ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 174
Воронцова Анна Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент
Басов Николай Федорович
доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
kaf_sozrab@ksu.edu.ru
РАЗРАБОТКА КОДЕКСА КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОСТРОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Статья посвящена характеристике корпоративного кодекса этики Костромского государственного университета. В работе рассматриваются причины возникновения этических требований в профессиях типа «человек-человек», дается понятие профессионального этического кодекса, определяется его структура и содержание.
Ключевые слова: профессиональная этика, этический кодекс, профессиональное сообщество, университет.
Модернизация высшей школы в России ориентирована на гуманизацию образовательного процесса и делает актуальной разработку этических основ взаимодействия всех его участников.
Задачи установления этических и моральных рамок возникают в большинстве сфер и областей профессиональной деятельности. Даже беглый анализ истории развития этического нормирования различных профессий показывает, что этические кодексы в формах клятв, перечня требований, правил и в других, возникают, прежде всего, в тех видах профессиональной деятельности, которые основаны на системе взаимодействия «человек-человек».
Этому есть несколько весомых причин и объяснений. Профессионал отличается от, условно говоря, «клиента», обладанием специфическими знаниями, умениями и опытом, исходя из которых, он принимает решения и осуществляет действия. «Клиенту» остается довериться профессионалу, надеясь на его высокие моральные качества, так как контролировать действия профессионала он, чаще всего, не может.
Взаимодействие между профессионалом и «клиентом» часто осуществляется на индивидуальном уровне, когда возможности внешнего контроля очень ограничены. В таком взаимодействии особую значимость приобретают внутренние, личностные механизмы регуляции поведения, то есть система ценностей, убеждений, принципов, норм и правил профессионала и «клиента».
Кроме того, действия и бездействия профессионала в профессиях типа «человек-человек» могут иметь необратимые последствия, иногда надолго определяющие жизненный путь и психологическое состояние человека. Мера ответственности в этих профессиях огромна и крайне важно, чтобы эта ответственность была субъективно присвоена профессионалом, стала действующим и мощным механизмом регуляции его выборов, решений, действий.
Эти и многие другие причины ведут к появлению этических кодексов в большинстве профессий типа «человек - человек».
В словарной литературе термин «кодекс» определяется, в том числе, как совокупность правил, убеждений [2]. Этика в самом общем плане понимается как область философского знания, предметом которой являются вопросы морали и нравственности. Объединение этих трактовок дает нам определение этического кодекса как совокупности правил, убеждений в области морали и нравственности. Это определение несколько сомнительно узостью категории «правило», которая понимается как самая конкретная форма проявления этических требований. Ей предшествуют принципы (наиболее общие и абстрактные формулировки этических требований) и нормы (конкретизирующие принципы и сами подразделяющиеся на общие и частные). С другой стороны, убеждения являются субъективным выражением принципов, норм, правил и могут «преломлять» в сознании человека общественно признанные моральные конструкты [1].
Поэтому мы предлагаем под этическим кодексом понимать совокупность принципов, норм, правил в области морали. Разработка этического кодекса для конкретной профессии или профессиональной области позволяет нам получить частное понятие: профессиональный этический кодекс - это совокупность моральных и нравственных принципов, норм, правил, регулирующих взаимодействие в рамках профессии, определяющих рамки приемлемого и неприемлемого профессионального поведения.
Современные этические кодексы разрабатываются, как правило, профессиональным сообществом, формализованным как профессиональное общественное объединение (ассоциация, союз и др.) или как коллегиальный орган отдельной организации (например, общественный совет организации).
Так, в 2014 году Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников образования и науки РФ создан Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Кодекс содержит свод общих принципов профессиональной этики и основных
100
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Воронцова А.В., Басов Н.Ф., 2015
Разработка кодекса корпоративной этики участников образовательного процесса...
правил поведения педагогических работников. Они носят рекомендательный характер.
