Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ КВЕСТ-ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ ЗООЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ УНИВЕРСИТЕТА'

РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ КВЕСТ-ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ ЗООЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КВЕСТ-ЭКСКУРСИИ / ЗООЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завальцева Ольга Александровна, Мишина Ольга Степановна, Коротков Олег Владимирович

В настоящей статье представлена методика проведения квест-экскурсий на базе Зоологического музея. Экскурсия является одним из видов внеурочной деятельности. Это комплексное средство всестороннего развития обучающихся. Авторы приводят подробное описание этапов проведения квест-экскурсии в музее по теме «Красная Книга Московской области». В реализации мероприятия принимают участие студенты, которые выступают в роли экскурсоводов и наставников для школьников. Квест-экскурсии на базе Зоологического музея являются хорошей основой для развития мотивации обучающихся средней школы к изучению биологии. Подобные мероприятия мотивируют школьников к исследовательской деятельности. Всего было разработано и реализовано пять экскурсий для школьников по разным темам. В основе организации и реализации подобных мероприятий лежат компоненты биологического образования - познавательный, деятельностный, воспитательный и творческий. Работа имеет практическую значимость, носит методический характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завальцева Ольга Александровна, Мишина Ольга Степановна, Коротков Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF QUEST-EXCURSIONS FOR SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF THE ZOOLOGICAL MUSEUM OF THE UNIVERSITY

This article presents the methodology of conducting quest-excursions on the basis of the Zoological Museum. The excursion is one of the types of extracurricular activities. This is a comprehensive means of comprehensive development of students. The authors give a detailed description of the stages of the quest tour in the museum on the topic "Red Book of the Moscow region". Students who act as guides and mentors for schoolchildren take part in the implementation of the event. Quest-excursions on the basis of the Zoological Museum are a good basis for the development of motivation of secondary school students to study biology. Such events motivate schoolchildren to research activities. In total, five excursions for schoolchildren on various topics were developed and implemented. The organization and implementation of such events are based on the components of biological education - cognitive, activity, educational and creative. The work has practical significance and is methodical in nature.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ КВЕСТ-ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ ЗООЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ УНИВЕРСИТЕТА»

Педагогика

УДК 372.857

кандидат биологических наук, доцент Завальцева Ольга Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Мишина Ольга Степановна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Коротков Олег Владимирович Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ КВЕСТ-ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ ЗООЛОГИЧЕСКОГО

МУЗЕЯ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В настоящей статье представлена методика проведения квест-экскурсий на базе Зоологического музея. Экскурсия является одним из видов внеурочной деятельности. Это комплексное средство всестороннего развития обучающихся. Авторы приводят подробное описание этапов проведения квест-экскурсии в музее по теме «Красная Книга Московской области». В реализации мероприятия принимают участие студенты, которые выступают в роли экскурсоводов и наставников для школьников. Квест-экскурсии на базе Зоологического музея являются хорошей основой для развития мотивации обучающихся средней школы к изучению биологии. Подобные мероприятия мотивируют школьников к исследовательской деятельности. Всего было разработано и реализовано пять экскурсий для школьников по разным темам. В основе организации и реализации подобных мероприятий лежат компоненты биологического образования -познавательный, деятельностный, воспитательный и творческий. Работа имеет практическую значимость, носит методический характер.

Ключевые слова: биология, образовательные технологии, квест-экскурсии, зоологический музей.

Annotation. This article presents the methodology of conducting quest-excursions on the basis of the Zoological Museum. The excursion is one of the types of extracurricular activities. This is a comprehensive means of comprehensive development of students. The authors give a detailed description of the stages of the quest tour in the museum on the topic "Red Book of the Moscow region". Students who act as guides and mentors for schoolchildren take part in the implementation of the event. Quest-excursions on the basis of the Zoological Museum are a good basis for the development of motivation of secondary school students to study biology. Such events motivate schoolchildren to research activities. In total, five excursions for schoolchildren on various topics were developed and implemented. The organization and implementation of such events are based on the components of biological education - cognitive, activity, educational and creative. The work has practical significance and is methodical in nature.

Key words: biology, educational technologies, quest-excursions, zoological museum.

