Научная статья на тему 'Некоторые возможности психолого-педагогического анализа в оптимизации процесса обучения курсантов'

Некоторые возможности психолого-педагогического анализа в оптимизации процесса обучения курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / PSYCHO-PEDAGOGIC DIAGNOSTICS / MOTIVATION FOR LEARNING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеснокова Любовь Николаевна, Гессе Женни Фердинандовна, Лебедева Наталья Шамильевна

В работе проанализированы психолого-диагностические данные многофакторного теста интеллекта обучающихся, оценивающих их продуктивную и репродуктивную способности. Обнаружено, что входная и итоговая оценки по дисциплине «Химия» не согласуются между собой и с уровнем развития интеллекта, лабильностью мышления для конкретного обучающегося. Показано, что прямые зависимости «входной контроль итоговый контроль», «общий интеллект итоговая оценка знаний по дисциплине «Химия»», «скорость мышления входной/итоговый контроль» отсутствуют. Можно лишь говорить о некой корреляции между увеличением скорости мышления (или уровня развития интеллекта в среднем в учебной группе) и средней оценкой учебной группы по дисциплине. Обсуждается возможность использования комплекса мер проводимых командным составом, психологической службой и профессорско-преподавательским составом и направленных на повышение качества обучения в академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чеснокова Любовь Николаевна, Гессе Женни Фердинандовна, Лебедева Наталья Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some possibilities of psycho-pedagogic analysis

This paper analyses the psycho-diagnostic data of multivariate test of intelligence of students which evaluates productive and reproductive abilities of students. It was found that the input and the final assessments on chemistry does not agree with each other and with the level of intellectual development, with the lability of thinking for a particular student. It is shown there is no direct relation of the “input control final control”, “common intellect final assessment of chemistry knowledge”, “thought speed input / final control”. We can only talk about correlation between the increase of thought speed (or level of intellect development in student group on average), and group average assessment of discipline. The using possibility of package of measures by command structure, psychological service and lecturers for increasing of education quality in academy.

Текст научной работы на тему «Некоторые возможности психолого-педагогического анализа в оптимизации процесса обучения курсантов»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

дения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова» был утвержден на заседании Ученого совета Университета. Для внедрения Кодекса в жизнь учреждена Комиссия по этике. Кодекс, безусловно, закрепил уже существующую в университетской среде систему этических норм и правил. Но значение этого закрепления немаловажно. Оно позволяет от уровня обыденной, часто интуитивной этики перейти к структурированному и формализованному своду морально-нравствен-

ных требований, который может стать механизмом общественного регулирования профессиональной жизни Университета.

Библиографический список

1. Воронцова А.В. Профессионально-этические основы социальной работы // Социальная работа: учебное пособие / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Дашков и К°, 2014. - С. 93-110.

2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с.

УДК 355.23

Чеснокова Любовь Николаевна

кандидат химических наук

Гессе Женни Фердинандовна

кандидат химических наук

Лебедева Наталья Шамильевна

доктор химических наук, профессор Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России Inch2407@mail.ru, zhenni.gesse@mail.ru, nat.lebede2011@yandex.ru

НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ

В работе проанализированы психолого-диагностические данные многофакторного теста интеллекта обучающихся, оценивающих их продуктивную и репродуктивную способности. Обнаружено, что входная и итоговая оценки по дисциплине «Химия» не согласуются между собой и с уровнем развития интеллекта, лабильностью мышления для конкретного обучающегося. Показано, что прямые зависимости «входной контроль - итоговый контроль», «общий интеллект - итоговая оценка знаний по дисциплине «Химия»», «скорость мышления - входной/итоговый контроль» отсутствуют. Можно лишь говорить о некой корреляции между увеличением скорости мышления (или уровня развития интеллекта в среднем в учебной группе) и средней оценкой учебной группы по дисциплине. Обсуждается возможность использования комплекса мер проводимых командным составом, психологической службой и профессорско-преподавательским составом и направленных на повышение качества обучения в академии.

