EDN: AIHGRR
Л.В. Ташенова - к.э.н., ассоциированный профессор кафедры маркетинга, директор Института исследований цифровой экономики, Карагандинский Университет им. академика E.A Букетова, Караганда, Казахстан, [email protected],
L.V. Tashenova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Marketing, Director of the Institute of Digital Economy Research, Karaganda Buketov University, Karaganda, Kazakhstan;
Д.Г. Мамраева - к.э.н., ассоциированный профессор, профессор кафедры маркетинга, ВНС Института исследований цифровой экономики, Карагандинский Университет им. академика E.A Букетова, Караганда, Казахстан, [email protected],
D.G. Mamrayeva - Candidate of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Marketing, Leading researcher of the Institute of Digital Economy Research, Karaganda Buketov University, Karaganda, Kazakhstan.
РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ СТУДЕНЧЕСКИХ СТАРТАП-ПРОЕКТОВ: БЛОКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИИ DEVELOPMENT OF TOOLKIT FOR EVALUATING THE STUDENT STARTUP PROJECTS: BLOCKS OF INDICATORS AND CRITERIA
Аннотация. В Казахстане активизировалась государственная поддержка в развитие технологического предпринимательства в студенческой среде. Поддержка стартап-движения в стране является одним из важнейших инструментов развития инновационного предпринимательства. При этом преобразование студенческих стартапов в долгосрочные проекты остается достаточно низкой. Основными барьерами, с которыми сталкиваются студенты при запуске старта-пов, согласно существующим исследованиям, являются препятствия, связанные с командами (неверный выбор команды, риск ее распада), а также непроработанность маркетингового плана, что приводит к определенным рискам при выведении студенческой разработки на рынок. Наличие четкого алгоритма оценки студенческих стартапов минимизирует данные риски. Цель исследования: разработка инструментария оценки студенческих стартап-проектов, выделение блоков показателей и критерий оценки. Методы: описательный метод, на основе которого изучены основные тенденции развития студенческого предпринимательства в мире; выделены лучшие образовательные программы бакалавриата и магистратуры по предпринимательству; проанализирована частота поисковых запросов по теме «Student entrepreneurship» и «Student startup» за последние 5 лет по данным Google Trends; метод структурного анализа, который позволил систематизировать, структурировать и разработать группы параметров, факторов и критерии, на базе которых возможно осуществление оценки уровня ком-мерциализуемости студенческих стартап-проектов; метод обобщения и структурирования - установлены общие свойства и ключевые признаки анализируемых объектов. Основные полученные результаты: в статье предложена авторская методика оценки уровня коммерциализуемости студенческих стартап-проектов, соответствующая критериям адаптивности, комплексности, системности и доступности. Разработан инструментарий оценки студенческих стар-тап-проектов, включающий выполнение 8 последовательных этапов. Выделены такие блоки показателей оценки как «Организационные», «Процессные», «Кадровые», «Финансовые / материальные», «Информационно-коммуникационные», «Инфраструктурные, включая институциональную среду университета», «Рыночные и маркетинговые». Результаты данного исследования будут полезны студентам при разработке стартап-проектов, экспертным группам при их оценке, высшим учебным заведениям, а также инвесторам при принятии решения по финансированию студенческих стартап-проектов.
Abstract. In Kazakhstan, state support for the development of technological entrepreneurship among students has intensified. Support for the start-up movement in the country is one of the most important tools for the development of innovative entrepreneurship. At the same time, the conversion of student startups into long-term projects remains quite low. The main barriers that students face when launching startups, according to existing research, are the obstacles associated with teams (the wrong choice of a team, the risk of its collapse), as well as the lack of a marketing plan, which leads to certain risks when bringing student development to the market. The presence of a clear algorithm for evaluating student startups minimizes these risks. Purpose of the research article: development of tools for evaluating student start-up projects, identifying blocks of indicators and evaluation criteria. Methods: a descriptive method, on the basis of which the main trends in the development of student entrepre-neurship in the world were studied; the best educational programs of undergraduate and graduate programs in entrepreneurship were highlighted; analyzed the frequency of search queries on the topic "Student entrepreneurship" and "Student startup" over the past 5 years according to Google Trends; a method of structural analysis, which allowed to systematize, structure and develop groups of parameters, factors and criteria, on the basis of which it is possible to assess the level of commercialization of student startup projects; a method of generalization and structuring - the general properties and key features of the analyzed objects were established. Main results obtained: the article proposes an author's method for assessing the level of commercialization of student startup projects, which meets the criteria of adaptability, complexity, consistency and accessibility. The toolkit for evaluating student startup projects has been developed, which includes the implementation of 8 successive stages. Such blocks of assessment indicators as "Organizational", "Process", "Personnel", "Financial / material", "Information and communication", "Infrastructural, including the institutional environment of the university", "Market and marketing" were singled out. The results of this study will be useful to students in the development of start-up projects, expert groups in their evaluation, higher education institutions, as well as investors in making decisions on financing student start-up projects.
