Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
935
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОВЗ / ИНВАЛИДЫ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ / РЫНОК ТРУДА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стофорандова Виктория Васильевна, Салихов Гасан Шамильевич, Мисриханова Батина Ахмедовна

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с трудоустройством людей с ограниченными возможностями, решение которых невозможно без комплексного подхода. Анализ этих вопросов показал, что необходимо проделать большую работу для того, чтобы трудоустроить людей с ОВЗ, чтобы они владели определенными знаниями, позволяющие им найти работу на рынке труда. Кроме того, следует провести работу и с работодателями, которые зачастую не берут людей с ОВЗ на работу, потому что не имеют опыта работы с такой категорией людей. Определено, что государственные программы, связанные с решением проблем по трудоустройству людей с ОВЗ показали свою неэффективность, и сводятся к системе квот на рабочие места, которая, к сожалению, на практике не работает. В связи с этим в работе обоснована значимость и актуальность разработки и внедрения социальных проектов по трудоустройства лиц с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Стофорандова Виктория Васильевна, Салихов Гасан Шамильевич, Мисриханова Батина Ахмедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF SOCIAL PROJECTS ON EMPLOYMENT OF PERSONS WITH DISABILITIES HEALTH OPPORTUNITIES

This article discusses issues related to the employment of people with disabilities, the solution of which is impossible without an integrated approach. The analysis of these issues showed that a lot of work needs to be done in order to employ people with disabilities, so that they possess certain knowledge that allows them to find a job in the labor market. In addition, it is necessary to work with employers, who often do not hire people with disabilities, because they do not have experience working with such a category of people. It is determined that state programs related to solving problems of employment of people with disabilities have shown their inefficiency, and are reduced to a system of quotas for jobs, which, unfortunately, does not work in practice. In this regard, the paper substantiates the importance and relevance of the development and implementation of social projects for the employment of persons with disabilities.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 364.1 СТОФОРАНДОВА ВИКТОРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

к.э.н., доцент кафедры ТиИСР, Социальный факультет, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: [email protected]

САЛИХОВ ГАСАН ШАМИЛЬЕВИЧ

магистр 2 года обучения, Социальный факультет, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: [email protected]

МИСРИХАНОВА БАТИНА АХМЕДОВНА

магистр 2 года обучения, Социальный факультет, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: [email protected]

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с трудоустройством людей с ограниченными возможностями, решение которых невозможно без комплексного подхода. Анализ этих вопросов показал, что необходимо проделать большую работу для того, чтобы трудоустроить людей с ОВЗ, чтобы они владели определенными знаниями, позволяющие им найти работу на рынке труда. Кроме того, следует провести работу и с работодателями, которые зачастую не берут людей с ОВЗ на работу, потому что не имеют опыта работы с такой категорией людей. Определено, что государственные программы, связанные с решением проблем по трудоустройству людей с ОВЗ показали свою неэффективность, и сводятся к системе квот на рабочие места, которая, к сожалению, на практике не работает. В связи с этим в работе обоснована значимость и актуальность разработки и внедрения социальных проектов по трудоустройства лиц с ОВЗ.

Ключевые слова: лица с ОВЗ, инвалиды, трудоустройство инвалидов, рынок труда, социальный проект.

STOFORANDOVA VICTORIA VASILYEVNA

Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Timsr, Social Faculty, Dagestan State University, e-mail: [email protected]

SALIKHOV HASAN SHAMILEVICH

Master of 2 years of study, Social Faculty, Dagestan State University,

e-mail: [email protected]

MISRIKHANOVA BATINA AKHMEDOVNA

Master of 2 years of study, Social Faculty, Dagestan State University, e-mail: [email protected]

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF SOCIAL PROJECTS ON EMPLOYMENT OF PERSONS WITH DISABILITIES HEALTH OPPORTUNITIES

Abstract. This article discusses issues related to the employment of people with disabilities, the solution of which is impossible without an integrated approach. The analysis of these issues showed that a lot of work needs to be done in order to employ people with disabilities, so that they possess certain knowledge that allows them to find a job in the labor market. In addition, it is necessary to work with employers, who often do not hire people with disabilities, because they do not have experience working with such a category of people. It is determined that state programs related to solving problems of employment of people with disabilities have shown their inefficiency, and are reduced to a system of quotas for jobs, which, unfortunately, does not work in practice. In this regard, the paper substantiates the importance and relevance of the development and implementation of social projects for the employment of persons with disabilities. Keywords: persons with disabilities, disabled people, employment of disabled people, labor market, social project.

