Научная статья на тему 'Теория и методика педагогического моделирования развития креативности будущих педагогов в профессиональном образовании'

Теория и методика педагогического моделирования развития креативности будущих педагогов в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / БАКАЛАВРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / CREATIVITY / DEVELOPMENT / STRUCTURAL-SUBSTANTIAL MODEL / PEDAGOGICAL MODELING / BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варлакова Ю.Р.

Статья посвящена проблеме развития креативности бакалавров педагогического образования в вузе. В статье описывается последовательная реализация структурно-содержательной модели развития креативности бакалавров педагогического образования в вузе. В качестве условий развития креативности предлагается включение студентов в деятельность по решению профессиональных задач, обогащение содержания образования жизненным опытом студентов, обеспечение проблемного характера образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варлакова Ю.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY AND METHODOLOGY OF CREATIVITY DEVELOPMENT OF PEDAGOGIC EDUCATION BACHELORS IN PROFESSIONAL EDUCATION

This article is devoted to a problem of creativity development of pedagogic education bachelors at university. The article describes a consecutive realization and productivity of structural-substantial model of creativity development of pedagogic education bachelors in educational process. As a conditions of creativity development the inclusion of students in activities for solving professional tasks, enrichment of education content by students life experience, ensuring problem nature of educational process are suggested.

Текст научной работы на тему «Теория и методика педагогического моделирования развития креативности будущих педагогов в профессиональном образовании»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-39-44

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Варламова Ю.Р.

ORCID: 0000-0002-6060-555Х, БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», г. Сургут, Российская Федерация

Статья посвящена проблеме развития креативности бакалавров педагогического образования в вузе. В статье описывается последовательная реализация структурно-содержательной модели развития креативности бакалавров педагогического образования в вузе. В качестве условий развития креативности предлагается включение студентов в деятельность по решению профессиональных задач, обогащение содержания образования жизненным опытом студентов, обеспечение проблемного характера образовательного процесса Ключевые слова: креативность; развитие; структурно-содержательная модель; педагогическое моделирование; бакалавры педагогического образования; профессиональное образование; методы обучения.

THE THEORY AND METHODOLOGY OF CREATIVITY DEVELOPMENT OF PEDAGOGIC EDUCATION BACHELORS IN PROFESSIONAL EDUCATION

Varlakova Yu.R.

ORCID: 0000-0002-6060-555X, Surgut State University, Surgut, Russian Federation

This article is devoted to a problem of creativity development of pedagogic education bachelors at university. The article describes a

consecutive realization and productivity of structural-substantial model of creativity development ofpedagogic education bachelors in educational process. As a conditions of creativity development the inclusion of students in activities for solving professional tasks, enrichment of education content by students life experience, ensuring problem nature of educational process are suggested.

Keywords: creativity; development; structural-substantial model; pedagogical modeling; bachelors of pedagogical education; professional education; methods.

В результате введения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения высшее профессиональное образование претерпело значительные изменения. Во главе угла в обучении становится формирования умения действовать, в том числе в нестандартных ситуациях. Для будущих педагогов важнейшей способностью является умение быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства, обладать гибкостью и оригинальностью мышления, что обусловливает значимость развития креативности будущих педагогов.

Для решения данной задачи мы спроектировали спроектирована структурно-содержательная модель развития креативности бакалавров педагогического образования. Под моделированием мы вслед за В.А. Штоффом понимаем исследование педагогических объектов посредством структурирования понятийных, процессуальных, структурных и концептуальных характеристик и отдельных «сторон» образовательного процесса в пределах определенного социокультурного пространства. Моделирование в педагогике - это определение целей создания процесса и основных путей их достижения [2].

В педагогическом моделирование важную роль играет подбор условий, направленных на реальное осуществление необходимого нам вида деятельности в процессе ее проектирования и реализации. Следовательно, основная цель модели нами рассматривается как обоснование и актуализация педагогических условий развития

креативности студентов. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выбор подходов в образовании на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся с целью конкретизации используемых средств и методов деятельности. Решение задачи происходит с помощью внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, направленных на развитиеличности.

2. Активизация учебной деятельности студентов посредством реализации форм и технологий обучения, повышающих мотивацию к учебной деятельности.

3. Определение педагогических условий, направленных на развитие креативности студентов и проверка их результативности.

4. Выявление и характеристика этапов развития креативности студентов.

5. Определение критериев и показателей креативности будущих педагогов.

6. Проведение анализа, систематизации и обобщения результатов, полученных в процессе реализации модели [3].

Разработку нашей модели мы начинали с того, что определились с подходами к обучению. Подход считается основой развития как педагогической теории, так и практики, являясь основой для выбора методов обучения и воспитания. В нашем исследовании ведущими подходами являются деятельностный и личностно ориентированный.