Ключевые слова: коммерциализуемость проектов, инновационные разработки, Университет 4.0., студенческое предпринимательство, инновации, стартап-проекты, оценка уровня коммерциализуемости стартап-проектов.
Keywords: commercializability of projects, innovative developments, University 4.0., student entrepreneurship, innovations, start-up projects, assessment of the level of commercializability of start-up projects.
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке ЦШУ в рамках научного проекта № ZYJY2021018 «Разработка методики комплексной оценки уровня коммерциализируемости студенческих стартап-проектов».
Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR and EISR according to the research project №ZYJY2021018 «Development of a methodology for a comprehensive assessment of the level of commercialization of student startup projects».
Введение
В рамках развития молодежного, студенческого предпринимательства велика роль университетов и их инфраструктуры, необходимой для обеспечения возможности реализации идей (решений, разработок). Тем не менее, на сегодняшний день можно выделить ряд проблем, которые оказывают негативное воздействие на студенческие предпринимательские инициативы:
- слабое информационное обеспечение;
- отсутствие уверенности у молодежи в возможность успешной реализации и коммерциализуемость предлагаемой ими идеи;
- юридические аспекты, не позволяющие университетам организовывать данную работу эффективно, с возможностью создания дополнительных юридических лиц / филиалов и т.п. под отдельно взятые перспективные стартап-проекты;
- как правило, отсутствие единых цифровых платформ, упрощающих коммуникацию между разработчиками идеи (студентами) и стейкхолдерами;
- университетская инфраструктура, неспособная в полной мере обеспечить технологические, процессные, маркетинговые и информационно-коммуникационные нужды студенческих разработок;
- отсутствие единого научно-практического подхода к оценке уровня коммерциализуемости студенческих стартап-проектов;
- низкий уровень инновационности и рыночной привлекательности разработки, в том числе за счет слабо проработанного технического и маркетингового планов.
Целью статьи является разработка инструментария оценки студенческих стартап-проектов, выделение
блоков показателей и критерий оценки.
В качестве задач определены: изучить основные тенденции развития студенческого предпринимательства в мире; проанализировать частоту поисковых запросов по теме «Student entrepreneurship» и «Student startup»; разработать методику оценки уровня коммерциализуемости студенческих стартап-проектов, соответствующую критериям адаптивности, комплексности, системности и доступности; систематизировать, структурировать и разработать группы параметров, факторов и критерии, на базе которых возможно осуществление оценки уровня коммерциализуемости студенческих стартап-проектов.
Рабочая гипотеза исследования заключается в предположении о том, что на уровень коммерциализуемости студенческого стартап-проекта влияют в большей степени процессные, организационные и рыночные группы факторов.
Обзор литературы
В условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры, возрастающей роли инноваций, реализации ключевых положений концепций «Университет 4.0» и «Индустрия 4.0», предусматривающих получение нового цифрового знания и его активную интеграцию с промышленным производством и другими отраслями экономики, развитие студенческого предпринимательства, нацеленного на создание и реализацию стартап-проектов, обладающих ярко выраженным характером возможной коммерциализуемости, становится важнейшим фактором обеспечения конкурентными преимуществами региональные инновационные системы, университеты, технопарки, бизнес-инкубаторы и т.п. (Alvarez-Castanon & Palacios-Bustamante, 2021; Barge & Parkhi, 2022).
Во многих зарубежных исследованиях анализируется роль университета в развитии инноваций, студенческих инициатив (Giesenbauer & Muller-Christ, 2020; Jugembayeva et al., 2022; Makiela, 2022; Maximova et al., 2020; Merlo & Gallego, 2015; Pickernell et al., 2019; Rosak-Szyrocka et al., 2022; Toprak et al., 2021). Важность устойчивых связей между университетами и промышленностью в целях содействия инновациям, студенческим стартапам отмечают зарубежные исследователи (Scagnelli et al., 2019; Schimperna et al., 2022).
