Научная статья на тему 'Разработка информационной системы для учета и сопровождения заказов компании по производству печатной продукции'

Разработка информационной системы для учета и сопровождения заказов компании по производству печатной продукции Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1625
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ UML / РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ТИПОГРАФИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дубова Ирина Александровна

В статье рассматривается автоматизация процессов учета и сопровождения заказов компании по производству печатной продукции путем разработки автоматизированной информационной системы. В статье представлено решение следующих задач: анализ предметной области, проектирование ПО ИС на языке UML и описание разработки ИС «Типография» на платформе «1С: Предприятие 8.2».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка информационной системы для учета и сопровождения заказов компании по производству печатной продукции»

Среднее улучшение - 10.1 %, среднее время вычислений - 2 минуты и 41 секунда. Выводы.

Проведенные испытания показали высокую эффективность алгоритма роя частиц по сравнению с генетическим алгоритмом и алгоритмом кукушки. Несмотря на схожую среднюю эффективность двух последних алгоритмов, алгоритм кукушки справляется с задачей быстрее генетического алгоритма.

Литература

1. Зиновьев И. В. Алгоритм адаптивного управления светофорами на основе алгоритма роя частиц // Научный журнал. 2016. № 4 (5). С. 26-30.

2. Holland J. H. Adaptation in Natural and Artificial Systems. University of Michigan Press, 1975.

3. Picek S., Jakobovic D., Golub M. On the recombination operator in the real-coded genetic algorithms // 2013 IEEE Congress on Evolutionary Computation. 2013. С. 3103-3110.

4. Yang X.-S., Deb S. Cuckoo search via Levy flights // World Congress on Nature & Biologically Inspired Computing. 2009. C. 210-214.

5. Yang X.-S. Nature-Inspired Metaheuristic Algorithms. Luniver Press, 2010.

Разработка информационной системы для учета и сопровождения заказов компании по производству печатной продукции

Дубова И. А.

Дубова Ирина Александровна / Dubova Irina Aleksandrovna - студент, кафедра корпоративных информационных технологий и систем, Национальный исследовательский университет, Московский институт электронной техники, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается автоматизация процессов учета и сопровождения заказов компании по производству печатной продукции путем разработки автоматизированной информационной системы. В статье представлено решение следующих задач: анализ предметной области, проектирование ПО ИС на языке UML и описание разработки ИС «Типография» на платформе «1С: Предприятие 8.2».

Ключевые слова: информационная система, автоматизация бизнес-процессов, анализ бизнес-процессов, проектирование на языке UML, разработка информационной системы, автоматизация процессов типографии.

Введение.

Компания «Эстетика» занимается производством печатной продукции и оформлением картин в багет. За один рабочий день в компанию поступают несколько десятков заказов. В настоящее время процесс учета и контроля клиентских заказов не автоматизирован, что определяет низкий уровень обработки заказов и обслуживания клиентов. Процесс передачи технического задания в производственный отдел не эффективен и имеет высокий уровень вероятности появления ошибок. Для обеспечения высокого качества работы отдела продаж было принято решение о разработке информационной системы (ИС) «Типография» для автоматизации процесса учета заказов компании.

Анализ бизнес-процессов учета печатной продукции с использованием методологии SADT.

В результате проведения интервьюирования директора компании и анализа предметной области было выявлено, что существует три основных бизнес-процесса функционирования отдела продаж компании: «Оформление заказа», «Выполнение заказа» и «Сдача заказчику». Все бизнес-процессы были детально проанализированы и описаны с использованием методологии SADT в стандарте IDEF0 (DFD-диаграммы). Диаграмма декомпозиции бизнес-процесса «Оформление заказа» представлена на рис. 1:

Рис. 1. ОРО-диаграмма процесса «Оформление заказа»

Анализ бизнес-процессов предметной области позволил сформулировать перечень требований к ИС:

Т1 - Система должна предоставлять возможность работы над формированием заказов (вводить в систему данные, редактировать их).

Т2 - Система должна предоставить возможность поиска заказа по ключевым словам и номеру заказа.

Т3 - Система должна предоставлять возможность просмотра перечня заказов по видам продукции, возможность выборки и обновления.

Т4 - Система должна предоставлять возможность отмечать статус выполнения заказа.

Т5 - Система должна предоставлять возможность формирования отчетных документов функционирования отдела продаж (договор заказа, товарный чек, акт выполненных работ).

В результате выявления требований к ИС, была разработана и проанализирована матрица зависимостей. Исходя из представления получившейся матрицы, требования непротиворечивы, перекрытий и дублирований нет.

Определенные в моделях бизнес-процессов внешние сущности, по сути, явились кандидатами в актеры ИС, а внутренние - кандидатами в классы и таблицы БД. На этапе проектирования для каждого актера было дано краткое описание его действий в системе.

