ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 4 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2017 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
издательство
Креативная экономика
разработка комплексной методики оценки и прогнозирования потребностей бизнеса и региона в профессиональных кадрах
Якимова Е.А.1, Андрющенко А.Н. 1
1 Сибирский федеральный университет, институт Управления бизнес-процессами и экономики, Красноярск, Россия
аннотация:_
В данной статье проведен критический анализ существующих методик прогнозирования кадровых потребностей. На основе выявленных ограничений в их применении была сформирована авторская методика прогнозирования кадровой потребности для новых товарных рынков высокотехнологичного и инновационного секторов экономики с учетом особенностей социально-экономического развития региона.
ФИНАНСИРОВАНИЕ. Исследование выполнено при поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках реализации проекта: «Совершенствование информационно-аналитических моделей формирования долгосрочного прогноза потребности в трудовых ресурсах для кадрового обеспечения стратегических направлений социально-экономического, инновационного и технологического развития Красноярского края» (код заявки 2017031301641).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рынок труда, профессиональные кадры, кадровая потребность, востребованные профессии, методика прогнозирования.
Development of a comprehensive methodology for assessing and forecasting business and regional needs in professional staff
Yakimova E.A.1, Andryuschenko A.N. 1
1 Siberian Federal University, Institute of Business Process Management and Economics, Russia
Введение
Основным источником обеспечения благосостояния населения региона является развитый рынок труда, предлагающий населению возможность реализации своих профессиональных знаний и навыков и получения материального вознаграждения, соответствующего качеству и количеству затраченного труда. Со своей стороны, наличие необходимых трудовых ресурсов, соответствующих текущим и перспективным потребностям региона, является одним из ключевых факторов функционирования и эффективного развития региональной экономики [12] (ОыНоу У.Л., Бетоуа Ь.Ы., Stepus ¡.Б., 2010).
Обеспечение работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации является одной из приоритетных задач государственной политики в контексте повышения конкурентоспособности российской экономики, благосостояния и качества жизни населения [11].
Ключевым моментом в решении данной задачи становится совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда и обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Профессиональное образование должно ориентироваться на перспективные потребности рынка труда, и в этих условиях значительно возрастает роль прогностических исследований [11].
Таким образом, целью данной статьи является создание методики оценки и прогнозирования потребностей бизнеса и региона в профессиональных кадрах и профессиональных компетенциях по отраслям с учетом потребностей развивающейся экономики, запросов рынка труда, демографической ситуации и возможностей системы профессионального образования.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• изучить и проанализировать существующие методики оценки и прогнозирования потребностей бизнеса и региона в профессиональных кадрах;
• провести сравнительный анализ данных методик, выявить достоинства и недостатки;
abstract:_
The article critically analyzes the current methods for forecasting staffing requirements. On the basis of revealed limitations in their application, the author has developed the methodology for forecasting the staffing requirements for new commodity markets of high-tech and innovative sectors of the economy, taking into account the peculiarities of socio-economic development of the region. The research was carried out with the support of the Regional state Autonomous institution "Krasnoyarsk regional Fund of support of scientific and scientific-technical activities" within the framework of the project: "Improvement of information and analytical models for the formation of a long-term forecast of the need for labor resources for staffing the strategic directions of socio-economic, innovative and technological development of the Krasnoyarsk Territory".
keywords: labor market, professional staff, staffing requirements, popular professions, forecasting methods
JEL Classification: J20, J23, J44 Received: 31.10.2017 / Published: 31.12.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Yakimova E.A. (ketrin-star0yandex.ru)
citation:_
Yakimova E.A.,Andryuschenko A.N. (2017) Razrabotka kompleksnoymetodiki otsenki i prognozirovaniya pot re b nostey bi z nesa i reg ionavprofessionalnyhkadrakh [Development of a comprehensive methodology forassessing and forecasting business and regional needs in professional staff]. Ekonomika truda.4(4).-323-342. doi: 10.18334/et.4.4.38470
• разработать и описать методический подход к оценке потребностей бизнеса и региона в профессиональных кадрах и необходимых профессиональных компетенциях с учетом выявленных недостатков.
Решение данных задач позволит достигнуть и поддерживать устойчивое равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, а также обеспечить высокий уровень занятости. Тем самым будет внесен существенный вклад в создание достойного уровня жизни в регионе.
Наличие надежных инструментов прогнозирования позволит не только достичь баланса спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда и перераспределить ресурсы в соответствии с задачами инновационного развития экономики, но и выявить несоответствия планов социально-экономического развития региона с его возможностями и проработать различные сценарии и способы достижения поставленных целей [11].
