Исакова Т.Б.
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРОГРАММЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Isakova T.B.
DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF PROGRAMME OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS,
BASED ON ACTIVITY-COMPETENCY APPROACH
Ключевые слова: учебная программа, деятельностно-компетентностный подход, Логическая структура содержания дисциплины.
Key words: curriculum, action-competence approach, the logical structure of discipline content.
Аннотация
В статье рассматривается условия активизации самостоятельной работы студентов, подчеркивается необходимость улучшения ее планирования и контроля. Основное внимание уделено технологии проектирования программы самостоятельной работы на основе деятельностно-компетентностного подхода.
Abstract
The article describes the conditions of enhance the independent work of students; it emphasizes the necessity of improving its planning and control. The focus is on design technology program of independent work on the basis of action-competence approach.
В современном образовательном процессе особую актуальность приобретает организация самостоятельной работы студентов. В результате перехода на деятельностно-компетентностную парадигму образования возникла проблема активизации самостоятельной работы.
«Активизировать самостоятельную работу студентов - значит значительно повысить ее роль в достижении новых образовательных целей, придав ей проблемный характер, мотивирующий студентов и преподавателей на отношение к ней как к ведущему средству формирования профессиональных компетенций» [7; С.92].
Активизация самостоятельной работы возможна при реализации следующих усло-
вий[7]:
Во-первых, увеличение количества часов на самостоятельную работу и включение в учебный план отдельных курсов и их разделов для самостоятельного изучения.
Во-вторых, включение самостоятельной работы в структуру предметнодеятельностных модулей в качестве их элемента. Самостоятельная работа должна быть направлена на формирование заданных в образовательной программе общих и специальных компетенций.
В-третьих, осуществление перехода к контролируемой самостоятельной работе. Для улучшения контролируемости самостоятельной работы рекомендуется улучшить качество ее планирования, то есть определение ее целей, содержания, сроков проведения, форм организации должно найти свое отражение в программах учебных дисциплин, в программах предметно-деятельностных модулей и в общей образовательной программе.
Учебная программа - нормативный документ, определяющий требования к знаниям, умениям и навыками компетенциям в области конкретной учебной дисциплины, а также содержание, последовательность изучения учебного материала и количество часов, отведенное на отдельные темы.
В настоящее время общепризнан вывод - в программе учебной дисциплины должны отражаться не только содержание, но и общие подходы к его реализации в процессе обучения.
В.П. Беспалько, рассматривая учебную программу как эскизную модель определенной педагогической системы, считает, что в ней должны быть отражены такие элементы системы, как цели, реализуемые изучением данного предмета, раскрыто содержание, которое направлено на выполнение целей, указаны дидактические процессы и предпочтительные организационные формы обучения.
Содержание обучения в целом, как информационная модель, может быть представлено различными способами. Как правило, это текстовая модель. Другим способом представления учебной информации является тезаурус - комплекс терминов и понятий, связанных с профессиональной деятельностью. Следующим способом построения содержания является граф. Вопросами использования в педагогике теории графов для определения оптимальной структуры учебного материала, планирования учебного процесса и представления информации посвящены работы В.П. Беспалько, И.Б. Моргунова, Л.П. Савельевой, Т.Н. Глотовой.
Граф - это схема или логическая структура содержания обучения, показывающая иерархию всех компонентов последнего, позволяющая строго контролировать необходимость и место каждого факта, понятия, закона, принципа в общей логической структуре курса.
Проведенный анализ показывает, что в целом технология проектирования содержания обучения на уровне учебной дисциплины теоретически достаточно разработана.
Однако, активизация самостоятельной работы в процесс деятельностно-компетентностного обучения накладывает свой отпечаток на отбор и структурирование содержания специальной дисциплины.
Отбор содержания проводился нами согласно следующим принципам:
Целостность. Содержание дисциплины состоит из различных разделов и тем, которые соединены между собой определенной логической связью. Содержание дисциплины должно быть единой системой, а не механическим набором научной информации.