1. Введение. В настоящее время, когда рынок стремительно развивается, внедряются передовые технологии и постоянно растет конкуренция, людям приходится доказывать свою профессиональную пригодность. Это особенно сложно людям с ОВЗ хотя и со стороны государства им гарантируется право на получение образование в любом образовательном учреждении, а также право на дальнейшее трудоустройство, на практике большая часть отечественных вузов не могут обеспечить условия для обучения инвалидов. Не готовы принимать их на работу и работодатели.

Люди с ограниченными возможностями здоровья (далее лица с ОВЗ) - это люди с особенностями здоровья, которые имеют ограничения в физическом и (или) психическом развитии. К таким людям относятся люди, имеющие нарушения со слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратом и т.д. Однако, несмотря на довольно широкое и частое использование термина «лицо с ОВЗ» в нормативных и правовых документах, данное понятие не получило до сих пор четкого определения. Основная проблема - к лицам с ОВЗ относят как инвалидов, так и лица, которым официально инвалидность не назначена. Поэтому, сегодня весьма актуальным является вопрос о соотношении понятий «инвалид» и «лицо с ОВЗ». В своей работе мы рассматриваем данное понятие как синоним понятия «инвалиды».

Проблема трудоустройства людей с ОВЗ в сегодняшних условиях высокой конкуренции очень актуальна. Это обусловлено тем, что государство активно стремится развивать социально ориентированную экономику с соблюдением норм трудового законодательства. Однако на практике, сталкиваются с серьезными проблемами в вопросах трудоустройства людей с ОВЗ. Многие исследователи отмечают, что сложности возникают из-за наличия нозологического статуса, или присутствующего в обществе стереотипов в отношении возможностей людей с ОВЗ.[1]

Под трудоустройством лиц с ограниченными возможностями здоровья исследователь Арбуз А.В. понимает систему мероприятий, которая позволит людям с ОВЗ реализовать свой потенциал, путем предоставления им работы, с условия труда соответствующими их здоро-вью.[2]

С. Лебедева в своем работе «Работа с лицами с ОВЗ: опыт регионального центра содействия трудоустройству лиц с ОВЗ» перечислила следующие проблемы при трудоустройстве лиц с ОВЗ.[3] Первая категория - личностные проблемы. К ним относятся, проблемы, связанные с трудностями в процессе установления межличностных отношений; проблемы, связанные с заниженной или завышенной самооценкой; проблемы, связанные с личностными установками, неподдающиеся мотивации, а также проблемы, связанные с завышенным уровнем претензий. Вторая категория - социальные проблемы. К данным проблемам относится: низкая конкурентоспособность людей с ОВЗ по сравнению с другими категориями людей; проблемы, связанные с тем, что со стороны работодателей в отношении вакансий, не предоставляются специальные условия труда, необходимые для инвалидов; опасения лиц с ОВЗ, связанные с потерей пенсии по инвалидности в случае трудоустройства; проблемы, связанные с тем, что работодатели отказываются брать людей с ОВЗ; отсутствие трудовых вакансий дистанционного плана для людей с ОВЗ и т.д.

2. Основная часть. Применение социального проектирования, как инновационного метода, позволит изменить ситуацию с трудоустройством лиц с ОВЗ в лучшую сторону, путем включения данной категории лиц в социально значимую деятельность. посредством социаль-

ного проектирования.[4]

Социальный проект для трудоустройства лиц с ОВЗ представляет собой комплексную помощь и содействие трудоустройству инвалидов независимо от возраста и проживания. Такой проект - это помощь людям с ОВЗ найти себя на рынке труда, определится с будущей профессией, научиться выстраивать правильные отношения как с работодателем, так и с коллективом.

