Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ СИСТЕМЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН'

РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ СИСТЕМЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОЦЕНКА / МОНИТОРИНГ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абзалова Д. Г.

Повышение качества образования - одна из основных целей государственной политики Российской Федерации и многих других стран. Проблема управления качеством образовательной деятельности - одна из самых актуальных для любой образовательной организации, для каждого руководителя и педагога. Статья является частью исследования данной проблемы. Цель данной статьи заключается в попытке дать ответы на вопросы, возникающие у руководителей и педагогов образовательной организации при выстраивании системы управления качеством образовательной деятельности. В статье сформулированы обобщённые факторы риска низких результатов образовательной организации. Автор предлагает познакомиться с опытом тьюторского сопровождения школы с низкими результатами и школы, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абзалова Д. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND APPROBATION OF TEACHER-TUTOR SUPERVISION ON QUALITY MONITORING: THE CASE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Enhancing the quality of education is one of the main goals of the state policy in the Russian Federation, and in many other countries. The problem of managing the quality of educational activity is one of the most pressing for any educational organization and for every leader, and teacher. This article contributes to the study of the indicated question. The purpose of this article is to try to provide answers to the questions that school leaders and educators may have when they build the system of managing the quality of educational activity. The article formulates generalized risk factors for low results of the educational organization. The author offers to get acquainted with the experience of tutoring a school with low results and a school that functions in unfavorable social conditions. The article is intended for employees of the education system, and heads of educational organizations.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ СИСТЕМЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

УДК 37

Разработка и апробация системы тьюторского сопровождения учителей по реализации мониторинга качества: опыт Республики Татарстан

Development and approbation of teacher-tutor supervision on quality monitoring: the case of the Republic of Tatarstan

Абзалова Д.Г., Институт развития образования Республики Татарстан, [email protected]

Abzalova D., Tatarstan institute of education development, [email protected] DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.008

Ключевые слова: качество образования, образовательная деятельность, образовательная организация, образовательный процесс, оценка, мониторинг, тьюторское сопровождение.

Keywords: quality of education, educational activities, educational organization, educational process, evaluation, monitoring, tutor support.

Аннотация. Повышение качества образования - одна из основных целей государственной политики Российской Федерации и многих других стран. Проблема управления качеством образовательной деятельности — одна из самых актуальных для любой образовательной организации, для каждого руководителя и педагога. Статья является частью исследования данной проблемы. Цель данной статьи заключается в попытке дать ответы на вопросы, возникающие у руководителей и педагогов образовательной организации при выстраивании системы управления качеством образовательной деятельности. В статье сформулированы обобщённые факторы риска низких результатов образовательной организации. Автор предлагает познакомиться с опытом тьюторского сопровождения школы с низкими результатами и школы, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций.

Abstract. Enhancing the quality of education is one of the main goals of the state policy in the Russian Federation, and in many other countries. The problem of managing the quality of educational activity is one of the most pressing for any educational organization and for every leader, and teacher. This article contributes to the study of the indicated question. The purpose of this article is to try to provide answers to the questions that school leaders and educators may have when they build the system of managing the quality of educational activity. The article formulates generalized risk factors for low results of the educational organization. The author offers to get acquainted with the experience of tutoring a school with low results and a school that functions in unfavorable social conditions. The article is intended for employees of the education system, and heads of educational organizations.

Введение. Первая из ключевых задач национального проекта «Образование» -обеспечение глобальной конкурентоспособности Российской Федерации по качеству общего образования. Задача федерального проекта «Современная школа», входящего в национальный проект «Образование», -внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предмету «Технология» [3].

Во время обучения руководителей образовательных организаций Республики Татарстан, прошедших в феврале 2020 года в

рамках повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Управление образовательной организацией в условиях реализации национального проекта «Образование», результаты входной анкеты «Самооценка эффективности деятельности руководителя образовательной организации», разработанной сотрудниками кафедры теории и практики управления образованием

Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» (далее - ГАОУ ДПО ИРО РТ), согласно требованиям проекта «Профессиональный стандарт (руководитель

общеобразовательной организации)» [8], показали необходимость изучения

руководителями образовательных организаций вопросов управления качеством образовательной деятельности с учётом имеющихся ресурсов, рисков и возможностей, а также тьюторского сопровождения учителей, работающих в школах с низкими результатами и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Об этом и пойдёт речь в этой статье.

