Вестник Томского государственного университета. 2023. № 497. С. 183-192 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 497. рр. 183-192
Научная статья УДК 372.881.1
doi: 10.17223/15617793/497/19
Разработка инновационной модели обучения китайскому языку для взрослых на интенсивных курсах с использованием технологии «перевернутый класс»
Юлия Александровна Нелюбина1
1 Шаньдунский педагогический университета, Цзинань, КНР, gerbera7489@mail.ru
Аннотация. Представлена авторская разработка инновационной модели обучения китайскому языку для взрослых на интенсивных курсах с использованием технологии «перевернутый класс», соответствующая современным требованиям дистанционного формата и отвечающая потребностям взрослых, изучающих китайский язык в условиях отсутствия языковой среды. Предлагаемая модель обучения нацелена на активную включенность взрослых в процесс обучения и развитие их самостоятельности, ответственности и рефлексии, позволяющая более эффективно управлять своим обучением, адаптироваться к дистанционной форме и преодолевать ограничения, вызванные отсутствием языковой среды.
Ключевые слова: интенсивное обучение, иностранный язык, китайский язык, обучение взрослых, перевёрнутый класс
Для цитирования: Нелюбина Ю.А. Разработка инновационной модели обучения китайскому языку для взрослых на интенсивных курсах с использованием технологии «перевернутый класс» // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 497. С. 183-192. doi: 10.17223/15617793/497/19
Original article
doi: 10.17223/15617793/497/19
Development of an innovative model of teaching Chinese to adults in intensive courses
using the "flipped classroom" technology
Iulia A. Neliubina1 1 Shandong Normal University, Jinan, China, gerbera7489@mail.ru
Abstract. The article substantiates the importance of short-term Chinese language training through intensive courses in the context of the rapidly changing world situation and relations with China. The author emphasizes that this type of education is becoming more and more in demand in Russian society, since it provides a rapid and effective mastery of the Chinese language and the achievement of the desired results in adults. In order to develop an innovative model of teaching intensive Chinese language courses for adult Russians on the basis of a "flipped classroom", the available applied research results in the field of the theory of personality-oriented education are used, taking into account the needs, interests and individual characteristics of the student. The article focuses on modern methods used in intensive courses that contribute to accelerated learning. These methods are focused on intensive practical application of the language, development of communication skills, and active involvement of students in the educational process. The novelty of the learning model lies in the focus on the active involvement of students in their own learning process and the development of their independence, responsibility and reflection, which will allow them to manage their learning more effectively, adapt to distance learning, and overcome the limitations of the absence of a language environment. As a result, students can achieve desired results in a shorter time. For a successful implementation of the model of teaching intensive Chinese language courses for adult learners on the basis of a "flipped classroom", the author identifies and substantiates the main interrelated blocks (analytical, substantive, functional, and evaluative), as well as the criteria for its evaluation (the level of language competence, the level of Chinese language proficiency depending on speech activity (reading, listening, writing and conversational skills), the level of proficiency in some aspects of the Chinese language (grammar, vocabulary, phonetics)). The results of the analysis of the learning process at intensive Chinese language courses for adult Russians based on the "flipped classroom" learning model indicate a high pedagogical effect. The students were able to master the elementary level of the Chinese language, sufficient for oral communication in this language in their professional activities. In conclusion, the article discusses the prospects for research in the field of designing models of teaching at intensive Chinese language courses for adults and replenishing the database with educational and didactic materials.
Keywords: intensive learning, foreign language, Chinese, adult education, flipped classroom
For citation: Neliubina, Iu.A. (2023) Development of an innovative model of teaching Chinese to adults in intensive courses using the "flipped classroom" technology. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 497. pp. 183-192. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/497/19
© Нелюбина Ю.А., 2023
Введение
В последние годы Россия и Китай укрепляют свои отношения во многих областях, таких как политика, экономика, культура и туризм. Изучение китайского языка становится всё более актуальным для российских граждан в связи с развитием сотрудничества между двумя странами. Кроме того, в последнее время наблюдается рост числа китайских туристов в России, что создает дополнительный спрос на переводчиков и гидов, владеющих китайским языком. В связи с этим изучение китайского языка может быть полезным как для личного развития, так и для развития профессиональных навыков и карьерного роста.
