Научная статья на тему 'Разработка инструментария для изучения социально-психологической интерпретации личности преподавателя студентами на основе моделирования эталона его ролевого образа'

Разработка инструментария для изучения социально-психологической интерпретации личности преподавателя студентами на основе моделирования эталона его ролевого образа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / МОДЕЛИ ЭТАЛОННОГО ОБРАЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / МЕТОД ПОЛЯРНЫХ ПРОФИЛЕЙ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PERSONALITY INTERPRETATION / TEACHER'S PERSONALITY / PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF A TEACHER / MODELS OF A TEACHER'S STANDARD IMAGE / POLAR PROFILE TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панферов Владимир Николаевич, Микляева Анастасия Владимировна, Безгодова Светлана Александровна, Васильева Светлана Викторовна, Иванов Артём Сергеевич

В статье описан алгоритм разработки варианта методики полярных профилей, который может быть использован для выяснения представлений студентов о преподавателях на основе их сопоставления с эталонным ролевым образом. При составлении перечня черт «идеального преподавателя» учитывались закономерности социально-психологической интерпретации личности, связанные с индивидуальными особенностями воспринимающего субъекта, особенностями группы, в которую входит субъект, особенностями деятельности, связывающей субъекта с объектом познания. Показана необходимость соблюдения принципа содержательной валидности при разработке методического инструментария с учетом специфики предметного поля и «языка респондентов». Эталонный образ сконструирован на основе опроса и анализа свободных описаний 335 респондентов. В результате было получено 630 семантических единиц, с помощью которых студенты описывают особенности личности и деятельности преподавателей. По результатам частотного анализа (с учетом порогов устойчивости выделяемой единицы), кластерного анализа, контент-анализа описаний студентов по двум основаниям компонентам психического потенциала и функциональной структуре деятельности преподавателя, была выявлена, с одной стороны, дифференцированность и, с другой стороны, целостность представлений студентов об «идеальном преподавателе». В описание вошли качества, относящиеся к нравственным, мотивационным, регуляторным, коммуникативно-речевым, интеллектуальным, аффективным, рефлексивным и креативным психическим образованиям, которые проявляются в характеристиках стиля поведения и деятельности преподавателя, его отношения к студентам, работе и самому себе, в характеристиках знаний, умений и способностей преподавателя. Итогом работы стала методика полярных профилей, содержащая 34 характеристики биполярных качеств личности преподавателей. Она может послужить средством выяснения представлений студентов о преподавателях как предпочитаемых исполнителях профессиональной роли в условиях непосредственного и опосредованного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Панферов Владимир Николаевич, Микляева Анастасия Владимировна, Безгодова Светлана Александровна, Васильева Светлана Викторовна, Иванов Артём Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a tool for studying students’ social and psychological interpretation of the teacher’s person based on reference role image simulation

The article describes the algorithm for developing a variant of the polar profile technique, which can be used to investigate students’ view on an individual teacher by comparing it with the reference image. The features of an ideal teacher were identified with due regard for the patterns of social and psychological interpretation of a person that are associated with students’ individual properties, the individual properties of students’ groups and the unique nature of the activities that connect students and teachers. Due to the unique nature of the subject area and the respondents’ language, a particular focus in developing the technique is placed on the principle of content validity. The reference image has been built on the basis of a survey results and descriptions (answers to an open-ended question) from 335 respondents. This resulted in 630 semantic units that students use to describe teachers’ personality and activities. These data were processed with the use of various techniques, including frequency analysis (controlling for the sustainability thresholds of the unit under consideration), cluster analysis and two types of content analysis: teacher’s mental potential and their functional activity structure. The analysis has demonstrated that students’ views on the ideal teacher are both similar and diverse. Student descriptions included moral, motivational, regulatory, communicative, verbal, intellectual, affective, reflexive and creative qualities that are manifested in teacher’s behavior and work style, their attitude to students, to their work and to themselves, as well as the qualities connected with teacher’s knowledge, skills and abilities. The research resulted in the polar profile technique that containing 34 pairs of opposite teacher qualities. It can serve as a tool for investigating students’ views on the types of teachers they prefer in direct and indirect educational settings.

Текст научной работы на тему «Разработка инструментария для изучения социально-психологической интерпретации личности преподавателя студентами на основе моделирования эталона его ролевого образа»

Психология человека в образовании, 2019, т. 1, № 2 Psychology in Education, 2019, vol. 1, no. 2 _www.psychinedu. ru

Психология современного педагога

УДК 159.9

DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-2-158-168

Разработка инструментария для изучения социально-психологической интерпретации личности преподавателя студентами на основе моделирования эталона его ролевого образа

В. Н. Панфёров1, А. В. Микляева1, С. А. Безгодова1, С. В. Васильева01, А. С. Иванов1

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Сведения об авторах

Панфёров Владимир Николаевич, SPIN-код: 1910-5422, Scopus AuthorlD: 57128097400, ORCID: 0000-0002-3528-3122 Микляева Анастасия Владимировна, SPIN-код: 9471-8985, Scopus AuthorID: 53984860100, ORCID: 0000-0001-8389-2275

Безгодова Светлана Александрова, SPIN-код: 6644-6059, Scopus AuthorID: 57128588500, ORCID: 0000-0001-5425-7838

