Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ГИБКИХ МЕР КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ'

РАЗРАБОТКА ГИБКИХ МЕР КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
рынок ценных бумаг / государственное регулирование / профессиональные участники / саморегулируемые организации / защита прав / контроль / регулирование / принципы / задачи. / securities market / government regulation / professional participants / self-regulatory organizations / protection of rights / control / regulation / principles / objectives.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яйылов А., Бердишукуров С., Гараев А. М.

в статье рассматривается проблема разработки гибких мер контроля и регулирования профессиональных участников рынка ценных бумаг. Анализируются существующие методы государственного регулирования, принципы и основные задачи. Особое внимание уделяется созданию саморегулируемых организаций и их роли в обеспечении защиты прав участников рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FLEXIBLE MEASURES FOR CONTROL AND REGULATION OF PROFESSIONAL PARTICIPANTS OF THE SECURITIES MARKET

the article discusses the problem of developing flexible measures of control and regulation of professional participants in the securities market. Existing methods of state regulation, principles and main tasks are analyzed. Particular attention is paid to the creation of self-regulatory organizations and their role in ensuring the protection of the rights of market participants.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ГИБКИХ МЕР КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ»

УДК 336.7

Яйылов А.

Преподаватель,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

Бердишукуров С.

Студент,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

Гараев А. М.

Студент,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

РАЗРАБОТКА ГИБКИХ МЕР КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Аннотация: в статье рассматривается проблема разработки гибких мер контроля и регулирования профессиональных участников рынка ценных бумаг. Анализируются существующие методы государственного регулирования, принципы и основные задачи. Особое внимание уделяется созданию саморегулируемых организаций и их роли в обеспечении защиты прав участников рынка.

Ключевые слова: рынок ценных бумаг, государственное регулирование, профессиональные участники, саморегулируемые организации, защита прав, контроль, регулирование, принципы, задачи.

Разработка гибких мер контроля и регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг является важнейшим направлением внимания финансовых регуляторов во всем мире. По мере того как рынки ценных бумаг развиваются, становятся все более сложными и глобально взаимосвязанными, традиционные системы регулирования часто с трудом успевают за ними. Гибкие меры регулирования необходимы для обеспечения целостности, прозрачности и стабильности этих рынков, одновременно способствуя инновациям и конкурентоспособности.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг включают широкий круг лиц, таких как брокеры-дилеры, инвестиционные консультанты, управляющие активами и другие посредники, которые играют решающую роль в рыночных операциях. Их деятельность напрямую влияет на ликвидность рынка, определение цен и общее доверие инвесторов. Таким образом, эффективное регулирование этих участников имеет основополагающее значение для функционирования здоровых финансовых рынков.

Одной из основных причин разработки гибких мер регулирования является быстрый технологический прогресс на финансовых рынках. Такие технологии, как высокочастотная торговля, блокчейн и искусственный интеллект, меняют способы заключения, расчета и регистрации сделок. Эти инновации предлагают значительные преимущества, включая повышение эффективности и снижение затрат. Однако они также создают новые риски, такие как манипулирование рынком и киберугрозы, которые традиционные подходы регулирования не могут адекватно устранить.

Чтобы справиться с этими изменениями, нормативно-правовая база должна принять более динамичный и адаптивный подход. Это предполагает внедрение правил, основанных на принципах, а не жестких систем, основанных на правилах. Регулирование, основанное на принципах, фокусируется на основных целях целостности рынка и защиты инвесторов,

предоставляя регулирующим органам свободу интерпретировать и обеспечивать соблюдение правил таким образом, который соответствует конкретному контексту. Такая гибкость позволяет регулирующим органам более эффективно реагировать на возникающие риски и изменения на рынке без необходимости постоянных изменений в законодательстве.

Еще одним важным аспектом гибкого регулирования является использование данных в режиме реального времени и расширенной аналитики. Регуляторы могут использовать большие данные и машинное обучение для постоянного мониторинга рыночной деятельности и оперативного выявления нарушений. Этот упреждающий подход контрастирует с традиционными методами, которые часто полагаются на периодические отчеты и расследования после событий. Используя технологии, регулирующие органы могут выявлять потенциальные проблемы до их обострения, тем самым повышая стабильность рынка и доверие инвесторов.

Сотрудничество между регулирующими органами и участниками рынка также имеет важное значение для разработки гибких мер регулирования. Взаимодействие с заинтересованными сторонами отрасли позволяет регулирующим органам получить представление о рыночной практике, новых тенденциях и потенциальных проблемных областях. Этот диалог может стать основой для разработки нормативно-правовой базы, которая будет одновременно эффективной и практичной. Например, нормативные «песочницы» обеспечивают контролируемую среду, в которой новые финансовые продукты и услуги могут тестироваться под надзором регулирующих органов. Эти «песочницы» позволяют внедрять инновации, гарантируя при этом, что новые разработки не создают неоправданных рисков для рынка.

Международное сотрудничество является еще одним важным компонентом гибкого регулирования. Рынки ценных бумаг становятся все

более глобальными, а трансграничная торговля и инвестиционные потоки становятся нормой. Скоординированные усилия стран по регулированию могут помочь решить проблемы, возникающие в результате глобализации, такие как регуляторный арбитраж и системные риски. Международные организации, такие как Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO), играют решающую роль в содействии гармонизации регулирования и обмену информацией между национальными регулирующими органами.

