ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 174
Воронцова Анна Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент
Басов Николай Федорович
доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
РАЗРАБОТКА КОДЕКСА КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОСТРОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Статья посвящена характеристике корпоративного кодекса этики Костромского государственного университета. В работе рассматриваются причины возникновения этических требований в профессиях типа «человек-человек», дается понятие профессионального этического кодекса, определяется его структура и содержание.
Ключевые слова: профессиональная этика, этический кодекс, профессиональное сообщество, университет.
Модернизация высшей школы в России ориентирована на гуманизацию образовательного процесса и делает актуальной разработку этических основ взаимодействия всех его участников.
Задачи установления этических и моральных рамок возникают в большинстве сфер и областей профессиональной деятельности. Даже беглый анализ истории развития этического нормирования различных профессий показывает, что этические кодексы в формах клятв, перечня требований, правил и в других, возникают, прежде всего, в тех видах профессиональной деятельности, которые основаны на системе взаимодействия «человек-человек».
Этому есть несколько весомых причин и объяснений. Профессионал отличается от, условно говоря, «клиента», обладанием специфическими знаниями, умениями и опытом, исходя из которых, он принимает решения и осуществляет действия. «Клиенту» остается довериться профессионалу, надеясь на его высокие моральные качества, так как контролировать действия профессионала он, чаще всего, не может.
Взаимодействие между профессионалом и «клиентом» часто осуществляется на индивидуальном уровне, когда возможности внешнего контроля очень ограничены. В таком взаимодействии особую значимость приобретают внутренние, личностные механизмы регуляции поведения, то есть система ценностей, убеждений, принципов, норм и правил профессионала и «клиента».
Кроме того, действия и бездействия профессионала в профессиях типа «человек-человек» могут иметь необратимые последствия, иногда надолго определяющие жизненный путь и психологическое состояние человека. Мера ответственности в этих профессиях огромна и крайне важно, чтобы эта ответственность была субъективно присвоена профессионалом, стала действующим и мощным механизмом регуляции его выборов, решений, действий.
Эти и многие другие причины ведут к появлению этических кодексов в большинстве профессий типа «человек - человек».
В словарной литературе термин «кодекс» определяется, в том числе, как совокупность правил, убеждений [2]. Этика в самом общем плане понимается как область философского знания, предметом которой являются вопросы морали и нравственности. Объединение этих трактовок дает нам определение этического кодекса как совокупности правил, убеждений в области морали и нравственности. Это определение несколько сомнительно узостью категории «правило», которая понимается как самая конкретная форма проявления этических требований. Ей предшествуют принципы (наиболее общие и абстрактные формулировки этических требований) и нормы (конкретизирующие принципы и сами подразделяющиеся на общие и частные). С другой стороны, убеждения являются субъективным выражением принципов, норм, правил и могут «преломлять» в сознании человека общественно признанные моральные конструкты [1].
Поэтому мы предлагаем под этическим кодексом понимать совокупность принципов, норм, правил в области морали. Разработка этического кодекса для конкретной профессии или профессиональной области позволяет нам получить частное понятие: профессиональный этический кодекс - это совокупность моральных и нравственных принципов, норм, правил, регулирующих взаимодействие в рамках профессии, определяющих рамки приемлемого и неприемлемого профессионального поведения.
Современные этические кодексы разрабатываются, как правило, профессиональным сообществом, формализованным как профессиональное общественное объединение (ассоциация, союз и др.) или как коллегиальный орган отдельной организации (например, общественный совет организации).
Так, в 2014 году Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников образования и науки РФ создан Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Кодекс содержит свод общих принципов профессиональной этики и основных
100
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Воронцова А.В., Басов Н.Ф., 2015
Разработка кодекса корпоративной этики участников образовательного процесса...
правил поведения педагогических работников. Они носят рекомендательный характер.