В частности, от педагогов требуется уважать честь и достоинство обучающихся, развивать у них познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям и коллегам. Педагогам следует избегать конфликтных ситуаций, быть образцом профессионализма, безупречной репутации, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости. В Модельном кодексе уделено внимание внешнему виду педагога. Он должен соответствовать общепринятому деловому стилю.
Министерством образования и науки РФ даны рекомендации по внедрению этических кодексов в образовательных организациях. В Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова разработан Кодекс корпоративной этики преподавателей, работников и обучающихся.
К разработке Кодекса была привлечена рабочая группа под руководством профессора Н.Ф. Басова. Широкое распространение проекта Кодекса привело к активному обсуждению его содержания на кафедрах, факультетах, институтах. Всего было сделано более 60 предложений и замечаний от многих кафедр и структурных подразделений: института педагогики и психологии, физико-математического факультета, факультета иностранных языков, юридического факультета, кафедры социальной психологии, социальной педагогики, социальной работы, кафедры иностранных языков, информатики, теории права и гражданско-правовых дисциплин и т.д.
Цель корпоративного кодекса определяется как укрепление и развитие духовно-нравственных основ учебно-педагогической, научной, воспитательной и организационной деятельности Университета, содействующей повышению уровня мотивации преподавателей, работников и обучающихся, обеспечению ими сознательной поддержки реализации основных программ развития и деятельности, направленных на улучшение качества подготовки специалистов и повышение престижа и конкурентоспособности КГУ в российском и международном образовательном пространстве.
Структура Кодекса включает в себя следующие разделы: Общие этические правила поведения преподавателей, работников и обучающихся; Профессиональная этика преподавателя; Этика поведения обучающегося; Взаимоотношения между обучающимися и преподавателями; Этика поведения работника Университета.
Раздел «Общие этические правила поведения преподавателей, работников и обучающихся» требует соблюдения правил универсального этикета, толерантности, добросовестности и дисциплинированности, соблюдения делового стиля внешне-
го вида. Этот раздел также содержит ряд правил, касающихся поведения в отдельных типичных ситуациях (массовые мероприятия, конференции, совещания и др.)
«Профессиональная этика преподавателя» акцентирует внимание на требованиях уважения, объективности, беспристрастности в отношении обучающегося, стремлении преподавателя воспитывать в студенте инициативность, самостоятельность и способность к саморазвитию. В этом разделе запрещается использовать любые негуманные средства воздействия на личность, обсуждать коллег с обучающимися, допускать высказывания, которые могут быть расценены ими как обещание положительной оценки или привилегий в обмен на денежные средства или подарки.
Раздел «Этика поведения обучающегося» определяет нормы поведения студентов и их отношения к Университету. Студент стремится стать достойным гражданином Российской федерации, чтит и умножает традиции Университета, добросовестно относится к учебе, строит отношения с товарищами на основе взаимного уважения, справедливости и честности. В разделе также освещаются типичные ситуации студенческой жизни, например, нормы этичного поведения проживающих в общежитии.
Раздел «Взаимоотношения между обучающимися и преподавателями» определяет очень конкретные правила взаимодействия преподавателя и студента, которые лежат, скорее, в области этикета и указывают на форму приветствия и обращения, манеру поведения на учебных занятиях и т.п.
Заключает основную содержательную часть документа раздел «Этика поведения работника Университета», который распространяет большинство вышеназванных правил на группу работников Университета, от которых требуется соблюдение идеалов сплоченности, взаимовыручки, сотрудничества, поддержания благоприятного климата в коллективе. Работник Университета должен содействовать укреплению репутации образовательной организации, контролировать свое поведение, воздерживаться от негативных высказываний относительно деловых качеств, поведения и личной жизни своих коллег, избегать вовлечения в конфликтные ситуации. Отдельно указывается на требования к руководителю структурного подразделения, который должен служить образцом профессионализма для своих подчиненных. Кроме того, здесь уделяется особое внимание правилам поведения в типичных ситуациях профессиональной деятельности (правилам телефонного разговора, взаимодействия при возможности возникновения конфликта, общения с представителями внешних организаций и партнеров).
