Научная статья на тему 'Автоматизация процесса обработки заявок путем разработки информационной системы на предприятии по производству металлических дверей'

Автоматизация процесса обработки заявок путем разработки информационной системы на предприятии по производству металлических дверей Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
672
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / ОБРАБОТКА ЗАЯВОК

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Томчук Михаил Эдуардович

В статье рассматривается пример автоматизации процесса обработки заявок на предприятии по производству металлических дверей с помощью разработки информационной ситемы. В статье представлены следующие этапы разработки: анализ бизнес процессов предметной области, выявление требований к ИС, выявление вариантов использования, проектиование системы на языке моделирования UML, проектирование концептуальной модели данных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Томчук Михаил Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация процесса обработки заявок путем разработки информационной системы на предприятии по производству металлических дверей»

Автоматизация процесса обработки заявок путем разработки информационной

системы на предприятии по производству металлических дверей Томчук М. Э.

Томчук Михаил Эдуардович / Tomchuk Mikhail Eduardovich - студент, кафедра корпоративных информационных технологий и систем,

Национальный исследовательский университет, Московский институт электронной техники, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается пример автоматизации процесса обработки заявок на предприятии по производству металлических дверей с помощью разработки информационной ситемы. В статье представлены следующие этапы разработки: анализ бизнес процессов предметной области, выявление требований к ИС, выявление вариантов использования, проектиование системы на языке моделирования UML, проектирование концептуальной модели данных.

Ключевые слова: информационная система, автоматизация бизнес-процессов, анализ бизнес-процессов, проектирование, разработка информационной системы, обработка заявок.

Введение

Компания ООО «Ванадиум +» занимается изготовлением металлических дверей и снабжает продукцией Москву и Московскую область. Компания работает без посредников, поэтому в день поступают десятки заявок, требующие своевременной обработки. Обработка заявок происходит в несколько этапов, включая выезд менеджера по замерам к клиенту, и занимает большое количество времени [1].

В компании существует несколько проблем, мешающих быстрому реагированию на заявки. Одна из них - отсутствие формализации. Бизнес-процессы по обработке заявок существуют исключительно на словах, все изменения передаются словесно. Не существует должностных инструкций, и в случае допущения ошибки сложно выявить, на какой стадии и в каком из бизнес-процессов она допущена. Это нередко приводит к дополнительным расходам для компании.

Создание автоматизированной информационной системы поддержки обработки заявок позволило бы упростить данный бизнес-процесс, а именно:

• сократить время обработки заявок;

• наглядно предоставить этапы обработки заявки;

• оперативно вносить изменения по заявкам;

• отслеживать статус обработки заявки;

• отслеживать работу каждого менеджера;

• уменьшить количество ошибок;

• в случае возникновении ошибки, оперативно выявить на каком этапе она произошла;

• снизить нагрузку по взаимодействию специалистов call-центра и менеджеров по замерам.

Анализ бизнес-процессов предметной области

В результате анализа предметной области были выявлены основные бизнес-процессы компании, детально проанализирован бизнес-процесс «Получение заявки и замер» и составлена DFD-диаграмма данного процесса после автоматизации. Диаграмма представлена на рисунке 1.

Формирование требований к информационной системе

В результате изучения предметной области и анализа бизнес-процессов компании были выявлены следующие требования, предъявляемые к информационной системе обработки заявок:

• Т1 - система должна обеспечивать учет поступающих заявок;

• Т2 - система должна иметь возможность создавать, редактировать и удалять информацию о менеджерах по заказам;

• Т3 - система должна иметь возможность создавать, редактировать и удалять информацию о клиентах;

• Т4 - система должна учитывать полные характеристики изделий;

• Т5 - система должна иметь возможность сортировки, фильтрации и поиска данных;

• Т5 - система должна обладать понятным интерфейсом;

• Т6 - система должна базироваться на ОС Windows 7;

• Т7 - система должна иметь возможность печати заявок.

