Научная статья на тему 'Разработка комплексной модели формирования креативного подхода в условиях непрерывного образования'

Разработка комплексной модели формирования креативного подхода в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБОГАЩАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФРЕЙМ / ФРЕЙМ-ТЕХНОЛОГИЯ / CREATIVITY / PEDAGOGICAL SUPPORT / CONTINUING EDUCATION / CONCENTRATED LEARNING / ENRICHING LEARNING / PRACTICE-ORIENTED LEARNING / FRAME / FRAME-TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Елена Евгеньевна, Львова Мария Вадимовна, Плешков Александр Владимирович

В статье были изучены теоретико-методологические основы формирования креативности студентов в отечественной и зарубежной педагогике. Разработаны концептуальные основы и модель педагогического сопровождения креативности студентов в условиях непрерывного образования. Выявлены принципы и педагогические условия реализации модели педагогического сопровождения формирования креативности в условиях непрерывного образования. Данное исследование помогло осуществить экспериментальную проверку эффективности педагогического сопровождения формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Елена Евгеньевна, Львова Мария Вадимовна, Плешков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A COMPLEX MODEL OF FORMATION OF A CREATIVE APPROACH IN THE CONDITIONS OF CONTINUOUS EDUCATION

The article studied the theoretical and methodological foundations of the formation of students ' creativity in domestic and foreign pedagogy. Conceptual bases and model of pedagogical support of creativity of students in the conditions of continuous education. Principles and pedagogical conditions of realization of model of pedagogical support of formation of creativity in the conditions of continuous education. This study helped to carry out an experimental test of the effectiveness of pedagogical support for the formation of students ' creativity in the context of continuing education.

Текст научной работы на тему «Разработка комплексной модели формирования креативного подхода в условиях непрерывного образования»

9. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. М.: «Эйдос», 2013. 73 с.

10. Шувалов А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 18-33.

11. Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Высшее образование как зеркало растворенной культуры // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2006. №11. С. 9-12.

12. Шутенко Е.Н., Шутенко А.И. Социокультурные основы самореализации студенческой молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 8. С. 135-141.

13. Шутенко Е.Н. Психологическое здоровье молодежи в условиях социокультурных трансформаций современного общества // Психолог. 2018. № 3. С. 32-40.

14. Ryff C.D., Singer B. The contours of positive human health // Psychological inquiry. 1998. V. 9. №. 1. P. 1-28.

Педагогика

УДК:378.147:37.013.75

доктор педагогических наук, профессор Щербакова Елена Евгеньевна

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Львова Мария Вадимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

аспирант Плешков Александр Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье были изучены теоретико-методологические основы формирования креативности студентов в отечественной и зарубежной педагогике. Разработаны концептуальные основы и модель педагогического сопровождения креативности студентов в условиях непрерывного образования. Выявлены принципы и педагогические условия реализации модели педагогического сопровождения формирования креативности в условиях непрерывного образования. Данное исследование помогло осуществить экспериментальную проверку эффективности педагогического сопровождения формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования.

Ключевые слова: креативность, педагогическое сопровождение, непрерывное образование, концентрированное обучение, обогащающее обучение, практико-ориентированное обучение, фрейм, фрейм-технология.

Annоtation. The article studied the theoretical and methodological foundations of the formation of students ' creativity in domestic and foreign pedagogy. Conceptual bases and model of pedagogical support of creativity of students in the conditions of continuous education. Principles and pedagogical conditions of realization of model of pedagogical support of formation of creativity in the conditions of continuous education. This study helped to carry out an experimental test of the effectiveness of pedagogical support for the formation of students ' creativity in the context of continuing education.

Keywords: creativity, pedagogical support, continuing education, concentrated learning, enriching learning, practice-oriented learning, frame, frame-technology.

Введение. Главным вектором инновационного формирования РФ на ближайшие годы является выпуск новых профессионалов инновационной деятельности. Специалисты должны обладать широким набором компетенций для самореализации с последующим увеличением количества компетенций. В реалиях сегодняшнего дня, для достижения этих целей, необходимо внедрение концептуально уникальных приемов подготовки профессионалов в рамках отечественных обучающих систем. Совершенствование творческого потенциала образовательного кураторства студентов вузов в рамках постоянного обучения - является одним из способов решения данного вопроса. Всесторонними гранями продуцирования образовательных продуктов и создание комплекса условий, нацеленных на развитие индивидуума посвящены работы Е.В.Бондаревской, И.А.Колесниковой, Н.Е.Щурковой и др. Основной проблемой образования и во взаимодействии преподавателя со студентами, является отсутствие креативной составляющей в методах преподавания. Данная проблема существует в рамках всей высшей школы.

Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является изучение комплексной модели формирования креативного приема в рамках постоянного обучения.

Изложение основного материала статьи. Вопрос разработки творческого потенциала студентов освещали в своих трудах иностранные ученые, например: Д.Гилфорд, П.Торранс и др. Российские педагоги и психологи: М.И.Махмутова, Т.И.Шамова и др. - исследовали проблемы формирования креативного приема к деятельности студентов. В разрезе развития компетенций, данное направление изучали - И.А.Зимняя, Н.В.Янкина и др. В трудах В.И.Андреева, В.Г.Рындак раскрыты общие подходы формирования креативных черт индивидуума. Проблемы креативного воплощения поставленных перед собой целей в креативном образовании изложены А.В.Морозовым, Д.В.Чернилевским. Мысль познания креативности как метода развития индивидуума представлены в трудах в работах Г.Л.Ильина, А.В.Хуторского и др. Разработка педагогической иннновации и освоение литературных источников по данному вопросу изучения, предоставили возможность обнаружить противоречия между:

- имеющимися педагогическими наработками и программами, не отражающие в необходимой степени требования работодателей, и условиями к подготовке профессионалов, на высоте сегодняшних стандартов практики определенной отрасли;

- дефицитом креативности обучающихся как основополагающим компонентом мировоззренческой компетенции индивидуума и компетентностной оценкой степени системы, отвечающей за образовательный процесс ввиду движения к многокомпонентной образовательной системе;

- увеличение числа вариантов педагогического потенциала становления в рамках института и высокой значимостью креативных наклонностей как ценного свойства настоящего профессионала своего дела. Появляется необходимость выявления данных противоречий. Гипотеза исследования - процесс формирования креативности станет результативным, при выполнении ряда условий: представлена направленность педагогического действия на раскрытие творческого потенциала учащихся, как одной из целей воспитательно-образовательной работы вуза в условиях постоянного обучения; научно аргументированы аспекты плодотворного развитие креативности студентов вуза; дана модель образовательного сопровождения развития креативности обучающихся в обстановке постоянного обучения; профессионализм преподавателя института станет отвечать профессиональным запросам, предъявляемым к креативному педагогу. Определены задачи для изучения:

1. Выделить теоретические основы раскрытия творческого потенциала обучающихся в иностранной и российской педагогике.

2. Предложить теоретические основы образовательного сопровождения креативности обучающихся вуза.

3. Раскрыть фундаментальные разработки и педагогические обстоятельства реализации образовательного сопровождения становления креативности.

Выявленные проблемы развития творческого потенциала по основным секторам: 1) Г.В.Сорокоумова (2016) и Е.Е.Щербакова (2017) занимались рассмотрением улучшением роста творческого потенциала в общественном и образовательном континууме [5-71; 2) С.А.Останина (2011), М.В.Печатина (2010) провели анализ развития креативного подхода у старшеклассников как потенциальных студентов вуза; 3) С.М.Кожуховская (2011); Г.И.Мугуев (2010) продемонстрировали совершенствование педагогической системы при образовани, состоящим из нескольких уровней; 4) О.П.Андреева (2011), А.Н.Кленина (2012) разрабатывали педагогические условия формирования профессионалов единого педагогического континуума; 5) С.М.Маркова (2018), О.В.Митченкова (2010) развивали культуру проектирования в условиях образовательного континуума [2-41. Суть педагогического сопровождения мы представляем в согласовании с концепцией Е.Б. Манузиной как систему профессиональной деятельности преподавателя, нацеленную на созидание педагогических критерий, актуализирующих креативность учащихся в образовательном процессе.

Основным методологическим основанием изучение задач формирования креативности, на примере, учащихся-художников считается концепция Дж. Брунера - личный вклад переработки поступающей информации, конфигурация психологического отблеска человеком реальности, формирование связи и взаимодействия между изучаемыми мнениями, явлениями. В согласовании с исследовательскими работами иностранных (Дж.С. Рензулли, С.М. Рейс и др.) и российских ученых (Е.А. Сорокоумова, М.А. Холодная и др.) обогащающее обучение основано на индуктивном подходе. Критерии в процессе образовательного сопровождения нацелены на обогащение, стремление к многокомпанентности и увеличение персональных знаний и умений учащихся, средствами реализации фреймов и квинтэссенции.

