Научная статья на тему 'Геометрическое представление критерия качества функционально не связанных бортовых систем воздушного судна'

Геометрическое представление критерия качества функционально не связанных бортовых систем воздушного судна Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
69
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Зубков Борис Василевич, Лебедев Алексей Михайлович

Воздушное судно содержит в своем составе ряд бортовых систем, которые между собой функционально не связаны. В этом случае гиперповерхность качества разбивается на несколько гиперповерхностей и контрольные параметры не связанных систем должны лежать в пределах собственных гиперэллипсоидов качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Зубков Борис Василевич, Лебедев Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геометрическое представление критерия качества функционально не связанных бортовых систем воздушного судна»

2008 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 135

серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов

УДК 656.7

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КРИТЕРИЯ КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНАЛЬНО НЕ СВЯЗАННЫХ БОРТОВЫХ СИСТЕМ ВОЗДУШНОГО СУДНА

Б.В. ЗУБКОВ, А.М. ЛЕБЕДЕВ

Воздушное судно содержит в своем составе ряд бортовых систем, которые между собой функционально не связаны. В этом случае гиперповерхность качества разбивается на несколько гиперповерхностей и контрольные параметры не связанных систем должны лежать в пределах собственных гиперэллипсоидов качества.

Совокупность контрольных параметров воздушного судна представляет собой «-мерного пространство переменных (х1,х2,..., хп ), где хг - контрольный параметр; г- номер контрольного параметра;

п - количество контрольных параметров.

Задача разделения пространства контрольных параметров на несколько подпространств актуальна для обеспечения контролепригодности и диагностирования. Снижение размерности пространства контрольных параметров позволяет упростить контрольно-проверочную аппаратуру и уменьшить объемы необходимой памяти управляющих ЭВМ. В работе [1] показано, что эта задача эквивалентна разбиению единой матрицы контрольных параметров на отдельные диагностические подматрицы бортовых систем.

В составе бортовой системы можно выделить два основных типа контрольных параметров: дискретные (бинарные) и аналоговые. Часть аналоговых параметров может быть функционально связана

некоторой функцией Щ. = Щ(х1,х2,...,хп ), где п.- количество контрольных параметров, а т - число

бортовых систем

]=т

Еп. =п.

1=1

Бинарные сигналы не входят в функциональную зависимость и должны быть в норме. Если принять за норму значение бинарного сигнала, равного единице, то критерий качества бортовой системы можно записать как нестрогое неравенство

П хЖ ( х1’ х2’-'-’ хп. Щ

¡=1

где Щ - требуемое значение критерия качества ]-й бортовой системы.

ч

Этому неравенству соответствует область контрольных параметров, которая является гиперэллипсоидом [2, 3]. Рассматривая две не связанные функционально бортовые системы, можно записать условие их годности в виде композиции неравенств (уравнения гиперэллипсоидов приведены к каноническому виду)

¡=«1 х 2 Е % £ 1, 1=1 а

г=п „2

Е% £ 1.

г=п1 +1 а

Если таких бортовых систем т , то это будет композиция т неравенств

г=т1 х2 _____________

Е £ 1 1 =1 т. 1=1 а

В пространстве пт параметров это будут гиперэллипсоиды качества, а в исходном п-мерном пространстве это будут гиперэллиптические цилиндры с образующими, параллельными остальным осям (п — т1) - мерного пространства.

Если же бортовые системы функционально связаны, то контрольные параметры ВС должны располагаться внутри единого n-мерного гиперэллипсоида. Каждой отдельной бортовой системе соответствует гиперэллипсоид меньшей размерности, являющийся сечением единого гиперэллипсоида. Эти результаты можно проиллюстрировать на примере трехмерного пространства, что представлено на рис. 1.

В работе [4] показано, что можно выбрать критерий качества таким образом, что разложение гиперповерхности качества при увеличении членов разложения (ряд четный) будет стремиться в пределе ги-перламеноиду. В предел гиперламеноид стремится к гиперпараллелепипеду, который позволяет устремить к нулю дефект назначения допусков.

Х3

Рис. 1. Сечения единого эллипсоида на эллипсоиды меньшей размерности

Такой подход может быть еще одним решением задачи проведения разделяющих гиперплоскостей в ^мерном пространстве контрольных параметров [5,6].

Такими разделяющими плоскостями могут быть плоскости, касательные к вершинам гиперлами-ноида или гиперплоскости, образующие грани гиперпараллелепипеда. Г еометрический пример разделения двумерного пространства контрольных параметров на диагностическое фактор-множество состояний приведены на рис. 2.

Допусковый контроль воздушного судна, состоящего из нескольких бортовых систем, контрольные параметры которых функционально не связаны, сводится к контролю совокупности отдельных гиперэллипсоидов.

Рис. 2. Разделение пространства контрольных параметров

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебедев А.М. Разработка структуры математического и информационного обеспечения интегрированных систем диагностического управления и контроля, обеспечивающих помощь экипажу и службам УВД в особых ситуациях // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов, № 86(4), 2005. С. 51 - 56.

2. Евланов Л.Г. Контроль динамических систем/Л.Г. Евланов. - М.: Наука, 1982 - 423 с.

3. Лебедев А.М. Исследование достоверности допускового контроля // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов, № 86(4), 2005. С. 65 - 70.

4. Лебедев А.М. Исследование критерия качества бортовой системы, реализующей минимальное отклонение переходного процесса реальной системы от переходного процесса расчетной системы // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов, № 122, 2007. С. 12 - 16.

5. Стариков А.И., Соркисов А.С. Бортовые интеллектуальные системы управления комплексами оснащения ЛА. - М.: МАИ, 1994.

6. Дмитриев А.К., Мальцева П. А. Основы теории построения и контроля сложных систем. - Л.: Энергоатомиздат. Ле-нингр. отдел-ие, 1988. - 192.

GEOMETRICAL REPRESENTATION OF CRITERIUM OF AIRCRAFT SYSTEMS WHICH ARE NOT FUNCTIONALLY INTERCONNECTED

Zubkov B.V., Lebedev A.M.

The aircraft has a number of system which are not functionally interconnected. In this case the quality hypersurface is split into several hypersurfaces and the test parameters of the non-interconnected systems shall lie within their own quality hyperellipsoids.

Cведения об авторах

Зубков Борис Василевич, 1940 г.р., окончил КИИГА (1966), действительный академик Академии наук авиации и воздухоплавания, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ ГА, автор более 120 научных работ, область научных интересов - вопросы обеспечения безопасности полетов и жизнедеятельности, авиационной безопасности.

Лебедев Алексей Михайлович, 1947 г.р., окончил КАИ (1971), кандидат технических наук, профессор кафедры естественно-научных дисциплин УВАУ ГА, автор более 50 научных работ, область научных интересов -безопасность полетов, математическое моделирование испытаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.