Научная статья на тему 'Исследование вариантов разработки и дальнейшей поддержки автоматизированных систем обработки информации'

Исследование вариантов разработки и дальнейшей поддержки автоматизированных систем обработки информации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / AUTOMATED SYSTEM / РАЗРАБОТКА / DEVELOPMENT / ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION PROCESSING / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ПРОЕКТ / PROJECT / ПОДДЕРЖКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ / SUPPORT OF OPERABILITY / АВТОМАТИЗАЦИЯ / AUTOMATION / РАЗРАБОТЧИК / DEVELOPER / КОНСАЛТИНГ / CONSULTING / ЗАКАЗЧИК / CUSTOMER / ЗАТРАТЫ / COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иришкова Ксения Дмитриевна, Найдис Ольга Александровна

В статье обоснована актуальность решения проблемы выбора варианта разработки систем обработки информации, предназначенных для автоматизации процессов работы предприятий, ориентированных на современные тенденции ведения бизнеса. Проведен анализ эффективности разработки и поддержки автоматизированных систем силами сотрудников предприятия в сравнении с разработкой и поддержкой автоматизированных систем сторонними (подрядческими) компаниями. В статье исследованы причины возникновения необходимости автоматизации производства, поэтапно описан процесс создания автоматизированных систем обработки и хранения информации для сотрудников предприятия, на котором данная система в дальнейшем будет функционировать. Также проведен анализ экономической эффективности автоматизации процесса и расчёт стоимости создания и поддержки программного продукта собственными силами предприятия и за счет найма подрядческой компании. Определены различия между двумя вариантами разработки и дальнейшей поддержки автоматизированных систем и оценены положительные и отрицательные стороны использования обоих вариантов разработки систем. Проведен подбор оптимальных вариантов разработки в зависимости от особенностей предприятия и объема проекта. Обоснована эффективность разработки и дальнейшей поддержки силами предприятия систем автоматизированной обработки информации. Приведены выводы, подтверждающие актуальность исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иришкова Ксения Дмитриевна, Найдис Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF OPTIONS FOR DEVELOPMENT AND FURTHER SUPPORT OF AUTOMATED INFORMATION PROCESSING SYSTEMS

The article substantiates the urgency of solving the problem of choosing a variant of the development of information processing systems designed to automate the work of enterprises oriented to modern business trends. The analysis of the effectiveness of development and support of automated systems by the employees of the enterprise in comparison with the development and support of automated systems by third-party (contractor) companies. The article explores the reasons for the need for automation of production, the process of creating automated systems for processing and storing information for employees of an enterprise in which the system will function in the future is described step by step. The analysis of the economic efficiency of process automation and the calculation of the cost of creating and supporting the software by the company's own forces and by hiring a contractor company were also conducted. The differences between the two development options and the further support of automated systems are determined, and the positive and negative aspects of using both versions of systems development are evaluated. Selection of optimal development options has been carried out depending on the features of the enterprise and the scope of the project. The effectiveness of the development and further support by the enterprise of systems of automated information processing is substantiated. The conclusions confirming the urgency of the research are presented.

Текст научной работы на тему «Исследование вариантов разработки и дальнейшей поддержки автоматизированных систем обработки информации»

экономические науки

Иришкова Ксения Дмитриевна, Найдис Ольга Александровна ИССЛЕДОВАНИЕ ВАРИАНТОВ РАЗРАБОТКИ ...

УДК 65.011.56

ИССЛЕДОВАНИЕ ВАРИАНТОВ РАЗРАБОТКИ И ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПОДДЕРЖКИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

© 2018

Иришкова Ксения Дмитриевна, бакалавр кафедры «Системы обработки информации и управления» Найдис Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры "Промышленная логистика» Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (национальный исследовательский университет) (105005, Россия, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1, e-mail: naidis@bmstu.ru)

