Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СМЕШАННОГО ФОРМАТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, ВЫЗВАННЫХ ПАНДЕМИЕЙ'

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СМЕШАННОГО ФОРМАТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, ВЫЗВАННЫХ ПАНДЕМИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ / АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лашкуль А.К., Банаян А.А.

В статье представлен практический опыт разработки и реализации смешанного формата психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов с включением дистанционного компонента, который позволяет осуществлять непрерывный и последовательный процесс с использованием современных средств коммуникации. Описаны принципы организации и внедрения данного формата в тренировочный процесс заключительного этапа подготовки к Паралимпийским играм. Разработанный смешанный формат психологической подготовки состоит из двух компонентов - очного и дистанционного. Представлен перечень аппаратных средств, используемых на тренировочных спортивных мероприятиях в очном компоненте. Описан дистанционный компонент, который реализован посредством размещения обучающих аудио- и видеоматериалов в закрытой группе социальной сети «Вконтакте», а также путем онлайн-анкетирования спортсменов с целью определения субъективных оценок их психологического состояния. В исследовании приняли участие 86 спортсменов, в том числе члены сборной команды по легкой атлетике с поражением опорно-двигательного аппарата при подготовке к Паралимпийским играм-2020 в Токио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лашкуль А.К., Банаян А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYBRID FORMAT OF PSYCHOLOGICAL PREPARATION IN SPORTS DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION WHILE THE PANDEMIC FORCED SOCIAL RESTRICTIONS

Objective of the study was to develop an athletes’ psychological preparation hybrid format with the remote component inclusion, which allows the continuous and consistent process by modern means of communication. The authors present the experience of developing, organizing and implementing a hybrid format of psychological preparation of athletes for competitions in sports psychologist practice. This format consists of two components - “face-to-face” and remote. The list of hardware used at training sports events in the intramural component are present. An extra remote one was implemented by placing educational audio and video materials in a closed group of the “Vkontakte” social network and by questionnaire for athletes’ self-assessment of their psychological state as well. The study involved 86 athletes, including members of the Russian national athletics team with musculoskeletal disorders, who were preparing for the Tokyo 2020 Paralympic Games.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СМЕШАННОГО ФОРМАТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, ВЫЗВАННЫХ ПАНДЕМИЕЙ»

СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СМЕШАННОГО ФОРМАТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ,

ВЫЗВАННЫХ ПАНДЕМИЕЙ

А.К. ЛАШКУЛЬ, А.А. БАНАЯН, СПбНИИФК, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлен практический опыт разработки и реализации смешанного формата психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов с включением дистанционного компонента, который позволяет осуществлять непрерывный и последовательный процесс с использованием современных средств коммуникации. Описаны принципы организации и внедрения данного формата в тренировочный процесс заключительного этапа подготовки к Паралимпийским играм. Разработанный смешанный формат психологической подготовки состоит из двух компонентов - очного и дистанционного. Представлен перечень аппаратных средств, используемых на тренировочных спортивных мероприятиях в очном компоненте. Описан дистанционный компонент, который реализован посредством размещения обучающих аудио- и видеоматериалов в закрытой группе социальной сети «Вконтакте», а также путем онлайн-анкетирования спортсменов с целью определения субъективных оценок их психологического состояния. В исследовании приняли участие 86 спортсменов, в том числе члены сборной команды по легкой атлетике с поражением опорно-двигательного аппарата при подготовке к Паралимпийским играм-2020

в Токио.

Ключевые слова: спортивная психология, дистанционное анкетирование, социальные сети, подготовка к соревнованиям, аутогенная тренировка.

HYBRID FORMAT OF PSYCHOLOGICAL PREPARATION

IN SPORTS DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION WHILE THE PANDEMIC FORCED SOCIAL RESTRICTIONS

A.K. LASHKUL, A.A. BANAYAN, SPbSRIPC, Saint Petersburg city

Abstract

Objective of the study was to develop an athletes' psychological preparation hybrid format with the remote component inclusion, which allows the continuous and consistent process by modern means of communication. The authors present the experience of developing, organizing and implementing a hybrid format of psychological preparation of athletes for competitions in sports psychologist practice. This format consists of two components - "face-to-face" and remote. The list of hardware used at training sports events in the intramural component are present. An extra remote one was implemented by placing educational audio and video materials in a closed group of the "Vkontakte" social network and by questionnaire for athletes' self-assessment of their psychological state as well. The study involved 86 athletes, including members of the Russian national athletics team with musculoskeletal disorders, who were preparing for the Tokyo 2020 Paralympic Games.

