УДК 504.05/. 06:338
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
О 2011 Г.Э. Кудинова1', С.С. Зибарев1, А.Г. Розенберг1, A.A. Дулов2, П.А. Авдеев2,
В.А. Сажнев3, В.В. Викулов4
Институт экологии Волжского бассейна РАН, г. Тольятти
2 Фонд содействия научно-исследовательских разработок и внедрения новых видов природоохранной техники и
технологий «Мир человека», г. Тольятти
3 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области, г. Тольятти
4000 «НТК», г. Тольятти
Поступила 15.03.2011
Рассмотрены негативные факторы окружающей среды и тенденции развития общества, проведен анализ законодательной и нормативно - правовой базы, обеспечивающей эффективное природопользование, разработана автоматизированная информационная система администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду и схема администрирования платы за негативное воздействие.
Ключевые слова, окружающая среда, негативное воздействие, администрирование платы, эффективное природопользование .
Конфликт между человечеством и окружающей средой (биосферой) постоянно нарастает. Воздействие человека на природу уже не совпадает с возможностями биосферы. Негативное воздействие на окружающую среду сопровождается масштабным загрязнением окружающей среды, что привело к возникновению целого ряда глобальных проблем:
- снижение биоразнообразия, приводящее к нарушению трофических взаимосвязей и биогеохимических циклов, обеднению генофонда в антропогенных экосистемах;
- загрязнение окружающей среды за счет техногенных аварий, промышленного и агропромышленного рассеивания и захоронения отходов;
- деградация земель в результате обезлесения, засоление, закисления почв;
- низкого уровня технологий.
Глобальные изменения окружающей среды продолжаются. Тенденции этих изменений табл. 1.
С ростом объемов производства и численности населения на планете в середине прошлого века перед человечеством встала проблема сохранения ресурсной базы и качества окружающей среды.
Кудинова Галина Эдуард овна, к.э.н., с.н.., e-mail: [email protected]; Зибарев Сергей Сергеевич, м.н.с., е-mail: [email protected]. Розенберг Анастасия Геннадьевна, м.н.с., e-mail: [email protected]. Дулов Аркадий Анатольевич, президент Фонда по разработке технологических систем переработки, утилизации промышленных и бытовых отходов «Мир человека», е -mail: [email protected]. Авдеев Павел Алексеевич, вице-президент Фонда по разработке технологических систем переработки, утилизации промышленных и бытовых отходов «Мир человека», e-mail: [email protected]. Сажнев Виктор Александрович, ведущий специалист - эксперт, государственный инспектор Управления федеральной службы в сфере природопользования Роспри-роднадзора по Самарской области, Викулов Валерий Валентинович, директор ООО «НТК»
Различные пути развития социума представлены в таблице 2. [4; 6]. Выявлено, что только дальнейшее развитие человечества возможно только в согласии с законами развития биосферы, снижением или ликвидацией негативного воздействия на окружающую среду.
Таблица 1. Тенденции изменения окружающей среды по В.В. Василенко [3]
Характеристика Тенденция 1972 -1990 гг. Сценарии 2030 г.
1 2 3
Потребление первичной биологической продукции Рост потребления первичной биологической продукции: 40% - на суше; 25% - глобальное Рост потребления первичной биологической продукции: 80 - 85% - на суше; 50-60% - глобальное.
Изменение концентрации парниковых газов в атмосфере Рост концентрации парниковых газов от десятых до первых процентов ежегодно Ускорение роста концентрации С02 и СН4 за счет ускорения разрушения био-ты
Сокращение площади лесов Со скоростью от 117 (1980 г.) до 180±20 тыс. км2 (1989г.) в год; лесовосстановле-ние относится к сведению как 1:10 Сокращение площади лесов умеренного пояса
Опустынивание Рост техногенного опустынивания Возможен рост темпов за счет уменьшения вла-гооборота на суше
Деградация земель Рост эрозии (24 млрд. т. ежегодно), снижение плодородия, накопление загрязнителей Сохранение тенденции, рост эрозии и загрязнения
Оокончание табл. 1
1 2 3
Исчезновение видов организмов, снижение биоразнообразия Быстрое исчезновение видов Усиление тенденции по мере разрушения биосферы, сокращение числа видов.
