Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ РЕФОРМЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ВУЗАХ КИТАЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ РЕФОРМЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ВУЗАХ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Вэй, Веснина Людмила Евгеньевна

Описываются возможности реорганизации процесса преподавания русского языка как иностранного посредством применения модели смешанного обучения. Представлено описание всех этапов применения модели смешанного обучения в реальной практике преподавания грамматики русского языка китайским студентам в Цзилиньском университете международных исследований (г. Чанчунь, Китай).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чжан Вэй, Веснина Людмила Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE POTENTIAL OF USING THE REFORM OF THE MIXED EDUCATION IN TEACHING THE COURSE OF THE GRAMMAR OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE CHINESE UNIVERSITIES

The article deals with the potential of the reorganization of the teaching process of the Russian language as a foreign language by the means of the use of the model of the mixed education. There is presented the description of all the stages of the use of the model of the mixed education in the real practice of teaching the grammar of the Russian language to the Chinese students in Jilin International Studies University (Changchun, the People's Republic of China).

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ РЕФОРМЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ВУЗАХ КИТАЯ»

ЧЖАН ВЭй, Л.Е. ВЕСНИНА (Чанчунь, КНР)

исследование возможностей применения реформы смешанного обучения в процессе преподавания курса грамматики русского языка в вузах китая*- **

Описываются возможности реорганизации процесса преподавания русского языка как иностранного посредством применения модели смешанного обучения. Представлено описание всех этапов применения модели смешанного обучения в реальной практике преподавания грамматики русского языка китайским студентам в Цзилиньском университете международных исследований (г. Чанчунь, Китай).

Ключевые слова: смешанное обучение, грамматика русского языка, русский язык как иностранный, модернизация учебного процесса.

Введение. В 2003 г. китайский профессор Хэ Кэкан представил Китаю концепцию Blended Learning («смешанное обучение») [13]. С момента появления этой концепции в методике возникло большое количество методов и направлений применения смешанного обучения. Смешанное обучение сочетает в себе преимущества традиционного обучения в аудитории и онлайн-обучения, создавая целый комплекс методических возможностей и предоставляя преподавателю и обучающимся огромное количество вариантов организации педагогического процесса. Модель смешанного обучения стала особенно важным способом реформы преподавания в условиях высшей школы.

Более того, в соответствующих государственных документах КНР также содержится призыв к активному использованию смешан-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке провинции Цзилинь, научный проект № 2020285JL1G0075 «Теория и практика применения модели смешанного обучения (онлайн + офлайн) в преподавании курса "Практическая грамматика русского языка" в китайских вузах в соответствии с реализацией программы Министерства образования "Лучшее качество предметов"».

** Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (научный проект № 19-013-00895

«Учимся понимать Россию: когнитивные стратегии формирования методического материала по русскому языку как иностранному»).

кие науки -

ного обучения. В указаниях Министерства образования об углублении реформы образования и преподавания в институтах и университетах при отделе центрального комитета рекомендуется, чтобы учебные заведения внедряли инновационные модели совместного использования учебных программ и приложений в режиме онлайн, продвигали межуниверситетское онлайн и офлайн смешанное обучение, а также продвигали ориентированные на учащихся методы преподавания и обучения, изменяя методы в целях их содействия глубокой интеграции информационных технологий [8].

В комментариях Министерства образования об ускорении повышения уровня подготовки квалификации кадров уделяется большое внимание реформе образования путем активного внедрения смешанного обучения в перевернутом классе. Напомним, что модель «перевернутого класса» (flipped classroom) [17] предполагает изучение теоретических знаний до урока, а реализацию практической деятельности - непосредственно на занятии (более подробно о возможностях применения модели «перевернутого класса» в обучении РКИ см.: [11]). В комментариях Министерства образования по осуществлению программы 2.0 по повышению квалификации лучших преподавателей также говорится о содействии внедрению новых моделей обучения, таких как перевернутый класс и смешанные методы обучения [7]. В документе «Десятилетний план развития информатизации образования (20112020 годы)», изданном Министерством образования Китая, также подчеркивается необходимость совершенствования оценки обучения, проведения оценки качества образования с участием правительства, школ, родителей и всех слоев общества в соответствии с целями и концепцией подготовки талантов, установлением научно обоснованных и разнообразных критериев оценки [3]. Традиционная оценка успеваемости студентов является однозначной и не отражает совокупного качества образования, поэтому при оценивании обучения следует учитывать многоаспектный и целостный подход к оценке, с тем, чтобы система оценивания могла развиваться в направлении многопрофильной оценки, чтобы можно было более эффективно оценивать успеваемость обучающихся***.