Влияние обучения предпринимательству на предпринимательское поведение студентов имеет важное значение. Так, исследование Ayob A. показало, что высокий уровень вовлеченности и предпринимательская культура являются факторами, стимулирующими студенческие стартапы. Проанализировав выборку из 67 стран в 2014 и 2016 годах, были сделаны два важных вывода: 1) обучение предпринимательству эффективно влияет на учащихся, когда происходит углубленное изучение предпринимательства, а не базовых основ бизнеса; 2) неформальные институты оказывают более сильное влияние на студенческое предпринимательство, чем формальные институты (Ayob, 2021).
В статье Magni D., Pezzi A., Vrontis D. исследуются движущие силы вовлечения учащихся в творческий процесс, предпринимательскую среду и выделяются две различные категории, способные активизировать творческое поведение студентов: участие бизнес-сообщества и использование интерактивных технологий. Полученная бизнес-модель может использоваться в качестве руководства для практиков по администрированию в высшем образовании (Magni et al., 2020).
Новые инициативы в программах студенческого предпринимательства быстро переходят от традиционного обучения к экспериментальному, которое связано с улучшением результатов трудоустройства студентов. Многие исследователи приходят к единому выводу, что для повышения вовлеченности студенчества в предпринимательство необходимо непрерывное участие бизнес-инкубаторов, стартап-фондов, а также привлечение в образовательный процесс различных предпринимателей, инвесторов (Wright et al., 2017).
Методы
В качестве методов проведения исследования были использованы:
- описательный метод, на основе которого изучены основные тенденции развития студенческого предпринимательства в мире; выделены лучшие образовательные программы бакалавриата и MBA по предпринимательству; проанализирована частота поисковых запросов по теме «Student entrepreneurship» и «Student startup» за последние 5 лет по данным Google Trends;
- метод структурного анализа, позволивший систематизировать, структурировать и разработать группы параметров, факторов и критерии, на базе которых производится оценка уровня коммерциализуемости студенческих стартап-проектов;
- метод обобщения и структурирования, установлены общие свойства и ключевые признаки анализируемых объектов.
Теоретическими и эмпирическими данными послужили публикуемые научные труды зарубежных авторов, данные аналитических порталов «Entrepreneur», «U.S.News», сервиса Google Trends.
Результаты
Большую роль в становлении и развитии студенческого предпринимательства играет наличие образовательных программ бакалавриата и магистратуры, нацеленных на формирование hard skills в этой области знаний и развитию локальной предпринимательской среды.
Следует заметить, что лидерами по программам бакалавриата в 2022 году были (ТОП-5): University of Houston, Babson College, Brigham Young University, The University of Texas at Austin, University of Southern California (таблица 1).
Таблица 1 - ТОП-5 лучших образовательных программ (бакалавриат) по предщ эинимагельству в 2022 году
Наименование университета Город, штат Число предлагаемых курсов по предпринимательству Стоимость обучения, долларов США Число созданных компаний выпускниками за последние 5 лет
University of Houston Houston, TX 40 11,569 (in-state) 26,839 (out-of-state) 698
Babson College Babson Park, MA 39 55,714 256
Brigham Young University Provo, UT 58 5,790 (LDS); 11,580(Non-LDS) 419
The University of Texas at Austin Austin, TX - 11,448 (in-state) 40,032 (out-of-state) 3700
University of Southern California Los Angeles, CA 24 60,275 125
Примечание: составлено авторами по данным портала «Entrepreneur» // https://www.entrepreneur.com/leadership/top-50-best-undergrad-programs-for-entrepreneurs-in-2022/391891 (дата обращения: 26.01.2023 г.)
Среди программ магистратуры лидерами в 2022 году выступали (ТОП-5): Babson College (Olin), Stanford University, Massachusetts Institute of Technology (Sloan), Harvard University, University of California, Berkeley (Haas) (таблица 2).
