ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
дения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова» был утвержден на заседании Ученого совета Университета. Для внедрения Кодекса в жизнь учреждена Комиссия по этике. Кодекс, безусловно, закрепил уже существующую в университетской среде систему этических норм и правил. Но значение этого закрепления немаловажно. Оно позволяет от уровня обыденной, часто интуитивной этики перейти к структурированному и формализованному своду морально-нравствен-
ных требований, который может стать механизмом общественного регулирования профессиональной жизни Университета.
Библиографический список
1. Воронцова А.В. Профессионально-этические основы социальной работы // Социальная работа: учебное пособие / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Дашков и К°, 2014. - С. 93-110.
2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с.
УДК 355.23
Чеснокова Любовь Николаевна
кандидат химических наук
Гессе Женни Фердинандовна
кандидат химических наук
Лебедева Наталья Шамильевна
доктор химических наук, профессор Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России [email protected], [email protected], [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ
В работе проанализированы психолого-диагностические данные многофакторного теста интеллекта обучающихся, оценивающих их продуктивную и репродуктивную способности. Обнаружено, что входная и итоговая оценки по дисциплине «Химия» не согласуются между собой и с уровнем развития интеллекта, лабильностью мышления для конкретного обучающегося. Показано, что прямые зависимости «входной контроль - итоговый контроль», «общий интеллект - итоговая оценка знаний по дисциплине «Химия»», «скорость мышления - входной/итоговый контроль» отсутствуют. Можно лишь говорить о некой корреляции между увеличением скорости мышления (или уровня развития интеллекта в среднем в учебной группе) и средней оценкой учебной группы по дисциплине. Обсуждается возможность использования комплекса мер проводимых командным составом, психологической службой и профессорско-преподавательским составом и направленных на повышение качества обучения в академии.
Ключевые слова: психолого-педагогическая диагностика, мотивация к обучению, профессиональное развитие личности преподавателя
В структуре профессиональной деятельности преподавателя современной школы фундаментом для продуктивной работы служит психолого-педагогическая компетенция. Психолого-педагогическая компетентность является неотъемлемой частью профессиональной компетентности педагога, которая в свою очередь основывается на коммуникативной, когнитивной, профессионально-технической, профессионально-информационной и других видах компетентностей. Одной из задач психологической диагностики в процессе обучения и воспитания является мониторинг психического развития личности обучающегося в динамике. По итогам подобных исследований сравнивается эффективность педагогических методик и средств обучения. Для этого в целях оптимизации процесса обучения и воспитания профессиональных, личностных качеств у курсантов преподавателями кафедры «Химия, теория горения и взрыва», совместно с психологами, ежегодно анализируются следующие данные:
- материалы педагогической диагностики (входной контроль по дисциплинам; итоговый контроль знаний по дисциплинам; итоги семестрового
рубежного контроля; средний балл обучающихся по итогам обучения в семестре по дисциплинам; материалы тестирования курсантов, направленных на психолого-педагогическое изучение личности) [1, с. 76-87];
- психолого-диагностические сведения (многофакторный тест интеллекта, скорость (лабильность) мышления, общий уровень интеллекта) [5, с. 100-108].
Психолого-диагностические данные многофакторного теста интеллекта, т.н. методика Равенна, оценивает два компонента:
(1) продуктивную способность, т.е. способность делать выводы, извлекать смысл из хаотического материала, схематизировать на невербальном уровне и создавать концепции, позволяющие легко оперировать сложными понятиями;
(2) репродуктивную способность усваивать и воспроизводить вербальную информацию для предсказания будущего профессионального успеха обучающихся.