Материалы и методы исследования. Рассмотрим дидактические понятия «качество образования», «мониторинг системы

образования», внутреннюю систему оценки качества образования как главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательной организации, нормативно-правовое обеспечение оценки качества образования; нормативные правовые акты по повышению объективности оценки образовательных результатов

обучающихся.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [11] раскрыты понятия «качество образования» (ст.2, п. 29) и «мониторинг системы образования» (ст.97, п.3):

«Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

«Мониторинг системы образования представляет собой систематическое

стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся,

профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную

деятельность».

Наличие и функционирование внутренней системы оценки качества образования (далее -ВСОКО) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года

№ 273-ФЗ относит к компетенции образовательной организации (ст.28, п.13): «К компетенции образовательной организации относятся проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования» [11].

ЕСОКО (Единая общероссийская система оценки качества образования) активно развивается. Одна из предпосылок - цель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) использовать результаты оценочных процедур при осуществлении контрольно-надзорной деятельности на основе достоверной и, главное, объективной информации о состоянии образовательной системы.

Впервые это требование официально, очень чётко прозвучало в следующих документах:

- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 марта 2018 года N 05-71 «О направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов» [4];

- Приказ Рособрнадзора N590, Министерства просвещения России N 219 от 06 мая 2019 года «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» [6].

Если читать эти документы внимательно, то явственно осознаёшь: основная задача руководителей и работников системы образования - обеспечение объективной, достоверной информации о состоянии образовательной системы, формирующихся систем оценки качества образования, осуществляющихся на единых концептуальных и критериальных подходах.

В профессиональном стандарте «Педагог» [7] умение объективно оценивать знания обучающихся в соответствии с реальными учебными возможностями детей признаётся одним из важнейших.

Сегодня всех руководителей и педагогов образовательных организаций волнуют вопросы: как оперативно и своевременно получить полную, достоверную информацию о качестве образовательного процесса в школе, как организовать внутришкольный мониторинг. На эти вопросы руководителям и педагогам образовательных организаций отвечают Н.Б. Фомина в своих методических пособиях «Внутренняя система оценки качества образования: внутришкольный мониторинг» [12] и «Педагогическая диагностика уровня реальных

возможностей учащихся» [13] и Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая в научно-методическом пособии «Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования», где систематизирован важный для педагога материал о системно-деятельностном подходе в построении урока и достижении метапредметных и личностных результатов [1].

Появление в последнее время большого количества федеральных оценочных

мероприятий, позволяющих получить оперативную информацию об образовательных достижениях каждого обучающегося, не привели пока к внедрению механизмов анализа и использования таких результатов для управления на уровне школы, муниципалитета.

По мнению Андреаса Шляйхера, руководителя Департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), эффективные школьные системы стремятся к тому, чтобы каждый учащийся был заинтересованным учеником, каждый учитель - заботливым педагогом, каждый родитель - соратником, каждый директор - вдохновляющим лидером, а каждая школа - хорошей школой [14, с.75].

Наибольшую озабоченность вызывают, естественно, школы, стабильно

демонстрирующие низкие образовательные результаты. При этом причины, обусловливающие неуспешность таких школ, заключаются не только в низком уровне преподавания и овладения обучающимися знаниями и умениями, но и в наличии сложных социальных условий, в которых находятся школы. В российской практике организации образования ярко выражены такие характеристики социальных контекстов, как имущественное неравенство семей обучающихся; ограниченный доступ к социальным благам (услугам здравоохранения и образовательным возможностям); дифференциация школ по ресурсной обеспеченности, наполнению контингента, территориальной доступности и др., и, как следствие разный уровень стартовых образовательных возможностей и качества образовательных результатов [5].

Вместе с тем надо отметить, что данные национальных и международных исследований качества образования и образовательного процесса, проводимых в России под эгидой Рособрнадзора и Министерства просвещения Российской Федерации, позволяют выявить факторы риска низких результатов, степень

взаимосвязи с условиями и характеристиками образовательного процесса [2].

Среди обобщённых факторов риска низких результатов образовательной организации можно выделить: низкий кадровый потенциал, дефицит материальных ресурсов, неблагоприятную учебную атмосферу в школе [2, с.4].

