По сравнению с аналогичными формированиями в других секторах экономики, агротехнопарки обладают некоторой спецификой, поскольку основные объекты их деятельности связаны с землёй, почвенными разностями, с сельхозкультурами, животными, сельхозтехникой и т. д. Однако эта специфика меньше всего касается системы организации управления деятельностью этих образований.
Для сельскохозяйственного производства агротехнопарки — это средство для ускоренного освоения сельхозпроизводителями и субъектами инфраструктуры технических, технологических и организационно-экономических нововведений, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности их функционирования.
Агротехнопарки дают наибольший эффект в освоении технологий возделывания сельскохозяйственных культур в целях комплексной оценки и адаптации новых технологических процессов к условиям производства и дальнейшего тиражирования технологических проектов в сельскохозяйственные предприятия с однотипными почвенно-климатическими и производственными условиями и специализацией хозяйства, новой техники, сортов и пород животных, средств химизации, способов организации и управления предприятиями.
Формирование агротехнопарков в Узбекистане даст возможность решить ряд вопросов при инновационном развитии, как инфраструктуры села, так и аграрного сектора в целом: обеспечение взаимовыгодного партнёрства между научными организациями и сельхозпроизводителями, в-первую очередь фермерскими хозяйствами, в целях внедрения инновационных разработок на основе конкурса; экономия времени внедрения, проведения производственного опыта и серийного производства законченных разработок на предприятиях аграрного сектора; концентрация финансовых ресурсов различных инвесторов для внедрения в объектах агротехнопарка инновационных технологий, машин и оборудования.
Литература
1. Богомолов А. В., Лихачёва Е. А., Плеканова И. В. Роль агротехнопарков в управлении инновационным развитием зерноперерабатывающих предприятий // Экономика. Инновации. Управление качеством, 2016. № 1. С. 10-14.
2. Никитин Е. Б., Шеломенцева В. П. Технопарк - необходимый фактор в модернизации экономики старопромышленного региона // Economics, 2014. № 1 (1). С. 4-10.
3. Козлов В. В., Платоновский Н. Г. Агротехнопарки: мировой опыт и отечественные проекты. [Электронный ресурс]. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2014. № 9. Режим доступа:. http://naukarus.com/agrotehnoparki-mirovoy-opyt-i-otechestvennye-proekty (дата обращения: 12.10.2016).
4. Шлепкин А. К., Паршуков Д. В. Формирование инновационной инфраструктуры АПК Красноярского края / Вестник КрасГАУ, 2011. № 12. С. 41-44.
Socio-economic development of the region in crisis Israilov M. (Russian Federation) Социально-экономическое развитие региона в условиях кризиса Исраилов М. В. (Российская Федерация)
Исраилов Магамед Вахаевич /IsrailovMagamed — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и управления производством, факультет государственного управления, Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация: в статье анализируются основные социально-экономические показатели СевероКавказского федерального округа. Представлена сравнительная характеристика социально-экономического развития Чеченской Республики с другими регионами округа. Несмотря на некоторое замедление темпов экономического роста в результате возникшей кризисной ситуации в целом по Российской Федерации, приведенные данные свидетельствуют о сохранении положительной динамики основных показателей в экономике Чеченской Республики, хотя и имеет место отставание от соседних регионов.
Abstract: the article analyzes the main socio-economic indicators of the North Caucasus Federal District. The comparative characteristic of the socio-economic development of the Chechen Republic with other regions of the county. Despite a slight slowdown in economic growth as a result of a crisis arising in the whole of the Russian Federation, the data indicate the preservation of positive dynamics of the main indicators of the economy of the Chechen Republic, although there is a lag from the neighboring regions.
Ключевые слова: Северо-Кавказский федеральный округ, Чеченская Республика, социально-экономические показатели, анализ.
Keywords: north Caucasian Federal District, Chechen Republic, socio-economic indicators, analysis.
Основные социально-экономические показатели Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) свидетельствуют, что в Чеченской Республике объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в 2014 году составил на сумму 23,8 млрд рублей, что больше только показателя Республики Ингушетия, а Ставропольскому краю уступает более чем в 11 раз (таблица 1).
Индекс промышленного производства Чеченской Республики в 2014 году был достаточно высоким (102,6%), выше, чем в среднем по СКФО на 2,2% и уступал Кабардино-Балкарской Республике 7,7%, Республике Ингушетия - 0,2%.
Необходимо отметить, что в двух субъектах округа - Республике Северная Осетия-Алания и Карачаево-Черкесской Республике - индекс промышленного производства был ниже, чем в среднем по СКФО, соответственно 97,7 и 79,2%.
Валовой региональный продукт Чеченской Республики на душу населения составил 88,5 тыс. рублей. По данному показателю республика уступает всем регионам СКФО. Это 66,3% от среднего показателя по округу и 51,6% к Ставропольскому краю, где он выше в остальных регионах (171,3 тыс. руб.).
По среднедушевым денежным доходам в месяц Чеченская Республика опережает такие регионы как Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики. Они в республике составили 19,8 тыс. руб. в месяц (66 место в РФ).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Чеченской Республики в 2014 году составил 21,5 тыс. рублей. По этому показателю республику опережает только Ставропольский край (22,6 тыс. руб.).