Далее по тексту результаты многофакторного теста интеллекта представлены как «интеллект 1» (рис. 1, а, б);
102
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Чеснокова Л.Н., Гессе Ж.Ф., Лебедева Н.Ш., 2015
Некоторые возможности психолого-педагогического анализа в оптимизации процесса обучения курсантов
Курс № 22 Курс №11
а б
Рис. 1. Примеры из анализа психолого-диагностических показателей и результатов входного контроля по дисциплине «Химия» в условных единицах для разных курсов первого года обучения
- психолого-диагностические данные по обследованию скорости (лабильности) мышления курсантов (рис. 1, а);
- психолого-диагностические данные по изучению общего уровня интеллекта (краткий ориентировочный тест, КОТ), позволяющие определить общие интеллектуальные способности (способность обобщения и анализа материала; гибкость мышления; инертность мышления, переключае-мость; эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость; скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания; употребление языка, грамотность; выбор оптимальной стратегии, ориентировка; пространственное воображение).
Далее по тексту данные КОТ представлены как «интеллект 2» (рис. 1, б).
При анализе полученных данных необходимо учитывать, что методика Равенна эффективна для составления сравнительной характеристики в пределах этнической группы. Большое влияние на рассматриваемые показатели в пределах одной учебной группы оказывают также предшествующее поведение обучающихся (такие как, слабая внешняя и внутренняя мотивация к обучению в школе, и как следствие - не умение и не желание учиться; социально-экономический уровень семьи), квалификация педагогов в школах.
На основании такого анализа группой психологического обеспечения разрабатываются рекомендации по работе с отдельными обучающимися, конкретной группой, курсом. Преподаватели по итогам проведенного анализа подбирают и планируют методики и методы обучения, индивидуальную работу с обучающимися, подбирают индивидуальные задания для учебных занятий, формы проведения текущего контроля и т.п. Разработанные для работы с обучающимися материалы обсуждаются на заседаниях методических секций и кафедр с целью популяризации педагогического опыта, особенно среди начинающих преподавателей.
Многолетний опыт обсуждаемого анализа по дисциплине «Химия» показывает, что при сопоставлении средних оценок по учебным группам и психолого-диагностических данных соблюдение условия «выше интеллект - выше средний балл» в общем, соблюдается для большинства учебных групп. Однако входная и итоговая оценки по дисциплине не согласуются между собой и с уровнем развития интеллекта, лабильностью мышления для конкретного обучающегося. Таким образом, нельзя однозначно предполагать, что обучающиеся, получившие на входном контроле по дисциплине «Химия» наивысший балл при изучении дисциплины в академии достигнут высоких показателей. Лишь порядка 4-5% обучающихся показывают высокие результаты и на входном, и в итоговом контроле по дисциплине.
Таким образом, прямых зависимостей «входной контроль - итоговый контроль», «общий интеллект - итоговая оценка знаний по дисциплине «Химия»», «скорость мышления - входной/итого-вый контроль» не найдено. Имеют место лишь тенденции, например, с увеличением скорости мышления (или уровня развития интеллекта в среднем в учебной группе) возрастает средняя оценка учебной группы по дисциплине.
Сопоставляя психолого-диагностические характеристики и данные входного контроля по дисциплинам «Химия», «Физика», «Русский язык» отмечено, что выше обозначенные тенденции и закономерности наблюдаются не только для дисциплины «Химия». Имеет место также зависимость результатов входного тестирования по русскому языку от уровня развития интеллекта (интеллект 2).
Результаты тестирования курсантов по методике, приведенной в [2, с. 495], в т.ч. показывают, что курсанты первого года обучения трудности в обучении связывают:
- со слабой организацией самоподготовки;
- с отсутствием систематичности в обучении;
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
103
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- с низкой сформированностью познавательных мотивов (желания получать интеллектуальное удовлетворение от процесса обучения) и мотивов социальной идентификации (стремления к успешному обучению для достижения социального одобрения, избегания осуждения);
- с отсутствием сознательного регулирования своих действий и поступков, направленных на преодоление внутренних препятствий, таких как лень, страх, недостаток знаний и навыков;
- с отсутствием профессиональной направленности учебного материала некоторых дисциплин (как правило, у молодых преподавателей);
- с отсутствием педагогических способностей и педагогического мастерства некоторых преподавателей;
- с трудностями в общении, низким уровнем развития своей речи;
- с медленной адаптацией к новым условиям обучения.
