Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДИКИ МОНИТОРИНГА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ УРОВНЕМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ'

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДИКИ МОНИТОРИНГА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ УРОВНЕМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колесников О.Л., Худякова О.Ю., Колесникова А.А., Тарабрина Ю.О.

В статье рассматривается метод оценки качества высшего образования. Методика позволяет оценить удовлетворенность работодателей уровнем подготовки студентов. Оценка проводится во время производственной практики.The article considers a method of evaluating the quality of higher education. This methodology allows to evaluate the satisfaction of employers by level of training of students. The assessment is carried out during practical training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колесников О.Л., Худякова О.Ю., Колесникова А.А., Тарабрина Ю.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДИКИ МОНИТОРИНГА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ УРОВНЕМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ»

Колесников О.Л., доктор медицинских наук профессор, начальник отдела менеджмента качества

Худякова О.Ю.

специалист отдела менеджмента качества

Колесникова А.А., к.мед.н.

доцент

кафедра поликлинической терапии и клинической фармакологии

Тарабрина Ю. О. ассистент

кафедра поликлинической терапии и клинической фармакологии Южно-Уральский государственный медицинский университет

Россия, г. Челябинск РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДИКИ МОНИТОРИНГА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ УРОВНЕМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается метод оценки качества высшего образования. Методика позволяет оценить удовлетворенность работодателей уровнем подготовки студентов. Оценка проводится во время производственной практики.

Ключевые слова: образование, качество, удовлетворенность потребителя.

The article considers a method of evaluating the quality of higher education. This methodology allows to evaluate the satisfaction of employers by level of training of students. The assessment is carried out during practical training.

Key words: education, quality, customer satisfaction.

Обеспечение высокого качества образования является одной из важнейших задач современной высшей школы. С одной стороны, этого требует развитие общества, для нормального функционирования которого необходимы грамотные специалисты различных специальностей. Эти люди обязаны обеспечить динамичное развитие страны и должны быть готовы к выполнению профессиональных обязанностей в постоянно изменяющихся условиях. С другой стороны, в настоящее время вузы находятся в обстановке достаточно жесткой конкуренции. Для сохранения образовательно учреждения и его развития необходим достаточно высокий рейтинг среди обучающихся и потенциальных работодателей. Все это делает жизненно необходимым достижение и поддержание высокого качества высшего образования.

Согласно данным литературы, существуют различные варианты определения термина «качество образования» и его оценки. Кубанов Р.А. (2014) указывает на следующие подходы к этому понятию: интуитивно-эмпирический, формально-отчетный, психологический, педагогический, процессуальный, результирующий, комплексный, многопараметрический, методологический, интегрирующий, лично-ориентированный, социальный.

Автор считает, что для высшего образования понятие качество должно определяться как соответствие требованиям потребителей, которыми для высшего образования являются студенты, и их родители, работодатели и общество в целом [3].

В действующем Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» качество образования рассматривается в виде комплексной характеристики, которая выражает степень соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и (или) потребностям физических (или юридических) лиц, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность [5].

Одним из основных потребителей высшего образования являются потенциальные работодатели для подготовленных вузом специалистов. Удовлетворенность работодателей уровнем подготовки является определяющим фактором в трудоустройстве выпускников и способствует эффективной социальной адаптации. Этот момент указывает на целесообразность определения мнения потребителей (особенно работодателей) относительно уровня образования и учета полученных данных при планировании и реализации образовательного процесса в вузах. Целесообразность использования мнения работодателей в качестве средства управления качеством образования активно обсуждается в литературе [1,4].

Учитывая все вышеизложенное, в ЮУГМУ проведена разработка методики, позволяющая обеспечить мониторинг удовлетворенности работодателей, частично описанная нами ранее [2].

1 этап работы - проектирование. Сегодня в учебных планах подготовки обучающихся обязательно присутствует производственная практика. В этот период происходит взаимодействие с потенциальными работодателями в условиях реальных медицинских (или фармацевтических) учреждений. Отчетные документы по результатам практики заполняют и подписывают кураторы от учреждения, что позволяет получить официальный отзыв о студентах. Такой подход также обеспечивает массовый опрос работодателей. Был разработан вариант опросника, дающий комплексную оценку деятельности и подготовки обучающихся. В него входят: 1) общая оценка за практику; 2) наличие нарушений трудовой дисциплины; 3) уровень удовлетворенности по параметрам: а) уровень практических навыков, б) уровень теоретических знаний, в) отношение к поручаемой работе, г) взаимоотношения с персоналом учреждения. Предлагаются следующие варианты ответов: полностью неудовлетворен(а), частично неудовлетворен(а), невозможно оценить точно, частично удовлетворен(а), полностью удовлетворен(а). Дополнительно вводится пункт - замечания и предложения по организации проведения практики.

2 этап - внедрение. В настоящее время проводится переработка положения о проведении практики в соответствии с новыми нормативными документами. В новый вариант положения будут включены указанные выше

вопросы. После утверждения положения и введения его в действие опросник по удовлетворенности потребителей будет включен в отчетные документы по практике.

3 этап - реализация методики. По мере прохождения студентами производственной практики будет накоплен материал, отражающий мнение работодателей о подготовке студентов и их отношении к порученной работе. Поскольку практика проводится ежегодно, накопление данных обеспечит регулярный мониторинг удовлетворенности потребителя образовательных услуг.

4 этап - анализ результатов и их представление руководству ЮУГМУ. Результаты анализа удовлетворенности работодателей будут включены в анализ системы менеджмента качества со стороны руководства. Этот документ представляется Ученому совету университета. При необходимости возможна разработка корректирующих действий по отдельным звеньям образовательного процесса.

Использованные источники:

1. Долгушин, И.И. Анкетирование работодателей о качестве подготовки дипломированных специалистов / И.И. Долгушин, И.А. Волчегорский, О.Л. Колесников и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы III научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство «Челябинская государственная медицинская академия», 2012. - С. 34-37.

2. Колесников, О.Л. Методика оценки удовлетворенности работодателей и результаты её применения / О.Л. Колесников, О.Ю. Худякова, А.А. Колесникова и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV Всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 59-61.

3. Кубанов, Р.А. Качество высшего образования глазами работодателя / Р.А. Кубанов // European science review. - 2014. - Вып. № 5-6. - С. 72-75.

4. Опфер, Е.А. Мониторинг требований работодателей как средство управления качеством образовательного процесса в вузе / Е.А. Опфер // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2013. - Вып. № 10 (85). - С. 89-94.

5. Российская федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ // Российская газета. - 2012. - 31 декабря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.