Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ ВОКАЛЬНО-АНСАМБЛЕВОМ ИСПОЛНИТЕЛЬТВЕ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ ВОКАЛЬНО-АНСАМБЛЕВОМ ИСПОЛНИТЕЛЬТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНОЕ АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаянова А.Р.

Детское вокально-ансамблевое исполнительство, как исторически сформировавшаяся форма музыкального творчества, на современном этапе нуждается в обновлении форм обучения посредством включения инноваций в педагогический образовательный процесс.Children's vocal and ensemble performance, as a historically formed form of musical creativity, at the present stage is necessary to update the forms of education by including innovations in the pedagogical educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ ВОКАЛЬНО-АНСАМБЛЕВОМ ИСПОЛНИТЕЛЬТВЕ»

ISSN 2410-6070_ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА_№4 / 2021

УДК 378.1

Гаянова А.Р.

студентка 2 курса,

Челябинский государственный институт культуры, РФ Научный руководитель: Коченда М.В. доцент, ЧГИК, г. Челябинск, РФ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ ВОКАЛЬНО-АНСАМБЛЕВОМ ИСПОЛНИТЕЛЬТВЕ

Аннотация

Детское вокально-ансамблевое исполнительство, как исторически сформировавшаяся форма музыкального творчества, на современном этапе нуждается в обновлении форм обучения посредством включения инноваций в педагогический образовательный процесс.

Ключевые слова

Вокальное ансамблевое исполнительство, образовательные технологии, разноуровневое обучение, сценическая пластика.

Abstract

Children's vocal and ensemble performance, as a historically formed form of musical creativity, at the present stage is necessary to update the forms of education by including innovations in the pedagogical educational process.

Keywords

Vocal ensemble performance, educational technologies, multi-level training, stage plastic.

Вокальные ансамбли как исполнительские коллективы на современном этапе популярны как в России, так и за рубежом. Широкое распространение они получили в системе детского музыкального образования. Во многих музыкальных и школах искусств, вокальных студиях организуются академические, фольклорные, эстрадные, джазовые и другие виды ансамблей. Целью вокальных ансамблей является развитие у вокалистов-исполнителей музыкальности, музыкально-гармонического чувства, художественно-эстетического вкуса, креативности и артистизма.

В научно-методической литературе разработкой методики, педагогических условий и технологий обучения академическому пению, в том числе и ансамблевому, занимались различные авторы, такие как Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Г. П. Стулова, В. В. Емельянов, М. С. Грачёва, В. Н. Шацкая, М. Ф. Заринская, А. Г. Менабени, И. В. Сахнова и др. По мнению многих педагогов-исследователей, основными принципами деятельности вокального академического ансамбля являются стремление к единому ансамблевому звучанию, опирающемуся на синхронное звучание голосов, на близость тембров, на единый метроритмический пульс, гибкое вокальное дыхание, стремление к единой эстетической концепции, драматургии исполняемого произведения, увлеченности и духовной общность всех участников ансамбля на основе доброжелательного и уважительного отношения друг к другу.

Традиционная работа в детском вокальном ансамбле основывается на классической форме -распевание и работа над 2-3 произведениями в течении 45 минут. В условиях ограниченного времени не всегда хватает возможности долго и тщательно прорабатывать все элементы вокально-ансамблевого исполнительства. Для более эффективного и быстрого преодоления вокально-технических, организационных и концертно-исполнительских трудностей некоторые педагоги-практики включают в процесс занятий педагогические образовательные технологии, такие как:

• технология развивающего обучения, предполагающая развитие в процессе обучения, раскрытие творческой индивидуальности каждого ребенка;

• технология группового обучения, посредством которой обеспечиваются взаимодействие,

творческая коммуникация, обмен эмоциями, рефлексия;

• технология коллективной творческой деятельности;

• игровые технологии (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр), направленные на решение вокально-технических, эмоционально-артистических, художественных и других задач ансамблевого исполнительства;

• личностно-ориентированная технология обучения, в процессе которой создаются возможности для творческой самореализации, самораскрытия и самоутверждения обучаемого, посредством создания условий для личностного творческого проявления, демонстрации вокально-артистических навыков (н-р, партия вокального соло в ансамблевом произведении, фрагмент ритмической или инструментальной импровизации и др.).

Продуктивно применение технологии разноуровневого обучения, в рамках которой предполагается усвоение разного уровня вокально-технического и вокально-исполнительского материала. При этом сложность одного и того же вокально-технического учебного материала различна, что позволяет возможность каждому певцу-ансамблисту овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже основного, базового, в зависимости от способностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося ребенка.

Современное детское вокально-ансамблевое исполнительство стало более подвижным, пластически ярким, включающим элементы хореографического, сценического искусства. Сценическая пластика позволяет более ярко и образно передать художественный образ музыкального произведения и более глубоко и полно раскрыть творческие, артистические возможности детей ансамблистов. Так же пластика, движения во время вокального исполнения помогают детям быстрее запомнить музыкальный материал и быстрее «войти в образ». Необходимо тщательно подбирать сценические движения, которые смотрелись бы органичными и соответствовали содержанию и стилю вокального произведения. При разучивании пластической композиции необходимо уделять внимание актерской выразительности каждого участника ансамбля, что требует личностно-индивидуального подхода.

Данные образовательные технологии тесно связанны между собой, направлены на решение разных технических и исполнительских задач, помогут педагогам более эффективно справиться с задачами и добиться хороших результатов в детском вокально-ансамблевом исполнительстве.

Список использованной литературы: 1.Гладких, А. В. Ансамбль как форма художественной деятельности / А. В. Гладких, О. В. Гладких // Наука. Искусство. Культура. — 2016. - №1 (9).- С. 5-12.

© Гаянова А.Р., 2021

УДК 378.147

Коломеец О.П.

канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «БГПУ»,

г. Благовещенск, РФ

РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ

МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье анализируются результаты исследования, посвященные вопросу разработки и использования творческих задач по биологии в процессе методической подготовки студентов в педагогическом вузе. Цель исследования. Определить готовность студентов к разработке и использованию творческих задач по биологии в школьной практике. Организация и методы. Анализ результатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.