Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. Т. 14, № 2. С. 105-115 The Territory ofNew Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2022. Vol. 14, № 2. Р. 105-115
Научная статья УДК 379.852
DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-2/105-115
Методические и организационные аспекты разработки и проведения квестов в рамках экскурсионной деятельности
Петухина Елизавета Витальевна Ден Валерия Гихоевна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Аннотация. В статье рассмотрен формат квеста как инновационного направления экскурсионной деятельности. Авторами изучено понятие, сущность и формы квест-экскурсий. Цель: на основе теоретического исследования методических подходов к разработке и проведению квестов и экскурсий разработать авторский алгоритм формирования и реализации квест-экскурсий. Методы: использованы методы системного анализа, синтеза, индукции и дедукции, выявления причинно-следственных связей, сравнительно-описательный метод. В ходе исследования был проведен анализ организационных аспектов разработки квест-экскурсий на основе сравнения методик разработки экскурсий и квестов в отдельности, разработан авторский алгоритм формирования и реализации квест-экскурсии. Научная значимость заключается в том, что авторами дано определение понятия «квест-экскурсия» и предложена классификация квеста. Предложенный алгоритм проведения и реализации квест-экскурсии может быть использован различными профильными организациями, предоставляющими экскурсионные услуги.
Ключевые слова: квест, экскурсия, квест-экскурсия, экскурсионный квест, алгоритм проведения квест-экскурсий, экскурсионная деятельность, организация квест-экскурсии.
Для цитирования: Петухина Е. В., Ден В. Г. Методические и организационные аспекты разработки и проведения квестов в рамках экскурсионной деятельности // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. Т. 14, № 2. С. 105-115. DOI: https://doi.org/. https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-2/105-115.
Original article
Methodological and organizational aspects of the development and performance of quests within the framework of excursions Elizaveta V. Petukhina Valeriya G. Den
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
Abstract The article considers the format of the quest as an innovative direction of excursion activity. The authors have studied the concept, essence and forms of quest excursions. Purpose: based on the theoretical study of methodological approaches to the development and conduct of quests and excursions, to develop an author's algorithm for the formation and implementation of quest excursions. Methods: methods of system analysis, synthesis, induction and deduction, identification of cause-and-effect relationships, comparative descriptive method are used. Results: in the course of the study, an analysis of the organizational aspects of the development of quest excursions was carried out based on a comparison of the methods of developing excur-
© Петухина Е.В., 2022 © Ден В.Г., 2022
105
sions and quests separately, an author's algorithm for the formation and implementation of quest excursions was developed. The scientific significance lies in the development of the author's definition of the concept of "quest-excursion" and the allocation of its classification. The practical result is the proposed algorithm for conducting and implementing a quest tour, which can be used in various ways.
Keywords: quest, excursion, quest-excursion, excursion quest, algorithm of quest-excursions, excursion activities, organization of quest-excursions.
For citation: Petukhina E. V., Den V. G. Methodological and organizational aspects of the development and performance of quests within the framework of excursions // The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2022. Vol. 14, № 2. P. 105-115. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-2/105-115.
Введение
Экскурсионная деятельность является основой формирования туристского продукта. Современный рынок туристской индустрии требует внедрения инновационных технологий при организации экскурсионной деятельности. Высокий уровень конкуренции среди туристских компаний обусловливает необходимость постоянного развития, отслеживания тенденций потребительского спроса и внедрения новых форматов.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в экскурсионную деятельность как главную составляющую туристского продукта необходимо внедрять новые форматы в соответствии с потребительским спросом и развивающимися быстрыми темпами инновационными технологиями. В данном случае развитие квест-экскурсий в рамках туристских предложений является инновационной технологией, а экскурсия - наиболее адаптируемой услугой.
Цель работы - на основе теоретического исследования методических подходов к разработке и проведению квестов и экскурсий разработать авторский алгоритм формирования и реализации квест-экскурсий.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- исследовать понятийный аппарат в области квест-технологий и экскурсионной деятельности;
- уточнить классификацию квест-экскурсий как вида туристской деятельности;
- проанализировать существующие формы проведения квест-экскурсий;
- разработать алгоритм формирования квест-экскурсии.
Исследованию квест-экскурсии как современного формата развития турин-
дустрии посвящен ряд научных и практических трудов Ю. А. Киреевой и Н. А. Полоцкой [1], А. О. Васильченко [2], Н.И. Светлаковой [3], Е.В. Харьковской [4], А. С. Селиверстенко [5], в которых отражены общие тенденции развития инновационных форм экскурсионной деятельности и специфика разработки квест-экскурсий.
