Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО СЦЕНАРИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

РАЗРАБОТКА И ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО СЦЕНАРИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
социально-экономическое развитие региона / валовый региональный продукт / инвестиционный потенциал / экономический рост / управление / socio-economic development of the region / gross regional product / investment potential / economic growth / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.Х. Азиева, М.И. Баталова

Экономика Чеченской республики гораздо слабее, чем в среднем по России. Регион обладает очень высоким инвестиционным потенциалом, но низкий уровень развития экономического образования и науки замедлил темпы экономического роста, финансовая система региона перегружена, а собственные доходы республики очень низки, и практически весь республиканский бюджет пополняется из федерального бюджета России. В статье анализируется социально-экономическое развитие Чеченской Республики, результаты анализа могут быть использованы для поиска путей оптимизации уровня развития региона. Кроме того, дается оценка социально-экономического положения Чеченской Республики с точки зрения экономической эффективности, уровня развития и доступности инфраструктуры, качества человеческого капитала, условий жизни и условий ведения бизнеса. В статье раскрывается потенциал социально-экономического развития региона и определяются стратегические приоритеты устойчивого развития Чеченской Республики на основе рассмотренных федеральных и региональных целевых планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND SELECTION OF THE OPTIMAL SCENARIO OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CHECHEN REPUBLIC

The economy of the Chechen Republic is much weaker than the Russian average. The region has a very high investment potential, but the low level of development of economic education and science slowed down the rate of economic growth, the financial system of the region is overloaded, and the republic's own revenues are very low, and practically the entire republican budget is replenished from the federal budget of Russia. The article analyzes the socio-economic development of the Chechen Republic, the results of the analysis can be used to find ways to optimize the level of development of the region. In addition, an assessment of the socio-economic situation of the Chechen Republic is given in terms of economic efficiency, the level of development and accessibility of infrastructure, the quality of human capital, living conditions and business conditions. The article reveals the potential for the socio-economic development of the region and determines the strategic priorities for the sustainable development of the Chechen Republic on the basis of the considered federal and regional target plans.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО СЦЕНАРИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

продолжит движение из застойных (депрессивных) районов в более или менее успешные (стабильные) районы или, по крайней мере, те, которые контролируются федерацией.

Источники:

1. Тонконогов А А Коллапсирующая экономика, или Советское настоящее России // Социально-гуманитарные знания. 2016. N° 3. С. 7-32.

2. Панаедова Г.И. Механизм государственного регулирования туристической сферы // Вестник Института дружбы народов Кавказа. Теория экономики и управления народным хозяйством. 2012. №4 (24). С.85-90.

3. Панаедова Г.И., Ковтун Е.Н., Хрипкова Л.Н., Быковская И.В. Использование кластерной модели развития в регионах Северного Кавказа // Прикладные научные исследования: экономика и инновационные технологии управления: монография / колл, авторов; под общей ред. В.И. Бережного. М.: РУСАЙНС, 2016. С. 27-48.

References:

1. Tonkonogov АА Collapsing Economy, or the Soviet Present of Russia // Social and Humanitarian Knowledge. 2016. No. 3. P. 7-32.

2. Panaedova G.I. The mechanism of state regulation of the tourism sector // Bulletin of the Institute of Friendship of the Peoples of the Caucasus. The theory of economics and management of the national economy. 2012. No. 4 (24). S.85-90.

3. Panaedova G.I., Kovtun E.N., Khripkova L.N., Bykovskaya I.V. Using the cluster model of development in the regions of the North Caucasus // Applied research: economics and innovative management technologies: monograph / call, authors; under the general ed. IN AND. Berezhny. M .: RUSAYNS, 2016.S. 27-48.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-27-31

Р.Х. Азиева - профессор кафедры «Экономическая теория и государственное управление» ФГБОУ ВО ГГНТУ им. академика М.Д. Миллионщикова,

R.Kh. Azieva - Professor of the Department of "Economic Theory and Public Administration" FSBEI HE GGNTU named after Academician M.D. Millionshchikova;

М.И. Баталова - магистрант «Экономическая теория и государственное управление» ФГБОУ ВО ГГНТУ им. академика М.Д. Миллионщикова,

M.I. Batalova - Master's degree in "Economic Theory and Public Administration" FGBOU IN GGNTU named after academician M.D. Millionshchikov.

РАЗРАБОТКА И ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО СЦЕНАРИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ DEVELOPMENT AND SELECTION OF THE OPTIMAL SCENARIO OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CHECHEN REPUBLIC

Аннотация. Экономика Чеченской республики гораздо слабее, чем в среднем по России. Регион обладает очень высоким инвестиционным потенциалом, но низкий уровень развития экономического образования и науки замедлил темпы экономического роста, финансовая система региона перегружена, а собственные доходы республики очень низки, и практически весь республиканский бюджет пополняется из федерального бюджета России.