*** Министерство образования КНР. J№ 5. 2012-0313. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A16/s3342/2012 03/t20120313_133322.html (дата обращения: 10.11.2021)

О Чжан Вэй, Веснина Л.Е., 2022

известия вгпу

Цель исследования. Содержание программы развития в сфере образования Министерства образования КНР, а также существующие проблемы в традиционной модели обучения иностранным языкам определили цель данного исследования - изучить возможности применения реформы смешанного обучения в процессе преподавания курса грамматики русского языка в вузах Китая.

Обсуждение и результаты

1. курс «Практическая грамматика русского языка»

1.1. Содержание и цели курса. «Практическая грамматика русского языка» является профильной дисциплиной для специальности «Русский язык». Изучив этот курс, студенты должны овладеть базовыми знаниями русской морфологии и синтаксиса, а также освоить полную систему грамматики, исследовать природу и законы языка с помощью анализа грамматических явлений, понять внутренние связи и механизмы формирования грамматического строя, изучить связь между грамматикой и психологией, культурой и познанием, а также развить способность мышления и новаторства, уметь выявлять сходства и различия грамматики китайского и русского языков, совершенствовать межкультурное сознание, правильно анализировать языковые явления, эффективно использовать грамматические знания для понимания и выражения смысла, формировать языковые навыки и решать практические коммуникативные задачи, овладевать стратегиями изучения грамматики, расширять каналы получения знаний, использовать современные информационные технологии для получения знаний, твердо освоить грамматику, повысить способности к самостоятельному обучению, кооперативному и углубленному обучению.

1.2. Существующие проблемы. Курс рассчитан на студентов 1-го и 2-го курсов обучения русскому языку с нуля. С учетом влияния традиционного образования в средней школе, пассивного восприятия учащимися предлагаемых знаний, акцента на механическом запоминании, поверхностном понимании и простом применении грамматических знаний по заданным схемам, трудно достичь высокой степени гибкости в применении грамматических правил, что приводит к отсутствию интереса к грамматике и, в целом, низкой эффективности преподавания.

Содержание обучения ограничено учебником, внимание уделяется выполнению упражнений и заданий учебника, а не обучению ре-

альным знаниям, зачастую отсутствует связь с реальными коммуникативными ситуациями.

Методы обучения однообразные, теория отделена от практики, способности студентов к самостоятельному обучению, осмыслению и применению полученных правил на практике слабые.

Методы оценивания успеваемости студентов фокусируются на оценке знаний и на итоговой оценке, а оценка навыков, умений и процесса усвоения знаний зачастую игнорируется.

2. содержание реформы процесса обучения языку

2.1. Содержание реформы процесса обучения основывается на такой концепции преподавания предметов (в том числе РКИ), «в центре внимания» которой находятся обучающиеся и их реальные интересы. Процесс обучения направлен на формирование мышления и умения думать, развитие интеллекта - все это в программе курса обучения согласуется с комплексным обучением, в рамках которого основной задачей является «воспитание высокоморальных людей»*. Такой процесс преподавания РКИ реализуется, ориентируясь на будущие коммуникативные потребности учащихся, с упором на развитие у них навыков применения теоретических знаний в реальной жизни, творческого мышления и способностей решать проблемы непосредственно в естественных коммуникативных ситуациях.

2.2. Реконструкция и оптимизация содержания обучения. Содержание курса включает в себя базовые знания в области морфологии и синтаксиса, которые входят в «Национальный стандарт».

В рамках модернизации процесса обучения РКИ преподавательский состав создал электронные учебные ресурсы в виде SPOC (англ. Small Private Online Course - это онлайн-курс): 200 микровидео (2800 минут), 150 видеоресурсов, а курсы по программе МООС (массовый открытый онлайн-курс) используются в качестве дополнительных ресурсов.

Кроме того, обучающимся в свободном доступе предлагаются библиотечные ресурсы: 170 высококачественных упражнений с анализом в текстовом формате.