Известно, что «нигде качество школьной системы не превышает качества подготовки учителей...». Данные исследований компетенций и контекста работы российских учителей указывают на слабое знание, владение и применение учителями современных

педагогических технологий, приёмов работы с учащимися с рисками образовательной неуспешности и преобладание традиционных урочных форм, а также на слабо развитые предметные компетенции. Сами учителя осознают указанные дефициты, что подтверждается высоким запросом на повышение профессиональной квалификации в области работы со слабоуспевающими обучающимися, со школьниками, которые обладают пониженной учебной мотивацией, девиантным поведением, принадлежат к группе ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) или не владеют русским языком на уровне носителя.

Более подробно данная тематика представлена в материалах:

- Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? [14];

- Национальный отчёт исследования ТЛЬБ-2018 [10].

Мы считаем, что работникам системы образования, руководителям и педагогам общеобразовательных организаций необходимо ознакомиться с содержанием Методики оказания адресной методической помощи

общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты

обучающихся (далее - Методика) [2], рекомендованной Федеральным

государственным бюджетным учреждением «Федеральный институт оценки качества образования».

Материалы данной Методики раскрывают основные факторы риска снижения результатов обучения и возможные пути решения проблем, связанных с этими факторами [2, с.18-21].

Перед российской системой образования стоит задача выравнивания образовательных возможностей разных образовательных организаций для повышения качества образования. Эффект от повышения качества образования должен обеспечить экономический

рост, социальную сплоченность и устойчивое развитие страны.

Поэтому перед работниками системы образования, администрацией образовательных организаций, руководителями методических объединений, педагогами стоит задача -выявление эффективных способов повышения образовательной результативности в разных социально-экономических условиях

функционирования и развития школ и обеспечение перевода школ в эффективный режим работы.

Результаты исследования. Мы считаем, что для эффективной деятельности руководителей образовательных организаций в решении вопросов управления качеством образовательной деятельности с учётом имеющихся ресурсов, рисков и возможностей школы поможет тьюторское сопровождение и опыт участия педагогических коллективов в реализации мероприятий стажировочной площадки государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» по повышению качества образования - ГАОУ ДПО ИРО РТ совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан в 2020 году.

Цель: обобщение, распространение и популяризация позитивного опыта перехода образовательных организаций в режим эффективного функционирования.

Рассмотрим решение вопросов управления качеством образовательной деятельности на опыте тьюторского сопровождения средней общеобразовательной русско-татарской школы № 14 Вахитовского района г. Казани (далее - школа региональной столицы) и сельской, с обучением на родном татарским языке, Куюк-Ерыксинской средней общеобразовательной школы Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.

Данные школы по итогам 2019 года попали в зону риска как школы с низкими результатами обучения, а также стали участницами государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» по

В течение последних трёх лет Куюк-Ерыксинская средняя общеобразовательная школа Мамадышского муниципального района Республики Татарстан большое внимание уделяла созданию условий, без которых получение

повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в 2020 году.

В связи с этим с администрацией школ была проанализирована ситуация по повышению качества образования, выявлены проблемы, поставлены цели и задачи тьюторского сопровождения, разработан план перехода школы в эффективный режим работы по повышению качества образования и управлению системой школьного образования на 2020 год, проведена определенная работа, прежде всего, по разработке программы повышения качества образования (в рамках реализации государственной программы «Развитие образования»).

Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 14 Вахитовского района г. Казани образовалась в 1953 году. Капитальный ремонт школы состоялся в 2016 году. В настоящее время является единственным общеобразовательным, культурным, спортивным и развивающим центром посёлка Аметьево. Микрорайон школы составляет вся территория посёлка Аметьево, в котором проживает 1004 детей от 0 до 18 лет.

Ученический коллектив разнообразен. Сейчас в школе обучается 252 человека, 11 классов-комплектов. Средняя наполняемость - 21,8 человек. Групп продлённого дня - 3.

Социальный состав разнообразен: мальчики -119; девочки - 133; сироты - 3; дети под опекой -4; инвалиды - 3; многодетные семьи - 42; малообеспеченные семьи - 40; дети из неполных семей - 52.

