УДК 338.44
РАЗРАБОТКА ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Султаева Н.Л.
Канд. тех. наук, доцент Высшей школы сервиса
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация sultaeva@gmail. com Тыгер Л.М.
Канд. хим. научк, доцент Высшей школы сервиса
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва, Российская Федерация
Данилова А.В., Капотова Е.А.
Студенты Высшей школы сервиса
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация [email protected], [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматривается современное состояние гастрономического туризма в России, который подразумевает собой поездку с целью ознакомления с национальной кухней страны или региона, особенностями приготовления блюд. В статье также рассматриваются виды гастрономического туризма, существующие на сегодняшний день, а также их суть. Рассмотрены популярность и перспективы развития гастрономического туризма, как во всём мире, так и в России. Изучены способы увеличения гастрономического туризма в России. Также выделены основные группы целевых аудиторий, которым было бы интересно совершить гастрономическое путешествие. Определив основные виды, целевую аудиторию гастротуризма и проведя их анализ, в статье выделены основные проблемы, которые тормозят развитие гастрономического туризма и предложены пути их решения. Разработан гастрономический тур, рассчитанный на 5 дней, включающий в себя познание гастрономических особенностей Иркутской области путем дегустации блюд местной кухни, изучение уникальных природных объектов и культурно-исторических особенностей региона. Также была подсчитана себестоимость организации данного гастрономического тура, что позволит наглядно оценить расходы на его реализацию.
Ключевые слова: гастрономический туризм, гастротуризм, развитие, туризм, путешествие, перспективы развития, гастрономический тур, разработка гастрономического тура.
В связи с изменившимися социально-экономическими и политическими условиями туристическая отрасль столкнулась с новыми вызовами и проблемами, связанными прежде всего с закрытием границ и санкциями со стороны Запада и США, туристическая и гостиничная отрасли вынуждены диверсифицировать свои продукты. Ориентация на внутренний туризм - это время новых возможностей для разработки предложений в том числе и гастрономического направления.
Гастрономический туризм - это многогранное, захватывающее путешествие, позволяющее в наиболее приятной и «вкусной» обстановке знакомиться с традициями и
историей развития других народов, проживающих в различных уголках нашей планеты и в целом представляющих мировую цивилизацию [1]. Стоит сказать, что гастрономический тур как услуга - не просто путешествие, а хорошо продуманный комплекс мероприятий для дегустации традиционных в определенной местности уникальных блюд, содержащих ингредиенты, не встречающиеся нигде в мире.
Данный вид туризма может быть использован для продвижения и рекламы еды и напитков как способа привлечения туристов. Следует отметить, что гастрономический
и познавательный виды туризма являются синергетиками. Знакомстсво с кулинарными традициями того или народа облегчают и усиливают погружение в историю развития, формирование характера и даже менталитета людей относящих себя к определенной этнической группе.
Если раньше для туристов базисом и мотивом путешествий были достопримечательности и еда, то теперь достопримечательности воспринимаются через еду. Это относительно новый вид туризма, имеющий большие перспективы развития. Таим образом, можно полагать, что формат представления о путешествиях подвергся изменениям.
По оценке Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, 84% российских туристов, уже успевших опробовать отдых внутри страны, отмечают отличный потенциал для развития внутреннего туризма, однако для удовлетворения возросшего спроса туристов он еще недостаточно развит.
Следует особенно выделить огромные возможности нашей страны, обусловленные огромным разнообразием традиций в кулинарных пристрастиях многонационального состава Российской Федерации. Технология приготовления блюд и напитков, пищевые традиции, используемые продукты и способы их кулинарной обработки, подача блюд, ритуалы и застольный этикет могут значительно отличаться даже в соседних областях. Кухня многое сказать о темпераменте, культуре и образе жизни её народа. Современный турист, отправляясь в отпуск, начинает ловить себя на желании попробовать что-то новое. Именно это способствует развитию новых форм туризма.
