Ильясов Ф. Н. Тарифная сетка, система грейдов на основе закона Вебера // Мониторинг общественного мнения: экие и социальные перемены 2012. 6 стр. 128-135.

8. Drucker, Peter F., «The Practice of Management», 1954. ISBN 0-06-011095-3. Русскоязычное издание: Практика менеджмента. — М.: «Вильямс», 2007. — С. 400. — ISBN 0-7506-4393-5

9. Балашов А.И., Котляров И.Д., Санина А.Г. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие. СПб.: Питер, 2012. 320 с.

10. Десслер Г. Управление персоналом: учебник для вузов / пер. с англ. М.: БИНОМ, 2002. 432 с.

11. Заренков В.А. Управление проектами: учебное пособие. 2-е изд. М.: Изд-во СПб., 2008. 312 с.

12. Захарченко В. Система мотивации на основе KPI. URL: http:// www.management.com.

13. Карасев Е. Какие меры работодатель должен применять при недостижении руководителем поставленных перед ним целей и задач? // Управление персоналом. 2013. № 17.

14. Клочков A. KPI и мотивация персонала: полный сборник практических инструментов. М.: Экс-мо, 2010. 103 с.

УДК 336:338.9:656.225

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА ДОХОДОВ ОТ ГРУЗОВЫХ

ПЕРЕВОЗОК В ОАО «РЖД»

Дедова И.Н., к.э.н, профессор кафедры «Финансы и кредит», ФГБОУВПО «Московский государственный университет путей

сообщения» МГУПС (МИИТ)

Исаханян А.И., аспирант кафедры «Финансы и кредит», ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения»

МГУПС (МИИТ)

В статье рассмотрена роль финансовых бюджетов на предприятиях, рассмотрена структура бюджетов ОАО «Российские железные дороги» и разработаны предложения повышения эффективности финансовой работы ОАО «Российские железные дороги».

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, ОАО «РЖД», бюджетирование, доходы, грузовые перевозки.

ORGANIZATION OF FINANCIAL ACCOUNTING OF INCOME FROM FREIGHT TRANSPORTATION BY JSC «RUSSIAN RAILWAYS»

Dedovа I., Ph.D., professor of the Finance and credit chair, FSEIHPE «Moscow State University of Railway Engineering» (MGUPS (MIIT) Isakhanyan A., the post-graduate student of the Finance and credit chair, FSEI HPE «Moscow State University of Railway Engineering»

(MGUPS (MIIT)

The article discusses the role of financial budgets of enterprises, examined the structure of the budgets of JSC "Russian Railways" and developed proposals and improve the efficiency of the financial operation of JSC «Russian Railways».

Keywords: railways, JSC «Russian Railways», budgeting, incomings, freight traffic.

Грузооборот железнодорожных перевозок практически всегда занимал первое место по сравнению с другими видами транспорта, составляет 85,4% (без учета трубопроводного транспорта) их общего объема, составляя почти 2,2 млрд ткм. При этом грузовые перевозки обеспечивают основную доходность на железнодорожном транспорте. В этой связи, организация финансового учета доходов от грузовых перевозок играет весьма важную роль в системе экономического управления.

В соответствии с типовым договором на перевозку груза перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора на перевозку груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента). Тарифы за оказанные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Единицей измерения при организации перевозок является отправка, которая представляет собой партию груза, принятую к перевозке по одному перевозочному документу от определенного отправителя к определенному получателю.

Различают следующие категории отправки грузов:

■ Маршрутные (перевозимые в маршрутах, оформленных одной дорожной ведомостью с указанием вагонов, включенных в маршрут);

■ Повагонные (перевозимые в отдельных вагонах);

■ Мелкие отправки (предъявленные к перевозке по одной накладной и не требующие предоставления отдельного вагона);

■ Контейнерные (перевозимые в универсальных контейнерах);

■ Пакетные (в специальных пакетах).

