Научная статья на тему 'Деятельность и особенности маркетинга некоммерческой спортивной организации'

Деятельность и особенности маркетинга некоммерческой спортивной организации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
866
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ СПОРТА / МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / КОММУНИКАЦИИ / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / СПОРТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ / МАССОВОСТЬ / РАЗВИТИЕ СПОРТА / SPORTS / MARKETING STRATEGY / COMMUNICATIONS / MARKETING COMMUNICATIONS / GYMNASTICS / SPORTS MARKETING / GYMNASTICS POPULARIZATION / MASS CHARACTER / DEVELOPMENT OF SPORTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яковлева Мария Александровна

Роль маркетинга в развитии спортивной гимнастики проявляется на всех уровнях и заключается в повышении популярности этого вида спорта. Популярность способна повысить коммерческий потенциал спортивной гимнастики, так как одновременно повышает интерес СМИ и спонсоров, потребителями которых являются широкие слои населения, вовлеченные в занятия этим видом спорта. В статье определены этапы разработки и реализации маркетинговой стратегии для клуба спортивной гимнастики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-PROFIT SPORT ORGANIZATION MARKETING ACTIVITIES AND FEATURES

The article analyzes the role of marketing in gymnastics development in order to increase at all levels this sport popularity. Wide popularity could bring commercial potential in gymnastics, as it simultaneously increases media and sponsors interest, which consumers are the general population groups involved in this sport. The article defines the stages of marketing strategy development and fulfillment for a gymnastics club.

Текст научной работы на тему «Деятельность и особенности маркетинга некоммерческой спортивной организации»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Яковлева М.А. Email: [email protected]

Яковлева Мария Александровна — магистрант, кафедра маркетинга и рекламы, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Аннотация: роль маркетинга в развитии спортивной гимнастики проявляется на всех уровнях и заключается в повышении популярности этого вида спорта.

Популярность способна повысить коммерческий потенциал спортивной гимнастики, так как одновременно повышает интерес СМИ и спонсоров, потребителями которых являются широкие слои населения, вовлеченные в занятия этим видом спорта. В статье определены этапы разработки и реализации маркетинговой стратегии для клуба спортивной гимнастики. Ключевые слова: виды спорта, маркетинговая стратегия, коммуникации, маркетинговые коммуникации, спортивная гимнастика, спортивный маркетинг, популяризация спортивной гимнастики, массовость, развитие спорта.

NON-PROFIT SPORT ORGANIZATION MARKETING ACTIVITIES

AND FEATURES Yakovleva M.A.

Yakovleva Maria Alexandrovna — Undergraduate, MARKETING AND ADVERTISING DEPARTMENT, RUSSIAN STATE UNIVERSITY FOR HUMANITIES, MOSCOW

Abstract: the article analyzes the role of marketing in gymnastics development in order to increase at all levels this sport popularity. Wide popularity could bring commercial potential in gymnastics, as it simultaneously increases media and sponsors interest, which consumers are the general population groups involved in this sport. The article defines the stages of marketing strategy development and fulfillment for a gymnastics club.

Keywords: sports, marketing strategy, communications, marketing communications, gymnastics, sports marketing, gymnastics popularization, mass character, development of sports.

УДК 796.051.2

Идеальное поле для спортивного маркетинга: спортивная гимнастика, изящество и сила в одном виде спорта.

Мы живём в уникальную эпоху, когда будущее уже наступило. Вокруг нас циркулирует огромное количество информации, именно она считается самым ценным продуктом, а современное общество называют цифровым и информационным. Учёные вмешались в строение ДНК, отправляют летательные аппараты в черные дыры, лечат заболевания, ранее считавшиеся смертельными. Но в погоне за развитием собственного разума мы стали забывать о теле. Гармонично развитая личность перестала быть целью воспитания и образования, физическое здоровье и выносливость отходят на второй план. Поэтому современный человек, как правило, имеет несколько лишних килограммов, патологии сердца и сосудов, проблемы с обменом веществ и прочие прелести, связанные с малоподвижным образом жизни. Советская система массового спорта, об успехах которой все чаще вспоминают спортивные чиновники, позволяла растить чемпионов из обычных ребят. В каждом городе была своя школа олимпийского резерва, откуда благодаря упорству тренеров и будущих спортсменов выходили настоящие легенды большого спорта. Многие виды спорта сейчас незаслуженно забыты, и к таким относят, в частности, спортивную гимнастику, упоминание о которой с трудом можно найти в разделе «прочее» в спортивных СМИ.