Педагог, руководствующийся деятельностным подходом к обучению решает задачу развития у обучающихся умения осуществлять деятельность. Личностно ориентированное обучение применяется педагогом с целью реализации демократического стиля в обучении, ориентирующегося на личность студентов.

Дня реализации цели нашего исследования мы поставили задачу отобрать и адаптировать к учебному процессу наиболее подходящие педагогические технологии обучения. Образовательный про-

цесс мы строили, опираясь на технологию проблемного обучения, направленную на развитие креативности студентов с помощью специально подобранных и адаптированных профессиональных задач. Решая подобные задачи, обучающиеся сами добывают необходимые знания и погружаются в профессиональную деятельность Нами также применялись интерактивные методы обучения, посредством которых осуществлялось моделирование предметного и социального содержания образовательной деятельности. На учебных занятиях развитие креативности происходило посредством креативных техник, практико-ориентированных кейсов, деловых игр, тренингов [1].

Педагогические условия развития креативности являются основой с надстройкой, представленной компонентами, формами, этапами, методами, средствами. По нашему мнению, развитие креативности будет более эффективным при внедрении следующих педагогических условий: 1) обогащение содержания образования студентов посредством их жизненного опыта; 2) включение студентов в деятельность по решению профессиональных задач; 3) применение технологии проблемного обучения в образовательном процессе студентов.

Реализация нашей модели проводилась в 3 этапа:

1 этап (подготовительный) - был нацелен на формирование ценностного отношения студентов к обучению и к будущей профессиональной деятельности, приобретение необходимых знаний о творчестве, креативности, формировалась первичная готовность к педагогической деятельности.

2 этап (основной) - студенты изучали теоретические основы творческой деятельности, различные методики развития креативности, овладевали методами и приемами решения нестандартных профессиональных задач, углубляли теоретические знания. Содержание обучения было направлено на формирование личностно-значимых способов учебно-профессиональной деятельности с учетом жизненного опыта студентов. Студенты также получали знания основ методики обучения и воспитания, нормативно-правовой базы в об-

ласти образования, развивали оригинальность и беглость мышления с помощью различных педагогических ситуаций.

3 этап (профессионально-деятельностный) - в процессе прохождения педагогической и преддипломной практики осуществлялась актуализация креативности. На данном этапе осуществляется диагностика уровня вербальной и невербальной креативности в соответствии с определенными нами критериями и показателями.

Каждый этап процесса направлен на формирование конкретного компонента креативности: мотивационно-ценностного, когнитивного и праксиологического. Процесс развития креативности сопровождал комплексный анализ, диагностика и рефлексия начальных и конечных особенностей развития компонентов креативности.

Внедрение педагогических условий осуществлялось в соответствии с принципами реализации модели и с учетом особенностей студентов в зависимости от года обучения в университете:

В работе педагога с первокурсниками основными задачами являлись преодоление креативных барьеров и обретение уверенности. Это в частности достигалось посредством проведения тренингов, направленных на преодоление неуверенности, развитие креативности и установление обратной связи между преподавателем и студентом, способствующей развивающей атмосфере на занятиях. По окончании тренинга студенты пишут резюме в виде самопрезентации, где должны быть учтены все индивидуальные особенности и таланты студента.

Педагогическое сопровождение студентов II курса направлено на расширение их когнитивного поля. На лекционных занятиях предпочтение отдавалось интерактивным методам обучения: лекциям с проблемным изложением материала, лекциям-диалогам, лекциям с запланированными ошибками. В научно-исследовательской деятельности осуществлялась актуализация креативности студентов в курсовых проектах, статьях и докладах научных конференций.

Образовательный процесс на Ш курсе отличается усложнением содержания теоретического материала и осваиваемых практических

навыков, но вместе с тем более широкими возможностями для творческой деятельности. Учебный процесс обогащался различными креативными техниками, а также обучающиеся начинают собирать «Портфолио работ», позволяющее отследить индивидуальную траекторию развития каждого студента.

Особенностью педагогического сопровождения студентов IV курса являлось усложнение как содержания, так и формы работы за счет постепенного увеличения самостоятельной работы как в учебной, так и в научно-исследовательской деятельности.

Следовательно, достигается основная цель разработанной нами модели - развитие креативности будущих педагогов, что проявляется в творческом подхода к решению профессиональных задач и успешной реализация в будущей профессиональной деятельности творческого потенциала студентов.

Список литературы

1. Варлакова Ю.Р. Теория и методика развития креативности бакалавров педагогического образования посредством профессиональных задач / В мире научных открытий. 2015. №11.1 (71). С. 488^94.

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2012. 448 с.

3. Лингевич О.В. Исследование развития компетентностей в процессе подготовки будущих учителей в педагогическом вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (166). С. 133-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.