Научность. Происходящее развитие науки и практики, совершенствование нормативно-правовой базы требует постоянной корректировки содержания обучения.
Инвариантность. Содержание должно полностью соответствовать назначению изучаемой дисциплины в системе профессиональной подготовки, должно быть направлено на формирование компетенций и иметь проблемный характер.
Относительная полнота. Целесообразно осуществлять отбор содержания изучаемой дисциплины с учетом специфики будущей профессиональной деятельности.
Вариативность. При отборе содержания необходимо варьировать темы, а именно — отбирать только те, которые дают знания и умения, и компетенции необходимые для будущей профессиональной деятельности, более полно учитывать индивидуальные возможности, потребности и интересы студентов. При этом следует учитывать все вышеперечисленные критерии.
Сложность и многоплановость учебной дисциплины требует строгого структурирования материала.
Эффективность процесса обучения зависит от степени упорядочения материала, от рационального деления материала на смысловые фрагменты и ступенчатого овладения ими при постоянном обращении к какому-то целому. От того, овладел ли студент, продвигаясь вперед, предыдущим материалом, необходимым для понимания следующего и овладения новыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями[1; 2; 6].
При проектировании содержания дисциплины “Международное гуманитарное право и СМИ” нами был использован предложенный В. П. Беспалько структурный анализ целей и построение соответствующих этому анализу логических структур содержания обучения [2; 3; 4].
В результате проведенных исследований в этом направлении, на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030601 «Журналистика», и в связи с отсутствием централизованного методического обеспечения самостоятельной работы студентов нами разработана программа по самостоя-
тельной внеаудиторной деятельности студентов по дисциплине «Международное гуманитарное право и СМИ». Она включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание дисциплины, содержание самостоятельной работы.
В пояснительной записке отражается место дисциплины в системе подготовки специалистов, цели и задачи ее изучения, связь данной дисциплины с другими науками.
Часть «Содержание дисциплины» представлена нами в виде схемы (рис. 1), логических структур отдельных разделов настоящей дисциплины (рис. 2, рис. 3, рис. 4) и логических структур отдельных тем.
Структурирование содержания дисциплины основано на формировании и систематизации учебного материала. При этом содержание обучения рассматривается как единая целостность, направленная на достижение интеграционных дидактических целей, имеющая определенную структуру и состоящая из обособленных учебных элементов.
Под учебным элементом мы понимаем объекты, явления и методы деятельности, отобранные из науки и внесенные для изучения в программу учебной дисциплины [2].
Рисунок 1 - Логическая структура дисциплины «Международное гуманитарное право и СМИ»
Логическая структура дисциплины (см. рис. 1) представляет собой графическую классификационную схему двух порядков, состоящую из узлов и соединительных линий. В узлах логической структуры находятся учебные элементы, а соединительные линии показывают иерархические связи учебных элементов. Исходный учебный элемент «Международное гуманитарное право и СМИ», расположенный на вершине графической схемы, в процессе логического анализа дифференцируется на производные учебные элементы, в которых отражаются, диктуемые целями обучения, свойства исходного учебного элемента. Производные учебные элементы, выделенные по одному и тому же классификационному основанию, образуют порядки. Такими основаниями выделения производных учебных элементов являются «разделы» и «темы».
Рисунок 2 - Логическая структура 1 раздела дисциплины «Международное гуманитарное право и СМИ»
Рисунок 3 - Логическая структура 2 раздела дисциплины «Международное гуманитарное право и СМИ»
Рисунок 4 - Логическая структура 3 раздела дисциплины «Международное гуманитарное право и СМИ»
Каждое основание образует некоторую градацию производных учебных элементов на данном порядке логической структуры. Так основание «разделы» состоит из трех учебных элементов, а основание «темы» — из девяти. Производные учебные элементы основания «разделы» в логических структурах разделов (рис. 2), (рис. 3), (рис. 4) выступают как исходные. В логических структурах разделов основаниями для выделения производных учебных элементов являются «темы».