Воплощение образовательного сопровождения считается трудным и своеобразным процессом нахождения знаний под управлением педагога. Преподаватель исполняет роль управляющего, который влияет на развитие самообразования обучающегося. Преподаватель становится проводником, осуществляющий помощь в социализации студентов. Социализация студентов разбирается в виде двустороннего акта: во-первых, это процесс, при котором происходит адаптация профессионала, глубокое понимание им предшествующего опыта, приоретение ценных ресурсов профессионального общества, во-вторых - активная позиция, связанного с непрерывной модернизацией в выбранной специальности. Работа в образовательном направлении обучающегося высшей школы рассматривается в виде концепции А.М.Новикова, который обращает внимание на самостоятельный поиск способностей и свойств, которые включают творческую энергичность. Сопровождение формирования креативности учащихся гарантируется эффективностью таких групп педагогических ситуаций, как: законодательных, кадровых, мотивационных, научных и оргметодических, содержательных и материально-технологических.

Система образовательных условий содействует производительности педагогического сопровождения акта формирования творческого потенциала обучающихся, при условии непрерывного образования, базируется на определении заказа к подготовке экспертов, имеющих наклонность к новаторству в работе [1, 81. Стоит обозначить, что руководство подготовкой и проектированием в педагогическом процессе студентов в режиме многокомпонентного обучения имеет вектор на осмысление креативной деятельности через главные составляющие подготовки: оглавление, способы, формы, организации, основы изучения и отношения всех сторон образовательной деятельности (В.Н. Дружинин, М.Н. Скаткин и др.). Продемонстрированы направления, которые подготавливают педагога к креативной деятельности. Собраны составные части программ для роста профессионального мастерства. Научная новизна по направлению 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования: на базе ретроспективного анализа представлен обзор иностранных и российских тезисов к организации образовательного сопровождения формирования творческого потенциала учащихся вуза. Система исследует познания, навыки, права, классификацию благодаря масштабированию количества межпредметных взаимодействий. Научная новизна по направлению 13.00.08 - теория и методика профессионального образования: показана теоретическая основа воплощение образовательной работы, которые направлен на становление творческого потенциала студентов; смоделированы критериальные свойства значений формирования креативности у учащихся, имея в виду, уровневое обучение в высшем учебном заведении: высокий (творческий) - желание решать высокопрофессиональные задачи в профессиональной сфере; средний (надситуативный) - стремление решать нетипичные профессиональные задачи; низкий (ситуативный) - решимость справиться с простой профессиональной задачей.

Модель отображает все качественные характеристики педагогического процесса: дуалистичность, направленная на формирование ценностных ориентаций личности, соединение формы и содержания, показывает уникальность работы преподавателя, стремящуюся на воплощение педагогического сопровождения развития креативности.

В согласовании с отмеченными теоретическими материалами изучения смоделирован пример педагогического сопровождения развития креативности учащихся в русле непрерывного образования;

аргументированы основы и педагогические обстоятельства ее реализации. Созданная модель разрешает разглядеть и разбирать связи составных частей педагогического действия, образовательные ситуации и специфические черты образовательной и поэтапной работы, конструировать, предсказывать деятельность преподавателя с целью моделирования.

Выявлены конкретные основополагающие и оргметодические принципы, на которые мы ориентировались при создании и практической работе модели педагогического сопровождения развития креативности студентов; изучено обучение учащихся к вузу как составляющая комплекса постоянного обучения как способ увеличения уровня квалификации.

Теоретическая значимость исследования (13.00.01): сконцентрирована суть креативного сотрудничества, как образовательного явления, который влияет на профессиональный и личностный подъем профессорско-преподавательского состава и студентов вуза.

Работа развивает фундаментальные знания о методиках возведения образовательного сопровождения формирования креативности обучающихся, способствуя адаптации к жизни в социуме. Практическая значимость рассмотренного материала с позиции педагогики произведено в представлении системы проведения лекций и практических семинаров в согласовании с парадигмами обогащающего, концентрированного, практико-ориентированного изучения, фреймирования. Теоретическая значимость исследования (13.00.08): сконцентрирована в определении составных частей креативности и критериальных данных сформированности творческого потенциала обучающихся в институте, которые позволяют собрать данные по мониторингу результатов образовательного сопровождения развития составных частей творческого потенциала; в составлении ряда положений педагогических условий, которые позволяют предоставлять педагогическое сопровождение формирования студентов и профессорско-педагогического состава в системе вуза. Итоги изучения и наработанные результаты найдут широкое применение в вузах по различным направлениям профессиональной подготовки.