Кодекс корпоративной этики преподавателей, работников и обучающихся федерального государственного бюджетного образовательного учреж-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
101
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
дения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова» был утвержден на заседании Ученого совета Университета. Для внедрения Кодекса в жизнь учреждена Комиссия по этике. Кодекс, безусловно, закрепил уже существующую в университетской среде систему этических норм и правил. Но значение этого закрепления немаловажно. Оно позволяет от уровня обыденной, часто интуитивной этики перейти к структурированному и формализованному своду морально-нравствен-
ных требований, который может стать механизмом общественного регулирования профессиональной жизни Университета.
Библиографический список
1. Воронцова А.В. Профессионально-этические основы социальной работы // Социальная работа: учебное пособие / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Дашков и К°, 2014. - С. 93-110.
2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с.
УДК 355.23
Чеснокова Любовь Николаевна
кандидат химических наук
Гессе Женни Фердинандовна
кандидат химических наук
Лебедева Наталья Шамильевна
доктор химических наук, профессор Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России Inch2407@mail.ru, zhenni.gesse@mail.ru, nat.lebede2011@yandex.ru
НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ
В работе проанализированы психолого-диагностические данные многофакторного теста интеллекта обучающихся, оценивающих их продуктивную и репродуктивную способности. Обнаружено, что входная и итоговая оценки по дисциплине «Химия» не согласуются между собой и с уровнем развития интеллекта, лабильностью мышления для конкретного обучающегося. Показано, что прямые зависимости «входной контроль - итоговый контроль», «общий интеллект - итоговая оценка знаний по дисциплине «Химия»», «скорость мышления - входной/итоговый контроль» отсутствуют. Можно лишь говорить о некой корреляции между увеличением скорости мышления (или уровня развития интеллекта в среднем в учебной группе) и средней оценкой учебной группы по дисциплине. Обсуждается возможность использования комплекса мер проводимых командным составом, психологической службой и профессорско-преподавательским составом и направленных на повышение качества обучения в академии.
Ключевые слова: психолого-педагогическая диагностика, мотивация к обучению, профессиональное развитие личности преподавателя
В структуре профессиональной деятельности преподавателя современной школы фундаментом для продуктивной работы служит психолого-педагогическая компетенция. Психолого-педагогическая компетентность является неотъемлемой частью профессиональной компетентности педагога, которая в свою очередь основывается на коммуникативной, когнитивной, профессионально-технической, профессионально-информационной и других видах компетентностей. Одной из задач психологической диагностики в процессе обучения и воспитания является мониторинг психического развития личности обучающегося в динамике. По итогам подобных исследований сравнивается эффективность педагогических методик и средств обучения. Для этого в целях оптимизации процесса обучения и воспитания профессиональных, личностных качеств у курсантов преподавателями кафедры «Химия, теория горения и взрыва», совместно с психологами, ежегодно анализируются следующие данные:
- материалы педагогической диагностики (входной контроль по дисциплинам; итоговый контроль знаний по дисциплинам; итоги семестрового
рубежного контроля; средний балл обучающихся по итогам обучения в семестре по дисциплинам; материалы тестирования курсантов, направленных на психолого-педагогическое изучение личности) [1, с. 76-87];
- психолого-диагностические сведения (многофакторный тест интеллекта, скорость (лабильность) мышления, общий уровень интеллекта) [5, с. 100-108].
Психолого-диагностические данные многофакторного теста интеллекта, т.н. методика Равенна, оценивает два компонента:
(1) продуктивную способность, т.е. способность делать выводы, извлекать смысл из хаотического материала, схематизировать на невербальном уровне и создавать концепции, позволяющие легко оперировать сложными понятиями;
(2) репродуктивную способность усваивать и воспроизводить вербальную информацию для предсказания будущего профессионального успеха обучающихся.
Далее по тексту результаты многофакторного теста интеллекта представлены как «интеллект 1» (рис. 1, а, б);
102
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Чеснокова Л.Н., Гессе Ж.Ф., Лебедева Н.Ш., 2015