В частности, от педагогов требуется уважать честь и достоинство обучающихся, развивать у них познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям и коллегам. Педагогам следует избегать конфликтных ситуаций, быть образцом профессионализма, безупречной репутации, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости. В Модельном кодексе уделено внимание внешнему виду педагога. Он должен соответствовать общепринятому деловому стилю.
Министерством образования и науки РФ даны рекомендации по внедрению этических кодексов в образовательных организациях. В Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова разработан Кодекс корпоративной этики преподавателей, работников и обучающихся.
К разработке Кодекса была привлечена рабочая группа под руководством профессора Н.Ф. Басова. Широкое распространение проекта Кодекса привело к активному обсуждению его содержания на кафедрах, факультетах, институтах. Всего было сделано более 60 предложений и замечаний от многих кафедр и структурных подразделений: института педагогики и психологии, физико-математического факультета, факультета иностранных языков, юридического факультета, кафедры социальной психологии, социальной педагогики, социальной работы, кафедры иностранных языков, информатики, теории права и гражданско-правовых дисциплин и т.д.
Цель корпоративного кодекса определяется как укрепление и развитие духовно-нравственных основ учебно-педагогической, научной, воспитательной и организационной деятельности Университета, содействующей повышению уровня мотивации преподавателей, работников и обучающихся, обеспечению ими сознательной поддержки реализации основных программ развития и деятельности, направленных на улучшение качества подготовки специалистов и повышение престижа и конкурентоспособности КГУ в российском и международном образовательном пространстве.
Структура Кодекса включает в себя следующие разделы: Общие этические правила поведения преподавателей, работников и обучающихся; Профессиональная этика преподавателя; Этика поведения обучающегося; Взаимоотношения между обучающимися и преподавателями; Этика поведения работника Университета.
Раздел «Общие этические правила поведения преподавателей, работников и обучающихся» требует соблюдения правил универсального этикета, толерантности, добросовестности и дисциплинированности, соблюдения делового стиля внешне-
го вида. Этот раздел также содержит ряд правил, касающихся поведения в отдельных типичных ситуациях (массовые мероприятия, конференции, совещания и др.)
«Профессиональная этика преподавателя» акцентирует внимание на требованиях уважения, объективности, беспристрастности в отношении обучающегося, стремлении преподавателя воспитывать в студенте инициативность, самостоятельность и способность к саморазвитию. В этом разделе запрещается использовать любые негуманные средства воздействия на личность, обсуждать коллег с обучающимися, допускать высказывания, которые могут быть расценены ими как обещание положительной оценки или привилегий в обмен на денежные средства или подарки.
Раздел «Этика поведения обучающегося» определяет нормы поведения студентов и их отношения к Университету. Студент стремится стать достойным гражданином Российской федерации, чтит и умножает традиции Университета, добросовестно относится к учебе, строит отношения с товарищами на основе взаимного уважения, справедливости и честности. В разделе также освещаются типичные ситуации студенческой жизни, например, нормы этичного поведения проживающих в общежитии.
Раздел «Взаимоотношения между обучающимися и преподавателями» определяет очень конкретные правила взаимодействия преподавателя и студента, которые лежат, скорее, в области этикета и указывают на форму приветствия и обращения, манеру поведения на учебных занятиях и т.п.
Заключает основную содержательную часть документа раздел «Этика поведения работника Университета», который распространяет большинство вышеназванных правил на группу работников Университета, от которых требуется соблюдение идеалов сплоченности, взаимовыручки, сотрудничества, поддержания благоприятного климата в коллективе. Работник Университета должен содействовать укреплению репутации образовательной организации, контролировать свое поведение, воздерживаться от негативных высказываний относительно деловых качеств, поведения и личной жизни своих коллег, избегать вовлечения в конфликтные ситуации. Отдельно указывается на требования к руководителю структурного подразделения, который должен служить образцом профессионализма для своих подчиненных. Кроме того, здесь уделяется особое внимание правилам поведения в типичных ситуациях профессиональной деятельности (правилам телефонного разговора, взаимодействия при возможности возникновения конфликта, общения с представителями внешних организаций и партнеров).