В своей работе Б. Айсмонтас и И. Быстрова подчеркнули, что особое место в социальном проекте занимает деятельность по трудоустройству лиц с инвалидностью и ОВЗ. .[5] Такая деятельность должна включать: (Рис.1.)

Деятельность по трудоустройству людей с

ОВЗ

■ изучение профессиональных коыпетенщй (ангапровалне), составление профессиональных характеристик шщ с ОВ'З,

* помощь лицам с инвалидностью в оформлении портфолио, в когткретгоацпп запроса к содержанюо профессиональной деятельности и условиям труда;

* обучение техжшсяиямпонека работы, обучение составлению резюме, подготовка е прохоядению собеседовании;

■ обучение работе с ннтернет-сайтами но по»н;ку работ, с базой данных работодателей, с базой данных партнерских организаций, оказывакхцих содействие в трудоустройстве;

■ информирование работодателей о вьиг. сиии^отнвгиыд.о: и 'ищич с ограниченными ВОЗМОЖНОСТЯМИздоровья, ведение с ними переговоров о возможностях трудоустройства;

* индивидуальное консультирование в выборе вариантов труцсц-сгроЛства относительно уровЯЯПрофеСЯЮналЬИЫХ нжпетещий каждого выпускника, состояния здоровы и Л1 гчност ных качеств,

* гахозденне вакансии для конкретного выпускника, знакомство выпусипка с должностными обязанностям][ТОЙ ¡ил: ИНОЙ вакантной ставыI.

■ анализ причин отка-за в трудоустройстве работодателем или отказ соискателя от вакансии;

* поддержка и помощь в преодолении барьеров, возникающих в процессе поиска работы н трудоустройстве,

* оказание помощи в профессиональной адаИПЗДИК и с0ЩалиЗШ1п[ после трудоустройся а

Рис.1. Деятельность по трудоустройству людей с ОВЗ

Таким образом, для того чтобы, социальный проект был успешным, необходимо либо скорректировать действующую систему, либо создать новую для решения вопросов, связанных с трудоустройством людей с ОВЗ.

Выше уже отмечалось, что особую значимость и актуальность разработке и внедрению социальных проектов придает практически полное отсутствие возможности трудоустройства лиц с ОВЗ. Государственные программы, связанные с решением проблем по трудоустройству людей с ОВЗ показали свою неэффективность, т.к. все они сводятся к следующему:

- система квот на рабочие места, которая, к сожалению, на практике не работает.

- программа, связанная с временным трудоустройством социально незащищённых слоёв населения.

Первая система регулируется региональными властями, а вторая федеральной государственной службой занятости населения. Программы в действующем виде несовершенны. В них не учитывается возможность обеспечить людей с ОВЗ условиями, которые позволят им наравне с другими работать. Поэтому они не могут решить проблем, связанных с трудоустройством лиц с ОВЗ.

Многие регионы РФ, вообще, не имеют каких-либо программ по созданию особых условий на рабочем месте для людей с ОВЗ. Большая часть людей с ОВЗ не получают никакой помощи со стороны государства в процессе устройства на работу, а государственные структуры обеспечивают работой только тех инвалидов, которые не нуждаются в специальных условиях труда, ни в государственной поддержке. А таких людей всего небольшая часть.

Такое положение ещё раз говорит об актуальности проектной деятельности. Если людей с ОВЗ разделить на определенные пласты в зависимости от услуг, в которых они нуждаются, то такое разделение будет иметь следующий вид (рисунок 2).

Рис.2. Три вида пластов для успешного трудоустройства инвалидов

Первый пласт. Сюда относятся лица с ОВЗ, которые могут работать, но не владеют информацией о вакансиях, подходящих для них. Таким людям нужна помощь информационного характера: составить резюме, подготовиться к собеседованию с работодателем и с будущей профессией.

