Научная статья на тему 'Методы прогнозирования качества рабочей силы: зарубежный опыт и российская практика'

Методы прогнозирования качества рабочей силы: зарубежный опыт и российская практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1180
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА / ВОСТРЕБОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РАБОТНИКОВ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутейницына Татьяна Григорьевна

В статье обсуждается проблема формирования заказа на качество профессиональной подготовки в региональных системах образования в соответствии с кадровыми потребностями работодателей. Приводится обзор зарубежных методов прогнозирования востребованных профессиональных компетенций специалистов. Аргументируется потребность в разработке методов прогнозировании кадровых запросов региональных экономик России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кутейницына Татьяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods to forecasting the quality of the labour force: foreign experience and Russian practice

The article discusses the problem of making quality vocational training in regional education systems, in accordance with the qualification needs of employers. There is a review of foreign methods of forecasting of demanded professional competences of workers. It is relevance speaks of developing methods for predicting staffing requests of regional economies of Russia.

Текст научной работы на тему «Методы прогнозирования качества рабочей силы: зарубежный опыт и российская практика»

Методы прогнозирования качества рабочей силы: зарубежный опыт и российская практика

Прогнозы объема и структуры рынка труда с целью гармонизации отношений региональных экономик и системы профессионального образования в последнее время достаточно широко используются в российской практике. Однако после определения перспективных потребностей рынка труда в структурном и количественном диапазоне фокус проблемы смещается в область качества профессиональной подготовки.

КУТЕЙНИЦЫНА Татьяна Григорьевна,

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Приволжского филиала Федерального института развития образования, Самара

Аннотация

В статье обсуждается проблема формирования заказа на качество профессиональной подготовки в региональных системах образования в соответствии с кадровыми потребностями работодателей. Приводится обзор зарубежных методов прогнозирования востребованных профессиональных компетенций специалистов. Аргументируется потребность в разработке методов прогнозировании кадровых запросов региональных экономик России

Ключевые слова:

методы прогнозирования рынка труда, востребованные компетенции работников, прогнозирование качества профессиональной подготовки

Количественные прогнозы потребностей в квалифицированных кадрах в большинстве случаев строятся в разрезе уровней образования и видов экономической деятельности [6]. Более того, в отдельных субъектах федерации прогнозная деятельность является структурным компонентом региональной политики в сфере управления профессиональным образованием. Результаты прогнозных исследований используются в качестве базовой информации при формировании заказа на подготовку кадров (контрольных цифр приема) для организаций профессионального образования.

Стремление установить количественный баланс, когда система профессионального образования готовит именно столько работников и именно тех специальностей, которые необходимы региональной экономике, не снимает проблемы качественного дисбаланса. При выходе выпускников на рынок труда возникает ситуация дефицита одних компетенций и переизбыток других. На повестку дня выходят вопросы, связанные с прогнозированием профессионально значимых компетенций.

Важность развития системы прогнозирования профессионально значимых компетенций обусловлена активным внедрением компе-тентностного подхода в систему образования России. Новое поколение ФГОС основано на компетентностном подходе и содержит требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ в виде общих и профессиональных компетенций. За последние несколько лет сформирована новая парадигма управления качеством подготовки специалистов, основанная на профессиональных стандартах как более современной форме формализованного описания профессиональной деятельности [12]. С появлением новых ФГОС и разработкой профессиональных стандартов появляется возможность прогнозирования востребованных компетенций для рынков труда при участии работодателей.

Использование профессиональных стандартов для прогнозирования компетенций имеет существенные ограничения. Во-первых, требования, предъявляемые стандартом, выступают в форме требований к квалификациям (знаниям, умениям, навыкам) по определенным профессиям, но не в современных терминах профессиональных компетенций как образовательных результатов. Описываемые требования относятся к профессиям или рабочим местам, но не к профессиональной подготовке. Во-вторых, они разработаны на федеральном уровне и не учитывают региональной специфики. В-третьих, профессиональный стандарт консервативен по содержанию. Фиксируя требования существующего производства, стандарт не учитывает быстро меняющегося характера процессов в экономике, за рамками остаются возможные изменения и введения, касающиеся новых технологий. То есть стандарт идет за производством, но не предвидит будущего.

