Научная статья на тему 'Разработка информационной системы открытого доступа к основным образовательным программам Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева'

Разработка информационной системы открытого доступа к основным образовательным программам Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
130
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭИОС / ООП / ОГУ / ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шестопалова Алина Юрьевна, Акинчев Андрей Игоревич, Каменев Александр Владимирович, Ноздря Ольга Денисовна, Гришин Александр Игоревич

В статье приводятся описание разработки информационной системы открытого доступа к основным образовательным программам Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Были выделены три типа пользователей в разработаннной системе: неавторизованный пользователь, студент и сотрудник учебного управления. Для каждой категории пользователей был сформулирован список доступных ресурсов и возможностей. А также представлен обобщенный список функций, которыми обладает разработанная информационная система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шестопалова Алина Юрьевна, Акинчев Андрей Игоревич, Каменев Александр Владимирович, Ноздря Ольга Денисовна, Гришин Александр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка информационной системы открытого доступа к основным образовательным программам Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева»

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ДОСТУПА К ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА Шестопалова А.Ю.1, Акинчев А.И.2, Каменев А.В.3, Ноздря О.Д.4, Гришин А.И.5, Артемов А.В.6

1 Шестопалова Алина Юрьевна - студент-магистр;

2Акинчев Андрей Игоревич - студент-магистр;

3Каменев Александр Владимирович - студент-магистр;

4Ноздря Ольга Денисовна - студент; 5Гришин Александр Игоревич - студент;

6Артемов Андрей Владимирович - кандидат технических наук, доцент, кафедра программной инженерии, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл

Аннотация: в статье приводятся описание разработки информационной системы открытого доступа к основным образовательным программам Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Были выделены три типа пользователей в разработаннной системе: неавторизованный пользователь, студент и сотрудник учебного управления. Для каждой категории пользователей был сформулирован список доступных ресурсов и возможностей. А также представлен обобщенный список функций, которыми обладает разработанная информационная система.

Ключевые слова: ЭИОС, ООП, ОГУ, основные образовательные программы, образовательная среда, Орловский государственный университет.

УДК 004.031.6

Необходимость разработки, внедрения и активного развития электронной информационно-образовательной среды вуза (далее - ЭИОС) обусловлена современными тенденциями образования, которые нашли отражение в требованиях ст. 16 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования [1].

К основным структурным элементам ЭИОС обычно относят:

1) систему дистанционного обучения;

2) систему управления учебным процессом;

3) официальное интернет-представительство;

4) электронную библиотечную систему;

5) систему открытого доступа к основным образовательным программам.

В настоящее время в ЭИОС Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева так или иначе присутствуют все структурные элементы, перечисленные выше, за исключением последнего. Как следствие — разработку программного обеспечения системы открытого доступа к основным образовательным программам можно считать актуальной задачей, стоящей перед вузом.

Образовательная программа (далее - ООП) — согласно Федеральному закону № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих

программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

В разрабатываемой системе открытого доступа к основным образовательным программам Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева можно выделить три типа пользователей:

1) неавторизованный пользователь — любой посетитель официального Интернет-представительства Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева;

2) студент — пользователь Интернет-представительства ОГУ, авторизованный как студент;

3) сотрудник учебного управления — пользователь Интернет-представительства ОГУ, с правами на администрирование данной информационной системы.

Неавторизованный пользователь в контексте разрабатываемой информационной системы имеет возможность просмотра полного списка реализуемых в вузе основных образовательных программ, поиска образовательной программы по названию ООП и названию направления, просмотра и сохранения пояснительной записки, учебного плана, программ учебных и производственных практик, рабочих программ, календарного учебного графика, методических и иных материалов, составляющих основную образовательную программу.

Пользователь, авторизованный как студент, помимо возможностей неавторизованного пользователя, может просматривать ООП, по которой ведется его обучение.

