Научная статья на тему 'Результаты мониторинга удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг'

Результаты мониторинга удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
143
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / CUSTOMER SATISFACTION / EMPLOYER SATISFACTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Худякова Ольга Юрьевна, Колесников Олег Леонидович, Колесникова Алла Алексеевна

В работе представлены результаты мониторинга удовлетворенности потребителей качеством подготовки и работой студентов. Работодатели полностью удовлетворены практическими навыками обучающихся в 98,9 % случаев. Полная удовлетворенность теоретической подготовкой зафиксирована в 90 % случаев. Средняя оценказа практику составила 4,99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Худякова Ольга Юрьевна, Колесников Олег Леонидович, Колесникова Алла Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты мониторинга удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг»

3. Жабаков В. Е. Удовлетворенность потребителей как критерий качества подготовки специалиста по физической культуре // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2011. - том 74, № 4. - С. 63-67.

4. Колесников О. Л., Прачева А. А., Худякова О. Ю., Колесникова А. А. Оценка удовлетворенности работодателей качеством подготовки студентов-медиков во время прохождения практики в медицинских учреждениях // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 10-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 21 февраля, 2016 г.) - Махачкала: ООО «Апробация», 2016. - С. 14-16.

5. Колесников О. Л., Худякова О. Ю., Колесникова А. А. и др. Методика оценки удовлетворенности работодателей и результаты её применения // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV Всероссийской (VII внутривузовской) научно -практической конференции. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 59-61.

6. Колесников О. Л., Худякова О. Ю., Колесникова А. А., Тарабрина Ю. О. Разработка и внедрение методики мониторинга удовлетворенности работодателей уровнем подготовленности студентов [Электронный ресурс]: // Экономика и социум. -2016. № 2 (21). URL: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_21/Kolesnikov %20O.L.( Sovremennye %20nauki %20i %20obrazovanie).pdf (дата обращения: 29.03.2016).

7. Сучков В. А., Грицова О. А. Мониторинг мнений потребителей о качестве образования как инструмент принятия решений при проектировании учебного процесса в вузе // Известия УрГЭУ. - 2010. - № 4 (30). - С. 123-126.

The results of the monitoring of customer satisfaction by quality of educational services

12 3

Hudyakova O. , Kolesnikov O. , Kolesnikova A. (Russian Federation) Результаты мониторинга удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг

1 2 3

Худякова О. Ю. , Колесников О. Л. , Колесникова А. А. (Российская Федерация)

1Худякова Ольга Юрьевна / Hudyakova Olga - специалист отдела менеджмента качества; 2Колесников Олег Леонидович /Kolesnikov Oleg - доктор медицинских наук, профессор,

кафедра биологии;

3Колесникова Алла Алексеевна / Kolesnikova Alla - кандидат медицинских наук, доцент, кафедра поликлинической терапии и клинической фармакологии, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск

Аннотация: в работе представлены результаты мониторинга удовлетворенности потребителей качеством подготовки и работой студентов. Работодатели полностью удовлетворены практическими навыками обучающихся в 98,9 % случаев. Полная удовлетворенность теоретической подготовкой зафиксирована в 90 % случаев. Средняя оценка за практику составила 4,99.

Abstract: the paper presents the results of monitoring of satisfaction of consumers by quality of the training and work of students. Employers are fully satisfied with practical skills of students in 98,9 % of cases. Full satisfaction of theoretical training recorded in 90 % of cases. Average rating for the practice amounted to 4,99.

Ключевые слова: высшее образование, качество образования, удовлетворенность работодателей, удовлетворенность потребителей.

Keywords: higher education, quality of education, employer satisfaction, customer satisfaction.

Актуальность.

Высокое качество образования - необходимое условие развития человеческих ресурсов. Подготовленные специалисты различных профилей необходимы для разработки и внедрения новых технологий, повышения производительности труда, прогресса страны и, соответственно, обеспечения высокого уровня жизни. Поэтому трудно переоценить значение работающих образовательных учреждений и важность поддержания их нормальной деятельности. Русанова А. А. считает, что определяющим фактором качества системы образования является уровень качества оказываемых образовательными учреждениями образовательных услуг [7]. В последнее время в образовательных учреждениях различного уровня активно разрабатываются и внедряются системы менеджмента качества (СМК). Их основной задачей, по мнению Гуськовой Т. В., является обеспечение высокого качества управления организацией в целом и формирование на этой основе фундаментальных условий его развития. Для этого реализуются процессный и системный подходы к менеджменту [1]. В деятельности СМК одним из необходимых элементов является получение данных об удовлетворенности потребителей деятельностью предприятия. Одной из проблем образовательных учреждений является большое разнообразие потребителей. Ими являются: обучающиеся, их родители, потенциальные и реальные работодатели, учредители, государственные учреждения, общество в целом. В результате приходится обеспечить проведение опросов на самых различных уровнях. В литературе описаны оценка мнения работодателей в отношении выпускников [2, 6], студентов и преподавателей [7], работодателей в отношении студентов [3].

Материалы и методы.

При проведении исследования оценивали удовлетворенность представителей медицинских учреждений подготовкой и работой студентов во время производственной практики. Методика мониторинга удовлетворенности работодателей детально описана ранее [4, 5].

