Научная статья на тему 'Разработка интегративной модели ориентации школьников на педагогическую профессию'

Разработка интегративной модели ориентации школьников на педагогическую профессию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионов Е. И.

Излагается идея разработки интегративной модели ориентации школьников на педагогическую профессию, в основу которой положен контекстно-биографический подход. В качестве интегративного показателя данной модели рассматривается формирование педагогической направленности школьников в совокупности с включением в процесс ориентации профессионального отбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка интегративной модели ориентации школьников на педагогическую профессию»

УДК 373.66

Е.И.Родионов

РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

The author expounds the idea of the Integrative model development for schoolperson orientation on a pedagogic profession based on the context-biographical method. The schoolperson pedagogical orientation forming, including professional selection

orientation process, is examined as integrative model index.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предполагает, с одной стороны, повышение престижа педагогической профессии, улучшение качества жизни педагога, а, с другой стороны, обращает внимание на повышение профессиональной компетентности преподавателей и требований, предъявляемых к их подготовке. Компетенции современного педагога должны соответствовать повышению объема и качества образовательной информации, он должен быть способен самостоятельно и творчески решать сложные проблемы своей практики.

Вместе с тем трансформационные процессы, происходящие в последнее время в нашем обществе, обусловили кризисное состояние многих социальных групп. Применительно к педагогической профессии это характеризуется падением ее престижа и снижением социального статуса. Несмотря на достаточно высокий уровень образования и знаний педагогов реалии рыночного общества делают педагогический труд непривлекательным для молодых кадров из-за низкого уровня доходов и недостаточности социальных гарантий.

Таким образом, возникает реальное противоречие между уровнем требований, предъявляемых обществом к подготовке педагогических кадров, и социальным статусом педагогической профессии, которое в большинстве случаев становится определяющим для старшеклассников в процессе профессионального выбора. Данное противоречие обуславливает особую актуальность взаимодействия образовательных институтов в рамках ориентации учащихся на педагогическую профессию.

Анализ актуального состояния системы профориентации школьников показывает, что в большинстве случаев данная деятельность носит эпизодический характер и сводится только к информированию учащихся о способах получения той или иной профессии и выборочной диагностике их профессиональной мотивации.

Процесс профессионального самоопределения по своей сути является перманентным, так как он длится на протяжении всей жизни человека: сначала человек проходит стадию выбора профессии, его реализации, затем вступает в профессию, позднее, в

зависимости от изменений в мире профессий, в личностной сфере человека или отношении к труду может произойти смена профессии или специальности внутри нее. Модель профессионального самоопределения как непрерывного процесса была предложена С.П.Чистяковой [1]. Исходя из этого, профессиональная ориентация представляет собой системную деятельность, направленную на формирование стратегии профессионального самоопределения молодого человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также потребностей общества в специалистах.

Значительный вклад в теоретическое обоснование отечественной концепции профессиональной ориентации внесли такие известные педагоги, как П.П.Блонский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий. В ряде психологических исследований было показано, что на выбор индивидом сферы труда влияют субъективные факторы, их решение о профессиональном будущем непосредственно зависит от общего развития личности.

В настоящее время практическая работа в области профориентации все больше стала опираться на достижения современной социологии и психологии, включающие системный подход к профориентации молодежи (К.С.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Б.А.Федоршин), формирование профессиональной пригодности (А.А.Бодалев, В.Д.Шадриков, А.Е.Го-ломшток, О.А.Махаева); психологическую характеристику профессиональной деятельности и теоретические основы профконсультации (Е.И.Гарбер,

Ю.М.Забродин, Е.М.Иванова и др.).

Однако специфика деятельности по профориентации школьников на педагогические специальности в современных социально-экономических условиях и особенно роль университета в этой деятельности слабо изучены в научной литературе. Это определяет постановку проблемы нашего исследования, которая связана с разработкой организационнопедагогической модели ориентации школьников на педагогическую профессию в современных условиях.

В результате анализа психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между накопленным теоретико-практическим опытом профессиональной ориентации учащихся и неразработанностью концептуальной модели ориентации школьников на педагогическую профессию.

На современном этапе развития российской системы образования возникает необходимость учета социокультурного контекста развития профессиональной педагогической деятельности, а также совокупности факторов макро- и микросреды, влияющих на эту деятельность. Это обуславливает разработку подходов, обеспечивающих качественное воспроизводство педагогических кадров и отвечающих потребностям современного общества. Применение подобных подходов должно осуществляться в русле непрерывности процесса подготовки педагогов. Исходя из этого основополагающим для нашего исследования выступает контекстно-биографический подход [2]. Контекстная составляющая данного подхода

позволяет раскрыть педагогическую профессию как объект профессиональной ориентации школьников с учетом такого феномена, как контекст. На современном этапе развития научного знания понятие «контекст» выходит за рамки традиционной лингвистической трактовки и выступает как общенаучная категория.

Специфика процесса ориентации школьников на педагогическую профессию требует учитывать социокультурный контекст развития образования, который характеризуется современными условиями педагогической деятельности, уровнем развития общего среднего образования, динамикой развития рынка труда и социально-экономическими условиями личностного развития школьников. Социокультурный контекст образования лежит в основе формирования профессиональной биографии индивида, начальный этап которой приходится на доуниверси-тетский период. Процесс формирования биографии педагога позволяет достичь различных уровней профессионально-педагогической компетентности, включающей в себя базовые и дополнительные компетенции [3]. Эта важная характеристика контекстно-биографического подхода раскрывает такое свойство педагогической профессии, как поливалентность.