Выводы. Изучение теоретических исследований разрешило квалифицировать фундаментальные основы, которые опираются на включении мыслей концентрического, практико-ориентированного, обогащающего процесса и исследования концепции обучающих фреймов - улучшения действия образовательного сопровождения. Представлена модель педагогического сопровождения формирования креативности учащихся, интегрирующая связь составляющих обучающего действия, которая позволяет моделировать работу педагога и отражает задачу формирования креативности. Проанализирован конструкт креативности, собраны этапы значений становления креативности у обучающихся, проанализированы уровни креативности (мотивационно-целевая составляющая, включающая слаженные мотивы и значения, цели профессионала, которые отображают осознание общественной значительности товаров профессиональной работы и делают личные цели и способности самообразования; рефлексивно-творческий навык, который регулирует учебно-профессиональную деятельность, самоопределение; когнитивно-содержательную составляющую, которая подразумевает присутствие профессиональных познаний и умений, располагающих к результативной деятельности в выбранной профессии, что разрешает воплотить в жизнь прогноз значений формирования креативности у студентов вуза и усовершенствовать процесс изучения.

Ключевым аспектом является динамика навыка работы учащихся, обнаруженная в поступательном перемещении от начального к промежуточному и дальше к завершающему уровню становления: невысокий (ситуационный) - возможность применять в решении стандартные профессиональные задачи; средний (надситуацонный) - умение показывать результаты неординарные задачи, связанные с выбранной профессией; наибольший (творческий уровень) - с радостью улаживать масштабные профессиональные задачи. Количественным показателем выступает процент абитуриентов, которые достигли кое-какого смысла формирования творческого навыка. Более высококачественным показателем выступает черта методов работы студентов и самоорганизации.

Литература:

1. Ефременкова Е.Н., Щербакова Е.Е. Креативность студентов как фактор профессионального развития // Инициативы XXI века. Всероссийский научный и общественно-просветительский журнал. - №3. - Н. Новгород, 2012.

2. Маркова, С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 3.URL:http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no3 (дата обращения: 13.11.2018).

3. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 20. URL:

http://www.mininuniver.rU/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/201409%203/Markova_S.M._Cyplakova_S.A..p

df 11 (дата обращения: 11.11.2018).

4. Маркова С.М. Модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения [Текст] / С.М. Маркова, В.Г. Горлова // Вестник Мининского университета. - 2014 - №1 - URL:

http://www.mininuniver.m/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014-070/o201/markova_Gorlova.pdf (дата

обращения: 12.11.2018).

5. Мухина Т.Г., Щербакова М.В. Щербакова Е.Е. Дизайн-образование: особенности развития креативности будущих дизайнеров: Монография / Е.Е. Щербакова и др. - Н. Новгород: Мининский университет, 2015, 90 с.

6. Щербакова Е.Е., Щербакова М.В. Педагогическое сопровождение формирования креативности будущих дизайнеров // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2013 - № 4 (41).

7. Щербакова Е.Е., Щербакова М.В. Динамика сформированности креативности у студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна / Условия развития профессиональной личности. Коллективная монография. Под ред. Г.В. Сорокоумовой. - Н.Новгород, НФ УРАО, 2016, 98 с.

8. Щербакова Е.Е. и др. Принципы построения предметно-пространственной среды в образовательной организации // "International Electronic Journal of Mathematics Education". - 2016 - Volume 11 Issue 10 URL: http://iejme.com/makale/1614

Педагогика

37.042.2 + 379.8.092

аспирант Щербакова Олеся Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ЭМПАТИЯ И РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье затронуты вопросы изучения профессионально важных личностных качеств в структуре готовности к профессиональной деятельности. В работе рассмотрены понятия «психологическая готовность к профессиональной деятельности», «профессионально важные личностные качества», «готовность будущего специалиста социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья». В статье представлен анализ результатов констатирующего эксперимента, сделан вывод о недостаточной сформированности эмпатии и рефлексивности у студентов социально-культурного профиля и предложены пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: эмпатия, рефлексивность, профессионально важные личностные качества, социально-культурная деятельность, студенты социально-культурного профиля, дети с ограниченными возможностями здоровья, психологическая готовность.