Интерес к проблематике взаимосвязей рынка труда и рынка образовательных услуг у государственных руководителей, научной общественности и общества в целом достаточно высок на протяжении последних десяти лет [12] (ОиНоу У.Л., Бетоуа Ь.Ы., Stepus ¡.Б., 2010).
В ходе исследования был рассмотрен ряд методик (табл. 1), дана их характеристика, выделены особенности использования, а также проведен анализ их достоинств.
Таким образом, исследованные отечественные модели прогнозирования спроса на квалифицированные кадры обладают рядом схожих характеристик. Все методики составления кадровых прогнозов на уровне страны и ее регионов используют эко-нометрические методы, основываются на подходе «требуемых трудовых ресурсов», а в качестве входных параметров используются данные статистики регионов.
На основе проведенного критического анализа возможностей применения был разработан авторский алгоритм прогнозирования для оценки потребностей бизнеса и региона в профессиональных кадрах с учетом стратегических приоритетов научно-технологического развития и формирования новых профессиональных компетенций для инновационных и высокотехнологичных секторов экономики.
об авторах:_
Якимова Екатерина Андреевна, доцент кафедры маркетинга, кандидат экономических наук (ке^т-star0yandex.ru)
Андрющенко Анна Николаевна, студент магистратуры 2-го года обучения (trea1it0yandex.ru)
цитировать статью:_
Якимова Е.А., Андрющенко А.Н. Разработка комплексной методики оценки и прогнозирования потребностей бизнеса и региона в профессиональных кадрах // Экономика труда. - 2017. - Том 4. -№ 4. - С. 323-342. doi: 10.18334М.4.4.38470
Сравнительный анализ методик оценки и прогнозирования потребностей бизнеса и региона
в профессиональных кадрах
Методический Этапы Исходные данные Источники инфор- Достоинства Недостатки
подход мации
А Б В Г Д Е
Краткий отчет 1. Сбор исходных данных; • Статистические • Сбор статисти- • Методика по- • Отсутствие четкого
о разработке 2. Обобщение результатов данные по г. Мо- ческих данных: зволяет построить определения заин-
методологиче- опроса работодателей, экспер- сква: (Росстат, Мое- прогноз потреб- тересованных групп
ских подходов тов и кадровых агентств Общая числен- го рстат, Феде- ностей в кадрах пользователей про-
для детали- 2.1 Организация и проведение ность населения; ральная служба на 20-летний гнозной информа-
зированных опросов; численность эко- государственной период и затем его ции и детализации
расчетов 2.2 Текущая и прогнозная номически актив- статистики, ежегодно уточ- их интересов;
потребности профессиональная структура ного населения, УФМС г. Москва); нять/ корректиро- • Отсутствие обрат-
экономики занятых; занятых и безра- • Анкетирование вать; ной связи от целе-
города Москвы 2.3 Сопоставление результатов ботных; данные и опрос работо- • Опросы экспер- вых групп пользова-
в профес- опроса работодателей, экс- по выпускникам дателей, экспер- тов и кадровых телей информации
сиональных пертов и кадровых агентств образовательных тов и кадровых агентств позволя- о рынке труда;
кадрах и выявление востребованных организаций; агентств. ют построить про- • Отсутствие про-
профессий; данные межрегио- гноз структурных ведения на ре-
3. Анализ результатов сце- нальной трудовой сдвигов в профес- гулярной основе
нарных расчетов потребности миграции); сионально-ква- опросов разных
экономики в профессиональных • Результаты лификационной целевых групп:
кадрах; опросов работо- структуре потреб- работодателей/
4. Предложения по подготовке дателей, экспер- ности в кадрах; кадровых агентств/
профессиональных кадров; тов и кадровых • При прогнози- экспертов для уточ-
5. Рекомендации по формиро- агентств. ровании числен- нения и детали-
ванию системы определения ности занятых зации параметров
потребности работодателей используется кадрового прогноза
в трудовых ресурсах. различные сценарии проигрывания развития экономики.
О
в
д
Прогнозирование потребностей высокотехнологичных секторов экономики в кадрах с высшим профессиональным образованием (Москва)
1. Исходные данные по выпускникам системы профессионального образования высокотехнологичных секторов экономики (ВТСЭ), а также работникам ВТСЭ;
2. Расчет потребностей высокотехнологичных секторов экономики в кадрах с профессиональным образованием
3. Мониторинг, анализ и прогнозирование обеспечения отрасли «информационно-ком-муникационные технологии»
3. Расчет прогнозной ежегодной дополнительной потребности всей экономики и высокотехнологичного сектора экономики ИКТ в специалистах с высшим профессиональным образованием
• Статистика по: подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей экономики государственной системой профессионального образования;составу высокотехнологичных секторов экономики и отраслей ВПК; среднесписочная численность работников в ВТСЭ, среднесписочная численность работников сектора ИКТ.