Кроме того, новые форматы отдыха дают возможность выйти за границы традиционных туристических объектов и расширить и углубить туристический образ, является инструментом брендинга туристской территории, катализатором развития экономики регионов [2]. У гастрономического туризма можно выделить ряд положительных черт, например, то, что туры можно совершать целый год, он исключает сезонность, привлекает инвестиции в регионы, увеличивает туристический поток, развивает местный бизнес, тем самым создавая новые рабочие места, способствует
сохранению культуры и окружающей среды. Развитие гастрономического туризма в сельских и отдаленных районах страны повышает занятость населения и уровень жизни [3, 4]. Россия, являясь мультинациональной страной с обширной территорией и богатым историческим и культурным наследием, имеет огромный потенциал для развития гастрономического туризма, но не смотря на всю привлекательность данного вида отдыха, существует ряд проблем, которые мешают развиваться гастрономическому туризму с желаемой скоростью.
Гастрономические туры не только отлично способствуют привлечению туристов в уже привычные им страны и регионы, но и помогают оживить и разнообразить путешествия даже опытного туриста. Спрос на гастрономические туры по России ежегодно увеличивается на 17%, в свою очередь доля гастротуристов насчитывает около 10% от общего числа покупателей экскурсионных туров по стране. Приведенные данные взяты у Национального туроператора АЛЕАН, проанализировавшего запросы клиентов за последние 3 года [9].
Как самостоятельное направление туризма гастрономический туризм стал развиваться относительно недавно. Термин «гастрономический туризм» введено в оборот менее 20 лет назад - в 1998 г. и изначально использовался термин «кулинарный туризм». В настоящее время данный термин используется повсеместно при организации и реализации туристских продуктов во многих странах мира. А в 2004 г. была основана Международная ассоциация гастрономического туризма, манифестом которой является: «Еда - это квинтэссенция нации, ее характера и истории» [7]. Гастрономический туризм развивается по всему миру, а питание в туризме, влияет на социальное и экономическое развитие отдельного региона и страны, создает уникальность и повышает привлекательность для внутренних и внешних туристов. Кулинарный туризм -возможность путешественнику за короткий срок познакомиться с традициями страны, сформировать мнение о национальной кухне, попробовать ее, возможно даже приобрести определенные навыки приготовления тех или иных блюд. Нетрудно догадаться, что гастропоездки сопровождаются кулинарными изысками конкретного региона страны, то есть это объясняет то, что в Туле кушают пряники, а в Грузии пьют вино.
Виды гастрономического туризма. Туризм является одной из привлекательных отраслей экономики, несмотря на происходящие экономические, политические и социальные катаклизмы. Наиболее востребованные туристские направления можно условно разделить на культурно-познавательное и рекреационное. Рассмотрим основные виды гастротуризма. Зеленый или экологический туризм подразумевает собой посещение региональных эко-ферм и местные производства, которые производят экологически
чистые продукты. В России распространен сырный и винный туризм, где гости могут отведать вкусный сыр и выдержанное вино. Сельский тур - вид гастротуризма, который пользуется популярностью среди европейцев и жителей мегаполисов, никогда не бывавших в деревне. Туристы дегустируют деревенские блюда (на основе мяса, домашнего молока, овощей с грядки). Тур по сельской местности, где основной целью является посещение местных хозяйств, деревень с дегустацией блюд, даже с возможностью приобщиться к некоторым видам хозяйственных работ. Событийные мероприятие - вид туризма, где путешественники на 1-2 дня уезжают в конкретный город на гастрофестиваль или другое масштабное мероприятие. Например, «Фестиваль мороженого», «Свияжская уха», «Праздник корюшки». Рестротур - вид гастрономического туризма для людей, которые любят комфорт, изучение новых ресторанов и кухонь. Экскурсия на фабрики и заводы, производящие продукты и напитки питания, например, пивзавод, хлебокомбинат, кондитерская фабрика, чайная плантация.
Следует отметить, что в большинстве случаев перечисленные туры являются комбинированными, где основной задачей является осмотр достопримечательностей, а кулинарный элемент лишь усиливает впечатление путешественника от посещаемого региона. Путешественники, интересующиеся едой и напитками, а также приготовлением пищи, могут выбрать себе любой понравившийся тур из предложенных на многочисленных сайтах для путешественников.