В процессе проводимой железнодорожной реформы в Российской Федерации, железные дороги были преобразованы в филиалы ОАО «РЖД». Их нижестоящие подразделения стали структурными подразделениями ОАО «РЖД». При новом юридическом статусе железных дорог учет доходных поступлений ведется в составе баланса по основной деятельности.

При ранее существующей структуре отрасли, дороги не могли отражать доходы от перевозок в своем собственном балансе, так как владельцем и распорядителем этих активов являлось Министерство Путей Сообщения РФ, а дорога как юридическое лицо получила право только на распределение доходов от перевозок и финансирование в счет них. Поэтому баланс по доходным поступлением не включается в баланс дороги.

Поскольку в ОАО «РЖД» начисленные доходы от перевозок не подлежат последующему перераспределению между железными дорогами статус баланса по доходным поступлениям и баланса по основной деятельности уравнивается.

В финансовом учете доходы от перевозок отражаются в составе выручки только в Департаменте бухгалтерского учета. При этом расчеты с клиентами по начисленным суммам выручки отражаются на железной дороге (в филиале) в разрезе видов перевозок, а затем начисленные филиалами суммы передаются по извещению в департамент бухгалтерского учета.

В ОАО «РЖД» выделяют уровни учета данных о доходах (табл.1).

Доходы по перевозкам грузов относятся к доходам от обычных видов деятельности. Различают следующие виды деятельности:

1. грузовые перевозки;

Таблица 1. Уровни учета данных о доходах в ОАО «РЖД»

Уровни учета данных о доходах Операции, по которым учитываются данные о доходах

Структурные подразделения Операционные данные подразделения, кроме доходов от перевозок

Отделения железных дорог; Дирекции Собственные операции, указанные подразделением и сводные данные структурных подразделений (кроме доходов от перевозок)

Территориальные филиалы, именуемые функциональными филиалами Собственные операции филиалов, сводные данные отделений, дирекций и других структурных подразделений (кроме доходов от перевозок)

ОАО «РЖД» Исчисление доходов от перевозок, данные департамента бухгалтерского учета по собственным операциям ОАО «РЖД» и подразделений, в т.ч. сводных данных филиалов и других обособленных подразделений

2. предоставление услуг инфраструктуры;

3. предоставление услуг локомотивной тяги;

4. прочие виды деятельности.

Выручка от грузовых перевозок представляет собой суммы, начисленные за перевозки грузов, а также за дополнительные операции, связанные с перевозками грузов.

Доходы от грузовых перевозок учитываются по следующим группам статей:

1. провозные платежи;

2. дополнительные сборы;

3. дополнительные услуги клиентуре.

Доходы от перевозок грузов, грузобагажа и почты определяются по дате начисления провозных платежей и иных сборов на основании перевозочных документов, а также других документов, связанных с перевозками и услугами в соответствии с Учетной политикой ОАО «РЖД».

Признание доходов от грузовых перевозок в бухгалтерском учете и в налоговом учете осуществляется на дату раскредитования перевозочных документов, которые существенно различаются в зависимости от разновидности грузовой перевозки.

Плата за пользование вагонами и контейнерами взимается по действующим правилам и ставкам Тарифного руководства. Порядок осуществления расчетов за пользование вагонами, контейнерами определяется в договорах на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорах на подачу и уборку вагонов.

Объединение информации о финансовых потоках поступлений денежных средств и начисления доходов от грузовых перевозок, перевозок грузов по воинским требованиям в рамках централизованных договоров, перевозок грузобагажа и почты реализовано программой ведения Единого лицевого счета плательщика (ЕЛС) в автоматизированных системах АС ЭТРАН и ЕК АСУФР.

Единый лицевой счет плательщика по грузовым перевозкам (ЕЛС) предназначен для:

1. обеспечения консолидированного учета расчетов с клиентами;

2. объединения информации о финансовых потоках поступлений от грузоперевозок;

3. предоставления принципиально нового уровня качества обслуживания клиентам ОАО «РЖД».

