ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Удовлетворенность работодателей качеством подготовки и работой студентов лечебного факультета
12 3
Колесников О. Л. , Гизингер О. А. , Савочкина А. Ю.
1Колесников Олег Леонидович /Kolesnikov Oleg Leonidovich - доктор медицинских наук,
профессор, кафедра биологии;
2Гизингер Оксана Анатольевна / Gizinger Oksana Anatolievna - доктор биологических наук,
профессор;
3Савочкина Альбина Юрьевна / Savochkina Albina Yurievna - доктор медицинских наук,
профессор,
кафедра микробиологии, вирусологии, иммунологии и клинической лабораторной диагностики, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск
Аннотация: в статье приведены результаты оценки удовлетворенности работодателей подготовкой и работой студентов во время производственной практики. Работодатели полностью удовлетворены практическими навыками студентов в 92 % случаев. Полная удовлетворенность теоретической подготовкой зафиксирована в 91,8 % случаев.
Ключевые слова: высшее образование, качество образования, удовлетворенность работодателей, удовлетворенность потребителей.
Актуальность проблемы.
Вопросы обеспечения высокого качества образования являются приоритетными в развитии системы образования в РФ. Эти проблемы касаются всех уровней образования, выделяемых в нашей стране. Болотов В. А. (2005) подчеркивает, что необходимо различать понятия «качество образования» и «качество обученности». Качество образования рассматривается как интегральная оценка, которая должна включать в себя: 1) соответствие результатов образовательного процесса нормативным требованиям; 2) соответствие личностным ожиданиям; 3) соответствие социальным ожиданиям [1].
Одним из подходов к оценке качества образования является соответствие требованиям потребителей [1]. В качестве потребителей различных уровней выступают сами обучающиеся, их родители, органы местной и федеральной власти и работодатели. Важность оценки удовлетворенности работодателей результатами образовательного процесса и учета результатов этой работы при планировании и реализации деятельности образовательных учреждений широко обсуждается в литературе [2; 3].
Материалы и методы.
В настоящей работе использована методика оценки удовлетворенности работодателей подготовкой и деятельностью студентов во время производственной практики. Подробно методика и этапы её разработки были описаны ранее [4, 5].
В 2015 году производственную практику в качестве помощников медицинской сестры (палатной или процедурной) проходили 350 студентов 2 курса лечебного факультета ЮУГМУ. При подготовке статьи обработано 250 отчетов по практике.
Студенты во время практики выполняли различные действия, среди которых можно отметить: прием и сдача дежурств, определение роста и массы тела, определение окружности грудной клетки, транспортировка больного на кресле -каталке или носилок, проведение туалета полости рта, закапывание капель в глаза и промывание глаз, проведение туалета ушей, измерение температуры тела и регистрация данных измерения в температурном листе, постановка согревающего или
холодного компресса, приготовление и подача грелки или пузыря со льдом больному, подсчет числа дыхательных движений, определение артериального пульса на лучевой артерии, измерение артериального давления и т. д.
Полученные результаты.
Полученные результаты представлены в таблице 1. Необходимо отметить, что ни в одном случае не было отмечено «полностью не удовлетворен(а)» и «невозможно оценить точно». Практическими навыками студентов работодатели удовлетворены (полностью - в 92 % случаев, частично - в 8 %), Несколько хуже ситуация с уровнем теоретических знаний, поскольку в одном случае работодатель был частично не удовлетворен. Однако и по этому показателю полностью удовлетворены работодатели в 91,8 % случаев. Для студентов 2 курса педиатрического факультета полная удовлетворенность практическими навыками отмечена в 98,66 % анкет, а теоретической подготовкой - в 93,3 % случаев [6].
Непосредственно деятельность студентов получила весьма высокую оценку. Как видно из таблицы, полная удовлетворенность отношением к работе и взаимоотношениями с персоналом учреждения зафиксированы 99,2 % и 99,6 % соответственно. Для педиатров удовлетворенность по аналогичным критериям составила 100 % [6].
