Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ САМОПОНИМАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ САМОПОНИМАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ / ЦЕННОСТИ / САМОПОНИМАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробкова О.М., Кадена Дельгадо Д.А.

В статье анализируются понятия «толерантность» и «идентичность», рассматриваются точки зрения на проблему толерантности, и описывается значение толерантности в контексте этнокультурной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ САМОПОНИМАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

На третьем этапе исследования студенты на основе общих подходов к составлению задач и особенностей ТРИЗ-технологии разрабатывали творческие (изобретательские) задачи по разделам курса биологии, рекомендации по их использованию, работая в группах, а затем апробируя ряд из них в процессе педагогической практики. Приведем примеры таких задач.

Задача 1. Мелкие членистоногие обитают в достаточно увлажненной почве. Ученые, изучая пробы из разных почв в лабораторных условиях, производят подсчет этих организмов. Но как их сосчитать? Долго и тщательно перебирать почву? Оказалось, что для мелких членистоногих характерна одна особенность - при подсыхании верхнего слоя почвы они пытаются уйти на глубину (отрицательный фототаксис) Как заставить мелких членистоногих уйти на глубину? Как их собрать и подсчитать? Предложите принцип действия простого прибора, который используется для этих целей в лабораторных условиях [1, с. 24].

Задача 2. В обычной электрической лампочке накаливания до 70 % драгоценной энергии расходуется непроизводительно - на образование тепла, а 30 % на получение света. Не в каждой жизненной ситуации человек можно воспользоваться светильником или фонарем. А между тем в природе есть организмы, дающие свет. Так, у часто встречающегося светляка РЬойпш ругаН8 фонарь расположен на брюшке. Прозрачный эпидермис образует окошко над слоем фотогенных (производящих свет) клеток. Под этим слоем лежит другой слой, состоящий из клеток-рефлекторов. Свечение создается за счет реакции люциферина с кислородом в фотогенных клетках в присутствии фермента люциферазы. При этом вся энергия (буквально 100 %) при сгорании люциферина превращается в свет. Более того в клетках живых светляков люциферин после каждой вспышки регенерирует за счет взаимодействия с богатым энергией веществом - АТФ. Однако для получения люциферина и использования его в практических целях требуется большое количество светляков, а ловить их для этого негуманно. Какое лучшее решение данной проблемы? Назовите эти жизненные ситуации, где можно было бы применять такой свет [2, с. 123].

Таким образом, считаем разработку и использование студентами в учебном процессе творческих задач неотъемлемым элементом их профессиональной подготовки. При таком подходе они видят окружающий мир во всем его многогранности и уникальности, любой объект или явление рассматривают как систему с множеством связей. Студенты учатся находить нестандартные и технические решения увиденных проблем, преодолевая стереотипы и шаблонное видение, что очень важно для саморазвития и дальнейшей профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Практикум по биологии почв: учеб. пособие / Г.М Зенова [и др.]. М., 2002. 120 с.

2. Мартека В. Бионика. М.: Мир, 1967. 142 с.

© Коломеец О.П., 2021

УДК 37.035

Коробкова О.М.,

канд. псих. наук, доцент АГУ Кадена Дельгадо Д.А., магистрант АГУ, г. Астрахань, РФ

ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ САМОПОНИМАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация

В статье анализируются понятия «толерантность» и «идентичность», рассматриваются точки зрения

на проблему толерантности, и описывается значение толерантности в контексте этнокультурной идентичности.

Ключевые слова

Толерантность, этнокультурная идентичность, проблема толерантности, ценности, самопонимание.

Проблема идентичности стала одним из объединяющих аспектов социальных наук в девяностые годы прошлого века и до сих пор остается в центре внимания антропологов, географов, историков, политологов, философов, психологов и, конечно же, социологов. Он находится под научным исследованием уже более пяти десятилетий с тех пор, как Эрик Эриксон опубликовал в 1950 году «Детство и общество» [5, с. 30].

Для некоторых теоретиков идентичность Самости представляется отчетливым современным проектом, попыткой индивида рефлексивно построить личный рассказ, который позволяет ему понять себя и контролировать свою жизнь и будущее в условиях неопределенности [2].

Согласно Хименесу концепция идентичности не может быть отделена от понятия культуры, поскольку идентичность может быть сформирована только из различных культур и субкультур, к которым человек принадлежит или в которых он участвует [6].

Кастельс утверждает, что в случае социальных акторов, идентичность - это построение смысла, относящееся к одному или нескольким культурным атрибутам, отдавая им приоритет от остальных атрибутов, которое конструируется индивидом и представляет его самоопределение. По мнению Колхауна, источник смысла и опыта для людей объединяется в конструкции Идентичности, и это присутствует во всех известных культурах, поскольку все они устанавливают различие между Самостью и Другим, «... знание одного. сам по себе - конструкция, а не открытие - никогда полностью не отделим от требований быть известным другим особым образом» [3].