Автоматизированное ведение учетного регистра ЕЛС плательщика в режиме реального времени по каждому клиенту позволяет

отображать поступления денежных средств в оплату за оказываемые услуги, отображать операции по начислению провозных и иных платежей, оперативно определять сальдо по расчетам с клиентами.

ЕЛС позволяет автоматизировать процесс принятия решения о предоставлении услуг по грузовым перевозкам ответственными исполнителями СФТО путем использования оперативных данных о состоянии расчетов.

Основные принципы ведения ЕЛС плательщика:

Условия работы и расчетов с клиентом по ЕЛС предусматриваются соответствующим договором, по которому:

1. на каждого клиента (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) открывается отдельный ЕЛС плательщика, который используется для расчетов с клиентом по всей сети ОАО «РЖД» (т.е. предоставление клиенту грузовых перевозок и связанных с ними услуг производится всеми железными дорогами " филиалами ОАО «РЖД» с использованием реквизитов ЕЛС независимо от того, где территориально оказывается та или иная услуга);

2. каждый ЕЛС закреплен за соответствующим пунктом ведения ЕЛС в порядке, определенном договором на ведение ЕЛС. Подразделение, ведущее бухгалтерский учет в пункте ведения ЕЛС производит отражение в бухгалтерском и налоговом учете всех расчетов по ЕЛС клиента, независимо от того, где физически осуществляется операция;

3. для формирования перевозочных документов в электронном виде используется АС ЭТРАН.

Бухгалтерский и налоговый учет расчетов с плательщиками по ЕЛС ведется Центром «Желдоручет», его региональными подразделениями (ОЦОР) (подразделение, ведущее учет в пункте ведения ЕЛС). ЕЛС плательщика для целей ведения учета закреплен за соответствующим пунктом ведения ЕЛС в порядке, определенном договором с клиентом.

Отражение операций по единым лицевым счетам плательщиков по расчетам за перевозки грузов, грузобагажа и почты осуществляется Территориальным центром фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО - структурное подразделение ЦФТО).

Взаимодействие Центра «Желдоручет» (подразделения, ведущего учет в пункте ведения ЕЛС) и ЦФТО по организации бухгалтерского учета и налогового учета расчетов за грузовые перевозки, перевозки грузобагажа и почты по ЕЛС осуществляется в соответствии с Регламентом взаимодействия.

Данные бухгалтерского и налогового учета всех пунктов ведения

Рис.1 Признание доходов от грузовых перевозок

Рис. 2 Состав сводного бюджета продаж ОАО «РЖД»

ЕЛС консолидируются в рамках одного (единого) баланса на уровне Департамента бухгалтерского учета (ЦБСБ).

Центр «Желдоручет» (подразделение, ведущее учет в пункте ведения ЕЛС) обобщает данные бухгалтерского и налогового учета всех пунктов ведения ЕЛС и предоставляет в ЦБСБ отчетные формы.

Планирование доходов

В целях планирования и контроля объемов реализации продукции, работ, услуг в стоимостном и натуральном выражениях, формируется сводный бюджет продаж (СБП).

Показатели сводного бюджета продаж объединены в следующие группы:

1) объемные показатели;

2) начисленная выручка;

3) величина выручки, полученная централизованно.

Планирование стоимостных показателей осуществляется на

основании их зависимости от объемных показателей. Достижение заданных объемных показателей позволяет подразделению обеспечить указанный объем выручки в сводный бюджет продаж. Все показатели выручки приводятся без учета НДС за исключением справочного раздела, в котором показывается выручка с НДС, необходимого для определения начисленной дебиторской задолженности.

Содержание отдельных строк Сводного бюджета продаж.

Раздел «Объемные показатели»:

1) строка «Приведенная продукция».

По данной строке показывается сумма грузооборота с учетом оплачиваемого пробела вагонов, принадлежащих иным собственникам или используемых на правах аренды и пассажирооборота, заполняется филиалом ОАО «РЖД».

2) строка «Грузооборот тарифный».