Второй пласт. Сюда относятся лица с ОВЗ, у которых проблемы с трудоустройством, вследствие присутствующего в обществе негативного опыта в отношении лиц с ОВЗ и невозможностью ими получить наравне со сверстниками образования, устроиться на работу. Таким людям нужна помощь профессионального и психологического характера.

Третий пласт. Сюда относятся лица, которым необходима помощь, и в трудоустройстве и на стартовом этапе работы. В данную категорию людей входят лица, у которых тяжелые нарушения здоровья и болезни психологического характера. Им оказывать помощь могут только специалисты-наставники в данных областях.

На рисунке 3. представлены уровни, которые связаны с уровнями из рисунка 2. и также могут рассматриваться при решении проблем, связанных с трудоустройством людей с ОВЗ. При создании проекта, данные рассматриваемые в таблице также используются.

Целью разработки социальных проектов по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья является содействие трудоустройству лиц с ОВЗ в возрасте от 18 до 60 лет на открытом рынке труда.

На основании данной цели при разработке проекта, необходимо решить следующие задачи:

- повысить доступность информации о возможных вакансиях людям с ОВЗ, а также в вопросах, связанных с трудоустройством правового характера.

- развивать у лиц с ОВЗ навыки самопрезентации, т.е. умение составлять резюме, навыки коммуникации, т.е. способности вести общение с потенциальными работодателями.

- повысить интерес к работе у лиц с ОВЗ.

- улучшить профобразование для лиц с ОВЗ

- развивать организации и объединения, занимающиеся трудоустройством лиц см ОВЗ.

Рис.3. Необходимые уровни для успешного трудоустройства

Проекты должны рассматривать следующие мероприятия:

- создание базы данных для инвалидов, ищущих работу.

- осуществление ярмарки вакансий для лиц с ОВЗ, включая виртуальные.

- разработка биржи труда, ориентированной специально на людей с ОВЗ, с выполнением таких функций как переподготовка.

- мониторинг выпускников образовательных учреждений выявления необходимости по сопровождаемой занятости;

- организация индивидуального профессионального консультирования, определение компетенций лиц с инвалидностью;

- проведение предварительных переговоров с потенциальными работодателями о возможности трудоустройства инвалидов;

- организация взаимодействия работодателя с инвалидом в целях его трудоустройства, оказание помощи в подготовке, сопровождении и проведении собеседования с работодателем;

- определение необходимости прохождения инвалидом профессионального и дополнительного профессионального образования, оказание ему помощи в их получении;

- формирование с учетом потребности инвалида маршрута его передвижения до места работы и по территории организации работодателя;

- обеспечение доступности для инвалида необходимых служебных помещений организации-работодателя и информации;

- определение мероприятий по оснащению (оборудованию) специального рабочего места в организации-работодателе;

- определение особенностей распорядка рабочего дня инвалида с учетом норм трудового законодательства;

- консультирование специалистов организации-работодателя, работающих с инвалидом, по вопросам оказания помощи в освоении им трудовых обязанностей;

- определение совместно с работодателем необходимости организации работодателем наставничества и оказание ему помощи при необходимости, в том числе ознакомление наставника с трудовыми обязанностями и условиями труда инвалида;

- анализ процесса адаптации трудоустроенных инвалидов на рабочих местах, выявление имеющихся проблем адаптации и наличия барьеров, мешающих исполнению инвалидом трудовых обязанностей; формирование и реализация системы мер для их устранения;

- освещение хода реализации проекта в средствах массовой информации;

- проведение заседания «круглого стола» по итогам реализации проекта с участием представителей общественных организаций инвалидов, образовательных организаций, работодателей, заинтересованных министерств;

- проведение иных мероприятий, самостоятельно предложенных юридическим лицом и

(или) индивидуальным предпринимателем для реализации в рамках осуществления деятельности по сопровождаемому содействию занятости инвалидов, соответствующих целям.[6]

Проект включает шесть этапов.

