РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ СПОРТИВНОГО КЛУБА ОрелГУ
DEVELOPMENT OF MARKETING STRATEGY OF SPORTS CLUB OrelGTU
Стрыкова Валентина Сергеевна
студент
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Strykova Valentina Sergeevna
student
Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Махов Станислав Юрьевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории и методики избранного вида спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Makhov Stanislav Yurievich Ph.D., associate professor department of theory and methods of the relevant sport Orel State University named after I S. Turgenev
Orel, Russia.
Аннотация. В статье бы/ли исследованы/ теоретические аспекты/ маркетинговы/х стратегий спортивны/х клубов.
Abstract. The article deals with theoretical aspects of marketing strategies of sports clubs.
Ключевые слова: спортивны/й маркетинг, маркетинговая стратегия, спортивны/й клуб, менеджмент спортивного клуба, спортивны/й менеджер.
Keywords: sports marketing, marketing strategy, sports club, sports club management, sports manager.
В настоящее время в спорте директора или менеджеры спортивных клубов озабочены наличием финансовых средств, которые во многом определяют объем и качество спортивного творчества. Таким образом, маркетинговой проблемой спортивных коллективов, спортсменов является поиск инвестиций и финансовой поддержки для реализации спортивных программ. Спортивный клуб ОрелГУ тому не исключение. Он также находится в поисках новых инвесторов. Чтобы привлечь новых партнеров необходимо разработать маркетинговую стратегию клуба.
Маркетинговая стратегия, является одной из важнейших составляющих общей стратегии организации, развития клуба, его перспектив, а иногда и существования.
Содержание маркетинговой стратегии включает в себя четко сформулированные текущее и будущее позиционирование клуба, его «обложку», а также совокупность действий, которая позволит максимально эффективно и в
рациональные сроки реализовать маркетинговые цели.
Основная особенность планирования маркетинговой стратегии спортивной организации состоит в особенности объекта планирования, поскольку именно организации реализуют спортивные услуги. То есть в данном случае объектом планирования выступает не что иное, как стратегия продвижения спортивных услуг.
Существует множество классификаций, видов и примеров составления маркетинговой программы. Однако все они характерны для коммерческих организаций, которые специализируются на выпуске или продаже определенных товаров или услуг. Специфика же спортивной сферы весьма уникальна. Здесь основной упор делается на торговлю спортивным зрелищем и собственным брендом.
На основании изученной специфики спортивной индустрии, а также пользуясь теоретическими знаниями по разработке маркетинговой стратегии, разработана новая, специфическая методика составления маркетинговой стратегии для спортивной команды.
Разработка маркетинговой стратегии состоит из 5 этапов. Вначале определяются основные элементы разработки маркетинговой стратегии для спортивной команды, а затем представляется алгоритм и последовательность действий на каждом этапе.
1 этап: анализ-диагностика. Он включает:
- анализ внешней среды спортивной команды и оценку возможных угроз с ее стороны;
- анализ деятельности спортивной команды;
- анализ конкурентов спортивной команды;
- осуществление прогноза развития рынка спортивной индустрии.
2 этап: определение целей и задач спортивной команды. Он включает:
- формирование миссии спортивной команды;
- видение клуба;
- определение стратегических целей и задач спортивной организации;
- сегментирование рынка потребителей спортивных услуг;
- определение финансовой и инвестиционной политики, организационной и кадровой политики спортивной организации.
3 этап: выбор фундаментальных стратегических направлений реализации маркетинговой стратегии. Он включает:
- определение и анализ целевого сегмента спортивной организации;
- определение источников дохода спортивной организации;
- позиционирование спортивной организации;
- разработку торговой марки.
4 этап: разработка маркетинг-микса по принципу 7Р. Он включает:
- анализ возможных продуктов, которые может предложить спортивная организация;
- определение ценовой политики по различным видам продукции;
- выбор использования маркетинговых коммуникаций для продвижения и продажи товаров и услуг спортивной команды;
- выбор мест распространения продукта спортивной организации;
- анализ человеческого фактора при реализации маркетинговой стратегии;
- анализ и отработку процессов взаимодействия при получении услуги зрителем;
- анализ физического окружения потребителя в момент получения услуги.
