Научная статья на тему 'Разработка критериев качества авиационной безопасности на основе квадратичной зависимости ущерба от отклонения параметров системы'

Разработка критериев качества авиационной безопасности на основе квадратичной зависимости ущерба от отклонения параметров системы Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
154
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА / ПОТЕРИ / ПОВЕРХНОСТИ КАЧЕСТВА / SECURITY / SYSTEM / LOSSES / SURFACE QUALITY

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Краснов Сергей Иванович, Лебедев Алексей Михайлович

В статье рассмотрено качество авиационной безопасности как услуги, так и качество персонала службы авиационной безопасности, технических средств обеспечения и качества выполнения работ. Предложена структура критериев качества на основе новых тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Краснов Сергей Иванович, Лебедев Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AVIATION SECURITY QUALITY CRITERIA DEVELOPMENT BASED ON LOSS QUADRATIC DEPENDENCE ON DIVERGENCE OF SYSTEM PARAMETERS

The paper studies quality of aviation security qua service, aviation security service personnel, security engineering, performed works and based on recent trends quality criteria structure.

Текст научной работы на тему «Разработка критериев качества авиационной безопасности на основе квадратичной зависимости ущерба от отклонения параметров системы»

УДК 629.735:629.7(07):658/562:621.396:681.5:338.45(075.8)

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ КВАДРАТИЧНОЙ ЗАВИСИМОСТИ УЩЕРБА ОТ ОТКЛОНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМЫ

В статье рассмотрено качество авиационной безопасности как услуги, так и качество персонала службы авиационной безопасности, технических средств обеспечения и качества выполнения работ. Предложена структура критериев качества на основе новых тенденций.

Ключевые слова: авиационная безопасность, система, потери, поверхности качества.

Понятие авиационной безопасности и соответственно качества авиационной безопасности выделилось из концепций безопасности полетов и связанного с ней качества сравнительно недавно. Поэтому при формулировании требований к качеству авиационной безопасности необходимо учесть последние тенденции, возникшие в управлении качеством. Качество авиационной безопасности как качество услуги проявляет себя через восприятие пассажиров, перевозчиков и других потребителей и характеризуется как логическая переменная или бинарная величина.

Рассмотренное качество авиационной безопасности является следствием качества выполнения работ (досмотров, проверок), качества персонала службы авиационной безопасности (САБ) и качества технического оборудования обеспечения авиационной безопасности (ТСО АБ). Определение последних составляющих качества авиационной безопасности значительно более сложная задача и характеризуется более широким набором понятий. В конечном итоге должны существовать критерии качества для каждой составляющей. Критерии могут быть функциями логических переменных или функциональными зависимостями этих переменных, или комбинацией этих двух критериев. В настоящее время в общей теории управления качеством появились новые концептуальные подходы. В течение последних столетий существовал принцип Тейлора, который ввел функцию потери качества. Если контролируемый параметр находится в пределах поля допуска (Х^т^^), то объект контроля считается годным (рис. 1а), где F-функция потери качества.

С.И. КРАСНОВ, А.М. ЛЕБЕДЕВ

F А

F

1

1

Ximin

Ximax

Ximin

Ximax

а

б

Рис. 1. Функции потери качества: а - функция потери качества по Тейлору; б - функция потери качества по Тагучи

В послевоенные годы функцию потери качества пересмотрел Тагучи, и он ввел ее как параболу, вписанную в участок, где она по Тейлору равна нулю [1], при этом: Хін - номинальное

ница допуска; Х;ш;п - нижняя граница допуска; Т - ширина поля допуска; Х; - текущее значение контролируемого параметра, тогда

Тагучи предложил оценивать тот ущерб, который некачественная продукция может причинить обществу. Ущерб, который терпит заказчик из-за несоблюдения его требований, пропорционален квадрату величины отклонения показателей качества. Это надо учитывать, устанавливая требования к качеству производственных процессов.

Формулированием требований к критериям качества занимался Ф. Кросби, который получил связь зависимости отклонения контролируемых параметров от показателя качества. Интегрированным показателем качества выступает ущерб потребителя

где к-коэффициент пропорциональности; а; - весовой коэффициент отклонения контролируемого параметра от номинального значения АХг. = Х{ - ХЫом.

Аналогичные критерии качества были введены Л.Г. Евлановым [2]. Подробное исследование этих критериев приведено в работе [3].

Такие критерии представляют собой функцию нескольких вещественных переменных. Область их определения представляет собой п-мерное пространство, ограниченное гиперэллипсоидом качества в пространстве контролируемых параметров и эллиптическим гиперцилиндром, если учитывать наличие контролируемых параметров, ограниченных с одной стороны. С учетом значения критерия качества, которое представляет собой (п+1) - мерную компоненту, это будет гиперповерхность качества.

Как правило, такая гиперповерхность является выпуклой или вогнутой в зависимости от знакопостоянства матрицы Г ессе. В области допустимых значений контролируемых параметров существует экстремум (максимум или минимум) показателя качества. Поверхности уровня этой гиперповерхности качества являются изоквантами. В целом гиперповерхность будет эллиптическим гиперпараболойдом, сечение ее гиперплоскостью параллельной плоскости контролируемых параметров будет гиперэллипсойдом. Вид поверхности для трехмерного пространства представлен на рис. 2.

значение контролируемого признака; Хі

+ X,

і тах

, X

верхняя гра-

2

ітах

ітах

W - критерий качества

Рис. 2. Вид поверхности качества

Применение квадратичных критериев качества позволит повысить качество авиационной безопасности. Определение параметров критерия качества можно провести, основываясь на методах статистического анализа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровская Л.Н. Современные методы обеспечения безопасности сложных технических систем. - М.: Логос, 2003.

2. Евланов Л.Г. Контроль динамических систем. - М.: Наука, 1967.

3. Лебедев А.М. Теория и методы синтеза автоматизированных систем диагностического управления, контроля и испытаний бортовых систем и комплектов воздушного судна в целях обеспечения летной годности и безопасности полетов: монография. - Ульяновск: УВАУ ГА, 2005.

AVIATION SECURITY QUALITY CRITERIA DEVELOPMENT BASED ON LOSS QUADRATIC DEPENDENCE ON DIVERGENCE OF SYSTEM PARAMETERS

Krasnov S.I., Lebedev A.M.

The paper studies quality of aviation security qua service, aviation security service personnel, security engineering, performed works and based on recent trends quality criteria structure.

Key words: security, system, losses, surface quality.

Сведения об авторах

Краснов Сергей Иванович, 1959 г.р., окончил Всесоюзный юридический заочный институт (1985), кандидат философских наук, ректор УВАУ ГА (И), автор более 40 научных работ, область научных интересов - комплекс вопросов обеспечения авиационной безопасности.

Лебедев Алексей Михайлович, 1947 г.р., окончил Казанский авиационный институт (1971), доктор технических наук, профессор кафедры естественно-научных дисциплин УВАУ ГА, автор более 120 научных работ, область научных интересов - безопасность полетов, математическое моделирование испытаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.