• Сбор статистических данных: (Росстат, Министерство российской федерации по связи и информатизации; Военно-промышленный комплекс России, Министерство промышленности и торговли РФ);
• Макроэкономическая методика прогнозирования потребностей экономики в кадрах, разработанная Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета
• Позволяет рассчитать количественные показатели численности работников ВТСЭ и ежегодную дополнительную потребность в них по уровням профессионального образования;
• Подробно рассмотрен быстроразвива-ющийся высокотехнологичный сектор экономики «Информационно-коммуникацион-ные технологии» (ИКТ);
• Рассчитаны объемы ежегодной дополнительной потребностей всех отраслей экономики и отрасли экономики ИКТ
по специальностям профиля.
• Отсутствие предложений
и рекомендаций, в т.ч. по устранению выявленной проблемы: (объемы производства (выручка) растут, но при этом численность работников практически не изменяется, а роста заработной платы также не наблюдается);
• Отсутствие опросов работников, работодателей, экспертов в данных областях и кадровых агентств.
со го
со го оо
А Б В Г Д Е
Методика 1. Предварительный анализ • Статистические • Анализ мате- • Методика харак- • Построенные
определения численности занятых в эконо- данные: структура риалов органов теризует систему числовые показате-
потребностей мике региона. занятости эконо- статистики; образования ли нельзя рассма-
в кадрах отра- 2. Проектирование и составле- мически активного • Данные служ- региона с качест- тривать какточную
слей эконо- ние выборочной совокупности населения; бы занятости венной стороны; количественную
мики предприятий. материалы о потребности • Методика по- заявку на подго-
на сред- 3. Разработка инструментария демографиче- в работниках; зволяет оценить товку тех или иных
несрочную исследования. ской статистики; • Объявления структуру про- специалистов;
перспективу А. Организация и проведение численность о вакансиях в га- фессиональной • Недостатки опро-
(Чебоксары) опроса работодателей. экономически зетах и других подготовки с пози- са: малый возврат
5. Организация и ввод данных. активного насе- периодических ции соответствия анкет, трудности
6. Расчет прогнозных показа- ления, занятых изданий. структуре перспек- стимулирования
телей. и безработных; • Дополнитель- тивной востребо- работодателей
7. Интерпретация результатов. • Данные ФГСЗН; ным источни- ванности рабочих к сотрудничеству
• Результаты ком возможно мест; и контроля заполне-
опросов работода- использовать • Показатели ния анкет;
телей. программы соци- относятся ко всем • Прогнозные оцен-
ально-экономи- видам и фор- ки с большей точно-
ческого раз- мам получения стью характеризуют
вития региона, соответствующих востребованность
инвестиционные квалификаций, массовых профес-
программы включая краткос- сий (специально-
и проекты. рочные, вечерние, стей) и в большей
заочные фор- степени относятся
мы, повышение к крупным и сред-
квалификации, ним предприятиям
переподготовку области.
на рабочем месте
и т.д.
73
IЛ 1Л
О <=
73 >
I-
О
> ГО
о дз
т
о о
о сл
чс
го о
О
о
О
О"
ф
О
ф
о ф
3
О"
ф
Востребованные профессии в Арктической зоне России как отражение приоритетов развития экономики макрорегиона
1. Сопоставительный анализ структуры экономики территорий Арктической зоны России и перечней востребованных профессий;
2. Выявление наиболее актуальных профессий в Арктическом регионе с учетом приоритетов экономического развития;
3. Формирование научно обоснованного топ-перечня востребованных профессий;
4. Разработка эффективных способов реализации информационной составляющей профориентации населения.
_В_
• Статистические данные (Арктическая зона (АЗ) в сравнении
с целым по РФ): распределение населения по возрасту; уровень экономической активности и занятости населения; отраслевая структура ВРП по видам экономической деятельности)
• Топ-205 профессий, по которым компании и организации, осуществляющие деятельности на территориях АЗ РФ;
• Список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых
и перспективных профессий;
• Топ-25 востребованных профессий в экономике АЗ РФ
• Статистические данные: Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации, Минтруд России, Базовый центр «Ворлдскиллс Россия»;
• Результаты опроса ведущих компаний-рабо-тодателей АЗ РФ;
• Мониторинг вакансий органов служб занятости населения.
_Д
• Создание обоснованного перечня востребованных профессий;
• Разработка для АЗ РФ про-фессиограммы;
• Рекомендации по налаживанию информирования населения
о востребованных профессиях.