Таблица 2 - ТОП-5 лучших образовательных программ (MBA) по предпринимательству в 2022 году
№ п.п. Наименование учебного заведения Стоимость обучения в год, долларов США
1 Babson College (Olin) 113,354*
2 Stanford University 74,706
3 Massachusetts Institute of Technology (Sloan) 78,954
4 Harvard University 73,440
5 University of California, Berkeley (Haas) 65,360 (in-state) 71,817 (out-of-state)
Примечание: Примечание: составлено авторами по данным портала «U.S.News» //https://www.usnews.com/best-graduate-schools/top-business-schools/entrepreneurship-rankings (дата обращения: 26.01.2023 г.) *total program (full-time)
Анализируя данные Google Trends, важно заметить, что за последние 5 лет наблюдается стабильный интерес к вопросу студенческого предпринимательства, особенно высокий его показатель зафиксирован в 2020 году (рисунок 1).
в чкт, ЗОН г 23 мая 2021 г. 8 яив 2-,
Рисунок 1 - Анализ частоты поискового запроса «Student entrepreneurship» за последние 5 лет
(Примечание: составлен авторами на основе данных Google Trends)
Популярность запроса в разрезе регионов следующая: Филиппины, Кения, Нигерия, ЮАР, Индия, США, Канада и др. страны (рисунок 2).
,,-gi ш
W'
Рисунок 2 - Популярность поискового запроса «Student entrepreneurship» по регионам
за последние 5 лет (Примечание: составлен авторами на основе данных Google Trends)
Также пользователи сети Интернет достаточно часто запрашивают информацию по следующей поисковой формуле: «student startup» (рисунок 3). Аналогично предыдущим данным, наибольший всплеск зафиксирован в 2020 году, что говорит о возрастающей роли студенческого предпринимательства за анализируемый период, понимание его роли для развития региональной и национальной экономик в разных странах и регионах мира, а также о проявляемом интересе к самому явлению со стороны молодого поколения, желающего продвигать свои идеи на рынок.
Рисунок 3 - Анализ частоты поискового запроса «Student startup» за последние 5 лет
(Примечание: составлен авторами на основе данных Google Trends)
Это еще раз говорит об актуальности проводимого исследования и необходимости разработки инструментария, который позволил бы производить оценку уровня коммерциализуемости студенческих стартап-проектов и выбирать те из них для последующей поддержки, которые обладают выраженной инновационно-стью и рыночной привлекательностью.
В рамках реализуемого проекта «Разработка методики комплексной оценки уровня коммерциализируе-мости студенческих стартап-проектов» нами были выделены блоки факторов для проведения анализа подобного рода, среди которых: «Организационные», «Процессные», «Кадровые», «Финансовые / материальные», «Информационно-коммуникационные», «Инфраструктурные, включая институциональную среду университета», «Рыночные и маркетинговые». Каждый из блоков включает в себя набор критериев, его характеризующих. На базовом этапе был сформирован общий пул блоков и параметров, затем, посредством проведения экспертной оценки (среди специалистов в области коммерциализации, представителей бизнес-сообщества, инициативной молодежи, юристов, маркетологов, экономистов, профессорско-преподавательского состава и др.), отобран итоговый вариант критериев, который представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Блоки факторов (их весомость) и критерии оценки уровня коммерциализуемости _студенческих стартап-проектов_
Название блока и критерии Характер измерения / Единица измерения
1 2
I. Организационные (ORG-0,1)
Инициативность участников стартап-проекта Высокая / средняя / низкая
Целеустремленность участников стартап-проекта Высокая / средняя / низкая
Уровень готовности инфраструктур организации, на базе которой будет реализован стартап-проект Высокий / средний / низкий
Наличие четкой организационной структуры организации, на базе которой будет реализован стартап-проект Да / Нет
Наличие специализированных отделов, отвечающих за вопросы студенческого предпринимательства Да / Нет
Готовность высшего руководства учебного заведения в поддержании студенческих инициатив в части реализации стар-тап-проектов Да / Нет
Наличие возможности создания на базе университета отдельных юридических лиц / подразделений под реализуемые студенческие стартап-проекты с лидером команды в качестве управляющего / владельца Да / Нет
Полная юридическая поддержка и сопровождение предпринимательских студенческих инициатив Да / Нет
II. Процессные (PROC-0,5)