Потенциальные покупатели. Рассмотрим типы клиентов, которым будет интересна покупка гастрономического тура. Во-первых, это туристы, которые хотят приобщиться к культуре страны через ее национальную кухню. Во-вторых, туристы, у которых высокие требования к еде и утонченный вкус. Некоторые туристические компании, ориентированные на обеспеченных туристов, предлагают россиянам и иностранным путешественникам особенные индивидуальные, а также групповые гастротуры. организацией которых, как правило, занимаются энтузиасты, неравнодушные люди, глубоко погруженные в историю своего края с целью сохранения и пропагандирования местных традиций. При грамотном и креативном подходе к созданию таких проектов, экономическом обоснования, они пользуются популярностью и претворяются жизнь.
Организация тура основана на соответствии с национальными обычаями и традициями региона. Помимо этого, туристам - гурманам также интересны гастрономические туры в Крыму, на винодельнях Краснодарского края, где выращивают известные сорта винограда. В-третьих, это туристы, использующие кулинарный тур в образовательных целях, т.е. прохождения обучения и получения профессиональных навыков (школьники, студенты, повара, сомелье, бариста, дегустаторы, рестораторы,
ресторанные критики). В-четверных, потребителями могут быть представители турфирм, которые изучают данное туристическое направление.
Стоит отметить, что состояние гастрономического туризма в Российской Федерации оставляет желать лучшего, оно только в начале своего развития. Если сравнить гастрономический туризм в таких странах, как Тайланд, Китай, Индия с Россией, то можно сказать, что развитие в России происходит не такими активными темпами. Вопрос о развитии гастрономического туризма в России остается актуальным, так как гастротуризм явление сравнительно новое и его развитие в мире поэтапно набирает обороты, однако уровень изучения данной проблемы остается незаслуженно низким. Встречающиеся гастрономические туры в России в основном непродолжительны, чаще всего это туры выходного дня. Исходя из статистических исследований, наибольшей популярностью пользуются туры, предлагающие посещение таких объектов гастрономического туризма как рестораны, музеи, посвященные продуктам пищевой промышленности или сельского хозяйства, а также фермы или другие места, имеющие национальное и культурное значение. Стоит отметить, что наиболее запоминающимся гастропутешествие становиться тогда, когда сервис организован в духе национальных традиций и колорита местности. Перспективы развития гастрономического туризма России очень велики в следствии огромных территорий нашей страны, благодаря разнообразию растительного и животного мира, природно-климатических условий, национальных и культурных традиций регионов, являющихся базисом кулинарных традиций регионов от Сочи и Крыма до Байкала и Камчатки. Но пока еще рано утверждать, что в нашей стране гастрономический туризм - это быстро развивающееся направление. Сформированные и комплексные российские предложения, программы только начинают формироваться, подтягиваясь сформированным на устойчивой почве европейских стран и с каждым днем все возрастающим спросом. Россия как многонациональная и развивающаяся страна с давней историей очень интересна туристам со всего мира.
У гастрономического туризма можно выделить ряд положительных черт, например, то, что туры можно совершать круглый год, т.е. на него не влияет такой фактор как сезонность, гастротуризм привлекает инвестиции в регионы, увеличивает туристский поток, развивает местный бизнес, тем самым создавая новые рабочие места, способствует сохранению культуры и окружающей среды. Развитие гастрономического туризма в сельских и отдаленных районах страны повышает занятость населения и уровень жизни. И примеры подобного влияния на развитие регионов, возрождения деревень (например д.
Мартыново) в нашей стране имеются, однако существует ряд проблем, которые мешают развиваться гастрономическому туризму с желаемой скоростью.
Проблемы развития. Гастрономический туризм в России можно разделить на въездной туризм и гастрономический внутренний. Несмотря на деление, проблемы в этих разновидностях схожи. К проблемам развития гастрономического туризма относят: огромную территорию страны, большая площадь нашей страны не дает туристам перемещаться по ней свободно в том плане, что иногда нет транспорта на желаемые направления , либо же высокие цены на тариф, отсутствие инфраструктуры (дорог, гостиниц, состояния территории в целом). Фактическое отсутствие законодательной базы РФ по гастрономическому туризму тоже является проблемой развития, сложно создать и развить на должном уровне новую отрасль туризма, не подкрепленную законодательной базой. Слабое продвижение, отсутствие маркетинговых компаний и рекламы гастротуризма также можно отнести к проблемам его развития.
