Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
УДК 339.138
РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
А. А. Тятюшкина Научный руководитель - Н. В. Федорова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматриваются критерии классификации методов разработки маркетинговой стратегии на предприятиях промышленного комплекса.
Ключевые слова: стратегическое развитие, маркетинговая стратегия, предприятия промышленного комплекса, стратегический план.
MARKETING STRATEGIESAT INDUSTRIAL ENTERPRISES
A. A. Tyatyushkina, N. V.Fedorovа
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article deals with how to develop criteria for the Classification of marketing strategy at industrial complex.
Keywords: strategic development, marketing strategy, industrial companies, strategic plan.
Современный темп изменения и увеличения информации является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок, основу для принятия решения, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий, способствует снижению риска при принятии решения [1].
Разработка маркетинговой стратегии позволяет своевременно реагировать на изменения рыночной ситуации, оперативно и эффективно восстанавливая нарушенное равновесие предприятия, быстро сориентироваться и найти в условиях экономического спада решение, которое поможет предприятию удержать рыночные позиции, снизить риски, предоставить рынку востребованный продукт и продолжить.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать, предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах [1].
При наличии колоссального объема информации особенно актуальным становится проблема выбора метода разработки маркетинговой стратегии, от правильности которого зависит успех реализованной стратегии.
В зависимости от приоритетного направления деятельности предприятия, можно выбрать определенный метод разработки маркетинговой стратегии. Классификация методов способствует упорядочению теоретического знания, что позволяет сократить время на поиск подходящего способа анализа, а также повысить качество проведенной работы, задействовав другие методы, использующие интересующий критерий.
М. В. Мельник в качестве критерия классификации использует характер информации. Анализ существующих методик показал, что на данный момент единой системы показателей маркетингового анализа авторы не придерживаются. Существенное различие в методиках маркетингового анализа вызывают способы обработки маркетинговой информации [2]. По принадлежности к области научно-
Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»
го знания В. И. Дорошев выделил три группы методов: общенаучные; аналитико-прогностические; методические приемы, заимствованные из разных областей знаний [3].
Д. В. Арутюнова предлагает совмещенную классификацию: по стадиям и направленности анализа. Автор выделяет стратегический анализ, в который входят: анализ макроокружения, анализ микроокружения, анализ внутренней среды, а также ситуационный анализ [4].
Критерием хозяйственной деятельности, в том числе маркетинговой, являются финансовые показатели, в первую очередь, такие как продажи, прибыль, акционерная стоимость, доходность инвестиций и др. Анализ этих показателей проводится в рамках стоимостно-ориентированного анализа.
В данном случае основным в анализе являются интересы собственников, т. е. основной монетарной целью выступает максимизация стоимости основного капитала. Это объясняется глобализацией и усилением конкуренции на мировых рынках капитала, ростом значимости институциональных инвесторов и рынка слияний и поглощений.
В качестве еще одного критерия классификации методов маркетингового анализа можно рассмотреть возможность анализа стоимостных показателей. К методам, с помощью которых можно провести анализ стоимостных показателей можно отнести: функционально-стоимостной анализ, отраслевой анализ, ОЛР-анализ, АВС-анализ, экономико-математические и эконометрические методы, матрицу ЛБЬ, SWOT-анализ, 8РЛСЕ-матрицу. К остальным - методы сегментирования, матрицу БКГ, матрицу МакКинси, методы экспертных оценок, матрицу Томпсона-Стрикленда, PEST-анализ, матрицу «пять сил Портера», матрицу Ансоффа [4].
Разработка маркетинговой стратегии представляет собой многостадийный комплексный процесс, учитывающий внешнюю и внутреннюю среду предприятия, характер поступающей информации, стадию разработки стратегии. Учитывая многообразие методов и их специфичность, сложно создать классификацию, единую для всех отраслей, предприятий, фирм.
Мировая практика показывает, что увеличение стоимости компании, является одним из факторов, способствующих привлечению инвестиций. Дополнительное инвестирование позволяет модернизировать технологии и расширять сферы деятельности, предоставляя тем самым дополнительные возможности для стратегического развития предприятия. В связи с этим учет стоимостных показателей в процессе разработки маркетинговой стратегии является одним из ключевых факторов, на основании которых принимается управленческое решение.
Учитывая специфику предприятий промышленного комплекса (уникальность технологии производства, длительный многостадийный производственный цикл, высокая стоимость основных средств, наукоемкость производства и др.), сложное финансовое положение некоторых предприятий, нестабильность окружающей среды, ориентация на экономические показатели позволит не только преодолеть кризис, начавшийся в 90-е годы прошлого столетия, но и разработать наиболее эффективную стратегию развития предприятия.
Библиографические ссылки
1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. : Дело, 2013.
2. Мельник М. В. Маркетинговый анализ. М. : Рид Групп, 2011.
3. Дорошев В. И. Введение в теорию маркетинга. М. : Инфра-М, 2010.
4. Старовойт Е. С., Федорова Н. В. Методы разработки маркетинговой стратегии на предприятиях промышленного комплекса // Решетневские чтения : материалы XVI Междунар. науч. конф., посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М. Ф. Ре-шетнева (7-9 ноября 2012, г. Красноярск) : в 2-х ч. Ч. 2. С. 740.
© Тятюшкина А. А., 2016