Грузооборот исчисленный в соответствии с расстоянием перевозки для определения провозных плат с учетом тонны километров, оплачиваемого порожнего пробега вагонов, принадлежащих иным собственникам или используемых ими на правах аренды.

Информация из Сводного бюджета продаж переносится в следующие бюджеты:

1. Сводный бюджет производства для расчета приведенной работы;

2. Сводный бюджет затрат в части тарифного грузооборота для расчета себестоимости;

3. Сводный бюджет движения дебиторской и кредиторской задолженности в части начисления задолженности покупателям и заказчикам;

4. Сводный бюджет доходов и расходов в части выручки от прочих продаж, а для ОАО «РЖД» в части выручки по перевозкам.

В ОАО «РЖД» утвержден регламент взаимодействия между дирекцией сбыта филиала ОАО «РЖД», ее структурными под-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разделениями (СФТО, ЦФТО) и Департаментом корпоративных финансов, финансовыми службами железных дорог.

Дирекцией сбыта осуществляется планирование, реализация услуг, связанных с перевозкой грузов, использованием инфраструктуры и предоставлением локомотивной тяги, а также связанных с ними работ, услуг и предоставление целевых параметров бюджета в установленные сроки.

В бюджете продаж начисленная выручка по грузовым перевозкам отражается в целом по дирекции сбыта с выделением перевозок в международном сообщении по направлениям:

1) выручка по грузовым перевозкам и услугам локомотивной тяги (по раскредитованию перевозочных документов);

2) в разрезе структурных подразделений СФТО по показателям «Выручка по грузовым перевозкам» и «Услуги локомотивной тяги» (по отправлению грузов).

Учет, планирование и формирование управленческой отчетности по начислению и поступлению выручки на расчетные счета железных дорог и ЦРС производится дирекцией сбыта и ее структурными подразделениями в разрезе следующих видов деятельности и видов сообщения:

1) от грузовых перевозок всего, в том числе:

а) во внутригосударственном сообщении всего, из них:

- с оплатой на дороге (по месту ведения ЕЛС);

- централизованной оплатой;

б) в международном сообщении всего, из них:

- с оплатой на дороге (по месту ведения ЕЛС);

- с централизованной оплатой;

в) вовлечение кредиторской задолженности.

2) по услугам локомотивной тяги;

3) по прочим видам деятельности.

Формирование платежного баланса и бюджета продаж.

Выручка от грузовых перевозок и связанные с ними работы и

услуги, зачисляются на подсобные расчетные счета, открытые по месту нахождения структурных подразделений СФТО. Далее суммы, поступающие на подсобные расчетные счета ежедневно перечисляются в полном объеме на основной расчетный счет, открытый по месту нахождения управления железной дороги. С основного счета денежные средства перечисляются на ЦРС в размере ежедневного установленного задания и сверхплановой выручкой от перевозок, а также на расчетный счет железной дороги для финансирования, исполнения бюджетов железных дорог.

Планирование показателей сводного бюджета затрат дирекции сбыта по расчетам со сторонними контрагентами за поставку ТМЦ, оказание услуг, работ, осуществляется в рамках системы платежных балансов с предоставлением соответствующих плановых заявок в департамент корпоративных финансов в установленные сроки и учитывается при формировании платежных балансов филиалов ОАО «РЖД» со счетов, которых осуществляется платежи по ука-

ТЯЛШРОЯТ БиБШЕББ Ш ЯШЗТЛ | №6 2015 | 25

занным расчетам.

В системе финансово-экономических отношений ОАО «РЖД» применяется постатейное планирование с увязкой физических и денежных показателей, позволяющее корректировать бюджеты в зависимости от фактически выполненных объемов в отчетном периоде.

Такое постатейное планирование позволяет так же оценивать вклад в конечный финансовый результат каждого подразделения для расчета фонда мотивации в целях дополнительного финансирования. При этом эффективность хозяйственной деятельности каждого подразделения определяется в рамках системы управления учета, ведение которого возложено на департамент планирования и бюджетирования.