Васильева Светлана Викторовна, SPIN-код: 9387-8525, ORCID: 0000-0002-6052-3431, е-mail: vasilevasv@herzen.spb.ru Иванов Артём Сергеевич, SPIN-код: 7462-3285

Для цитирования:

Панфёров, В. Н., Микляева, А. В., Безгодова, С. А., Васильева, С. В., Иванов, А. С. (2019) Разработка инструментария для изучения социально-психологической интерпретации личности преподавателя студентами на основе моделирования эталона его ролевого образа. Психология человека в образовании, т. 1, № 2, с. 158-168. DOI: 10.33910/2686-95272019-1-2-158-168 Получена 30 мая 2019; прошла рецензирование 8 июня 2019; принята 8 июня 2019. Финансирование: работа поддержана грантом Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-013-00412 А.

Права: © Авторы (2019). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Аннотация. В статье описан алгоритм разработки варианта методики полярных профилей, который может быть использован для выяснения представлений студентов о преподавателях на основе их сопоставления с эталонным ролевым образом. При составлении перечня черт «идеального преподавателя» учитывались закономерности социально-психологической интерпретации личности, связанные с индивидуальными особенностями воспринимающего субъекта, особенностями группы, в которую входит субъект, особенностями деятельности, связывающей субъекта с объектом познания. Показана необходимость соблюдения принципа содержательной валидности при разработке методического инструментария с учетом специфики предметного поля и «языка респондентов». Эталонный образ сконструирован на основе опроса и анализа свободных описаний 335 респондентов. В результате было получено 630 семантических единиц, с помощью которых студенты описывают особенности личности и деятельности преподавателей. По результатам частотного анализа (с учетом порогов устойчивости выделяемой единицы), кластерного анализа, контент-анализа описаний студентов по двум основаниям — компонентам психического потенциала и функциональной структуре деятельности преподавателя, — была выявлена, с одной стороны, дифференцированность и, с другой стороны, целостность представлений студентов об «идеальном преподавателе». В описание вошли качества, относящиеся к нравственным, мотивационным, регуляторным, коммуникативно-речевым, интеллектуальным, аффективным, рефлексивным и креативным психическим образованиям, которые проявляются в характеристиках стиля поведения и деятельности преподавателя, его отношения к студентам, работе и самому себе, в характеристиках знаний, умений и способностей преподавателя. Итогом работы стала методика полярных профилей, содержащая 34 характеристики биполярных качеств личности преподавателей. Она может послужить средством выяснения представлений студентов о преподавателях как предпочитаемых исполнителях профессиональной роли в условиях непосредственного и опосредованного взаимодействия.

Ключевые слова: социально-психологическая интерпретация личности, личность преподавателя, психологические качества преподавателя, модели эталонного образа преподавателя, метод полярных профилей.

Development of a tool for studying students' social and psychological interpretation of the teacher's person based on reference role image simulation

A. V. Panferov1, A. V. Miklyaeva1, S. A. Bezgodova1, S. V. Vasileva™ A. S. Ivanov1

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika River Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

Authors

Vladimir N. Panferov, SPIN: 19105422, Scopus AuthorlD: 57128097400, ORCID: 0000-0002-3528-3122 Anastasia V. Miklyaeva, SPIN: 94718985, Scopus AuthorlD: 53984860100, ORCID: 0000-00018389-2275

Svetlana A. Bezgodova, SPIN: 66446059, Scopus AuthorID: 57128588500, ORCID: 0000-00015425-7838

Svetlana V. Vasileva, SPIN: 93878525, ORCID: 0000-0002-6052-3431, e-mail: vasilevasv@herzen.spb.ru Artyom S. Ivanov, SPIN: 7462-3285 For citation: Panferov, A. V., Miklyaeva, A. V., Bezgodova, S. A., Vasileva, S. V., Ivanov, A. S. (2019) Development of a tool for studying students' social and psychological interpretation of the teacher's person based on reference role image simulation. Psychology in Education, vol. 1, no. 2, pp. 158-168. DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-2-158168

Received 30 May 2019; reviewed 8 June 2019; accepted 8 June 2019.

Funding: The reported study was funded by RFBR according to the research project no. 19-013-00412 A. Copyright: © The Authors (2019). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract. The article describes the algorithm for developing a variant of the polar profile technique, which can be used to investigate students' view on an individual teacher by comparing it with the reference image. The features of an ideal teacher were identified with due regard for the patterns of social and psychological interpretation of a person that are associated with students' individual properties, the individual properties of students' groups and the unique nature of the activities that connect students and teachers. Due to the unique nature of the subject area and the respondents' language, a particular focus in developing the technique is placed on the principle of content validity. The reference image has been built on the basis of a survey results and descriptions (answers to an open-ended question) from 335 respondents. This resulted in 630 semantic units that students use to describe teachers' personality and activities. These data were processed with the use of various techniques, including frequency analysis (controlling for the sustainability thresholds of the unit under consideration), cluster analysis and two types of content analysis: teacher's mental potential and their functional activity structure. The analysis has demonstrated that students' views on the ideal teacher are both similar and diverse. Student descriptions included moral, motivational, regulatory, communicative, verbal, intellectual, affective, reflexive and creative qualities that are manifested in teacher's behavior and work style, their attitude to students, to their work and to themselves, as well as the qualities connected with teacher's knowledge, skills and abilities. The research resulted in the polar profile technique that containing 34 pairs of opposite teacher qualities. It can serve as a tool for investigating students' views on the types of teachers they prefer in direct and indirect educational settings.