Введение. В современном мире, когда информационные технологии идут вперёд семимильными шагами, учителю приходится искать разные актуальные способы заинтересовать обучающихся. Но, если говорить именно о предмете «биология», то учитель не может ограничиваться информационно-коммуникационными технологиями, так как многие планируемые результаты по предмету в рамках Федерального государственного образовательного стандарта требуют применения методов активного восприятия, исследования, наблюдения. Конечно, в наше время есть масса технологий, позволяющих моделировать различные объекты исследований, опыты, эксперименты и т.д. Но это только частично может заменить реальные эксперименты, наглядные пособия и «настоящие» объекты исследований [2].

Любой естественный природный объект индивидуален, соответственно, каждое наблюдение, исследование, опыт, связанный с ним, также будет индивидуальным, а значит, будет формировать более глубокие знания, навыки, и умения.

Экскурсия является одним из видов внеурочной деятельности в школе. Это комплексное средство всестороннего развития обучающихся, вовлечение их в активное познание и освоение окружающего мира.

Базовыми составляющими организации экскурсионной деятельности в образовательном учреждении являются: определение цели и задач каждой экскурсии; взаимосвязь с другими видами внеурочной и учебной деятельности; учёт возрастных особенностей экскурсантов; организация активной деятельности обучающихся в процессе экскурсии. Экскурсии в образовательном учреждении - это работа, целенаправленность которой регламентирована учебной программой предмета [2, 3].

Целью настоящей работы стала разработка и реализация квест-экскурсий для школьников базе Зоологического музея.

Изложение основного материала статьи. В ходе работы были адаптированы ряд методических разработок для проведения квест-экскурсий на базе Зоологического музея биолого-химического факультета Государственного гуманитарно-технологического университета. Были разработаны квест-экскурсии по темам: «Красная книга Московской области», «Пищевые цепи», «Биосфера», «Экосистема» и «Кто живёт в заповедниках». Все разработки имеют общий план со схожими этапами, но разной содержательной составляющей.

Целью учебной и экскурсионной деятельности в Зоологическом музее Государственного гуманитарно-технологического университета является формирование у обучающихся целостного представления о животных как системных биологических объектах, их происхождении и эволюции; знакомство с биоразнообразием живых организмов, влиянием среды обитания на процесс видообразования, а также значением животных в природе и жизни человека.

Указанные цели достигаются путём реализации теоретических и эмпирических исследовательских методов: изучение разнообразных источников информации, ее обработка, анализ и синтез, а также сравнение и наблюдение.

Проведение подобных экскурсий требует работы не одного экскурсовода, а целой группы из 3-5 человек. В непосредственной разработке и реализации квест-экскурсий принимали активное участие студенты биолого-химического факультета. Студенты выступали в роли экскурсоводов и наставников для школьников.

Когда приходит группа экскурсантов, студенты-наставники проводят мотивационную беседу, попутно актуализируя знания по теме экскурсии. Затем, в форме случайной жеребьёвки обучающиеся делятся на команды, количество которых равно количеству экскурсоводов. Это необходимо для того, чтобы охватить большую часть экспонатов, так как каждая группа в ходе мероприятия проходит по своему индивидуальному маршруту.

Все разработки направлены на включение обучающихся в процесс экскурсии. Экскурсанты отвечают на большое количество вопросов, которые не только проверяют их общую эрудицию и знания по биологии, но и заставляют логически рассуждать, сравнивать, наблюдать, анализировать и исследовать. На каждом этапе экскурсии обучающиеся собирают

дидактический материал, подготовленный и размещённый в музее экскурсоводами заранее. Этот материал отличается содержанием в зависимости от темы экскурсии.

К концу каждой экскурсии у обучающихся на руках оказывается собранный дидактический материал, а в голове новые знания, которые необходимо в дальнейшем применить для выполнения задания.

В среднем подобные экскурсии рассчитаны на 45 минут. Время может варьироваться в зависимости от количества экспонатов, освещаемых каждым экскурсоводом.

Приведем пример одной из разработанных квест-экскурсий - «Красная Книга Московской области».

Тема экскурсии: Животные, занесённые в красную книгу.

Цель: Формирование у обучающихся понимания ответственности за природу, окружающую среду.

Учебно-образовательные задачи:

1. Сформировать у учащихся знания о многообразии видов в природе.

2. Выявить антропогенные факторы влияния на видовое разнообразие.

3. Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли.

4. Создать групповые исследовательские проекты, направленные на привлечение внимания к проблеме исчезающих видов.

Развивающие задачи:

1. Продолжить развитие личностных качеств школьников: тренировка памяти.

2. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы).

3. Внимание, наблюдательность в ходе изучения многообразия видов.

4. Развитие монологической речи, умение работать с текстом, рисунками.

Воспитательные:

1. Продолжить развитие научно-материалистического мировоззрения через изучение многообразия видов в природе, экологического, эстетического через красоту разнообразия живых организмов, бережное отношение к живой природе.

2. Экологическое воспитание - обеспечить понимание того, что человек в своих поступках должен учитывать законы, по которым живет и развивается природа.

3. Воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки.

Время: 45 мин.

Инвентарь для проведения квест-экскурсии:

• раздаточный материал для 4 команд;

• модели красной книги, напечатанные и прошитые на листах: первый и последний листы сделаны как форзац, вторая страница - памятка, содержащая информацию о красной книге, третья и четвёртая страницы графически представляют разные среды обитания с вклеенными карманами для вставки карточки животного;

• карточки с животными 20 шт. для каждой книги по 4;

• скотч малярный;

• шляпа для проведения жеребьевки;

• фломастеры или цветные карандаши;

• 2 пачки плотных А3 листов для выполнения общего задания;

• 5 экземпляров красных книг.

Ход занятия:

Приветствие экскурсантов. Краткий рассказ истории музея. Рассказ о деятельности в музее в настоящее время. Рассказ о его экспозиции. Длительность 2 минуты.

Экскурсоводы проводят мотивацию на дальнейшую экскурсию, на изучение биологии в общем. Также, на данном этапе идет подведение к теме экскурсии - краснокнижные животные, целеполагание и актуализация знаний, о самой Красной книге. Обучающиеся должны дать определение тому, что такое «красная книга», привести примеры краснокнижных растений и животных.

Затем, всю группу экскурсантов жребием делят на то количество команд, которое соответствует числу экскурсоводов. Длительность 3 минуты.

Экскурсовод (наставник) каждой из команд, объясняет суть предстоящей интерактивной экскурсии. Она заключается в том, чтобы узнать и занести в красные книги Подмосковья животных из музея. Каждый экскурсовод представляет свою красную книгу, которая и будет определять его музейный маршрут. Дидактический материал: нарисованные красные книги с уголками-кармашками, куда будут вставляться карточки животных, занесённых в красную книгу Подмосковья.

В каждой книге рассматривается 4 экспоната музея. Рассказ экскурсовода о каждом животном достаточно подробный. План рассказа про одно животное включает в себя 4 обязательных составляющих:

• общий рассказ о животном: где живут; чем питаются; особенности строения или приспособления к жизни;

• интересные факты, позволяющие удерживать внимание слушателей;

• причины занесения животного в красную книгу;

• роль человека в спасении вида.

Обучающимся необходимо внимательно слушать и запоминать информацию, так как от этого будет зависеть выполнение ими самостоятельного творческого задания. На данном этапе у обучающихся развивается память и внимание.

Около каждого экспоната, являющегося частью экскурсии, наклеена карточка с нарисованным животным, которую, ребята должны забрать и вставить в плакат - красную книгу. Дидактический материал: напечатанные животные. Время всей экскурсии в среднем рассчитано на 15-20 минут.

Когда все экскурсионные группы прошли свои маршруты и получили готовые заполненные красные книги, со всеми собранными животными, подходит время для выполнения самостоятельного задания. Экскурсоводы проводят мотивацию на работу и объясняют суть задания.

Для каждой команды заранее подготовлены материалы, по 1 набору на команду, для выполнения творческого задания: набор для рисования (фломастеры и восковые мелки, карандаш простой, ластик), лист А3, три листа А4. Задание заключается в том, что каждой группе экскурсантов, предстоит примерить на себя роль защитника животных и провести небольшое исследование и ответить на ряд вопросов:

• К какой категории красной книги относится вид выбранного животного?

• По какой причине этот вид попал в эту категорию?

• Как человек влияет на изменение статуса этого животного на данный момент?

• Что вы можете предложить для спасения данного вида? Как привлечь внимание окружающих к проблеме его исчезновения?