Чтобы вернуть былую популярность этому красивому и одновременно трудному виду спорта, необходим продуманный спортивный маркетинг. Его целями становятся повышение лояльности зрителей к соревнованиям, формирование отношения к гимнастике как к красочному шоу человеческих возможностей, переход атлетов в кумиры молодежи. Стимулированию интереса к

спортивной гимнастике служат эмоциональные статьи о турнирах в СМИ, яркие репортажи и истории успеха известных гимнастов, преподнесенные опытными журналистами, развитие сети детских клубов, откуда начинают свой путь большие чемпионы, а также просвещение родителей детей 3-4 лет о пользе и необходимости занятий спортивной гимнастикой.

Достижения советских и российских гимнастов

В советские времена наши гимнасты покоряли помосты чемпионатов мира и Европы, брали олимпийское золото и вписывали свои имена золотыми буквами в историю мирового спорта. Часто советские спортсмены занимали весь пьедестал, и вырвать у них хотя бы одну медаль считалось большим достижением. Ольга Корбут до сих пор считается легендой спортивной гимнастики: она будто шутя проделывала на помосте феноменальную мертвую петлю, которую впоследствии запретили включать в программу из-за высокой травмоопасности. Продолжили традицию именитых советских спортсменов Светлана Хоркина, Алия Мустафина и Алексей Немов. Прорыв спустя почти 20 лет совершили воспитанники Гимнастического Клуба «Динамо-Москва» имени Михаила Воронина. Из его стен вышли Артур Далолаян, чемпион мира 2018 года, Никита Нагорный, шестикратный чемпион Европы, абсолютный серебряный призёр Олимпийских игр 2016 года, серебряный и бронзовый призёр чемпионата мира 2018 года.

Значение гимнастики для юного поколения

Между тем значение спортивной гимнастики для юного организма трудно переоценить. В этот спорт приходят еще совсем малышами - с 3 лет можно начинать планомерные занятия. Прийти в спорт можно до 8 лет - но чем позже начинает ребенок, тем труднее ему добиться спортивных результатов. Детям в этом возрасте очень важно постоянное движение - моторное развитие влечет за собой развитие психическое и умственное. В результате ежедневных тренировок повышается выносливость сердечной мышцы и сосудистой системы, организм насыщается кислородом, костный аппарат становится прочнее, мышцы - сильнее. Благодаря регулярным повторам упражнений у ребенка вырабатывается правильный двигательный стереотип. Движения становятся отточенными, изящными, исчезают детская неуклюжесть и скованность. Занятия спортивной гимнастикой влияют и на интеллектуальное развитие ребенка. Совершенствуются высшие психические процессы, ребенок учится концентрировать внимание, соизмерять свои движения, просчитывать действия, обретает возможность самоконтроля.

Современная система спортивной гимнастики

Подготовка юного спортсмена - долгий и скрупулезный процесс, основной постулат которого - не навреди. Поэтому тренировочный процесс сугубо индивидуален и подстраивается под особенности здоровья каждого ребенка.

Подготовка делится на два этапа. На первом этапе происходит закладка основных двигательных и поведенческих навыков гимнаста. Самыми важными следствиями этого этапа считается формирование правильной осанки, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение выносливости, гармоническое развитие всех систем организма, совершенствование морально-волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, самообладания, развитие силы, координации, ловкости. На втором этапе ребенок под руководством тренера оттачивает спортивные элементы на разных снарядах, углубляет специфическую подготовку. Здесь же совместно с тренером принимается решение о переходе юного гимнаста в олимпийский резерв или сборную страны. Если ребенок готов к выступлениям на международном уровне, интенсивность тренировок усиливается.

Как растят будущих чемпионов

Спортивный успех одного человека - всегда заслуга команды. С юным гимнастом работают тренеры, психологи, врачи, массажисты. Чтобы не отрывать ребенка от занятий в школе, на тренировочных сборах спортсмены проходят программу общеобразовательной школы. Перед началом занятий дети проходят отбор у тренера: предпочтение отдается невысоким, легким, с узким тазом малышам обоего пола. Но остальные тоже имеют шанс на начало спортивной карьеры: спортивной гимнастикой могут заниматься и дети с лишним весом, и с непоседливым характером, хотя гимнастика требует сосредоточенности. Заниматься детям полноценно после учебы в школе сложно: современные учебные программы требуют полной вовлеченности в процесс и детей, и родителей. Поэтому идеальный вариант - школа олимпийского резерва, которая обеспечивает полную поддержку юному спортивному таланту, при этом уделяя внимание его образованию и гармоничному развитию всей личности в целом.