- 1 этап - информационный - данный этап заключается в сборе информации о положении людей с ОВЗ в стране и республике.

- 2 этап - координационный - заключается в отборе волонтеров среди студентов и сотрудников с целью активизировать студенческую молодежь, включая будущих психологов, для того, чтобы сформировать у них активную гражданскую позицию.

- 3 этап - методический - заключается в обсуждении проекта, утверждении календарного плана по необходимым мероприятиям, в формировании материально-технической базы проекта, и в последующей разработке бизнес-плана, плана маркетинга.

- 4 этап - организационный - заключается в проведении двух событий. Первое связано с созданием сайта, второе с маркетингом проекта. Данный этап связан с организацией социального партнерства, с последующим заключением соглашений о сотрудничестве.

- 5 этап - практическая реализация проекта - заключается в проведении мероприятий, связанных с обслуживанием сайта, осуществлением консультаций со стороны психологов, юристов с инвалидами.

- 6 этап - аналитический - данный этап заключается в следующем: обобщаются результаты, полученные в ходе предыдущих этапов, проводится анализ, связанный с реализацией проекта, оценивается эффективность всей работы. На данном этапе предоставляется отчет руководителем проекта с использованием качественных и количественных показателей. Для подведения итогов, предполагается пригласить представителей ведомств и структур в рамках круглого стола для того.

В рамках проекта формируют информационный портал, который обеспечит участников комплексным подходом. Таким как:

- общение со специалистами по трудоустройству. Людей с ОВЗ ориентируют по выбору ВУЗов, профессиональной ориентации и т.д.

- обучение. Люди с ОВЗ получают помощь в вопросах, связанных с составлением резюме, прохождением собеседования и т.д.

- мотивационный контент. Материалы мотивационной направленности, видеоролики с успешными людьми с инвалидностью, показываются людям с ОВЗ с целью пробуждения у них интереса к труду.[7]

Создание такого социального проекта может привести к определенным социальным переменам, стать движущейся силой и изменить стереотипное мышление людей с ОВЗ.

Проект должен не только отражать основные направления по оказанию лицам с ОВЗ помои, но и сформировать такие механизмы, способные решить проблемы занятости людей с ОВЗ, перейти к конструктивным изменениям в работе государственных организаций.

Особенно актуальны такие проекты в трудоизбыточных регионах, к числу которых относится Республика Дагестан. В 2020 году по данным ГУ - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Дагестан на территории республики зарегистрировано 170,8 тыс. инвалидов трудоспособного возраста (в 2019 г. 175,2 тыс.), из которых осуществляют трудовую деятельность 39,9 тыс. инвалидов (в 2019 г. 41,4 тыс.) что составляло 23,3% (в 2019 г. 23,6%) от общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

В рамках реализации государственной программы Республики Дагестан «Содействие занятости населения» органами государственной службы занятости населения Республики Дагестан было трудоустроено:

- в 2020 году 1,5 тыс. чел. из 3.0 тыс. обратившихся инвалидов (из них 2,7 тыс. на временные работы.);

- в 2019 году 3,8 тыс. чел. из 4,8. тыс. обратившихся инвалидов (из них 1.2 тыс. на временные работы.). (рис.2)

Практика показывает, что государственные органы службы занятости Дагестане не могут в полной мере помочь людям с ОВЗ трудоустроиться. Это обусловлено тем, что нет вакансий, подходящих для данной категории людей. (на 1.04.20 г. по РД имелась всего 1031 вакансия). В этих условиях особую значимость приобретает разработка и внедрение социальных проектов для повышения занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

400 350 300 250 200 150 100 50 0

1

1

170,8 338,2

175,2

39,9 1 41,4

2020 год

2019 год

Общее количество инвалидов

1 Количество лиц трудоспособного возраста

1 Всего трудоустроено

1 Процент от общей числености инвалидов т/в

Рис.4. Трудоустройство инвалидов в Республике Дагестан (на тыс. чел).[8]

