Научная статья на тему 'Мониторинг знаний студентов среднего профессионального образования посредством входного контроля'

Мониторинг знаний студентов среднего профессионального образования посредством входного контроля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2665
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ / УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ / КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ / УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тропникова Валерия Валерьевна

Важным условием подготовки специалистов в любом учебном заведении является обеспечение участников образовательного процесса и руководителей учреждения своевременной информацией с целью принятия решения по выбору стратегии педагогических технологий. Актуальность данного исследования связана с востребованностью информации о знаниях, умениях и навыках студентов-первокурсников по любым дисциплинам, и в том числе по дисциплине «Химия», для оценки их уровня без учета результатов ЕГЭ. Объективную оценку знаний проводят с помощью мониторинга на уровне среднего профессионального образования. Входной контроль используют как часть мониторинга образовательного процесса. Сравнительный анализ уровня подготовки групп первого курса позволил определить соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по дисциплине «Химия». Цель работы выявление пробелов школьного образования, которые являются общими для школ Новосибирской области и других регионов, для их последующего устранения. Используют кодификатор элементов содержания теста входного контроля по общей химии базового уровня 9-го класса общеобразовательной школы. Результаты анализа позволяют выявить темы, не освоенные студентами в полной мере, а также отсутствие различий между уровнем знаний студентов из различных регионов. Сделан вывод о недостаточном качестве знаний по дисциплине «Химия», о необходимости увеличения количества часов в рабочих программах для повторения базового курса средней общеобразовательной школы и посещения студентами дополнительных занятий по химии. Теоретическая значимость статьи связана с обоснованием корректировки часов в рабочих программах, отведенных на повторение и обобщение материала базовой школьной программы по химии. Рекомендовано выстраивание оптимальной траектории обучения студентов, включающего также дистанционные технологии тестирования. Результаты мониторинга по дисциплинам предметной области «Естественные науки» могут быть полезны руководителям общеобразовательных школ и органов управления образованием муниципального и регионального уровней для принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тропникова Валерия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг знаний студентов среднего профессионального образования посредством входного контроля»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 181006 2018, № 2 (февраль) УДК 37.012.8:504.064.36

Мониторинг знаний студентов среднего профессионального образования посредством входного контроля

Тропникова Валерия Валерьевна1

Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия

tropnikova@inbox.ru

Аннотация. Важным условием подготовки специалистов в любом учебном заведении является обеспечение участников образовательного процесса и руководителей учреждения своевременной информацией с целью принятия решения по выбору стратегии педагогических технологий. Актуальность данного исследования связана с востребованностью информации о знаниях, умениях и навыках студентов-первокурсников по любым дисциплинам, и в том числе по дисциплине «Химия», для оценки их уровня без учета результатов ЕГЭ. Объективную оценку знаний проводят с помощью мониторинга на уровне среднего профессионального образования. Входной контроль используют как часть мониторинга образовательного процесса. Сравнительный анализ уровня подготовки групп первого курса позволил определить соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по дисциплине «Химия». Цель работы - выявление пробелов школьного образования, которые являются общими для школ Новосибирской области и других регионов, для их последующего устранения. Используют кодификатор элементов содержания теста входного контроля по общей химии базового уровня 9-го класса общеобразовательной школы. Результаты анализа позволяют выявить темы, не освоенные студентами в полной мере, а также отсутствие различий между уровнем знаний студентов из различных регионов. Сделан вывод о недостаточном качестве знаний по дисциплине «Химия», о необходимости увеличения количества часов в рабочих программах для повторения базового курса средней общеобразовательной школы и посещения студентами дополнительных занятий по химии. Теоретическая значимость статьи связана с обоснованием корректировки часов в рабочих программах, отведенных на повторение и обобщение материала базовой школьной программы по химии. Рекомендовано выстраивание оптимальной траектории обучения студентов, включающего также дистанционные технологии тестирования. Результаты мониторинга по дисциплинам предметной области «Естественные науки» могут быть полезны руководителям общеобразовательных школ и органов управления образованием муниципального и регионального уровней для принятия управленческих решений.

Ключевые слова: уровень знаний, умений и навыков, мониторинг, входной контроль, качество знаний, траектории обучения.