Таким образом, в настоящий момент заказы (и прогнозы) на качество профессиональной подготовки, которые были бы сформулированы в логике компетенций, востребованных региональными экономиками, не формируются. Отсутствие подобной работы, в первую очередь, обусловлено нехваткой соответствующих методических разработок. В российской практике вопросы прогнозирования компетенций только начинают включаться в обсуждение научным сообществом [17].

Прогнозирование профессиональных компетенций: зарубежный опыт

В странах Европейского союза вопросы развития профессиональных компетенций получили широкое освещение в рамках Копенгагенского процесса. Консолидация европейского пространства профессионального образования потребовала отдельного внимания к вопросам обеспечения качества образования и формиро-

ванию компетенций, необходимых для национальных рынков труда1. Масштаб проводимых исследований различен: локальные прогнозы отдельных территорий, прогнозы национального уровня, межстрановый анализ. Значительная работа в сфере анализа компетенций проводится Европейским центром по развитию профессионального образования (Cedefop — Centre Européen pour le Développement de la Formation Professionnelle), который наряду с другими инициирует деятельность по изучению мнений работодателей и имеет в своем распоряжении архив исследований, реализованных в разных странах2.

При оценке аналитических работ, посвященных изучению востребованности компетенций, внимание в первую очередь было обращено на методологию и техническую сторону их воплощения.

Бельгия. Метод конференций предполагает опрос экспертов-работодателей, обсуждение результатов на конференции представителей бизнес-сообщества разных уровней (отрасли/ сектора/подсектора) и заключительную конференцию с участием представителей образовательных учреждений для утверждения полученных результатов. Результатом является описание профиля профессии, включающее описание групп взаимосвязанных операций и необходимых компетенций. Утвержденные профили профессий используются для разработки стандартов. По мнению экспертов, к недостаткам проекта можно отнести несовершенство методов выявления новых профессий.

Дания. В основе исследований рынка труда лежит метод анализа ресурсной области, в рамках которого экономика Дании подразделяется на восемь ресурсных областей, спецификация каждой из которых определяется зависимостью от общих ресурсов и компетенций. В ресурсную область входят предприятия и учреждения, участвующие в выпуске определенной группы товаров и имеющие общие параметры рынка и потребителя: фармацевтическая промышленность/здравоохранение; транспорт и коммуникации; строительство/жилищное хозяйство; окружающая среда/энергетика; товары народного потребления; туризм/досуг; сектор обслуживания. Анализ включает построение традиционных трендов (количество предприятий, уровень экспорта, дистрибуция и темпы роста) и так называемого SWOT-ана-лиза, который используется для оценки внутренних ресурсов предприятий и компетенций работников (маркетинг, экспорт и инновации, финансовые и человеческие ресурсы), а также внешних факторов, связанных с деловым окру-

1 The Copenhagen process: enhanced European cooperation in vocational education and training [Электронный ресурс] // URL: http://europa.eu/legislation_summaries/ education_training_youth/vocational_training/ef0018_en.htm

2 База публикаций сегментирована по областям и содержит следующие направления: анализ ситуации в различных отраслях; исследования по отдельным профессиям и направлениям подготовки; по целевым группам (молодежь, безработные, мигранты, женщины и т.д.); по технологиям производства (инжиниринг, биотехнологии, электроника, эргономика и т.д.); международные и сравнительные исследования.

жением предприятия. В ходе анализа могут разрабатываться сценарии развития событий, связанные с изменениями внутренней и внешней ситуации для конкретной ресурсной зоны.