Учебный контент не ограничивается учебником. Он объединяет и реорганизует грам-

* Министерство образования КНР, 2014, № 4, 2014-04-08, URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A26/ jcj_kcjcgh/201404/t20140408_167226.html (дата обращения: 5.10.2021)

- педагогические науки -

Примерное содержание обучения при изучении числительного

Таблица 1

ключевой дополнительные языковой идея

познавательный ресурсы материал проекта

момент

Склонение Видеолекция: сходство Номера и время отправле- Научиться использо-

и употребление и различия числа «3» ния транспорта в России вать реальный контекст

русских имен в китайской и русской (например: Поезд 086Мо-

числительных культурах сква - Санкт-Петербург

Зарубежные ролики: интересные названия отправляется в 14:10 и прибывает в 23:00)

числительных

Журнальные статьи: «Срав- Пословицы (например: Сравнение китайской

нительное исследование Семь раз отмерь один раз и русской культур, по-

культурного восприятия отрежь) вышение межкультур-

значения в русских ной и коммуникатив-

и китайских числах» и др. нои компетенции

матические знания, сочетает грамматику с семантикой, прагматикой и культурой, в качестве языкового материала используются современные лингвистические теории, актуальные научные и публицистические статьи, новости, идиомы, пословицы, цитаты известных людей и др. Другими словами, грамматика русского языка вписывается в контекст когнитивной и функциональной лингвистики и культуры.

На базе теории когнитивной грамматики рассматриваются грамматические признаки и грамматические правила, лежащие в основе грамматических явлений, осознаются внутренние связи между различными грамматическими элементами, например, такие как понимание метафорического значения предлогов; сравнение стандартов классификации частей речи в китайском и русском языках, посредством чего анализируются средства связи текста через анализ предлогов в синтаксисе и т. д.

Приведем в качестве иллюстрации изучение количественных числительных в аспекте обучения РКИ.

2.3. Инновационная модель обучения. Разрабатывается смешанная модель обучения, объединяющая онлайн- и офлайн-обучение. Онлайн-самообучение направлено на достижение целей по «запоминанию» и «пониманию», согласно классификациям образовательных целей BlOOM (профессор Чикагского университета, 1956, продвинул классификации учебных целей: Remember, Understand-

ing, Applying, Analzing, Evaluating and Great-ing), офлайн-обучение в аудитории направлено на достижение целей по применению, анализу, оцениванию и творчеству.

Деятельность перед занятием: преподаватель присылает микровидео и другие ресурсы на онлайн-платформе Xuexitong, студенты самостоятельно онлайн изучают материалы, делают записи, выполняют тест на платформе (тест выложен заранее до занятия на платформе, после выполнения система автоматически показывает результаты теста, которые демонстрируют преподавателю уровень понимания материала и степень овладения знаниями), обсуждают материал и представляют свои вопросы. Преподаватель разрабатывает различные виды учебной деятельности в аудитории на основе результатов самостоятельной работы студентов.

Деятельность на занятиях: учащиеся показывают результаты предварительной самостоятельной работы, преподаватель выделяет ключевую информацию, объясняет трудные моменты, анализирует языковой материал, расширяя и систематизируя знания, проектирует коммуникативные ситуации для диалога, задает вопросы для обсуждения. Таким образом, грамматические знания используются в коммуникативной, контекстуальной и целевой деятельности для улучшения речевых навыков.

Деятельность после занятий: выполняется домашнее задание (составление ментальных карт, запись видеоответов и т. д.), проводятся

ИЗВЕСТИЯ вгпу

тесты для закрепления материала и улучшения его восприятия. В мессенджере WeChat (китайская программа обмена сообщениями) создается публичный аккаунт по грамматике, где студенты публикуют работы, а также параллельно организуются грамматические клубы, конкурсы, масштабные проекты и другие мероприятия. Педагог обращает внимание на ситуацию с преподаванием, проводя анкетирование среди студентов, чтобы выяснить ситуацию с обучением. Преподаватель собирает замечания и советы учащихся, своевременно корректирует содержание учебной программы, совершенствует методы обучения и осуществляет индивидуальное консультирование учащихся.

2.4. Возможности в процессе учебной деятельности. Насыщенная учебная деятельность развивает способности к самообразованию, размышлению и информационную грамотность, изучение грамматики достигается через дополнительное внеурочное образование

посредством практической деятельности, такой как чтение научных и публицистических статей, академические кружки, написание постов в микроблоге WeChat, конкурсы, участие в творческих научных проектах для студентов.