Одним из важнейших учреждений, занимающихся подготовкой спортсменов высочайшего уровня, является Гимнастический Клуб «Динамо-Москва» имени Михаила Воронина. Здесь работает высокопрофессиональный тренерский состав: бывшие спортсмены, в прошлом сами добившиеся грандиозных успехов на международных соревнованиях. Отсюда вышли в

большой спорт будущие чемпионы России и мира, олимпийские чемпионы, мастера спорта международного класса, заслуженные тренеры. Для продолжения спортивной традиции клуб нуждается в государственной поддержке, спонсорской помощи и маркетинговом продвижении своих услуг. В обновлении нуждается материально-технического база - клубу нужны собственные площади, адаптированные под специфику гимнастических тренировок.

Спортивному клубу необходимо разработать собственную маркетинговую стратегию, для определения основных направлений и приоритетов, с учетом возможностей клуба спортивной гимнастики. Основные этапы разработки и реализации маркетинговой стратегии Клуба спортивной гимнастики представлены в таблице 1.

Разработка маркетинговой стратегии состоит из 4 этапов. В первую очередь определяются основные элементы стратегии, включая алгоритмы и последовательность действий на каждом этапе. 1 этап посвящен анализу деятельности клуба спортивной гимнастики и конкурентов клуба, внешней и внутренней среды. На 2 этапе определяются оперативные и долгосрочные цели и задачи клуба спортивной гимнастики. При разработке 3 этапа необходимо понимать, какие маркетинговые инструменты будут использованы. 4 этап, этап внедрения и проведения запланированных мероприятий, включает в себя все элементы контроля, оценки и результатов внедрения маркетинговой стратегии.

Таблица 1. Этапы маркетинговой стратегии клуба спортивной гимнастики1

1 этап - Анализ деятельности клуба спортивной гимнастики и конкурентов клуба

внутренняя среда клуба спортивной гимнастики степень государственной поддержки; Федерации спортивной гимнастики спонсоры: генеральный спонсор, спонсоры, партнеры развитие спортивной гимнастики в РФ и за рубежом, динамика набора резерва молодежи

имидж и репутация клуба спортивной гимнастики кадровый потенциал, квалификации персонала клуба наличие собственной инфраструктуры

с п ортивные результаты клуба гимнастики участие представителей клуба в различных турнирах уровень конкуренции в сфере спортивных услуг (фитнесс)

уровень и способы финансирования деятельности клуба, объем реализованных услуг ценовая политика оказания услуг коммерческая деятельность, дополнительные услуги

рекламная политика интернет-пространство участие в около спортивных мероприятиях

внешняя среда клубов спортивной гимнастики РФ и международных клубов поддержка клубов со стороны государства спонсорская поддержка программы подготовки спортивного резерва

количество турниров в год проведение собственного турнира результаты спортивной деятельности

оборудование зала квалификация персонала участие в мероприятиях -выставках, форумах

рекламная политика коммерческая деятельность интернет-пространство (сайт, соц. сети, мобильное приложение)

внешняя среда другие виды спорта поддержка клубов со стороны государства спонсорская поддержка билетные программы, источники доходов

рекламная политика интернет-пространство (сайт, соц. сети, мобильное приложение) количество упоминаний в СМИ (ТВ показы)

средства рекламы целевая аудитория (сегментирование) стоимость услуг

внешняя среда околоспортивная сфера коммерческая деятельность квалификация персонала PEST анализ

рекламная политика присутствие и использование интернет-пространства сегментация целевой аудитории

1 Таблица разработана М.А. Яковлевой

2 этап - Цели и задачи (оперативные и долгосрочные) клуба спортивной гимнастики

понимание позиционирования клуба спортивной гимнастики определение стратегических целей и задач понимание потенциала рынка, сегментирование потребителей услуг рекламная политика клуба спортивной гимнастики

определение миссии и видения клуба спортивной гимнастики цели руководства клуба определение "своей" целевой аудитории offline маркетинговые коммуникации - ТВ, радио, СМИ, листовки, журналы, баннеры, стенды, арки, наружняя реклама

определение основных и дополнительных источников дохода, бизнес цели цели спонсоров (инвесторов), партнеров клуба инфоосвещение мероприятий - турниров, соревнований, социальных меропритий online маркетинговые коммуникации - ведение сайта, социальных сетей, создание мобильного приложения, фото контент, видео контент, challengers, bloggers

оперативная корректировка оргструктуры клуба с т.зрения изменения внешней среды спортивные цели клуба спортивной гимнастики, подготовка резерва использование потенциала event маркетинга, мерчендайзинг, сувенирная продукция брендинг, укрепление торговой марки, поддержка тм, ребрендинг при необходимости

3 этап - Использование маркетинговых инструментов

определение ассортимента предлагаемых услуг, возможность дополнительных услуг определение целевой аудитории клуба спортивной гимнастики определение концепции маркетинговых коммуникаций социальная и коммункационная деятельность клуба

определение ценовой политики, источников дохода определение инфраструктуры спортивного клуба выбор маркетинговых коммуникаций, интеграция; обработка и анализ обратной связи анализ человеческого фактора в деятельности клуба