Необходимо отметить, что в работе Е. В. Харьковской квест-экскурсия рассматривается в рамках краеведческой деятельности, имеющей экономический (улучшение уровня жизни населения) и экологический эффект (сохранение окружающей среды) [4]. Авторами Ю. А. Киреевой и Н. А. Полоцкой отмечается образовательный аспект организации квест-экскурсий и их эффективность в запоминании определенных фактов [1]. Действительно, активные процессы глобализации и цифровизации дают основание для возникновения новых способов
106
получения, усвоения, сохранения и передачи информации, которые в том числе внедряются и в туристский рынок.
Невозможно не согласиться с авторами А. С. Селиверстенко и А. В. Мельцо-вым, которые выделяют отдельный вид туризма - квест-туризм и отмечают перспективность его развития среди молодежи [5]. На наш взгляд, молодое поколение наиболее подвержено освоению новых интерактивных форм коммуникации, быстро реагирует на изменяющиеся условия жизни, адаптируется к ним и выдает ответную реакцию в виде инновационных технологий.
В исследованиях квест-экскурсий необходимо отметить работу Н. Д. Алексеевой и Е. В. Рябовой, в которой обстоятельно изложена сущность квест-экскурсии, определены формы и обоснована инновационность данного формата на рынке туристских услуг [6].
Понятие «квест-экскурсия» является комбинацией квеста и экскурсии, которые включают в себя элементы обоих понятий. По мнению Г. П. Долженко, экскурсия (от лат. excursio - прогулка, поездка) - это коллективное или индивидуальное посещение природных, культурных, исторических мест и достопримечательностей, поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под тщательным руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода, который передает экскурсантам видение объекта, понимание исторического события, связанного с этим объектом [7].
В ГОСТ Р 54604-2011 термин «экскурсия» определяется как услуга, связанная с посещением объектов экскурсионного показа индивидуальными туристами или туристскими группами, сущность которой заключается в знакомстве c указанными объектами и их изучении в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, не предполагающая ночевку [8].
Слово «квест» («quest») имеет англоязычное происхождение и переводится как «поиск, предмет поисков, поиск приключений». Нами были проанализированы некоторые определения термина «квест» (табл. 1) [3, 4, 6, 9].
Таблица 1
Определения понятия «квест»
Автор Определение
Г. Н. Склярев-ская Игра, где участники решают различные логические задачи, находят необходимую информацию, учатся работать с информационными ресурсами, осуществлять поиск необходимой информации и грамотно ее применять
Н. И. Светлако-ва Приключенческая игра, пройти которую можно только в том случае, если последовательно решать поставленные задачи
Е. В. Харьковская Поиск чего-либо, путешествие к определенной цели через преодоление определенных трудностей
Н. Д. Алексеева, Е. В. Рябова Игра, в ходе которой участники выполняют логические задачи, работают над поиском информации, учатся взаимодействовать с информационными ресурсами, находить полезную информацию и применять ее для достижения конечной цели миссии
107
Таким образом, все авторы отмечают игровой аспект квеста, наличие конечной цели и невозможность ее достижения без выполнения ряда задач, в основном связанных с логическим мышлением. В свою очередь, сущность экскурсии заключается в организованном посещении объектов показа в сопровождении гида, экскурсовода.
Основная часть
В настоящее время не существует единого подхода к определению понятия «квест-экскурсия» ввиду недавнего его появления в научном поле. Обстоятельно изложено определение в работе авторов Н. Д. Алексеевой и Е. В. Рябовой, где квест-экскурсией называют услугу, связанную с посещением специально подобранных объектов экскурсионного показа, заключающуюся в ознакомлении и изучении объектов посредством наблюдения, общения с другими субъектами и решения логических задач под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода продолжительностью менее 24 часа без ночевки [6].
Квест-экскурсия - симбиоз квеста и экскурсии с основными элементами, представленными на рис. 1 [6-8, 10].
Рис. 1. Основные элементы квеста и экскурсии
Можно заключить, что в состав квест-экскурсии могут входить элементы экскурсионной деятельности (демонстрация объектов, подача информации, наличие гида, экскурсовода, использование методов показа и рассказа) и квеста (решение логических задач и поиск информации, игровой азарт, работа с ресурсами и наличие цели) одновременно.
На наш взгляд, квест-экскурсией можно назвать организованное в игровой форме посещение объектов показа, связанных определенной тематикой, в ходе которого экскурсанты, объединенные целью (поиск клада, человека, места, расследование преступления и т. п.) и взаимодействующие друг с другом, решают логические задачи, работают с информационными ресурсами и, как следствие, изучают экскурсионные объекты в сопровождении профессионального сотрудника (гида, экскурсовода, гида-экскурсовода) или без него.