2.5. Обогащение методов оценивания успеваемости студентов. В соответствии с целями курса принят метод оценивания, сочетающий оценку процесса и итоговую оценку. оценка процесса (60%) проводится в режиме онлайн, оценивается внеаудиторная работа и работа в аудитории, включая демонстрацию результатов, практическую деятельность после занятий и т. д. Итоговая оценка (40%) включает устные и письменные экзамены.

3. Пример занятия по грамматике

В качестве примера рассмотрим организацию занятия по теме «Употребление количественных числительных в русском языке». Преподавание этого раздела делится на три части: подготовительная часть до занятия, само занятие и задания после уроков.

Содержание учебной деятельности

Учебная деятельность

Контрольный тест

На базе платформы совершается автоматический контроль для проверки эффективности обучения. Контроль содержит случайные групповые вопросы (60 баллов), студенты могут

совершить неограниченное число попыток, пока не получат удовлетворительный результат

Демонстрация научных статей

Студенты знакомятся с научными и публицистическими статьями в Сети, делают

презентации в начале занятий по грамматике, демонстрируют их

в качестве дежурного доклада, обсуждают прочитанный

материал всей группой

Академические кружки

Акаде мические кружки организуются раз в месяц, работа распределяется в студенческой группе.

Формируются дискуссионные доклады, проводится обмен докладами,

проводится публичная общая оценка преподавателей и студентов для выставления совместной оценки

Написание постов в WeСhat

Практическая деятельность

Студенты обобщают пройденный материал, готовят ментальные карты, видеоработы, отчитываются о прочитанных

научных и публицистических статьях,

делают необходимые записи и демонстрируют их в микроблоге WeСhat

Организуются мероприятия и конкурсы, студенты участвуют

в научно-исследовательских проектах и т. д.

- педагогические науки -

система оценивания успеваемости обучающихся

Таблица 2

оценка процесса (60%) способ проведения содержания оценивания Проценты субъекты оценки

Онлайн Просмотр микроурока 5% Оценка на платформе

Выполнение теста на платформе 15% Взаимная оценка + оценка преподавателя

Обсуждение и взаимодействие 5% Взаимная оценка + оценка преподавателя

Офлайн Демонстрация результатов самостоятельного обучения 10% Самооценка + взаимная оценка + оценка преподавателя

Демонстрация научных статей 10% Самооценка + взаимная оценка + оценка преподавателя

Выступление на занятиях 20% Самооценка + взаимная оценка + оценка преподавателя

Домашнее задание 15% Самооценка + взаимная оценка + оценка преподавателя

Академический кружок и т. д. 10% Самооценка + взаимная оценка + оценка преподавателя

Внеаудиторная практическая деятельность 10% Самооценка + взаимная оценка + оценка преподавателя

Итоговая оценка (40%) Офлайн Устный + письменный экзамены Оценка преподавателя

3.1. Подготовительная часть до занятия. Первая часть состоит из самоподготовки студентов, которую преподаватель организует для обучающихся за 5 дней до начала занятия. Для этого проводится микроурок «Употребление количественных числительных в русском языке», эксклюзивная лекция «Культурная коннотация чисел в русском языке» и предлагается прочитать две научных статьи. Студенты самостоятельно онлайн смотрят видео, читают статьи, выполняют тесты, задают вопросы и отправляют их преподавателю, а он разрабатывает мероприятия в офлайн-классе в соответствии с результатами самостоятельного занятия учащихся.

3.2. Деятельность на занятиях. На занятиях по модели BOPPPS (пять шагов обучения на занятиях: B - Bridgein, O - Objective, P - Pre-assessment, P - Participatory, P - Post-assessment, S - Summar) преподаватели включают базовые слова с числительными в реальные сценарии речевой коммуникации с тем, чтобы стимулировать учащихся к изучению грамматики. Для студентов установлены коммуникативные задачи, связанные с числительными, такие как записать телефонные номера,

узнать, в какое время прибывает и отправляется поезд, описать расписания занятий, задать вопросы о покупках в торговом центре и т. д. Для выполнения задания учащиеся сотрудничают в группе, преподаватель оценивает их совместную и индивидуальную работу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.3. Деятельность после занятий. После занятий для обучающихся разрабатываются устные и письменные домашние задания, с помощью составления ментальных карт развиваются навыки индукции и обобщения.