Ключевые слова: психолого-педагогическая диагностика, мотивация к обучению, профессиональное развитие личности преподавателя

В структуре профессиональной деятельности преподавателя современной школы фундаментом для продуктивной работы служит психолого-педагогическая компетенция. Психолого-педагогическая компетентность является неотъемлемой частью профессиональной компетентности педагога, которая в свою очередь основывается на коммуникативной, когнитивной, профессионально-технической, профессионально-информационной и других видах компетентностей. Одной из задач психологической диагностики в процессе обучения и воспитания является мониторинг психического развития личности обучающегося в динамике. По итогам подобных исследований сравнивается эффективность педагогических методик и средств обучения. Для этого в целях оптимизации процесса обучения и воспитания профессиональных, личностных качеств у курсантов преподавателями кафедры «Химия, теория горения и взрыва», совместно с психологами, ежегодно анализируются следующие данные:

- материалы педагогической диагностики (входной контроль по дисциплинам; итоговый контроль знаний по дисциплинам; итоги семестрового

рубежного контроля; средний балл обучающихся по итогам обучения в семестре по дисциплинам; материалы тестирования курсантов, направленных на психолого-педагогическое изучение личности) [1, с. 76-87];

- психолого-диагностические сведения (многофакторный тест интеллекта, скорость (лабильность) мышления, общий уровень интеллекта) [5, с. 100-108].

Психолого-диагностические данные многофакторного теста интеллекта, т.н. методика Равенна, оценивает два компонента:

(1) продуктивную способность, т.е. способность делать выводы, извлекать смысл из хаотического материала, схематизировать на невербальном уровне и создавать концепции, позволяющие легко оперировать сложными понятиями;

(2) репродуктивную способность усваивать и воспроизводить вербальную информацию для предсказания будущего профессионального успеха обучающихся.

Далее по тексту результаты многофакторного теста интеллекта представлены как «интеллект 1» (рис. 1, а, б);

102

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Чеснокова Л.Н., Гессе Ж.Ф., Лебедева Н.Ш., 2015

Некоторые возможности психолого-педагогического анализа в оптимизации процесса обучения курсантов

Курс № 22 Курс №11

а б

Рис. 1. Примеры из анализа психолого-диагностических показателей и результатов входного контроля по дисциплине «Химия» в условных единицах для разных курсов первого года обучения

- психолого-диагностические данные по обследованию скорости (лабильности) мышления курсантов (рис. 1, а);

- психолого-диагностические данные по изучению общего уровня интеллекта (краткий ориентировочный тест, КОТ), позволяющие определить общие интеллектуальные способности (способность обобщения и анализа материала; гибкость мышления; инертность мышления, переключае-мость; эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость; скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания; употребление языка, грамотность; выбор оптимальной стратегии, ориентировка; пространственное воображение).

Далее по тексту данные КОТ представлены как «интеллект 2» (рис. 1, б).

При анализе полученных данных необходимо учитывать, что методика Равенна эффективна для составления сравнительной характеристики в пределах этнической группы. Большое влияние на рассматриваемые показатели в пределах одной учебной группы оказывают также предшествующее поведение обучающихся (такие как, слабая внешняя и внутренняя мотивация к обучению в школе, и как следствие - не умение и не желание учиться; социально-экономический уровень семьи), квалификация педагогов в школах.

На основании такого анализа группой психологического обеспечения разрабатываются рекомендации по работе с отдельными обучающимися, конкретной группой, курсом. Преподаватели по итогам проведенного анализа подбирают и планируют методики и методы обучения, индивидуальную работу с обучающимися, подбирают индивидуальные задания для учебных занятий, формы проведения текущего контроля и т.п. Разработанные для работы с обучающимися материалы обсуждаются на заседаниях методических секций и кафедр с целью популяризации педагогического опыта, особенно среди начинающих преподавателей.

Многолетний опыт обсуждаемого анализа по дисциплине «Химия» показывает, что при сопоставлении средних оценок по учебным группам и психолого-диагностических данных соблюдение условия «выше интеллект - выше средний балл» в общем, соблюдается для большинства учебных групп. Однако входная и итоговая оценки по дисциплине не согласуются между собой и с уровнем развития интеллекта, лабильностью мышления для конкретного обучающегося. Таким образом, нельзя однозначно предполагать, что обучающиеся, получившие на входном контроле по дисциплине «Химия» наивысший балл при изучении дисциплины в академии достигнут высоких показателей. Лишь порядка 4-5% обучающихся показывают высокие результаты и на входном, и в итоговом контроле по дисциплине.

Таким образом, прямых зависимостей «входной контроль - итоговый контроль», «общий интеллект - итоговая оценка знаний по дисциплине «Химия»», «скорость мышления - входной/итого-вый контроль» не найдено. Имеют место лишь тенденции, например, с увеличением скорости мышления (или уровня развития интеллекта в среднем в учебной группе) возрастает средняя оценка учебной группы по дисциплине.

Сопоставляя психолого-диагностические характеристики и данные входного контроля по дисциплинам «Химия», «Физика», «Русский язык» отмечено, что выше обозначенные тенденции и закономерности наблюдаются не только для дисциплины «Химия». Имеет место также зависимость результатов входного тестирования по русскому языку от уровня развития интеллекта (интеллект 2).