Перспективы и пути развития. Перспективы развития гастрономического туризма в России - увлекательное туристическое направление, основными целями поездки по территории РФ в основном является посещение историко-культурных объектов, осмотр природных и географических натуральных достопримечательностей и курортный отдых. Сейчас активно развивается сфера туризма с целью увеличения турпотока. Одним из перспективных направлений представляется гастрономический туризм. Разрабатывая стратегию его продвижения стоит понимать, что дестинация (место назначения туристической поездки) должна быть привлекательна для посещения. В целях развития гастротуризма 21 июля 2015 года в России, была создана ассоциация культурно-гастрономического туризма, приоритетное направление которой - формирование и поддержание гастрономического имиджа страны. Ассоциация обладает передовыми технологиями и инструментами для развития и продвижения локальных продуктов, напитков и еды, индустрии гостеприимства и местного туризма. Ассоциация выступает в качестве центрального узла, поддерживающего создание и развитие успешного и прибыльного бизнеса по всей России. Основные направления, по которым функционирует ассоциация призывают объединить усилия всех заинтересованных в развитии гастрономического туризма в РФ, повысить профессионализм местных участников туристического рынка рестораторов и отельеров, локальных производителей еды и напитков. Ассоциация связывает между собой 19 секторов экономики, развивает не только малый, но и средний бизнес в туристической индустрии. К ним относятся исследовательская деятельность и государственная поддержка, информационное и образовательное направление.
В 2019 году ассоциация культурно-гастрономического туризма выдвинула идею также включить гастрономический туризм в качестве магнита для привлечения туристов к отдыху в России, это позволит повысить интерес к поездкам в РФ как для внутреннего туриста, так и для въездного. Для развития гастрономического туризма ассоциация культурно-гастрономического туризма разрабатывает партнерские программы и приглашает принять участие в ней владельцев бизнесов. Одна из программ - это программа с названием «Вкус России».
Суть программы состоит в следующем: Ассоциация разрабатывает собственную линейку гастрономических туров и экскурсий по России. Проблема заключается в том, что буквально единицы могут сегодня предложить нашему туристу качественное питание, соответствующее критериям гастрономического туризма. Став участником партнёрской программы, ассоциация индивидуально с каждым из заказчиков, обсудит и скорректирует меню. Это позволит ассоциации направить туристов именно к компании партнеру, тем самым расширив линейку наших предложений, а компании получить стабильный источник доходов на долгие годы. Преимущества, которые ждут партнеров, помимо регулярного источника дохода: статус членства ассоциации гастрономического туризма России и официального партнера ассоциации. Постоянная поддержка и консультирование услуги по всем производственным и управленческим вопросам, связанным с бизнесом. Реклама и продвижение через веб-сайт ассоциации гарантирована, она поможет повысить узнаваемость компании партнеру. Другим путем развития гастрономического туризма создание дополнительной инфраструктуры в сельской местности рядом с городами, которые пользуются популярностью среди иностранцев (например, Москва, Казань, Санкт-Петербург), это позволит вывозить туристов в села на гастрономическую экскурсию, не тратя при этом много времени и избегая больших трат на дорогу. Также для популяризации гастрономического туризма можно совмещать два или более вида туризма для иностранных отдыхающих (например, гастрономический и деловой). Еще одним путем решения развития гастрономического туризма необходимость в его развитии для жителей своего региона, в качестве примера можно взять туры выходного дня или организация развлекательных мероприятий в регионах - ярмарки и фестивали. Описанные выше перспективы и пути развития гастрономического туризма основываются и вытекают из проблем, выявленных на основе анализа отрасли гастрономического туризма.
Таким образом, гастрономический туризм направлен на сохранение и популяризацию традиционных кухонь. Этот факт позволяет рассматривать развитие гастрономического туризма параллельно экскурсионно-познавательному и деловому, к тому же, в отличие от многих видов туризма гастрономический мало зависит от
сезонности. Развитие гастрономического туризма способно оказывать значительное влияние на мировой и российский туристический поток. Подкрепить и расширить потенциал гастрономического туризма позволит активное участие государства, туристических компаний и бизнеса.
