Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ФОРМАТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ФОРМАТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ / АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Банаян А.А., Лашкуль А.К.

Цель исследования - разработка инструментов смешанного формата психологической подготовки спортсменов. Методика и организация исследования. Смешанный формат психологической подготовки спортсменов включал, наряду с традиционной аппаратной диагностикой в очном режиме, способы дистанционного доступа к информационным материалам по психологии. В итоге составлялось индивидуальное расписание заданий психологического сопровождения подготовки спортсмена к конкретному соревнованию. Для предоставления дистанционного доступа спортсменам, находящимся в различных регионах страны, к информационным материалам по самостоятельной психологической подготовке к соревнованиям и тренировкам использовались ресурсы социальной сети «ВКонтакте». Результаты исследования и выводы. Достоинством дистанционного формата психологической подготовки спортсменов являются: доступность - возможность получать знания и заниматься в любой точке земного шара и гибкость - возможность самостоятельного выбора удобного времени, позволяющая сочетать психологическую подготовку с другими аспектами спортивной деятельности. При этом он является лишь составной частью смешанного формата, поскольку максимальная эффективность достигается в результате очного, то есть личного взаимодействия спортивного психолога со спортсменом в динамике развития его спортивной карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Банаян А.А., Лашкуль А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBINED PRECOMPETITIVE MENTAL CONDITIONING MODEL CUSTOMIZED FOR PANDEMIC-RELATED LIMITATIONS

Objective of the study was to develop a new combined precompetitive psychological training model customizable for the pandemic-related limitations. Methods and structure of the study. In addition to the traditional live/ offline test equipment, the combined precompetitive mental conditioning model included an access to psychological information. At the end individual precompetitive mental conditioning plan was developed for a specific sports event. The popular social network VKontakte was used for the athletes from all over Russia who received an access to the precompetitive-mental-conditioning-related information and individualized precompetitive mental conditioning service to facilitate their trainings for specific events. Results and conclusion. Distance/ online precompetitive mental conditioning service formats have their benefits in at least the following domains: practical knowledge and guidance is accessible from any point of the globe; and the service is rather flexible and customizable for the individual training and competitive needs and goals. Such a service may be particularly efficient when combined with a reasonable direct/ live communication a sports psychologist with athlete at key points to facilitate competitive progress.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ФОРМАТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ»

психология СПОРТА

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ФОРМАТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

УДК/UDC 796.01:159.9.072

Поступила в редакцию 19.01.2022 г.

Кандидат психологических наук А.А. Банаян1 А.К. Лашкуль1

1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

COMBINED PRECÜMPETiTiVE MENTAL CÜNDiTiÜNiNG MODEL OUSTOMiZED FOR PANDEMIC-RELATED LIMITATIONS

PhD A.A. Banayan1 A.K. Lashkul1

1 St. Petersburg Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Информация для связи с автором: abanayan@spbniifk.ru

Аннотация

Цель исследования - разработка инструментов смешанного формата психологической подготовки спортсменов.

Методика и организация исследования. Смешанный формат психологической подготовки спортсменов включал, наряду с традиционной аппаратной диагностикой в очном режиме, способы дистанционного доступа к информационным материалам по психологии. В итоге составлялось индивидуальное расписание заданий психологического сопровождения подготовки спортсмена к конкретному соревнованию. Для предоставления дистанционного доступа спортсменам, находящимся в различных регионах страны, к информационным материалам по самостоятельной психологической подготовке к соревнованиям и тренировкам использовались ресурсы социальной сети «ВКонтакте». Результаты исследования и выводы. Достоинством дистанционного формата психологической подготовки спортсменов являются: доступность - возможность получать знания и заниматься в любой точке земного шара и гибкость - возможность самостоятельного выбора удобного времени, позволяющая сочетать психологическую подготовку с другими аспектами спортивной деятельности. При этом он является лишь составной частью смешанного формата, поскольку максимальная эффективность достигается в результате очного, то есть личного взаимодействия спортивного психолога со спортсменом в динамике развития его спортивной карьеры.

Ключевые слова: спортивная психология, дистанционное анкетирование, социальные сети, подготовка к соревнованиям, аутогенная тренировка.

Abstract

Objective of the study was to develop a new combined precompetitive psychological training model customizable for the pandemic-related limitations. Methods and structure of the study. In addition to the traditional live/ offline test equipment, the combined precompetitive mental conditioning model included an access to psychological information. At the end individual precompetitive mental conditioning plan was developed for a specific sports event. The popular social network VKontakte was used for the athletes from all over Russia who received an access to the precompetitive-mental-conditioning-related information and individualized precompetitive mental conditioning service to facilitate their trainings for specific events. Results and conclusion. Distance/ online precompetitive mental conditioning service formats have their benefits in at least the following domains: practical knowledge and guidance is accessible from any point of the globe; and the service is rather flexible and customizable for the individual training and competitive needs and goals. Such a service may be particularly efficient when combined with a reasonable direct/ live communication a sports psychologist with athlete at key points to facilitate competitive progress.