На основе разработанного алгоритма формирования экскурсионного квеста можно предложить следующую его классификацию по ряду признаков (рис. 2).
108
часовые однодневные много дпевпше
пенше па транспорте
детские подростковые дпявзрослых универсальные
легкие продвинутые
Рис. 2. Классификация квест-экскурсии
Источник: составлено автором.
Экскурсионный квест можно классифицировать по продолжительности, по способу перемещения, по возрастному признаку и по уровню сложности.
Экскурсионный квест может проводиться в форме:
- квест-экскурсии с непосредственным участием экскурсовода (задания экскурсовод (ведущий, аниматор) выдает лично);
- обезличенной квест-экскурсии (участники получают сразу весь пакет-легенду (квест-маршрут));
- квест-экскурсии с дистанционной выдачей заданий (участники получают задания при помощи смартфона или планшета либо производят поиск заданной точки при помощи ОР8-навигатора (мобильные квесты, экскурсионный геоке-шинг)) [6, 11].
Определенного алгоритма создания квест-экскурсий не обнаружено, потому целесообразным видится обращение к перечню действий по формированию экскурсий и квестов в отдельности (табл. 2) [8, 10-12].
Таблица 2
Алгоритм формирования экскурсии и квеста
Этапы Алгоритм формирования экскурсии Алгоритм формирования квеста
1 Определение цели и задач экскурсии Определение целевой аудитории
2 Выбор темы и разработка концепции экскурсии Формулировка цели квеста
3 Изучение и сбор информации по теме экскурсии Разработка инструкции
4 Отбор и изучение экскурсионных объектов Разработка игровой метафоры, интриги квеста
109
Окончание табл. 2
Этапы Алгоритм формирования экскурсии Алгоритм формирования квеста
5 Составление маршрута экскурсии Формирование названия
6 Объезд или обход маршрута Изучение методических особенностей проведения квеста
7 Методическая разработка, определение приемов и техники ведения экскурсии, в том числе составление технологической карты экскурсии Составление маршрута квеста
8 Подготовка текста для проведения экскурсии Отбор и подготовка необходимых ресурсов
9 Комплектование «Портфеля экскурсовода» Проведение пробного квеста
10 Проведение пробной экскурсии Утверждение квеста
11 Утверждение экскурсии Разработка формы отчета о прошедшем квесте
Алгоритмы создания квеста и экскурсии имеют схожие этапы, которые могут быть использованы в другой последовательности. На основании материалов об организации экскурсионной деятельности и работы квестов можно предложить следующую схему формирования квест-экскурсии (рис. 3).
|-1~ 3-й этап Изучение п сбор информации по теме квест-жскурстш ] |
Рис. 3. Алгоритм создания квест-экскурсии Источник: составлено автором.
Все этапы формирования квест-экскурсии можно условно разделить на подготовительно-исследовательский, проектный и постпроектный.
110
В подготовительно-исследовательский этап входит:
- определение цели квест-экскурсии;
- выбор темы и концепции квест-экскурсии;
- изучение и сбор информации по теме квест-экскурсии;
- разработка инструкции и интриги квест-экскурсии;
- отбор и изучение объектов показа;
- комплектование базы ресурсов квест-экскурсии;
- подготовка текста квест-экскурсии.
Проектный этап состоит из:
- проведения пробной квест-экскурсии;
- утверждения квест-экскурсии.
В постпроектный этап входит разработка формы отчета по прохождению квест-экскурсии.
Любой туристский маршрут должен иметь ряд документов. Что касается квест-экскурсий, то здесь можно включить все необходимое для экскурсии с учетом специфики квеста:
1) маршрутный лист (документ, устанавливающий логическую последовательность просмотра объектов показа на маршруте в соответствии с тематикой) [13];
2) контрольный текст квест-экскурсии (технологический документ, включающий содержание информации, предоставляемой экскурсантам);
3) материалы квест-экскурсии (условное наименование комплекта информационных материалов, используемых в ходе проведения квест-экскурсии);
4) инструкции для экскурсантов (правила пользования снаряжением, правила поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях).
Экскурсионные квесты активно развиваются и пользуются популярностью в европейской части Российской Федерации. В таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Кострома, Сергиев Посад, Нижний Новгород, разработаны и представлены на рынок десятки квест-экскурсий как для детей, так и для взрослых [14].
На территории Приморского края квест-технологии в экскурсионной деятельности недостаточно развиты и популярны. На рынке представлено несколько вариантов квест-экскурсий (табл. 3) [15-18].
