Автоматизация процесса обработки заявок путем разработки информационной
системы на предприятии по производству металлических дверей Томчук М. Э.
Томчук Михаил Эдуардович / Tomchuk Mikhail Eduardovich - студент, кафедра корпоративных информационных технологий и систем,
Национальный исследовательский университет, Московский институт электронной техники, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается пример автоматизации процесса обработки заявок на предприятии по производству металлических дверей с помощью разработки информационной ситемы. В статье представлены следующие этапы разработки: анализ бизнес процессов предметной области, выявление требований к ИС, выявление вариантов использования, проектиование системы на языке моделирования UML, проектирование концептуальной модели данных.
Ключевые слова: информационная система, автоматизация бизнес-процессов, анализ бизнес-процессов, проектирование, разработка информационной системы, обработка заявок.
Введение
Компания ООО «Ванадиум +» занимается изготовлением металлических дверей и снабжает продукцией Москву и Московскую область. Компания работает без посредников, поэтому в день поступают десятки заявок, требующие своевременной обработки. Обработка заявок происходит в несколько этапов, включая выезд менеджера по замерам к клиенту, и занимает большое количество времени [1].
В компании существует несколько проблем, мешающих быстрому реагированию на заявки. Одна из них - отсутствие формализации. Бизнес-процессы по обработке заявок существуют исключительно на словах, все изменения передаются словесно. Не существует должностных инструкций, и в случае допущения ошибки сложно выявить, на какой стадии и в каком из бизнес-процессов она допущена. Это нередко приводит к дополнительным расходам для компании.
Создание автоматизированной информационной системы поддержки обработки заявок позволило бы упростить данный бизнес-процесс, а именно:
• сократить время обработки заявок;
• наглядно предоставить этапы обработки заявки;
• оперативно вносить изменения по заявкам;
• отслеживать статус обработки заявки;
• отслеживать работу каждого менеджера;
• уменьшить количество ошибок;
• в случае возникновении ошибки, оперативно выявить на каком этапе она произошла;
• снизить нагрузку по взаимодействию специалистов call-центра и менеджеров по замерам.
Анализ бизнес-процессов предметной области
В результате анализа предметной области были выявлены основные бизнес-процессы компании, детально проанализирован бизнес-процесс «Получение заявки и замер» и составлена DFD-диаграмма данного процесса после автоматизации. Диаграмма представлена на рисунке 1.
Формирование требований к информационной системе
В результате изучения предметной области и анализа бизнес-процессов компании были выявлены следующие требования, предъявляемые к информационной системе обработки заявок:
• Т1 - система должна обеспечивать учет поступающих заявок;
• Т2 - система должна иметь возможность создавать, редактировать и удалять информацию о менеджерах по заказам;
• Т3 - система должна иметь возможность создавать, редактировать и удалять информацию о клиентах;
• Т4 - система должна учитывать полные характеристики изделий;
• Т5 - система должна иметь возможность сортировки, фильтрации и поиска данных;
• Т5 - система должна обладать понятным интерфейсом;
• Т6 - система должна базироваться на ОС Windows 7;
• Т7 - система должна иметь возможность печати заявок.
Для предотвращения возможных конфликтов или перекрытия требований была составлена матрица зависимостей. Перекрытий и конфликтов обнаружено не было.
Варианты использования системы
На этапе анализа бизнес-процессов были выявлены основные кандидаты в актеры информационной системы, а также дано их краткое описание, представленное в таблице 1.
Таблица 1. Актеры информационной системы
Актер Краткое описание
Оператор call-центра Осуществляет ввод данных о заявке, клиенте, их адрес, контактные данные и дату замера.
Главный менеджер Осуществляет ввод данных о менеджерах по заказам и назначает их заявке.
Менеджер по заказам Осуществляет ввод данных о статусе заявки.
После выявления актеров системы и их вариантов использования была разработана диаграмма прецедентов (рисунок 2).
Проектирование на языке UML
Была спроектирована абстрактная модель информационной системы в формате языка проектирования UML [2].
На рисунке 3 представлены диаграммы деятельности процессов.
Была рассмотрена диаграмма классов с концептуальной точки зрения, вид диаграммы, которая описывает модель предметной области (рисунок 4).
Рис. 4. Диаграмма классов информационной системы
Концептуальная модель данных
Посредством Erwin Data Modeler была разработана концептуальная модель данных с заданными условиями (рисунок 5).
Клиент Ю клиента
ФИ клиента
Телефон клиента
Город
Индекс
Улица
Дом
Корпус
Квартира
Этаж
Менеджер по заказам
Ю менеджера
ФИ менеджера Телефон менеджера Автомобиль Номер автомобиля
Рис. 5. Концептуальная модель данных информационной системы
Пример экранной формы
По результатам анализа бизнес-процессов и проектирования на языке UML была разработана информационная системы обработки заявок на предприятии по производству металлических дверей [3]. Пример экранной формы представлен на рисунке 6.
г\
^ Главное Обработка заявок
Заяак» Конт Менеджеры по яэкалэм
[<• ■>! ф Заявки
Спадать Печать
Г, 4’ Еще ’
Наташа №aa. J Клиент Телефон Город Улица Длит Желаемая Менеджер Стэ|усша
09.03 2111. 0000(0001 Иванов Иван +7 (690)331-23-.. Москва Тверсиая-Яш 123 18.03.2015. Петров Иван •i
09.03 201.. 00000(002 Топтун Миш +? (920) 302-24-... Клин 50 Лет Октября 9а 14.03.2015.. Петров Иван н/
09.03 201.. 0000(0003 Сидров Иван +7(342)874-23-... Зегеногр.. Центральная 334 10.03.2015.. Коробков С. . V
2S.05.20I., ОООООЙКИ Петров Петр +7 (233)234-32-.. Москва Пушистая 2 24 05.2015,. Купатнн №ан
2605201 00000(005 Алексеев Ан... ♦7 (005)32402-.. Камки Горм 9 12.06.2015.. Сидоров Ми. .
28.05 201. 000000006 Житков Аадре* +7 (321)063-28.. Москва 1906-га гада 222 00 05.2015. Петров Иван
1
(
Рис. 6. Экранная форма «Заявки»
Выводы
Реализованная информационная система была внедрена на предприятие, в результате чего было сокращено время обработки заявок, снижена нагрузка по взаимодействию менеджеров call-центра и менеджеров по заказам, а также уменьшено количество ошибок при передаче данных.
Литература
1. Описание деятельности завода металлических изделий [Электронный ресурс]. // Завод металлических изделий. 1994-2015. Режим доступа: URL: http://1994doors.ru. (Дата обращения: 05.05.2015).
2. Нотация и семантика языка UML [Электронный ресурс]. // НОУ «Интуит». 2003-2015. Режим доступа: URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/32/32/info (Дата обращения: 25.05.2015).
3. Радченко М. Г., Хрусталева Е. Ю. 1С: Предприятие 8.3. Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы. - М.: 1С-Паблишинг, 2013 - 964 с.