• Отсутствие в методике методов прогнозирования;
• Отсутствие конкретных предложений и рекомендаций по устранению несбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Источник: составлено авторами.
Методический подход к оценке потребностей бизнеса и региона в профессиональных кадрах и необходимых профессиональных компетенциях
Разработанная методика прогнозирования предполагает непрерывный характер процесса прогнозирования, преемственность и сопоставимость прогнозных оценок по различным горизонтам прогнозирования и различной степени детализации, в связи с чем:
• прогноз спроса и предложения рабочей силы на рынке труда региона и потребностей в подготовке необходимых кадров разрабатывается на долгосрочный период и ежегодно уточняется/корректируется;
• прогноз на первые три года позволит определить структурные пропорции (диспропорции) занятости населения для повышения эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов, а также для принятия оперативных управленческих решений и снижения безработицы;
• прогноз на 5-10 лет позволит привести в соответствие структуру подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования требованиям изменяющегося рынка труда;
• прогноз на 15-20 лет позволит усилить позитивный эффект от инвестиций в экономику региона, принимать стратегические решения, проводить системные изменения в сфере образования и на рынке труда, в том числе за счет механизмов государственного регулирования, в соответствии с задачами социально-экономического развития региона.
Долгосрочные прогнозы носят, как правило, альтернативный характер. Как следствие, прогноз спроса и предложения рабочей силы разрабатывается для различных сценариев социально-экономического развития региона, выявляются основные факторы, влияющие на результаты прогнозирования, и анализируется чувствительность прогноза к изменению этих факторов (в краткосрочной и долгосрочной перспективе). На основе полученных результатов осуществляется прогнозирование и планирование потребностей в подготовке необходимых экономике профессиональных кадров.
Алгоритм использования разработанной методики можно представить как последовательность представленных шагов (рис. 1).
Выявление перспективных потребностей бизнеса и региона в профессиональных кадрах и необходимых компетенциях для каждого приоритетного направления развития науки и технологий путем анализа документов стратегического развития ведущих зарубежных стран, России и региона
Основной целью первого шага является выявление приоритетных направлений развития науки и технологий по России в целом и крае в частности, а также оценка спроса на компетенции работников, занятых разработкой и внедрением технологических инноваций по выбранным ключевым областям [15].
Рисунок 1. Алгоритм методики оценки потребностей бизнеса и региона в профессиональных кадрах и необходимых профессиональных компетенциях Источник: составлено авторами.
Научно-технологическое развитие Российской Федерации является одним из приоритетов государственной политики и определяется комплексом внешних и внутренних (по отношению к области науки и технологий) факторов. Реализация приоритетных направлений развития науки, техники и технологий на первом этапе осуществления государственной политики позволяет получить результаты и сформировать компетенции, необходимые для перехода к реализации новых приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации [15].
Выявление перспективных потребностей бизнеса и региона путем анализа документов стратегического развития предполагает рассмотрение таких документов, как: Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.», Проект стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, Распоряжение от 27 декабря 2013 года № 992-р «Об утверждении стратегии управления рынком труда Красноярского края до 2020 года» и т.д.
Стратегии развития края, а также рынка труда предусматривают основные направления развития деятельности органов исполнительной власти края по обеспечению экономики края квалифицированной рабочей силой, соответствующей потребностям экономического развития как по численности, так и по качественным характеристикам.
В связи с этим для предварительного выявления перспективных потребностей бизнеса и региона в профессиональных кадрах и необходимых компетенциях должны учитываться реализуемые в стране и регионе стратегии, поскольку соответствующие меры должны разрабатываться и реализовываться во взаимодействии с предпринимательским, образовательным и научным сообществами.
Определение востребованных компетенций на рынке труда
Для качественного анализа процессов развития экономики проводится систематизированная оценка рынка труда региона. Оценка существующей ситуации и выявление тенденций на рынке труда (в том числе по профессиям и специальностям) базируется на вторичном анализе документов [10].
Статистические данные собираются для выявления динамики численности занятых в экономике, определения кадровых потребностей и тенденций развития занятости в отраслях экономики региона.
Для удобства определение востребованных компетенций на рынке труда подразделяется на два подпункта: выявление существующих востребованных профессий (см. п. 2.1) и выявление тенденций по профессиям будущего (см. п. 2.2).