Однако изменения в образовательном векторе, вызванные процессом «дигитализации» и распространением коронавирусной инфекции (2019-пСоУ) [1. С. 2], требуют новых подходов к обучению китайскому языку, ориентированных на развитие практических навыков у обучающихся, в том числе методов, способных противостоять негативным социокультурным и образовательным тенденциям и релевантной организации учебных занятий, которая бы учитывала часы аудиторной нагрузки и результаты освоения дисциплины. Речь идёт не только о школьниках и студентах, но и о взрослых специалистах, нуждающихся в изучении китайского языка для эффективной работы в различных областях, связанных с Китаем, например в бизнесе, туризме, научных исследованиях и т.д. Кроме того, китайский язык становится все более востребованным в мире, и его знание может стать значимым конкурентным преимуществом на рынке труда.
В этой ситуации организация процесса обучения китайскому языку предполагает не только передачу теоретических знаний, но также активное вовлечение обучающихся в общение на языке, развитие навыков понимания на слух, устной речи и письма для эффективного использования языка в профессиональной деятельности. Для этого необходимы современные методы обучения, включая использование интерактивных учебных материалов, коммуникативных заданий и игр, а также практикумов, обеспечивающих аутентичную коммуникацию с носителями языка. Также важно, чтобы обучающиеся осознавали собственные цели в изучении китайского языка, понимали важность развития навыков общения на иностранном языке в современном мире и мотивировались на достижение поставленных целей.
Китайский язык привлекает внимание своей уникальной письменностью, включающей иероглифы, и тонкостями тональной системы, что вызывает среди изучающих интерес и признается как фактор, делающий его одним из языков, требующих дополнительных усилий и времени для освоения. Утверждение о том, что китайский язык считается одним из самых сложных, часто высказывается людьми, изучающими или преподающими язык, а также носителями других языков, которые решаются на изучение китайского. Однако общепринятой точки зрения, согласно лингвистическим исследованиям [2, 3], нет, так как сложность языка воспринимается субъективно. При сравнении с другими языками
сложность может восприниматься по-разному. Например, для носителей языков с алфавитом, китайский с иероглифами может показаться сложным, в то время как для носителей других языков, таких как японский или вьетнамский, которые также используют иероглифы, некоторые аспекты могут быть более знакомыми. Китайский язык отличается от европейских языков в своей фонетике и грамматике. Китайский язык является тоновым языком, то есть значение слова может меняться в зависимости от тона, в котором оно произносится. В связи с чем у обучающихся, не имеющих опыта в изучении тоновых языков, могут возникать трудности. Кроме того, китайская письменность основана на иероглифах, которые не имеют никакого сходства с латинским алфавитом. Для изучения китайской письменности необходимо запоминать большое количество иероглифов и их сочетаний. В-третьих, в китайском языке отсутствует флективность, характерная для многих европейских языков. Это означает, что в китайском языке отсутствуют грамматические формы слов, изменяющиеся в соответствии с числом, родом или временем, как, например, в английском или французском. В-четвертых, существует культурная особенность, что важно учитывать при преподавании китайского языка. Китайский язык тесно связан с китайской культурой, и понимание культурных контекстов может быть ключевым аспектом успешного обучения. Кроме того, изучение китайского языка может быть затруднено из-за отсутствия доступа к качественным учебным материалам и недостаточной практики общения с носителями языка [4. С. 243].
Стоит отметить, что в условиях быстро меняющейся ситуации на мировой арене, включая экономические и культурные связи с Китаем, наиболее востребованным и отвечающим запросам общества становится краткосрочное обучение китайскому языку посредством интенсивных курсов, основанных на современных технологиях обучения, обеспечивающих быстрое и эффективное овладение иностранным языком и достижение желаемых результатов [5. С. 22].
В силу указанных обстоятельств модель обучения китайскому языку для взрослых на интенсивных курсах с использованием технологии «перевернутый класс» приобретает особенную актуальность и востребованность. Такая модель обеспечивает эффективное обучение, адаптированное к особенностям взрослых обучающихся, в условиях ограниченного времени и необходимости освоения значительного объема учебного материала.