Таблица 3
Квест-экскурсии Приморского края
Название Город Описание Продол-житель-ность, ч Стоимость, руб./чел.
Найти золотого трепанга Владивосток Ознакомление с историей происхождения, особенностями и пользой трепанга в игровой форме с загадками и головоломками 0,5 500
111
Окончание табл. 3
Название Город Описание Продолжительность, ч Стоимость, руб./чел.
Жандарм и Наташа Игра-квест в старом квартале «Миллионка». Цель - раскрыть тайну дневника, встретиться с «королем Миллионки». Квест в сопровождении «Черного человека» 1, 5 350-360
О фортах и голубях Участники квеста отправляются в путешествие по музею города, выполняют задания и разгадывают все музейные загадки, а методист выступает проводником и дополняет путешествие познавательными подробностями 1 300
Лабиринты города «Д» Дальне-горск Познавательная прогулка по улицам и значимым местам с картой, рифмованными заданиями и хитрыми загадками от музейно-выставочного центра города. На выбор - два маршрута 5 250
В настоящий момент в Приморском крае представлены квесты от гуманитарного просветительского проекта, посвященного культуре России «КУЛЬТУРА. РФ», от государственных и частных учреждений.
На наш взгляд, необходимость разработки и популяризации квест-экскурсий обусловливается тем, что на основе одной экскурсии (в том числе уже запущенной к реализации) есть возможность разработать несколько экскурсионных кве-стов. Кроме того, в настоящее время в Приморском крае представлено достаточное количество объектов для формирования и проведения гастрономических (фестивали, предприятия общественного питания, музеи, производства), культурно-исторических (улицы, здания, кварталы, памятники и т. п., имеющие историческое значение), архитектурных (объекты филиала Военно-исторического музея ТОФ «Ворошиловская батарея») и природно-экологических (горные вершины, памятники природы, природные парки) квестов.
Заключение
Квест-экскурсия является инновационной формой классической экскурсии, которая имеет достаточный потенциал для развития. Основная особенность квест-экскурсий заключается: в отсутствии информации о полном маршруте (появление чувства азарта и приключения); в необходимости решать логические задачи для посещения места показа; в разнообразии тематических направлений. На основе одной экскурсии возможно выстроить несколько экскурсионных кве-стов за счет различных уровней подготовки экскурсантов, сложности, тематик, продолжительности и направленности.
112
В туристской сфере необходимо развитие новых форм и видов в соответствии с потребительским спросом и развивающимися быстрыми темпами инновационными технологиями; для развития и совершенствования экскурсионной
деятельности необходима инновация - квест-экскурсия.
Список источников
1. Киреева Ю. А. Особенности организации квест-экскурсий // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2020. Т. 14, № 2. С. 4-11.
2. Васильченко А. О. Квест-экскурсия как инновационная форма туристической деятельности // Туризм и гостеприимство. 2020. № 1. С. 22-26.
3. Светлакова Н. И. Квест как альтернатива традиционной экскурсии в музее спортивной направленности // Вестник спортивной истории. 2020. № 2 (21). С. 96-102.
4. Харьковская Е. В. Квест-экскурсия как инструмент популяризации культурно-исторического наследия среди подростков // Управление городом: теория и практика. 2016. № 3 (22). С. 16-19.
5. Селиверстенко А. С., Мельцов А.В. Квест-туризм как перспективное направление в молодежном туризме // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2019. Т. 14, № 1. С. 127-133.
6. Алексеева Н. Д., Рябова Е.В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 1 (20). С. 14-17.
7. Долженко Г. П. Экскурсионное дело: учебное пособие для бакалавров и магистров. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. 308 с.
8. ГОСТ Р 54604-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 № 738-ст, в ред. от октября 2019 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/-document/1200092284.
9. Скляревская Г. Н. Словарь русского языка XXI века. Проект словаря // Journal of applied linguistics and lexicography. 2019. № 1. C. 136-311.
10. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: учебное пособие. Москва: Советский спорт, 2016. 216 с.
11. Алексеева Н. Д., Никитина Н. В. Особенности организации и проведения квест-экскурсии // Россия - Казахстан: приграничное сотрудничество, музейно-туристический потенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня: сборник статей Международной научно-практической конференции (Самара, 09-11 декабря 2015 года). Самара: Самарский гос. эконом. ун-т, 2016. С. 70.
12. Трофименко Л. П. Квест - инновационная технология в экскурсионной деятельности // Организация, осуществляющая обучение ООО «Инфоурок». 2019. URL: https://infourok.ru/kvestinnovacionnaya-tehnologiya-v-ekskursionnoy-deyatelnosti-4009150.html.
13. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (посл. ред. от 02.07.2021 № 352-ФЗ) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/.
