Научная статья на тему 'Разработка и реализация ценовой политики торгового предприятия на примере ООО «Русский Стиль-97»'

Разработка и реализация ценовой политики торгового предприятия на примере ООО «Русский Стиль-97» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2288
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / МАРКЕТИНГ / ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трехглазова Дарья Алексеевна, Муратова Аделия Ринатовна

В статье рассмотрены новые методы ценообразования в практике российских торговых компаний на примере оптово-розничной группы компаний, осуществляющую свою деятельность на рынке потребительских товаров. Раскрыта сущность ценовой политики компании, рассмотрены отдельные элементы ценовой политики, для подразделений компании, действующих в различных условиях, на разных сегментах рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка и реализация ценовой политики торгового предприятия на примере ООО «Русский Стиль-97»»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

экономика может самостоятельно развиваться и самостоятельно организовываться, находя наиболее приемлемые пути дальнейшего развития.

На протяжении всего двадцатого столетия страны с развитой рыночной экономикой пытались воплотить данную концепцию в жизнь, наглядно демонстрируя ее достоинства и недостатки [3, с. 441]. Внедрение данной концепции повлекло за собой спад экономики и, как следствие, развитие сопутствующих негативных последствий: безработица, падение уровня жизни, рост числа преступлений, получила большое распространение организованная преступность, которая стала рваться во власть, фактически беря под контроль законодательный и правоприменительный процесс.

На сегодняшний день ту же ситуацию мы наблюдаем и в России. К сожалению, утверждения о том, что рынок урегулируется сам, было опровергнуто многолетней практикой.

Таким образом, мы считаем, что в данный момент более приемлемой экономической моделью для России является широко известная и получившая международное признание модель мягкого регулирования рынка.

Смысл данной концепции заключается в том, что государство проводит политику мягкого регулирования рынка, не ударяясь в другую крайность - командную экономику. При такой системе существует свобода предпринимательства и форм собственности, а основным способом регулирования рынка является налоговая политика, издание и исполнение правовых норм, распространенность государственных заказов для стимулирования развития предприятий [2, с. 442]. Эти меры позволили бы предприятиям развиваться успешно, не уходя в теневой бизнес.

Подводя итог вышесказанному, стоит заметить, что существует множество точек зрения на сущность и природу рыночной экономики, которые в той или иной мере отражают ее характерные черты. Также можно наблюдать большое количество зачастую противоречащих друг другу точек зрения относительно преимуществ и недостатков рыночной экономики.

На наш взгляд, рыночная экономика имеет большое влияние на дальнейшее развитие общества и говорить о нецелесообразности ее построения в нашей стране не приходится. Однако для наиболее благоприятного эффекта необходимо внести некоторые коррективы, предусмотренные изложенной в работе модели мягкого регулирования экономики.

Список использованной литературы:

1. Бурганов Р. А. Экономическая теория. Учебник. - М.: Инфра-М, 2014. С. 359.

2. Чепурина М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. Учебник. - Киров, «Асса», 2012. С. 442.

3. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. - М.: «Республика», 2013. Т. 1, С. 441.

© Темукуева Ж.Х., 2016

УДК 338

Трехглазова Дарья Алексеевна, специалист отдела ценообразования ООО «Русский Стиль-97», г. Краснодар, РФ

E-mail: [email protected]

Муратова Аделия Ринатовна, к.э.н., ст. преподаватель КубГу,

г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected]

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА

ПРИМЕРЕ ООО «РУССКИЙ СТИЛЬ-97»

Аннотация

В статье рассмотрены новые методы ценообразования в практике российских торговых компаний на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

примере оптово-розничной группы компаний, осуществляющую свою деятельность на рынке потребительских товаров. Раскрыта сущность ценовой политики компании, рассмотрены отдельные элементы ценовой политики, для подразделений компании, действующих в различных условиях, на разных сегментах рынка.

Ключевые слова

Ценообразование, ценовая политика, методы ценообразования, маркетинг, торговое предприятие.

Выбор цены - это один из самых волнительных аспектов в розничной торговле. Ценообразование требует одновременно и научных экспериментов, и интуиции, помогающей понять, как бренд и товар воспринимаются покупателями. Какой бы вид деятельности мы не рассматривали, одной из основных экономических категорий, определяющей успешность реализации любых планов, является цена [2]. На самом базовом уровне ритейлеру предстоит решить, что поможет ему достичь необходимой прибыльности: высокие цены и низкий объем продаж или низкие цены и, соответственно, более высокие продажи.