Таблица 1. Основные социально-экономические показатели Северо-Кавказского федерального округа в 2014 г. [2]
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), тыс. руб. Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), тыс. руб. Среднемесячная номинальная начисленная зарплата работников организаций, тыс. руб. Валовой региональный продукт на душу населения в 2013 г., тыс. руб. Объем отгруженных товаров (работ и услуг) собственного производства, млрд руб. Индексы промышленного производства (в % к предыдущему году) Продукция сельского хозяйства -всего, млрд руб. Оборот розничной торговли, млрд руб. Сальдированный финансовый результат, млн руб. Инвестиции в основной капитал, млрд руб.
СКФО 20,7 15,6 20,9 142,1 442,1 100,4 341,5 1340,3 -18832 516,9
РД 23,4 19,0 18,2 145,4 44,0 100,7 87,9 509,3 -7509 211,6
РИ 14,3 53,4 21,0 100,9 5,6 102,8 5,5 19,2 -317 15,7
КБР 16,6 12,5 20,3 131,9 37,3 110,3 34,3 100,1 -2314 27,0
КЧР 16, 1 8,9 19,7 133,2 37,3 79,2 23,8 36,8 -1298 21,1
РСО- Алания 19,8 14,3 20,3 159,1 24,7 97,7 25,7 92,9 -1833 36,3
ЧР 19,8 10,4 21,5 88,5 23,8 102,6 15,3 120,0 -11764 62,1
Ставр. край 21,6 18,8 22,6 171,3 269,5 102,4 149,0 462,1 6203 143,1
*СКФО - Северо-Кавказский федеральный округ, РД - Республика Дагестан, РИ - Республика Ингушетия, КБР -Кабардино-Балкарская Республика, КЧР - Карачаево-Черкесская Республика, РСО-Алания - Республика Северная Осетия-Алания, ЧР - Чеченская Республика, Ставр. край - Ставропольский край.
Таблица составлена автором по данным: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2015: Стат. сб. / Росстат. М., 2015. 1266 с.
Социальная сфера Чеченской Республики в последние годы претерпела существенные изменения, связанные с масштабными государственными инвестициями в рамках государственных программ. Так, инвестиции в основной капитал Чеченской Республики в 2014 году составил 62,1 млрд руб. или 12% всех инвестиций СКФО. Уровень инвестиций республики в 2015 году составили 101,5% к 2014 году в
сопоставимых ценах. Это позволило значительно улучшить многие стороны социальной жизни республики, однако в ряде направлений все же имеются определенные трудности.
Следует отметить, что особое внимание в республике уделяется инвестиционному развитию. Так, распоряжением Правительства Чеченской Республики от 09.06.2015 г. № 144-р утвержден Перечень приоритетных инвестиционных проектов [1 ].
В перечень вошло 57 проектов на общую сумму 250,98 млрд рублей, в том числе по отраслям:
- промышленность и энергетика - 27 проектов на общую сумму 146,33 млрд рублей (7 594 рабочих места);
- агропромышленный комплекс - 25 проектов на общую сумму 25,07 млрд рублей (3 286 рабочих мест);
- сфера услуг - 5 проектов на общую сумму 79,58 млрд. рублей (3 898 рабочих мест).
Проекты предусматривают реконструкцию существующих и строительство новых современных высокотехнологичных производств с созданием 14 778 рабочих мест.
По состоянию на 1 января 2016 года в Чеченской Республике за счет внебюджетных инвестиций реализовано 138 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 9,60 млрд рублей, создано 3017 рабочих мест, из них юридическими лицами реализовано 33 инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций 8,50 млрд рублей, создано 1 938 рабочих мест.
На стадии реализации находится 172 инвестиционных проекта общей стоимостью 265,31 млрд рублей, планируется к созданию 9 420 рабочих мест, из них юридическими лицами реализуются 64 инвестиционных проекта, с общим объемом инвестиций 263,5 млрд рублей, планируется к созданию 8 232 рабочих места.
Таким образом, несмотря на некоторое замедление темпов экономического роста в результате возникшей кризисной ситуации в целом по Российской Федерации, приведенные данные свидетельствуют о сохранении положительной динамики основных показателей в экономике Чеченской Республики, хотя и имеет место отставание от соседних регионов.
Литература
1. Распоряжение Правительства Чеченской Республики от 09.06.2015 № 144-р «Об утверждении
Перечня приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики».
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. М., 2015. 1266 с.
Problems of strategic management of municipal Chazhaev M. (Russian Federation) Проблемы стратегического управления муниципальными образованиями Чажаев М. И. (Российская Федерация)
Чажаев Муслим Ибрагимович / Chazhaev Muslim — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и управления производством, факультет государственного управления, Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация: в данной статье автором проанализированы проблемы стратегического управления муниципальными образованиями. Автор раскрывает механизм разработки стратегии. Особое внимание обращается на особую значимость стратегического управления в развитии муниципального образования. Стратегия развития муниципального образования представляет собой крайне важный документ, в котором формируются окончательные выводы относительно целей социально-экономического развития территории, факторах и механизме его движения и методах управления этим движением. Эти выводы делаются на основе и с учетом новых тенденций и особенностей социально-экономического развития региона, страны и муниципального образования. Abstract: in this article the author analyzes the problems of strategic management of municipalities. The author reveals the mechanism of the development strategy. Particular attention is drawn to the special importance of strategic management in the development of the municipality. The strategy of development of the municipality is an extremely important document, which formed the final conclusions on the objectives of social and economic development of the territory, the factors and mechanisms of motion and methods to manage this movement. These conclusions are based on and taking into account new trends and features of the socio-economic development of the region, the country and the municipality.
Ключевые слова: стратегия, муниципальные образования, программы, ресурсы. Keywords: strategy, municipalities, programs, resources.