2.1. Оценка текущей ситуации на рынке труда региона путем выявления наиболее востребованных профессий на краевом рынке труда для высокотехнологичных и инновационных секторов экономики в соответствии с уровнями образования и квалификаций, а также осуществление анализа факторов, влияющих на потребность региона в профессиональных кадрах
Сбор информации, необходимой для построения прогноза, может включать в себя:
• сбор статистических данных от территориальных органов;
• анализ данных службы занятости населения о заявленной работодателями потребности в работниках;
• анализ объявлений - предложений рабочих мест на сайтах трудоустройств, а также периодических изданиях;
• сбор информации о приоритетных направлениях развития региона и страны в целом в среднесрочном и долгосрочном периоде;
• проведение опросов работодателей о численности и перспективной потребности в кадрах;
• проведение опросов молодежи, обучающейся на последних курсах ведущих вузов и ссузов региона, с целью выявления предпочтений при поступлении в учреждение и при трудоустройстве.
Анализ материалов органов статистики позволяет охарактеризовать структуру занятости экономически активного населения, выделить наиболее ресурсоемкие отрасли экономики региона. Сравнение численности работников на протяжении нескольких лет позволит рассмотреть динамику развития отраслей, изменение структуры занятости, перераспределение рабочей силы между отраслями экономики. Вопросы движения рабочей силы можно прослеживать по данным о приеме и выбытии работников. Показатель оборота кадров охарактеризует сменяемость кадрового состава отраслей [9] (Krasnopevtseva I.V., 2013).
Данные службы занятости о заявленной работодателями потребности в работниках тех или иных специальностей основываются на заявках работодателей, направляемых в органы трудоустройства для заполнения вакантных рабочих мест на предприятиях. В целом, на основе данных ФГСЗН, представляется возможным делать вывод о тенденциях предложения рабочих мест, а также разделить профессии по уровням образования и квалификаций [10].
Для корректировки, уточнения и расширения перечня востребованных компетенций следует воспользоваться составляемым в Министерстве труда списком самых востребованных профессий в России, рейтингом востребованных профессий в Красноярском крае, который ежемесячно корректируется и публикуется на сайте Агентства труда и занятости населения Красноярского края, а также исследованиями отдельных рекрутинговых компаний.
В том числе необходимо осуществление анализа факторов, влияющих на потребность региона в профессиональных кадрах. К данным фактором можно отнести программы социально-экономического развития региона, инвестиционные программы и проекты.
Для получения информации о приоритетных направлениях социально-экономического развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе, о запланированных инвестициях, о политике региона, в том числе и в сфере занятости, необходимо проанализировать:
• стратегию социального и экономического развития региона;
• инвестиционный паспорт региона (перечень запланированных инвестиционных проектов с указанием объемов инвестиций и сроков реализации).
Данная информация размещена в открытом доступе. Напрямую в модели прогнозирования информация не вводится, однако она используется в качестве базовых ориентиров при построении прогнозов. Данные по инвестиционным проектам сравниваются с прогнозируемой динамикой экономического роста соответствующих видов деятельности. Информация из стратегических документов анализируется на предмет обоснованности и достижимости указанных ориентиров [11].
2.2 Выявление тенденций по каждому из перспективных направлений развития науки и технологий путем анализа списка будущих профессий по отраслям, сформированного Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив
Современное развитие экономики, науки, техники, углубление процесса разделения труда и его специализации приводят к существенным сдвигам в мире профессий. Ученые отмечают значительные содержательные изменения в рамках отдельных групп профессий.
В настоящий момент рынок труда складывается таким образом, что содержание профессий, которые были классифицированы ранее, не отвечают требованиям, предъявляемым современными работодателями. В связи с этим было проведено масштабное исследование сотрудниками Московской школы управления «Сколково» и Агентства стратегических инициатив «Форсайт компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики в перспективе до 2030 года [1].
Новые отрасли возникают достаточно быстро, и складывается потребность в специалистах, о подготовке которых необходимо задумываться заблаговременно, поэтому выявление тенденций по каждому из перспективных направлений развития науки и технологий является такой же немаловажной частью данной методики.
«Атлас новых профессий» содержит описание характеристик профессиональной деятельности и надпрофессиональных навыков, отмеченных работодателями, в отношении новых перспективных профессий и отмирающих «профессий-пенсионеров». Также для каждой отрасли приводится перечень новых профессий с кратким описанием их рабочих задач. Список этих профессий не является окончательным и исчерпывающим, однако он иллюстрирует те важные изменения, которые ожидают отрасль в ближайшие годы, что и необходимо учитывать [1].
Опрос экспертов - представителей науки, бизнеса и образования о компетенциях, необходимых для работы в условиях новых технологических трендов и «задач будущего»
Для актуализации информации, полученной по результатам анализа планов и прогнозов социально-экономического развития, зафиксированных в различных страте-
гических документах, а также статистических материалов проводится опрос работодателей и предпринимателей.