Накопление пол-лютантов в средах и организмах, миграция в трофических цепочках Рост накопления массы и числа поллютантов в средах и организмах, рост радиоактивности среды Сохранение тенденций и возможное ухудшение ситуации.
Таблица 2. Характеристика концепций возможных путей развития цивилизации
Пути разви- Биоцен- Устойчивое Антропо-
тия тризм развитие центризм
Основной Человек для Человек + Биосфера -
принцип биосферы. биосфера = гармонизация отношений. для человека.
Господ- Биосфера - Развитие Биосфера -
ствующая единая са- человечест- источник
философия мооргани- ва в согла- ресурсов
зующаяся сии с зако- для удовле-
система. нами разви- творения
Человечест- тия биосфе- возрастаю-
во - часть ры. щих по-
биосферы. требностей человечества.
Пути дос- "Назад к Осознанные Обеспече-
тижения природе". ограниче- ние "про-
целей раз- Предостав- ния потреб- цветания"
вития ление био- ления ре- человечест-
сфере воз- сурсов био- ва за счет
можности сферы. технологи-
восстанов- Удовлетво- ческого и
ления своих рение по- техническо-
функций требностей го прогрес-
путем отка- с учетом са.
за от "циви- возможно-
лизации". стей биосферы.
Становится очевидным, что существующие в настоящее время экономические механизмы хозяйствования являются недостаточно действенными и не приводят к улучшению качества окружающей среды.
Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию, принятая на Саммите ООН в Йоханнесбурге (2 по 4 сентября 2002 г.), проходившем в условиях усиливающейся глобализации с быстрой интеграцией рынков, стремительным движение капиталов и значительным расширением инвестиционных потоков, заострила внимание на нерешенные и усугубляющиеся проблемы:
• продолжается потеря биологического разнообразия и истощение рыбных запасов;
• загрязнение воздуха, воды и морской среды продолжает лишать миллионы людей достойной жизни;
• пагубные последствия изменения климата уже очевидны, стихийные бедствия становятся все более разрушительными, опустынивание поглощает все больше плодородных земель.
Очевидно, что конструктивное решение проблемы расположено в плоскости совершенствования нормативно-правовых основ хозяйственной деятельности, поддержанные экономическими механизмами природопользования, обеспечивающими защиту окружающей среды от негативного воздействия. [5].
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 годаМ 7-ФЗ:
1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным.
2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
-сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В данный момент основным документом, регламентирующим порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду, является постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 года №632.
Как отмечает М. Бинчук «Плата за загрязнение окружающей среды и иные негативные воздействия на нее - один из важнейших элементов экономико-правового механизма охраны природы. Такая плата рассматривается в экологическом праве России и зарубежных государств как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предпри-ятия-природопользователи и предприниматели, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, инициативно принимали меры по обеспечению соблюдения требований экологического законодательства» [2].
Согласно законодательству [7] платой за негативное воздействие на окружающую среду является индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иностранных юридических и физических лиц, во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Администраторы платы за негативное воздействие на окружающую среду - это:
- федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), за которым, в соответствии с Федеральным законом о бюджете на соответствующий год, закреплены полномочия по исполнению функций администрирования платы;
- уполномоченные данным ФОИВ на осуществление функций администрирования платы на соответствующих территориях территориальные органы;
- уполномоченные данным ФОИВ на осуществление функций по администрированию платы созданные им бюджетные учреждения, если такое делегирование полномочий не противоречит нормативно-правовому комплексу в сфере регулирования бюджетных правоотношений.
Администрирование платы - это осуществление в установленном порядке контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислений, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и штрафов по ним в отношении доходов, формируемых от платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Для проведения администрирования платы предлагается использовать автоматизированную информационную систему администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Назначение системы
Администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в целях увеличения налогов и сборов, поступающих в бюджеты всех уровней.
Создание распределенного банка данных хозяйствующих субъектов, обеспечивающего государственные органы власти оперативной, полной и достоверной аналитической информацией.