Ребята должны проявить фантазию и применить свои знания, как новые, так и старые. Им предстоит придумать свою собственную защитную компанию для одного выбранного животного. Экскурсанты могут нарисовать плакаты, листовки, постеры на листах или создать любой другой продукт своей исследовательской групповой работы. На основе услышанного они должны подготовить рассказ о данном виде животного. Но, самая главная задача, раскрыть проблему исчезновения вида из дикой природы и дать рекомендации по его сохранению. Всю необходимую информацию экскурсанты получили во время экскурсии, сбора и анализа дидактических материалов, и из самой красной книги, экземпляр которой есть у каждой команды. Время выполнения 7-10 минут.

После выполнения задания, команды представляют свои проекты. Вся группа перемещается к экспонатам, о которых будет идти речь, и команды защищают свои проекты. На рассказ каждой группы выделяется от одной до двух минут. Обучающиеся распределяют роли: или представляют свой проект вместе, или выступает один спикер от команды. Ребята зачитывают или свободно рассказывают получившееся описание вида. Затем переходят к рекомендациям по защите, демонстрируют иллюстрации, нарисованные на листе А3 и представляют продукты своей исследовательской работы. Время выполнения 5-10 минут.

На этапе рефлексии экскурсантам задаются наводящие вопросы, которые позволяют им поделиться не только впечатлениями, но и новыми знаниями с товарищами из других команд. Время работы 3-5 минут.

Выводы. По результатам проделанной работы можно сделать выводы:

1. В основе организации и реализации квест-экскурсий лежат компоненты биологического образования -познавательный, деятельностный, воспитательный и творческий.

2. Были адаптированы методические разработки для квест-экскурсий в Зоологическом музее по темам: «Красная книга Московской области», «Пищевые цепи», «Биосфера», «Экосистема» и «Кто живёт в заповедниках». На их основе созданы групповые исследовательские работы: «Не дайте белке-летяге улететь навсегда», «Мой придуманный зверь -«суслечик»», «Я тебе нужен или Диалог с кранокнижными видами» и многие другие.

Таким образом, повышение качества знаний обучающихся в результате проведения подобных образовательных квест-экскурсий возможно при соблюдении ряда условий. Во-первых, данная деятельность должна организовываться с учётом психологических и возрастных особенностей личности. Во-вторых, обучающимся должны быть представлены возможности для развития и самореализации. В-третьих, данная деятельность должна быть построена на добровольной основе.

Адаптированные методические разработки для проведения квест-экскурсий на базе Зоологического музея послужили хорошей базой для развития мотивации обучающихся средней школы к изучению биологии, а также исследовательской деятельности. Разработки оказались продуктивными и смогли вовлечь в работу учеников разных возрастных групп с разной степенью заинтересованности в процесс.

Литература:

1. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - Москва: Просвещение, 2020. - 160 с.

2. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум / Ю.Н. Лапыгин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 220 с.

3. Суворова, В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / В.М. Суворова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 189 с.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Заводчиков Дмитрий Павлович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург) кандидат психологических наук, доцент Лебедева Екатерина Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); старший преподаватель Березина Вероника Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ SOFT-КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Подготовка педагогических кадров для системы профессионального образования является ключевым моментом воспроизводства производительных сил для всех отраслей народного хозяйства. Внедрение компетентностного подхода инициировало потребность в разработке диагностических инструментов, позволяющих оценивать не только результаты обучения, но личностно-профессиональный потенциал, являющийся базисом освоения новых трудовых функций. Цель статьи состоит в выявлении теоретико-методологических оснований диагностики «мягких», надпрофессиональных навыков у педагогов профессионального обучения. Авторы выделяют этапы разработки модели soft-компетенций педагога, фокусируя внимание на психологических индикаторах компетенций и возможности их диагностики. Приводится перечень методик, позволяющих оценить некоторые универсальные компетенции, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте педагога профессионального обучения (по отраслям). Делается вывод о необходимости оценки и мониторинга soft-компетенций педагогов профессионального обучения с целью эмпирической верификации и уточнения предложенной модели.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, soft-компетенции, диагностика, педагоги, профессиональное обучение

Annotation. The training of teaching staff for the vocational education system is a key moment in the reproduction of productive forces for all sectors of the national economy. The introduction of the competency-based approach initiated the need to develop diagnostic tools that allow assessing not only learning outcomes, but personal and professional potential, which is the basis for mastering new job functions. The purpose of the article is to identify the theoretical and methodological foundations for diagnosing "soft", over-professional skills in vocational education teachers. The authors single out the stages of developing a teacher's soft competencies model, focusing on the psychological indicators of competencies and the possibility of their diagnosis. A list of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.