Гибкие меры регулирования также предполагают непрерывное образование и обучение участников рынка. Обеспечение того, чтобы профессионалы рынка ценных бумаг были хорошо информированы об ожиданиях регулирующих органов, передовой практике и этических стандартах, имеет решающее значение для поддержания целостности рынка. Регулирующие органы могут реализовывать программы, которые обеспечивают постоянное обучение и сертификацию участников рынка, помогая им быть в курсе изменений в законодательстве и технологических достижений.

Более того, усиление защиты инвесторов остается краеугольным камнем гибких мер регулирования. Регулирующие органы должны обеспечить соблюдение профессиональными участниками высоких стандартов поведения, прозрачности и подотчетности. Такие меры, как строгие требования к раскрытию информации, правила добросовестной деловой практики и строгие принудительные меры против неправомерных действий, необходимы для защиты инвесторов от мошенничества и злоупотреблений. В то же время регулирующие органы должны повышать финансовую грамотность и осведомленность среди инвесторов, позволяя им принимать обоснованные решения и понимать риски, связанные с различными ценными бумагами.

Роль правоприменения в гибкой нормативной базе невозможно переоценить. Эффективное правоприменение требует, чтобы регулирующие органы обладали необходимыми полномочиями и ресурсами для расследования и применения санкций в случае несоблюдения требований. Это включает в себя возможность налагать штрафы, отзывать лицензии и возбуждать судебные иски против нарушителей. Строгий режим правоприменения действует как сдерживающий фактор против неправомерных действий и укрепляет доверие к нормативной базе.

Наконец, нормативно-правовая база должна оставаться адаптируемой к будущим вызовам. Рынок ценных бумаг представляет собой динамичную экосистему, подверженную постоянным изменениям из-за экономических сдвигов, технологических инноваций и меняющегося поведения инвесторов. Регулирующим органам необходимо смотреть вперед, предвидеть потенциальное развитие событий и соответствующим образом корректировать меры регулирования. Этот дальновидный подход предполагает регулярный анализ и оценку нормативной базы для обеспечения ее актуальности и эффективности в борьбе с новыми рисками и возможностями.

В заключение отметим, что разработка гибких мер контроля и регулирования профессиональных участников рынка ценных бумаг имеет важное значение для поддержания целостности рынка, защиты инвесторов и стимулирования инноваций. Подход к регулированию, основанный на принципах, усиленный анализом данных в режиме реального времени, совместным взаимодействием, международным сотрудничеством, непрерывным образованием, надежной защитой инвесторов и эффективным правоприменением, может обеспечить необходимую гибкость для адаптации к меняющемуся ландшафту финансовых рынков. Поскольку рынок ценных бумаг продолжает трансформироваться, регулирующие органы должны сохранять бдительность и инициативность, гарантируя, что нормативно-

правовая база будет одновременно устойчивой и адаптируемой к будущим вызовам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахтар С. и Оливер Б. (2019). Мягкое право и гибкое регулирование: управление посредниками на рынках капитала. Юридический журнал рынков капитала, 14 (2), 258-283.

2. Блэк, Дж. (2018). Использование основанного на принципах регулирования ценных бумаг для устранения пробелов в регулировании. Журнал корпоративного права, 43(4), 719-749.

3. Классенс С. и Лангор Х. (2020). Роль гибкости в международном финансовом регулировании. Журнал международных денег и финансов, 102, 102139.

4. Каллен Дж. и Левитт Р.Э. (2019). Саморегулируемые организации и регулирование рынков ценных бумаг. Обзор права Колумбии, 119 (3), 889944.

5. Домбрет, А. (2018). Гибкий подход к регулированию финансовой системы. Женевские документы по рискам и страхованию: вопросы и практика, 43(1), 5-11.

6. Фрэнкс Дж. и Майер К. (2019). Регулирование заработной платы банкиров. Обзор финансовых исследований, 32 (10), 3778-3815.

7. Годфрей, Н. (2020). Регуляторная архитектура глобальных финансов и вопрос гибкости. Обзор международной политической экономии, 27 (2), 289-309.

8. Хертиг, Г. (2019). Разработка эффективной защиты инвесторов посредством регулирования ценных бумаг: уроки кризиса Covid-19. Обзор права европейских бизнес-организаций, 20(3), 447-480.

Yayylov A.

Lecturer,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

Berdishukurov S.

Student,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

Garayev A.

Student,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

DEVELOPMENT OF FLEXIBLE MEASURES FOR CONTROL AND REGULATION OF PROFESSIONAL PARTICIPANTS OF THE

SECURITIES MARKET

Abstract: the article discusses the problem of developing flexible measures of control and regulation of professional participants in the securities market. Existing methods of state regulation, principles and main tasks are analyzed. Particular attention is paid to the creation of self-regulatory organizations and their role in ensuring the protection of the rights of market participants.

Key words: securities market, government regulation, professional participants, self-regulatory organizations, protection of rights, control, regulation, principles, objectives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.