Научная статья на тему 'Исследование проблемы управления проектами в компании ООО «Цифровые Инвестиции»'

Исследование проблемы управления проектами в компании ООО «Цифровые Инвестиции» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
333
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / AUTOMATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / INFORMATION SYSTEMS / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / PROJECT MANAGEMENT / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / BUSINESS PROCESSES / МОДЕЛЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА / LIFE CYCLE MODEL / DATA DOMAIN
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the problem of project management in the company "digital investments"

The paper deals with current issues of automation of business processes by introducing specialized automated information systems.

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы управления проектами в компании ООО «Цифровые Инвестиции»»

УДК 004.9

Исследование проблемы управления проектами в компании ООО «Цифровые Инвестиции»

И. Ю. Козлачков, И.Г. Иващенко

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А e-mail: localut93@gmail.com

Для успешного составления конкуренции на рынке в каждой области деятельности необходима автоматизация внутренних бизнеспроцессов компании. В свою очередь, для успешной автоматизации процессов, необходимо тщательно изучить предметную область и выделить ключевые действия, происходящие на всех стадиях работы.

Интересен вопрос автоматизации бизнес-процессов компании, которая сама занимается автоматизацией процессов в других компаниях.

ООО «Цифровые Инвестиции» - компания, занимающаяся разработкой информационных систем и web-приложений. В качестве предметной области и объекта для автоматизации процессов, рассмотрим структуру отдела разработки и этапы разработки типового заказа компании.

Целью данного исследования являлось изучение предметной области и бизнес-процессов отдела разработки компании ООО «Цифровые Инвестиции», для выявления проблем, которые можно решить с помощью автоматизированной ИС (информационной системы).

Описание исследования. В проведении исследования помогла преддипломная практика в компании ООО «Цифровые инвестиции», работа в качестве программиста. Так же автор статьи принимал участие в проектировании ИС, заказываемых у компании.

Это позволило на деле ознакомиться с внутренней организацией деятельности в отделе разработки, изучить стадии разработки и выявить проблемы на этих стадиях.

82

Разработка типовых проектов (заказов компании) в общем случае происходят согласно ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания».

Согласно ГОСТ 34.601-90 [1], выделяют основные этапы создания и стадии разработки автоматизированной системы (АС).

1. Формирование требований к АС.

2. Разработка концепции АС.

3. Техническое задание.

4. Эскизный проект.

5. Технический проект.

6. Рабочая документация.

7. Ввод в действие.

8. Сопровождение АС.

В компании ООО «Цифровые Инвестиции», заказчик принимает участие в формировании требований к АС, но как только утверждено техническое задание проекта - заказчик ждет назначенной даты окончания разработки и ввода системы в эксплуатацию.

Техническое задание, на которое в дальнейшем опираются все разработчики системы, в компании пишется менеджером проекта и затем утверждается заказчиком. Этап эскизного проекта при разработке зачастую опускается, а этапы «Технический проект» и «Рабочая документация» объединяются в один этап «Технорабочий проект».

После введения в эксплуатацию, сопровождением АС занимаются как правило те же специалисты, которые систему разрабатывали. Это ускоряет и упрощает процесс доработки и исправления ошибок в проектах.

Как правило, компания использует каскадную или итерационную модель жизненного цикла систем [2], в зависимости от предполагаемой сложности проекта.

Каскадная модель используется в случае простых проектов, или, когда существуют однозначно определенные требования к системе, не подразумевающие никаких доработок.

Итерационную модель отдел разработки использует в случае больших проектов, предполагающих модернизацию и расширение.

Над каждым проектом компании, в зависимости от его сложности, из отдела разработки трудятся следующие сотрудники.

1. Менеджер проекта (1 человек).

2. Дизайнеры (1-2 человека).

3. Верстальщики (1-2 человека).

4. Программисты (1-3 человека).

5. Контент-менеджеры (1-2 человека).

6. Тестировщики (1-2 человека).

При рассмотрении детально стадии разработки технорабо-

83

чего проекта, было выяснено, что менеджер проекта разбивает разработку спроектированной им системы на подзадачи. Это позволяет более точно формулировать требования для разработчиков.

В общем виде, цикл разработки происходит следующим

образом.

1. Постановка задачи (с крайним сроком выполнения), назначение ответственного за выполнение.