Работоспособность концепции стартап-проекта Да / Нет
Обеспечение технической и предпринимательской экосистемами вуза возможности эффективной реализации стартап-проекта на всех этапах его создания Да / Нет
Бесперебойная работа всех систем коммуникации, необходимых для создания и реализации стартап-проекта Да / Нет
Бесперебойная работа сети Интернет Да / Нет
Наличие постоянной поддержки со стороны предпринимательской экосистемы вуза при разрешении вопросов, связанных с созданием и реализацией стартап-проекта Да / Нет
Отсутствие бюрократических факторов, мешающих студентам в создании и реализации стартап-проекта Да / Нет
Наличие постоянной поддержки со стороны предпринимательской экосистемы вуза по учету рисков на этапах создания и реализации студенческих стартап-проектов Да / Нет
Уровень адаптивности стартап-проекта к меняющимся внешним условиям рыночной среды Высокий / средний / низкий
Уровень адаптивности стартап-проекта к меняющимся внутренним условиям рыночной среды Высокий / средний / низкий
III. Кадровые (HR-0,5)
Уровень квалификации участников стартап-проекта Высокий / средний / низкий
Наличие навыков у участников стартап-проекта в управлении ресурсами и их комбинации Да / Нет
Наличие навыков у участников стартап-проекта по управлению всеми процессами, начиная с этапа создания и заканчивая этапом реализации идеи / решения Да / Нет
Способность к обучению / переобучению Высокая / средняя / низкая
Адаптивность коллектива к изменению его состава / включению новых участников Высокая / средняя / низкая
Корпоративная культура коллектива стартап-проекта Индивидуальная (собственная) / адаптированная по корпоративную культуру образовательного учреждения
Дисциплинированность всех участников стартап-проекта Высокая / средняя / низкая
Понимание миссии, цели и задач всеми участниками стартап-проекта Да / Нет
Уровень ответственности и исполнительности лидера команды Высокий / средний / низкий
Наличие в предпринимательской экосистеме вуза менторов - лиц, помогающих студентам в реализации бизнес-идей Да / Нет
Наличие в предпринимательской экосистеме вуза специалистов, помогающих в реализации стартап-проекта студентам: экономистов, юристов, маркетологов, специалистов в области инженеров и т.п. Да / Нет
Если да, то их уровень квалификации:
- экономисты Высокая / Средняя / Низкая
- юристы Высокая / Средняя / Низкая
- специалисты сферы 1Т Высокая / Средняя / Низкая
Продолжение таблицы
1 2
- инженеры Высокая / Средняя /Низкая
- наладчики производственных линий Высокая / Средняя / Низкая
- сотрудники и специалисты бизнес-инкубаторов, технопарков и т.п. Высокая / Средняя / Низкая
- другие сотрудники Высокая / Средняя / Низкая
IV. Финансовые / материальные (FM- 0,2)
Уровень затрат на разработку идеи / решения тыс. тенге
Уровень затрат на доработку / совершенствование / модификацию идеи / решения тыс. тенге
Возможность создания рабочих мест при реализации стартапа Да / Нет
Уровень обновления материально-технической базы университета и исследовательских подразделений, необходимых для создания и реализации студенческих стартап-проектов Высокий / Средний / Низкий
Финансовая поддержка университета на этапе создания идеи / прототипа Полная / Частичная
Финансовая поддержка университета на этапе налаживания производственной линии Полная / Частичная
Наличие условия со стороны вуза о возврате средств (роялти, %, оговоренного в договоре) при успешном реализации студентами стартап-проекта Да / Нет
Прогнозное показатели чистого приведенного дохода базовой организации (университета) при успешной реализации стартап-проекта тыс. тенге
V. Информационно-коммуникационные (ICT - 0,2)
Возможность разработки прототипа идеи / продукта, в том числе посредством создания цифровых двойников Да / Нет
Наличие онлайн-площадок (единых цифровых платформ) для осуществления коммуникации между всеми участниками и стейкхолдерами стартап-проекта Да / Нет
Наличие доступа к операционным данным лучших команд, успешно реализовавшим свои идеи / решения на рынке Да / Нет
Наличие доступа к информации об имеющихся / разрабатываемых стартапах Да / Нет
Наличие информационных сетевых страниц (сайтов, лендингов) у университета об имеющихся / разрабатываемых стар-тап-проектах Да / Нет
Наличие страниц в социальных сетях об имеющихся / разрабатываемых стартап-проектах Да / Нет
Наличие возможностей использования SMM для продвижения студенческих идей / разработок Да / Нет