Keywords: sports psychology, remote questioning, social networks, preparation for competitions, autotraining.

Введение

Регулярные занятия психологической подготовкой являются неотъемлемой частью жизни спортсмена на всем протяжении его спортивной карьеры. Специалисты лаборатории психологии и психофизиологии спорта ФГБУ СПбНИИФК на протяжении уже более 10 лет

принимают участие в работе комплексных научных групп по научно-методическому обеспечению (НМО) спортивной подготовки различных команд. В результате накопленного практического опыта разработан, научно обоснован и реализуется комплексный психодиагности-

ческий подход с использованием аппаратных средств в условиях тренировочных мероприятий как один из базовых компонентов психологической подготовки спортсменов [1, 2]. В рамках НМО психологическая подготовка осуществляется в соответствии с периодизацией спортивной подготовки, что подразумевает непрерывность и последовательность этого процесса. Однако из-за изменений, вызванных пандемией, которые выражались в максимальном ограничении социальных взаимодействий спортсменов с тренерским штабом и другими специалистами, отмене запланированных тренировочных мероприятий и соревнований на неопределенное время, полноценная реализация традиционного очного компонента психологической подготовки была невозможна.

При этом актуальность именно психологического направления в спортивной подготовке возрастала, что подтверждается исследованиями отечественных и зарубежных коллег по изучению основных аспектов процесса психологической подготовки спортсменов в период пандемии [3, 13, 14]. Спортсмены высокой квалификации, для которых спорт является основной профессиональной деятельностью, отмечали у себя наличие симптоматики состояния «выгорания» вследствие неопределенности дальнейших действий и неполноценности спортивной подготовки [2, 3]. Результаты исследований в период пандемии COVID-19 показывают наличие связи между чувством согласованности, которое является главным образом «понятности», и надеждой на успех, рассматриваемой как обобщенный иммунный ресурс с копинг-стратегиями [4]. В исследовании ресурсного обеспечения противодействия профессиональному выгоранию Н.Е. Водопьянова определяет термин «выгорание» как «системное качество субъекта профессиональной деятельности, формируемое вследствие нарушения оптимального функционирования в системе "субъект - профессия - организация - общество"». «Состояние выгорания проявляется в негативных психических состояниях, установках, отношениях к себе или к собственным достижениям, к другим со-субъектам профессиональной деятельности как причина и следствие снижения ресурсообеспечения на разных уровнях психологической регуляции» [5, с. 5]. Итак, профессиональные спортсмены, которые готовились к главным стартам своей карьеры в течение нескольких четырехлетних циклов, оказались в кризисной ситуации. Согласно Н.Б. Стам-буловой, кризис в широком смысле слова - это «переломный момент в развитии чего-нибудь, от успешности преодоления которого зависит дальнейшее протекание данного процесса в целом» [6, с. 32].

Таким образом, необходимость в разработке и реализации дистанционного компонента, позволяющего адаптировать психологическую подготовку в спорте к условиям сложившейся кризисной ситуации, стала для авторов одной из наиболее актуальных задач [7].

Цель исследования - разработка смешанного формата психологической подготовки спортсменов с включением дистанционного компонента, позволяющего осуществлять непрерывный и последовательный процесс с использованием современных средств коммуникации.

Результаты исследования и их обсуждение

В разработанном смешанном формате, наряду с традиционной очной аппаратной диагностикой, задействована возможность реализации дистанционного компонента с последующим составлением индивидуального расписания заданий в рамках психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию. Очный компонент включает следующие средства и методы:

► тестирование выраженности навыка психической саморегуляции на основе регистрации показателей кожно-гальванической реакции посредством аппаратного комплекса '^епш Рго№1" с адаптером "Мт^КеАесйоп" [8];

► метод газоразрядной визуализации (ГРВ) для не-инвазивной экспресс-оценки текущего психофизиологического состояния спортсмена, контроля адаптации к нагрузкам и процессов восстановления [9];

► выявление индивидуальных врожденных особенностей на основе определения типологического комплекса свойств нервной системы двигательными методиками, разработанными Е.П. Ильиным (1972), посредством программно-аппаратного комплекса «Прогноз» [9].