Методология исследования
С педагогической точки зрения разрабатываемая модель обучения китайскому языку для взрослых на интенсивных курсах с использованием технологии «перевернутый класс» строится с использованием научно-обоснованной теории личностно-ориентиро-ванного образования (У. Джеймс, А. Маслоу, К. Роджерс, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, А.В. Хутор-ский, И.С. Якиманская и др.), базирующейся на принципах личностного развития и индивидуализации обучения с учетом потребностей, интересов и
индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Основные аспекты личностно-ориентирован-ного обучения включают:
- индивидуализацию: учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, таких как стиль обучения, темп усвоения материала, уровень подготовки и интересы;
- активное участие: стимулирование активного участия обучающихся в учебном процессе, включая обсуждение, коллективное решение задач, проектную деятельность и другие формы сотрудничества;
- самостоятельность и ответственность: поддержку развития у обучающихся навыков самостоятельного обучения, саморегуляции и ответственности за свой учебный процесс;
- контекстуальность: учет контекста обучения, включая социокультурные и социально-экономические аспекты, которые могут влиять на образовательный процесс;
- личностный рост и развитие: признание образования как средства для личностного роста и развития, а не только для получения знаний и навыков.
Цель личностно-ориентированного обучения заключается в том, чтобы поддержать разнообразные потребности и способности обучающихся, помочь им стать активными, целеустремленными и компетентными личностями. Интенсификацию обучения, в свою очередь, предполагает более глубокое и концентрированное освоение учебного материала за более короткий период времени посредством разнообразных методов и технологий, которые могут быть успешно применены в различных образовательных сценариях при изучении иностранного языка. Это может включать в себя интенсивные уроки, практику в условиях реального общения, а также вовлечение обучающихся в активные формы обучения, такие как обсуждения, ролевые игры и проектные работы.
В контексте обучения на интенсивных курсах китайского языка для взрослых образовательная технология «перевернутый класс», известная в иноязычной литературе как «flipped learning» (Дж. Бергман, А. Сэмс), основанная на андрагогических принципах [6], предоставляет уникальные возможности для максимально эффективного обучения в дистанционном формате, в условиях ограниченного времени и значительных объемов учебного материала.
Суть технологии заключается в изменении традиционного порядка получения знаний и их применения на практике. Учебный материал предоставляется обучающимся для изучения дома до занятия, а время в классе используется для обсуждения, углубленного анализа и практического применения полученных знаний. Обучающиеся получают доступ к видеолекциям, текстам или другим учебным ресурсам вне аудиторного времени, что позволяет им изучать материал в собственном темпе. Затем на занятии под руководством преподавателя обсуждаются вопросы, выполняются упражнения и проекты, направленные на более глубокое понимание и применение учебного материала. Такой подход призван активизировать занятия, сделать их более интерактивными и нацеленными на
развитие критического мышления обучающихся. Вместо того чтобы просто слушать лекции в классе, обучающиеся более активно участвуют в учебном процессе, обсуждают темы, решают задачи и применяют полученные знания на практике [7].
Технология «перевернутый класс» характеризуется как средство, способствующее повышению методологической культуры учащихся, и видится как инструмент, способствующий развитию у обучающихся навыков и методов работы с информацией, а также улучшению процесса усвоения знаний [8. С. 202]. При этом отмечается, что в условиях информатизации и доступа студентов к самостоятельному поиску информации технология «перевернутый класс» позволяет более эффективно использовать традиционное учебное время. Студенты получают возможность изучать теоретический материал самостоятельно в подходящих для них времени и месте [9. С. 85].
Стоит отметить, что технология «перевернутый класс» давно завоевала прочные позиции в классической методике преподавания иностранного языка благодаря своим неоспоримым преимуществам [10]. Некоторые исследования [11, 12] подтверждают эффективность «перевернутого класса» в обучении иностранным языкам. Кроме того, данная технология обучения активно используется в современном образовании, включая онлайн-курсы и дистанционное обучение [13]. Это связано с тем, что «перевернутый класс» позволяет преподавателям более эффективно использовать время на занятиях, улучшить качество обучения и увеличить количество времени, которое обучающиеся могут потратить на практические упражнения.