В соответствии с правилом «пирамиды обучения» (эффект изучения достигает 75% путем практики, 90% - путем обучения других), студенты обобщают использование количественных числительных и записывают видео с объяснениями. После каждого урока проводится тест, чтобы всесторонне проверить успеваемость учащихся. Студентам предлагается обобщить правила написания и употребления количественных числительных, сделать видеозапись объяснения и разместить ее в группе платформы WeChat. Данное задание позволяет не только систематизировать знания по теме, но и развивает творческий потенциал обучающихся.

Таблица 3

Деятельность на занятиях по модели BOPPPS

Процесс обучения Содержание занятия Идея проекта

I. Bridgein Быстрое восприятие на слух и перевод числительных Разминка/подготовка

Преподаватель оценивает самообучение студентов Замечания и предложения в отношении предварительного изучения, оптимизация стратегии обучения, повышение самообразования

II. Objective Выдвигаются цели преподавания на данном занятии Учащиеся уточняют учебные задачи данного занятия

III. Pre-assessment

1. Демонстрация результатов самостоятельных занятий в виде презентации

Преподаватель случайно выбирает студента, чтобы показать результаты подготовительных занятий

С учетом того, что доаудиторный тест уже завершен, в этом разделе основное внимание уделяется проверке практических заданий, развитию навыков обобщению знаний

2. Обсуждение вопросов и ответов, акцентирование внимания на трудных для понимания моментах

1. Студенты задают вопросы, обсуждают и решают их коллективно.

2. Преподаватель дает объяснения существующих общих проблем.

3. Задаются развивающие вопросы, заставляющие студентов думать и отвечать

Студентам, которым сложно понять ключевые моменты при самостоятельном изучении, преподаватель помогает усвоить ключевую информацию и преодолеть трудности

IV. Participatory

1. Поставленные задачи

Выполняются упражнения по модели: студенты называют свой номер телефона и спрашивают друг друга, у кого какой номер телефона

Научиться читать цифры в телефонных номерах в России, тренируется быстрое восприятие цифр

2. Поставленные задачи

В диалогах разыгрываются ситуации: в торговом центре спрашивают цены на товары, на железнодорожном вокзале интересуются ценами на билеты и т. д.

Освоить правила совместного использования числительных и существительных

педагогические науки -

Продолжение таблицы 3

Процесс обучения Содержание занятия идея проекта

3. Поставленные задачи г Ж ~ «= тез тш М 24В 25В 26В 27В 28 В щцщ з ЩМ . | | Тренировка навыков монологической речи по часам работы, расписанию занятий Овладеть навыками использования числительных. Постепенно повышать способность студентов выражать свои мысли в устной форме

4. Поставленные задачи < Россия-Китай: главное МИД К|нр: Китай сообщил ой 34 новых завезенных случаев воэ иА*1™ка"ско"*Ся<"» С0УЮ-19 зафиксирована в за среду № нп 21 случай был НшШММ^Т^раММММ мфч«сь»омн в гт^иие, ■ в лров. Гуг НННИНН Вмныи Китай/, г < в шашас/ентачк ^Ятай/. и по одному - в пров Хэйлунц; -1 Преподаватель выбирает новости с числительными, студенты читают и переводят на китайский язык Закрепление навыков орфографии и употребления количественных числительных в косвенных падежах в сочетании с неодушевленными существительными

5. Знакомство с культурой и обмен прочитанными материалами МПЧ^ГМГиУы 1(1 К>.|1,|> ГМ | Н М_- ¿¡СЧЬ 3|Из истории числительного сорок В " -V . _ рус°„^ьЗименеДмРеВНеЙ Ш ¡9 ¿ШлМ^ ]Ш[Ш> означило «мешок». ш 1 ' ^ 2 ш Мешокс сор°ка.собо-',,ши. "ли 6еличьих шкурок, что д * Перед занятием студенты читают соответствующие научные статьи, на уроке делают доклад на одну из тем: 1. Почему числительное сорок пишется так? 2. В чем культурное сходство и различие чисел 3, 7, 9 в китайском и русском языках? 3. В чем сходство и различие чисел в русском и английском языках? Соотносить цифры с культурой, изучать культурные различия между Китаем и Россией, развивать способность к межкультурной коммуникации. Чтение научных статей развивает критическое мышление и научное сознание, побуждает студентов объединять знания по различным дисциплинам; упражняться в выражении коммуникативных и организационных навыков, а также развивать способности высокого уровня, такие как оценивание и творчество