Возможность использования бренда университета, в том числе до этапа регистрации собственного юридического лица Да / Нет
Постоянное информирование со стороны университета об имеющихся конкурсах на грантовое финансирование стартап-проектов, а также о конкурсах коммерциализации разработок, проводимых как государственными органами, так и частными организациями / компаниями / предприятиями Да / Нет
Наличие у университета проработанной эффективной системы информирования студентов (начиная с 1 курса, в том числе через институт кураторства, научные отделы, департаменты науки, сформированные на факультетах научные школы и т.д.) о возможностях реализации своих идей на базе образовательного учреждения в части создания стартап-проекта и его последующей коммерциализации Да / Нет
Возможность внедрения на базе университета «цифровой фабрики» для обеспечения эффективности производственной линии проекта Да / Нет
Возможность внедрения на базе университета цифровых решений по управлению проектом для обеспечения эффективной коммуникации и обеспечения реализации концепции бережливого производства (NB IoT, цифровой HR и бухгалтерия, интеллектуальная обработка информации и т.д.) Да / Нет
Возможность внедрения на базе университета систем предиктивной аналитики Да / Нет
Возможность внедрения на базе университета программных роботов для автоматизации алгоритмизируемых рутинных операций сотрудников Да / Нет
Обеспечение кибербезопасности данных со стороны информационной службы университета Да / Нет
Наличие у университета систем хранения данных (в том числе облачного типа) Да / Нет
Наличие оборудования по обработке Big Data Да / Нет
VI. Инфраструкутурные, включая институациональную среду университета (INFR - 0,2)
Наличие специализированных лабораторий, производственных площадок, испытательных полигонов и т.п. для создания / испытания идеи / решения Да/Нет
доступ к ним Да/Нет
Наличие технологии 3D-печати и возможностей цифрового моделирования Да/Нет
доступ к ним Да/Нет
Наличие Fab Labs Да/Нет
доступ к ним Да/Нет
Уровень вовлечения студентов в предпринимательскую деятельность Высокий / средний / низкий
Уровень развития предпринимательского сообщества университета Высокий / средний / низкий
Сопровождение и поддержка стартапов Да / Нет
Мониторинг предпринимательской экосистемы университета Да / Нет
Наличие бизнес-инкубаторов на базе университета Да / Нет
доступ к ним Да/Нет
Наличие технопарка на базе университета Да / Нет
доступ к нему Да/Нет
Наличие у университета связей с венчурными фондами, инвесторами, промышленными предприятиями и другими заинтересованными лицами Да / Нет
Реализация предпринимательской экосистемой вуза идеи «бережливого стартапа» Да / Нет
Реализация предпринимательской экосистемой вуза идеи «стартапа как диплома» Да / Нет
Нацеленность предпринимательской экосистемой вуза на цели устойчивого развития Высокая / средняя / низкая
Нацеленность университета на реализацию концепции «Университет 4.0» Высокая / средняя / низкая
Нацеленность университета на реализацию концепции «Индустрия 4.0» Высокая / средняя / низкая
VII. Рыночные и маркетинговые (MAR - 0,2)
Патентоспособность стартап-проекта Да / Нет
Коммерческая жизнеспособность стартап-проекта Да / Нет
Наличие целевой аудитории у стартап-проекта Да / Нет
Доступность маркетинговых инструментов для анализа рынка и целевых сегментов стартап-проекта Да / Нет
Уровень инновационности стартап-проекта Высокий / средний / низкий
Уровень новизны идеи / решения стартап-проекта Новый / модифицированный / имеющийся на рынке без элементов модификации
Изобретательский уровень команды стартап-проекта Высокий / средний / низкий
Примечание. Составлена авторами.
Кроме того, проведенный экспертный опрос позволил определить весомость каждого блока в структуре общей интегральной оценки уровня коммерциализуемости студенческого стартап-проекта, итоговая формула которой выглядит следующим образом:
Commr = (O.IORG + 0.5PROC + 0,5HR + 0,2FM + 0.2ICT + 0.2INFR + 0,2MAR)/7
где:
Commr - интегральный показатель уровня коммерциализуемости студенческого стартап-проекта;
ORG - блок «Организационные»;
PROC - блок «Процессные»;
HR - блок «Кадровые»;
FM - блок «Финансовые / материальные»;
ICT - блок «Информационно-коммуникационные»;
INFR - блок «Инфраструкутурные, включая институациональную среду университета»;
MAR - блок «Рыночные и маркетинговые».