В силу указанных объективных причин, объединив преимущества методов интенсивного обучения иностранным языкам и технологии обучения «перевёрнутый класс», в данной статье представлена авторская разработка инновационной модели обучения китайскому языку для взрослых на интенсивных курсах с использованием указанной технологии, соответствующая современным требованиям дистанционного формата и отвечающая потребностям взрослых, изучающих китайский язык в условиях отсутствия языковой среды. Модель обучения нацелена на активную включенность взрослых в собственный процесс обучения и развитие их самостоятельности, ответственности и рефлексии, позволяющие более эффективно управлять своим обучением, адаптироваться к дистанционной форме и преодолевать ограничения отсутствия языковой среды.
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно государственным стандартам в области образования Российской Федерации, цели преподавания иностранного языка можно разделить на развитие и просвещение, а также формирование и развитие иноязычной компетенции. Учитывая тот факт, что разрабатываемый интенсивный курс китайского языка ориентирован на взрослых россиян, которые уже имеют базовое образование, формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) играет ведущую роль в обучении китайскому языку.
Иноязычная коммуникативная компетенция представляет собой многогранное понятие, включающее различные аспекты, необходимые для эффективного общения на иностранном языке. По мнению отечественных исследователей (И.Л. Бим, Н.Д. Галь-скова, Р.П. Мильруд, В.В. Сафонова, E.H. Соловова и др.), ИКК представляет собой более чем просто умение говорить на иностранном языке; ИКК включает в себя сложный набор навыков, знаний и умений, необходимых для успешного взаимодействия с носителями языка. Важно отметить, что данное определение выходит за рамки языковых навыков, и некоторыми специалистами подчеркивается важность культурной компетенции и умения эффективно взаимодействовать в различных языковых и культурных средах [14. С. 231].
Некоторые современные исследователи в состав иноязычной коммуникативной компетенции включают не только языковой, речевой и социокультурный компоненты (М. Канале, М. Свейн, Р.П. Мильруд, И.Л. Бим и др.), но также учебный, компенсаторный и самообразовательный (S.J. Savignon, П.В. Сысоев и др.). При этом если первые три компонента связаны непосредственно с изучением и использованием иностранного языка, то в содержании остальных компонентов можно проследить знания, умения и навыки, присущие также информационной и учебной компетенциям. Интеграция этих компонентов представляет собой комплексный и многогранный подход к формированию иноязычной коммуникативной компетенции, который лучше соответствует требованиям современного обучения языкам [15]. На наш взгляд, наиболее полной и функциональной моделью является модель ИКК, предложенная В.В. Сафоновой, которая рассматривает ИКК как уровень владения языковыми, речевыми и социокультурными знаниями, навыками и умениями, который позволяет обучаемому коммуникативно приемлемо и целесообразно варьировать свое речевое поведение в зависимости от психологических факторов общения. ИКК объединяет языковую, речевую, социокультурную, включающую социолингвистическую, предметную, общекультурную и лингвост-рановедческую компетенции [16. С. 128].
В рамках нашего исследования интенсивный курс китайского языка для взрослых россиян в целом формулируется задачей участия сотрудников саммита ШОС во время его проведения: выполнение профессиональных функций с возможностью использования китайского языка в своей профессиональной деятельности для оказания элементарной помощи гражданам Китая во время саммита ШОС.
Конкретные цели преподавания китайского языка в рамках интенсивного курса должны быть сформулированы достаточно диагностически, т.е. цели должны быть конкретными, критериальными, идентифицируемыми и измеримыми. Такое целеполагание согласуется с таксономией Б. Блума, представляющей собой иерархическую структуру целей обучения, которая помогает определить уровни познавательной деятельности обучающихся и установить ясные критерии их до-
стижения. Каждый уровень таксономии Б. Блума представляет собой более сложные и глубокие формы мышления и понимания, а именно:
1. Знание: обучающиеся должны иметь возможность перечислить основные грамматические правила, лексические единицы и правила чтения в китайском языке в рамках изученных 15 тем.