Разнообразный и сложный социум школы, её национальный состав: татары, русские, чуваши, украинцы, осетины, азербайджанцы, таджики, узбеки, киргизы, армяне, турки, евреи.

В 2019-2020 году педагогический коллектив составили 19 человек, все с соответствующим образованием, квалификационной категорией.

Результаты качества знаний за три года приведены в таблице 1.

качественного образования просто невозможно. Материально-техническая база образовательного учреждения приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основных образовательных программ всех уровней общего

Таблица 1. - Сводные данные показателей качества знаний

2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год 2019-2020 учебный год

Качество знаний 39,8% 41,0% 48,2%

образования. В образовательном учреждении оборудованы:

- учебные кабинеты с рабочими местами обучающихся и педагогических работников;

- библиотека с рабочими зонами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда;

- актовый зал;

- спортивный и борцовский залы, спортивная площадка, оснащённые спортивным оборудованием и инвентарём;

- столовая для питания обучающихся, а также помещения для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;

- гардеробы, санузлы, места личной гигиены;

- пришкольный участок.

В школе трудятся 15 педагогических работников. Укомплектованность педагогическими

Все учителя двух школ имеют навыки работы с компьютером, активно используют его при проведении уроков.

В начале совместной деятельности по повышению качества образования учителям данных школ было предложено высказать своё мнение, ответив на вопросы анкеты.

кадрами на 100% сохраняется много лет. Несмотря на оптимизацию, сохранена ставка воспитателя группы продлённого дня. Все педагогические работники имеют высшее образование. Педагогические работники имеют следующие квалификационные категории: 13 человек (85%), из них высшую квалификационную категорию - 4 чел. (28%), первую квалификационную категорию - 9 чел. (57%), соответствуют занимаемой должности -1 учитель. Молодой педагог со стажем работы менее 3-х лет - 1 человек.

В школе обучается 57 учеников. Деятельность педагогов направлена на достижение качественных результатов. За три последних года уровень обученности составляет 100%, качество знаний составляет не менее 60%, на «4» и «5» закончили в 2019-2020 учебном году 61,4% от числа аттестованных школьников.

Результаты уровня обученности и качества знаний за три года приведены в таблице 2.

В анкетировании участвовало 30 человек, из них: 17 учителей школы из региональной столицы и 13 учителей сельской школы.

Обобщенные результаты мнения учителей об успешности и неуспешности школьников приведены на рисунке 1.

Профессионализм учителя Чрезмерная сложность учебных программ Невнимание родителей Низкий уровень образования родителей Малообеспеченная семья Семья мигрантов Воспитание в неблагополучной семье Плохое здоровье ребенка

80% 13,30% 6,70%

63%_30% 6,70%

36,70% 53,30% 10%

53,30%

10%

23,30%

50%

26,70%

46,70% 46,70%

6,60%

73,30% 26,70%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

//////////////////////////////////////Л' Л 1

56,70% 43,30%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%100% И Зависит в сильной степени □ Слабо зависит ЕЗ Не зависит

Таблица 2. - Сводные данные показателей уровня обученности и качества знаний

Учебный год Успеваемость Качество

2017-2018 100% 60,9%

2018-2019 100% 66,07%

2019-2020 100% 67,31%

Рисунок 1. - Оценка успешности и неуспешности школьников

По результатам мнения учителей успешность школьных программ зависит в сильной степени

и неуспешность школьников в освоении от:

- профессионализма учителей - 80%;

- воспитания в неблагополучной семье -

73,3%;

- невнимания родителей - 63%;

- плохого здоровья ребёнка - 5 6,7%;

- семьи мигрантов - 46,7%;

- чрезмерной сложности учебных программ - 36,7%;

- низкого уровня образования родителей -23,3%.

Обобщенные результаты мнения учителей о необходимости изменения содержания учебных программ (в %) приведены на рисунках 2 и 3.

Большинство учителей из школы региональной столицы считают, что необходимо улучшить содержание общеобразовательных программ (58,8%).

С этим мнением согласились учителя со стажем до 10 лет (16,7%) и со стажем от 21 до 30 лет (23,3%).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

На Ваш взгляд, нуждается ли содержание общеобразовательных программ в улучшении?