Поступила в редакцию Received 15.01.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.02.2018

Принята к публикации Accepted for publication 20.02.2018 Опубликована Published 25.02.2018

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Тропникова Валерия Валерьевна, аспирант ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Россия

Введение

Объективность, оперативность, достоверность результатов - эти характеристики в полной мере можно отнести к мониторингу в образовательной организации. Если отслеживать динамику изменений образовательного процесса посредством мониторинга, то качество получаемых знаний студентами колледжа может быть изменено. Реальное оценивание уровня знаний студентов, поступивших в образовательное учреждение, необходимо для отслеживания степени его усвоения, либо, наоборот, выявления пробелов в определенных темах. Входной контроль, или процедура входного тестирования, является частью системы проверки качества знаний студентов медицинского колледжа.

Объект исследования - мониторинг посредством входного контроля.

Предмет исследования - процедура входного тестирования студентов на примере групп первого курса направления 31.02.03 Лабораторная диагностика ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж».

Особенностью подготовки медицинского персонала по направлению лабораторная диагностика для системы здравоохранения Российской Федерации является наличие лабораторных субдисциплин, требующих углубленной специальной теоретической подготовки и технологических умений, которые учитывают различные типы лабораторных структур в медицинских учреждениях [1]. Отмечены требования населения к качеству оказываемых медицинских услуг медицинских учреждений [2]. Например, медицинский персонал лаборатории проводит анализы биоматериала, полученного из организма человека, оценивает и, что важно, интерпретирует полученные результаты. Соответственно, студенты должны освоить такие дисциплины, как химия, биохимия, микробиология, вирусология, токсикология и другие. Потребности в специалистах среднего звена велики, однако зачастую студенты, поступающие в медицинские колледжи, дисциплины естественнонаучного курса общеобразовательной школы знают слабо. Возникает противоречие: наличие в программах колледжа значительного количества профильных дисциплин и отсутствие базовой подготовки по школьному курсу, например химии.

Связь мониторинга на уровне процедуры входного тестирования с целями обучения очевидна. Согласимся с мнением Ю. В. Шабановой, что мониторинг связан с оценкой реализации целей и планов [3]. Фактическое сравнивается с намеченным, а главная задача процедуры входного тестирования состоит в определении разницы между ними. В дальнейшем определяются способы педагогического воздействия для достижения необходимых результатов стандарта рабочей программы, т. е. вырабатывается соответствующая система последующих действий.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Обзор отечественной литературы показал, что проведение образовательного мониторинга является составной частью управленческой деятельности в образовательных учебных заведениях любого уровня. При этом отслеживаются вопросы теории и практики мониторинга как динамики изменений в образовательных процессах и его развитие в заданных параметрах.

Выделяют по классификации: государственный, региональный и локальный мониторинги. Параметры и критерии различны. Технологии проведения имеют определенный алгоритм.

Автор О. В. Втехина считает педагогический мониторинг методом повышения уровня квалификации педагогов, контролем не результата, а процесса деятельности с выявлением тенденций, динамики развития. Выделяет четыре стадии педагогического мониторинга: исходно-диагностическую; установочно-перспективную; содержательно-дея-тельностную; оценочно-прогностическую. Говорит о проблеме готовности методических работников к реализации процесса мониторинга в образовательной практике [4].

Авторы Н. Р. Круглова, А. И. Троцкая определяют общие признаки педагогического мониторинга: включенность объекта мониторинговой оценки в педагогическую систему в качестве ее составного элемента; наличие целей педагогического мониторинга; педагогическое прогнозирование и коррекция дальнейшего развития наблюдаемого объекта и другие. Считают необходимым научно обоснованное и проверенное практикой проведение мониторинговых исследований [5].

Т. А. Строкова убедительно показывает, что педагогические новшества, вводимые в образовательный процесс, связаны с рисками их неприятия и даже сопротивления. Введенная инновация может «не вписаться» в традиционную образовательную систему. Отслеживание изменений осуществляется педагогическим мониторингом, который позволяет прогнозировать нежелательную ситуацию, тем самым минимизировать возникающие факторы риска [6].

A. К. Быков рассматривает значение государственного мониторинга для моделирования и прогнозирования последствий принимаемых государственных решений в области воспитания и образования на различных уровнях подрастающего поколения. Предлагает делать упор в мониторинге на объективные количественные показатели, имеющие исходные предпосылки в международных и государственных требованиях, закрепленных в «Конвенции ООН о правах ребенка» и приказах Минобрнауки РФ [7].

