Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА'

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА / РИСКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветаев С.М.

В статье автор рассматривает механизм управления рисками на предприятии гостиничного бизнеса в кризисной ситуации, а также анализирует последовательность реализации и содержание каждого этапа предлагаемого механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF CRISIS MANAGEMENT OF RISKS ON THE ENTERPRISE OF HOTEL BUSINESS

In the article the author discerns the mechanism of crisis management of risks on the enterprise of hotel business, and also analyses the sequence of the realization and the content of each stage of the offered mechanism.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА»

5. Кузнецова 11.В. Экологической право: Учебное пособие. М.: Юриспруденция. 2000.

6. Модельный кодекс о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ. Принят постановлением Межпарламентской Ассоциации государств-участников СНГ 17.12.2002 № 20-8.

7. Об утверждении положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставляемых в пользование. Постановление правительства РФ от 03.05.2012 X? 429.

8. Певзнер M.F.. Горное право: учебник для ВУЗов. М.: МГТУ 2006.

9. Сырик С.И. Блоки недропользования при лицензионном освоении недр//Нефтегазовая технология. Теория и практика. 2011.T. 6.№ 1

10. Ходырев U.M. Право собственности на полезные ископаемые. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, к.ю.н. Ижевск, 2008.

11. Федеральный закон «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.

12. URL: www.allpravo.ru.

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

Цветаев С.М.. соискатель Института исследования товародвижения и конъюнктуры типового рынки.

В статье автор рассматривает механизм управления рисками на предприятии гостиничного бизнеса в кризисной ситуации, а так-же инициирует последовательность реализации и содержание каждого типа предлагаемого механизма.

Ключевые слова: антикризисное управление; предприятие гостиничного бизнеса; риски; экономический механизм.

DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF CRISIS MANAGEMENT OF RISKS ON

THE ENTERPRISE OF HOTEL BUSINESS

Tsvetaev S.. applicant of the Institute of Research of Physical distribution and conjuncture of wholesale market

In the article the author discerns the mechanism of crisis management of risks on the enterprise of hotel business, and also analyses the I sequence of the realization and the content of each stage of the offered mechanism.

Keywords: crisis management; the enterprise of hotel business; risks; economic mechanism.

В последнее время появилось множество работ, посвященных разработке механизма антикризисного управления1. В частности, в работе З.Х. Бацежевой [2] был предложен механизм антикризисного управления предприятием, в основе которого лежит антикризисная реструктуризация функционального поля промышленного предприятия. Д.С. Шабановым [6] был разработан механизм антикризисного управления современного малого предприятия, базирующийся на комплексном анализе его экономического состояния и разработке комплекса антикризисных мероприятий с применением широкого спектра современных управленческих методик. A.A. Виноградов [4| в своей работе сформировал методологическую основу экономического механизма антикризисного управления на предприятии, структурировал этот механизм, определил принципы его создания, ключевым из которых можно назвать принцип опережающего управления антикризисным процессом, а также предложил функциональный и уровневый подходы к структурированию функций экономического механизма антикризисного управления на предприятии. A.M. Букреевым [3] предложил организационно-экономический механизм антикризисного управления предприятия. основанный на объединении элементов экономического, организационного, социального и функционального содержания процесса антикризисного управления, а также учитывающий качественно-структурные и иелефункциональные закономерности; отличительной характеристикой данного механизма является обес-

Рнс. I. Антикризисное управление рисками

печение поэтапной реализации совокупности работ антикризисного управления. В В. Свистуновым [5] был разработан механизм антикризисного управления, включающий процедуру диагностик кризисного состояния на промышленных предприятиях и т.д.

При этом антикризисному управлению рисками на предпри»-тиях гостиничного бизнеса, на взгляд автора, внимание практически не уделялось.

Под механизмом антикризисного управления рисками будем понимать совокупность взаимосвязанных рычагов оказания действенного управленческого влияния на факторы, сдерживающие развитие предприятия гостиничного бизнеса.

Различные тенденции существования предприятия гостиничного бизнеса, формируемые как результат влияния факторов кризиса. - функционирование или развитие - определяют разницу i цели воздействия механизма антикризисного управления. Так. • случае функционирования цель будет заключаться в сохранен» качества оказываемых гостиницей услуг и средств, используема для их оказания, на уровне, необходимом для поддержания жн (неспособности данного предприятия. В случае развития цель б\.зс состоять в приобретении нового качества оказываемых услуг ■ средств, используемых для их оказания, обеспечивающего ра житие гостиничного предприятия.

В основе разработки механизма антикризисного управлени» рисками должно лежать положение о необходимости своевременно предвидеть, распознавать, оценивать тенденции развития npe.v приятии как социально-экономических систем с учетом возможны» рисков, учитывать их влияние на содержание проблем и предопределять пути их решения. Базироваться механизм антикризисного' управления рисками должен на системном подходе, который требует максимально возможного рассмотрения всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и суше-! ственного. определения характера связи между элементами системы. а также противоречий и конфликтов внутри системы и с внешней средой.