Методика предполагает следующую последовательность действий исследователя:
• формирование выборки для проведения опроса,
• проведение опроса работодателей,
• обработка форм и агрегирование полученных результатов.
В первую очередь, необходимо собрать сведения о работодателях региона (крупный, средний, малый и микромалый бизнес), содержащие код предприятия по ОКВЭД, юридический и фактический адрес, телефон, факс, должность и фамилию руководителя.
После определения общего числа опрашиваемых предприятий (крупных и малых) необходимо рассчитать число опрашиваемых предприятий по подразделам ОКВЭД.
Затем предлагается реализовать случайную выборку для каждого типа предприятий (малых и крупных) в каждом виде экономической деятельности (ВЭД). На случай отказа или недоступности респондентов в выборочную совокупность следует включить дополнительные предприятия, выбор которых также производится случайным образом из перечня предприятий каждого типа соответствующих ВЭД региона.
Далее организация проведения опроса экспертов предполагает следующую последовательность действий:
• подготовка пакета документов для рассылки,
• рассылка пакетов документов,
• контроль возврата заполненных форм.
Для обработки форм необходимо привлечь также специалистов из сферы образования, владеющих справочными знаниями перечня профессий, специальностей и направлений подготовки, по которым осуществляется прием граждан в учреждениях профессионального образования. Основной задачей таких специалистов является определение для каждой должности, указанной в анкете экспертов, соответствующей специальности (профессии, направления подготовки) по образованию в соответствии с действующими классификаторами и образовательными стандартами на основе:
• кода предприятия по ОКВЭД,
• наименования должности,
• кода должности по Общероссийскому классификатору занятий (ОКЗ),
• требования работодателя к уровню подготовки,
• указанного работодателем образования, необходимого для качественного выполнения должностных обязанностей.
Результаты опроса необходимо привести к единообразным наименованиям (чтобы одни и те же профессии, специальности и т.д. одинаково назывались во всех анкетах).
На основе собранных статистических данных, а также обработки, анализа и ввода полученных результатов опроса экспертов формируется предварительный перечень востребованных профессий и компетенций для региона.
Тенденции развития отрасли/ сектора
Новые организационно-управленческие форматы
Новые рыночные возможности (новые товары и услуги)
Ноаыа рыночные угрозы (замещающие тежноложи)
Задачи, которые можно решить текущим набором ЗУН
Задачи, которые нельзя решить текущим набором ЗУН
Предварительный
Формирование референтных групп экспортом
ФОРСАИТ-СЕССИЯ
Доработка результаюв форсайт-сессий
Верификация результатов с работодателями
НОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Рисунок 2. Схема проведения форсайт-исследования Источник: [8] (Kekkonen A., Sigova S., 20011).
Проведение форсайт-сессий с привлечением экспертов, имеющих опыт работы на управленческих позициях, в кадровых службах высокотехнологичный компаний, для уточнения будущих трендов развития и перечней компетенций в регионе.
Для осуществления корректировки, уточнения и расширения перечня востребованных компетенций в сфере технологических инноваций в разрезе приоритетных направлений научно-технологического развития и создания итогового перечня компетенций кадров необходимо проведение форсайт-сессий [8] (Kekkonen Л., Sigova Б., 2011).
Методология форсайта предполагает выявление трендов, технологий и форматов, которые фактически могут служить основой для формирования долгосрочного кадрового спроса, а выявленные и обозначенные горизонты прогноза являются руководством к формированию разных типов образовательных программ: переквалификации и ДПО на ближнем горизонте (3 года), программ магистратуры на среднем горизонте (3-8 лет) и изменений в программах бакалавриата и специалитета ВПО (8-18 лет) [8] (Кеккопеп Л., Sigova Б., 2011).
Технология проведения форсайт-исследования состоит из трех крупных блоков -предварительного блока подготовки, форсайт-сессии и формирования пакета результатов.
Предварительный блок подготовки включает в себя два крупных вида работ.
Первый вид работ - подготовка содержательных материалов на основании предварительного анализа состояния отрасли. Второй тип работ - подготовка списка участников будущей форсайт-сессии из числа референтных экспертов-отраслевиков [8] (Кеккопеп А., Sigova Б., 2011).
