Научная статья на тему 'Оценка качества подготовки студентов 3 и 4 курсов с помощью изучения мнения работодателей'

Оценка качества подготовки студентов 3 и 4 курсов с помощью изучения мнения работодателей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
207
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / CUSTOMER SATISFACTION / EMPLOYER SATISFACTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колесников Олег Леонидович, Шишкова Юлия Сергеевна, Тарабрина Юлия Олеговна

В статье приведены результаты оценки удовлетворенности работодателей подготовкой и работой студентов во время производственной практики. Работодатели полностью удовлетворены практическими навыками студентов 3 курса в 100 % случаев. Полная удовлетворенность теоретической подготовкой студентов 4 курса зафиксирована в 85,3 % случаев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колесников Олег Леонидович, Шишкова Юлия Сергеевна, Тарабрина Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества подготовки студентов 3 и 4 курсов с помощью изучения мнения работодателей»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка качества подготовки студентов 3 и 4 курсов с помощью изучения мнения работодателей

12 3

Колесников О. Л. , Шишкова Ю. С. , Тарабрина Ю. О.

1Колесников Олег Леонидович /Kolesnikov Oleg Leonidovich - доктор медицинских наук, профессор, начальник отдела менеджмента качества, кафедра биологии;

2Шишкова Юлия Сергеевна / Shishkova Yulia Sergeevna - доктор медицинских наук, профессор, кафедра микробиологии, вирусологии, иммунологии и клинической лабораторной диагностики;

3Тарабрина Юлия Олеговна / Tarabrina Yulia Olegovna - ассистент, кафедра поликлинической терапии и клинической фармакологии, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье приведены результаты оценки удовлетворенности работодателей подготовкой и работой студентов во время производственной практики. Работодатели полностью удовлетворены практическими навыками студентов 3 курса в 100 % случаев. Полная удовлетворенность теоретической подготовкой студентов 4 курса зафиксирована в 85,3 % случаев.

Abstract: the article presents the results of the evaluation of satisfaction of employers with the preparation and work of students during practical training. Employers are fully satisfied with practical skills of students of 3rd year in 100 % of cases. Full satisfaction of theoretical training of 4th year students registered in 85,3 % of cases.

Ключевые слова: высшее образование, качество образования, удовлетворенность работодателей, удовлетворенность потребителей.

Keywords: higher education, quality of education, employer satisfaction, customer satisfaction.

Актуальность проблемы.

Для обеспечения опережающих темпов развития любая страна, и Российская Федерация в том числе, нуждается в хорошо подготовленных специалистах, работающих в необходимых отраслях народного хозяйства. Динамичное изменение современной науки и промышленности диктуют необходимость быстрых изменений в образовательном процессе на всех уровнях. В ответ на требования жизни в образовании происходит переход от концепции «знания-умения-навыки» к компетентностному подходу. Целью образования становится не получение знаний, а формирование компетенций - способностей правильно и полно использовать знания и выполнять комплекс действий адекватно тем условиям, в которых действует специалист.

Таким образом, возникает необходимость пересмотра критериев, позволяющих оценить качество образования. Возникает жизненная необходимость учитывать мнение потребителей по отношению к учебному процессу и его результатам. Одной из категорий потребителей являются потенциальные работодатели для выпускников образовательных учреждений. Действующий в настоящее время Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» оговаривает участие работодателей в учебном процессе. Предусматривается участие работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и в проведении процедуры итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений [6].

Ефимова Е. А. считает необходимым создание системы, которая обеспечит постоянную работу по сбору информации об удовлетворенности работодателей выпускниками вуза, анализа этой информации и использовании результатов анализа в планировании и реализации образовательного процесса. По её мнению, требуется также обеспечить мониторинг требований потенциальных работодателей к компетенциям выпускников. Такая деятельность является многогранной и выполняет целый ряд функций: диагностическую, информационную, сравнительную, рефлексивную, интегративную и имиджеобразующую [2].

По мнению, высказанному Яруллиной Л. Р. и Сучковой Т. В., взаимодействие учреждений образования с работодателями должно быть более тесным, чем сейчас. Авторы считают целесообразным формирование партнерских взаимоотношений с потенциальными работодателями. Это может выражаться в различных формах: предоставление мест для проведения практик, руководство дипломными и курсовыми работами студентов, участие в процессе трудоустройства. Важным элементом является непосредственное участие представителей работодателей в учебном процессе (чтение лекций, проведение мастер-классов, организация семинаров) [7]. В ЮУГМУ проводился опрос руководителей медицинских учреждений Челябинской области о качестве подготовки выпускников университета. По 5-бальной системе теоретическая подготовка получила оценку 4,25 балла, готовность к дальнейшему обучению - 4,37 баллов, эрудированность и общая культура оценены в 4,14 балла [1].

В настоящей работе приведены результаты оценки удовлетворенности работодателей подготовкой обучающихся.

Материалы и методы.

В настоящей работе использована методика оценки удовлетворенности работодателей подготовкой и деятельностью студентов во время производственной практики. Подробно методика и этапы её разработки были описаны ранее [4, 5].