5 этап: внедрение и контроль. Он включает:
- установление сроков реализации маркетинговой стратегии;
- утверждение ответственных лиц по реализации маркетинговой стратегии;
- утверждение ответственных лиц по контролю за выполнением этапов и сроков проведения маркетинговой стратегии;
- разработку критериев оценки выполнения и результатов внедрения маркетинговой стратегии.
Также необходимо знать при составлении маркетинговой стратегии клуба, что в спортивном маркетинге существует несколько очень специфических задач.
• Произвести впечатление на болельщиков, дать им «зрелище» в том либо ином виде, чтобы спровоцировать проявление эмоций, сопереживания, заинтересовать определенными событиями.
• Повысить лояльность к определенному спортивному клубу или спортсмену, а также продемонстрировать принадлежность спонсора к «своим», то есть к клубу и спортивному бренду.
• Стимулировать журналистов писать эмоциональные статьи, где читателя провоцируют принять сторону определенного клуба.
• Побудить болельщика быть похожим на своего спортивного кумира, например, капитана футбольной команды.
Эти задачи позволяют достигать важных для спортивного клуба и его спонсоров результатов.
• Зритель начинает не только радоваться победам команды, но и переживать ее поражениям, повышается уровень сопереживания и лояльности.
• Клуб получает «целевую аудиторию», то есть костяк преданных болельщиков, которые, в свою очередь, привлекают к сообществу своих друзей, родственников и так далее.
• Спонсор получает возможность эффективно воздействовать на болельщиков своего клуба, а значит, число потенциальных потребителей продукта спонсора растет.
• СМИ, видя повышающуюся популярность спортивного клуба, охотно пишут о нем статьи и заметки, которые становятся все более эмоциональными. Результат — о клубе узнают читатели СМИ, среди которых — как потенциальные болельщики, так и спонсоры.
Для того чтобы эти задачи были выполнены, мероприятия, проводимые в спортивном клубе должны заинтересовывать всю целевую аудиторию. Для перевода спортивного мероприятия в разряд потенциальных коммерческих проектов менеджер должен мыслить нестандартно, искать новые возможные пути для повышения зрелищности мероприятия и получения материальной выгоды от организации.
Буеп1-менеджмент преследует цель не только повышения зрелищности мероприятия, но и получения материальной выгоды за счет зрителей и спонсоров. Однако, на одних спортсменах и соревнованиях много не заработаешь. Поэтому менеджерам приходится превращать спортивное мероприятие в целое шоу-представление, чтобы интерес зрителей и спонсоров
повышался.
Исследованная информация в ходе написания данной работы, поспособствует клубу ОрелГУ четко сформулировать маркетинговую стратегию развития.
Литература
1. Антушевич Е. В. Разработка маркетинговой стратегии спортивной организации /Е. В. Антушевич, Е. Н. Карчевская. — Республика Беларусь, 2016.
2. Горшков В. Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях : учебное пособие / В. Е. Горшков, В. А. Какузин, А. В. Починкин. — Малаховка : МОГИФК, 2013.
3. Кокоулина О. П. Менеджмент как важный фактор развития спортивной индустрии / О. П. Кокоулина, С. И.Емельянов. - Москва, 2012.
4. Томич М. Маркетинг в спорте : Рынок и спортивные продукты /Милан Томич. -М. : МАФСИ, 2012.
References
1. Antusevich E. V. Razrabotka marketingovoj strategii sportivnoj organizatsii [Development of the marketing strategy of sport organizations]. Republic Of Belarus, 2016.
2. Gorshkov V. E. Upravlenie fizicheskoy kul'turoj i sportom v sovremennyh usloviyah [Management of physical culture and sport in modern conditions : textbook]. Malakhovka.: MAGIC, 2013.
3. Kokoulina O. P. Menedzhment kak vazhnyj faktor razvitiya sportivnoj industrii [Management as an important factor in the development of the sports industry]. Moscow, 2012.
4. Tomic M. Marketing v sporte [Marketing in sports : Market and sports products]. M. : MAFSI, 2012.