Дистанционный компонент разработан с учетом дид-житализации [10] современного социального пространства, т.е. стремительной трансформации общения и работы в интернет-ресурсах, которые значительно ускоряют реализацию многих процессов. Социальные сети (СС) представляют собой виртуальные пространства, которые позволяют обмениваться информацией, в счианные секунды стали неотъемлемой частью жизни практически каждого человека. Учитывая этот аспект, было создано закрытое сообщество - группа лаборатории психологии и психофизиологии спорта в СС «Вконтакте» (УК). Целью создания такого сообщества стало предоставление доступа спортсменам, находящимся в различных регионах нашей страны, к информационным материалам (в т.ч. аудио- и видеозаписям) по психологической подготовке для самостоятельного использования при подготовке к соревнованиям и тренировкам, восстановлении после физических нагрузок и прохождении тестирования.

При выборе СС для реализации дистанционного компонента основная задача заключалась в поиске целевой аудитории, состоящей из спортсменов, с которыми наши специалисты взаимодействуют на постоянной основе на тренировочных мероприятиях и которые заинтересованы в осуществлении самостоятельной психологической подготовки. В результате проведенного анализа доступных Интернет-ресурсов была выбрана платформа СС «ВКон-такте», которая, по данным портала "Ме^а8соре", входит в пятерку крупнейших в России СС по охвату аудиторий; возраст наиболее активной аудитории составляет от 25 до 34 лет [11]. По данным портала "Иоеш", данная платформа является самой популярной в Российской Федерации с более 97 млн активных пользователей в месяц [12]. «ВКонтакте» предоставляет возможности для публикации не только фото- и видеоматериалов, но и аудиофайлов, а также проведения фиксации статистических параметров профиля для оперативной адаптации материалов в соответствии с потребностями подписчиков и контроля результатов работы. Интерфейс сообществ интуитивно понятен и удобен для прохождения тестиро-

вания, изучения информации, самостоятельных занятий и общения.

По состоянию на 07.11.2021 подписчиками закрытого сообщества являлись 86 чел., среди которых - спортсмены по парусному спорту, хоккею, фигурному катанию, настольному теннису (спорт слепых), лыжным гонкам, легкой атлетике (спорт ЛИН и ПОДА), пауэрлифтингу (спорт лиц с ПОДА), хоккею-следж (спорт лиц с ПОДА) и другим видам спорта. Количество просмотров за 7 месяцев функционирования группы составило более 1100.

При анализе статистики посещения профиля закрытого сообщества выявлено, что все пользователи старше 18 лет, преобладающее большинство составляют пользователи в возрасте от 21 до 30 лет (62,7%). Анализ посещений сообщества подписчиками показал широкую географию (более 10 городов РФ). При этом важно отметить, что в период проведения Олимпийских и Паралимпий-ских игр-2020 в Токио были зафиксированы посещения из Японии, подтверждающие, что спортсмены - участники сообщества применяли представленные методики психологической подготовки во время участия в самых значимых событиях спорта. Просмотр информации, опубликованной в сообществе, подписчики осуществляли преимущественно с мобильных телефонов (67,68%), а не компьютеров (32,32%), что позволяет сделать вывод об удобстве доступа на выбранной платформе СС.

Для дистанционного формата были разработаны и записаны непродолжительные ознакомительные видео о психологической подготовке в спорте. Подача материала занятий адаптирована под особенности восприятия информации любой категорией спортсменов (олимпийских и паралимпийских дисциплин) с включением интуитивно-понятных графических примеров. Таким образом, в сообществе были опубликованы следующие материалы:

♦ видеозапись «Психологическая подготовка в спорте и для чего она нужна» (521 просмотр), которая содержит информацию о: наиболее часто встречающихся в спорте негативных эмоциях и состояниях, способах их преодоления; саморегуляции как навыке управления своими состояниями; формировании психологической готовности к соревнованиям;

♦ видеозапись «Психологическая подготовка в спорте. Часть 2: Идеомоторная тренировка» (312 просмотров), в которой подробно раскрыто понятие «идеомоторная тренировка», правила подготовки и проведения, значение в тренировочном процессе и подготовке к соревнованиям;

♦ серия из 12 сеансов аутотренингов, направленных на восстановление после физических нагрузок (от 140 до 160 просмотров);

♦ ссылки на опросники, разработанные ФГБУ СПбНИИФК и реализованные на платформе Lime Survey, для заполнения в онлайн-формате на мобильных устрой-

ствах: Анкета «Самооценка соревновательной надежности» и Анкета «Оценка психоэмоционального состояния» (обработано 300 анкет). Результаты и индивидуальные рекомендации для последующей психологической подготовки были направлены всем респондентам.