При изучении компетенций в Дании используется также метод социологического анализа квалификаций, который включает анализ организации труда и разработку сценариев ее изменения в свете развития технологий и перехода к новым принципам организации производства. Данный метод применяется для прогнозов изменений потребности в профессиях и профессиональных квалификациях на предприятиях конкретной отрасли. Используемые процедуры

предусматривают опросы При выходе выпускников на рынок

менеджеров, бригадиров и труда возникает ситуация дефицита Pаботников, наблюдения за одних компетенций и переизбыток

трудовыми операциями на других конкретных рабочих местах совместно с опросами работников в процессе труда, анализ организации труда. В результате формируется подробный список потребностей в конкретных квалификациях в терминах потребностей в квалификациях, непосредственно связанных с данным рабочим местом. Эффективность использования социологического метода обусловлена тем, что выборка обследуемых предприятий невелика (что делает возможным быстрое и экономичное проведение исследования), но репрезентативна в отраслевом разрезе. Дания — небольшая страна, и сделанные выводы с большой долей вероятности экстраполируются на остальные предприятия. Данная особенность делает неприемлемым использование этого метода на страновом уровне таких крупных экономик, как в России в целом, однако его применение на региональном или муниципальном уровне вполне реально.

Франция. В стране существует трехуровневая система исследований и прогнозирования в терминах квалификаций и умений, задаваемая масштабами анализа: макроэкономические исследования основываются на подробных экономических прогнозах для всей страны; региональные и территориальные прогнозы, осуществляемые обсерваториями профессионального прогнозирования, и отраслевые, в рамках которых осуществляется секторная диагностика, выявление возможных будущих тенденций.

Германия. Системная работа по прогнозированию компетенций включает в себя различные методы и способы исследования: контент-анализ объявлений о вакансиях, включая обзор предприятий, дающих объявления; исследования региональных программ обучения технических колледжей и университетов, продолженного обучения с точки зрения формируемых умений; системы раннего обнаружения требований к умениям в инновационных сферах занятости, включая процесс возникновения требований, разработку техник сбора информации; мониторинги изменения востребованности умений на рабочем месте; анализ

В основе исследований рынка труда в Дании лежит метод анализа ресурсной области и метод социологического анализа квалификаций

тенденций развития умений по видам экономической деятельности; раннее обнаружение новых требований к умениям через сеть торговых ассоциаций и палат; сравнительные международные исследования.

Нидерланды. Квалификационные изменения отслеживаются путем анализа трансформаций производственных технологий и оборудования в процессе мониторинга социальных и технологических изменений на рынке труда по секторам (всего 22 сектора). В соответствии с этими изменениями разрабатываются рекомендации по модернизации содержания курсов и/или введению новых и требований к конечным результатам обучения в профессиональном образовании. Широко используются социологические методы: опросы работодателей, работников предприятий и выпускников учреждений профессионального образования. Опросы руководителей средних и крупных предприятий, использующих новейшие технологии и формы организации труда, помогают сформировать представление о развитии текущих тенденций, политике в области набора кадров, изменениях в организации труда. Планирование программ профессионального обучения происходит согласно полученной информации об изменении содержания труда. Опросы выпускников системы профессионального образования, касающиеся их текущей занятости и первого места работы, позволяют выявить важные тенденции в востребованных профессиональных квалификациях.

Метод формулирования ключевых квалификаций и базовых проблем предполагает опросы работников относительно тех базовых/основных проблем и ситуаций, которые требуют от них принятия решений и осуществление выбора. Освещаются вопросы относительно знаний и умений, которые нужны для решения этих базовых проблем, за точку отсчета принимаются различные аспекты ключевых квалификаций.

Во многих национальных моделях в дополнение к количественным оценкам прогноза вводятся также качественные характеристики, учитывающие компетенции, востребованные на рынке труда в среднесрочной перспективе [10]. Отметим, что прогнозирование компетенций во многих странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) реализуется в рамках количественного прогнозирования [8].