Таблица 1. Удовлетворенность работодателей подготовкой и деятельностью студентов 2 курса лечебного факультета (человек / %)
Частично не Частично Полностью
удовлетворен (а) удовлетворен (а) удовлетворен (а)
Уровень практических 0/0 20/8 230/92
навыков
Уровень теоретических знаний 1/0,4 21/8,4 228/91,8
Отношение к поручаемой работе 0/0 2/0,8 248/99,2
Взаимоотношения с
персоналом 0/0 1/0,4 249/99,6
учреждения
Представители медицинских учреждений также выставляли общую оценку за практику, средняя величина которой - 4,95 (всего 247 оценок, «отлично» - 234, «хорошо» - 13). Оценок «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» не зафиксировано.
Важным моментом является отсутствие нарушений трудовой дисциплины во время практики. Отсутствие замечаний и предложений по организации практики свидетельствует о качественной подготовке и проведении производственной практики подразделениями ЮУГМУ.
Приведенные данные указывают на высокое качество подготовки студентов 2 курса лечебного факультета ЮУГМУ. Накопление результатов удовлетворенности работодателей в динамике для различных курсов и факультетов позволит оценивать качество образования в режиме реального времени.
Литература
1. Болотов В. А. О построении общероссийской системы оценки качества образования // Вопросы образования. - 2005. - № 1. - С. 5-10.
2. Долгушин И. И., Волчегорский И. А., Колесников О. Л. и др. Анкетирование работодателей о качестве подготовки дипломированных специалистов // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования:
менеджмент качества и инновации: материалы III научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство «Челябинская государственная медицинская академия», 2012. - С. 34-37.
3. Опфер Е. А. Мониторинг требований работодателей как средство управления качеством образовательного процесса в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - Вып. № 10 (85). - С. 89-94.
4. Колесников О. Л., Худякова О. Ю., Колесникова А. А., Тарабрина Ю. О. Разработка и внедрение методики мониторинга удовлетворенности работодателей уровнем подготовленности студентов [Электронный ресурс]: // Экономика и социум. 2016. № 2 (21). URL: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_21/Kolesnikov%20O.L.(Sovre mennye%20nauki%20i%20obrazovanie).pdf (дата обращения 29.03.2016).
5. Колесников О. Л., Худякова О. Ю., Колесникова А. А. и др. Методика оценки удовлетворенности работодателей и результаты её применения // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV Всероссийской (VII внутривузовской) научно -практической конференции. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 59-61.
6. Колесников О. Л., Прачева А. А., Худякова О. Ю., Колесникова А. А. Оценка удовлетворенности работодателей качеством подготовки студентов-медиков во время прохождения практики в медицинских учреждениях // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 10-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, февраль, 2016 г.) - Махачкала: ООО «Апробация», 2016. - С. 14-16.
Развитие функциональной грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования
12 3
Джумаева С. А. , Гафурова Н. М. , Холмуродов М. Н.
1Джумаева Санобар Абсаатовна / В]'ишауеуа БапоЪаг ЛЬзаМоша - старший преподаватель;
2Гафурова Надира Мирхасиловна / Gafurova Nadira Mirhasilovna - преподаватель, кафедра общей педагогики;
3Холмуродов Мухитдин Норбоевич /Holmurodov Muhitdin Norboyevich - студент, исторический факультет, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрываются вопросы, связанные с повышением квалификации учителей общеобразовательных школ, рассматриваются образовательные моменты для формирования функциональной грамотности у учащихся общеобразовательных школ.
Ключевые слова: повышение квалификации, переподготовка педагогических кадров, учитель, студент, преподаватель, система образования.
Влияние глобализации и модернизации образования на экономику, изменения в области технологий, коммуникаций и педагогической науки привели к появлению информационного общества, для которого главными продуктами производства являются информация и знания. Становление нынешнего общества потребовало качественного повышения человеческого потенциала и определило первенство образования в процессе общественно-экономического развития. В связи с этим, образование было переориентировано на формирование личности, подготовленной к жизнедеятельности, т.е. способной адаптироваться к происходящим изменениям в