Рис. 5. Трудоустройство инвалидов, обратившихся в органы службы занятости населения в рамках реализации государственной программы РД «Содействие занятости населения» (тыс. чел).[8]

В регионе уже имеется некоторый опыт реализации таких социальных проектов. Одним их них можно назвать социальный проект «Ювелирный цех для инвалидов колясочников». 31 января 2020г открылась в Махачкале, благодаря проекту Ювелирная мастерская, где работают инвалиды-колясочники и люди с ограниченными возможностями здоровья. Основное направление проекта состоит в том, чтобы создать такие условия, которые позволят лицам с ОВЗ успешно адаптироваться на современном рынке труда, профессионально подготовить и трудоустроить лиц с ОВЗ в течении года в городе Махачкала.

Проект ориентирован на то, чтобы решить такие проблемы, связанные с привлечением людей с тяжелой группой инвалидности к трудовой деятельности, особенно с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Данную категорию людей невозможно устроить на обычное производство, вследствие того, что они передвигаются с помощью колясок, костылей, протезов. Социальный проект внес значительный вклад в решение проблемы, связанной с адаптацией и привлечением к трудо-

устройству данной маломобильной категории людей.

Помещение полностью оборудовано по стандартам программы «Доступная среда», в нем есть все необходимое для обучения и работы людей с инвалидностью. Здесь инвалиды-колясочники могут не только учиться и работать, но и с пользой провести свой досуг.

30

16 Посещают ( человек)

1 1 1 на 01.01.2020г на 01.01.2021г

Рис. 6. Количество лиц, посещающих мастерскую

Исходя из данной диаграммы, мы видим, что с каждым годом увеличивается количество лиц, посещающих мастерскую, в 2020 году после открытия мастерской посещали 16 человек, в этом году - уже 30.

Социальный проект по содействию трудоустройству инвалидов «Вектор развития».

Проект «Вектор развития» - это комплексная помощь и содействие трудоустройству инвалидов независимо от проживания. Основная цель проекта заключается в том, на современном рынке содействовать людям с ОВЗ в трудоустройстве в возрасте от 18 до 60 лет.

Данный проект расширяет возможности для инвалидов-колясочников в выборе профессии, в выстраивании своих отношений в коллективе, в презентации себя перед потенциальными работодателями. Также проект собирает актуальные резюме людей с инвалидностью для квот Минтруда и работодателей.

Результаты проекта: Около 400 человек посетили или узнали о портале, около 500 была оказана консультационная помощь, 5 специалистов по проблемам трудоустройства представили на нем свои материалы. Создаются базы данных, в которых размещаются резюме лиц с ОВЗ, а также действующие вакансии, предлагаемые работодателями. Проведение форума -создание дискуссионной площадки для поиска путей решения проблемы трудоустройства инвалидов, выработки конкретных действий по данному вопросу.

В 2019 г. в городе Махачкала открыто первое в России социальное кафе «Кафе перемен», большую часть сотрудников которого составляют люди с ограниченными возможностями здоровья. Такой проект позволил 15 молодым людям с ОВЗ и двум поварам решить вопрос с трудоустройством. Для того, чтобы и в дальнейшем данные люди могли работать их специально обучали. С этой целью было приобретено оборудование, которое позволило автоматизировать весь процесс и тем самым помочь людям с ОВЗ работать. Сам зал кафе площадью в 200 квадратных метров, создан таким образом, чтобы люди с ОВЗ, как работники, так и посетители могли беспрепятственно передвигаться в нем. В кафе специальные проезды для колясочников, низкие барные стойки, специально оборудованные санузлы. Второй этаж кафе также специально оборудован для занятий с детьми с особенностями развития.