ООО «Русский Стиль-97» - оптовая компания, дистрибьютор большинства крупнейших производителей бытовой химии, предметов гигиены и косметики: Unilever, Henkel, Colgate-Palmolive, Reckitt Benckiser, Johnson & Johnson, Procter & Gamble. Сейчас группа состоит из двух направлений -оптового и розничного, последним управляет ООО «Фирма «Санги Стиль». «Санги Стиль» - федеральная сеть магазинов бытовой химии, парфюмерии и косметики, товаров для дома. Сеть насчитывает более 900 магазинов, располагающихся в 4 федеральных округах и в 18 регионах [1].

На полках фирменных магазинов «Санги Стиль» представлены тысячи товаров как регулярного, так и сезонного спроса. Как правильно построить ценовую политику сети при таком ассортименте товара, как не потерять ни доли прибыли, «не испугать» ни одного клиента? Ценовая политика фирмы формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и тактику ценообразования. В ходе реализации ценовой политики руководство фирмы корректирует непосредственные мероприятия и следит за временем изменения стратегии. Цены активно используются в конкурентной борьбе для обеспечения достаточного уровня прибыли [3, c. 26]. Определение цен товаров и услуг является одной из важнейших проблем компании, так как именно оптимальная цена может обеспечить финансовое благополучие фирмы.

В рамках общей политики ценообразования решения принимаются в соответствии с положением на целевом рынке предприятия, методами и структурой маркетинга. Руководство определяет общую ценовую политику, увязывая в интегрированную систему отдельные решения: взаимосвязь цен товаров в рамках номенклатуры, частоту использования специальных скидок и изменения цен, соотношение цен с ценами конкурентов, выбор метода установления цен новых товаров. Общая политика предприятия направлена на удовлетворение конкретных потребностей человека. Однако если потребитель колеблется, какому товару отдать предпочтение, основываясь зачастую на неосознанных соображениях, предприятие посредством проведения активной сбытовой политики воздействует на его выбор в пользу своей продукции.

Являясь сетевым ритейлером на рынке бытовой химии, товаров для дома, парфюмерии и косметики при формировании стратегии ценообразования фирма в первую очередь учитывает:

- пространственный фактор (цена устанавливается в зависимости от территориального места нахождения);

- временной (цена регулируется по средствам скидок в чеке в зависимости от дней недели, а так же в праздничные дни - акции «Бум скидок», «Товар недели», тематические акции).

Помимо этого фирма использует конкурентное ценообразование, которое направлено на поддержание конкурентоспособной цены на рынке, а также ассортиментное ценообразование, представляющее достаточно большой арсенал подходов, многие из которых основаны на психологическом восприятии цены покупателем. Учитываются, в частности, психология ценового барьера, психология восприятия чисел, психология сравнения цен, психология престижных цен и др. Все это не может быть использовано без стимулирующего ценообразования, что предусматривает различного рода скидки, бонусы, что также учтено в общей стратегии ценообразования компании. Стратегия ценообразования компании придерживается пяти типов наценок, которые учитывают пространственный фактор, численность населенного пункта, где

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

расположена торговая точка, близость конкурентов к точке продаж, а также формат торговли (магазины Cash&Carry). Основные отличая типов применяемых наценок представлены в таблице 1.

Тип наценки устанавливается магазину в момент его открытия. Принятие решение по назначению того или иного типа цены зависит от нескольких факторов:

- населенный пункт, в котором открывается точка продаж (находится он на побережье или в населенном пункте с большой численностью населения);

- наличие конкурентов в непосредственной близости, способных оказывать серьезное влияние на работу нового магазина.

Таблица 1

Основные типы наценок, используемые компанией

Тип магазина Уровень наценки

Все магазины по умолчанию, без дополнительных критериев Средняя розничная наценка.

Магазины побережья Устанавливается более высокая наценка, по сравнению со средней розничной.

Магазины северных территорий, имеющие в своем окружении крупных конкурентов представляемого региона. Уровень наценки ниже среднерозничного на отдельные категории товара, с наибольшей оборачиваемостью в регионе.