Keywords: sports psychology, distance survey, social networks, precompetitive training, autogenic training.

Введение. Актуальность психологического направления в спортивной подготовке в последние годы стала возрастать, что подтверждается исследованиями отечественных и зарубежных коллег, в частности в области изучения основных аспектов процесса психологической подготовки спортсменов в период пандемии [3, 7]. Спортсмены высокой квалификации, для которых спорт является основной профессиональной деятельностью, стали отмечать у себя наличие симптоматики состояния «выгорания» вследствие неопределенности дальнейших действий и неполноценности спортивной подготовки [2, 3]. Результаты исследований в период пандемии COVID-19 показывают наличие связи между чувством согласованности (главным образом «понятности») и надеждой на успех, рассматриваемой как обобщенный иммунный ресурс с копинг-стратегиями [4].

Цель исследования - разработка инструментов смешанного формата психологической подготовки спортсменов.

Методика и организация исследования. Смешанный формат психологической подготовки спортсменов представляет собой использование, наряду с традиционной аппаратной диагностикой в очном режиме, дистанционный доступ к информационным материалам по психологии.

Диагностика в очном режиме включала:

- тестирование выраженности навыка психической саморегуляции на основе регистрации показателей кожно-галь-ванических реакций посредством аппаратного комплекса Verim ProNet с адаптером Mind-Reflection [8];

- метод газоразрядной визуализации (ГРВ) для неинва-зивной экспресс-оценки текущего психофизиологическо-

№3 • 2022 Март | March

http://www.teoriya.ru

психология СПОРТА

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

О (U .с Н

го состояния спортсмена, контроля адаптации к нагрузкам и процессов восстановления;

- выявление индивидуальных врожденных особенностей на основе определения типологического комплекса свойств нервной системы двигательными методиками, разработанными Е. П. Ильиным (1972), посредством программно-аппаратного комплекса «Прогноз» .

Для предоставления дистанционного доступа спортсменам, находящимся в различных регионах страны, к информационным материалам (в том числе аудио- и видеозаписям) по самостоятельной психологической подготовке к соревнованиям и тренировкам использовались ресурсы социальной сети «ВКонтакте» (VK), где было создано закрытое сообщество.

Результаты исследования и их обсуждение. По состоянию на 07.11.2021 подписчиками закрытого сообщества «ВКонтакте» являлись 86 человек, среди которых спортсмены по парусному спорту, хоккею, фигурному катанию, настольному теннису (спорт слепых), лыжным гонкам, легкой атлетике (спорт ЛИН и ПОДА), пауэрлифтингу (спорт лиц с ПОДА), хоккею-следж (спорт лиц с ПОДА) и другим видам спорта. Количество просмотров за семь месяцев функционирования группы составило более 1100.

При анализе статистики посещения профиля закрытого сообщества выявлено, что все пользователи старше 18 лет, преобладающее большинство составляют пользователи в возрасте от 21 до 30 лет (62,7 %). Анализ посещений сообщества подписчиками показал широкую географию (более 10 городов РФ). При этом важно отметить, что были зафиксированы посещения из Японии в период проведения Олимпийских и Паралимпийских игр 2020 в Токио, подтверждающие, что спортсмены-участники сообщества применяли представленные методики психологической подготовки во время участия в самых значимых событиях спорта. Просмотр информации, опубликованной в сообществе, подписчики осуществляли преимущественно с мобильных телефонов (67,68 %), нежели компьютеров (32,32 0%), что позволяет сделать вывод об удобстве доступа на выбранной платформе СС.

Для дистанционного формата были разработаны и записаны непродолжительные ознакомительные видео о психологической подготовке в спорте. Подача материала занятий адаптирована под особенности восприятия информации любой категорией спортсменов (олимпийских и паралим-пийских дисциплин) с включением интуитивно-понятных графических примеров. Таким образом, в сообществе были опубликованы следующие материалы:

1) видеозапись «Психологическая подготовка в спорте и для чего она нужна» (521 просмотр), которое содержит информацию о наиболее часто встречающихся в спорте негативных эмоциях и состояниях, способах их преодоления; о саморегуляции, как навыке управления своими состояниями; о формировании психологической готовности к соревнованиям;

2) видеозапись «Психологическая подготовка в спорте. Часть 2: Идеомоторная тренировка» (312 просмотров), в которой подробно раскрыто понятие «Идеомоторная тренировка», правила подготовки и проведения, значение в тренировочном процессе и подготовке к соревнованиям;

3) серия из 12 сеансов аутотренингов, направленных на восстановление после физических нагрузок (от 140 до 160 просмотров);

4) ссылки на опросники, разработанные ФГБУ СПбНИИФК и реализованные на платформе Lime Survey, для заполнения в онлайн формате на мобильных устройствах: анкета «Самооценка соревновательной надежности» и анкета «Оценка психоэмоционального состояния» (обработано 300 анкет), результаты и индивидуальные рекомендации для последующей психологической подготовки были направлены всем респондентам.