Российский опыт

Российская практика исследований требований работодателей к качеству профессиональной подготовки имеет давнюю историю. Отдельные прикладные результаты исследования рынка труда в разрезе профессий и специальностей были получены в рамках международных проектов, реализуемых на территории России:

- проект ТАСК ДЕЛФИ «Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования» (19992001) [4];

- проект Европейского фонда образования «Реформа профессионального образования и обучения в Северо-Западном регионе России» (1998-2001) [7];

- проект ТАСК-ВКТЯО «Распространение технологий реформирования профессионального образования и обучения» (1999-2000).

В зависимости от целей анализа рынка труда объектом исследовательских процедур в этих проектах выступали: общая ситуация на рынке труда; профессиональная структура спроса; квалификационные требования работодателей к качеству профобразования [7; 10; 15; 16; 19].

Требования к качеству профессиональной подготовки определяются на основе сведений из открытых источников, таких как крупные российские сайты вакансий (http://www. superjob.ru/; http://www.rabota.ru/; http://hh.ru/). Анализируя требования работодателей к соискателям, исследователи говорят об отсутствии специфичности требований или их инновационной направленности, в большинстве случаев они носят общий характер [13]. Подобные исследования дают возможность составить общий набор квалификационных требований, но не позволяют количественно оценить каждое требование из этого набора, привязав его к конкретному рабочему месту. Анализ объявлений показывает количество вакансий и требований к соискателям, но компетенции, востребованные на уже занятых (замещенных) рабочих местах, остаются вне поля зрения исследователей.

Опытом систематизации данных о квалификационных характеристиках профессий является «Атлас профессий»3. Другим подобным способом представления квалификационных требований и компетенций является «Профиль профессии» [11].

Компетентностный подход к качеству профессиональной подготовки активно реализуется в рамках разработки профессиональных стандартов — систематизированной форме описания профессиональной деятельности. Профессиональные стандарты формализовано описывают современные требования к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту работника. Эти требования основаны на исследовании запросов работодателей, современных технологий. Несомненно, профессиональные стандарты наилучшим образом описывают настоящие требования к профессиональной подготовке работника, но не включают изменения этих требований в обозримой перспективе.

Прогностические исследования профессий в большинстве своем строятся на основе форсайта, а также метода номинальных фокус-групп.

3 Атлас профессий [Электронный ресурс] // URL: http://atlas.rosminzdrav.ru/ index.php

Масштабное исследование предприняли сотрудники Московской школы управления «Сколково» и Агентства стратегических инициатив «Форсайт компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики в перспективе до 2030 года. Составленный «Атлас новых профессий» [3] содержит описание характеристик профессиональной деятельности и надпрофессиональных навыков, отмеченных работодателями, в отношении новых перспективных профессий и отмирающих «профессий-пенсионеров».

Исследование востребованных компетенций на основе опроса работодателей и экспертных оценок было предпринято в рамках крупномасштабного научно-исследовательского проекта, выполненного по заказу Минобрнауки России [18]. Рамки исследования были ограничены сферой ключевых областей семи приоритетных направлений развития науки и технологий: информационно-телекоммуникационные системы; биотехнологии; медицина и здравоохранение; новые материалы и нанотехнологии; транспортные и космические системы; рациональное природопользование; энергетика и энергоэффективность. Использованы методы форсайт-исследования и опросов работодателей. В ходе исследования были определены универсальные и профессиональные компетенции, проведено описание 36 перспективных профессий. Было определено, какие из знаний и умений остаются по-прежнему актуальными для работодателей, а какие становятся невостребованными с учетом трех горизонтов планирования (до 2015, 2020 и 2030 гг.). В рамках изучения ведущим инструментом описания выступили так называемые «новые профессии», которые представляют крупные взаимосвязанные группы компетенций, разворачивающиеся в профессиональной деятельности и обеспечивающие специалистам решение актуальных задач. Результаты работ позволили выявить компе-тенционные кластеры, которые представляют описание профессий будущего (по аналогии с профессией настоящего).