В рамках социологии идентичность - это наше понимание того, кто мы есть и кем являются другие, и, соответственно, понимание, которое другие имеют о себе и других, включая нас. С этой точки зрения под идентичностью понимают результат соглашений и разногласий, она является предметом переговоров и постоянно меняется. Когда мы размышляем о том, кто мы есть, психологическое воображение возвращает нас к тому измерению, в котором мы сталкиваемся с самим собой, нашим Я, биологическим, семейным, образовательным и социальным субстратом, которое мы переживаем феноменологически. как часть нас самих, как наш неизгладимый след в моментах и обстоятельствах, который выходит за рамки наших мыслей и чувств.

Взаимодействие людей из разных культур предполагает развитие толерантности как формирующей ценности систем социальной жизни. Однако толерантность позволяет найти меру принятия «своих» и «других», формируя ограничения на личном уровне, помогая самопониманию своей собственной идентичности и открытию личных и социокультурных ценностей.

В частности, толерантность уходит корнями в древние времена и связана с пониманием «своего» и «чужого» в контексте понимания культурных и исторических различий других. Современная концепция толерантности связана с провозглашением ценности этнических различий в контексте концепции мультикультурализма, в рамках которой была принята декларация принципов толерантности, где толерантность определяется как уважение, принятие, исправление, понимание богатого разнообразия культур нашего мира и различных форм самовыражения и индивидуальности.

В этой интерпретации толерантность рассматривается как условие существования сложных обществ со зрелой личностью, которые активно противостоят проявлениям толерантности. Это определение и необходимость развивать хорошие отношения заставляет различные группы людей принимать во внимание концепции толерантности и этнической толерантности. Ценность толерантности заключается не в поддержании хороших отношений, а в поощрении диалога между всеми существующими культурами, в попытке сделать различия основой для улучшения их социокультурных отношений [2].

Толерантность касается не только межкультурных практик или взаимодействия, но и внутриличностных структур как важнейших характеристик целостности человека, то есть его

идентичности, поэтому этническая толерантность не должна рассматриваться только как норма межкультурного взаимодействия или ценности, если не как сжатие национальной идентичности человека.

Аналогичный подход описан в монографии И. А. Аполлонова, О. Р. Тучиной, Л. В. Карнаушенко. Этнокультурные нормы и ценности в формировании самопонимания кубанской молодежи. Результаты исследования позволили изучить взаимосвязь толерантности и самопонимания этнокультурной идентичности, а также выявить потенциал этнокультурной ценности и уважения к традициям, влияющих на формирование толерантного отношения личности [1, с. 5].

В рамках психологии человеческого существования толерантность рассматривается как отношение к пониманию различий, где различие рассматривается как условие диалога, понимание того, что толерантность - это отношение к пониманию одного и того же через другое [4].

Суть толерантности в рамках этого подхода заключается в человеческом предрасположении, то есть выходить за рамки ограниченного круга «друзей», относиться к людям другой национальности, веры, социального происхождения, возраста, религии, обычаев, которые помогают улучшить различия между люди. Поэтому толерантность рассматривается как способность к диалогу, которая достигается в процессе познания мира и самого себя.

Список использованной литературы:

1. Аполлонов И.А., Тучина О.Р., Карнаушенко Л.В. Этнокультурные нормы и ценности в формировании самопонимания кубанской молодежи (на примере русских и адыгских студентов кубанских вузов). Краснодар, 2009.

2. Гидденс Э. Новые правила социологического метода // Теоретическая социология; Антология : в 2 ч. / пер. с англ., фр., нем., ит. ; сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. М. Книжный дом «Университет». 2002. Ч.

2. 424 с. С. 281-318

3. Декларация принципов толерантности (Париж, 16.11.1995) [Электронный ресурс]. -http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (дата обращения 19.03.2021).

4. Леонтьев Д.А. К операционализации понятия «толерантность» // Вопр. психологии. 2009. № 5. 3 с.

5. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2008. Т. 5, № 2. С. 37-67

6. Толерантность. Сб. статей под ред. М. Мчедлова. М., 2004. - 416 с.

© Коробкова О.М., Кадена Дельгадо Д.А., 2021

УДК 356/359

Куксов И.Ю.

курсант РГВВДКУ, г. Рязань, РФ

АРМЕЙСКАЯ ТАКТИЧЕСКАЯ СТРЕЛЬБА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

УНИКАЛЬНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что 20.11.2018 г. начальник Генерального штаба ВС РФ отдал указания, в которых он потребовал организовать разработку новых методик обучения военнослужащих с элементами стрельбы в особых условиях, а так же тем, что для повышения эффективности обучения военнослужащих по армейской тактической стрельбе необходимо постоянно создавать новые определённые условия, например, использовать на занятиях по огневой подготовке новые формы состязаний на специально оборудованных участках войскового стрельбища, отрабатывать технические элементы стрельбы в сочетании с морально-психологической подготовкой обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.