2. Выполнение задачи, отчет перед менеджером проекта.

3. Тестирование задачи, отчет перед менеджером проекта, отправка на доработку (при необходимости).

4. Постановка следующей задачи (если ее нельзя было поставить до решения текущей).

Таким образом, процесс постановки и проверки задач всегда проходит через менеджера проекта, что показывает важность и ответственность этой роли.

При разработке проекта важную роль играет сохранность «артефактов» проекта, поэтому все разработанные документы, эскизы, диаграммы и макеты прикрепляются к папке с проектом, чтобы в случае необходимости (например, в систему нужно добавить новый модуль) к ним можно было обратиться.

Описание проблем. Работая с типовыми задачами отдела разработки, удалось увидеть и структурировать основные проблемы, с которыми сталкиваются разработчики и менеджеры проектов в компании ООО «Цифровые Инвестиции». В основном это проблемы типичные, встречающиеся практически в каждой компании. Однако в каждой компании существует своя специфика, требующая индивидуального решения выявленных проблем. Проблемы, с которыми сталкивается компания в отделе разработки, кратко можно сформулировать так.

1. Хранение и доступ к данным.

2. Документооборот.

3. Коммуникация между сотрудниками и контролирование сроков исполнения задач.

4. Сбор статистических данных и составление отчетов.

Решение проблем. Исходя из совокупности проблем и специфики компании (компания сама занимается разработкой информационных систем, поэтому все сотрудники умеют обращаться с компьютером), наилучшим решением будет внедрение специализированной информационной системы.

Информационная система должна не только решить все описанные проблемы, но и быть легко расширяемой. Компания непрерывно развивается, поэтому нужно будет справляться с новыми проблемами, решение которых попадает в область информационных технологий.

84

Для управления проектами, контроля над стадиями выполнения задач и документооборота, компания могла бы использовать сторонние ресурсы.

Например, открытое серверное web-приложение для управления проектами и задачами Redmine [3].

Но в связи с корпоративной этикой, желанием пользоваться только одним личным кабинетом, узкоспециализированным функционалом и возможностью расширения, компания решила иметь свою внутреннюю систему.

Для разработки информационной системы управления проектами в компании ООО «Цифровые Инвестиции», были составлены требования к функционалу и к внутреннему устройству системы.

Требования к функционалу:

• решение всех выявленных проблем путем автоматизации бизнес-процессов;

• интуитивно понятный для базового пользователя компьютера интерфейс;

• защита доступа к данным и отслеживание работы персонала путем авторизации в системе (создание личных кабинетов).

Требования к внутреннему устройству системы:

• ИС должна представлять собой клиент-серверное приложение, написанное на языке PHP;

• интерфейс системы должен быть реализован с помощью языка JavaScript, с использованием каскадных таблиц стилей CSS и языка разметки HTML;

• для работы с данными использовать СУБД MySQL;

• ИС должна быть легко расширяемой.

В результате исследования, изучив предметную область и бизнес-процессы отдела разработки компании, автор спроектировал и описал с помощью языка UML диаграммы прецедентов, видов деятельности и классов. Также был спроектирован макет интерфейса системы. Полученных в ходе исследования данных и требований достаточно для разработки информационной системы управления проектами для компании ООО «Цифровые Инвестиции».

В наше время, в век технологий, практически любая деятельность может быть упрощена, ускорена и улучшена с помощью внедрения специализированных автоматизированных информационных систем. У каждой развивающейся компании наступает этап, когда для дальнейшей работы нужно выполнять слишком много побочных действий, которые могут быть автоматизированы.

Для того чтобы спроектировать качественную информационную систему, необходимо разобраться во внутреннем устройстве процессов, которые подлежат автоматизации, в предметной области. А что-

85

бы грамотно и доступно для разработчика описать предметную область и процессы, необходимо оперировать общепринятыми понятиями и графическими символами (такими как язык UML).

Библиографический список

1. ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии

создания»

2. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем. - М.: Интернет-университет информационных технологий, 2005.

3. Redmine [Электронный ресурс]. URL: www.redmine.org

4. Гарсиа-Молина Г., УльманДж, Уидом Дж. Системы баз данных. Полный курс. -Вильямс, 2003.

5. Буч Г., Рамбо Д, ДжекобсонА. «Язык UML Руководство пользователя».

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.