12 ноября 2020 года состоялся чемпионат «Абилимпикс» профессионального мастерства для лиц с ОВЗ президентской платформы «Россия - страна возможностей». Организаторами проекта в Дагестане выступают Министерство труда и социального развития РД совместно с Министерством образования и науки РД при поддержке Правительства РД. Данная платформа объединяет сегодня уже 21 проект для всех категорий граждан нашей страны.[9]

Абилимпикс - это проект доказывающий, что нет профессий, которые недоступны людям с

ограниченными возможностями здоровья. Это очень важное событие, особенно для людей с ОВЗ. Основная направленность данного проекта связана с созданием условий для того, чтобы сформировать у лиц с ОВЗ профессиональных навыков.[10] Возможность людям с ОВЗ участвовать в таких конкурсах, это ее одна возможность показать себя, свои способности и при этом повысить уровень своего мастерства.[11]

Зайцева Т.М и Кадышева О.С считают, что движение «Абилимпикс» может серьезно кардинально перестроить ситуацию в сфере профессиональной ориентации и трудоустройства людей с ОВЗ, так как способствует эффективному решению социальных проблем людей с ОВЗ. Планируется сформировать инновационную систему профессионального образования для того, чтобы люди с ОВЗ через специальные конкурсы «Абилимпикс Россия» могли трудоустроиться. Главная задача изменить мнение в обществе в отношении людей с ОВЗ и показать, что инвалиды могут не просто работать наравне с другими, но и даже лучше многих в различных профессиях..[12]

3. Выводы. Только совместные действия исполнительных органов власти, организаций и работодателей по вопросам, связанным с трудоустройством людей с ОВЗ, их профессиональным образованием и реабилитацией, не только с общественной точки зрения, но и с экономической целесообразности приведут к успешному решению.

Необходимо задействовать СМИ для улучшения ситуации, чтобы люди, нуждающиеся в помощи по поиску работы, знали, куда обратиться, необходимо привлекать волонтеров для выявления лиц с ограниченными возможностями здоровья, способных заняться общественно полезным трудом, но в силу тех или иных причин пока этого не сделали.

Продвижение модели трудоустройства инвалидов, с целью расширить возможности и обеспечить молодых людей с ОВЗ работой требует решения следующих задач:

- создать модель трудоустройства инвалидов, которую можно будет быстро внедрить в разных регионах, и которая будет подстроена под разные уровни образования и формы инва-лидностей людей с ОВЗ.

- отойти от массового подхода к трудоустройству людей с ОВ, который в настоящее время применяется государственными органами.

- вести сотрудничество с работодателями, с целью обеспечения для людей с ОВЗ новых возможностей в трудоустройстве

- поддержать молодых людей с ОВЗ в трудоустройстве.

- сделать информацию о возможностях людей с ОВЗ на рабочем месте общественно доступной и показать положительный опыт такого трудоустройства

- с помощью электронных рассылок, бюллетеней, веб-сайтов вести распространение информации об успешном опыте работы людей ОВЗ для привлечения работодателей, государственных органов, образовательных учреждений распространять успешный опыт и практику работы среди работодателей, государственных структур, университетов и других организаций.

В целом, исследование показало, что на территории РД процесс разработки и внедрения социальных проектов по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья начинает свое активное формирование, хотя и сталкивается при этом с рядом проблемных вопросов. Однако, несмотря на эти сложности, использование проектного подхода имеет значительные преимущества по содействию занятости лиц с ОВЗ и инвалидов.

Литература

1. Парфёнова Т. А. Лица с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы к определению понятия//В сборнике: Инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества. 2017. С. 255-258.

2. Арбуз А.В. Новые подходы к трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья// Вестник Омского университета, серия «Экономика». -№7. -2019.

3. Лебедева С.Ю. Работа с лицами с ОВЗ: опыт регионального центра содействия трудоустройству лиц с ОВЗ// Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 64-69.

4. Ладная Л.А. //Социальные проекты как отражение уровня социальной активности населения //Материалы Ивановских чтений 2019 №1 (23). С. 198-204с.

5. Айсмонтас Б.Б., Быстрова И.В. Методические рекомендации по обучению студентов с ОВЗ, учебное пособие для преподавателей ВПО М.: МГППУ 2013. - 43с.