2. Понимание: обучающиеся должны быть способны объяснить основные грамматические структуры, прочитать и понять основной смысл коротких текстов на китайском языке и выразить свои идеи в устной и письменной форме в рамках уровня владения китайским языком ЖК 2.
3. Применение: обучающиеся должны быть в состоянии использовать грамматические структуры и лексику для общения на китайском языке, составлять простые предложения и задавать вопросы в различных ситуациях в рамках изученных 15 тем.
4. Анализ: обучающиеся должны быть способны анализировать и сравнивать различные языковые конструкции, применять правила грамматики и выбирать наиболее подходящие выражения в соответствии с контекстом в рамках уровня владения китайским языком ЖК 2.
5. Оценка: обучающиеся должны быть в состоянии оценивать свой собственный прогресс, анализировать свои ошибки и предлагать способы улучшения своих навыков в китайском языке.
6. Синтез: обучающиеся должны быть в состоянии сочетать изученные грамматические структуры и лексику для создания сложных предложений, развивать собственный словарный запас и строить связный текст на китайском языке.
7. Творчество: обучающиеся должны развивать свою творческую способность при использовании китайского языка. Это может включать создание оригинальных выражений и фраз, разработку нестандартных способов использования языка в различных контекстах, а также проявление своей индивидуальности при использовании китайского языка.
Преподаватель может поощрять обучающихся к экспериментированию с языком, предлагать задания и проекты, которые требуют оригинального подхода и предоставляют обучающимся возможность выразить себя на китайском языке.
Поскольку разрабатываемый курс китайского языка является интенсивным, этот уровень должен быть достигнут по окончании трех месяцев.
В соответствии с целью интенсивного курса китайского языка для взрослых по его окончании обучающиеся могут сдать международный экзамен на знание китайского языка второго уровня (ЖК 2).
Тест ЖК (уровень II) оценивает способности тестируемых в применении повседневного китайского языка. Это аналог уровня II шкалы владения китайским языком для носителей других языков и уровня А2 Общеевропейской системы отсчета (CEF). Тестируемые, которые смогли сдать ЖК (уровень II), отлично владеют базовым китайским языком и могут общаться при выполнении элементарных и рутинных задач, требую-
щих простого и прямого обмена информацией по знакомым и обычным вопросам. ЖК (уровень II) рассчитан на обучающихся, изучивших китайский язык в течение двух семестров (учебного года), по 2-3 учебных часа в неделю. Обучающиеся освоили 300 часто используемых слов и связанных с ними грамматических моделей.
Кроме того, 300 слов из перечня ЖК 2 являются ядерными словами в курсе китайского языка, т.е. входят в активную лексику, которую должен освоить каждый обучающийся, помимо этой лексики в курс включена пассивная лексика, освоение которой не является основной целью обучения, но может стать хорошим подспорьем в индивидуализации обучения, давая возможность освоить китайский язык, несмотря на разницу между более слабыми в языковом отношении обучающимся и обучающимся, которым изучение китайского языка даётся легче.
Основной целевой направленностью инновационной модели обучения китайскому языку для взрослых на интенсивных курсах с использованием технологии «перевернутый класс» является достижение прогнозируемых результатов обучения. Эта модель представляет собой систематический подход, который сочетает различные элементы обучения, такие как использование онлайн-ресурсов, активное взаимодействие обучающихся и преподавателя, самостоятельное изучение материала и практические задания. Каждый элемент модели играет определенную роль и вносит свой вклад в достижение целостного результата. Например, использование онлайн-ресурсов может обеспечить доступ к разнообразным учебным материалам и интерактивным упражнениям, которые помогают обучающимся углубить свои знания и навыки в китайском
языке. Активное взаимодействие обучающихся и преподавателя позволяет обсуждать и разъяснять сложные темы, задавать вопросы и обмениваться идеями. Самостоятельное изучение материала позволяет обучающимся глубже погрузиться в изучение языка и развивать свою самостоятельность и ответственность. Прак-тико-ориентированные задания помогают применять усвоенные знания и навыки в профессиональной деятельности, улучшать грамматику, повышать словарный запас, развивать письмо и устную речь. Все эти элементы взаимодействуют друг с другом, образуя целостную модель, которая способствует эффективному и интенсивному обучению китайскому языку взрослых россиян [17. С. 85].