58,8

29,4

11,8

38,4

46,2

15,4

и Скорее да и Скорее нет И Трудно сказать

Региональная столица

Село

Рисунок 2. - Оценка необходимости в улучшении содержания общеобразовательных программ учителей

региональной столицы и села

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

На Ваш взгляд, нуждается ли содержание общеобразовательных программ

в улучшении?

23,3

13,3

10

До 10 лет 11-20 лет 21-30 лет

Педагогический стаж

10

10

н Скорее да и Скорее нет ■ Трудно сказать

Больше 30 лет

Рисунок 3. - Оценка необходимости в улучшении содержания общеобразовательных программ учителей

с разным педагогическим стажем

Обобщенные результаты мнения учителей о более эффективном подходе в практике преподавания (в %) приведены на рисунках 4 и 5.

Большинство учителей из школы региональной столицы считают, что более эффективным

подходом в практике преподавания является использование единого учебно-методического комплекта (64,7%). С ними согласились и учителя сельской школы (53,8%). Такое же мнение высказали учителя в возрасте от 50 до 59 лет.

Какой подход в практике преподавания Вы считаете более эффективным?

70 60 50 40 30 20 10 0

64,7

5,9

Региональная столица

53,8

□ Использование единого учебно-методического комплекта (УМК)

н Использование различных УМК

□ Затрудняюсь ответить

село

Рисунок 4. - Оценкаэффективного подхода в практике преподавания учителями региональной столицы и села

25 20 15 10 5

16,6

6,7

Какой подход в практике преподавания Вы считаете более эффективным?

20

10

3,3

13,3 гч

6,7

10

6,7 6,7

До 30 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и

старше

Возраст учителей

К Использование единого учебно-методического комплекта (УМК)

П Использование различных УМК ■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 5. - Оценка эффективного подхода в практике преподавания учителей разного возраста

Обобщенные результаты мнения учителей о потребности в методической поддержке по преподаваемому предмету (в %) приведены на рисунках 6 и 7.

Результаты показывают, что большинство учителей (46,7%), работающих с учащимися 5 -

11 классов, затруднились выразить свое мнение; учителя, работающие с учащимися 1 - 4 классов (6,7%) и 5 - 11 классов (6,7%), нуждаются в методической поддержке по преподаваемому предмету, особенно учителя с педагогическим стажем до 10 лет (26,8%) и от 21 до 30 лет (30%).

0

Вы преподаёте:

Нужна ли Вам методическая поддержка по преподаваемому предмету?

50 46,7

45

40

35

30

25 ■ Трудно сказать

20 16,7 □ Скорее нет

15 11,3 н Скорее да

10 6,7 6,7

5 3,3 3,3 3,3

0 клШЁ н ^

Учащимся 1-4 классов Учащимся 5-11 классов Учащимся всех классов

школы

Рисунок 6. - Оценка потребности учителей в методической поддержке по преподаваемому предмету

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нужна ли Вам методическая поддержка по преподаваемому предмету?

35 30 25 20 15 10 5 0

26,8

6,7

'.■Л

3,3 3,3 3,3

30

До 10 лет

11-20 лет

21-30 лет

3,3

13,3

10

I

и Скорее да ■ Скорее нет И Трудно сказать

Больше 30 лет

Педагогический стаж

Рисунок 7. - Оценка потребности в методической поддержке по преподаваемому предмету учителей

с разным педагогическим стажем

Результаты анкетирования способствовали разработке содержания краткосрочных и вариативных мероприятий.

По плану тьюторского сопровождения на базе данных школ в 2020 году были проведены обучающие семинары и семинары-практикумы.

Цель семинаров: повышение

профессиональной компетенции педагогических кадров образовательной организации по проектированию и реализации системы самооценки школьных процессов.

В программе обучающего семинара были раскрыты подходы к организации деятельности образовательной организации по разработке инструментов (диагностических материалов) для

оценки результативности школьных процессов (управление, преподавание, учение); особенности организации мониторинга внешней и внутренней оценок качества образования; требования к разработке рабочих программ учебных предметов, особенности разработки календарно-тематического планирования с использованием кодификаторов.

В программе семинаров-практикумов были раскрыты подходы к организации деятельности педагогических работников образовательной организации по проектированию учебного процесса с использованием календарно-тематического планирования и кодификаторов, активных методов обучения, повышающих

эффективность образовательного процесса. Педагоги решали кейс-задачи, используя метод анализа конкретных ситуаций.