Во многих регионах России на основе статистических обследований предприятий проводятся количественные прогнозы востребованности специалистов на среднесрочную перспективу (социологическая методика: «снизу» [1]). Для каждого региона на основе макроэкономических и демографических показателей прогнозированием занимается Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета (технологическая методика: «сверху» [2]). В то же время сами исследователи отмечают необходимость дополнить количественные оценки качественными характеристиками, учитывающими новые компетенции, которые будут востребованы на рынке труда в среднесрочной перспективе [10].

Разрабатываемые в России профессиональные стандарты и прогнозы профессиональных

компетенций описывают современные или будущие профессии на национальном уровне — «профессии вообще», т.е. без территориальной привязки и отраслевой специфики рабочих мест. Качественные прогнозы востребованных компетенций на среднесрочную перспективу, по нашим представлениям, должны строиться на региональном уровне с учетом экономической специализации региона, а также учитывать специфику отраслевого распределения рабочих мест.

Концептуальные подходы к прогнозированию компетенций

Абсолютное большинство разнообразных методов прогнозирования компетенций (по крайней мере, в российской практике) сводится к двум типам прогнозов.

1. Прогнозы, основанные на опросах работодателей. Это исследования, которые фиксируют требования работодателей к качеству профессиональной подготовки на краткосрочную, среднесрочную или долгосрочную перспективу. Результатом таких исследований выступают описания рабочих мест с точки зрения востребованности тех или иных компетенций, знаний, навыков или квалификаций: профессиональн ых, общих, надпрофессиональных, личностных и иных. Такие описания содержат перечень перспективных квалификационных характеристик работника, исходя из требований реального производства, сформулированные по различным основаниям, а также определяют важность тех или иных составляющих профессиональной подготовки в обозримом будущем.

Преимуществом этой группы методов является обращение к работодателям — конечным «внедренцам» (распорядителям) инвестиционных проектов и непосредственным потребителям услуг профессионального образования. Однако известные нам прогнозы компетенций (профессиональных квалификаций) не содержат количественной составляющей их востребованности.

2. Прогнозы на основе экспертных оценок. Экспертами выступают признанные специалисты в прогнозируемой области экономики, высококвалифицированные методологи и методисты, ученые и специалисты, разрабатывающие стратегии в сфере бизнеса и государственного управления, предвидящие новые, прорывные технологии и профессии, которые будут (или могут) возникать в перспективе в передовых отраслях экономики страны и регионов. Прогнозирование востребованности новых компетенций или профессий происходит на основе знаний (представлений) о закономерностях развития технологий (кондратьевские циклы, например), об общих тенденциях развития экономики и частных направлениях специализации отраслей и производств (упоминавшийся «Атлас новых профессий»), об

В России опытом систематизации данных о квалификационных характеристиках профессий является «Атлас профессий»

усилиях субъектов прогнозируемого рынка по достижению желаемого будущего (стратегический маркетинг, японские прогнозы мирового инновационного развития).

Как правило, это методики форсайта. Эксперты анализируют тенденции развития технологий и пытаются спрогнозировать, как изменятся требования к профессиональной подготовке. Они обсуждают технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, строят отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляют спрос на новые компетенции и выстраивают «образы» новых профессий. Достоинством форсайта является методическая проработка подбора экспертов, подсчета и согласования их оценок (методом Дельфи, например) и принципиальная возможность заглянуть далеко вперед («форсайт — подзорная труба в будущее», по эффектному представлению авторов проекта «Атлас новых профессий»). В то же время представляется, что более-менее точное (обоснованное темпами развития инновационных производственных технологий) определение количественных параметров прогноза востребованности профессиональных квалификаций вряд ли возможно.

3. В некоторых прогнозных проектах оба метода — опросы работодателей и экспертные оценки — успешно выступают дополняющими частями и служат взаимной верификации результатов прогнозов.

