Научная статья на тему 'Разработка инновационно-инвестиционной стратегии на предприятиях ПСМ, расположенных на территории Московской области'

Разработка инновационно-инвестиционной стратегии на предприятиях ПСМ, расположенных на территории Московской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Наталья Викторовна

В статье говорится о необходимости формирования предприятиями промышленности строительных материалов Московской области планов стратегического развития. В связи с наличием у предприятий ПСМ множества проблем, возникающих, в том числе в результате влияния внешней среды и факторов неопределенности, предприятия вынуждены искать пути повышения устойчивости и обеспечения конкурентоспособности. В таких условиях разработка инновационно-инвестиционной стратегии может способствовать выходу предприятий ПСМ на современный уровень развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка инновационно-инвестиционной стратегии на предприятиях ПСМ, расположенных на территории Московской области»

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

Разработка инновационно-инвестиционной стратегии на предприятиях промышленности строительных материалов, расположенных на территории Московской области

В статье говорится о необходимости формирования предприятиями промышленности строительных материалов Московской области планов стратегического развития. В связи с наличием у предприятий ПСМ множества проблем, возникающих, в том числе в результате влияния внешней среды и факторов неопределенности, предприятия вынуждены искать пути повышения устойчивости и обеспечения конкурентоспособности. В таких условиях разработка инновационно-инвестиционной стратегии может способствовать выходу предприятий ПСМ на современный уровень развития.

In the article is spoken about the necessity of the formation of the plans of strategic development by the enterprises of the industry of construction materials of the Moscow area. In connection with presence at enterprises PCM of set oftheproblems arising, including as a result ofinfluence of an environment andfactors of uncertainty, the enterprise are compelled to search for ways of increase of stability and maintenance of competitiveness. In such conditions the development of innovative investment strategy can promote an output of enterprises PCM on a modern level of development.

Выбор в 1990-е годы «рыночного» сценария не позволил России безболезненно интегрироваться в мировое хозяйство и сформировать в стране цивилизованный разнообразный рынок товаров и услуг, а напротив, создал ситуацию, где сырьевые направления стали главными, в результате чего перерабатывающим предприятиям оставалось стать второстепенными участниками рынка. Это относится и к промышленности строительных материалов Московской области, которая не смогла вовремя включиться в инновационные и инвестиционные процессы.

За время своего существования промышленность строительных материалов Московской области пережила и взлеты и падения, но смогла сохранить материально-производственную базу для развития своих предприятий. Нет причин опровергать тот факт, что без перевода экономики Московской области на инновационно-инвестиционный путь развития невозможно в принципе обеспечить развитие промышленной отрасли. В целях обеспечения эффективного развития строительного комплекса Московской области вот уже в течение нескольких лет реализуются целевые программы по структурной перестройке стройиндустрии и промышленности строительных материалов. В результате стабилизировалась работа многих предприятий, возрос потенциал промышленной и строительной отраслей, частично сбалансированы мощности по производству конкурентоспособной и импортозамещающей продукции, созданы новые заводы по выпуску эффективных строительных материалов с использованием новых технологий и оборудования.

Но, несмотря на достигнутые положительные результаты и наличие позитивных тенденций, в

Н. В. Романова,

главный эксперт отдела развития подведомственных организаций Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, преподаватель Московского института экономики и предпринимательства

промышленности строительных материалов Московской области до сих пор существует целый ряд проблем:

н большинство строительных материалов пока уступает по качеству лучшим зарубежным аналогам;

н по отдельным позициям невелик удельный вес конкурентоспособной продукции; н значительная часть отрасли остро нуждается в инновациях и инвестиционных ресурсах на техническое перевооружение; н степень износа основных фондов в промышленности пока остается достаточно высокой — более 50%;

н состояние вспомогательного производства на промышленных предприятиях требует незамедлительного обновления; н технический уровень значительной части предприятий отстает от современных требований; н техническое перевооружение самых важных направлений — предприятий по производству цемента, теплоизоляционных, стеновых и кровельных материалов — осуществляется низкими темпами;

н недостаточное использование существующих мощностей предприятий (кирпичные заводы используются на 85%, цементные — на 71%,); н промышленность строительных материалов, относящаяся к категории перерабатывающих отраслей, испытывает дефицит в естественном сырье — щебне, гравии и песке; н слабо поставленная работа собственной системы управления промышленным предприятием, основанная на использовании современных методов управления и организации и пр.

