Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ'

РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломеец О.П.

В статье анализируются результаты исследования, посвященные вопросу разработки и использования творческих задач по биологии в процессе методической подготовки студентов в педагогическом вузе. Цель исследования. Определить готовность студентов к разработке и использованию творческих задач по биологии в школьной практике. Организация и методы. Анализ результатов собственного исследования. Результаты. Освоение студентами умений разработки и рационального применения в курсе школьной биологии творческих задач повышает уровень их методической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ»

творческая коммуникация, обмен эмоциями, рефлексия;

• технология коллективной творческой деятельности;

• игровые технологии (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр), направленные на решение вокально-технических, эмоционально-артистических, художественных и других задач ансамблевого исполнительства;

• личностно-ориентированная технология обучения, в процессе которой создаются возможности для творческой самореализации, самораскрытия и самоутверждения обучаемого, посредством создания условий для личностного творческого проявления, демонстрации вокально-артистических навыков (н-р, партия вокального соло в ансамблевом произведении, фрагмент ритмической или инструментальной импровизации и др.).

Продуктивно применение технологии разноуровневого обучения, в рамках которой предполагается усвоение разного уровня вокально-технического и вокально-исполнительского материала. При этом сложность одного и того же вокально-технического учебного материала различна, что позволяет возможность каждому певцу-ансамблисту овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже основного, базового, в зависимости от способностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося ребенка.

Современное детское вокально-ансамблевое исполнительство стало более подвижным, пластически ярким, включающим элементы хореографического, сценического искусства. Сценическая пластика позволяет более ярко и образно передать художественный образ музыкального произведения и более глубоко и полно раскрыть творческие, артистические возможности детей ансамблистов. Так же пластика, движения во время вокального исполнения помогают детям быстрее запомнить музыкальный материал и быстрее «войти в образ». Необходимо тщательно подбирать сценические движения, которые смотрелись бы органичными и соответствовали содержанию и стилю вокального произведения. При разучивании пластической композиции необходимо уделять внимание актерской выразительности каждого участника ансамбля, что требует личностно-индивидуального подхода.

Данные образовательные технологии тесно связанны между собой, направлены на решение разных технических и исполнительских задач, помогут педагогам более эффективно справиться с задачами и добиться хороших результатов в детском вокально-ансамблевом исполнительстве.

Список использованной литературы: 1.Гладких, А. В. Ансамбль как форма художественной деятельности / А. В. Гладких, О. В. Гладких // Наука. Искусство. Культура. — 2016. - №1 (9).- С. 5-12.

© Гаянова А.Р., 2021

УДК 378.147

Коломеец О.П.

канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «БГПУ»,

г. Благовещенск, РФ

РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ

МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье анализируются результаты исследования, посвященные вопросу разработки и использования творческих задач по биологии в процессе методической подготовки студентов в педагогическом вузе. Цель исследования. Определить готовность студентов к разработке и использованию творческих задач по биологии в школьной практике. Организация и методы. Анализ результатов

собственного исследования. Результаты. Освоение студентами умений разработки и рационального применения в курсе школьной биологии творческих задач повышает уровень их методической подготовки.

Ключевые слова

методическая подготовка студентов, творческие задачи, ТРИЗ-технология

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) одной из первостепенных задач является развитие у обучающихся личностных качеств, необходимых для решения нестандартных жизненных и профессиональных задач и успешной адаптации в изменяющемся мире. Эффективность работы учителя в данном направлении определяется тем, с помощью каких средств он обеспечивает развитие творческих способностей каждого обучающегося, выстраивая индивидуальную траекторию его обучения.

Приобщение школьников к решению творческих задач возможно на основе использования ТРИЗ-технологии, важным достоинством которой являются её практическая ориентированность и технологичность, направленность на развитие наблюдательности, воображения, нестандартного мышления, что очень важно для решения задач, поставленных ФГОС.

На наш взгляд, из различных моделей использования ТРИЗ-технологии лучше использовать при обучении биологии те отдельные инструменты или методики, которые позволяют демонстрировать красоту, оригинальность научной мысли и достижения учёных в области естественных и технических наук, развивать творческие способности при выдвижении и анализе множества гипотез решения проблемы, приобретать навыки совместной работы в группе.

В исследовании, проводимом со студентами старших курсов, обучающимися по направлению «Педагогическое образование», по двум профилям (профилю «Биология», профилю «Химия») ФГБОУ ВО «БГПУ» изучался вопрос о готовности студентов разрабатывать и использовать в учебном процессе со школьниками творческие задания изобретательского характера. На первом этапе исследования по результатам анкетирования 36 человек были сделаны выводы: 94,4 % студентов правильно понимают назначение и специфику творческих (изобретательских) задач, 55,5 % предлагают целенаправленно, но дозировано их использовать в комплексе с другими задачами, 41,7 % указывают на их связь с метапредметным знанием. Однако 27,8 % студентов считают творческие (изобретательские) задачи сложными для обучающихся, что вызывает у них затруднения при их решении.