Keywords: social and psychological personality interpretation, teacher's personality, psychological qualities of a teacher, models of a teacher's standard image, polar profile technique.

Введение

В современных социально-психологических исследованиях остро стоит проблема разработки надежного исследовательского инструментария. Суть проблемы в содержательном соответствии (релевантности) эмпирических референтов инструментария (методик) предмету исследования. Она определяется как содержательная ва-лидность (Ребер 2000, 113-117). Конструирование содержательно валидного исследования

предполагает достижение соответствия программы и методик изучаемому предмету. Решить эту задачу можно эмпирическим путем — исследованием лингвистического тезауруса, который используется респондентами при характеристике партнеров социального взаимодействия (Панфёров, Чугунова 1977). Это важно для обеспечения семиотического соответствия слов/ понятий, используемых респондентами, с их психологическими значениями, определяющими смысл конкретного социального взаимодействия.

В нашем исследовании данная задача решалась в контексте разработки инструментария, предназначенного для исследования закономерностей социально-психологической интерпретации личности (СПИЛ) преподавателя студентами в условиях непосредственного и опосредованного общения, представленного ролевым отношением «преподаватель — студенты». Актуальность этой исследовательской задачи возрастает на фоне стремительного развития различных форм дистанционного обучения, порождающего принципиально новые формы опосредованного педагогического взаимодействия, в некоторых случаях являющегося единственным форматом отношений между преподавателем и студентами, в других — дополняющего непосредственную коммуникацию между ними. Исследования социальных и педагогических психологов показывают, что эффективность учебной деятельности во многом определяется социально-перцептивными факторами (Бодалёв, Васина 2005), которые существенно различаются в ситуациях непосредственного и опосредованного взаимодействия преподавателя и студентов (Войскунский 2014; Панфёров, Микляева, Безгодова, Васильева 2018). Разработка исследовательского инструментария для СПИЛ преподавателя студентами в условиях непосредственного/опосредованного взаимодействия возможна только с учетом «языка респондентов», составления языкового тезауруса выборки (в данном случае студентов) посредством анализа свободных характеристик личности преподавателей.

В современной отечественной литературе представлено довольно большое количество исследований, посвященных анализу представлений студентов вузов о преподавателях. В них показано, что в условиях реального взаимодействия преподавателя со студентами (лекционные, семинарские, практические занятия и др.) в сознании студентов формируется образ, который включает в себя представления о личностных, профессиональных и других особенностях преподавателя, в том числе внешний облик и манеру поведения. Этот образ включает в себя широкий спектр профессиональных и личностных характеристик, характеризуясь достаточной наполненностью и целостностью (Егоров 2013; Романов, Даукша 2016; Шлыкова 1998). Помимо образа «реального преподавателя», в результате взаимодействия формируются и представления об «идеальном преподавателе», включающие профессиональные характеристики преподавателя, особенности его коммуникации со студентами, разнообразные личностные

качества (Есипова, Сатывалдиева 2015; Пучков 2012). Однако результаты таких исследований, как правило, представляют собой перечни качеств, приписываемых студентами преподавателям, сгруппированных контент-аналитическим путем на основе произвольно выбираемых авторами классификационных оснований, что делает результаты различных исследований трудносопоставимыми и не позволяющими разрабатывать инструмент для изучения СПИЛ преподавателя студентами на их основе. Также весьма распространенным путем анализа данных об образе преподавателя является частотный анализ отдельных характеристик, который зачастую приводит к фокусировке внимания исследователя на качествах, составляющих содержание стереотипных представлений об «объекте восприятия», и игнорированию индивидуализирующих качеств, имеющих в практике взаимодействия между тем большое дифференцирующее значение.

Необходимо отметить, что СПИЛ представляет собой основной механизм формирования образа одного человека в сознании другого, в нашем случае — образа преподавателя в сознании студента, и заключается в формировании суждений о человеке, возникающих в процессе восприятия его внешности и поведения на основе их семантизации (Панфёров 2015). Психофизическое отражение элементов внешнего облика и поведения человека — «объекта» восприятия — и его образ, формирующийся в сознании воспринимающего субъекта, существенно различаются, поскольку образ формируется в процессе непрерывного соотнесения воспринимаемого человека, во-первых, с личным опытом воспринимающего, во-вторых, со сведениями о принадлежности воспринимаемого человека к тем или иным социальным группам, в том числе о его профессии, и, в-третьих, соотнесения ролевых позиций воспринимающего и воспринимаемого. Помимо этого, важную роль играют индивидуальные особенности воспринимающего субъекта, характеристики групп, в которые он входит, специфика реализуемой им деятельности. Таким образом, рассматривая проблему СПИЛ, необходимо учитывать множественную обусловленность данного феномена. Поэтому стандартизированные методики, изначально задающие некоторые универсальные параметры для анализа личности, так же как и частотный анализ, проводимый без учета вклада каждой характеристики в целостный образ воспринимаемого человека, не способны в полной мере обеспечивать содержательную валид-ность исследований СПИЛ. Для достижения

содержательной валидности исследований СПИЛ, таким образом, требуется соблюдение следующих условий: 1) использование языкового тезауруса, релевантного опыту респондентов; 2) использование классификационных категорий, отражающих сущность деятельности, в которой происходит восприятие содержания ролей, реализуемых субъектами восприятия во взаимодействии друг с другом.