Идея дополнения количественных прогнозов кадров (для задач корректировки объемов и структуры подготовки в системе профессионального образования) прогнозами на качество профессиональной подготовки высказывается довольно давно. Однако практика ее реализации не продвинулась дальше формирования лишь перечня востребованных компетенций на рынке труда, без прогнозирования объемов и набора этих компетенций для тех или иных рабочих мест.

В работах коллег разработка прогноза на качество профессиональной подготовки представляется как переход от количественных прогнозов работников к прогнозам компетенций [17]. На основе изучения зарубежного опыта исследователи предполагают, что, используя методы макроэкономического прогнозирования, возможно распространить количественные показатели прогнозов на качественные характеристики востребованных кадров. «Для перехода от количественных прогнозов к качественному прогнозированию (например, к прогнозированию компетенций) существует ряд препятствий. Одним из наиболее значимых являются недостатки в сфере сбора и классификации данных» [17, с 66]. Предлагается обновить существующие классификаторы профессий и занятий, внедрить новый классификатор видов

Во многих регионах России на основе статистических обследований предприятий проводятся количественные прогнозы востребованности специалистов на среднесрочную перспективу

экономической деятельности, разработать кодовое соответствие между классификаторами, изменить сбор статистических данных, описать существующие профессии с детализацией по компетенциям... на государственном уровне.

Предлагаемый подход к «прогнозу на качество» заключается в том, чтобы прогнозировать в количественном выражении не только профессии (кадровую структуру и численность рабочих мест). Необходима попытка количественно выразить потребность в определенном наборе компетенций, соответствующих тем или иным рабочим местам или профессиям, и перевести их на язык образовательной лексики как результат освоения компетенций в ходе профессионального образования.

В настоящее время прогнозные оценки являются основополагающими при формировании заказа на подготовку кадров в системе профессионального образования региона (контрольных цифр приема). В рамках данной аналитической работы рынок труда рассматривается как набор трудовых функций для различных профессий и специальностей, которые затем переводятся в соответствующие направления подготовки в системе профессионального образования.

Технологии перевода (нахождения соответствия) трудовых функций в профессиональные компетенции известны. Так, разработаны принципы и алгоритмы построения контрольно-измерительных материалов для установления соответствия квалификации работника требованиям профессионального стандарта в сфере наноиндустрии [5]. Обобщенные трудовые функции соотнесены с Общероссийским классификатором занятий, Единым тарифно-квалификационным справочником, Общероссийским классификатором специальностей по образованию и Национальной рамкой квалификаций.

Структура рабочих мест, рассматриваемая с точки зрения задействованных компетенций, позволяет сравнить используемые компетенции с заявленными результатами, предъявляемыми в образовательном стандарте соответствующей специальности, профессии. Тестируя таким образом стандарт, можно, во-первых, говорить об актуальности его содержания потребностям регионального производства, во-вторых, позволить профессиональным организациям на основе полученных данных формировать вариативную часть основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями работодателей.

Полученный перечень востребованных компетенций может стать важным связующим звеном между сферой труда и сферой профессионального образования. Тщательный анализ на уровне компетенций позволяет уловить происходящие изменения как в структуре уже имеющихся профессий и специальностей, так и на уровне новых видов деятельности. Система образования получает возможность осуществлять подготовку по этим новым профессиям

и специальностям, не просто следуя их наименованию, но и имея конкретное содержание, озвученное набором соответствующих компетенций, и тем самым более оперативно реагировать на вызовы рынка труда.

Реализация предлагаемого подхода к количественному прогнозированию компетенций упрощается в тех случаях, когда в регионе имеется практика реализации кадровых прогнозов в разрезе профессий и специальностей, основанных на опросах работодателей, либо другие исследования, способные предоставить информацию о профессионально-квалификационной структуре экономики.