Annotation. The article touches upon the issues of professionally important personal qualities in a structure of professional readiness. The study reviews the concepts of psychological readiness to professional activity, professionally important personal qualities and readiness of a future social and cultural expert to work with disable children. The article analyzes the results of stating experiment, concludes insufficient level of empathy and reflexivity in students majoring in social and cultural studies and propose a solution this problem.

Keywords: empathy, reflexivity, professionally important personal qualities, social and cultural activities, students majoring in social and cultural studies, children with disabilities, psychological readiness.

Введение. Социально-культурная деятельность предоставляет широкие возможности для осуществления коррекции трудностей в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) и их успешной социализации в обществе. Специалисты, предоставляющие услуги в области социально-культурной деятельности, для успешной профессиональной самореализации и повышения своей конкурентноспособности на рынке труда должны обладать сформированной готовностью к работе с данной категорией детей.

Под готовностью будущего специалиста социально-культурного профиля к работе с детьми с ОВЗ мы понимаем профессионально-личностную характеристику выпускника вуза, определяющую его возможность выполнять профессиональные функции в социокультурной сфере с детьми с ОВЗ. Данная характеристика отражает уровень развития способности молодого специалиста к проектированию и реализации социально-культурных, образовательных и культурно-досуговых программ для детей данной категории, включающей в себя систему знаний и умений, навыков их применения в решении конкретных профессиональных задач, а также психологическую готовность к работе с детьми с ОВЗ [6].

Мы рассматриваем психологическую готовность к профессиональной деятельности как сложное, динамически развивающееся, комплексное образование, включающее ценностные ориентации, установки, мотивы, профессиональные компетентности и профессионально важные личностные качества.

Психологическая готовность как компонент готовности к профессиональной деятельности изучалась в работах А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, В.Ф. Жуковой, В.Г. Зазыкина, А.Н. Иноземцевой, Л.А. Кандыбовича, В.Д. Шадрикова и др.).

Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности - это психическое новообразование, которое характеризуется направленностью студента на значимую деятельность, наличием мотивации и эмоционального настроя, знаниями о содержании и особенностях работы, овладением ее технологиями, а также сформированностью профессионально важных личностных качеств - рефлексивных и эмпатических способностей, коммуникативных умений, обеспечивающее успешность профессиональной деятельности [2].

Вопросы формирования профессионально важных качеств рассмотрены в трудах отечественных исследователей А.А. Бодалева, А.А. Деркач, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.Д. Шадрикова и др.

Профессионально важными являются качества будущего специалиста, необходимые для успешного освоения конкретной трудовой деятельности и ее эффективного выполнения.

Проблеме формирования профессионально значимых качеств личности специалистов различных профессий типа «человек - человек» в процессе профессионального обучения в вузе посвящены работы З.А. Арскиевой, Ф.Н. Гоноболина, А.А. Деркача, О.П. Журавлевой, А.Б. Каганова, А.В. Лапшиной, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Н.Е. Трофимовой, Н.А. Строговой, Е.Г. Чистяковой, В.Д. Шадрикова.

Исследования отдельных профессионально важных личностных качеств студентов социально-культурного профиля представлены в работах А.В. Лапшиной, К.Ю. Сидоровского и др.

На основании анализа научной литературы по данной проблеме необходимо констатировать, что вопрос формирования профессионально важных личностных качеств студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» остается недостаточно разработанным в теории и методике профессионального образования и нуждается в дальнейшем теоретическом обосновании и практическом изучении.

Анализ педагогической и психологической литературы позволил к наиболее профессионально важным личностным качествам специалистов социально-культурного профиля для осуществления профессиональной деятельности с детьми с ОВЗ, в ряду других, отнести эмпатию и рефлексивность.

Роль эмпатии в профессиональной деятельности изучалась многими отечественными и зарубежными исследователями: С.Б. Борисенко, А.Р. Вагаповой, Р. Гринсоном, Е.А. Ичаловской, К. Роджерсом, И.В. Саламатиной, О.И. Цветковой, И.А. Шондиной, А.Е. Штейнмецом, И.М. Юсуповым и др.

Актуальность изучения уровня развития эмпатийности у студентов обусловлена тем, что:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.