Заключение

Ключевыми преимуществами дистанционного компонента психологической подготовки спортсменов являются: доступность - возможность получать знания и заниматься в любой точке земного шара и гибкость -возможность самостоятельного выбора удобного времени, позволяющая сочетать психологическую подготовку с другими аспектами спортивной деятельности. При этом он является лишь составной частью смешанного формата, поскольку максимальная эффективность достигается в результате очного, т.е. личного взаимодействия спортивного психолога со спортсменом в динамике развития его спортивной карьеры. А перенос некоторых средств и методов в онлайн-режим позволяет существенно оптимизировать непрерывный и последовательный процесс спортивной подготовки на всех этапах в соответствии с периодизацией, обеспечивая качественную реализацию смешанного формата психологической подготовки.

Таким образом, реализацию смешанного формата психологической подготовки с включением дистанционного компонента посредством закрытого сообщества на платформе СС VK можно оценить как успешную, поскольку общее количество просмотров публикаций превысило количество участников более чем в 10 раз. При этом были зафиксированы просмотры материалов группы не только из регионов РФ, но и из других стран, в том числе Японии, во время проведения там соревнований.

Результаты онлайн-анкетирования позволили спланировать и провести на тренировочном предсоревнова-тельном мероприятии в очном формате 25 индивидуальных психокоррекционных сеансов по снижению психического напряжения, ускорению процессов восстановления после тренировочных нагрузок, уверенности в своих силах и формированию психологической готовности к предстоящим стартам. По итогам проведения Пара-лимпийских игр в г. Токио из 34 спортсменов (легкая атлетика с ПОДА), которые принимали участие в нашем исследовании, 17 чел. стали призерами и победителями в своих дисциплинах. Всего ими завоевано 22 медали -8 золотых, 8 серебряных и 6 бронзовых. Этот факт свидетельствует о востребованности среди спортсменов-подписчиков сообщества качественных, достоверных и научно обоснованных материалов по психологической подготовке, а также их самостоятельном использовании при подготовке и во время участия в соревнованиях.

Литература

1. Банаян, А.А. Ретроспективный анализ научных исследований в области спортивной психологии, проводимых в ФГБУ СПбНИИФК / А.А. Банаян, Е.А. Киселева // Адаптивная физическая культура. - 2018. - № 3 (75). - С. 8-9.

2. Банаян, А.А. Структура и содержание общей психологической подготовки спортсменов-паралимпийцев высокого класса / А.А. Банаян, С.А. Воробьев, Е.А. Киселева, А.С. Крючков // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 6 (994). - С. 24-26.

С*)

3. Банаян, А.А. Оценка психоэмоционального состояния хоккеистов в период вынужденной самоизоляции / А.А. Банаян, А.К. Лашкуль. Актуальные проблемы и перспективы развития системы спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта: мат-лы науч.-практ. конфер. с междунар. участием (25-26.10.2021, Санкт-Петербург). - СПб, 2021. - С. 128-133.

4. Трифонова, Е.А. Стратегии совладания со стрессом и соматическое здоровье человека: теоретические подходы и эмпирические исследования / Е.А. Трифонова. -Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2012. - № 145. -С.97-108.

5. Водопьянова, Н.Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий): автореф. дис. на соиск. учен. степени д.псих.н. / Н.Е. Водопьянова. - СПб, 2014. - 24 с.

6. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие / Н.Б. Стамбулова. - СПб: Центр карьеры, 1999. - 368 с.

7. Разработка системы дистанционного анкетирования спортсменов / А.К. Короткова, А.А. Банаян // Адаптивная физическая культура. - 2020. - № 3 (83). -С. 46-47.

8. Иванова, И.Г. Особенности произвольной саморегуляции у спортсменов-паралимпийцев с поражением опорно-двигательного аппарата различных спортивных классов / И.Г. Иванова, А.А. Банаян, Е.А. Янина, Д.Н. Пухов // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 6 (184). - С. 440-448.

9. Банаян, А.А. Психофизиологические факторы успешности спортивной деятельности паралимпийцев высокой квалификации (на примере хоккея-следж): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / А.А. Банаян. - СПб, 2020. - 24 с.

10. Диджитализация бизнеса. - URL: https://wezom. com.ua/blog/didzhitalizatsija-biznesa (дата обращения 09.11.2021).