В статье анализируется социально-экономическое развитие Чеченской Республики, результаты анализа могут быть использованы для поиска путей оптимизации уровня развития региона. Кроме того, дается оценка социально-экономического положения Чеченской Республики с точки зрения экономической эффективности, уровня развития и доступности инфраструктуры, качества человеческого капитала, условий жизни и условий ведения бизнеса. В статье раскрывается потенциал социально-экономического развития региона и определяются стратегические приоритеты устойчивого развития Чеченской Республики на основе рассмотренных федеральных и региональных целевых планов.

Abstract. The economy of the Chechen Republic is much weaker than the Russian average. The region has a very high investment potential, but the low level of development of economic education and sci-

ence slowed down the rate of economic growth, the financial system of the region is overloaded, and the republic's own revenues are very low, and practically the entire republican budget is replenished from the federal budget of Russia.

The article analyzes the socio-economic development of the Chechen Republic, the results of the analysis can be used to find ways to optimize the level of development of the region. In addition, an assessment of the socio-economic situation of the Chechen Republic is given in terms of economic efficiency, the level of development and accessibility of infrastructure, the quality of human capital, living conditions and business conditions. The article reveals the potential for the socio-economic development of the region and determines the strategic priorities for the sustainable development of the Chechen Republic on the basis of the considered federal and regional target plans.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона, валовый региональный продукт, инвестиционный потенциал, экономический рост, управление.

Keywords: socio-economic development of the region, gross regional product, investment potential, economic growth, management.

По объему валового регионального продукта чеченская экономика занимает 70-е место по величине экономики в Российской Федерации (данные за 2016 г.). В 2010 г. валовой внутренний продукт Чечни достиг 69 млрд руб. По объему валового регионального продукта на душу населения Российская Федерация занимает 84-е место среди 85 крупнейших экономик (2016 г.). В 2010 г. региональный ВВП Чечни на душу населения достиг 54 000 руб.

Экономика Чечни почти в 5 раз слабее, чем в среднем по России. Чрезвычайно высокий уровень безработицы обусловлен слабым промышленным развитием и высокой рождаемостью в регионе. Чечня обладает очень высоким инвестиционным потенциалом, но низкий уровень развития экономического образования и науки замедлил темпы экономического роста. Финансовая система региона перегружена. Собственные доходы республики очень низки, и почти весь республиканский бюджет пополняется из федерального бюджета России.

Современный этап развития Чеченской Республики.

Согласно данным Федерального регистра Чешской Республики на 01.01.2019, Чеченская Республика занимает площадь 16,1 тыс. км2, что составляет 0,1 % территории Российской Федерации. Численность населения в 2018 г. составляла 1,45 млн человек (что составляет 1 % населения Российской Федерации), а ВРП был равен 193,1 млрд руб. (что составляет 0,2 % ВВП Российской Федерации в 2018 г.) [1].

В 1994-1996 гг. и 1999-2009 гг. на территории Чеченской Республики действовал режим КТО. Была проделана большая работа по ликвидации последствий военных действий. Город Грозный стал символом возрождения республики. Сегодня лидер Чеченской Республики, герой России Р.А. Кадыров. Под его руководством экономика республики почти восстановилась, и начался новый виток динамичного развития.

За последнее десятилетие Чеченская Республика добилась значительных экономических и социальных успехов, о чем свидетельствуют показатели, отражающие экономический рост, повышение качества жизни и развитие инфраструктуры.

Подтвержден быстрый экономический рост последнего десятилетия. Например, ВРП вырос в среднем на 15 % в год в текущих ценах, уровень безработицы снизился более чем в четыре раза (с 66,9 % в 2006 г. до 14 % в 2017 г.), доход на душу населения почти утроился, а объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился втрое (с 8,6 млрд руб. в 2008 г. до 26 млрд руб. в 2017 г.). Объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился втрое (с 8,6 млрд руб. в 2008 г. до 26 млрд руб. в 2017 г.), количество туристов, посещающих Чеченскую Республику, увеличилось в пять раз (с 30 тыс. человек до 150 тыс. человек) [3].

Стратегические цели, задачи и направления.

Развитие региона связано с реализацией возможностей для открытия Чеченской Республики, которые отражены ниже.

1. Ускорение экономического развития и реализация бизнес -потенциала открыли возможности, связанные с развитием приоритетных секторов. На основе конкурентных пре-

имуществ региона (агропромышленный комплекс и ветеринария, туризм, транспорт, ИТ-отдел), новых точек роста в социальной сфере (здравоохранение, образование), выявления потенциальных деловых людей (новые предприятия, новые бизнес-модели, высокая текучесть кадров), высококачественных рабочих мест.