Результаты тестирования курсантов по методике, приведенной в [2, с. 495], в т.ч. показывают, что курсанты первого года обучения трудности в обучении связывают:

- со слабой организацией самоподготовки;

- с отсутствием систематичности в обучении;

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

103

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

- с низкой сформированностью познавательных мотивов (желания получать интеллектуальное удовлетворение от процесса обучения) и мотивов социальной идентификации (стремления к успешному обучению для достижения социального одобрения, избегания осуждения);

- с отсутствием сознательного регулирования своих действий и поступков, направленных на преодоление внутренних препятствий, таких как лень, страх, недостаток знаний и навыков;

- с отсутствием профессиональной направленности учебного материала некоторых дисциплин (как правило, у молодых преподавателей);

- с отсутствием педагогических способностей и педагогического мастерства некоторых преподавателей;

- с трудностями в общении, низким уровнем развития своей речи;

- с медленной адаптацией к новым условиям обучения.

Из перечисленного можно отметить, что работа, направленная на повышение качества обучения в академии, должна включать комплекс мер, проводимых командным составом, психологической службой и профессорско-преподавательским составом. Несомненно, профессионального общения преподавателей, командиров факультетов, курсов и психологов на заседаниях кафедры, методических секций с целью выработки оптимальных действий по корректировке и совершенствованию учебного процесса, повышению успеваемости по дисциплинам в учебных группах, отстающих и неуспевающих курсантов недостаточно.

Одной из актуальных задач повышения качества преподаваемой дисциплины является организация и повышения потенциала самостоятельной работы обучающихся. Профессорско-преподавательским составом кафедры химии, теории горения и взрыва на предстоящий учебный год разработаны методические указания по самостоятельной работе обучающихся для каждой закрепленной за кафедрой дисциплины. Пособие составлено с целью формирования системы умений и навыков самостоятельной работы, познавательной деятельности исходя из уровня самостоятельности обучающихся и требований к уровню самостоятельности выпускников по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность», направления подготовки 20.03.01 «Технос-ферная безопасность». В таком «путеводителе» по дисциплине предусмотрены структурно-логические схемы тем; перечень учебных вопросов, изучаемых в ходе аудиторных занятий и на самоподготовке; рекомендации по подготовке к аудиторным занятиям (лекциям, практическим и лабораторным работам, зачетам, экзаменам); рекомендации по самостоятельному изучению вопросов самоподготовки; вопросы и задачи для самопроверки в заключении каждой темы; тематический тестовый

материал; рекомендуемая учебная и научная литература, а также полезные источники доступные в сети Интернет; рекомендации по рациональному использованию времени в процессе самоподготовки; семестровые графики самостоятельной работы; перечень вопросов для углубленного изучения тем дисциплины. Указанные методические рекомендации по самостоятельной работе доступны обучающимся в электронном виде, что имеет немаловажное значение ввиду активного использования курсантами компьютерных источников информации. Апробация пособия в учебном процессе по дисциплине «Химия» показала необходимость работы каждого преподавателя над мотивационным звеном самостоятельной деятельности курсантов. Для формирования познавательных мотивов изучения дисциплины обучающимся требуются сведения и примеры применения, использования приобретаемых знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.

К актуальным задачам следует отнести и профессиональное развитие личности преподавателя. Традиционные для преподавателей повышение квалификации, профессиональная переподготовка способствуют совершенствованию и накоплению педагогического опыта. Кроме того, в академии функционирует школа молодого преподавателя, одним из видов работы которой является посещение открытых, показательных занятий с последующим их обсуждением. Однако саморазвитие в вопросах педагогического профессионализма, по нашему мнению, играет главную роль. Одним из показателей профессионализма преподавателя является его коммуникативная сфера. Известно, что одним из решающих качеств в имидже преподавателя, является культура речи. Высокий уровень речевой грамотности, ораторское искусство ценится обучающимися, зачастую формирует отношение к дисциплине, позволяет реализовать педагогическое воздействие, воспитательные задачи.

Важнейшей компонентой повышения качества преподаваемой дисциплины, успешности обучения курсантов являются применяемые методы, методики обучения, подобранные или разработанные по результатам психолого-педагогической диагностики, а также индивидуальная работа педагогов с курсантами. Обучение должно быть нацелено на корректировку слабых сторон курсантов с акцентом на сильные стороны, на раскрытие личностного потенциала, повышение мотивации курсантов и, как следствие, стремления к самообразованию и совершенствованию своих знаний для развития, тренинга интеллекта и памяти.