Результатом применения контекстно-биографического подхода нам видится создание модели взаимодействия различных уровней образовательной системы, которая носила бы интегративный характер.

Для поисков путей решения проблемы, поставленной в нашем исследовании, наиболее важными нам видятся следующие характеристики интеграции:

1) переход на многоуровневую систему образования;

2) многоступенчатость и непрерывность подготовки педагогических кадров; 3) вариативность и интегра-тивность образовательных программ. Применительно к системе регионального образования интеграция предполагает «наличие развитой структуры образования, единого образовательного пространства, непрерывности и последовательности образовательного процесса, взаимодействия и взаимозависимости всех образовательных систем и служб, их обеспечивающих» [4].

В качестве основополагающих принципов концептуальной модели ориентации школьников на педагогическую профессию мы видим:

— принцип контекстности, реализующийся в осмыслении педагогической профессии как целого, единого феномена;

— принцип конструирования профессиональной биографии школьников;

— принцип интегративности, предполагающий многоуровневый подход к организации педагогического процесса ориентации школьников;

— принцип дополнительности, обеспечивающий учет профессионально значимых личностных качеств школьников на определенных этапах развития.

Процесс интеграции различных уровней образования обусловливает разработку вариативных

«партнерских» моделей профориентации, позволяющих эффективно использовать ресурсы субъектов образовательной системы.

Разработка интегративной модели профессиональной ориентации предполагает:

1) единое целеполагание процесса ориентации школьников на педагогическую профессию для всех субъектов образовательного процесса;

2) создание и реализацию совместной программы проведения профессионального просвещения, диагностики, консультирования, воспитания и отбора будущих студентов;

3) осуществление постоянного мониторинга и научно-методического сопровождения процесса профессиональной ориентации школьников;

4) создание сети социального партнерства, предусматривающей объединение и взаимодействие образовательных учреждений города в целях повышения эффективности процесса ориентации школьников на педагогическую профессию.

С точки зрения ориентации школьников на педагогическую профессию, основным интегративным показателем данной модели выступает формирование педагогической направленности учащихся. В понятие педагогической направленности вкладывается осознание значимости педагогической деятельности и интерес к процессу познания, который можно рассматривать как признак направленности на научноисследовательскую и творческую деятельность в рамках процесса обучения. Среди основных компонентов педагогической направленности выделяют мотивационную составляющую, базирующуюся на склонности и интересе к профессии, ценностные ориентации и профессиональную позицию.

В 2006 г. нами был проведен опрос студентов 1-4 курсов психолого-педагогического факультета НовГУ им. Ярослава Мудрого с целью изучения влияния проводимых профориентационных мероприятий на профессиональный выбор школьников [5]. 59% респондентов указали, что к моменту выбора направления высшего образования в старшей школе они имели интерес к педагогической профессии, в связи с чем выбор педагогической специальности осуществлялся самостоятельно и целенаправленно. Основная часть опрошенных отметила взаимодействие с представителями учреждений высшего и среднего профессионально-педагогического образования — важный фактор, влияющий на будущий профессиональный выбор.

На основе исследования профориентационной деятельности, проводимой на психолого-педагогичес-ком факультете НовГУ, нами были выделены следующие новые направления ориентации школьников на педагогическую профессию:

— конструктивное взаимодействие вуза и школы, включающее совместное проведение профориентационных мероприятий различного характера;

— включение в деятельность университета по профориентации органов студенческого самоуправления с целью сопровождения данного процесса;

— создание профильных педагогических классов, а также творческих объединений школьников, имеющих профориентационную направленность.

Вместе с тем, как отмечает ряд авторов (А.Д. Сазонова, В.Д. Симоненко и др.), одним из наиболее значимых направлений в процессе профориентации является профессиональный отбор, предполагающий выявление пригодности человека к конкретному виду труда. Проведение отбора школьников на педагогическую профессию позволит производить оценку уровня сформированности педагогической направленности как интегрального показателя предлагаемой нами модели, тем самым снижая процент случайности профессионального выбора.

Таким образом, интегративная модель ориентации школьников на педагогическую профессию должна включать:

1) создание сети социальных партнеров, ориентированных на достижение целей ориентации;

2) интеграцию компонентов образовательных программ средних и высших учебных заведений (при этом модель профессиональной ориентации должна выступать потенциалом развития среднего учебного заведения);

3) взаимосвязь основного и дополнительного образования школьников, которая предполагает организацию научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся как средства формирования педагогической направленности;

4) раскрытие идеи поливалентности педагогической профессии как фактора расширения профессионально-педагогической компетентности будущего преподавателя;

5) профессиональный отбор с целью определения уровня сформированности педагогической направленности.

1. Чистякова С.П. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Метод. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. М.: Академия, 2005. 123 с.

2. Педагогическое образование в университете: контекстно-биографический подход / Гавриков А. Л., Зайченко О.М., Орлов О.С. и др. В.Новгород: НовГУ, 2001. 299 с.: ил.

3. Метаева В.А. // Педагогика. 2006. № 3. С.57-61.

4. Есипова Е.В. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2007. С.15.

5. Родионов Е.И. Профессиональная ориентация школьников на педагогические специальности в университете в современных условиях // Образование через века: Сб. статей по мат. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Образование через века: от школы братьев Лихудов к НовГУ им. Ярослава Мудрого» (В.Новгород, 3-4 октября 2006 г.) / Сост. С.Н.Горычева, Е.В.Иванов. В.Новгород: НовГУ, 2007. С.78-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.