Аннотация. В статье обоснована актуальность решения проблемы выбора варианта разработки систем обработки информации, предназначенных для автоматизации процессов работы предприятий, ориентированных на современные тенденции ведения бизнеса. Проведен анализ эффективности разработки и поддержки автоматизированных систем силами сотрудников предприятия в сравнении с разработкой и поддержкой автоматизированных систем сторонними (подрядческими) компаниями. В статье исследованы причины возникновения необходимости автоматизации производства, поэтапно описан процесс создания автоматизированных систем обработки и хранения информации для сотрудников предприятия, на котором данная система в дальнейшем будет функционировать. Также проведен анализ экономической эффективности автоматизации процесса и расчёт стоимости создания и поддержки программного продукта собственными силами предприятия и за счет найма подрядческой компании. Определены различия между двумя вариантами разработки и дальнейшей поддержки автоматизированных систем и оценены положительные и отрицательные стороны использования обоих вариантов разработки систем. Проведен подбор оптимальных вариантов разработки в зависимости от особенностей предприятия и объема проекта. Обоснована эффективность разработки и дальнейшей поддержки силами предприятия систем автоматизированной обработки информации. Приведены выводы, подтверждающие актуальность исследования.

Ключевые слова: предприятие, автоматизированная система, разработка, обработка информации, программное обеспечение, эффективность, проект, поддержка работоспособности, автоматизация, разработчик, консалтинг, заказчик, затраты.

INVESTIGATION OF OPTIONS FOR DEVELOPMENT AND FURTHER SUPPORT OF AUTOMATED INFORMATION PROCESSING SYSTEMS

© 2018

Irishkova Ksenia Dmitrievna, bachelor of the chair "Information processing and control systems" Naydis Olga Alexandrovna, candidate of economical science, associate professor of the chair "Industrial logistics" Bauman Moscow State Technical University (national research university) (Russia, Moscow, 105005, Baumanskaya 2-ya st., 5/1, e-mail: naidis@bmstu.ru)

Abstract. The article substantiates the urgency of solving the problem of choosing a variant of the development of information processing systems designed to automate the work of enterprises oriented to modern business trends. The analysis of the effectiveness of development and support of automated systems by the employees of the enterprise in comparison with the development and support of automated systems by third-party (contractor) companies. The article explores the reasons for the need for automation of production, the process of creating automated systems for processing and storing information for employees of an enterprise in which the system will function in the future is described step by step. The analysis of the economic efficiency of process automation and the calculation of the cost of creating and supporting the software by the company's own forces and by hiring a contractor company were also conducted. The differences between the two development options and the further support of automated systems are determined, and the positive and negative aspects of using both versions of systems development are evaluated. Selection of optimal development options has been carried out depending on the features of the enterprise and the scope of the project. The effectiveness of the development and further support by the enterprise of systems of automated information processing is substantiated. The conclusions confirming the urgency of the research are presented.

Keywords: enterprise, automated system, development, information processing, software, efficiency, project, support of operability, automation, developer, consulting, customer, costs.

В настоящее время многие как российские, так и зарубежные предприятия часто нанимают подрядные консалтинговые компании для осуществления внутренней разработки систем автоматизации работы своих сотрудников. Такие организации берут на себя процессы формирования технического задания, разработки программного комплекса, внедрения продукта и его дальнейшей поддержки. Но не всегда предприятия могут доверить внутренние проекты сторонней организации. В таком случае необходимо нанимать собственных сотрудников для разработки, внедрения и поддержки программного комплекса. Предприятиям с небольшим количеством сотрудников или же предприятиям, узко специализирующимся в конкретной отрасли и не имеющим высокой необходимости быстрого и масштабного внедрения новых систем автоматизации экономически не выгодно тратить большие ресурсы для самостоятельной разработки программ. Решение проблемы выбора создателей для внутренней автоматизации актуально, в основном, для больших предприятий, ориентированных на современные тенденции ведения бизнеса. Подобные пред-

приятия, как правило, нанимают сотрудников не только для создания и поддержки конкретной системы, но и для дальнейшей работы над расширением ее функционала или созданием ее аналогов.

Исходя из этого, целью статьи является обоснование выбора варианта создания автоматизированных систем (АС) обработки данных либо с помощью собственных сотрудников предприятия, либо с помощью заключения договора со сторонней компанией и обоснование преимуществ каждого из вариантов разработки программного комплекса.