Пользователь, авторизованный как сотрудник учебного управления, имеет все возможности неавторизованного пользователя, а также может добавлять и удалять ООП из списка реализуемых вузом, управлять доступностью образовательной программы (может скрыть или сделать скрытую ООП общедоступной), может добавлять и удалять пояснительную записку, учебный план, программы учебных и производственных практик, рабочие программы, методические и прочие материалы, входящие в состав ООП.

Разрабатываемая система открытого доступа к ООП Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева имеет следующий функционал:

1) Предоставление для всех пользователей системы возможности просмотра списка, реализуемых вузом ООП.

2) Предоставление для всех пользователей системы возможности поиска ООП по ее названию и названию направления обучения.

3) Предоставление для всех пользователей системы возможности просмотра и сохранения пояснительной записки, учебного плана, программ учебных и производственных практик, рабочих программ, календарного учебного графика методических и иных материалов, составляющих ООП.

4) Предоставление для пользователей, авторизованных как сотрудники учебного управления, возможности добавления и удаления ООП из списка реализуемых вузом образовательных программ.

5) Предоставление для пользователей, авторизованных как сотрудники учебного управления, возможности добавления и удаления ООП из списка реализуемых вузом образовательных программ.

6) Предоставление для пользователей, авторизованных как сотрудники учебного управления, возможности добавления и удаления пояснительной записки, учебного плана, программ учебных и производственных практик, рабочих программ, календарного учебного графика методических и иных материалов всеми пользователями учебного управления.

7) Предоставление доступа к образовательной программе, по которой ведется обучение, из личного кабинета студента.

Форма «Просмотр ООП» для неавторизованного пользователя предоставляет общую информацию об образовательной программе, а также предоставляется

16

возможность просмотра и сохранения структурных элементов основной образовательной программы. Для удобства представления вышеперечисленная информация разделена на вкладки. В отличие от неавторизованного пользователя, сотрудник учебного управления может редактировать просматриваемую образовательную программу.

На текущий момент основной функционал системы открытого доступа к основным образовательным программам Орловского государственного университетам был реализован и находится на стадии тестирования.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/docum ent/cons_doc_LAW_149753// (дата обращения: 26.08.2017).

ОСОБЕННОСТИ АКУСТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ДЕФЕКТОСКОПИИ МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЙ

1 2 Голкова Р.Д. , Махнева А.О.

1Голкова Регина Динаровна - магистрант; 2Махнева Алена Олеговна - магистрант, кафедра информационно-измерительной техники, Уфимский государственный авиационный технический университет,

г. Уфа

Аннотация: в статье рассмотрена суть акустического метода дефектоскопии металлоизделий. Даются ключевые понятия и определения. Выделяются особенности и преимущества применения данного метода в исследуемой области. Ключевые слова: акустический метод неразрушающего контроля, дефектоскопия, ультразвуковые колебания, качество, надежность.

В современных условиях быстро развивающегося производства резко повышаются требования к качеству и надежности выпускаемых изделий. Особую популярность приобретают методы контроля металлов и изделий из них, не требующих вырезки образцов или разрушения готовых изделий [1]. Применение таких методов позволяет решать крупные задачи, поставленные перед наукой. Основными требованиями, предъявляемыми к выбору метода для конкретной области, являются:

• полная или частичная автоматизация операции контроля;

• точность полученных результатов;

• наглядность;

• простота проведения опыта;

• низкие временные и материальные затраты.

Одним из наиболее популярных и универсальных методов, удовлетворяющих большинство поставленных требований, является акустический метод дефектоскопии.

Данный метод основан на регистрации упругих колебаний, возбуждаемых в контролируемом объекте [1]. Например, несплошность материала (дефект) может быть обнаружена ультразвуковым импульсом, посланным излучателем и возвращенным от несплошности (отраженным) к приемнику [2]. Подробное описание основных критериев, применяемых при выборе метода дефектоскопии металлов и изделий из них, представлены в таблице 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.