Оценку системы мониторинга, обеспечивающего комплексную оценку процесса профессиональной подготовки студентов, на примере Уральского технологического колледжа рассматривала Т. А. Филиппова. Она полагает, что система мониторинга должна быть построена на основе дидактических принципов, а внедрение предусматривает этапы целеполагания, планирования, диагностики, педагогического заключения и прогнозирования изменений профессиональной подготовки [8].

B. В. Петрухин убежден, что модели педагогического мониторинга являются первым шагом на пути управления качеством образования [9]. Он предлагает группировать системы мониторинга по следующим основаниям: 1-я группа - уровень ЗУН (знания, умения, навыки); 2-я группа - накопление и структуризация информации; 3-я группа - использование мониторинга по принципу «вход-выход»; 4-я группа - уровень образовательного учреждения, изучение связи квалификации педагога, качества обучения и результатов преподавания.

Ю. О. Лихашерстная акцентирует внимание на необходимости мониторинга качества педагогической деятельности, обращая внимание на противоречия между потребностями в практике мониторинга качества курсовой подготовки педагогов и недостаточной степенью организационно-педагогических условий реализации данного процесса. Считает, что в учреждениях дополнительного профессионального образования в системе повышения квалификации эффективность курсовой подготовки педагогов зависит от организационно-педагогических условий мониторинга [10].

Модель педагогического мониторинга системы среднего профессионального образования рассматривает в диссертационном исследовании Н. И. Очеретина. Автор предлагает модель комплексного мониторинга как единство технологического и

институционального компонентов, отражающих не только факторы и условия обеспечения качества профессионального образования, но и этапы полного цикла подготовки специалиста, включающие допрофессиональную и профессиональную подготовку, а также первичное трудоустройство [11].

Изучение международного опыта убедительно свидетельствует об активной мониторинговой деятельности на различных уровнях.

В учебной программе Новой Зеландии мониторинг определяется как оценка с целью улучшения обучения студентов и понимается как непрерывный процесс, возникающий между преподавателем и прогрессом обучения. Мониторинг считается уместным, так как устраняет пробелы в знаниях и навыках [12].

С. Деспрес предлагает использовать мониторинг для наблюдения за удаленной группой при дистанционном обучении. Сценарий, созданный преподавателем-тренером, описывает цель и меры контроля, что дает преподавателю семантические (смысловые) и синтетические (не аналитические) представления о действиях обучающихся. Контекстом предлагается проект БОКМГО, или компьютерная платформа, реализующая мониторинг [13].

Г. Коатис, углубляясь в оценку академических стандартов в Австралии, считает, что потенциальные показатели академического качества подготовки студентов, отслеживаемые мониторингом, в австралийских вузах зависят от институциональных факторов [14].

Дебора де Кастро и другие в представленном исследовании бразильской системы мониторинга Monsys в дистанционном курсе для обеспечения интеллектуального анализа данных в виртуальной обучающей среде Moodle убедительно показали, что эффективный педагогический мониторинг является определяющим фактором снижения отчислений студентов за академическую неуспеваемость. Исследования проводились по тендерному признаку, по различным направлениям обучения, а возрастная категория включала студентов от 22 до 50 лет и старше [15]. Авторы утверждают, что не только студент, чтобы быть успешным, должен соответствовать институциональной культуре, но и образовательное учреждение должно нести ответственность за адаптацию различных типов обучающихся.

Американский совет по образованию (АСЕ) систематически проводит мониторинг обучающихся, в том числе в колледжах США. В 2016 году было проведено всеобъемлющее мониторинговое исследование, включившее 1164 завершенных обследования студенческой аудитории. Результаты по общему показателю ответов составили около 40%. Данные были представлены институциональным исследователям, международному сообществу и руководству колледжей США для анализа тенденций американского образования. Полученные данные за 2011-2016 годы позволили сосредоточить усилия на интернационализации институтов США в области расширения международной деятельности для большего привлечения иностранных студентов и увеличения бюджетных ассигнований [16].

Роберт Лахи, представляя обзор моделей мониторинга и оценки правительственного сектора Канады, разъясняет, что концепция мониторинга отличается от контроля и интерпретируется как формализованный и централизованный метод оценки для дальнейшего управления [17]. Правительство Канады, ведомства федерального правительства, изучая данные мониторинга, берут на себя ответственность за составление программ развития, а в дальнейшем - за использование бюджетных средств. Опыт Канады в использовании моделей мониторинга, по мнению Р. Лахи, говорит о том, что концепция «мониторинга и оценки», прошедшая эволюционный

путь развития с 1969 года, является «необходимой правильной и длительной дорогой общественного сектора» на различных ступенях развития [18].