Форсайт-сессия состоит из следующих этапов:
• представление карты тенденций отраслевого развития. В основе данной карты лежит аналитический материал состояния исследуемой отрасли, собранный в ходе подготовительного этапа;
• формирование перечня ключевых элементов развития отрасли из экспертной позиции - списка новых технологий с комментариями и перечня организационно-управленческих форматов, обеспечивающих технологическое продвижение;
• формирование списка новых рыночных возможностей (перечня товаров и услуг, повышающих конкурентоспособность и открывающих новые рынки), а также новых угроз (изменений среды и отрасли, требующих замещения технологий, изменения подхода в проектировании, внедрении и эксплуатации новых продуктов и услуг);
• описание выявленных угроз и возможностей в логике рабочих задач, из которых, фактически, формируется пул будущих рабочих мест (профессий, должностей, функциональных рабочих зон);
• классификация задач по основанию «новое-старое»: на задачи, которые можно решить, не вводя новых образовательных мощностей, и принципиально новые задачи, требующие изменения образовательной структуры;
• перевод новых задач в логику компетенций - комплексных способностей, разворачивающихся в практической деятельности на основании приобретенных знаний, умений и навыков.
Блок формирования пакета результатов состоит из двух последовательных объемов работ: упаковки результатов, полученных в ходе форсайт-сессий с учетом предварительных рекомендаций экспертов, полученных до сессии на подготовительном этапе, и последующей отраслевой верификации результатов с пулом работодателей и участников образовательного процесса [8] (Кеккопеп А., Sigova Б., 2011).
Таким образом, в ходе форсайт-исследования экспертами должны быть отобраны, скорректированы и сгруппированы «задачи будущего», сформированные в Российской Федерации, и определен ряд новых «задач будущего», основываясь на ключевых тенденциях развития отраслевых направлений.
Такие «задачи будущего» являются критическими, приводящими к изменениям в отраслевой структуре разделения труда, а также к развитию не узких технологических решений, а комплексных технологий, ведущих к появлению семейств инновационных продуктов. Также эти «задачи будущего» определяют спрос на новые компетенции универсального и профессионального характера.
На основе выявленных задач будущего должны быть уточнены, дополнены и расширены перечни универсальных и профессиональных компетенций, а также определены, какие из знаний и умений остаются также актуальными для работодателей на горизонте 2012-2030 гг., а какие становятся невостребованными.
Формирование итогового перечня приоритетных профессий и необходимых профессиональных компетенций, а также формирование перечня рекомендаций к системе кадровой подготовки специалистов для высокотехнологичных и инновационных секторов экономики
Таким образом, дополнение статистической информации и опросов экспертов результатами форсат-исследования позволят как уточнить, так и расширить итоговый перечень приоритетных профессий и необходимых профессиональных компетенций.
Также можно воспользоваться геометрической схемой пересечения множеств, востребованных профессий в соответствии с различными источниками информации и критериями востребованности.
Полученные данные представляют собой агрегированную и актуализированную картину спроса работодателей на ключевые компетенции специалистов, занятых в сфере технологических инноваций. Данный формат результатов позволит сравнивать потенциал, перспективы и проблемы приоритетных направлений развития науки и технологий (рис. 3).
Список актуальных и перспективных профессий позволит оценить запрос инновационной экономики в настоящий момент, а также спрос на профессионалов новых,
Востребоваиные профессия на Тоо-50 профессий России
рынке труда края по данным М Атентстаа трула н занятости населения', а также по результатам опроса рабоголагслей н проведения форсайт-сессий
Топ-24 профессия Красноярского края
Топ
Атласа-професснД
Рисунок 3. Пересечения множеств востребованных профессий с учетом источников информации
о востребованных профессиях Источник: составлено авторами.
только формирующихся в настоящий момент отраслей, а область пересечения, в которую попадают все источники информации о востребованных профессиях, позволит сформировать топ-профессий для высокотехнологичных и инновационных секторов экономики. Данный метод описан авторами статьи «Востребованные профессии в Арктической зоне России как отражение приоритетов развития экономики макрорегиона» С.В. Шабаевой, Е.А. Федоровой и И.С. Степусь.
Полученные результаты дают возможность оценить структуру профессиональной подготовки в образовательных учреждениях с позиции соответствия структуре перспективной востребованности рабочих мест в экономике региона, а также позволят федеральным и региональным органам исполнительной власти при разработке и реализации программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации, при разработке стратегий и программ кадрового обеспечения регионов, при разработке образовательных стандартов и программ для системы профессионального образования ориентироваться на формирование перспективных и востребованных компетенций работников.
Заключение
Таким образом, в ходе работы были проанализированы уже существующие методики, проведен сравнительный анализ и разработана авторская методика прогнозирования потребностей рынка труда регионов в квалифицированных кадрах, позволяющая формировать прогнозы совокупной потребности и ежегодной дополнительной потребности в рабочих кадрах в профессионально-квалификационном, отраслевом и региональном разрезах с учетом стратегий и программ развития отраслей экономики и регионов России на долгосрочный и среднесрочный период.