Один из наиболее эффективных методологических ходов, используемых в социальной психологии для обеспечения содержательной валидности исследований СПИЛ, — это создание эталонных ролевых образов, задающих «систему координат» интерпретации личности воспринимаемого человека. Этот методический прием позволяет определить спектр слов/понятий содержательно валидных особенностям респондентов, структуре и содержанию деятельности, в которой происходит восприятие, специфику взаимодействия субъектов, параметры оценивания. Существенным достоинством моделирования эталонных ролевых образов является проявление в них именно тех характеристик, которые, по мнению субъектов восприятия, в наибольшей степени обеспечивают эффективность того вида взаимодействия, в контексте которого осуществляются восприятие и интерпретация личности (Девятых 2012). На этом основании мы предположили, что моделирование эталонного образа идеального преподавателя может обеспечить, с одной стороны, удовлетворительный уровень содержательной валидности исследования СПИЛ преподавателя студентами и, с другой стороны, эвристичность полученных результатов для анализа взаимодействия «преподаватель — студенты» в контексте его эффективности.

В соответствии с этими теоретико-методологическими основаниями с целью разработки инструментария для изучения социально-психологической интерпретации личности преподавателя студентами было проведено эмпирическое исследование, направленное на моделирование эталонного ролевого образа преподавателя.

Методика

В исследовании, проводившемся в октябре — декабре 2018 года, приняли участие 335 студентов различных вузов России, из них 142 мужчины и 193 женщины. Средний возраст респондентов составил 20,41 года. Основную часть выборки составили студенты 2 курса (106 человек, 32 %) и 3 курса (104 человека, 31 %),

кроме того, в исследовании принимали участие студенты 4 курса (69 человек, 21 %), 1 курса (27 человек, 8 %), 5 курса (18 человек, 5 %), 1 курса магистратуры (5 человек, 1 %), 2 курса магистратуры (6 человек, 2 %). 125 (37 %) студентов обучаются на технических направлениях подготовки, 173 человека (52 %) — на гуманитарных, 37 (11 %) — на естественнонаучных. Исследование осуществлялось дистанционно с использованием «Google Форм», размещенных в сети Интернет.

Респонденты участвовали в исследовании на основе добровольного информированного согласия. Критерием включения респондента в выборку был его актуальный статус студента вуза (вне зависимости от направления, профиля и формы обучения).

В ходе исследования респондентам предлагалась следующая инструкция: «Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать "идеальный преподаватель"? Напишите 10 характеристик, которые вы могли бы выделить».

Полученные данные подвергались анализу, включавшему в себя несколько этапов. На первом этапе составлялся словарь, который использовали студенты для описания эталонного ролевого образа преподавателя, осуществлялся частотный анализ составляющих его семантических единиц, определялась их статистическая устойчивость с использованием углового преобразования Фишера (Еремеев 1996). На втором этапе для уточнения результатов частотного анализа осуществлялся кластерный анализ методом Single linkage, для расчетов использовался пакет прикладных статистических программ Statisticа 12.0. На третьем этапе с целью содержательного анализа полученного массива семантических единиц, представляющих эталонный ролевой образ преподавателя в сознании студентов, использовался контент-анализ по основаниям «компоненты психической организации человека» и «психологическая структура преподавательской деятельности». Выбор этих оснований был обусловлен результатами исследований образа «реального» и «идеального» преподавателя в сознании студентов, в которых, как указывалось выше, воспроизводились преимущественно психологические характеристики преподавателя, а также качества, характеризующие его как профессионала, что в совокупности позволило рассматривать контент-аналитические основания «компоненты психической организации человека» и «функциональная структура преподавательской деятельности» в качестве критериев, содержательно релевантных исследуемому предмету.

На основе анализа данных эмпирического исследования был составлен список характеристик, имеющих наибольший «вес» в структуре эталонного ролевого образа идеального преподавателя. На основе этого списка был смоделирован инструмент для исследования СПИЛ преподавателя студентами. В качестве основного методического приема выбран метод полярных профилей, разработанный Ч. Осгудом и широко используемый в социальной психологии. Метод полярных профилей, в отличие от семантического дифференциала, не требует проведения факторного анализа и группировки шкал в более емкие категории (Петренко 2010). Этот метод предполагает описание характеристики личности с помощью двух полюсов и позволяет не только выявить атрибуцию «объекту» восприятия того или иного качества, но и измерить степень ее интенсивности. Негативные полюса для характеристик, выделенных из описаний «идеального преподавателя» студентами, были подобраны с помощью словаря антонимов. Для преодоления тенденций, связанных с социальной желательностью, а также «автоматизма» в ответах полюса и очередность пар характеристик определялись рандомно.

Результаты и их обсуждение

Общий объем словаря, используемого опрошенными студентами для описания эталонного ролевого образа преподавателя, составил 630 единиц. На основе частотного анализа, с учетом порогов статистической устойчивости семантических единиц, количество семантических единиц, имеющих наибольший «вес» в эталонном образе преподавателя, сократилось до девяноста шести. В таблице 1 представлены наиболее часто встречающиеся в описаниях студентов характеристики «идеального преподавателя».