Следует сказать, что отечественный и международный опыт мониторинговой деятельности на различных уровнях волнует исследователей, актуален для изучения и не исчерпывается трудами представленных авторов.

Методологическая база исследования

На поисковом этапе при исследовании мониторинговой деятельности изучались авторефераты диссертационных исследований по мониторинговой деятельности на различных уровнях, акцентировалось внимание на моделях, используемых в образовательных учреждениях. Рассматривались рабочие программы по учебной дисциплине «Химия» как часть основной профессиональной образовательной программы СПО, разработанной на основе требований ФГОС СПО, рекомендованных Федеральным институтом развития образования (ФИРО), предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия» [19]. Изучался учебный материал российских учебников для СПО, признанных мировым сообществом, участвовавших в международной выставке «Образование и наука 2015» и одобренных Международным жюри Парижского книжного салона [20, 21]. Правовую базу составили федеральные законы РФ. Методологическую базу исследования составляли теоретические методы сравнительного и системного анализа, статистический анализ полученных данных по входному тестированию групп медицинского колледжа. Использовалась база глобальной сети Интернет, образовательных педагогических порталов. Учитывался опыт, представленный в российских и международных публикациях сборников научных статей и научно-методических периодических изданий, рассматривающих предметную область «Естественные науки», место учебной дисциплины «Химия» в учебных планах как для различных профилей профессионального образования, применительно к профессиям и специальностям СПО, так и для специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.

Результаты исследования

Особенностью государственной политики в сфере образования Российской Федерации, и в частности Новосибирской области (далее - НСО), является использование программно-целевых и проектных методов для различных ступеней образовательной системы. Для СПО усилия госорганов направлены на создание эффективной системы для обеспечения сферы производства квалифицированными кадрами. Основным документом развития СПО является «Региональная программа развития среднего профессионального образования Новосибирской области на 2014-2020 годы», в которой учитываются потребности рынка труда, повышение качества и доступности образовательных услуг, повышение эффективности управления государственной собственностью НСО в рамках модернизации системы СПО [22]. Статистические данные, представленные на новосибирском информационном образовательном сайте (НИОС) Департамента образования мэрии г. Новосибирска, свидетельствуют о значительных потребностях образовательной среды профессиональной ступени [23]. Так, из 134 125 чел., обучавшихся на второй ступени (5-9-е классы) в 2012 году, только 33 312 чел., или 24,8%, продолжили обучение в 10-11-х классах. Из 119 727 чел., обучавшихся на второй ступени в 2014 году, только 28 451 чел., или 23,8%, продолжили обучение в 10-11-х классах соответственно (рис. 1). Иными словами, более 70% школьников не продолжили обучения на третьей

ступени, в 10-11-х классах, а предпочли обучаться профессии либо трудоустраиваться. Данный факт подтверждает необходимость дальнейшего развития системы профессиональной подготовки молодежи.

□ Численность учащихся первой ступени (1-4 классы)

□ Численность учащихся второй ступени (5-9 классы)

□ Численность учащихся третьей ступени (10-11 классы)

Основной

Основной

Основной

Рис. 1. Динамика численности учащихся первой, второй и третьей ступеней в Новосибирской области в 2012-2014 годах [23]

Общее количество студентов, обучающихся в СПО в Новосибирской области за 2015 год, составило 20 703 чел. и было представлено 54 образовательными профессиональными учреждениями (рис. 2) [24]. В 2017 году система СПО была оптимизирована и представлена только 40 профессиональными образовательными организациями [25].

Основной Основной Основной Основной Основной Основной

Основной

/ 1 Основной

Основной Основной

□ Численность студентов

□ Численность педагогических работников

□ Количество профессиональных организаций

Рис. 2. Численность студентов, численность педагогических работников и количество учебных заведений СПО в 2015 году

Развитие профессиональных компетенций является важным фактором, определяющим качество образования. Высокоразвитые системы образования концентрируют внимание на мониторинговой деятельности в целях управления процессом образования. Для направленности педагогической деятельности и совершенствования образовательного процесса системы среднего профессионального образования, а также для наличия стартовой информации по готовности начать обучение и для дальнейшего наблюдения за процессом обучения необходимы предварительные результаты. Был проведен комплексный мониторинг студентов первого курса групп по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж».