V. Post-assessment

I п 1. Студенты выполняют упражнения на онлайн-платформе. 2. Преподаватель дает оценку студентам по поведению и работе на этом занятии 1. Данные упражнения сложнее материала перед занятием. 2. Оценка преподавателем выполнения заданий стимулирует студентов к более качественной работе

VI. Summar

Продолжение таблицы 3

Процесс обучения

Содержание занятия

Идея проекта

Ц| Щ

. 1

1 - 2 - 3 - 4 - 5

1 чт №

г цена время возраст г"

1. Студенты обобщают полученные знания на этом занятии.

2. Преподаватель подводит итоги и задает домашнее задание

Преподаватель в первое время получает информацию от учащихся и развивает их способности обобщать свои знания

4. Эффективность реорганизации процесса обучения

4.1. Результаты и достижения студентов. Оценивание данной платформы обучения учебными заведениями и статистические данные анкетирования с результатами исследования показывают, что оценка и контроль качества обучения находятся на высоком уровне. Благодаря данной системе обучения студенты значительно улучшили свои результаты по сравнению с применением традиционных методов преподавания языка. Процент сдачи Всекитайского государственного экзамена по РКИ 4-го уровня достиг 92%, что на 30% выше, чем у студентов, обучающихся по традиционной модели. Студенты также заняли второе место в Национальном конкурсе русского языка среди университетов, более 100 студентов приняли участие в различных языковых практических мероприятиях. Эксперты по оценке качества образования из Министерства образования кНР дали высокую оценку данному методу преподавания грамматики РкИ.

4.2. Результаты исследований в области преподавания и обучения. Учебные программы, разработанные в рамках модернизации процесса преподавания РкИ, дают плодотворные результаты. коллектив преподавателей проводит учебные изыскания, оптимизирует процесс преподавания, имеет плодотворные результаты преподавания, занимается научно-методическими исследованиями. Так, было получено 8 грантовых проектов по направлению

провинциальной реформы образования, опубликовано более 20 научных статей и получено 10 различных педагогических наград.

4.3. Экстраполяция результатов разработки учебных программ. Программы обучения «Ведущий курс провинции Цзилинь», «Эксклюзивный онлайн-курс провинции Цзилинь» во время вспышки коронавирусной пневмонии были избраны в этой провинции в качестве образцовых проектов онлайн-обучения по специальности «Русский язык». кроме того, преподаватель, ответственный за программу, поделился своим опытом организации учебного процесса в рамках проведения конференции союза по развитию преподавания в провинции Цзилинь. Обучающие мини-видео по грамматике, записанные в рамках создания данной модели обучения, были выбраны в качестве «Демонстрационного учебного пакета», который брался за основу занятий во многих учебных заведениях китая. кроме того, в 48 вузах страны более 45 тысяч студентов занимаются по этому курсу. По всей стране регулярно проводятся также общественные лекции по грамматике русского языка, в которых принимают участие тысячи человек.

5. Новизна

5.1. Современный образовательный процесс на основе педагогического мастерства. Во-первых, преподаватель использует онлайн-платформу для создания курса обучения, где студенты изучают мини-уроки и знакомятся с основным материалом. Перед уроком обучаю-

педагогические науки Деятельность после занятий

Таблица 4

т—шшя ел ел ел

»шфшзнё ел 5». ШЕФШЗШ 7л

Домашнее задание -составление ментальной карты (выполняется на платформе)

Домашнее задание в форме видеоотчета

Тест (на платформе)

шёши. Ш^ЯЯ. зздяш

яаявсэд яаияшо) О О

<Д> 01 Елена«®» ф в» 01 ф ЖУЙБорис ^^ ЖёЛВера ЯШШЯ

111 =

Отслеживание обратной связи.

Еженедельно студентам рассылаются замечания, предупреждения, отчисление, одновременно с этим проводятся индивидуальные консультации

ИЗВЕСТИЯ вгпу

щиеся самостоятельно занимаются, на занятиях выполняют упражнения разных видов, чтобы закрепить изученный материал, после урока преподаватель подводит итоги и организует практическую деятельность, чтобы повысить способности учащихся к самообучению, совместному обучению и способность мыслить. Во-вторых, для повышения уровня эффективности преподавания на основе педагогических технологий и анализа данных студентов на платформе учитываются индивидуальные различия учащихся, осуществляется персональное обучение для четкого понимания того, как каждый студент овладевает знаниями. В общем, осуществляется индивидуальный подход к обучающимся.