Антикризисное управление рисками представляет собой составляющую часть управленческой деятельности; по содержанию - >тс< информационное взаимодействие, в основе которого лежит прием переработка, сохранение, передача информации о рисках; состоит также из управляющей и управляемой подсистем, между которыми существует обратная связь; результатом управления являете* сохранение оптимального функционирования системы (см. рис. 1 i

Механизм антикризисного управления рисками гостиничного предприятия, на взгляд автора, должен включать такие этапы, о»:

магностика и идентификация рисков, определение стратегии и тактики и планирование управления рисками, разработка и рсали-ищия программы антикризисного управления рисками, формирование базы данных по рискам. Рассмотрим каждый из перечисленных этапов.

Диагностика и идентификация рисков. Диагностика должна включать в себя, во-первых, оценку ресурсного потенциала, а именно - основного капитала предприятия гостиничного бизнеса, его .»воротного и человеческого капитала как синергетического эффекта от их совместного действия. Во-вторых, в диагностику должна входить оценка финансового состояния, предполагающая изучение финансовой устойчивости и платежеспособности гостиничного предприятия. При этом финансовая устойчивость оценивается комплексом показателей, включающим коэффициенты текущей ликвидности, финансовой независимости, оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности. Оценка платежеспособности производится с помощью коэффициента собственности, степени обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами. степени обеспеченности собственными оборотными средствами. В-третьих, диагностика должна содержать в себе оценку состоятельности предприятия гостиничного бизнеса по таким показателям. как коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами. В-четвертых, при диагностике должны оцениваться факторы окружающей среды (внешних рисков для данного предприятия). Все вышеперечисленные параметры позволяют оценить, в частности, вероятность или риск '"•анкротства. при этом риск выступает как вероятностная характеристика.

Определение стратегии и тактики и планирование управления рисками. Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы [1], в том числе и предприятия гостиничного бизнеса. Предприятие должно постоянно следить за основными факторами окружающей среды и делать своевременные и правильные выводы относительно своих потребностей в изменениях. В зависимости от того, в какой области они представляют опасность для достижения целей предприятия, выбирается соответствующая антикризисная стратегия.

Решение вопроса о выборе стратегии антикризисного управления рисками гостиничного предприятия возможно при условии, что система антикризисного управления рисками является стратегической, то есть призвана решать не сиюминутные, а долгосрочные задачи. Безусловно, антикризисное управление является таковым, так как мероприятия по антикризисному управлению рисками должны обладать долговременным эффектом.

Кроме того, в большинстве случаев антикризисное управление рисками применяется в отношении предприятий с целью решения следующих трех стратегических задач:

1) разработка нового стратегического видения и новой миссии предприятия гостиничного бизнеса:

2) установление новых целей предприятия гостиничного бизнеса;

3) разработка и осуществление стратегии по достижению новых целей, соответствующих новым стратегическим видению н миссии.

Стратегия антикризисного управления рисками гостиничного предприятия в своей основе должна содержать комплексный, тщательный и систематический анализ таких основных направлении деятельности предприятия, как: разработка стратегии: реализация

услуг: маркетинг; финансовая система; закупки: производство (в нашем случае - услуг); менеджмент и организация труда: система управления персоналом и качеством; применяемые технологии, а также система антикризисных мероприятии по каждому из перечисленных направлений. Следует отметить, что на выборе антикризисных мероприятий сказывается ряд причин. Во-первых, характер происходящих или ожидаемых изменений (их скорость, масштаб. устойчивость). Во-вторых, общее положение в отрасли (размер рынка, интенсивность конкуренции, темпы роста и стадии развития рынка, число конкурентов и их возможностей и т.д.). В-тре-тьнх. сильные и слабые стороны предприятия гостиничного бизнеса.

В качестве тактических (оперативных) мероприятии антикризисного управления рисками предприятия гостиничного бизнеса можно назвать следующие: сокращение расходов, закрытие подразделений. увольнение персонала, уменьшение объемов производства и сбыта, активные маркетинговые исследования, повышение цен на продукцию, выявление и использование внутренних резервов, модернизация, привлечение специалистов, получение кредитов, укрепление дисциплины и т.д.

Управление рисками и разработка и реализация программы антикризисного управления рисками. Программа антикризисного управления рисками, учитывающая все условия и особенности внешней и внутренней хозяйственной системы, должна разрабатываться в каждом конкретном случае. В данную программу должен входить комплекс мероприятий, направленных на восстановление нормального состояния предприятия.

Формирование базы данных по рискам. Бесспорно, систематизация данных о рисках и связанных с ними убытках позволит предприятиям гостиничного бизнеса самостоятельно оценивать риски и применять результаты этого анализа на практике. Так как адекватность идентификации и оценки риска гостиничного предприятия зависит от объема и качества (надежности) анализируемых данных, таким предприятиям необходимо формировать собственную информационную базу, в которой накапливаются сведения о рисках, связанных как с внутренними, так и с внешними источниками. Понятно, что. так как формирование информационной базы данных является непрерывным процессом сбора, агрегирования. хранения и анализа сведений о рисках предприятия гостиничного бизнеса, требующей постоянного обновления, со-)дание базы данных невозможно без нсполыования современных информационно-аналитических систем и передовых информационных технологий.