В целях определения уровня результатов освоения образовательной программы дисциплины «Химия» была осуществлена оценочная процедура с разработанными измерительными материалами в виде тестов. В качестве основы для разработки измерительных материалов использовался соответствующий требованиям ФГОС и рекомендованный Министерством образования и науки РФ учебник для

общеобразовательных учреждений О. С. Габриеляна «Химия», 9-й класс. Входной контроль был рассчитан на 30 минут и включал 12 заданий только базового уровня знаний с тремя типами заданий: краткий ответ, выбор ответа из трех предложенных вариантов, по две задачи в каждом варианте с необходимым решением по известной формуле и по одной химической цепочке превращений.

Элементы содержания тестов входного контроля знаний студентов медицинского колледжа по общей химии

Наименование Содержание учебного мате- Проверяемые Варианты по

раздела риала предметные компетенции -знания и умения типам заданий

Обшая химия Предмет химии Сформированность знаний о месте химии в современной Краткий ответ

Общая харак- Характеристика химиче- научной картине мира; пони- Краткий ответ,

теристика хи- ского элемента на основа- мание роли химии; владение выбор ответа из

мических эле- нии его положения в Перио- основополагающими хими- трех

ментов дической системе Д. И. Мен- ческими понятиями, теори- предложенных

делеева ями, законами, закономерно- вариантов

Общая харак- Характеристика химиче- стями; пользование химиче- Краткий ответ,

теристика хи- ского элемента по кислотно- ской терминологией и симво- выбор ответа из

мических эле- основным свойствам образу- ликой; владение основными трех

ментов емых им соединений методами научного познания, используемыми в химии. предложенных вариантов

Общая харак- Периодический закон и Пе- Умение объяснять резуль- Краткий ответ,

теристика хи- риодическая система хими- таты химических цепочек выбор ответа из

мических эле- ческих элементов Д. И. Мен- превращении и пытаться де- трех

ментов делеева лать выводы; готовность и способность применять ме- предложенных вариантов

Металлы Положение металлов в Пе- тоды познания при решении Написание про-

риодической системе практических задач. Сфор- дуктов реакций,

Д. И. Менделеева. Физиче- мированность умения произ- уравнивание ре-

ские свойства металлов. Хи- водить расчеты по известным акций.

мические свойства металлов. химическим формулам и Химическая

Щелочные и щелочнозе- уравнениям цепочка

мельные металлы. Сплавы. превращений

Коррозия

Неметаллы Неметаллы: атомы и простые вещества. Химические элементы в клетках живых организмов. Свойства неметаллов и их соединений По две задачи в каждом варианте с необходимым решением по известной формуле

Органические Предельные и непредель- Написание про-

вещества ные углеводороды. Спирты. Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. Аминокислоты и белки. Углеводы. Полимеры дуктов реакций. Химическая цепочка превращений

Подчеркнем, что проведенный входной контроль по дисциплине «Химия» был направлен на определение только базового уровня школьных знаний с определением в процентном выражении выполненных тестовых заданий по классическому

соотношению: от 100 до 81% - высокий уровень, от 80 до 61% - средний уровень; от 60 до 41% - низкий уровень. Результаты входного тестирования показали, что 6,5% студентов имели высокий уровень базовых знаний; 72,1% студентов имели средний уровень; 21,4% - низкий базовый уровень знаний по дисциплине «Химия». Различий в базовой подготовке студенческой аудитории по школам Новосибирской области и других регионов не выявлено. При выполнении заданий различного типа оказалось, что студенты с низким уровнем знаний не могли охарактеризовать химический элемент по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений, не все назвали фундаментальные понятия общей химии школьного курса. Затруднение вызвало определение вида химической связи; многие не различали, что такое моль, молярная доля, молярная масса; запутались при расстановке коэффициентов в уравнениях; значительные затруднения вызвали расчетные задачи. Стартовая информация проведенного тестирования позволила в целом выявить пробелы в знаниях. Вариантом решения проблемы для первокурсников является необходимость адаптационных мероприятий по устранению пробелов в знаниях, а затем переход к содержанию курса СПО дисциплины «Химия». Практическая значимость проведенного мониторинга посредством входного тестирования заключается в том, что в конкретном учебном заведении у первокурсников выявлены определенные проблемы в освоении школьного курса дисциплины «Химия».