14. Кургина С. О., Копцева М. Г., Суржиков В. И. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионного продукта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 231-234.
113
15. Городской квест по Миллионке // Официальный сайт туристической фирмы «Пять звезд». URL: https://5stars-vl.ru/.
16. Квест-экскурсия «Лабиринты города «Д» // Официальный сайт Культура.РФ. URL: https://www.culture.ru/.
17. Квест «Найти золотого трепанга» // Официальный сайт компании GuideGo. URL: http s://guidego.ru/.
18. Экскурсия-квест «О фортах и голубях» // Официальный сайт Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева. URL: https://arseniev.org/.
References
1. Kireeva Yu. A. Features of the organization of quest excursions. Bulletin of the Association of Tourism and Service Universities. 2020; 14 (2): 4-11. (In Russ.).
2. Vasilchenko A. O. Quest-excursion as an innovative form of tourist activity. Tourism and hospitality. 2020; (1): 22-26. (In Russ.).
3. Svetlakova N.I. Quest as an alternative to the traditional excursion in the museum of sports orientation. Bulletin of Sports History. 2020; 2 (21): 96-102. (In Russ.).
4. Kharkiv E. V. Quest-excursion as a tool for popularization of cultural and historical heritage among teenagers. City management: theory and practice. 2016; 3 (22): 16-19. (In Russ.).
5. Seliverstenko A. S., Meltsov A. V. Quest-tourism as a promising direction in youth tourism. Tourism industry: opportunities, priorities, problems and prospects. 2019; 14 (1): 127-133. (In Russ.).
6. Alekseeva N. D., Ryabova E. V. Quest-excursion as an innovative form of excursion activity // Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, psychology. 2016; 1 (20): 14-17. (In Russ.).
7. Dolzhenko G.P. Excursion business: a textbook for bachelors and masters. Rostov-on-Don: Phoenix, 2016. 308 p. (In Russ.).
8. GOST R 54604-2011. National Standard of the Russian Federation. Tourist facilities. Sightseeing services. General requirements (approved and put into effect by Rosstandart Order No. 738-st dated 08.12.2011, as amended. from October 2019. Electronic fund of legal and regulatory documents. URL: https://docs.cntd.ru/-document/1200092284.
9. Sklyarevskaya G.N. Dictionary of the Russian language of the XXI century. Dictionary Project. Journal of ap-plied linguistics and lexicography. 2019; (1): 136-311. (In Russ.).
10. Yemelyanov B. V. Guided tours: a textbook. Moscow: Soviet Sport, 2016. 216 p. (In Russ.).
11. Alekseeva N. D., Nikitina N. V. Features of the organization and conduct of the quest tour. Russia - Kazakhstan: Cross-border cooperation, museum and tourism potential, projects and routes to world-class events: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (Samara, 09-11 December 2015). Samara: Samara State Economy. un-t, 2016. Р. 70. (In Russ.).
12. Trofimenko L. P. Quest - innovative technology in excursion activity. Organization that provides training to LLC "Infourok". URL: https://infourok.ru/kvestinnovacionnaya-tehnologiya-v-ekskursionnoy-deyatelnosti-4009150.html.
13. On the basics of tourist activity in the Russian Federation: Federal Law No. 132-FZ of 24.11.1996 (post-ed. dated 02.07.2021 No. 352-FZ). ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/.
14. Kurgina S. O., Koptseva M. G., Surzhikov V. I. Quest-excursion as an innovative form of an excursion product. Azimut of scientific research: economics and management. 2017; 6, 3 (20): 231-234. (In Russ.).
114
15. City quest for a Million. Official website of the travel company "Five stars". URL: http s://5stars-vl.ru/.
16. Quest-excursion "Labyrinths of the city "D". Official website of Culture.RF. URL: https://www.culture.ru /.
17. Quest "Find the golden trepang". Official website of GuideGo. URL: https://guidego.ru /.
18. Excursion-quest "About forts and pigeons". The official website of the Museum of the History of the Far East named after V. K. Arsenyev. URL: https://arseniev.org/.
Информация об авторах:
Петухина Елизавета Витальевна, студент кафедры туризма и экологии ВГУЭС,
г. Владивосток. E-mail: elizaveta.petukhina@gmail.com
Ден Валерия Гихоевна, ассистент кафедры туризма и экологии ВГУЭС, г. Владивосток. E-mail: valeriya.den14@vvsu.ru. ORCID:https://orcid.org/0000-0002-5872-6723
DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-2/105-115
Дата поступления: 04.05.2022
Одобрена после рецензирования: 24.05.2022
Принята к публикации: 25.05.2022