Для достижения цели необходимо исследовать причины возникновения у предприятий необходимости внутренней автоматизации, рассмотреть стадии создания и сопровождения программного обеспечения и рассчитать общую стоимость разработки, как собственными силами, так и с помощью услуг сторонней компании, сформулировать и обосновать положительные и отрицательные стороны обоих подходов к решению задачи выбора варианта реализации проекта.

Современный рынок требует от предприятий при ми-

Irishkova Ksenia Dmitrievna, Naydis Olga Alexandrovna INVESTIGATION OF OPTIONS FOR DEVELOPMENT ..

economic sceinces

нимальных издержках увеличения производительности. Это возможно только при комплексном подходе к автоматизации предприятия: внедрение нового оборудования и применения более современных систем обработки информации и управления.

Повышение степени автоматизации предприятия ведет к уменьшению влияния человеческого фактора, повышению стабильности технологического процесса, улучшению прозрачности производства, что в конечном итоге положительно сказывается на качестве продукции и ведет к снижению ее себестоимости. Автоматизированное производство делает технологический процесс гибким, что позволяет предприятию меняться и подстраиваться под рынок, а это очень актуально в период экономической нестабильности [1, 2].

Причинами возникновения необходимости внутренней автоматизации производства также является потребность в повышении качества работы компании: высокое качество выпускаемого товара или предоставляемых услуг [3, 4]. Например, программный продукт, позволяющий автоматически создавать договоры сотрудничества, позволяет значительно повысить качество составленных договоров и в дальнейшем избежать судебных издержек, связанных с некорректным заполнением сотрудниками условий договора.

Также активно автоматизируются сложные процессы, требующие задействования большого количества сотрудников компании. Так, например, процесс согласования документа может занять месяцы работы, если это будет проходить в письменной форме, и ответственные лица будут знакомиться с документом в бумажном виде и подписывать его вручную, для этого сотрудникам необходимо находиться в офисе. Вероятно, этот процесс подписания будет проходить последовательно и не может быть реализован таким образом, чтобы более одного ответственного лица согласовывали один и тот же документ одновременно. Если же этот процесс преобразовать в виде программы, то сотрудники смогут подтверждать документы одновременно, не зависимо от других сотрудников, делать это удаленно и в удобное для них время. Подобная автоматизация на практике в разы сократит время, затрачиваемое на процесс, и таким образом сократит затраты предприятия.

Частью процесса автоматизирования также является реорганизация данных. Часто на предприятиях информация исторически хранится в разных системах учета, таких как электронные таблицы Excel, 1C Предприятие и прочие. При достижении критического состояния, когда процесс переноса информации из одной базы в другую занимает слишком много времени или превышен порог допустимого значения потерь информации, возникает необходимость создания универсального метода хранения и обработки информации, в чем и заключается автоматизация организации хранения данных. Это позволяет создать единую базу данных для всех отделов и тем самым улучшить их взаимодействие. Также реструктуризация больших объёмов информации приводит к унифицированному виду хранения информации, что дает возможность отследить качество работы сотрудников отдела и, конечно же, сократить время, затрачиваемое сотрудниками на занесение и выгрузку необходимой информации [5-12].

Таким образом, с помощью автоматизации предприятие одновременно улучшает большое количество показателей эффективности работы. Такими показателями является: снижение расходов, повышение эффективности деятельности, уменьшение временных затрат и улучшение качества предоставляемых услуг, оказываемых работ или же производимого продукта.

Для анализа затрат на автоматизацию рассмотрим стадии проекта по созданию АС, на примере АС, которая будет выполнять предварительные расчёты стоимости предоставляемых услуг ремонта оборудования для формирования менеджерами коммерческого пред-

ложения [13, 14]. Например, для отдела продаж компании, где 10 менеджеров по продажам, 2 специалиста по оформлению договоров и руководитель отдела, являющийся основным заказчиком системы автоматизации, для разработки данной АС необходимо либо нанять двух сотрудников: старшего разработчика для создания большей части программы и младшего разработчика-аналитика для сбора и анализа исходных данных, создания модулей системы и тестирования, либо заключить контракт с подрядческой организацией, при котором, предположительно, для данного проекта будет выделен менеджер и один разработчик.