Табл. 1. Частота встречаемости характеристик «идеального преподавателя» в описаниях студентов

Характеристики «идеального преподавателя» Частота встречаемости в выборке

справедливый 0,307

ответственный 0,293

добрый 0,263

с чувством юмора 0,221

отзывчивый 0,212

пунктуальный 0,182

честный 0,176

Окончание табл. 1

Характеристики «идеального преподавателя» Частота встречаемости в выборке

терпеливый 0,164

внимательный 0,161

компетентный 0,128

умный 0,119

коммуникабельный 0,116

спокойный 0,116

строгий 0,104

образованный 0,099

открытый 0,099

вежливый 0,096

может заинтересовать 0,093

харизматичный 0,084

креативный/творческий 0,081

уверенный в себе 0,081

трудолюбивый 0,078

профессионализм 0,075

адекватный 0,069

любящий профессию 0,069

стрессоустойчивый 0,066

объективный 0,063

знающий свой предмет 0,054

добросовестный 0,048

обаятельный 0,048

Таким образом, наибольшую частоту встречаемости показали такие характеристики «идеального преподавателя», как справедливый, ответственный, добрый, с чувством юмора, отзывчивый, пунктуальный, честный, терпеливый, внимательный, компетентный, умный, коммуникабельный, спокойный, строгий, образованный, открытый, вежливый, может заинтересовать, харизматичный, креативный/ творческий, уверенный в себе, трудолюбивый, профессионализм, адекватный, любит профессию, стрессоустойчивый, объективный, знает свой предмет, добросовестный и обаятельный. Такой широкий и дифференцированный языковой тезаурус студентов говорит о значимости различных сторон личности преподавателя и их проявлении в деятельности и взаимодействии в рамках ролей «преподаватель — студенты».

С помощью кластеризации (рис.) было показано, что 68 семантических единиц с низкой частотой встречаемости составили единый кластер (переменные 1-5, 7, 9-13, 15, 17-20, 22-28, 31, 33-35, 37-43, 45, 47-53, 60-68, 71, 73, 75, 77, 79, 80, 82, 83, 85-88, 90, 93-96 на рис.),

что позволило признать их менее весомыми в структуре целостного эталонного образа преподавателя в сравнении с 28 семантическими единицами с большей частотой встречаемости, составившими второй кластер (Ь = 5). Во второй кластер вошли следующие психологические качества личности: вежливый (переменная 6), внимательный (переменная 8), доброжелательный (переменная 14), добрый (переменная 16), заинтересовывающий (переменная 21), коммуникабельный (переменная 29), компетентный (переменная 30), креативный (переменная 32), любящий свое дело (переменная 36), образованный (переменная 44), общительный (переменная 46), ответственный (переменная 54), отзывчивый (переменная 55), открытый (переменная 56), понимающий (переменная 57), профессионализм (переменная 58), пунктуальный (переменная 59), спокойный (переменная 69), справедливый (переменная 70), строгий (переменная 72), терпеливый (переменная 74), толерантный (переменная 76), трудолюбивый (переменная 78), уверенный в себе (переменная 81), умный (переменная 84), харизматичный (переменная 89), честный (переменная 91), чувство юмора (переменная 92).

Таким образом, частотный анализ показал представленность различных компонентов психического потенциала личности преподава-

теля и значимость их проявлений в деятельности преподавателя для студентов, подтвердив тем самым релевантность выбранных контент-аналитических оснований («компоненты психической организации человека» и «функциональная структура преподавательской деятельности») предметному полю исследования (Панфёров, Волохонская, Микляева 2017; Чугу-нова, Панфёров 1978).

Контент-анализ характеристик, составивших эталонный ролевой образ преподавателя, по основанию «компоненты психической организации человека» показал (табл. 2), что наибольшее число психологических качеств преподавателей характеризуют его нравственный потенциал (частота встречаемости в описаниях 0,325), мотивационный потенциал (частота встречаемости в описаниях 0,150), регуляторный потенциал (частота встречаемости в описаниях 0,088), коммуникативно-речевой потенциал (частота встречаемости в описаниях 0,113) и интеллектуальный потенциал (частота встречаемости в описаниях 0,163). Помимо этого, в структуру эталонного ролевого образа преподавателя были включены качества, относящиеся к аффективной сфере (частота встречаемости в описаниях 0,05), рефлексивному потенциалу (частота встречаемости в описаниях 0,005), креативному потенциалу (частота

Рис. Дендрограмма семантических единиц, используемых студентами в описании эталонного ролевого образа преподавателя

Табл. 2. Классификация качеств «идеального преподавателя» по основанию «компоненты психической организации»

Компоненты психической организации Качества «идеального преподавателя»

Мотивационные психические образования Активный, любящий свой предмет, любящий детей, любит то дело/ профессию, любознательный, заинтересованный в предмете, трудолюбивый, целеустремленный, увлеченный, решительный, деятельный

Аффективные психические образования Веселый, стрессоустойчивый, неравнодушный, эмпатичный