Теоретическая значимость статьи связана с обоснованием корректировки в рабочих программах колледжа часов, отведенных на повторение и обобщение материала базовой школьной программы по химии. Рекомендовано выстраивание оптимальной траектории обучения для студентов медицинского колледжа, включающего дополнительные занятия, а также дистанционные технологии тестирования.

Заключение

Качественная составляющая образования зависит от наличия профессиональных компетенций, которые, в свою очередь, определяются возможностями их развития как образовательным учреждением, так и мотивацией обучающихся. Любое образовательное учреждение, и среднее профессиональное в том числе, стремится максимально эффективно организовать свой педагогический образовательный процесс. Выявление пробелов в базовой подготовке поступивших на первый курс студентов можно проводить с помощью входного тестирования по любой дисциплине. Данный мониторинг позволяет не только провести корректировку в рабочих программах, но и вовлечь основных субъектов системы СПО в управление изменениями в образовании, что, в свою очередь, позволяет повысить качество знаний.

Высокоразвитые системы образования концентрируют внимание на мониторинговой деятельности в целях управления процессом образования. Существующие мировые рейтинги университетов, такие как US News, News UK, а также российские, такие как «Эксперт РА», РИА «Новости», осуществляют сравнительную оценку учебных заведений, при которой качество обучения является одним из основных показателей. Согласимся с мнением Э. Э. Эльдяевой, что образовательный мониторинг является категорией социальной, педагогической и управленческой и именно он служит главным средством передачи социального опыта (содержания образования) молодому поколению [24].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы улучшить свои позиции на уровне региона и муниципалитета, системе СПО необходимо проводить мониторинг в динамике по дисциплинам предметной

области «Естественные науки» с использованием дистанционных технологий тестирования. Результаты мониторинга как важнейшего элемента системы информационного обеспечения управленческих решений могут оказаться полезными для руководителей общеобразовательных школ и органов управления образованием муниципального и регионального уровней.

Ссылки на источники

1. Морозова В. Т., Наумова Е. В. Проблемы и основные принципы подготовки врачей клинической лабораторной диагностики // Клиническая лабораторная диагностика. - 2012 . - № 7. - С. 61.

2. Павлова С. П., Дорофеев А. Л., Пак В. В. Роль территориальных ЛПУ в повышении профессиональной подготовки выпускников медицинских вузов // Дальневосточный медицинский журнал. - 2015. - № 4. - С. 88.

3. Шабанова Ю. В. Сущность педагогического мониторинга как средства повышения качества обучения. - URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/527973.

4. Втехина О. В. Педагогический мониторинг как метод повышения уровня квалификации педагогов в системе дошкольного образования. - URL: http://50ds.ru/psiholog/6260-pedagogicheskiy-monitoring-kak-metod-povysheniya-urovnya-kvalifikatsii-pedagogov-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya.html.

5. Круглова Н. Р., Троцкая А. И. Аспекты педагогического мониторинга как средства управления профессиональным образованием на факультете технологии и предпринимательства НГПУ // Технологическое образование (проблемы и перспективы развития): сб. тр. - Новосибирск: НГПУ, 2001. - С. 54-55.

6. Строкова Т. А. Мониторинг педагогических нововведений // Директор школы. - 2006. - № 6. - С. 34-42.

7. Быков А. К. Концептуальные основы мониторинга воспитания // Педагогика. - 2006. - № 6. - С. 19-27.

8. Филиппова Т. А. Формирование системы мониторинга профессиональной подготовки студентов колледжа: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005. - 198 с.

9. Петрухин В. В. Проблема организации и апробации системы педагогического мониторинга в образовательном учреждении // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 15 января. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-7.htm.

10. Лихашерстная Ю. О. Мониторинг качества курсовой подготовки в системе повышения квалификации педагогов: дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2011. - 196 с.

11. Очеретина Н. И. Комплексный мониторинг качества профессионального образования в многоуровневом среднем специальном учебном заведении: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 241 с.

12. The New Zealand Curriculum (Учебная программа Новой Зеландии). - С. 98. - URL: https://seniorsecondary.tki.org.nz/Health-and-physical-education/Pedagogy/Assessment-for-learning/Monitoring-learning-progress.