В логических структурах следующего уровня исходным учебным элементом является «тема», а производными —«дидактические единицы», прописанные в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования.
При таком структурировании учебного материала достигается достаточно полное раскрытие содержания данной дисциплины.
Часть «Содержание самостоятельной работы» включает в себя следующие компоненты: тема, вид занятия, форма самостоятельной работы, содержание самостоятельной работы, форма контроля. Примерное оформление этой части программы представлено в таблице.
На самостоятельное изучение выносятся темы, включенные в учебную программу, но не рассматриваемые на теоретических и практических занятиях, и темы, на изучение которых отведено недостаточное количество аудиторных часов.
Таблица - Содержание самостоятельной работы
№ п/п Тема Вид занятия Форма самостоятельной работы Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1 Происхождение и развитие международного гуманитарного права (далее МГП) теорети- ческое Работа с литературой и нормативноправовыми источниками 1. Составить библиографию по данной теме. 2. Написать аннотации на литературу по данной теме. Проверка библиографии и аннотации
2 Применение МГП. Международный трибунал. Международные гуманитарные организации. МГП о деятельности журналистов в зоне вооруженных конфликтов теорети- ческое Работа с литературой и нормативноправовыми источниками Подготовка презентаций Подготовка рефератов Защита презентаций и рефератов
3 Освещение в СМИ вооруженных конфликтов и вопросов гуманитарного характера практи- ческое Работа с нормативноправовыми документами и материалами СМИ. Сделать подборку материалов СМИ по теме, анализ материалов Коллективное обсуждение
4 Работа журналиста в зоне вооруженного конфликта комби- нирован- ное Анализ ситуаций, работа с нормативноправовыми документами и кодексом профессиональной этики Анализ конкретных ситуаций собеседова- ние
5 Телевидение и вооруженный конфликт комби- нирован- ное Анализ видеоматериалов Анализ конкретных ситуаций, составление задач Коллективное обсуждение ситуаций
6 Журналистика и вооруженный конфликт: основные проблемы на рубеже ХХ - XXI веков. комби- нирован- ное Работа с литературой и нормативноправовыми источниками Написать эссе на данную тему Взаимопроверка эссе
Вид занятий самостоятельной внеаудиторной деятельности студента может быть теоретическим (работа с учебником, первоисточниками, нормативными документами, дополнительной литературой), практическим (подготовка журналистских материалов в различных жанрах по проблемам международного гуманитарного права) и комбинированным (беседа по теме, решение задач, анализ ситуаций и т.д.).
Содержание самостоятельной работы студентов включает разнообразные формы деятельности: работа с литературой, оформление рефератов, презентаций, составление кроссвордов, заполнение карт ориентировочной основы деятельности, изучение различных видов документации, решение и составление учебных задач, обсуждение конкретных ситуаций. Целесообразно использовать задания для самостоятельной работы, строящиеся на интегративной основе (внут-рипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирования общих и предметных компетенций.
Разнообразны и формы контроля самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов. Так, учебный материал, предусмотренный рабочей программой для усвоения студентами в процессе самостоятельной деятельности, выносится на итоговый контроль (зачет). Наряду с учебным материалом, который отрабатывается при проведении занятий; контроль качества самостоятельного изучения материала проводится во время консультаций, индивидуального собеседования преподавателя со студентом, при проверке рефератов, презентаций, кроссвордов, контрольных работ и т.д.
Выстраивание программы самостоятельной работы должно осуществляться по принципу возрастания объема и сложности и творческого характера заданий.
Библиографический список
1. Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалиста // Вест. высш. шк.-1988. - № 1 - С. 3-8.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Изд-во ИРПО МО РФ, 1995. - 336 с.
3. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. - 304 с.
4. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебновоспитательного процесса подготовки специалиста. - М.: Высш. школа, 1989. - 180 с.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 239 с.
6. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения/ Афанасьева Т.П., Караваева Е.В., Канукоева А.Ш. и др. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 96 с.