Экономическую эффективность автоматизации можно оценить рассчитав выгоду от внедрения АС в отдел [15, 16]. Допустим, АС осуществляет расчет стоимости услуг ремонта оборудования за 1 минуту, а менеджер по продажам рассчитывает ту же стоимость за 20 минут. Таким образом, мы получаем выгоду в 19 минут на один расчет. Таких расчётов за год отделом делается около 5000 в год. Полученная выгода за год составляет примерно 200 рабочих дней на весь отдел или 20 рабочих дней, т.е. месяц работы сотрудника, на каждого менеджера по продажам. С учетом отпусков и праздничных дней, получается, что отдел экономит 10% своего рабочего времени за счет разработанной АС.

Стадии создания можно разделить на несколько групп, это формирование требований к системе, разработка системы и дальнейшее ее сопровождение. Одним из этапов формирования требований к АС является подготовка основных пожеланий к АС, которая заключается в том, что заказчик формулирует первичные требования, опираясь на собственное представление будущей работы системы и опыт коллег. Данный этап занимает 4 недели и не предусматривает участие разработчиков. Следующий этап в группе — это разработка концепции АС, когда уже разработчики знакомятся с предметной областью поставленной задачи, изучают объект автоматизации, проводят необходимые научно-исследовательские работы и разрабатывают варианты концепции системы для дальнейшего согласования, что занимает примерно 2 недели. Последним этапом группы является подготовка технического задания (ТЗ). На данном этапе заказчик, совместно с разработчиками, обсуждают потребности отдела и предложения разработчиков. За 2 недели формируется единое представление о требованиях к итоговому продукту, которые фиксируются в документе - ТЗ.

Начальным этапом разработки системы является создание эскизного проекта АС, на котором разработчики создают эскиз проекта, реализующий минимальный требуемый функционал программы на небольшом количестве данных. Предполагается, что разработчики за 4 недели создают интерпретацию необходимой системы и в зависимости от вовлеченности заказчика в процесс либо поэтапно, либо в конце согласуют с ним эскизный проект для того, чтобы на его базе можно было построить полноценный. После согласования эскиза проекта разработчики приступают к следующему этапу - создание полноразмерного проекта. В течение примерно 8 недель идет создание проектных решений по АС и ее частям и формируется финальное представление итогового продукта. После разработки система тестируется, и ее финальный вид подтверждается со стороны заказчика и разработчика. Когда программа создана и ее финальный вид подтверждён, начинается разработка технической документации по проекту: руководство пользователя, обучающие материалы, технические требования для использования и т.д. Этот этап занимает 2 недели и нужен для того, чтобы, при необходимости, АС могли использовать многие сотрудники предприятия. Финальным этапом разработки, является ввод проекта в эксплуатацию, который включает загрузку системы на компьютеры работников отдела, обучение их работе с продуктом и непосредственный запуск программного продукта в

экономические науки

Иришкова Ксения Дмитриевна, Найдис Ольга Александровна ИССЛЕДОВАНИЕ ВАРИАНТОВ РАЗРАБОТКИ ...

работу. Это занимает 2 недели.

После того, как система введена в эксплуатацию начинается этап, продолжительность которого измеряется сроком службы АС - это сопровождение АС. Во время этого продолжительного этапа разработчики поддерживают работоспособность продукта, исправляют ошибки, не зафиксированные на первоначальном тестировании, и регулярно обновляют систему в соответствии с актуальными параметрами среды работы (рисунок 1).

Рисунок 1 - Стадии создания АС

Рассмотрим подробно два варианта разработки данной АС. Первый, с наймом сотрудников на предприятие для создания системы и дальнейшего ее сопровождения и с возможностью последующего участия в других проектах предприятия. Второй, с заключением договора подряда со сторонней компанией, которая берет на себя обязанности по разработке, дополнительные издержки и на определённый срок закрепляет за собой ответственность за работоспособность системы.