11. Аудитория интернета в России. - URL: https:// mediascope.net/news/1250827/ (дата обращения 09.11. 2021).

12. Игры остаются самым быстро растущим направлением в бизнесе Mail.ru Group. - URL: https://roem. ru/28-04-2017/248830/mrg-results-1q17/ (дата обращения 30.01.2021).

13. Szczypiñska, M, Samelko, A., Guszkowska, M. Strategies for Coping with Stress in Athletes During the COVID-19 Pandemic and Their Predictors // National Library of Medicine. - URL: https://pubmed. ncbi.nlm.nih.gov/33737896/ (дата обращения 24.05. 2021).

14. Leguizamo, F, Olmedilla, A, Núñez, A., Verdaguer, FJ.P, Gómez-Espejo, V., Ruiz-Barquín, R, Garcia-Mas, A. Personality, Coping Strategies, and Mental Health in High-Performance Athletes During Confinement Derived From the COVID-19 Pandemic // Front Public Health. - URL: https://www.frontiersin.org/articles/ 10.3389/fpubh.2020.561198/full (дата обращения 24.05.2021).

References

1. Banayan, A.A. and Kiseleva, E.A. (2018), Retrospective analysis of scientific research in the field of sports psychology conducted at FSBI SPbNIIFK, Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura, no. 3 (75), pp. 8-9.

2. Banayan, A.A., Vorobyev, S.A., Kiseleva, E.A. and Kryuchkov, A.S. (2021), Structure and content of general psychological training of high-class Paralympic athletes, Teoriya ipraktika fizicheskoy kul'tury, no. 6 (994), pp. 24-26.

3. Banayan, A.A. and Lashkul A.K. (2021) Assessment of the psychoemotional state of hockey players during the period of forced self-isolation, in: Aktual'nye prob-lemy i perspektivy razvitiya sistemy sport. podgot., mas. fiz. kul'tury i sporta: Materialy nauchno-prakticheskoy konfer-encii s mezhdunarodnym uchastiem (25-26.10.2021), SPb, pp. 128-133.

4. Trifonova, E.A. (2012), Strategies for coping with stress and human somatic health: theoretical approaches and empirical studies, Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena, no. 145, pp. 97-108.

5. Vodopyanova, N.E. (2014), Resource provision of counteraction to professional burnout of labor subjects (by the example of specialists of "subject-subject" professions), Avtoref. Dis. ... Dr. Psychology, SPb, 24 p.

6. Stambulova, N.B. (1999), Psychology of sports career: Textbook, SPb: Centr kar'ery, 368 p.

7. Korotkova, A.K. and Banayan, A.A. (2020), Development of a remote questionnaire system for athletes, Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura, no. 3 (83), pp. 46-47.

8. Ivanova, I.G., Banayan, A.A., Yanina, E.A. and Pu-hov, D.N. (2020), Features of arbitrary self-regulation in Paralympic athletes with damage to the musculoskeletal system of various sports classes, Uchyonye zapiski Universiteta im. P.F. Lesgafta, no. 6 (184), pp. 440-448.

9. Banayan, A.A. (2020), Psychophysiological factors of success of sports activities of highly qualified Paralympians (on the example of sledge hockey), Avtoref. Dis. ... Ph.D. (Psychology), SPb, 24 p.

10. Digitalization of business, URL: https://wezom.com. ua/blog/didzhitalizatsija-biznesa (access date: 09.11.2021).

11. Internet audience in Russia, URL: https://webindex. mediascope.net/top-resources (access date: 09.11.2021).

12. Games remain the fastest growing direction in the business Mail.ru Group, URL: https://roem.ru/28-04-2017/248830/mrg-results-1q17/ (access date: 30.01.2021).

13. Szczypiñska, M., Samelko, A., Guszkowska, M. Strategies for Coping with Stress in Athletes During the COVID-19 Pandemic and Their Predictors, National Library of Medicine, URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih. gov/33737896/ (access date: 24.05.2021).

14. Leguizamo, F., Olmedilla, A., Núñez, A., Verdaguer, F.J.P., Gómez-Espejo, V., Ruiz-Barquín, R., Garcia-Mas, A. Personality, Coping Strategies, and Mental Health in High-Performance Athletes During Confinement Derived From the COVID-19 Pandemic // Front Public Health. -URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/ fpubh.2020.561198/full (access date: 24.05.2021).

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.