Магазины, расположенные в населенных пунктах с численностью свыше 200 тыс. чел. и наличием серьезного конкурента вблизи точки продаж. Наценка ниже средней розничной и ориентирована на поддержание конкурентоспособности.

Магазины «Cash & Carry» ориентированные на мелкооптовых и оптовых покупателей, приобретающих товары за наличный расчёт. Самый низкий уровень наценки, рассчитанный на оптовые продажи.

Формат Cash&Carry представлен в регионе единственным торговым центром Metro Cash&Carry. Фирма «Санги Стиль» открыла первый магазин данного формата в декабре 2005 г. Средний чек в магазинах данного формата превышает 900 руб. Магазин обслуживает до 2000 покупателей в день. В настоящее время в сети три магазина данного формата.

Если говорить в целом, ассортимент Группы компаний представлен по большей части товарами среднего и нижнего ценового сегмента. Соответственно, ценовая политика предполагает приемлемые цены для людей со средним и низким уровнем достатка.

Величина наценки и скидки дифференцируется по регионам и типам клиентов. Гибкая система наценки позволяет оперативно реагировать на индивидуальные потребности клиентов, на изменения коньюктуры рынка, учитывать все факторы влияния среды на установку цены. Нельзя отрицать тот факт, что конкуренты являются как раз одним из тех факторов. Мониторинг цен конкурентов является важной составляющей ценообразования, не зная цены конкурентов и не имея представления об их ценовой политике, невозможно в свою очередь заниматься эффективным ценообразованием своих магазинов.

Наша компания на ежемесячной основе проводит мониторинг цен основных конкурентов сети, таких как «Магнит Универсам», «Магнит Семейный», «Магнит Косметик», «Вершина», «Идея», «Рубль Бум», «Пятёрочка», «Семь дней», «Ашан», «Лента», «Метро». Информацию о ценах конкурентов собирается по средствам централизованного сбора её из точек продаж по всей сети, а также подобная информация предоставляется поставщиками. Ниже представлена таблица сравнения конкурентов по форматам торговли.

Таблица 2

Формы торговли основных конкурентов сети «Санги Стиль» по форматам торговли

Форматный конкурент Прочие

Розница СС «Магнит Косметик» «Рубль Бум» «Магнит» «Универсам» «Семь Дней» «Пятерочка» «Вершина» «Идея»

Магазины «Cash & Carry» «Метро» «Лента» «Ашан» «Магнит Семейный»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

По результатам каждого из мониторингов проводится тщательный анализ и пересмотр текущих наценок и акций. Результат анализа - загрузка конкурентоспособных цен магазинам на ближайший месяц в зависимости от информации о конкурентном окружении. В условиях кризиса и высоком конкурентом окружении нельзя игнорировать инструменты стимулирования продаж. Основными для компании являются - ценовое стимулирование, то есть продажа товара по специальной цене путем переоценки и выделением ценников на стеллажах (старая цена/новая цена/скидка), и натуральное стимулирование, в этом случае вместо снижения цены мы предлагаем получить бесплатно какой-либо подарок.

Основные инструменты стимулирования продаж компании.

1. При проведении физической переоценки каждый SKU выделяется на стеллаже цветофильтрами, обязательно указывается старая цена, что привлекает внимание покупателя и способствует выбору товара в пользу «акционного».

2. Скидка в чеке. Подобная акция проводятся в основном при снижении цены на весь бренд или же группу товара, выделяется на полках стопперами и транслируется в чеке.

3. Акция с механикой N по цене M. Данная акция также транслируется в чеке и выделяется стопперами («1+1», «1+1=3» и пр.)

4. Мотивация персонала.

5. Тематические акции (скидка в чеке в определенные дни на ассортимент, соответствующий тематике акции)

6. Акции «Бум скидок!». Скидка транслируется в чеке на весь ассортимент, за исключением «акционных» товаров этого месяца (на них уже загружена переоценка иди скидка в чеке), а так же выводного ассортимента, на который действует правило большей скидки.

Некоторое количество акций инициируется поставщиками. Инвестиции инициаторов акций могут быть представлены как в виде скидки в приходных накладных, так и в виде компенсации по итогам акции (перечислением выставленной суммы на расчетный счет). Количество акций определяется категорийными менеджерами, руководствуясь необходимостью увеличения «просевших» продаж в той или иной категории. Оптимальным является проведение не более двух акций в категории в один и тот же период [4, с. 372].