Для целей управленческого учета все подразделения ОАО «РЖД», включая департаменты центрального аппарата, подразделяются по степени их влияния и ответственности за конечный результат в целом на Центры Финансовой Ответственности 4 видов:

1) Центр прибыли и инвестиций (ЦДИ (ОАО РЖД в целом))

2) Центр доходов (ЦОД):

• ЦФТО (фирменного транспортного обслуживания);

• Дирекция железнодорожных вокзалов;

• Центральная дирекция по ремонту грузовых вагонов.

3) Центр затрат (ЦОЗ):

• Отделения дорог;

• Линейные предприятия;

• Структурные подразделения аппарата управления;

• Объекты социальной сферы.

4) Центр финансовой эффективности (ЦФЭ):

• Железные дороги;

• Иные функциональные филиалы.

Распределение подразделений по центрам финансовой ответственности производится с соблюдением следующих принципов:

1. Если подразделение влияет и отвечает преимущественно за объем доходных поступлений, то оно является центром доходов;

2. Если подразделение преимущественно отвечает за соблюдение лимитов расходов, то оно является центром затрат;

3. Если же ответственность и влияние подразделений распространяется как на доходные поступления, так и на расходы, то оно является центром финансовой эффективности.

Таким образом, в основу бюджетной системы ОАО РЖД положен механизм бюджетно-рыночной мотивации, сочетающий бюджетно-сметное финансирование на плановый объем работ и последующее дополнительное мотивационное финансирование, осуществляемое за счет сверхплановой выручки от перевозок и прочей деятельности, а так же за счет снижения себестоимости перевозок и удельных расходов на выполнение ремонтных работ, улучшения качественных показателей безаварийности и безопасности, повы-

шения экономической эффективности по видам деятельности.

Исполнение расходной части платежного бюджета осуществляется Департаментом корпоративных финансов, финансовыми службами отделенческих филиалов и обособленными подразделениями совместно с соответствующими службами Департамента казначейства.

В целом, предложения для повышения эффективности финансовой работы ОАО «РЖД» выглядят следующим образом:

1. Необходимо обеспечить взаимодействие финансового и экономического блоков филиалов Компании при формировании бюджетов производства и затрат в детализации по статьям затрат и производственным операциям;

2. Целесообразно проводить аудит информационных систем производственного планирования филиалами на соответствие процессу производственного планирования, автоматизированного формирования показателей бюджета производства по производственным операциям, отсутствия дублирования ввода информации и формирования отчетов вручную.

3. Необходимо совершенствовать номенклатуру доходов и расходов ОАО «РЖД» для принятия управленческих решений по снижению затрат и формированию тарифов на перевозки;

4. Для обеспечения качества информационного обеспечения, необходимо сопоставлять информацию, получаемую из информационных систем ОАО «РЖД» (ЕК ИОДВ, АСУ «Экспресс» и ЕК АСУФР), и осуществлять контроль за правильностью формирования данных бухгалтерского учета в ЕК АСУФР на основании аналитической информации, полученной из ЕК ИОДВ и АСУ «Экспресс».

Литература:

1. Терёшина Н.П. Экономика железнодорожного транспорта [Текст]: учебник для вузов ж.-д. транспорта / Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, В.А. Токарев и др.; под ред. Н.П. Терёшиной, Б.М. Ла-пидуса - М.: УМЦ ЖДТ, 2008.- 996 с.

2. Официальный сайт ОАО «Российские железные дороги» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rzd.ru/.

3. Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года [Электронный ресурс] /Утверждена правительством РФ от 13.01.2011г. - Режим доступа: http://www. economy.gov.ru/minec/activity/sections/naturmonopoly/monopoly/ doc20110919_010.

4. Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2011-2013 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ir.rzd.ru/.

5. Дедова И.Н., Основные экономические показатели рынка грузовых перевозок в период 2008-2014 гг. и перспективы их развития [Текст] / И.Н. Дедова, А.И. Исаханян // Труды научно-практ. конф. «Юезопасность движения поездов». - М.: МИИТ, 2015.

26 ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБЬА | №6 2015 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.