На втором этапе исследования при изучении дисциплины «Теория и методика обучения биологии» на примере конкретных задач производился анализ и отрабатывался примерный алгоритм решения таких задач, состоящий из следующих этапов:

1. Определение типа задачи. Является ли задача изобретательской? Изобретательская задача имеет дело с некоторым объектом или явлением, которые, зачастую есть в природе. Необходимо при ее решении изменить, усовершенствовать некоторые параметры, устранить мешающие элементы, определить область практического использования. Она отвечает на вопрос: где, каким образом и зачем можно применить данный биологический эффект (явление), насколько это эффективно?

2. Формулировка противоречия.

3. Формулирование идеального конечного результата (идеального образа решения поставленной задачи).

4. Поиск ресурсов. Обучающиеся должны стремиться использовать те элементы, которые есть в системе (известны по условию задачи), а не вводить новые. Ресурсами является все, что полезно для нахождения решения, и они не должны быть затратными (ресурсы вещества, времени, информации...).

5. Решение задачи. Используются приемы и принципы ТРИЗ, созданные для поиска сильных решений, без многочисленных проб и ошибок.

6. Анализ решения задачи. Необходимо проанализировать все варианты решения задачи с позиции идеальности. Для этого следует выяснить, насколько сложно и дорого обойдется их реализация, задействованы ли все ресурсы системы, какие нежелательные эффекты возникли, как их минимизировать или устранить.

На третьем этапе исследования студенты на основе общих подходов к составлению задач и особенностей ТРИЗ-технологии разрабатывали творческие (изобретательские) задачи по разделам курса биологии, рекомендации по их использованию, работая в группах, а затем апробируя ряд из них в процессе педагогической практики. Приведем примеры таких задач.

Задача 1. Мелкие членистоногие обитают в достаточно увлажненной почве. Ученые, изучая пробы из разных почв в лабораторных условиях, производят подсчет этих организмов. Но как их сосчитать? Долго и тщательно перебирать почву? Оказалось, что для мелких членистоногих характерна одна особенность - при подсыхании верхнего слоя почвы они пытаются уйти на глубину (отрицательный фототаксис) Как заставить мелких членистоногих уйти на глубину? Как их собрать и подсчитать? Предложите принцип действия простого прибора, который используется для этих целей в лабораторных условиях [1, с. 24].

Задача 2. В обычной электрической лампочке накаливания до 70 % драгоценной энергии расходуется непроизводительно - на образование тепла, а 30 % на получение света. Не в каждой жизненной ситуации человек можно воспользоваться светильником или фонарем. А между тем в природе есть организмы, дающие свет. Так, у часто встречающегося светляка РЬойпш ругаН8 фонарь расположен на брюшке. Прозрачный эпидермис образует окошко над слоем фотогенных (производящих свет) клеток. Под этим слоем лежит другой слой, состоящий из клеток-рефлекторов. Свечение создается за счет реакции люциферина с кислородом в фотогенных клетках в присутствии фермента люциферазы. При этом вся энергия (буквально 100 %) при сгорании люциферина превращается в свет. Более того в клетках живых светляков люциферин после каждой вспышки регенерирует за счет взаимодействия с богатым энергией веществом - АТФ. Однако для получения люциферина и использования его в практических целях требуется большое количество светляков, а ловить их для этого негуманно. Какое лучшее решение данной проблемы? Назовите эти жизненные ситуации, где можно было бы применять такой свет [2, с. 123].

Таким образом, считаем разработку и использование студентами в учебном процессе творческих задач неотъемлемым элементом их профессиональной подготовки. При таком подходе они видят окружающий мир во всем его многогранности и уникальности, любой объект или явление рассматривают как систему с множеством связей. Студенты учатся находить нестандартные и технические решения увиденных проблем, преодолевая стереотипы и шаблонное видение, что очень важно для саморазвития и дальнейшей профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Практикум по биологии почв: учеб. пособие / Г.М Зенова [и др.]. М., 2002. 120 с.

2. Мартека В. Бионика. М.: Мир, 1967. 142 с.

© Коломеец О.П., 2021

УДК 37.035

Коробкова О.М.,

канд. псих. наук, доцент АГУ Кадена Дельгадо Д.А., магистрант АГУ, г. Астрахань, РФ

ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ САМОПОНИМАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация

В статье анализируются понятия «толерантность» и «идентичность», рассматриваются точки зрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.