Темпераментные психические образования Энергичный

Регуляторные психические образования Дисциплинированный, организованный, сдержанный, спокойный, уравновешенный, пунктуальный, терпеливый

Интеллектуальные психические образования Эрудированный, мудрый, умный, находчивый, грамотный, рассудительный, умеющий доступно/доходчиво доносить информацию, умеющий объяснить, образованный, знающий свой предмет, начитанный, компетентный, остроумный, с чувством юмора

Креативные психические образования Креативный, профессиональный, опытный

Психомоторные психические образования Аккуратный

Коммуникативно-речевые психические образования Коммуникабельный, общительный, с ораторскими способностями, умеющий заинтересовать, обаятельный, опрятный, интересный, умеющий слушать/слышать студента, харизматичный

Нравственные психические образования Лояльный, непредвзятый, воспитанный, гуманный, добросовестный, справедливый, уважающий учеников/студентов, объективный, честный, требовательный, ответственный, тактичный, толерантный, вежливый, в меру строгий, внимательный, доброжелательный, добрый, дружелюбный, заботливый, искренний, строгий, чуткий, отзывчивый, открытый, понимающий

Рефлексивные психические образования Адекватный, уверенный в себе, современный

Табл. 3. Классификация качеств «идеального преподавателя» по основанию «функциональная структура деятельности»

Компоненты функциональной структуры деятельности Качества «идеального преподавателя»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стиль поведения Адекватный, веселый, воспитанный, искренний, дисциплинированный, коммуникабельный, обаятельный, общительный, открытый, решительный, сдержанный, спокойный, строгий, тактичный, терпеливый, требовательный, уравновешенный

Стиль деятельности Активный, деятельный, аккуратный, организованный, пунктуальность, увлеченный, энергичный

Отношение к студентам (людям) В меру строгий, вежливый, внимательный, гуманный, доброжелательный, добрый, дружелюбный, заботливый, лояльный, любящий детей, непредвзятый, неравнодушный, объективный, отзывчивый, справедливый, толерантный, уважающий студентов, чуткий, эмпатичный

Знания Грамотный, знает свой предмет, компетентный, любознательный, начитанный, образованный

Отношение к работе Добросовестный, заинтересованный в предмете, любящий свой предмет, ответственный, трудолюбивый

Способности Умеющий заинтересовать, мудрый, находчивый, креативный/творческий, опытный, обладающий ораторским мастерством, остроумный, понимающий, профессионализм, рассудительный, умный, с чувством юмора, эрудированный

Отношение к преподавателю со стороны студентов Интересный

Отношение к себе Опрятный, уверенный в себе

Умения Умеющий доступно/доходчиво доносить информацию, умеющий объяснять, умеющий слушать

Обобщенная характеристика (метафора) Современный, стрессоустойчивый, харизматичный, целеустремленный, честный

встречаемости в описаниях 0,038), психомоторной сфере (частота встречаемости в описаниях 0,013) и темпераменту (частота встречаемости в описаниях 0,013). Полученные данные демонстрируют целостность психологического портрета «идеального преподавателя», составляющего один из аспектов соответствующего эталонного ролевого образа.

Классификация качеств «идеального преподавателя» согласно функциональной структуре деятельности представлена в таблице 3.

Анализ свободных описаний по компонентам функциональной структуры деятельности выявил значимость для студентов стиля поведения (частота встречаемости в описаниях 0,215) и стиля деятельности преподавателя (частота встречаемости в описаниях 0,087), а также его отношения к студентам (частота встречаемости в описаниях 0,228), отношения к работе (частота встречаемости в описаниях 0,063) и самому себе (частота встречаемости в описаниях 0,025). Характеризовались знания (частота встречаемости в описаниях 0,076), умения (частота встречаемости в описаниях 0,038) и способности (частота встречаемости в описаниях 0,189) преподавателя. В целом, наибольшую значимость для студентов составили те характеристики функциональной структуры деятельности преподавателей, в которых выражается его отношение к студентам, способы поведения (прежде всего проявляющегося во взаимодействии со студентами), а также характеристики его профессионализма (в терминах способностей).

В результате сопоставления всех полученных с помощью различных методов анализа свободных высказываний нами были выделены 34 характеристики образа «идеального преподавателя», в соответствии с критериями статистической устойчивости и релевантности содержанию предметного поля взаимодействия «преподаватель — студент», а именно: адекватный, вежливый, внешне привлекательный, внимательный, доброжелательный, добросовестный, добрый, заинтересовывающий своим предметом, знает свой предмет, коммуникабельный, компетентный, креативный, любит свою профессию, обаятельный, образованный, объективный, ответственный, отзывчивый, открытый, понимающий, профессионализм, пунктуальный, с чувством юмора, спокойный, справедливый, стрессоустойчивый, строгий, терпеливый, толерантный, трудолюбивый, уверенный в себе, умный, харизматичный, честный (см. Приложение).