Система позволяет организовать территориальную ведомственную сеть в пределах региона, округа и Российской Федерации с распределением функций по администрированию платы за НВОС.
Функциональные возможности
Ведение лицевых счетов природопользователей.
Ведение реестра объектов НВОС.
Ведение исполненных платежей за НВОС.
Прием, регистрация и проверка Расчета платы за НВОС.
Регистрация результатов проверки плательщиков платы за НВОС.
Выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Выдача разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты).
Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Ведение проектов ПДВ.
Ведение проектов НДС.
Ведение проектов HOOJIP.
Ведение кадастра отходов.
Ведение форм статистической отчетности 2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз) и 2-ТП (отходы).
Отчетность
Форма 1-ПНВ «Отчет о поступлении платы за НВОС».
Форма УТЭ-АПЛ «Информация о поступлении платы за НВОС».
Форма УТЭ-ОС «Показатели деятельности в сфере ограничения НВОС».
Неплательщики по годам.
Плата за размещение отходов.
Плата по особо опасным объектам.
Отчеты по загрязняющим веществам и отходам.
Реестр задолженности по районам в разрезе плательщиков или объектов.
Реестр крупных плательщиков с заданным уровнем оплаты.
Реестр Расчета платы по районам.
Свод Расчета платы по районам.
Свод расчетов с бюджетами.
Сводная форма Расчета платы за НВОС.
Сводные справки по районам и по отраслям промышленности.
Справка федеральных плательщиков по районам.
Реестры плательщиков по районам (в разрезе ОКАТО) и отраслям промышленности (разрезе ОКВЭД).
Уведомление об отсутствии Расчетов и/или платежей.
Претензия об уплате платежей.
Исковое заявление.
Письмо в УФНС (процедура банкротства).
Выписка из реестра объектов НВОС.
Журнал выдачи выписок из реестра объектов НВОС.
Справка по расчету платы за НВОС.
Аналитический блок, позволяющий проводить экономическую оценку воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности субъекта РФ.
Аналитический куб для анализа оплаты с параметрами: год, месяц, ОКАТО, КБК, федеральный или простой плательщик, юридическое или физическое лицо.
Основные преимущества системы
S Система построена на платформе СУБД ORACLE, ставшего де-факто корпоративным стандартом мирового уровня. Максимальный размер базы данных и количество природопользователей неограниченны.
S Реализация технологии клиент-сервер позволяет добиться высокой производительности системы.
S Система легко расширяется и масштабируется: возможно создание, как кустовых коллективных центров уровня федерального округа, так и распределенной базы данных с возможностью автоматической консолидации информации.
Подключение и работа удаленных пользователей через Интернет.
Максимальная автоматизация функций по ведению базы данных. Система построена таким образом, что в ней минимизированы затраты на создание и ведение базы данных за счет использования данных других организаций.
^ Настройка интерфейса отдельных пользователей (меню, горячие клавиши, панели инструментов, иконки).
^ Настройка рабочего места, внешнего вида журналов (реестров) документов и справочников.
^ Обеспечения заданного уровня безопасности системы путем детального управления доступом к данным и функциям системы и ведения аудита
(протокола) подключений и изменений базы данных (кто, когда и что делал).
■S Наличие функций групповой корректировки данных.
■S Обмен сообщениями между пользователями системы, в том числе удаленными.
Особая ценность системы
■S Максимальная степень автоматизации по ведению базы данных. Минимизированы затраты на создание и ведение базы данных за счет использования данных других организаций.
■S Возможность организовать прием отчетности в электронном виде.
Наличие мощного аналитического блока, позволяющего проводить всесторонний анализ и прогнозирование исполнения платы за НВОС.