Летом 2015 года производственную практику в качестве помощников медицинской сестры проходили 130 студентов 2 курса, обучающиеся по специальности педиатрия. Нами изучено 90 отчетов по практике (69,2 % от общего количества).

За время производственной практики обучающиеся под контролем медицинских работников выполняли работу медицинской сестры: прием и сдача дежурств, приготовление рабочих дезинфицирующих растворов, определение роста, набор лекарственного раствора из ампулы и флакона, проведение различных инъекций и клизм, транспортировка больного на кресле-каталке или носилках, мероприятия по профилактике пролежней, постановка компрессов, постановка горчичников, определение артериального давления и частоты дыхательных движений, работа с медицинской документацией и т. д.

Полученные результаты.

Результаты исследования отражены в таблице 1. Обращает на себя внимание тот факт, что ни в одном отчете не было отмечено «частично не удовлетворен(а)» и «полностью не удовлетворен(а)». Полная удовлетворенность в отношении практической подготовки студентов зафиксирована в 98,9 % случаев. Теоретическими знаниями обучающихся полностью удовлетворены 90 % работодателей.

Студенты продемонстрировали очень высокую ответственность при прохождении практики. На это указывает отсутствие нарушений трудовой дисциплины со стороны обучающихся. Кроме того, работодатели в 100 % случаев были полностью

171

удовлетворены отношением к работе и взаимоотношениями с персоналом учреждения.

Дополнительно руководители практики со стороны медицинского учреждения определяли общую оценку за производственную практику. В данном случае средняя оценка составила - 4,99 (всего оценок 88, «отлично» - 87, «хорошо» - 1). Ни в одном отчете не было оценок «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

При заполнении отчетов о прохождении практики представителям медицинских учреждений предлагалось внести замечания и предложения по организации практики. Эта графа в отчетах осталась не заполненной, что свидетельствует о качественной подготовке и проведении производственной практики подразделениями ЮУГМУ.

Таблица 1. Удовлетворенность представителей медицинских учреждений подготовкой и деятельностью студентов 2 курса (число отчетов)

Невозможно оценить точно Частично удовлетворен(а) Полностью удовлетворен(а)

Уровень практических навыков 1 89

Уровень теоретических знаний 4 5 81

Отношение к поручаемой работе 90

Взаимоотношения с персоналом учреждения 90

Результаты мониторинга свидетельствуют о весьма высоком качестве подготовки студентов 2 курса, обучающихся по специальности педиатрия. Полученные данные будут использованы при планировании образовательного процесса.

Литература

1. Гуськова Т. В. Реализация принципов процессного и системного подходов к менеджменту качества // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 1. - С. 57-61.

2. Долгушин И. И., Волчегорский И. А., Колесников О. Л. и др. Анкетирование работодателей о качестве подготовки дипломированных специалистов // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы III научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство «Челябинская государственная медицинская академия», 2012. - С. 34-37.

3. Колесников О. Л., Прачева А. А., Худякова О. Ю., Колесникова А. А. Оценка удовлетворенности работодателей качеством подготовки студентов-медиков во время прохождения практики в медицинских учреждениях // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 10-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 21 февраля, 2016 г.) - Махачкала: ООО «Апробация», 2016. - С. 14-16.

4. Колесников О. Л., Худякова О. Ю., Колесникова А. А. и др. Методика оценки удовлетворенности работодателей и результаты её применения // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV Всероссийской (VII внутривузовской) научно-

практической конференции. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 59-61.

5. Колесников О. Л., Худякова О. Ю., Колесникова А. А., Тарабрина Ю. О. Разработка и внедрение методики мониторинга удовлетворенности работодателей уровнем подготовленности студентов [Электронный ресурс] // Экономика и социум. -2016. № 2 (21). Режим доступа: URL: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_21/Kol esnikov %20O.L.(Sovremennye %20nauki %20i %20obrazovanie).pdf (дата обращения: 29.03.2016).

6. Опфер Е. А. Мониторинг требований работодателей как средство управления качеством образовательного процесса в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - Вып. № 10 (85). - С. 89-94.

7. Русанова А. А. Удовлетворенность как показатель качества образования в современном вузе (из опыта конкретного социологического исследования) [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - Том 7, № 3. - Режим доступа: URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/rusanova.pdf (дата обращения: 01.04.2016).

The formation of a healthy lifestyle and physical development of preschool children under the conditions of introduction of Federal State Educational Standards in Preschool Education: basic directions and рrospects for work Anisimova T. (Russian Federation) Формирование здорового образа жизни и физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО: основные направления и перспективы работы Анисимова Т. Г. (Российская Федерация)

Анисимова Татьяна Геннадьевна /Anisimova Tatyana - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра дошкольного и начального образования, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Мордовский республиканский институт образования, г. Саранск, Республика Мордовия

Аннотация: в статье изложены основные направления и перспективы работы в области физического развития детей дошкольного возраста. Рассматриваются основные компоненты здорового образа жизни.

Abstract: the article focuses on basic directions and prospects for work in physical development of preschool children. The main components of a healthy lifestyle are considered.

Ключевые слова: физическое развитие, дошкольное образование, перспективы развития.

Keywords: physical development, preschool education, prospects of development.

Сегодня развитие системы дошкольного образования в сфере физической культуры и спорта вплотную связано с сохранением и укреплением здоровья детей.

Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно -правовых документов, таких как: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.