Выводы

В данной статье были представлены ключевые этапы разработки инструментария для изучения СПИЛ преподавателя студентами, реализованного в формате полярных профилей. С целью обеспечения содержательной валидности инструментария на основе количественного и качественного анализа свободных характеристик «идеального преподавателя», предложенных студентами, моделировался эталон ролевого образа преподавателя. Было установлено, что в структуре эталонного образа преподавателя целостно репрезентирован психический потенциал человека с акцентом на нравственные, мотивационные, интеллектуальные и коммуникативно-речевые характеристики. Кроме того, обнаружилось, что эталонный образ содержит описания различных сторон профессиональной преподавательской деятельности, наиболее значимыми среди которых для студентов являются качества, характеризующие профессионализм преподавателя, а также его взаимодействие со студентами. На основе полученных результатов из первоначального массива свободных характеристик «идеального преподавателя», представленного 630 единицами, для содержательного наполнения методики полярных профилей, предназначенной для изучения СПИЛ преподавателя студентами, было отобрано 34 качества, отвечающих двум основным критериям: 1) статистическая устойчивость в структуре эталонного ролевого образа преподавателя; 2) релевантность значимым для студентов компонентам психического потенциала преподавателя и функциональной структуре преподавательской деятельности.

Приложение

В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека.

Степень их выраженности оценивается в баллах по шкале:

3 — проявляется очень сильно и очень часто; 2 — выражено достаточно заметно и часто встречается; 1 — проявляется иногда и слабо; 0 — трудно сказать, есть и то и другое.

На основе степени выраженности качества охарактеризуйте преподавателя, обведя соответствующую цифру в таблице, по одной в строке. Помните, что положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому будьте внимательны в своих оценках.

Адекватный 3 2 1 0 1 2 3 Неадекватный

Грубый 3 2 1 0 1 2 3 Вежливый

Внешне привлекательный 3 2 1 0 1 2 3 Непривлекательный внешне

Отстраненный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный

Добр ожелательный 3 2 1 0 1 2 3 Недоброжелательный

Недобросовестный 3 2 1 0 1 2 3 Добросовестный

Добрый 3 2 1 0 1 2 3 Злой

Заинтересовывающий своим предметом 3 2 1 0 1 2 3 Не заинтересовывающий своим предметом

Не знает свой предмет 3 2 1 0 1 2 3 Знает свой предмет

Коммуникабельный 3 2 1 0 1 2 3 Необщительный

Некомпе тентный 3 2 1 0 1 2 3 Компетентный

Стереотипный 3 2 1 0 1 2 3 Креативный

Любит свою профессию 3 2 1 0 1 2 3 Не любит свою профессию

Необаятельный 3 2 1 0 1 2 3 Обаятельный

Образованный 3 2 1 0 1 2 3 Необразованный

Предвзятый 3 2 1 0 1 2 3 Объективный

Ответственный 3 2 1 0 1 2 3 Безответственный

Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Отзывчивый

Открытый 3 2 1 0 1 2 3 Замкнутый

Понимающий 3 2 1 0 1 2 3 Черствый

Непрофессионализм 3 2 1 0 1 2 3 Профессионализм

Пунктуальный 3 2 1 0 1 2 3 Непунктуальный

Без чувства юмора 3 2 1 0 1 2 3 С чувством юмора

Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Нервный

Несправедливый 3 2 1 0 1 2 3 Справедливый

Стрессоустойчив 3 2 1 0 1 2 3 Не устойчив к стрессу

Строгий 3 2 1 0 1 2 3 Лояльный

Нетерпеливый 3 2 1 0 1 2 3 Терпеливый

Толерантный 3 2 1 0 1 2 3 Нетерпимый

Ленивый 3 2 1 0 1 2 3 Трудолюбивый

Не уверен в себе 3 2 1 0 1 2 3 Уверенный в себе

Умный 3 2 1 0 1 2 3 Глупый

Харизматичный 3 2 1 0 1 2 3 Безликий

Нечестный 3 2 1 0 1 2 3 Честный

Литература

Бодалев, А. А., Васина, Н. В. (2005) Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический

и профессиональный аспекты). СПб.: Речь, 322 с. Войскунский, А. Е. (2014) Социальная перцепция в социальных сетях. Вестник Московского университета.

Серия 14: Психология, № 2, с. 90-104. Девятых, С. Ю. (2012) Содержание и структура образа-стереотипа «пациент» у выпускников медицинского колледжа. Вестник Витебского государственного медицинского университета, т. 11, № 1, с. 152-156. Егоров, И. В. (2013) Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического вуза. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология, № 4 (31), с. 123-134. Еремеев, Б. А. (1996) Статистические процедуры при психологическом изучении текста. СПб.: Образование, 55 с.

Есипова, А. А., Сатывалдиева, Б. (2015) Образ современного педагога высшей школы. Педагогика высшей школы, № 3.1, с. 75-78.

Панфёров, В. Н. (2015) Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном

взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 761 с. Панфёров, В. Н., Волохонская, М. С., Микляева, А. В. (2017) Общая психология. Теоретические основы. М.: ЮРАЙТ, 296 с.

Панфёров, В. Н., Микляева, А. В., Безгодова, С. А., Васильева, С. В. (2018) Социально-психологическая интерпретация личности преподавателя в условиях видеолекции. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 7, № 3 (24), с. 365-368. Панфёров, В. Н., Чугунова, Э. С. (1977) Групповая оценка личности. В кн.: Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова

(ред.). Методы социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ им. А. А. Жданова, с. 108-120. Петренко, В. Ф. (2010) Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 440 с. Пучков, А. А. (2012) Идеальный образ преподавателя: социологический опрос. Высшее образование в России, № 6, с. 130-133.