Полученные прогнозы потребности могут быть использованы при принятии заблаговременных управленческих решений по формированию заказа на подготовку востребованных экономикой кадров, что позволит в перспективе увеличить сбалансированность между спросом и предложением на рынке труда регионов, повысить эффективность регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов.
ИСТОЧНИКИ:
1. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. URL: https: // edu2035.org/pdf/GEF.
Atlas-ru.pdf.
2. Бобков В.Н., Черных Е.А., Алиев У.Т.О., Курильченко Е.И. Неустойчивость занято-
сти: негативные стороны современных социально-трудовых отношений // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - № 5. - с. 13-26.
3. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. WP3 «Проблемы рынка тру-
да». - М.: ГУ-ВШЭ, 2010. - 62 с.
4. Департамент по экономическим и социальным вопросам ОНН. [Электронный ре-
сурс]. URL: http://www.un.org/.
5. Иванова И. Рынок труда и рынок образования: как устранить дисбаланс?. Высшее
образование в России. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ rynok-truda-i-rynok-obrazovaniya-kak-ustranit-disbalans.
6. Инвестиционный паспорт Красноярского края 2017. Krskinvest. [Электронный ре-
сурс]. URL: http://krskinvest.ru/pages/passport.
7. Исследование долгосрочного спроса на компетенции в сфере технологических ин-
новаций» в рамках комплекса работ по долгосрочному прогнозу важнейших направлений научно-технологического развития на период до 2030 год. Prognoz2030. [Электронный ресурс]. URL: https: // prognoz2030.hse.ru/data/2013/03/04/129314256 8/ %D0 %AD %D1 %81 %D1 %81 %D0 %B5_ %D0 %9F %D0 %B5 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %93 %D0 %A3_.pdf.
8. Кекконен А., Сигова С. Зарубежный опыт прогнозирования профессиональных
компетенций, востребованных на рынке труда. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России. [Электронный ресурс]. URL: http://labourmarket.ru/conf8/reports/kekkonen_sigova.doc.
9. Краснопевцева И.В. Профессиональный дисбаланс рынка труда квалифицирован-
ной рабочей силы. Вестник ННГУ. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/professionalnyy-disbalans-rynka-truda-kvalifitsirovannoy-rabochey-sily.
10. Методика определения потребностей в кадрах отраслей экономики на среднесрочную перспективу, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, Чебоксары 2007
11. Методика прогнозирования, планирования и мониторинга кадровых потребностей в Владимирской области. Job. [Электронный ресурс]. URL: http://job.vlsu.ru/files/ FZPRO/pril. %202.pdf.
12. Гуртов В.А., Серова Л.М., Степусь И.С. Прогнозирование потребности высокотехнологичных секторов экономики в кадрах с высшим профессиональным образованием, 2010. - 80 c.
13. Проект стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года (разработанный во исполнение Распоряжения Губернатора Красноярского края от 13.02.2015 № 44-рг в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и законом Красноярского края от 24.12.2015 № 9-4112 «О стратегическом планировании в Красноярском крае»).
14. Распоряжение Правительства Красноярского края от 27 декабря 2013 года N 992-р «Об утверждении стратегии управления рынком труда красноярского края до 2020 года».
15. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г .»
16. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»
17. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/.
18. Шабаева С.В., Федорова Е.А., Степусь И.С. Востребованные профессии в арктической зоне России как отражение приоритетов развития экономики макрорегиона // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - № 7. - с. 104-117.
REFERENCES:
Bobkov V.N., Chernyh E.A., Aliev U.T.O., Kurilchenko E.I. (2011). Neustoychivost zanyatosti: negativnye storony sovremennyh sotsialno-trudovyh otnosheniy [Unstable employment: negative aspects of modern social and labor relations]. Living standards of the population of Russian regions. (5). 13-26. (in Russian). Gimpelson V.E., Kapelyushnikov R.I., Lukyanova A.L. (2010). WP3 «Problemy rynka
truda» [WP3 "Problems of the labor market"] M.: GU-VShE. (in Russian). Gurtov V.A., Serova L.M., Stepus I.S. (2010). Prognozirovanie potrebnosti vysokotekhnologichnyh sektorov ekonomiki v kadrakh s vysshim professionalnym obrazovaniem [Forecasting the needs of high-tech sectors of the economy within staff with higher professional education] M.. (in Russian). Shabaeva S.V., Fedorova E.A., Stepus I.S. (2016). Vostrebovannye professii v arkticheskoy zone Rossii kak otrazhenie prioritetov razvitiya ekonomiki makroregiona [Occupations in demand in russia arctic zone as the reflection of macroregion economy development priorities]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). (7). 104-117. (in Russian).