Для предотвращения возможных конфликтов или перекрытия требований была составлена матрица зависимостей. Перекрытий и конфликтов обнаружено не было.

Варианты использования системы

На этапе анализа бизнес-процессов были выявлены основные кандидаты в актеры информационной системы, а также дано их краткое описание, представленное в таблице 1.

Таблица 1. Актеры информационной системы

Актер Краткое описание

Оператор call-центра Осуществляет ввод данных о заявке, клиенте, их адрес, контактные данные и дату замера.

Главный менеджер Осуществляет ввод данных о менеджерах по заказам и назначает их заявке.

Менеджер по заказам Осуществляет ввод данных о статусе заявки.

После выявления актеров системы и их вариантов использования была разработана диаграмма прецедентов (рисунок 2).

Проектирование на языке UML

Была спроектирована абстрактная модель информационной системы в формате языка проектирования UML [2].

На рисунке 3 представлены диаграммы деятельности процессов.

Была рассмотрена диаграмма классов с концептуальной точки зрения, вид диаграммы, которая описывает модель предметной области (рисунок 4).

Рис. 4. Диаграмма классов информационной системы

Концептуальная модель данных

Посредством Erwin Data Modeler была разработана концептуальная модель данных с заданными условиями (рисунок 5).

Клиент Ю клиента

ФИ клиента

Телефон клиента

Город

Индекс

Улица

Дом

Корпус

Квартира

Этаж

Менеджер по заказам

Ю менеджера

ФИ менеджера Телефон менеджера Автомобиль Номер автомобиля

Рис. 5. Концептуальная модель данных информационной системы

Пример экранной формы

По результатам анализа бизнес-процессов и проектирования на языке UML была разработана информационная системы обработки заявок на предприятии по производству металлических дверей [3]. Пример экранной формы представлен на рисунке 6.

г\

^ Главное Обработка заявок

Заяак» Конт Менеджеры по яэкалэм

[<• ■>! ф Заявки

Спадать Печать

Г, 4’ Еще ’

Наташа №aa. J Клиент Телефон Город Улица Длит Желаемая Менеджер Стэ|усша

09.03 2111. 0000(0001 Иванов Иван +7 (690)331-23-.. Москва Тверсиая-Яш 123 18.03.2015. Петров Иван •i

09.03 201.. 00000(002 Топтун Миш +? (920) 302-24-... Клин 50 Лет Октября 9а 14.03.2015.. Петров Иван н/

09.03 201.. 0000(0003 Сидров Иван +7(342)874-23-... Зегеногр.. Центральная 334 10.03.2015.. Коробков С. . V

2S.05.20I., ОООООЙКИ Петров Петр +7 (233)234-32-.. Москва Пушистая 2 24 05.2015,. Купатнн №ан

2605201 00000(005 Алексеев Ан... ♦7 (005)32402-.. Камки Горм 9 12.06.2015.. Сидоров Ми. .

28.05 201. 000000006 Житков Аадре* +7 (321)063-28.. Москва 1906-га гада 222 00 05.2015. Петров Иван

1

(

Рис. 6. Экранная форма «Заявки»

Выводы

Реализованная информационная система была внедрена на предприятие, в результате чего было сокращено время обработки заявок, снижена нагрузка по взаимодействию менеджеров call-центра и менеджеров по заказам, а также уменьшено количество ошибок при передаче данных.

Литература

1. Описание деятельности завода металлических изделий [Электронный ресурс]. // Завод металлических изделий. 1994-2015. Режим доступа: URL: http://1994doors.ru. (Дата обращения: 05.05.2015).

2. Нотация и семантика языка UML [Электронный ресурс]. // НОУ «Интуит». 2003-2015. Режим доступа: URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/32/32/info (Дата обращения: 25.05.2015).

3. Радченко М. Г., Хрусталева Е. Ю. 1С: Предприятие 8.3. Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы. - М.: 1С-Паблишинг, 2013 - 964 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.