Содержание обучения включает в себя лингвистический, психологический и методологический компоненты. Лингвистический компонент охватывает языковые аспекты (фонетику, лексику, грамматику), виды речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо) и социокультурный материал. Психологический компонент включает в себя формирование и развитие навыков и умений общения на китайском языке. Методический компонент включает планирование учебной деятельности, выбор средств для решения разных задач, овладение различными стратегиями работы с литературой, справочниками и т.д.; овладение навыками самостоятельной работы и т.д.
В соответствии с вышеизложенным разработанная инновационная модель обучения китайскому языку для взрослых на интенсивных курсах с использованием технологии «перевернутый класс» включает в себя четыре основных взаимосвязанных блока: аналитический, содержательный, функциональный и оценочный (рис.1).
Рис. 1. Структурные блоки инновационной модели обучения китайскому языку для взрослых на интенсивных курсах
с использованием технологии «перевернутый класс»
Аналитический блок имеет решающее значение при создании обучающей модели; он является неотъемлемой частью, без которой нет смысла строить модель. Основной функцией этого блока является предоставление входных данных, на основе которых создается весь курс. Аналитический блок представляет собой набор инструментов для анализа образовательного спроса, потребностей обучающихся, определения их текущего уровня владения китайским языком, мотива-
ции, возможных трудностей и т.д. В этом блоке формулируется цель обучения, определяются его задачи и устанавливаются прогнозируемые результаты обучения. В соответствии с вышеизложенным определяется общее содержание преподавания, намечается план разработки материалов и других учебных ресурсов, а также утверждается учебный план. Согласно разрабатываемой модели обучения, аналитический блок также используется при внедрении модели обучения в курс.
Это становится ресурсом коррекции содержательного, функционального и оценочного блоков.
Содержательный блок представляет собой описание инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), академических публикаций, образовательных ресурсов сети, созданных и отобранных в соответствии с целью обучения. На данном этапе автор курса создает ресурсный банк учебных материалов, средств ИКТ, учебные материалы для реализации «перевернутого класса», разрабатывает дорожную карту курса, приводит содержание курса в соответствие с целью, задачами, системой оценки и результатами; это должно быть достигнуто за определенный промежуток времени. Академические часы отводятся на аудиторную и самостоятельную работу, последняя также подразделяется на предклассную и внеклассную самостоятельную работу; определяется план мониторинга образовательного процесса обучающихся.
В качестве информационной основы для модели обучения на интенсивных курсах китайского языка для взрослых на основе «перевернутого класса» выбрана платформа Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) - бесплатная система управления обучением, ориентированная в первую очередь на организацию эффективного взаимодействия между преподавателями и обучающимися.
Функциональный блок состоит из набора функций учителя и ученика, методов, применяемых в процессе интенсивного преподавания китайского языка на основе технологии «перевернутый класс». Функциональный блок описывает перечень требований к преподавателю и обучающемуся с учетом их характеристик и
функций; выбор методов обучения производится на основе личностно-ориентированной концепции обучения и «перевернутого класса», а также методов обучения с активным участием обучающихся. При этом учитывается предмет преподавания, китайский язык, а также тип обучения, а именно интенсивный курс.
Оценочный блок состоит из двух важных и взаимосвязанных компонентов: оценки результатов обучения обучающихся и оценки процесса преподавания. Первый компонент включает в себя внедрение контрольно-оценочных мероприятий в процесс обучения взрослых, определение критериев оценки результатов обучения, при этом основную роль играет формирующая оценка; итоговое контрольное мероприятие является обязательным, но не решающим. Второй важный компонент оценочного блока - оценка учебного процесса, т.е. определение эффективности и качества обучения, разработка критериев эффективности учебного процесса. На основе этих данных процесс обучения корректируется каждые две недели курса; в конце курса проводятся опросы и интервью с преподавателями и обучающимися с целью определения общей эффективности данной модели, её сильных и слабых сторон, выбора объекта обучения, мотивации обучающихся и т.д. Из-за наличия второго компонента блока оценки функциональный блок постоянно корректируется, что, в свою очередь, влияет на блок контента. Таким образом, вся система модели становится гибкой и адаптивной.