Ребер, А. (2000) Большой толковый психологический словарь. Т. 2: П-Я. М.: Вече: АСТ, 559 с.

Романов, Д. К., Даукша, Л. М. (2016) Психологические особенности восприятия и понимания преподавателей

студентами университета. Интеграция образования, № 2 (83), с. 228-237. Чугунова, Э. С., Панфёров, В. Н. (1978) Социально-психологический анализ профессиональной деятельности инженеров. Вестник Ленинградского университета. Экономика, философия, право, № 4 (23), с. 65-69. Шлыкова, Н. Л. (1998) Восприятие преподавателя студентами. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психол. наук. Иваново: Ивановский государственный университет, 23 с.

References

Bodalev, A. A., Vasina, N. V. (2005) Poznanie cheloveka chelovekom (vozrastnoj, gendernyj, etnicheskij iprofessional'nyj aspekty) [Human cognition by man (age, gender, ethnic and professional aspects)]. Saint Petersburg: Rech' Publ., 322 p. (In Russian)

Chugunova, E. S., Panferov, V. N. (1978) Sotsial'no-psikhologicheskij analiz professional'noj deyatel'nosti inzhenerov [Socio-psychological analysis of the professional activities of engineers]. VestnikLeningradskogo universiteta. Ekonomika, filosofiya, pravo, no. 4 (23), pp. 65-69. (In Russian) Devyatykh, S. Yu. (2012) Soderzhanie i struktura obraza-stereotipa "patsient" u vypusknikov meditsinskogo kolledzha [The content and structure of the image-stereotype "Patient" among graduates of medical college.]. Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta — Vestnik of Vitebsk state medical university, vol. 11, no. 1, pp. 152-156. (In Russian) Egorov, I. V. (2013) Issledovanie predstavlenij studentov ob obraze prepodavatelya pedagogicheskogo vuza [The study of students' ideas about the image of a teacher of a pedagogical university]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya — St Tikhon's University Review. Series IV. Pedagogy. Psychology, no. 4 (31), pp. 123-134. (In Russian) Eremeev, B. A. (1996) Statisticheskie protsedury pri psikhologicheskom izuchenii teksta [Statistical procedures

for the psychological study of the text]. Saint Petersburg: Obrazovanie Publ., 55 p. (In Russian) Esipova, A. A., Satyvaldieva, B. (2015) Obraz sovremennogo pedagoga vysshej shkoly [The image of a modern high

school teacher]. Pedagogika vysshej shkoly, no. 3.1, pp. 75-78. (In Russian) Panferov, V. N. (2015) Integral'nyj sintezpsikhologii cheloveka v nauke, v obrazovanii, v sotsial'nom vzaimodejstvii [Integral synthesis of human psychology in science, in education, in social interaction]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 761 p. (In Russian) Panferov, V. N., Miklyaeva, A. V., Bezgodova, S. A., Vasileva, S. V. (2018) Sotsial'no-psikhologicheskaya interpretatsiya lichnosti prepodavatelya v usloviyakh videolektsii [Socio-psychological interpretation of the teacher's personality under video lectures]. Azimut nauchnykh issledovanij:pedagogika ipsikhologiya — Azimuth of scientific research: Pedagogy and psychology, vol. 7, no. 3 (24), pp. 365-368. (In Russian) Panferov, V. N., Chugunova, E. S. (1977) Gruppovaya otsenka lichnosti [Group assessment of personality]. In: E. S. Kuz'mina, V. E. Semenova (eds.). Metody sotsial'noj psikhologii [Methods of social psychology]. Leningrad: LGU im. A. A. Zhdanova Publ., pp. 108-120. (In Russian) Panferov, V. N., Volokhonskaya, M. S., Miklyaeva, A. V. (2017) Obshchaya psikhologiya. Teoreticheskie osnovy

[Generalpsychology. Theoretical basis]. Moscow: Yurajt Publ., 296 p. (In Russian) Petrenko, V. F. (2010) Mnogomernoe soznanie:psikhosemanticheskaya paradigm [Multidimensional consciousness:

The psychosemantic paradigm]. Moscow: Novyj khronograf Publ., 440 p. (In Russian) Puchkov, A. A. (2012) Ideal'nyj obraz prepodavatelya: sotsiologicheskij opros [The ideal image of a teacher: A sociological survey]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, no. 6, pp. 130-133. (In Russian) Reber, A. (2000) The penguin dictionary of psychology. Vol. 2: P-Ya, Moscow: Veche Publ.: AST Publ., 559 p. (In Russian)

Romanov, D. K., Dauksha, L. M. (2016) Psikhologicheskie osobennosti vospriyatiya i ponimaniya prepodavatelej studentami universiteta [Psychological features of perception and understanding of teachers by university students]. Integratsiya obrazovaniya — Integration of education, no. 2 (83), pp. 228-237. (In Russian) Shlykova, N. L. (1998) Vospriyatieprepodavatelya studentami [Student perception of the teacher]. Extended abstract

of PhD dissertation (Psychology). Ivanovo: Ivanovo State University, 23 p. (In Russian) Vojskunskij, A. E. (2014) Cotsial'naya pertseptsiya v sotsial'nykh setyakh [Social perception in social networks]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 2, pp. 90-104. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.