13. Despres C. Synchronous Tutoring in Distance Learning: A model for the synchronous pedagogical monitoring of distance leaning activities //Artificial Intelliqence in Education. - Artificial Intelligence in Education. - IOS Press. -2003. - Р. 271-278.

14. Coates H. Defining and monitoring academic standards in Australian higher education // Higher Education Management and Policy. - Organisation for Economic Co-operation and Development. -2010. - Volume 22/1. - Р. 29-47.

15. Deborah de Castro e Lima Baesse, Alexandra Monteiro Grisolia, Ana Emilia Figueiredo de Oliveira. Pedagogical monitoring as a tool to reduce dropout in distance learning in family health // BioMed Central Medical Education. -2016. - № 16(1). - Р. 213.

16. Internationalisation and focus on student recruitment increasing among US colleges // International Consultants for Education and Fairs Monitor. - 2017. - Jun 14.

17. Lahey R. Monitoring and Evaluation in the Government of Canada. 'Lessons Learned' from 30 Years of Monitoring and Evaluation Development. - Ottawa, 2009. - November. - Р. 3.

18. Ibid. - P. 15.

19. Габриелян О. С., Остроумова И. Г. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций. - М.: Изд. центр «Академия», 2015. - 42 с.

20. Глинка Н. Л. Общая химия: в 2 т.: учеб. для СПО. Т. 1 / под ред. В. А. Попкова, А. В. Бабкова. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 364 с.

21. Глинка Н. Л. Общая химия: в 2 т.: учеб. для СПО. Т. 1 / под ред. В. А. Попкова, А. В. Бабкова. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 379 с.

22. Постановление Правительства Новосибирской области от 06.09.2013 № 380-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Региональная программа развития среднего профессионального образования Новосибирской области на 2014-2020 годы» (с изменениями на 22 декабря 2015 года). - URL: http://docs.cntd.ru/document/465702795.

23. Новосибирский информационной образовательный сайт (НИОС) Департамента образования мэрии г. Новосибирска. - URL: http://www.nios.ru/fgos.

24. Там же.

25. Новосибирск в цифрах. Официальный сайт города Новосибирска. - URL: http://novo-sibirsk.ru/about/numbers.

26. Эльдяева Э. Э. Мониторинг качества образовательного процесса в колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Элиста, 2007. - 11 с.

Valeriya V. Tropnikova,

Postgraduate Student, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia tropnikova@inbox.ru

Monitoring of secondary vocational education students' knowledge through the entrance control Abstract. An important condition of specialists training is the providing participants of educational process and heads of any educational institution with timely information for making decision concerning the choice of pedagogical technologies strategy. The relevance of this study is associated with the demand for information about the knowledge, skills and abilities of first-year students in any disciplines, including the discipline "Chemistry" to assess their level without taking into account the results of USE. Objective knowledge assessment is carried out by the monitoring at the level of secondary vocational education (SVE). The entrance control is used as a part of educational process monitoring. Comparative analysis of the training level in the first-year groups made it possible to determine compliance with the requirements of the Federal state educational standard for General education in Chemistry. The aim of the work is to identify drawbacks in school education, which are common for schools in the Novosibirsk region and other regions, for their subsequent elimination. It was used the codifier of the content elements of the entrance control test in general chemistry of the basic level for the 9th grade of the general education school. The results of the analysis make it possible to identify topics that the students did not fully understand, as well as the absence of differences between the level of knowledge of students from different regions. The conclusion is made that the knowledge level of Chemistry is insufficient. It is necessary to increase the number of hours in the work programs for the repetition of the secondary general school basic course and these students must attend additional chemistry classes. The theoretical significance of the article is connected with the justification of the hours number adjustment in the work programs, which are devoted to the repetition and generalization of the basic school program material in chemistry. It is recommended to build optimal trajectory of students' training, which also includes distance testing technologies. The results of monitoring on the disciplines of the subject field "Natural Sciences" can be useful for heads of secondary schools and educational authorities at the municipal and regional levels for making administrative decisions.

Key words: level of knowledge and skills; monitoring; entrance control; quality of knowledge; trajectory of students' training.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Тропникова В. В. Мониторинг знаний студентов среднего профессионального образования посредством входного контроля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 2 (февраль). - С. 59-68. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181006.htm.

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Тропникова В. В., 2018

977230412018002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.