5.2. Формирование у учащихся навыков высшего уровня посредством активного формирования у них знаний и навыков. Благодаря углубленному изучению предмета учащиеся проявляют инициативу в получении знаний и формировании способностей высокого уровня. Ориентация на решение реальных коммуникативных проблем побуждает студентов проводить самостоятельные исследования и обучение, на основе совместных исследований преподаватели превращаются из просто носителей знаний в наставников, побуждая студентов самостоятельно осваивать знания и осуществлять разнообразные виды учебной деятельности, усваивать знания, улучшая структуру языковых знаний и совершенствуя навыки применения языка.

5.3. Развитие у учащихся «прикладных способностей» в грамматике. В учебник по грамматике были добавлены актуальные и коммуникативно значимые материалы из газетных новостей, литературы, кинофильмов, с веб-сайтов по русскому языку, благодаря которым студенты могут легче осваивать использование грамматических правил, интегрировать грамматику в реальные коммуникативные ситуации и развивать свои способности использовать теоретические знания для решения реальных практических проблем с помощью обсуждения в группе и практической деятельности после занятий.

Вывод. Таким образом, исследование возможностей применения реформы смешанного обучения в процессе преподавания курса грамматики русского языка в вузах Китая по предложенной модели уже не первый год доказывает свою эффективность. Результаты усвоения обучающимися теоретических знаний в области грамматики русского языка и умения

применять их в реальных коммуникативных ситуациях свидетельствуют о целесообразности модернизации педагогического процесса посредством применения модели смешанного обучения. Кроме того, данный подход к обучению стимулирует научную и педагогическую активность преподавателей, способствует более продуктивному взаимодействию всех участников педагогического процесса, а также дает возможность экстраполировать полученный опыт на практику преподавания других разделов русского языка с целью повышения качества и эффективности его преподавания.

Список литературы

1. Алиева П.Ш. Дидактические возможности цифровых учебников при изучении иностранных языков// Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2(75). С. 91-93.

2. Вохмина Л.Л., Куваева А.С. Современное технологическое обеспечение системы упражнений // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ (г. Нур-Султан, Казахстан, 29 апреля - 3 мая 2019 г.). С. 962-966 [Электронный ресурс] / ред. кол.: Н.А. Боженкова, С.В. Вяткина, Н. И. Клушина и др. СПб.: МАПРЯЛ, 2019. 1 электрон. опт. диск (CD).

3. десятилетний план развития информатизации образования (2011-2020 годы) (от 13.03.2012, № 5) [Электронный ресурс]. URL: http://old.moe.gov. cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/s3342/201203/ xxgk_133322.html?authkey=bteiv3 (дата обращения: 20.08.2021).

4. Милейко Е.В. Применение информационных технологий в дистанционном обучении русскому языку иностранных студентов // Науч. тр. Кубан. гос. технол. ун-та. 2015. № 3. С. 16-25.

5. Министерство образования КНР. № 5. 201203-13. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe. gov.cn/srcsite/A16/s3342/201203/t20120313_133322. html (дата обращения: 10.11.2021).

6. Министерство образования КНР. № 4. 201404-08 [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe. gov.cn/srcsite/A26/jcj_kcjcgh/201404/t20140408_167 226.html (дата обращения: 05.10.2021).

7. Министерство образования КНР. № 13. 20189-17 [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe. gov.cn/srcsite/A10/s7011/201810/t20181010_350998. html (дата обращения: 10.11.2021).

8. Министерство образования КНР. № 2. 20166-13 [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe. gov.cn/srcsite/A08/s7056/201607/t20160718_272133. html (дата обращения: 10.11.2021).

9. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностр. яз. в шк. 1998. № 5. С. 6-11.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

10. Фомина А.С. Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: методики, контент, технологии // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 101-106.

11. Чжан Вэй, Веснина Л.Е. Онлайн-обучение практической грамматике русского языка в вузе Китая в условиях эпидемии // Русистика. 2020. Т. 18. № 4. С. 383-408. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/ 2618-8163-2020-18-4-383-408.

12. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». М., 2003.

13.

.ШШШ%. 2014,

(7): 5-15.

14. ш№,тт,т^шш. s^OCM

ш.