Нами также был выделен итоговый диапазон оценки, который позволит определять перспективность рассматриваемого стартап-проекта:
- 1-0,8 - проект с высоким уровнем коммерциализуемости;
- 0,7-0,5 - проект со средним уровнем коммерциализуемости;
- 0,4-0,0 - проект с низким уровнем коммерциализуемости / отсутствие возможности коммерциализации разработки.
В целом, рассматриваемая методика оценка может быть представлена в виде последовательного выполнения следующих шагов (рисунок 4).
1 этап. Базовое определение блоков к показателей, их характеризующих
1
2 этап. Экспертный отбор критериев в структуре блоков. Определение их весомости в структуре оценки
1
3 этап. Финальный отбор критериев в структуре 7 блоков
1
4 этап. Выбор эталонных значений в разрезе количественных параметров оценки (критериев)
1
5 этап. Приведение количественных и качественных критериев к единому показателю
1
6 этап. Расчет интегрального значения внутри каждого
из блоков с учетом коэффициента весомости
1
7 этап. Получение итогового интегрального показателя на основе использования базовой формулы расчета
1
8 этап. Выделение 3 диапазонов оценки
Отбор проекта для последующей реализации и коммерциализации Модификация проекта, повторный пересмотр и расчет интегрального показтеля Отказ от проекта
Рисунок 4 - Методика оценки уровня коммерциализуемости студенческих стартап-проектов
(Примечание: составлен авторами)
Представленная авторская методика отвечает следующим требованиям:
1) адаптивности, так как может меняться в зависимости от набора факторов, не теряя своей основной идеи;
2) комплексности: учитывает широкий набор параметров (80) в разрезе 7 блоков: «Организационные», «Процессные», «Кадровые», «Финансовые / материальные», «Информационно-коммуникационные», «Инфраструктурные, включая институциональную среду университета», «Рыночные и маркетинговые»;
3) системности: расчет общей интегральной оценки возможен только лишь после расчета каждого из блоков с учетом коэффциента весомости;
4) доступности, так как понятна и реализуема как непосредственно самими разработчиками идеи (что является очень важным на базовом этапе оценивания), так образовательными учреждениями в части аудита и анализа своего инфраструктурного, информационного-коммуникационного, кадрового и др. потенциалов.
Выводы
В Казахстане активизировалась государственная поддержка в развитие технологического предпринимательства в студенческой среде. Поддержка стартап-движения в стране является одним из важнейших инструментов развития инновационного предпринимательства. При этом преобразование студенческих стартапов в долгосрочные проекты остается достаточно низкой. Основными барьерами, с которыми сталкиваются студенты при запуске стартапов, согласно существующим исследованиям, являются препятствия, связанные с командами (неверный выбор команды, риск ее распада), а также непроработанность маркетингового плана, что приводит к определенным рискам при выведении студенческой разработки на рынок. Наличие четкого алгоритма оценки студенческих стартапов минимизирует данные риски.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
- в мире наблюдается стабильный интерес к вопросу студенческого предпринимательства за последние 5 лет, особенно высокий его показатель зафиксирован в 2020 году. Анализ частоты поискового запроса «Student entrepreneurship», «Student startup» по данным Google Trends показывает высокую популярность запросов из таких стран как Филиппины, Кения, Нигерия, ЮАР, Индия, США, Канада;
- по данным 2022 года, лидерами (ТОП-5) по программам бакалавриата по предпринимательству являются: University of Houston, Babson College, Brigham Young University, The University of Texas at Austin, University of Southern California; среди программ магистратуры: Babson College (Olin), Stanford University, Massachusetts Institute of Technology (Sloan), Harvard University, University of California, Berkeley (Haas);
- предложена авторская методика оценки уровня коммерциализуемости студенческих стартап-проектов, соответствующая критериям адаптивности, комплексности, системности и доступности;
- разработан инструментарий оценки студенческих стартап-проектов, включающий выполнение 8 последовательных этапов: 1. Базовое определение блоков и показателей; 2. Экспертный отбор критериев в структуре блоков. Определение их весомости в структуре оценки; 3. Финальный отбор критериев в структуре 7 блоков: «Организационные», «Процессные», «Кадровые», «Финансовые / материальные», «Информационно -коммуникационные», «Инфраструктурные, включая институциональную среду университета», «Рыночные и маркетинговые»; 4. Выбор эталонных значений в разрезе количественных параметров оценки; 5. Приведение количественных и качественных критериев к единому показателю; 6. Расчет интегрального значения внутри каждого из блоков с учетом коэффициента весомости; 7. Получение итогового интегрального показателя на основе использования базовой формулы расчета; 8. Выделение 3 диапазонов оценки: высокий, средний, низкий уровни коммерциализируемости.