Помимо традиционно используемых на сегодняшний день в академии по дисциплине «Химия» презентаций ко всем видам занятий (в т.ч. для самоподготовки), учебно-исследовательских экспериментов [3, с. 49], проблемных аудиторных занятий,

104

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Художественно-педагогические технологии как компонент профессиональной подготовки...

метода анализа конкретных ситуаций, информационных технологий обучения и др., преподаватели планируют внедрение в учебный процесс:

- электронных рабочих тетрадей для выполнения расчетно-графической и курсовой работы в рамках информационных технологий [4, с. 90-93];

- метод Дельфа, метод Дельбека входящих в интерактивное обучение [2, с. 282, 283];

- эвристические методы обучения.

Библиографический список

1. Кузнецов В.В., Чеснокова Л.Н. Из анализа рубежного контроля по дисциплине «Химия» // Вестник Ивановского института ГПС МЧС России. -2014. - № 2 (22). - С. 76-87.

2. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика высшей школы / Л.Д. Столяренко и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 620 с.

3. Чеснокова Л.Н., Баринова Е.В., Кузнецов В.В. Из опыта исследовательской деятельности обучающихся по дисциплине «Химия» // Современное общество: проблемы, идеи, инновации: сб. материалов III Междунар. науч. конф. Ч. 1. - Ставрополь: Логос, 2014. - С. 49-53.

4. Чеснокова Л.Н., Гессе Ж.Ф. Использование информационных технологий в учебном процессе по дисциплине «Химия» // Методика и практика преподавания в XXI веке: сб. науч. трудов I Междунар. науч.-практ. конф. (1 марта 2015 года) / под ред. А.Л. Фурсова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015 - С. 90-93.

5. Чеснокова Л.Н., Павличенко Н.Л. Использование результатов психологической диагностики в процессе обучения в Ивановском институте ГПС МЧС России // Вестник Ивановского института ГПС МЧС России. - 2011. - № 2-3 (13). - С. 100-108.

УДК 378

Бирюков Михаил Юрьевич

Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко

birukovmu@rambler. и

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ДИЗАЙНА

В статье рассматривается понятие «художественно-педагогические технологии», их содержание, структура, основные особенности и критерии, а также представлены рекомендации и приведены примеры использования художественно-педагогических технологий в процессе профессиональной подготовки будущих магистров дизайна.

Показано, что структура любой художественно-педагогической технологии состоит из целевого, смыслового компонентов, а также процессуального (технологический процесс) и рефлексивно-оценочного (диагностика учебного процесса). Достигнуть значительных успехов в подготовке квалифицированных магистров дизайна возможно, лишь в совершенстве осуществляя педагогическое руководство и используя в учебном процессе художественно-педагогические технологии.

Ключевые слова: технология, методы, процесс профессиональной подготовки, художественно-творческие способности, магистр дизайна.

Сущность высшего образования - учить думать, самостоятельно учиться, адаптироваться к обществу, которое изменяется, повышать свой теоретический и профессиональный уровень. Решению этих заданий должны способствовать современные ВУЗы путем интеграции науки, образования и производства, по необходимости оперативно и гибко изменяя содержание учебного материала, сочетая цели и направления учебной, научной и воспитательной работы, которые обеспечивают тесную взаимосвязь всех форм и методов работы студентов.

Цель статьи - рассмотреть понятие художественно-педагогических технологий для последующего их использования в процессе профессиональной подготовки будущих магистров дизайна.

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, а также Законе Украины «Про высшее образование» № 1556-VII отмечено, что особое значение для студентов художественных специальностей приобретают вопро-

сы совершенствования эстетического воспитания, формирования и развития эстетических чувств, художественных интересов, идеалов и вкусов в процессе профессиональной подготовки [6; 2].

Следует также отметить, что в условиях вступления высших учебных заведений России и Украины в Болонский процесс, одной из важнейших проблем становится дальнейшее развитие и перестройка системы образования, в частности художественно-дизайнерского, что в первую очередь обусловливает необходимость использования новейших методов преподавания учебных дисциплин.

В контексте отмеченных требований развитие творческих способностей будущих магистров дизайна приобретает особое значение в связи со спецификой их художественно-педагогической деятельности. К приоритетным направлениям обеспечения качественного содержания художественно-эстетического образования принадлежит использование художественно-педагогических технологий, среди которых Л.М. Масол выделяет интегративные, про-

© Бирюков М.Ю., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.