Выводы. Достоинством дистанционного формата психологической подготовки спортсменов являются: доступность - возможность получать знания и заниматься в любой точке земного шара и гибкость - возможность самостоятельного выбора удобного времени, позволяющая сочетать психологическую подготовку с другими аспектами спортивной деятельности. При этом он является лишь составной частью смешанного формата, поскольку максимальная эффективность достигается в результате очного, то есть личного взаимодействия спортивного психолога со спортсменом в динамике развития его спортивной карьеры.

Литература

1. Банаян А.А., Лашкуль А.К. Оценка психоэмоционального состояния хоккеистов в период вынужденной самоизоляции // Актуальные проблемы и перспективы развития системы спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта: материалы науч.-практ. конференции с междунар. участием (25-26.10.2021, Санкт-Петербург). СПб., 2021. С. 128-133.

2. Банаян А.А. Психофизиологические факторы успешности спортивной деятельности паралимпийцев высокой квалификации (на примере хоккея-следж). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2020. 24 с.

3. Особенности произвольной саморегуляции у спортсменов-па-ралимпийцев с поражением опорно-двигательного аппарата различных спортивных классов / И.Г. Иванова, А.А. Банаян, Е.А. Янина и др. // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лес-гафта. 2020. № 6 (184). С. 440-448.

4. Разработка системы дистанционного анкетирования спортсменов / А.К. Короткова, А.А. Банаян // Адаптивная физическая культура. 2020. № 3 (83). С. 46-47.

5. Структура и содержание общей психологической подготовки спортсменов-паралимпийцев высокого класса / А.А. Банаян, С.А. Воробьев, Е.А. Киселева и др. // Теория и практика физ. культуры. 2021 № 6 (994). С. 24-26.

6. Трифонова Е.А. Стратегии совладания со стрессом и соматическое здоровье человека: теоретические подходы и эмпирические исследования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2012. № 145. С. 97-108.

References

1. Banayan A.A., Lashkul A.K. Otsenka psikhoemotsionalnogo sostoyaniya khokkeistov v period vynuzhdennoy samoizolyatsii [Assessment of psycho-emotional state of hockey players during compulsory self-isolation period]. Aktualnye problemy i perspektivy razvitiya sistemy sportivnoy podgotovki, massovoy fizicheskoy kultury i sporta [Actual problems and prospects for development of system of sports training, mass physical education and sports]. Proc. res.- practical. conferences with international participation (2526.10.2021, St. Petersburg). St. Petersburg, 2021. pp. 128-133.

2. Banayan A.A Psikhofiziologicheskie factory uspeshnosti sportivnoy deyatelnosti paralimpiytsev vysokoy kvalifikatsii (na primere khokkeya-sledzh) [Psychophysiological factors of sports success of elite Paralympic athletes (case study of sledge hockey).]. Abstract of PhD diss. St. Petersburg, 2020. 24 p.

3. Ivanova I.G., Banayan A.A., Yanina E.A. et al. Osobennosti proizvolnoy samoregulyatsii u sportsmenov-paralimpiytsev s porazheniem oporno-dvigatelnogo apparata razlichnykh sportivnykh klassov [Features of voluntary self-regulation in Paralympic athletes with musculoskeletal disorders from various sports classes]. Uchenye zapiski Universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No. 6 (184). pp. 440-448.

4. Korotkova A.K., Banayan A.A. Razrabotka sistemy distantsionnogo anketirovaniya sportsmenov [Design of remote survey system for athletes]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2020. No. 3 (83). pp. 46-47.

5. Banayan A.A., Vorobev S.A., Kiseleva E.A. et al. Struktura i soderzhanie obschey psihologicheskoy podgotovki sportsmenov-paralimpiytsev vyisokogo klassa [The structure and content of the general psychological training of elite Paralympic athletes]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021 no. 6 (994). S. 24-26.

6. Trifonova E.A. Strategii sovladaniya so stressom i somaticheskoe zdorove cheloveka: teoreticheskie podhodyi i empiricheskie issle-dovaniya [Stress coping strategies and human somatic health: theoretical approaches and empirical studies]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 2012. No. 145. pp. 97-108.

7. Leguizamo F., Olmedilla A., Núñez A., Verdaguer FJP., Gómez-Espejo V., Ruiz-Barquín R., Garcia-Mas A. Personality, Coping Strategies, and Mental Health in High-Performance Athletes During Confinement Derived From the COVID-19 Pandemic. Front Public Health. Available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/ fpubh.2020.561198/full (date of access: 24.05.2021).

8. Szczypinska M., Sametko A., Guszkowska M. Strategies for Coping with Stress in Athletes During the COVID-19 Pandemic and Their Predictors. National Library of Medicine. Available at: https:// pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33737896/ (date of access: 24.05.2021).

http://www.teoriya.ru

№3^ 2022 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.