Результаты данного исследования будут полезны студентам при разработке стартап-проектов, экспертным группам при их оценке, высшим учебным заведениям, а также инвесторам (стейкхолдерам: центрам поддержки предпринимателей, ассоциациям предпринимателей, венчурным компаниям) при принятии решения по финансированию студенческих стартап-проектов.
Источники:
1. Alvarez-Castanon L.D., Palacios-Bustamante R. Open innovation from the university to local enterprises: conditions, complexities, and challenges // Telos-revista de estudios interdisciplinarios en ciencias sociales. 2021. 23(3). С. 692-709. https://doi:10.36390/telos233.12.
2. Ayob A. Entrepreneurship education, institutions and student entrepreneurship: a cross-country analysis // Compare-a Journal of Comparative and International Education. 2021. 51(5). С. 745-763. https://doi:10.1080/03057925.2019.1673701.
3. Barge P., Parkhi S. Student Support for Online Learning: An AHP Approach // International Journal of Early Childhood Special Education. 2022. 14(4). 27912797. https://doi:10.9756/intjecse/v14i4.379.
4. Giesenbauer B., Muller-Christ G. University 4.0: Promoting the Transformation of Higher Education Institutions toward Sustainable Development // Sustaina-bility. 2020. 12(8). doi:10.3390/su12083371.
5. Jugembayeva B., Murzagaliyeva A., Revalde G. Pedagogical Model for Raising Students' Readiness for the Transition to University 4.0 // Sustainability. 2022. 14(15). https://doi:10.3390/su14158970.
6. Magni D., Pezzi A., Vrontis D. Towards a framework of students' co-creation behaviour in higher education institutions // International Journal of Managerial and Financial Accounting. 2020. 12(2). С. 119-148.
7. Makiela Z. Innovative university 4.0 The academic entrepreneur in an innovative university // Sustainability, Technology and Innovation 4.0. 2022. С. 3-23. https ://doi:10.4324/9781003184065-1.
8. Maximova T.G., Bogdanova E.L., Brovka G.M. Study of Changing Role of Leading Universities in the National Innovation Ecosystem during Transition to the University 4.0 Model // Science & Technique. 2020. 19(3). С. 258-266. https://doi:10.21122/2227-1031-2020-19-3-258-266.
9. Merlo G.F., Gallego P.M. University and innovation activities of enterprises // Revista de economia aplicada. 2015. 23(69). С. 83-114.
10. Pickernell D., Jones P., Beynon M.J. Innovation performance and the role of clustering at the local enterprise level: a fuzzy-set qualitative comparative analysis approach // Entrepreneurship and Regional Development. 2019. 31(1-2). С. 82-103. https://doi:10.1080/08985626.2018.1537149.
11. Rosak-Szyrocka J., Apostu S.A., Turi J.A., Tanveer A. University 4.0 Sustainable Development in the Way of Society 5.0 // Sustainability. 2022. 14(23). https://doi:10.3390/su142316043.
12. Scagnelli S., Vasile L., Apostolov M. Survival drivers of post-incubated start-ups: the effect of academic governance // International journal of innovation management. 2019. 23(7). https://doi:10.1142/s1363919619500622.
13. Schimperna F., Nappo F., Marsigalia B. Student Entrepreneurship in Universities: The State-of-the-Art // Administrative Sciences. 2022. 12(1). https://doi:10.3390/admsci12010005.
14. Toprak M., Bayraktar Y., Erdogan A., Kolat D., Sengul M. New Generation University: A Model Proposal // Yuksekogretim Dergisi. 2021. 11(2). С. 344-362. https://doi:10.2399/yod.21.210226.
15. Wright M., Siegel D.S., Mustar P. An emerging ecosystem for student start-ups. Journal of Technology Transfer. 2017. 42(4). С. 909-922. https://doi:10.1007/s10961-017-9558-z.