Когда разработчики АС становятся частью предприятия, они могут советоваться с заказчиков в ходе всего процесса, также и сам заказчик может влиять на ход разработки напрямую, не затрачивая на это дополнительных усилий. Часто предприятиям выгодно использовать данный вариант, потому что это значительно упрощает и ускоряет процесс коммуникации между заказчиком и разработчиком. Заказчик может активно участвовать не только на этапе формирования требований, но и на этапе разработки системы. При возникновении необходимости добавления новых функций на этапе создания заказчику понадобится лишь сформулировать свои требования и согласовать их с разработчиками, это не требует дополнительного долгого согласования со всеми ответственными, как во втором варианте разработки и не повлечет дальнейшего увеличение сроков. С другой стороны, ответственность за создание и внедрение также лежит на предприятии и осуществляется силами руководителей и разработчиков. Если предприятие нанимает сотрудников для разработки программного решения в свой штат, это означает, что предприятие планирует в дальнейшем автоматизировать и другие свои процессы. Влияние заказчика на процесс разработки отображено в виде схемы, где стрелками показано влияние - цифрой I при первом способе и II при втором (рисунок 2).

При так называемой разработке «под ключ» обычно продукт разрабатывается по уже готовым шаблонам, а бизнес-процессы строятся по готовым схемам. Такой подход выгоден консалтинговым компаниям максимальной прибылью и минимальными затратами, но с другой стороны не дает возможности компаниям-заказчикам значительно влиять на конечный продукт разработки. Не требуется контролировать работу разработчиков и платить им постоянную заработную плату, практически весь процесс создания системы находиться под контролем нанятой компании, у которой, безусловно, большой опыт реализации подобных проектов [17-20]._

Рисунок 2 - Стадии создания АС с учетом возможности влияния заказчика на разработку

Для анализа затрат для первого и второго варианта разработки определим необходимые затраты. В первом случае заработная плата старшего разработчика будет составлять 80 000 рублей, а младшего разработчика-аналитика 40 000 рублей. Дополнительные расходы по содержанию рабочего места - 5 000 рублей на сотрудника в месяц. Выплаты в фонды и единовременная закупка оборудования для размещения конфигуратива системы

- 100 000 рублей. Так как разработчики требуются не на всех этапах создания системы, то их непосредственное время работы над проектом составит 20 недель или 5 месяцев. В результате затраты на реализацию проекта в этом случае составят 870 000 рублей. За последующий год работы системы экономическая выгода составит 600 000 рублей, таким образом, проект полностью окупится за 18 месяцев.

При заключении договора на предоставление услуги создания программного решения сотрудник консалтинговой компании подсчитывает сумму договора исход из ориентировочного количества часов работы. Стоимость часа работы разработчика консалтинговой организации

- 3 000 рублей. Для разработки АС в нашем случае потребуется примерно 400 часов работы. В итоге сумма договора подряда на создание системы и дальнейшее сопровождение в течение полугода составит 1 200 000 рублей. В таком случае проект полностью окупится за 24 месяца, что дольше, чем окупаемость первого варианта.

Положительными сторонами первого варианта являются: возможность заказчика влиять на любую из стадий реализации проекта; вовлеченность разработчика в предметную область; возможность изменения на любой стадии без значительного увеличения стоимости работ; перспективы автоматизации силами разработчиков других внутренних систем предприятия; меньшая цена по сравнению со вторым вариантом. Что касается отрицательных сторон, отметим: необходимость обеспечения социальных льгот нанятым разработчикам; ответственность за процесс, лежащая на предприятии; длительный найм сотрудников под проект; вероятное отсутствие опыта у разработчиков по созданию аналогичных АС.

Вариант, предполагающий сотрудничество с консалтинговой компанией, имеет такие положительные стороны, как: короткий срок реализации процесса за счет квалифицированного персонала и большого опыта создания подобных систем; целостность решения из-за использования готовых шаблонов; отсутствие необходимости обеспечения трудового месте для сотрудников подрядческой компании. Отрицательными сторонами являются: платное последующее длительное сопровождение работоспособности системы; отсутствие возможности вносить изменения в проект на этапе создания полноценного проекта и на последующих этапах; дополнительная стоимость за изменение технического зада-

Irishkova Ksenia Dmitrievna, Naydis Olga Alexandrovna economic

INVESTIGATION OF OPTIONS FOR DEVELOPMENT ... sceinces

ния на этапах, начиная с разработки эскизного проекта; невозможность постоянно контролировать заказчиком процесс создания.