4 этап - проведение мероприятий, контроллинг и контроль

определение сроков (оперативных, долгосрочных) определение ответственных лиц по каждому этапу разработка критериев оценки выполнения и результатов оценка эффективности мероприятий

Спортивная гимнастика достойна выхода из тени более популярных видов спорта. Ее общеразвивающее влияние на детский организм бесспорно, а профессиональный тренер может стать и другом, и наставником, оказавшим благотворное влияние на всю жизнь ребенка. Современная гимнастика нуждается в создании разветвленной сети детских клубов по всей России, которые бы готовили юную смену для нынешних олимпийских чемпионов. Россия готова вернуть себе былую славу державы, побеждающей на гимнастических помостах. Чтобы сделать спортивную гимнастику успешным видом спорта, в который с удовольствием идут дети, необходимо относиться к спорту как к продукту, для которого требуется специфическое маркетинговое сопровождение: массовая популяризация, формирование позитивного отношения к спорту и целевой аудитории отдельного вида, привлечение спонсоров к материально-техническому обеспечению сети клубов, масштабные рекламные кампании, направленные на развитие интереса к здоровому образу жизни в целом и конкретному виду спорта в частности. Следует помнить, что спортивный маркетинг должен быть ориентирован на специфические особенности конкретного вида спорта - поэтому для составления маркетинговой программы нужно обязательно их учитывать. Только так можно получить максимальный результат: ощущение сопричастности к виду спорта у болельщиков, доверие к тренерам и спорту в целом у родителей, интерес к соревнованиям разного уровня, формирование длинной скамейки запасных для чемпионатов и олимпиад. Спортивная гимнастика как зрелищный вид спорта с большим количеством международных соревнований, с олимпийским статусом, с успешным прошлым побед и рекордов, имеющий большую

привлекательность для детей самого раннего возраста и их родителей, имеет отличные шансы на возрождение своего славного имени и всероссийскую популярность.

Список литературы / References

1. Абаев А.Л., Алексунин В.А., Гуриева М.Т. «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности». «Дашков и Ко». М.: 2019. С. 12-13.

2. Малыгин А.В. «Спортивный маркетинг», «Спортивный маркетинг. Для тех, кто в игре». С. 142-143.

3. Официальный интернет-сайт Гимнастического Клуба «Динамо-Москва». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dynamogym.ru/ (дата обращения: 29.04.2019).

4. Официальный интернет-сайт Министерства спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/ (дата обращения 19.04.2019).

5. Официальный интернет-сайт Федерации спортивной гимнастики России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sportgymrus.ru/ (дата обращения 25.03.2019).

ПРОБЛЕМА ХАРАССМЕНТА И ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА К ЭТОМУ ЯВЛЕНИЮ Топилина У.А. Email: [email protected]

Топилина Ульяна Александровна - студент, кафедра международных отношений, факультет международных отношений и политических исследований,

Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируется проблема харассмента и отношения общества к этому явлению. Начиная с 2017 года тема харассмента активно муссируется зарубежными и отечественными средствами массовой информации, для этого бъто достаточно поводов, начиная со скандала с Харви Вайнштейном, заканчивая заявлениями наших звезд о домогательствах еще в советский период. Но многие так и не понимают, в чем же дело и почему эта тема стоит так остро, особенно этому способствуют различия в американском и российском законодательстве, историческом контексте, а также менталитете, из-за чего появляются недопонимания, люди могут неверно истолковывать события и оправдывать преступника, очерняя жертву. При этом появляются люди, которые стараются прославиться, нажиться на этих неоднозначных событиях и незнании людей. Ключевые слова: харассмент, домогательства, давление, агрессор, осуждение.

THE PROBLEM OF HARASSMENT AND THE ATTITUDE OF SOCIETY

TO THIS PHENOMENON Topilina U.A.

Topilina Uliana Aleksandrovna - Student, DEPARTMENT OF INTERNATIONAL RELATIONS, FACULTY OF INTERNATIONAL RELATIONS AND POLITICAL STUDIES, NORTH-WEST INSTITUTE OF MANAGEMENT RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, SAINT-PETERSBURG

Abstract: the article analyzes the problem of harassment and society's attitude to this phenomenon. Since 2017, the topic of harassment has been actively discussed by foreign and domestic media, there have been enough reasons for this, starting with the scandal with Harvey Weinstein, ending with the statements of our stars about harassment in the Soviet period. But many still do not understand what is the matter and why this topic is so acute, especially this is facilitated by differences in American and Russian legislation, historical context, as well as mentality, because of what there are misunderstandings, people can misinterpret events and justify the offender, denigrating the victim. At

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.