В 2015 году производственную практику проходили 27 студентов 3 курса и 14 студентов 4 курса, которые обучаются по специальности медико-профилактическое дело. Третьекурсники выполняли функции помощников лаборанта клинической лаборатории, нами обработано 26 анкет (96,3 %). В процессе прохождения практики студенты выполняли различные действия: подготовка биологического материала к исследованию, приготовление растворов, подготовка основных видов лабораторной посуды, приготовление мазков из биоматериала и их окрашивание, выполнение иммунологических реакций, составление калибровочных кривых для учета результатов исследований, стерилизация различных объектов, оформление медицинской документации. Студенты 4 курса проходили практику в качестве помощников врача стационара в области терапии, хирургии и акушерства. Данные о практике были объединены, всего обработан при подготовке публикации 41 отчет.

Полученные результаты.

Данные по студентам 3 курса представлены в таблице 1.

Таблица 1. Удовлетворенность работодателей подготовкой и деятельностью

студентов 3 курса

Показатель Полностью неудовлетворен Частично неудовлетворен Невозможно оценить точно Частично удовлетворен Полностью удовлетворен

Уровень практических навыков 0 0 0 0 26

Уровень теоретических знаний 0 0 0 0 26

Отношение к поручаемой работе 0 0 0 0 26

Взаимоотно шения с персоналом учреждения 0 0 0 0 26

Как видно из таблицы, в отчетах была отмечена только графа «полностью удовлетворен (а)». Это несколько выше, чем было характерно для студентов 2 курса педиатрического факультета. В этом случае полная удовлетворенность практическими навыками отмечена в 98,66 % анкет, а теоретической подготовкой - в 93,3 % случаев [3]. У педиатров полная удовлетворенность по критериям «Отношение к поручаемой работе» и «Взаимоотношения с персоналом учреждения» также зарегистрирована в 100 % случаев [3].

Как видно из таблицы 2, удовлетворенность медицинских работников деятельностью студентов была несколько ниже, чем в случае 3 курса.

Таблица 2. Удовлетворенность работодателей подготовкой и деятельностью

студентов 4 курса

Частично не Частично Полностью

удовлетворен (а) удовлетворен (а) удовлетворен (а)

Уровень практических 0 12 29

навыков

Уровень теоретических знаний 0 6 35

Отношение к 0 0 41

поручаемой работе

Взаимоотношения с

персоналом 0 2 39

учреждения

Полная удовлетворенность теоретическими знаниями отмечена в 85,3 % случаев, а практическими навыками - только в 70,7 % случаев. Можно предположить, что такая ситуация связана с характером будущей работы. Обучающиеся по специальности медико-профилактическое дело, как правило, работают в системе Роспотребнадзора (санитарный врач, врач лаборатории и т. п.). И работа помощником в клинической лаборатории является более близкой к будущей профессиональной деятельности, чем деятельность врача стационара. В то же время оценка непосредственной деятельности студентов (отношения с персоналом и отношение к работе) вновь весьма высока.

Хочется обратить внимание на тот факт, что ни в одном случае не было ответов «полностью неудовлетворен», «частично неудовлетворен» и «невозможно оценить точно». Следовательно, мы фиксируем различную степень удовлетворенности подготовкой студентов ЮУГМУ.

Кроме того, кураторы практики со стороны медицинских учреждений выставляли общую оценку за практику. На 3 курсе средняя величина оценки - 4,5 балла, на 4 курсе - 4,55 балла.

Из всех 67 отчетов о производственной практике только в 1 случае указано на нарушение трудовой дисциплины - опоздание на работу. Этот момент указывает на высокую ответственность студентов в отношении медицинской деятельности.

Наши данные указывают на высокое качество подготовки студентов 3 и 4 курса, обучающихся по специальности медико-профилактическое дело.

Литература

1. Долгушин И. И., Волчегорский И. А., Колесников О. Л. и др. Анкетирование работодателей о качестве подготовки дипломированных специалистов // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы III научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство «Челябинская государственная медицинская академия», 2012. - С. 34-37.

2. Ефимова Е. А. Мониторинг требований работодателей к качеству подготовки специалистов с высшим образованием: функции и структура // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - Т. 71, № 7. - С. 59-62.

3. Колесников О. Л., Прачева А. А., Худякова О. Ю., Колесникова А. А. Оценка удовлетворенности работодателей качеством подготовки студентов-медиков во время прохождения практики в медицинских учреждениях // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 10-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 21 февраля, 2016 г.) - Махачкала: ООО «Апробация», 2016. - С. 14-16.

4. Колесников О. Л., Худякова О. Ю., Колесникова А. А. и др. Методика оценки удовлетворенности работодателей и результаты её применения // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV Всероссийской (VII внутривузовской) научно -практической конференции. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 59-61. 5

5. Колесников О. Л., Худякова О. Ю., Колесникова А. А., Тарабрина Ю. О. Разработка и внедрение методики мониторинга удовлетворенности работодателей уровнем подготовленности студентов [Электронный ресурс] // Экономика и социу м. 2016. № 2 (21). Режим доступа: URL: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_21/K olesnikov%20O.L.(Sovremennye%20nauki%20i%20obrazovanie).pdf (дата обращения 29.03.2016).

6. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. - 31 декабря.

7. Яруллина Л. Р., Сучкова Т. В. Взаимодействие образовательного учреждения и работодателя: опыт социального партнерства // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 4. - С. 356-359.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.