Из перечисленного можно отметить, что работа, направленная на повышение качества обучения в академии, должна включать комплекс мер, проводимых командным составом, психологической службой и профессорско-преподавательским составом. Несомненно, профессионального общения преподавателей, командиров факультетов, курсов и психологов на заседаниях кафедры, методических секций с целью выработки оптимальных действий по корректировке и совершенствованию учебного процесса, повышению успеваемости по дисциплинам в учебных группах, отстающих и неуспевающих курсантов недостаточно.
Одной из актуальных задач повышения качества преподаваемой дисциплины является организация и повышения потенциала самостоятельной работы обучающихся. Профессорско-преподавательским составом кафедры химии, теории горения и взрыва на предстоящий учебный год разработаны методические указания по самостоятельной работе обучающихся для каждой закрепленной за кафедрой дисциплины. Пособие составлено с целью формирования системы умений и навыков самостоятельной работы, познавательной деятельности исходя из уровня самостоятельности обучающихся и требований к уровню самостоятельности выпускников по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность», направления подготовки 20.03.01 «Технос-ферная безопасность». В таком «путеводителе» по дисциплине предусмотрены структурно-логические схемы тем; перечень учебных вопросов, изучаемых в ходе аудиторных занятий и на самоподготовке; рекомендации по подготовке к аудиторным занятиям (лекциям, практическим и лабораторным работам, зачетам, экзаменам); рекомендации по самостоятельному изучению вопросов самоподготовки; вопросы и задачи для самопроверки в заключении каждой темы; тематический тестовый
материал; рекомендуемая учебная и научная литература, а также полезные источники доступные в сети Интернет; рекомендации по рациональному использованию времени в процессе самоподготовки; семестровые графики самостоятельной работы; перечень вопросов для углубленного изучения тем дисциплины. Указанные методические рекомендации по самостоятельной работе доступны обучающимся в электронном виде, что имеет немаловажное значение ввиду активного использования курсантами компьютерных источников информации. Апробация пособия в учебном процессе по дисциплине «Химия» показала необходимость работы каждого преподавателя над мотивационным звеном самостоятельной деятельности курсантов. Для формирования познавательных мотивов изучения дисциплины обучающимся требуются сведения и примеры применения, использования приобретаемых знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.
К актуальным задачам следует отнести и профессиональное развитие личности преподавателя. Традиционные для преподавателей повышение квалификации, профессиональная переподготовка способствуют совершенствованию и накоплению педагогического опыта. Кроме того, в академии функционирует школа молодого преподавателя, одним из видов работы которой является посещение открытых, показательных занятий с последующим их обсуждением. Однако саморазвитие в вопросах педагогического профессионализма, по нашему мнению, играет главную роль. Одним из показателей профессионализма преподавателя является его коммуникативная сфера. Известно, что одним из решающих качеств в имидже преподавателя, является культура речи. Высокий уровень речевой грамотности, ораторское искусство ценится обучающимися, зачастую формирует отношение к дисциплине, позволяет реализовать педагогическое воздействие, воспитательные задачи.
Важнейшей компонентой повышения качества преподаваемой дисциплины, успешности обучения курсантов являются применяемые методы, методики обучения, подобранные или разработанные по результатам психолого-педагогической диагностики, а также индивидуальная работа педагогов с курсантами. Обучение должно быть нацелено на корректировку слабых сторон курсантов с акцентом на сильные стороны, на раскрытие личностного потенциала, повышение мотивации курсантов и, как следствие, стремления к самообразованию и совершенствованию своих знаний для развития, тренинга интеллекта и памяти.
Помимо традиционно используемых на сегодняшний день в академии по дисциплине «Химия» презентаций ко всем видам занятий (в т.ч. для самоподготовки), учебно-исследовательских экспериментов [3, с. 49], проблемных аудиторных занятий,
104
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Художественно-педагогические технологии как компонент профессиональной подготовки...