2. Развитие г. Грозного как фактора экономического роста региона позволяет создавать точки для развития экономики города в определенных сферах туризма, высокотехнологичной медицины, агропромышленных комплексов и других отраслей промышленности в определенных сферах, области, городские районы; создать торговый центр как единое направление деятельности: государственные учреждения, агентства развития, фонды, банки. С точки зрения общества, существуют возможности для формирования новых общественных пространств (парки, спортивные площадки, городские места отдыха).

3. Создание зрелой финансовой системы в регионе обеспечивает запуск новых банковских и страховых продуктов, которые будут способствовать росту бизнеса в Чеченской Республике, финансовых возможностей (прозрачность банков, привлекательность, долговое финансирование, рост бизнеса), финансовых знаний населения (развитие потребителей), банковского и страхового секторов.

4. Интернационализация Чеченской Республики обеспечила развитие отношений с Ближним Востоком, создала торгово- промышленный центр (АПК) для халяльных продуктов и создала финансовый центр для проектов в России. Иностранные инвестиции будут привлечены для развития ключевых секторов и инфраструктуры. При отсутствии собственных возможностей в области образования и здравоохранения необходимые возможности будут привлечены извне в рамках международного сотрудничества.

5. Повышение доступности и качества государственных услуг за счет оцифровки, повышение эффективности правительств, агентств по развитию и бюджетной политики, привлечение талантов в государственное управление и создание так называемых кадровых резервов могут вывести государственное управление в Чеченской Республике на новый уровень.

Стратегической целью Чеченской Республики является создание региона с устойчивой экономикой и технологическим прогрессом.

Цели развития Чеченской Республики заключаются в следующем:

- повышение производительности труда, направленное на рост занятости населения;

- предоставление высококачественных и доступных медицинских услуг, соответствующих современным медицинским стандартам;

- подготовка и развитие кадров, которые могут способствовать развитию чеченской экономики, республики конкурентоспособной и интегрированной в международное сообщество;

- развитие человеческого и социального капитала молодежи;

- уменьшение социально-экономического неравенства населения, социальная поддержка малообеспеченных граждан;

- благодаря гармоничному сочетанию творческих инноваций и осторожного отношения на стыке различных культур, это создает условия для выхода культуры и искусства Чеченской Республики на макрорегиональный уровень, к национальным традициям, российскому классическому наследию;

- комплексная безопасность населения и объектов в Чеченской Республике, в том числе: защита отдельных лиц, общества и страны от незаконных нарушений, предотвращение преступности, снижение опасности чрезвычайных ситуаций и усиление защиты населения и территории Чеченской Республики от природных и техногенных угроз;

- создание благоприятной и безопасной среды обитания, улучшение экологической обстановки на территории Чеченской Республики;

- на основе сотрудничества между ведущими компаниями и развивающимися семьями эффективно и технически производить сельскохозяйственную продукцию для обеспечения устойчивого сбыта и экспортного рынка Российской Федерации;

- обеспечение комфортной и современной транспортно-логистической среды для населения и бизнеса, обслуживание внутрироссийских и международных транзитных потоков.

Стратегия социально- экономического развития Чеченской Республики будет реализо-вываться в три этапа:

- первый этап - 2021-2024 годы;

- второй этап - 2025-2027 годы;

- третий этап - 2028-2035 годы.

На первом этапе реализации стратегия направлена на то, чтобы воспользоваться существующими преимуществами Чеченской Республики.

На втором этапе реализации основное внимание будет уделено новым точкам в экономике Чеченской Республики.

На третьем этапе стратегия будет сосредоточена на международной интеграции региона в отраслевом и социальном секторах.

На перспективы развития региона в Чеченской Республике большое влияние оказывают две группы внешних факторов:

- факторы, определяемые международными отношениями и интернационализацией на уровне Российской Федерации;

- факторы, определяемые эффективностью государственного управления и качеством бизнес-среды на уровне Российской Федерации.

Анализ вышеперечисленных факторов позволяет сформулировать четыре сценария развития региона: сценарий «Наилучшие условия для роста» (целевой), сценарий «Рост за счет интернационализации России», сценарий «Рост за счет внутренней эффективности» и сценарий «Стагнация». Реализация данной стратегии позволит воспользоваться конкурентными преимуществами региона и заложит основу для опережающего развития.

Реализация стратегии предполагает:

- ускоренное повышение производительности в традиционных секторах экономики;

- изменение структуры экономики - сокращение доли государственного сектора и развитие новых секторов;

- опережающее развитие социальных секторов (здравоохранение и образование);

- развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

Сценарий «Наилучшие условия для роста» (цель). Улучшаются международные отношения и растет интернационализация, что обеспечило стабильный экономический рост в стране. Есть возможность сократить военные расходы, осуществить диверсификацию экономики, привлечь международные инвестиции и внедрить инновационные технологии. Доходы бюджета значительно возросли, и субсидируемые районы получили значительную федеральную поддержку в области развития.