Педагогические работники школ в процессе семинаров-практикумов делились своим опытом, собственными педагогическими идеями по использованию активных методов обучения при проведении уроков, осуществляли мастер-классы с использованием эффективных подходов к обучению, повышающих качество образования. Участники семинаров-практикумов

дискутировали, делились своими технологиями и приёмами повышения мотивации и успеваемости школьников.

В процессе проведения в средней общеобразовательной русско-татарской школе № 14 Вахитовского района г. Казани вариативного мероприятия в формате семинара-практикума по теме «Как повысить качество образования в школе, находящейся в сложных социальных условиях?» Живой интерес у учителей вызвал материал «Рекомендации по предупреждению неуспеваемости обучающихся» [9].

По результатам тьюторского сопровождения педагогическим коллективом данной школы был доработан и рекомендован к использованию в работе раздел «Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников» [9]:

1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:

а) на уровнях начального общего и среднего общего образования сосредоточить усилия на всемерном развитии у обучающихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;

б) включить в тематику педагогических советов, заседаний методического совета, профессиональных объединений по учебным предметам вопросы, связанные с предупреждением неуспеваемости учащихся;

2. Выявление и учёт специфических для школы причин отставания во всех классах, устранение и профилактика.

3. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения обучающихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.

4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства обучения и воспитания,

установленных межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с ученическим активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.

5. Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.

6. Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.

7. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методического совета, профессиональных объединений по учебным предметам и прочих проблем, над которыми будет работать школа в ближайшие годы, вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.

8. Постоянный контроль над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществление специального контроля над работой с наиболее «трудными» школьниками, строгий учёт результатов этой работы.

9. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.

Хотим заметить, что выявление и распространение передовых практик в период реализации мероприятий стажировочной площадки государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» по повышению качества образования - ГАОУ ДПО ИРО РТ совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан, может стать одним из стимулов для эффективной деятельности руководителей образовательных организаций в решении вопросов управления качеством образовательной деятельности в школе и достижения педагогическими коллективами высоких результатов качества образования на основе достоверной и, главное, объективной информации о состоянии образовательной системы.

Заключение. Успех руководителей образовательных организаций в решении вопросов управления качеством образовательной деятельности с учётом имеющихся ресурсов, рисков и возможностей школы во многом зависит от изучения опыта российских школ и других стран. Выявление позитивных управленческих практик, применяемых в школах с высокими результатами, и их распространение в школах с низкими результатами и школах,

функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, оказывают положительное влияние на образовательную систему в целом.

Важными условиями формирования и развития такой практики является обеспечение своевременной помощи и поддержки со стороны муниципальных методических служб тем, кто показывает низкие результаты оценки, в том числе путем развития системы наставничества и профессиональной поддержки.

Практическая значимость и новизна данной статьи заключаются в оказании помощи руководителям образовательных организаций в планировании направлений деятельности педагогического коллектива, обучающихся и их родителей по повышению качества образовательной деятельности в школе.

Результаты, полученные при проведении мероприятий с руководителями школ с низкими

результатами, и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, говорят о необходимости дальнейшей работы по совершенствованию системы подготовки руководителей образовательных организаций, значительно расширяя возможности для их профессионального развития. Надеемся, утверждение проекта «Профессиональный стандарт (руководитель общеобразовательной организации)» положительно повлияет на развитие управленческого потенциала руководителей школ.

Объективная оценка всех аспектов, связанных с качеством образования, является важнейшим условием для дальнейшего развития системы образования в целом, а также для реализации федеральных проектов, входящих в национальный проект «Образование».

Литература:

1. Беглова Т.В., Битянова М.Р. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования: научно-методическое пособие / Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая; науч. ред. М.Р. Битянова. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2016. - 304 с.

2. Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fioco.ru/antirisk

3. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project

4. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 марта 2018 года N 0571 «О направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/557087324

5. Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях. Книга для школьных администраторов и для тех, кто управляет школами на муниципальном и региональном уровнях; сост. М.А. Пинская. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 191 с.

6. Приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://r-19.ru/authorities/ministry-of-education-and-science-of-the-repubИc-of-khakassia/common/3428/88892.html

7. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном,

начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) / Утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. -М., 2013.

8. Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации на 2020 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/obshhie/ profstandart-rukovoditelya-obrazovatelnoj -organizacii. html#i-3

9. Рекомендации по предупреждению неуспеваемости обучающихся [Электронный ресурс]. -Режим доступа:https://infourok.ru/rekomendacii-po-preduprezhdeniyu-neuspevaemosti-obuchayuschihsya-1647764.html

10. TALIS - The OECD Teaching and Learning International Survey [Электронныйресурс] // OECD. -Режим доступа: https://www.oecd.org/education/talis/

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ / Вестник образования России. - 2013. - № 3-4. - 160 c.

12. Фомина Н.Б. Внутренняя система оценки качества образования: внутришкольный мониторинг: методическое пособие / Н.Б. Фомина. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2016. - 128 с.

13. Фомина Н.Б. Педагогическая диагностика уровня реальных возможностей учащихся: методическое пособие / Н.Б. Фомина. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2017. - 96 с.

14. Шляйхер Андреас. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? / Андреас Шляйхер; пер. с англ. И.С. Денисенко, И.Ю. Облачко; предисловие С.С. Кравцова. - Москва: Издательство «Национальное образование», 2019. -336 с. - (Антология образования).

References:

1. Beglova T.V., Bityanova M.R. Universal educational activities: theory and practice of design: scientific and methodological manual / T.V. Beglova, M.R. Bityanova, T.V. Merkulova, A.G. Teplitskaya; scientific. ed. M.R. Bityanova. - Samara: Publishing House "Fedorov", 2016. - 304 p.

2. Methodology for providing targeted methodological assistance to general educational organizations with low educational results of students [Electronic resource]. -Access mode: https://fioco.ru/antirisk

3. National project "Education" [Electronic resource]. -Access mode: https://edu.gov.ru/national-project

4. Letter of the Federal Service for Supervision in Education and Science of March 16, 2018 N 05-71 "On the direction of recommendations to improve the objectivity of assessing educational results" [Electronic resource]. -Access mode: http://docs.cntd.ru/document/557087324

5. Behind the Barriers: Stories of Schools Operating in Difficult Social Conditions. A book for school administrators and for those who manage schools at the municipal and regional levels; comp. M.A. Pinskaya. - M.: NRU HSE, 2019. - P. 191.

6. Order of Rosobrnadzor No. 590, Ministry of Education of Russia No. 219 of 05/06/2019 "On approval of the Methodology and criteria for assessing the quality of general education in general education institutions based on the practice of international research on the quality of training students" [Electronic resource]. - Access mode: https://r-19.ru/authorities/ministry-of-education-and-science-of-the-republic-of-khakassia/common/3428/88892.html

7. Professional standard "Teacher" (pedagogical activity in preschool, primary general, basic general,

secondary general education) (educator, teacher) / Approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated October 18, 2013 No. 544n. - M., 2013.

8. Professional standard for the head of an educational organization for 2020 [Electronic resource]. - Access mode: https://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/obshhie/profstandart-rukovoditelya-obrazovatelnoj-organizacii. html#i-3

9. Recommendations for the prevention of student failure [Electronic resource]. - Access mode: https: //infourok.ru/rekomendacii-po-preduprezhdeniyu-neuspevaemosti-obuchayuschihsya-1647764.html

10. TALIS - The OECD Teaching and Learning International Survey [Electronic resource] // OECD. -Access mode: https://www.oecd.org/education/talis/

11. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012. No. 273-FZ / Bulletin of education ofRussia. - 2013. - № 3-4. - 160 p.

12. Fomina N.B. Internal system for assessing the quality of education: intra-school monitoring: a methodological guide / N.B. Fomina. - Samara: Publishing House "Fedorov", 2016. - 128 p.

13. Fomina N.B. Pedagogical diagnostics on the level of students' real capabilities: a methodological guide / N.B. Fomina. - Samara: Publishing House "Fedorov", 2017. - 96 p.

14. Schleicher Andreas.Education at an international level. How to build a 21-st century school system? / Andreas Schleicher; per. from English I.S. Denisenko, I.Yu. Cloud; foreword by S.S. Kravtsova. - Moscow: National Education Publishing House, 2019. - 336 p. - (Anthology of Education).

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования Сведения об авторе:

Абзалова Дания Гумерзяновна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан», e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.