метода анализа конкретных ситуаций, информационных технологий обучения и др., преподаватели планируют внедрение в учебный процесс:
- электронных рабочих тетрадей для выполнения расчетно-графической и курсовой работы в рамках информационных технологий [4, с. 90-93];
- метод Дельфа, метод Дельбека входящих в интерактивное обучение [2, с. 282, 283];
- эвристические методы обучения.
Библиографический список
1. Кузнецов В.В., Чеснокова Л.Н. Из анализа рубежного контроля по дисциплине «Химия» // Вестник Ивановского института ГПС МЧС России. -2014. - № 2 (22). - С. 76-87.
2. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика высшей школы / Л.Д. Столяренко и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 620 с.
3. Чеснокова Л.Н., Баринова Е.В., Кузнецов В.В. Из опыта исследовательской деятельности обучающихся по дисциплине «Химия» // Современное общество: проблемы, идеи, инновации: сб. материалов III Междунар. науч. конф. Ч. 1. - Ставрополь: Логос, 2014. - С. 49-53.
4. Чеснокова Л.Н., Гессе Ж.Ф. Использование информационных технологий в учебном процессе по дисциплине «Химия» // Методика и практика преподавания в XXI веке: сб. науч. трудов I Междунар. науч.-практ. конф. (1 марта 2015 года) / под ред. А.Л. Фурсова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015 - С. 90-93.
5. Чеснокова Л.Н., Павличенко Н.Л. Использование результатов психологической диагностики в процессе обучения в Ивановском институте ГПС МЧС России // Вестник Ивановского института ГПС МЧС России. - 2011. - № 2-3 (13). - С. 100-108.
УДК 378
Бирюков Михаил Юрьевич
Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко
birukovmu@rambler. и
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ДИЗАЙНА
В статье рассматривается понятие «художественно-педагогические технологии», их содержание, структура, основные особенности и критерии, а также представлены рекомендации и приведены примеры использования художественно-педагогических технологий в процессе профессиональной подготовки будущих магистров дизайна.
Показано, что структура любой художественно-педагогической технологии состоит из целевого, смыслового компонентов, а также процессуального (технологический процесс) и рефлексивно-оценочного (диагностика учебного процесса). Достигнуть значительных успехов в подготовке квалифицированных магистров дизайна возможно, лишь в совершенстве осуществляя педагогическое руководство и используя в учебном процессе художественно-педагогические технологии.
Ключевые слова: технология, методы, процесс профессиональной подготовки, художественно-творческие способности, магистр дизайна.
Сущность высшего образования - учить думать, самостоятельно учиться, адаптироваться к обществу, которое изменяется, повышать свой теоретический и профессиональный уровень. Решению этих заданий должны способствовать современные ВУЗы путем интеграции науки, образования и производства, по необходимости оперативно и гибко изменяя содержание учебного материала, сочетая цели и направления учебной, научной и воспитательной работы, которые обеспечивают тесную взаимосвязь всех форм и методов работы студентов.
Цель статьи - рассмотреть понятие художественно-педагогических технологий для последующего их использования в процессе профессиональной подготовки будущих магистров дизайна.
В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, а также Законе Украины «Про высшее образование» № 1556-VII отмечено, что особое значение для студентов художественных специальностей приобретают вопро-
сы совершенствования эстетического воспитания, формирования и развития эстетических чувств, художественных интересов, идеалов и вкусов в процессе профессиональной подготовки [6; 2].
Следует также отметить, что в условиях вступления высших учебных заведений России и Украины в Болонский процесс, одной из важнейших проблем становится дальнейшее развитие и перестройка системы образования, в частности художественно-дизайнерского, что в первую очередь обусловливает необходимость использования новейших методов преподавания учебных дисциплин.
В контексте отмеченных требований развитие творческих способностей будущих магистров дизайна приобретает особое значение в связи со спецификой их художественно-педагогической деятельности. К приоритетным направлениям обеспечения качественного содержания художественно-эстетического образования принадлежит использование художественно-педагогических технологий, среди которых Л.М. Масол выделяет интегративные, про-
© Бирюков М.Ю., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
105