Литература

1. Алашеев С.Ю., Кутейницына Т.Г. Методика среднесрочного прогнозирования кадровых потребностей экономики региона для формирования объемов подготовки в системе профессионального образования. — Самара: ЦПО, 2014.

2. Алашеев С.Ю., Посталюк Н.Ю. Все ли решают кадры: методики прогнозирования кадровых потребностей экономики // Образовательная политика. — 2010. — № 7-8. — С. 121-124 [Электронный ресурс] // URL: http://edupolicy. ru/wp-content/uploads/2011/08/45-122-125.pdf .

3. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] // URL: http://www.asi.ru/molprof/atlas/.

4. Байденко В.И., Зантворт Дж. Ван. Методология развития образовательных стандартов и учебных планов. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — С. 8-12.

5. Голуб Г.Б. Принципы и порядок разработки контрольно-измерительных материалов для оценки квалификаций на основе профессиональных стандартов в сфере наноиндустрии: Методическое пособие / Под общ. ред. Е.Я. Когана. — М.: Университетская книга, 2015.

6. Гуртов В.А., Кекконен А.Л. Модели среднесрочного прогнозирования спроса экономики на квалифицированные кадры // Кадровик. Рекрутинг для кадровика. — 2010. — № 4. — С. 58-66.

7. Доклад о развитии системы профессионального образования: Северо-Западный регион России. — СПб., 2001. — С. 44.

8. Дульзон С.В. Зарубежный опыт прогнозирования формирования и использования трудовых ресурсов // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. — 2012. — № 4(36). — С. 153-156.

9. Изучение квалификационных требований работодателей. — СПб., 2001.

10. Кекконен А.Л., Сигова С.В. Проблема прогнозирования профессионально значимых компетенций // Высшее образование в России. — 2011. — № 12. — С 84-89.

11. Кекконен А.Л., Сигова С.В. «Профиль профессии» как способ систематизации информации о профессии и регионе // Спрос и

предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам десятой всероссийской научно-практической интернет-конференции (30-31 окт. 2013 г.). — Кн. I. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. — С. 92-100.

12. Лейбович А. Методология и политика разработки и применения национальной системы квалификаций // Материалы федерального портала Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс] // URL: http://www.narkrspp.ru/index.php/ lang'ru/library/last'publications.html.

13. Мазаева К.А., Сигова С.В. Рабочие кадры в инновационной экономике России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2013. — № 9 [Электронный ресурс] // URL: http://uecs.ru/index. php?option=com_flexicontent&view=items& id=2356.

14. Медянкова Е.В. Дополнительное профессиональное образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // URL: http:// www. mami. ru/science/au-totr2009/metho dical/articles/ m03/m03_08.pdf.

15. Развитие социального

партнерства и изучение рынка труда: Пособие для руководителей. — СПб., 2003.

16. Реформирование региональной системы профессионального образования: опыт и проблемы (на основе пилотного проекта в северозападных регионах Российской Федерации). — СПб., 1998.

17. Сигова С.В., Кекконен А.Л. О переходе от количественных прогнозов работников к прогнозам компетенций // Общество и экономика. — 2012. — №11. С. 56-67.

18. Сигова С.В., Серебряков А.Г., Лукша П.О. Формирование перечня востребованных компетенций: первый опыт России // Научный электронный ежеквартальный журнал «Непрерывное образование: XXI век». — 2013. — Вып. 1. [Электронный ресурс] // URL: http:// lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=1946.

19. Социальный диалог: содержательный аспект. — М: ЕФПК, 2001.

20. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: Монография. — 2-е. изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — С. 427.

21. Яковлева А.А. Финский опыт проведения опросов работодателей для прогнозирования потребностей экономики и востребованных компетенций // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам восьмой всероссийской научно-практ. интернет-конференции (27-28 окт. 2011 г.). — Кн. III. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ 2011. — C. 312-321.

Прогнозные оценки сегодня являются основополагающими при формировании заказа на подготовку кадров в системе профессионального образования региона (контрольных цифр приема)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.