Внедрение инновационной модели обучения китайскому языку для взрослых на интенсивных курсах с использованием технологии «перевернутый класс» проходит через несколько этапов (рис. 2).
Рис. 2. Схема этапов внедрения инновационной модели обучения китайскому языку для взрослых на интенсивных курсах
с использованием технологии «перевернутый класс»
Первый этап выполняется в соответствии с аналитическим блоком. Преподаватель разрабатывает анкеты для получения базовой информации об обучающихся, а также проводит уточняющие интервью о мотивации и их видении целей курса. Эта информация
становится исходной базой контентного блока и функционального блока. Далее, на втором этапе на основе этой информации разрабатывается ресурсная база и содержание курса в соответствии с общей целью курса и индивидуальными целями обучающихся, насколько
это возможно. Разработана дорожная карта курса, планы занятий с примерным почасовым планированием. Поскольку курс создан на основе flipped classroom, распределение содержательной нагрузки становится наиболее важным; мы также должны принимать во внимание аудиторные часы и часы самостоятельной работы, последние из которых, в свою очередь, делятся на предклассные и внеклассные занятия. На этом этапе преподаватель также должен выбрать учебный материал, подходящий для образовательных целей, и принять решение о создании оригинальных материалов, которые являются ключевыми для данного курса и наиболее подходят для организации занятий с использованием flipped classroom. Создается ресурсная база и заполняется учебная платформа. Одновременно создается система оценки результатов обучения обучающихся (блок оценки). Основываясь на особенностях перевернутого класса, на этом этапе также определяются и уточняются роли и функции преподавателя и обучающегося. Поскольку мы не можем составить план урока, не зная функций преподавателя и обучающегося, от этого зависит почасовой план. На третьем этапе, когда определяются содержание курса и функциональные роли преподавателя и обучающихся, на первый план выходит блок оценки. Оценочный блок состоит из двух частей. Первая часть, результаты обучения обучающихся, разрабатывается на втором этапе. Вторая часть оценочного блока, оценка эффективности курса, требует создания
соответствующей системы оценки. Четвертый этап -это внедрение оригинальной модели обучения на практике. От этого этапа зависит эффективность модели обучения, поскольку внедрение требует постоянной корректировки в соответствии с аналитическим и оценочным блоками.
Созданная модель должна обладать такими свойствами и компонентами, которые можно легко адаптировать к изменяющимся условиям. Одной из главных особенностей этой модели является гибкость, которая проявляется, когда необходимо внести изменения в учебный процесс в соответствии с реальной текущей ситуацией в обучении взрослых, в случае изменения направления процесса, внутренних или внешних факторов или уточнения цели.
Новизна этой оригинальной модели обучения заключается не только в особенностях организации занятий на интенсивных курсах китайского языка для взрослых, но и, прежде всего, в применении обучающимися постоянного систематического самоанализа и самодиагностики своих достижений, что становится важнейшей частью личностно-ориентированной модели обучения. Для автора это гарантия более высокой эффективности авторской модели обучения по сравнению с другими подобными моделями.
Критерии оценки инновационной модели обучения китайскому языку для взрослых на интенсивных курсах с использованием технологии «перевернутый класс» представлены на рис. 3.
Рис. 3. Критерии оценки инновационной модели обучения китайскому языку для взрослых на интенсивных курсах с использованием технологии «перевернутый класс»
Каждые две недели обучающимся предлагается проводить самоанализ и самодиагностику своего учебного процесса. Самоанализ относится к аналитическому блоку. Эта часть реализована в форме личного интервью. Основная цель этого процесса - отслеживать их эмоциональное состояние, изменения в мотивации, удовлетворенность собой, преподавателем и
курсом в целом; от обучающихся также принимаются предложения по улучшению курса. Самодиагностика относится к блоку оценки и в основном требует отслеживания индивидуальных результатов обучения обучающихся, что они делают сами. Например, их просят проверить свои результаты обучения за две недели, сколько иероглифов они запомнили на данный момент,