Сценарий «Рост за счет интернационализации России». Международные отношения улучшаются, и интернационализация растет, но не произошло значительного развития национальных институтов или улучшения деловой среды. Экономика ускоряется благодаря иностранным инвестициям, но структурные проблемы ограничивают рост. Рост доходов бюджета был медленным, расходы на оборону сократились, а субсидируемые районы получили значительную федеральную поддержку в области развития.

Сценарий «За счет роста внутренней эффективности». Международные отношения не улучшились, но улучшается качество институтов и улучшается деловая среда, что привело к ограниченному росту интернационализации. Структура экономики меняется в сторону увеличения доли несырьевого сектора, который является эффективной заменой импорту. Доходы бюджета растут, но расходы на оборону по-прежнему высоки, расходы оптимизируются за счет отказа от «мегапроектов», а поддержка этих регионов все еще или медленно растет.

Сценарий «Стагнация». Международные отношения не улучшились, не улучшилось качество институтов развития и бизнес-среды. Интернационализация снизилась, и произошел дальнейший отток капитала. Возможности федеральной поддержки для этих регионов очень ограничены. Регион был вынужден сократить свои инвестиционные планы. Компании сократили инвестиционные планы и сотрудников.

Нынешняя политическая и экономическая ситуация в стране заставляет общество ожидать, что оно будет тратить все больше и больше ресурсов на свои приоритетные потребности, такие как социальные сферы и социальная защита, и государство готово выделить необходимые средства на эти цели. Между ними существует противоречие. Оценка эффективности социально-экономических преобразований в результате реализации стратегического плана и мероприятий подпрограммы основана на системе показателей, характеризующих социально-экономические условия региона. Формирование качественной городской жизни заложило предпосылки для будущих экономических прорывов. Для дальнейшего развития экономической стабильности недостаточно восстановить и модернизировать существующие основные фонды, необходимо их всестороннее и качественное обновление, то есть дальнейшее развитие экономики возможно только на основе внедрения базового нового оборудования и технологий.

По результатам исследования можно определить наиболее перспективные отрасли экономического развития Чеченской Республики, включая сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство. Однако мы не должны забывать о развитии транспорта и коммуникаций, а также о производстве и распределении энергии, природного газа и воды, поскольку эти виды продукции должны быть связаны с потребительской сферой. Переработка и производство в Чеченской Республике развиты недостаточно хорошо, что также может стать стратегическим направлением дальнейшего экономического развития региона.

Источники:

1. Социально-экономическое положение Чеченской Республики в январе-декабре 2014 года Рос-стат. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике. Грозный. 2015.

2. Баснукаев М.Ш., Цамаев МА Экономика и налоговый потенциал региона (на примере Чеченской Республики). IV ежегодная конференция профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного университета. 28 февраля 2015 года Гуманитарные науки ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет». Грозный. 2015.

3. Канцеров Р.А Траектории развития экономики субъектов Северо-Кавказского федерального округа // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. N° 12 (69). С. 2735.

4. Регионы Северо-Кавказского федерального округа: сравнительный анализ конкурентоспособности и стратегий развития / Под ред дэ.н, проф. Б.С. Жихаревича, кэ.н АБ. Крыловского. Сер. Научные доклады: независимый экономический анализ, №215. М.: Московский научный фонд, 2010. 184 с.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru

6. Ермоленко А А Стратегия интеграции в развитии региональных экономических систем Северного Кавказа // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. №12(69). С. 47-51. References:

1. Socio-economic situation in the Chechen Republic in January-December 2014. Ros-stat. Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Chechen Republic. Grozny. 2015.

2. Basnukaev M.Sh., Tsamaev M.A Economy and tax potential of the region (on the example of the Chechen Republic). IV annual conference of the teaching staff of the Chechen State University. February 28, 2015. Humanitarian sciences. FSBEI HPE "Chechen State University". Grozny. 2015.

3. Kantserov R.A Trajectories of economic development of the subjects of the North Caucasus Federal District // National interests: priorities and security. 2010. No. 12 (69). S. 2735.

4. Regions of the North Caucasus Federal District: Comparative Analysis of Competitiveness and Development Strategies / Ed. Doctor of Economics, prof B.S. Zhikharevich, Ph.D. AB. Krylovsky. Ser. Scientific reports: an independent economic analysis, no. 215. Moscow: Moscow Science Foundation, 2010.184 p.

5. Official site of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation. URL: http://www.gks.ru

6. Ermolenko AA Integration strategy in the development of regional economic systems of the North Caucasus // National interests: priorities and security. 2010. No. 12 (69). S. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.