Определить какой вариант разработки АС подходит для конкретного проекта возможно, оценив объем и сложность проекта, размер предприятия и его заинтересованность в дальнейшей автоматизации подобных процессов, бюджет на проект. В случае, если на проект выделено небольшое количество ресурсов, объем проекта большой и соответственно подразумевается длительный срок на реализацию и предприятие заинтересовано в дальнейшем использовании полученного опыта для аналогичных задач, рациональнее разрабатывать и в дальнейшем поддерживать АС силами предприятия, то есть нанять сотрудников для внутренних проектов. Если же проект небольшого объема и нет необходимости дальнейшего внедрения аналогов на предприятии, то обычно пользуются услугами специализированных компаний, занимающихся полноценной разработкой, тестированием и внедрением готовых системы.

Несмотря на проведенное исследование, оба варианта разработки программного продукта имеют место быть на современных предприятиях. Нельзя однозначно определить преимущественно лучший вариант, возможно, только предположить в каком случае тот или иной вариант будет эффективнее. В любом случае автоматизация того или иного процесса предприятия приведет к видимым улучшениям показателей качества ее работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бабук И., Сахнович Т. Экономика промышленного предприятия. М.: Инфра-М, 2013, 448 с.

2. Лапыгин Ю., Прохорова Н. Управление затратами на предприятии. Планирование и прогнозирование, анализ и минимизация затрат. М.: Эксмо, 2007, 128 с.

3. Ефимов В.В. Улучшение качества проектов и процессов. Ульяновск: Ул- ГТУ, 2004, 185 с.

4. Кане М. М. [и др.]. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009, 559с.

5. Новиков Г.М. Основы разработки корпоративных инфокоммуникационных систем: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2008, 152 с.

6. Основы проектирования и эксплуатации автоматизированных систем управления военного назначения: учеб. пособие / под ред. Доктора технических наук, профессора В.Л. Лясковского. Москва: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016, 188 с.

7. Хетагуров Я.А. Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления (АСОИУ). Электронное издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 240 с.

8. Беляев И.П. Проектирование автоматизированных систем. [Электронный ресурс], 2009, 336 с.

9. Основы автоматизации технологических процессов и производств: учебное пособие: в 2 т. / [Г. Б. Евгенев и др.]; под ред. Г. Б. Евгенева. Москва: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. Т. 1: Информационные модели. 2015. 441 с.

10. Пантелеев В.Н. Основы автоматизации производства: учебник для учреждений нач. проф. Образования / Пантелеев В.Н., Прошин В.М. - 5-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. 208 с.

11. ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.

12. Белогорцев Е.В., Автоматизированные системы управления. Минск: Электронная книга БГУ, 2004, 71 с.

13. Этапы разработки и внедрения информационно-аналитической системы. URL: https://www.prj-exp.ru/ dwh/dwh_stages_of_development.php (дата обращения: 06.12.2017)

14. Зараменских Е.П. Управление жизненным циклом информационных систем: монография. Новосибирск:

Издательство ЦРНС, 2014, 270 с._

15. Куренкова В.П. Технико-экономическое обоснование создания автоматизированных систем и программных продуктов: Метод. указания. Самар. гос. аээ-рокосм. ун-т. Самара, 2006, 48с.

16. Трофимов В.Б., Кулаков С.М. Интеллектуальные автоматизированные системы управления технологическими объектами. М.: Инфра-Инженерия, 2016, 233с.

17. Бирбраер Р.А., Альтшулер И.Г. Основы инженерного консалтинга. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Москва: Дело, 2005, 207 с.

18. Блок П. Безупречный консалтинг. Издательство Питер, 1999, 165с.

19. Королева Т.А. Консалтинг: Учебное пособие. СПб.: изд. СПбГУКиТ, 2011, 142 с.

20. Калянов Г. Н. Консалтинг при автоматизации предприятий: подходы, методы, средства. М: СИНТЕГ, 2009, 316 с.

Статья поступила в редакцию 17.01.2018

Статья принята к публикации 24.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.