I
Решение администратора
об уточнении вида и принадие ясности платежа
Рис. 1. Схема администрирования платы за негативное воздействие
Нормативы,
отчеты,
2-ТП
Реестр налогоплательщиков
В ходе разработки и внедрения автоматизированной информационной системы администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду нами была разработана схема администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду (рис.), которая позволяет четко проследить взаимосвязь природопользовате-лей с администраторами платы и властными структурами. Совершенно очевидно, что данное взаимодействие должно строиться на основе правового регулирования в области платы за негативное воздействие на окружающую среду и осуществляеться как федеральными законами, так и подзаконными нормативными правовыми актами. Приведем основные нормативно - правовые акты в этой области;
Федеральные законы:
- от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 16. «Плата за негативное воздействие на окружающую среду»);
- от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (статья 28. «Плата за - загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных веществ в атмосферный - воздух и другие виды воздействия на него»);
- от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статья 23. «Плата за размещение отходов»);
Постановления Правительства РФ:
- от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»;
- от 01.07.2005 №410 «О внесении изменений в приложение №1 к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 №344»;
- от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных разме-
ров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Нормативные правовые и иные акты федеральных органов исполнительной власти:
- приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от
08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
- приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от
05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
- приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.2007 № 626 «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух»;
- инструктивно методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (в части, не противоречащей действующему законодательству), утвержденные Минприроды РФ 26.01.1993;
- методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Госкомэкологии РФ 29.12.1998.
При внедрения автоматизированной информационной системы администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду и со-
блюдении всех требований, положений и указаний, изложенных в нормативно - правовых актах федерального и регионального уровня можно ожидать эффективного управления природопользованием, обеспечивающим рациональное использование и сохранение окружающей среды и сохранение среды обитания не только для ныне живущего населения нашей планеты, но и для последующих поколений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аналитическая записка о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду в Камчатском крае в 2008 году».
2. БринчукМ. Проблемы правового регулирования платы за негативные воздействия на окружающую среду. Бизнес-адвокат, 2006, №1
3. Василенко В. А. Экология и экономика: проблемы и поис-
ки путей устойчивого развития. Новосибирск, 1995. 122 с.
4. Горшков В.Г., Кондратьев К.Я., Лосев КС. Два пути раз-
вития: проблема выбора // Теоретические проблемы экологии и эволюции. Вторые Любшцевские чтения, (Тольятти, 1995). С. 192-197.
5. Кудинова Г.Э. Экономический механизм обеспечения устойчивого развития экономико-экологических систем региона. Дис. ... канд. эконом, наук. Тюмень, 2004. 190с.
6. Щукина А.Я., Щукин В.П. Теоретические основы рацио-
нального природопользования // Сб. материалов Международной научно-практической конференции "Экономика природопользования" Пенза. 1999. С. 85-89.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от
30 июля 2004 года № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 года, № 32, ст. 3348).
DEVELOPMENT AND APPLICATION OF THE AUTOMATED INFORMATION DATA SYSTEM OF CHARGES ADMINISTRATION FOR NEGATIVE ENVIRONMENTAL IMPACTS
© 2011 G.E. Kudinova1, S.S. Zibarev1, A.G. Rozenberg1, A.A. Dulov2, P.A. Avdeev2,
V.A. Sazhnev3, V.V. Vikulov4
1 Institute of ecology of the Volga river basin RAS, Togliatti 2 Fund of engineering of technological systems of treatment and utilization of industrial and domestic waste, Togliatti 3 Department of Federal service of supervision in sphere of nature management in Samara region, Togliatti
4«NTK» Ltd., Togliatti
There were considered negative environmental aspects and society trends, analyzed legislative and normative legal base, providing effective nature management. There was developed the automated information data system of charges administration for negative environmental impacts as well as schedule of charges administration for negative impacts. Key words', environment, negative impact, charges administration, effective nature management.
Kudinova Galina E., Cand. Sci. (Econ.), senior staff scientist, Head of Group of economics of nature management, e-mail: [email protected]; Zibarev Sergei S., junior staff scientist, e-mail: [email protected]; Rozenberg Anastasiya G., junior staff scientist, e-mail:[email protected].; Dulov Arkadii A., president of Fund of engineering of technological systems of treatment and utilization of industrial and domestic waste, e-mail: [email protected]; Avdeev Pavel A., vice-president of Fund of engineering of technological systems of treatment and utilization of industrial and domestic waste, e-mail: [email protected]; Viktor A. Sazhnev, leading expert of Department of Federal service of supervision in sphere of nature management in Samara region; Valerii V. Vikulov, director of «NTK» Ftd