Процессы, определенные в БЕБ-диаграммах при описании бизнес процессов составили перечень вариантов использования ИС, описания которых приведено в табл. 1:

Код Основной актер Наименование Описание

П1 Сотрудник типографии Работа с данными заказа клиента Работа с данными о клиентах Работа с данными о сотрудниках производственного отдела Работа с данными заказов Мониторинг выполнения заказов

П1.1 Сотрудник типографии Работа с данными о клиентах Создает (изменяет, удаляет) карточку с контактной информацией о клиенте (для юридического, физического лица).

П1.2 Сотрудник типографии Работа с данными о сотрудниках производственного отдела Создает (изменяет, удаляет) карточку с контактной информацией о сотруднике производственного отдела.

П1.3 Сотрудник типографии Работа с данными заказов Фиксирование номера договора. Создает (изменяет, удаляет) карточку с техническим заданием для заказа, его стоимости выполнения и информации по предоплате. При создании карточки привязывает заказ с клиентом, если он является постоянным, в ином случае вносит контактную информацию о клиенте. Привязывает заказ с сотрудником производственного отдела.

П1.4 Сотрудник типографии Мониторинг выполнения заказов Вносит данные о готовности заказа в статус бар.

Проектирование ПО ИС с использованием языка UML.

Артефакты, полученные на этапе анализа предметной области явились основой для разработки моделей ПО, включающих функциональную и физическую модели, а также модели, отражающие поведенческую составляющую ПО ИС, выполненные с использованием языка ЦМЪ [1]. Функциональная модель представлена в виде диаграммы прецедентов, а поведение ИС проанализировано на основе диаграмм деятельности (рис. 2) и диаграмм последовательностей, которые разработаны для каждого варианта использования (прецедента) [2].

Рис. 2. Диаграмма деятельностей

Информационная модель, представленная в виде диаграммы классов (рис. 3) по сути, является концептуальной моделью базы данных системы.

Сотругуис. отдела продаж типографии

-ИД ■ ФИО

+ Отобразить экранную форму О

+ Ввести данные в экранную форму () + Нйт'нзачаэ [ ] + Найти кпийнт-оргаиизацяо О + Найти сотрудника {)

Рис. 3. Диаграмма классов

Разработка ИС.

Исходя из реестра вариантов использования и диаграммы прецедентов, были выделены три подсистемы. Описание функциональных возможностей подсистем представлено в табл. 2:

Таблица 2. Описание подсистем ИС «Типография»

Подсистема Назначение / описание реализуемых функций

Заказы Работа с данными заказов, мониторинг выполнения заказов

Учет Работа с данными сотрудников производственного отдела, с данными клиентов типографии

Отчеты Работа с отчетными документами

Для реализации системы, исходя из анализа диаграммы классов и схемы БД, были выделены типы объектов для реализации: перечисления, справочники, документы (договор заказа, акт выполненных работ и товарный чек).

Пример экранной формы элемента справочника «Заказы».

Справочник «Заказы» позволяет работать в системе с данными заказов, вести учет и обеспечивать контроль за выполнением заказов в соответствии с обозначенными статусами заказов. Тип объекта был выбран с учетом преимущества стандартных средств «1С: Предприятие» для данного типа объекта - автоматической нумерации каждого элемента с учетом уникальности.

Справочник включает в себя пять табличных частей по каждому виду продукции с соответствующими реквизитами по теме:

• Табличная часть «Цифровая печать».

• Табличная часть «багет».

• Табличная часть «фотопечать».

• Табличная часть «широкоформатная печать».

• Табличная часть «полиграфия».

Была создана форма элемента справочника, в которой табличные части были включены в одноименные группы-страницы, пример экранной формы с открытой группой-страницей «Широкоформатная печать» на рис. 4:

Рис. 4. Форма элемента: справочник «Заказы»

Заключение.

В ходе выполнения работ по автоматизации процессов учета и сопровождения заказов типографии была разработана ИС «Типография». ИС увеличит скорость и качество работ отдела продаж по обслуживанию клиентов компании и формирования отчетных документов для передачи в технический отдел и для контроля выполнения заказа в срок в соответствии с поставленными техническими требованиями.

Литература

1. Нотация и семантика языка "иМЬ. [Электронный ресурс]: НОУ «Интуит» 2003-2015. Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/32/32/info (дата обращения: 10.02.2016).

2. Ресурсы дисциплины «Проектирование информационных систем». [Электронный ресурс]: «Ориокс» 2014. Режим доступа: http://orюks.mietru/st/resurs/?tpd=2552164&d=133752 (дата обращения: 10.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.