Сведения, накапливаемые в информационной базе данных для идентификации рисков и оценки их уровня, следует использовать при осуществлении мониторинга и контроля риска. Система управления риском также должна включать планы действий по обеспечению безопасной и бесперебойной деятельности в экстремальных ситуациях, в том числе планы восстановления нормального функционирования, основанные на различных сценариях реализации рисков.

Использование внутренних рейтингов в рамках системы управления рисками позволит принимать предприятию гостиничного бизнеса более обоснованные решения по идентификации проблемной ситуации, созданию резервов и формированию управленческой отчетности предприятия, а также улучшать качество планирования и прогнозирования.

Мы разработали последовательность реализации и содержание >тапов предлагаемого механизма антикризисного управления рисками гостиничного предприятия (табл. 1).

См., например: Феодосиади H.A. Формирование механизма антикризисного управления муниципальными образованиями (IIa призере Ставропольского края). Дне. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Ставрополь, 2003. 204 е.; Бацежсва З.Х. Организационно-экономический механизм антикризисного управления предприятием (На материалах предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК Кабардино-Балкарской Республики). Дне. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Нальчик. 2005. 193 е.; Солдагов Ю.Г. Совершенствование механн '.-мов антикризисного управления сельскохозяйственными предприятиями регионального АПК (IIa материалах Республики Адыгея! Дне канд. экон. наук: 08.00.05. Майкоп. 2005. 205 е.; Шабанов Д.С. Организационно-экономический механизм антикризисного управления чалым предприятием (на примере мебельного производства). Дне. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Москва. 2006. 156 е.: Дзагоева М Б Организационно-экономический механизм антикризисного управления хозяйствующими субъектами (на материалах Республики Северная | )сстия-Алання|. Дне. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Владикавказ, 2006. 192 е.; Гамзаева Е.Г. Совершенствование механизма антикризисного управления финансово-кредитным учреждением (на примере ОАО «АКБ АтаБанк»). Дне. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Сочи. 2007. 223 : : Юн Г.Б. Формирование механизма антикризисного управления в российской экономике. Дне. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. СПб 2002 •30 е.; Виноградов A.A. Экономический механизм антикризисного управления на предприятии. Дис. ... канд. экон. наук 08 00.05. Екатеринбург, 2002. 170 с. и др.

Составлено автором.

Таблица I. Последовательность реализации и содержание этапов предлагаемого механизма

антикризисного управления рисками гостнничного предприятия.

№ n/n Этап Оснопное содержание этапа Ожидаемый результат и его значение для антикриженоп) рашиши

1 Диагностика и идентификация рисков Предупредительное выявление рисков и распознавание симптомов кризисной ситуации Оценка природы возникновения рисков и их влияния на степень развития кризиса

2 Определение стратегии и тактики и планирование управления рисками Построение различных версий антикризисного управления рисками на основе анализа возможных чинов управления с учетом полученных результатов диагностики Определение наиболее рационального типа управления н определение стратегии и тактики антикризисного управления рисками

3 Управление рисками и разработка и реализация программы антикризисного управления рисками Разработка комплекса мероприятий, ориентированных в пространстве и во времени, согласованных по предмету, содержанию, срокам, исполнителям, обеспеченных ресурсными источниками и направленных на решение проблем предотвращения влияния рисков на деятельность предприятия гостиничного бизнеса и преодоления системного кризиса предприятия. Внедрение и сопровождение разработанной программы антикризисного управления рисками Ликвидация «узких мест» в деятельности, сдерживающих успешное развитие предприятия гостиничного бизнеса. Предотвращение рисков иди преодоление рисковых ситуаций

4 Формирование базы данных по рискам Систематизация данных о рисках и связанных с ними убытках Возможность оценки рисков предприятиями гостиничного бизнеса и применение результатов этого анализа на практике

Литература:

1. Антикризисное управление Сост. М.В. Каимакова. Ульяновск: УлГТУ. 2009. 240 с.

2. Бацежева З.Х. Организационно-экономический механизм антикризисного управления предприятием (На материалах предприятии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК Кабардино-Балкарской Республики). Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Нальчик. 2005. 193 с.

3. Букреев A.M. Организационно-экономический механизм антикризисного управления предприятием. Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. Воронеж. 2000. 365 с.

4. Виноградов А.А. Экономический механизм антикризис управления на предприятии. Дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. теринбург, 2002. 170 с.

5. Свистунов В.В. Научно-методические подходы к фо рованню механизма антикризисного управления на иредпри легкой промышленности. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М ва. 2006. 131 с.

6. Шабанов Д.С. Организационно-экономический меха антикризисного управления малым предприятием (на примере бельного производства). Дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. Мое 2006. 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.