6. Марголис А. А., Рубцов В. В., Серебрянникова О. А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 10-17.

7. Вохменцева Е.А. Проектная деятельность учащихся как средство формулирования ключевых компе-

тенций. 2011. С. 58 - 65

8. Министерство труда и социального развития Республики Дагестан [Электронный ресурс] офиц. сайт - Режим доступа: http://mintrudrd.ru/news/item/6218«Социальный вестник»

9. Концепция проведения конкурсов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс» на2018-2020годы. URL: https: //abilympicspro.ru/netcat_files /108/120/ Kontseptsiya_Abilimpix 2018 2020_pdf

10. Иванова Н. В. «Абилимпикс» - возможности без границ // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17. № 1(19). Ч. 2. С. 182-182.

11. Романенкова, Д. Ф. Реализация мероприятий по обеспечению доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ в РФ //2016. № 3 (11). С. 25-30.

12. Зайцева Т.М., Кадышева О.С Чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ "Абилимпикс" как форма профориентационной работы. Инновационное развитие профессионального образования. 2018. Т. 20. № 4. С. 72-76.

References:

1. Parfyonova T. A. Lica s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: sovremennye podhody k opredeleniyu ponyatiya//V sbornike: Innovacionnye tekhnologii i problemy ustojchivogo razvitiya obshchestva. 2017. S. 255258.

2. Arbuz A.V. Novye podhody k trudoustrojstvu lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya// Vestnik Omskogo universiteta, seriya «Ekonomika». -№7. -2019.

3. Lebedeva S.YU. Rabota s licami s OVZ: opyt regional'nogo centra sodejstviya trudoustrojstvu lic s OVZ// Sbornik materialov vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 64-69.

4. Ladnaya L.A. //Social'nye proekty kak otrazhenie urovnya social'noj aktivnosti naseleniya // Materialy Ivanovskih chtenij 2019 №1 (23). S. 198-204s.

5. Ajsmontas B.B., Bystrova I.V. Metodicheskie rekomendacii po obucheniyu studentov s OVZ, uchebnoe posobie dlyaprepodavatelej VPO M.: MGPPU 2013. - 43s.

6. Margolis A. A., Rubcov V. V., Serebryannikova O. A. Koncepciya proekta razvitiya kachestva i dostupnosti vysshego obrazovaniya dlya lic s invalidnost'yu v Rossijskoj Federacii // Psihologicheskaya nauka i obra-zovanie. 2017. T. 22. № 1. C. 10-17.

7. Vohmenceva E.A. Proektnaya deyatel'nost' uchashchihsya kak sredstvo formulirovaniya klyuchevyh kompe-tencij. 2011. S. 58 - 65

8. Ministerstvo truda i social'nogo razvitiya Respubliki Dagestan [Elektronnyj resurs] ofic. sajt - Rezhim dostupa: http://mintrudrd.ru/news/item/6218«Social'nyj vestnik»

9. Koncepciya provedeniya konkursov po professional'nomu masterstvu sredi invalidov i lic s OVZ «Abilimpiks» na2018-2020gody. URL: https: //abilympicspro.ru/netcat_files /108/120/KontseptsiyaAbilimpix

2018 2020_pdf

10. Ivanova N. V. «Abilimpiks» - vozmozhnosti bez granic // Studencheskaya nauka i XXI vek. 2020. T. 17. № 1 (19). CH. 2. S. 182-182.

11. Romanenkova, D. F. Realizaciya meropriyatij po obespecheniyu dostupnosti srednego professional'nogo obrazovaniya dlya invalidov i lic s OVZ v RF//2016. № 3 (11). S. 25-30.

12. Zajceva T.M., Kadysheva O.S CHempionat po professional'nomu masterstvu sredi invalidov i lic s OVZ "Abilimpiks" kak forma proforientacionnoj raboty. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2018. T. 20. № 4. S. 72-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.