Подводя итог, можно сказать, ценовая политика Группы компании ООО «Русский Стиль-97» четко структурирована и отработана, есть общие регламенты и нормы, благодаря которым исключены выпады из ниши розничных магазинов формата «drogerie». Однако необходимо понимать, что не всегда покупатель пойдет туда, где дешевле. Следовательно, незапланированное уменьшение потока клиентов не повод менять ценники. Помимо этого необходимо не забывать про перенасыщение рынка акциями. Когда день через день скидка, и ассортимент со скидкой и акция «купи -получи подарок», и еще большое количество акций, клиент не видит смысла покупать сегодня, когда, возможно, завтра он придет и акция будет привлекательнее. Важно сдерживать как баланс цен относительно конкурентов, так и баланс акций. Для этого необходимо на постоянной основе специалистами ценообразования, категорийными менеджерами, менеджерами по рекламе контролировать насыщенность полки как в отношении ассортимента, так и в отношении цены и рекламы. Ведь зачастую, менеджеры, формирующие заявки на акции, производящие их загрузку, устанавливающие наценки на тот или иной товар, не видят результата «своих плодов», не ощущают изменения на полке для клиента. Когда каждый категорийный менеджер будет знать ассортимент той или иной категории товара, долю акционных позиций, периоды акций и их обоснованность, специалист по ценообразованию будет видеть результаты переоценок на ценнике, а менеджер по рекламе учитывать достаточность или недостаток рекламы, стопперов, информации о той или иной акции, результат не заставит себя ждать. Только совместная работа подразделений приведет к общей цели.

Список использованной литературы:

1. ООО «Санги Стиль» [сайт]. [2014]. http://sangistil.ru/o-kompanii (дата обращения 04.04.2016)

2. Муратова А.Р. Совершенствование стратегии ценообразования в системе потребительской кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. № 1.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 2410-700Х

3. Манвелян М.О., Кушнир Д.Д. Кластерные технологии в российской конкурентной политике // Экономические науки. 2010. № 65. С. 25-28.

4. Спирина С.Г., Зинченко Н.В., Воробьева М.А. Финансовая устойчивость креативных корпораций // III Международная научно-практическая конференция «Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней». 2015. С. 368-376.

© Трехглазова Д.А., Муратова А.Р., 2016

УДК 339.1

Туватова Виктория Евгеньевна

к. т. н., доцент ИПТД г. Нижний Новгород, РФ

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МАРКЕТИНГА ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация

В статье рассматриваются практические вопросы использования инструментов маркетинга для продвижения образовательных услуг.

Ключевые слова

Маркетинг, образование, продвижение образовательных услуг.

В последние годы использование различных средств и инструментов маркетинга в деятельности предприятий высшего образования является важнейшим условием их успешного функционирования.

Современные тенденции на рынке образовательных услуг связаны как с появлением новых специальностей, ориентированных на изменившуюся рыночную конъюнктуру, так и с развитием дополнительных образовательных услуг - повышения квалификации, переобучения, корпоративного обучения, консалтинга в сфере образования и т.п.

В условиях возросшей конкуренции в образовании, возникла потребность в использовании современных методов продвижения образовательных услуг, в том числе - методов инновационного маркетинга.

В последние годы наиболее эффективным инструментом маркетинга являются паблик рилейшнз (ПР). Паблик рилейшнз наиболее актуальны в тех случаях, когда достижение маркетинговых целей непосредственно зависит от степени гармонизации корпоративных интересов с общественными. Они способствуют предотвращению конфликта интересов потребителей и производителей образовательных услуг, а также решают другие задачи, связанные с влиянием на общественное мнение [1].

К основным направлениям практической реализации ПР на уровне функционирования образовательного учреждения относятся:

1. Формирование благоприятного общественного имиджа.

2. Разработка системы приемов и методов, направленных на улучшение взаимопонимания между образовательным учреждением и целевыми аудиториями.

3. Реализация мер, направленных на устранение барьеров, препятствующих распространению информации, возникающих в процессе коммуникации ВУЗа и целевой аудитории (ложные слухи и т. п.).

4. Усиление влияния на потребителей образовательных услуг за счет снижения уровня недопонимания общественностью целей и путей их достижения.

5. Постоянное отслеживание ситуации, складывающейся в среде сотрудников самого учреждения, и разработка мер по ее контролю и оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.