ФИ^Ш*, 2015, (12): 79-86.

15. ШММШ.

2017,

(08): 36-40.

16. Ж^МООСЙФ^ ■^Ш^Й^Ш'ШШ.даШШВДЙ, 2016,

22(5): 68-75.

17. Mehring J. Technology as a Teaching and Learning Tool in the Flipped Classroom // Digital Language Learning and Teaching. Research, Theory, and Practice / ed. by M. Carrier, R.M. Damerow,

M. Kathleen 1st ed. Routledge, 2017. P. 235-246. * * *

cn/srcsite/A16/s3342/201203/t20120313_133322.html (data obrashcheniya: 10.11.2021).

6. Ministerstvo obrazovaniya KNR. 2014. № 4. 2014-04-08 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. moe.gov.cn/srcsite/A26/jcj_kcjcgh/201404/t2014040 8_167226.html (data obrashcheniya: 05.10.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ministerstvo obrazovaniya KNR. № 13, 20189-17 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.moe.gov. cn/srcsite/A10/s7011/201810/t20181010_350998.html (data obrashcheniya: 10.11.2021).

8. Ministerstvo obrazovaniya KNR. 2016-6-13. № 2 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.moe.gov. cn/srcsite/A08/s7056/201607/t20160718_272133.html (data obrashcheniya: 10.11.2021).

9. Polat E.S. Nekotorye konceptual'nye polozhe-niya organizacii distancionnogo obucheniya inostran-nomu yazyku na baze komp'yuternyh telekommuni-kacij // Inostr. yaz. v shk. 1998. № 5. S. 6-11.

10. Fomina A.S. Onlajn-obuchenie v vysshem uchebnom zavedenii: metodiki, kontent, tekhnologii // Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016. № 1. S. 101-106.

11. Chzhan Vej, Vesnina L.E. Onlajn-obuchenie prakticheskoj grammatike russkogo yazyka v vuze Kitaya v usloviyah epidemii // Rusistika. 2020. T. 18. № 4. S. 383-408. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2618-81 63-2020-18-4-383-408.

12. Shchukin A.N. Metodika prepodavaniya rus-skogo yazyka kak inostrannogo: ucheb. posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayu-shchihsya po special'nosti 032900 «Russkij yazyk i literatura». M., 2003.

1. Alieva P.Sh. Didakticheskie vozmozhnosti cifrovyh uchebnikov pri izuchenii inostrannyh yazy-kov// Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019. № 2(75). S. 91-93.

2. Vohmina L.L., Kuvaeva A.S. Sovremennoe tekhnologicheskoe obespechenie sistemy uprazhne-nij // Russkoe slovo v mnogoyazychnom mire: ma-terialy XIV Kongressa MAPRYAL (g. Nur-Sultan, Kazahstan, 29 aprelya - 3 maya 2019 g.). S. 962-966 [Elektronnyj resurs] / red. kol.: N.A. Bozhenkova, S.V. Vyatkina, N. I. Klushina i dr. SPb.: MAPRYAL, 2019. 1 elektron. opt. disk (CD).

3. Desyatiletnij plan razvitiya informatizacii ob-razovaniya (2011-2020 gody) (ot 13.03.2012, № 5) [Elektronnyj resurs]. URL: http://old.moe.gov.cn/ publicfiles/business/htmlfiles/moe/s3342/201203/xxg k_133322.html?authkey=bteiv3 (data obrashcheniya: 20.08.2021).

4. Milejko E.V. Primenenie informacionnyh tekh-nologij v distancionnom obuchenii russkomu yazyku inostrannyh studentov // Nauch. tr. Kuban. gos. tekhnol. un-ta. 2015. № 3. S. 16-25.

5. Ministerstvo obrazovaniya KNR. 2012-03-13. № 5 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.moe.gov.

The study of the potential of using the reform of the mixed education in teaching the course of the grammar of the Russian language in the Chinese universities

The article deals with the potential of the reorganization of the teaching process of the Russian language as a foreign language by the means of the use of the model of the mixed education. There is presented the description of all the stages of the use of the model of the mixed education in the real practice of teaching the grammar of the Russian language to the Chinese students in Jilin International Studies University (Changchun, the People's Republic of China).

Key words: mixed education, grammar of the Russian language, the Russian language as a foreign language, modernization of educational process.

(Статья поступила в редакцию 25.11.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.