Кодекс корпоративной этики преподавателей, работников и обучающихся федерального государственного бюджетного образовательного учреж-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
101
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
дения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова» был утвержден на заседании Ученого совета Университета. Для внедрения Кодекса в жизнь учреждена Комиссия по этике. Кодекс, безусловно, закрепил уже существующую в университетской среде систему этических норм и правил. Но значение этого закрепления немаловажно. Оно позволяет от уровня обыденной, часто интуитивной этики перейти к структурированному и формализованному своду морально-нравствен-
ных требований, который может стать механизмом общественного регулирования профессиональной жизни Университета.
Библиографический список
1. Воронцова А.В. Профессионально-этические основы социальной работы // Социальная работа: учебное пособие / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Дашков и К°, 2014. - С. 93-110.
2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с.
УДК 355.23
Чеснокова Любовь Николаевна
кандидат химических наук
Гессе Женни Фердинандовна
кандидат химических наук
Лебедева Наталья Шамильевна
доктор химических наук, профессор Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России [email protected], [email protected], [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ
В работе проанализированы психолого-диагностические данные многофакторного теста интеллекта обучающихся, оценивающих их продуктивную и репродуктивную способности. Обнаружено, что входная и итоговая оценки по дисциплине «Химия» не согласуются между собой и с уровнем развития интеллекта, лабильностью мышления для конкретного обучающегося. Показано, что прямые зависимости «входной контроль - итоговый контроль», «общий интеллект - итоговая оценка знаний по дисциплине «Химия»», «скорость мышления - входной/итоговый контроль» отсутствуют. Можно лишь говорить о некой корреляции между увеличением скорости мышления (или уровня развития интеллекта в среднем в учебной группе) и средней оценкой учебной группы по дисциплине. Обсуждается возможность использования комплекса мер проводимых командным составом, психологической службой и профессорско-преподавательским составом и направленных на повышение качества обучения в академии.
Ключевые слова: психолого-педагогическая диагностика, мотивация к обучению, профессиональное развитие личности преподавателя
В структуре профессиональной деятельности преподавателя современной школы фундаментом для продуктивной работы служит психолого-педагогическая компетенция. Психолого-педагогическая компетентность является неотъемлемой частью профессиональной компетентности педагога, которая в свою очередь основывается на коммуникативной, когнитивной, профессионально-технической, профессионально-информационной и других видах компетентностей. Одной из задач психологической диагностики в процессе обучения и воспитания является мониторинг психического развития личности обучающегося в динамике. По итогам подобных исследований сравнивается эффективность педагогических методик и средств обучения. Для этого в целях оптимизации процесса обучения и воспитания профессиональных, личностных качеств у курсантов преподавателями кафедры «Химия, теория горения и взрыва», совместно с психологами, ежегодно анализируются следующие данные:
- материалы педагогической диагностики (входной контроль по дисциплинам; итоговый контроль знаний по дисциплинам; итоги семестрового
рубежного контроля; средний балл обучающихся по итогам обучения в семестре по дисциплинам; материалы тестирования курсантов, направленных на психолого-педагогическое изучение личности) [1, с. 76-87];
- психолого-диагностические сведения (многофакторный тест интеллекта, скорость (лабильность) мышления, общий уровень интеллекта) [5, с. 100-108].
Психолого-диагностические данные многофакторного теста интеллекта, т.н. методика Равенна, оценивает два компонента:
(1) продуктивную способность, т.е. способность делать выводы, извлекать смысл из хаотического материала, схематизировать на невербальном уровне и создавать концепции, позволяющие легко оперировать сложными понятиями;
(2) репродуктивную способность усваивать и воспроизводить вербальную информацию для предсказания будущего профессионального успеха обучающихся.
Далее по тексту результаты многофакторного теста интеллекта представлены как «интеллект 1» (рис. 1, а, б);
102
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Чеснокова Л.Н., Гессе Ж.Ф., Лебедева Н.Ш., 2015