По этим и другим причинам промышленность строительных материалов Московской области пока работает в пределах внутреннего рынка, и в связи с невысокой конкурентоспособностью, а также по причине насыщенности внешних рынков более качественными товарами зарубежных производителей, не может в ближайшее время занимать лидирующие позиции.

Все перечисленные проблемы предприятия ПСМ могут решить, лишь включившись в инновационноинвестиционный процесс. В этой связи необходимо внедрение на предприятиях по производству строительных материалов массовой автоматизации и электрификации. В настоящее время за интенсивными технологиями стоит большое будущее, и чем быстрее будет активизирован процесс технической оснащенности в промышленность строительных материалов Московской области, тем быстрее будет обеспечено регионом полное покрытие потребности строительного комплекса в стройматериалах. Без наличия инновационно-инвестиционной стратегии на предприятиях ПСМ невозможно рассчитывать на их динамичное развитие в будущем.

Основанием для формирования на предприятиях ПСМ инновационно-инвестиционной стратегии должны стать инновационные и инвестиционные инициативы, которые целесообразно разработать в виде инновационной и инвестиционной программы. После того, как будут определены цели и задачи инновационного и инвестиционного направлений, можно приступить к разработке единой инновационноинвестиционной стратегии предприятия.

При разработке инновационно-инвестиционной стратегии на предприятиях ПСМ инвестиции необходимо рассматривать в зависимости от их направления:

н инвестиции, направляемые на замену оборудования;

н инвестиции на модернизацию оборудования; н инвестиции в расширение производства, где основной задачей инвестирования является увеличение выпуска товаров; н инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры продукции, производством новых видов продукции, организацией новых рынков сбыта; н стратегические инвестиции, направленные на внедрение достижений научно-технического прогресса и снижение рисков.

В период стремительного развития рыночных отношений предприятия сталкиваются с различного рода воздействиями на бизнес и вынуждены работать часто в экстремальных условиях, когда высок рост конкуренции, ограничены природные и интеллектуальные ресурсы, а также велики риски и факторы неопределенности. В таких условиях обеспечить эффективность работы предприятий промышленности строительных материалов можно только при определении долгосрочных целей, включая цели инновационного и инвестиционного характера.

Разработка и реализация инновационно-инвестиционной стратегии предприятия ПСМ должна обес-

печить ему в будущем совершенно определенное и достойное место на рынке товаров и услуг. Поддержание конкурентоспособности производимого продукта возможно в случае постоянного поиска и внедрения новых идей и совершенствования производственного процесса. Иметь налаженное производство сегодня и не знать, как превратить его в более совершенное завтра, может означать только одно — вероятное банкротство. Таким образом, определение пути развития предприятия, построенного на инновационных и инвестиционных приоритетах, предоставляет этому предприятию шанс еще на некоторое время оставаться активным участником рынка.

На рис. 1 изображена схема разработки инновационно-инвестиционной стратегии на предприятиях промышленности строительных материалов, использование которой может придать деятельности этих предприятий новый импульс:

Разработку инновационно-инвестиционной стратегии на предприятиях промышленности строительных материалов необходимо осуществлять поэтапно, определив на первом этапе разработки миссию предприятия, выделив приоритетные направления. На втором этапе целесообразно обозначить инновационные и инвестиционные цели. Затем на следующих этапах разработки предусмотреть систему моделирования, корректировки, адаптации и интеграции.

Важное значение при разработке инновационноинвестиционной стратегии имеет прогнозирование рисков, а также необходимость правильно оценивать условия неопределенности задолго до того, как работа над инновационно-инвестиционной программой предприятия будет близка к завершению. При этом нельзя забыть о влиянии на деятельность предприятия факторов внешней среды в виде политических, экологических, экономических и социальных воздействий.

Немаловажным аспектом при разработке инновационно-инвестиционной стратегии предприятия промышленности строительных материалов является наличие инвестиционных источников и их достаточность.

На промышленных предприятиях в производственную структуру капитальных вложений входят прямые и вспомогательные (косвенные) вложения. Сумма прямых капитальных вложений, отнесенная к годовому приросту продукции цеха (ЛВ), является цеховой капиталоемкостью и определяется по следующей формуле:

Кп = К Вп ЛВ = руб./т.

К вспомогательным капитальным вложениям относят вложения в заводские объекты, обслуживающие основное производство (энергетические, ремонтные, транспортные участки, линии водоснабжения, общезаводские склады, вспомогательные здания и сооружения и пр.). Сумма прямых и вспомогательных капитальных вложений, отнесенная к годовому приросту выпуска продукции, формирует показатель заводской капиталоемкости продукции и определяется по формуле:

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

Определение предназначения (миссии) предприятия ПСМ

Разаработка инновационно-инвестиционной стратегии развития предприятия ПСМ

с учетом соответствия:

Внешней и внутренней среде Деловой репутации предприятия Потенциальным возможностям предприятия Динамике развития предприятия Степени риска, включая неполную определенность

і Г 1 '

Определение инновационных и инвестиционных целей в разрезе сфер деятельности предприятия ПСМ

Определение и оценка инновационного и инвестиционного потенциала предприятия ПСМ с учетом соответствия:

Инновационному и инвестиционному климату региона

Являются ли условия инновационного и инвестиционного климата основополагающими для реализации инновационных и инвестиционных целей предприятия ПСМ

Внутренним потенциальным возможностям предприятия

Повышение уровня инновационного и инвестиционного потенциала предприятия

Способно ли предприятие повысить уровень инновационного и инвестиционного потенциала до достаточного уровня, необходимого для реализации целей

Создание специального органа, отвечающего за оценку соответствия инновационных и инвестиционных целей всем требуемым критериям с учетом адаптации, внедрения и контроля инноваций и привлечение инвестиций

Разработка инновационно-инвестиционной стратегии в разрезе сфер деятельности предприятия ПСМ, оценка реалистичности и эффективности

Расчет возможностей для интеграции инновационно-инвестиционной стратегии предприятия ПСМ в общую программу развития региона

Подготовка инновационно-инвестиционной стратегии предприятия к адаптации

Корректировка инновацинно-инвестиционной стратегии преприятия ПСМ

Изменение миссии предприятия ПСМ включая изменение целей и задач

Изменение формата инновационноинвестиционной стратегии предприятия ПСМ

Изменение уровня инновационного и инвестиционного потенциала предприятия ПСМ

-----------1

Рис. 1. Схема разработки инновационно-инвестиционной стратегии на предприятиях промышленности строительных материалов

Кз = (КВП + КВк)/ЛВ = руб./т.

Если капитальные вложения осуществляются путем реконструкции, то целесообразно учитывать фактор воспроизводственного процесса. При этом можно предусмотреть частичную замену и/или вывод действующего оборудования, величину потерь прибыли за период реконструкции и привлечение средств ремонтного фонда.

Тогда общая сумма капитальных вложений на реализацию проекта может быть рассчитана по формуле:

КВ = КВп + КВк + + Со + ЛПр - Зкр - Ср + Л3,

где КВп и КВк — прямые и косвенные капитальные вложения; Со — остаточная (неамортизационная стоимость выводимых основных фондов); Ср — сто-

имость реализации выводимых фондов; ЛПр — потери прибыли при реконструкции; Зкр — затраты на реконструкцию, профинансированные за счет ремонтного фонда; ЛЗ — ликвидационные затраты.

Любая предполагаемая к адаптации инновационно-инвестиционная стратегия развития предприятия должна быть готова к интеграции в общую программу развития региона, поэтому прежде чем приступать к разработке стратегии развития необходимо изучить инфраструктуру региона, изменения конъюнктуры рынка и прогноз развития градостроения.

В целях обеспечения стабильного положения предприятия ПСМ на рынке товаров и услуг вопросы, связанные с необходимостью разработки инновационно-инвестиционной стратегии, становится все актуальней, поскольку это новый шаг к прогрессивному развитию промышленных предприятий в условиях рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.