В качестве примера, в данной работе проведен анализ гастрономического потенциала Иркутской области с учетом географического положения, климата, коренных народов. Сегодня на территории Иркутской области проживает больше 136 национальностей. И, несмотря на то, что почти 90% населения Иркутской области -русские, малые народности до сих пор играют значительную роль в ее этническом самоопределении, а к их культуре и традициям проявляется повышенное внимание.
Среди коренных народностей Иркутской области буряты являются самой многочисленной - согласно Всероссийской переписи населения на территории области проживает почти 80 тысяч бурят, что составляет 3,2% от общего количества населения области. Тунгусы, или самоназванные эвенки, сегодня занимают в Иркутской области около 0.05% от общего количества населения.
Самой малочисленной коренной народностью Иркутской области считаются тофалары, их насчитывается всего 678 представителей народности, что составляет 0,03% от общего количества населения области.
Анализ местной кухни показывает, что Иркутская область богата дичью, рыбой и таёжными растениями, которые стали основой местной кухни. В Иркутскую область едут, чтобы попробовать блюда, приготовленные из дичи, рыбы, дикоросов (в том числе -кедровые орехи, папоротник, саган-дайля, черемша, ягоды и грибы), а также насладиться чаем с таежными травами и ягодами.
Местная кухня прославилась прежде всего разнообразными блюдами из байкальской рыбы (в основном омуля, хариуса, муксуна и сига), а также сытными и питательными мясными блюдами бурятской кухни. Основное место в бурятской кухне занимают позы (на бурятском языке - буузы) - они чем-то напоминают известные нам манты: мясной фарш в тесте, но непривычной формы - похожей на юрту, с дырочкой наверху. Позы готовятся из нескольких видов мяса (классический вариант - говядина и свинина, или говядина, свинина и баранина) и пельменного теста на пару. Отличительной особенностью является бульон внутри каждой позы, который, по правилам, необходимо выпивать, прокусив тесто, прежде чем приступить к самому блюду. Подают позы со сметаной, иногда с овощной нарезкой.
Бухлер - традиционная наваристая похлебка из баранины с луком и зеленью, сытное и питательное блюдо бурятской кухни. Едят бухлер обязательно горячим, иначе бараний жир начинает застывать.
Еще одно традиционное бурятское блюдо - шулэн, наваристый бульон из баранины с добавлением лапши домашнего приготовления, свежего лука и развара из баранины. В шулэн кладут очень много лапши, так как она по традиции должна была обеспечивать сытость, а баранина — согревать бурятских кочевников.
Говоря об Иркутской области, нельзя не упомянуть уху из байкальской рыбы и, конечно, омуля, который водится только в Байкале. Туристы могут попробовать свежеприготовленного, вяленого, копченого и сушеного омуля.
Настоящим сибирским деликатесом являются рыбные закуски, такие как, сагудай, строганина и расколотка. Одна из самых популярных рыбных закусок - это сагудай (сугудай) — традиционное блюдо северных народов. Для сагудая используют муксуна или чира, иногда предпочитают омуля или хариуса. Тонко нарезанную рыбу в течение 15 минут маринуют в луке, масле и перце, но без кислоты.
Строганина и расколотка похожи по своей сути. Тушку рыбы замораживают, после чего для строганины ее очищают и нарезают длинными пластинами, а для расколотки не отделяют голову, не чистят и не потрошат, и после заморозки тушку отбивают с помощью молотка. Едят кусочки расколотки точно так же, как и строганину - обмакивая в соль и перец.
Помимо блюд из привычного мяса - курицы, баранины, говядины, свинины, готовят также деликатесы из мяса кабана, изюбря, фазана, перепелки, куропатки. Мясо дичи жарят, варят, коптят и запекают.
Туристы также могут оценить особый вкус чая с сибирскими травами и байкальских десертов с ягодами и орехами сибирской тайги, такими как смородина, брусника, облепиха, кедровые орешки.
Иркутская область обладает множеством туристских ресурсов, в частности, культурно-историческими и уникальными природными, что может стать предпосылками развития различных видов туризма и расширения экскурсионного обслуживания.
Природные ресурсы разнообразны, самобытны, слабо освоены и чрезвычайно привлекательны для туристов. Край богат территориями с невероятными ландшафтами и уникальной природой, среди которых - государственные заповедники, являющиеся хранителями генофонда растительного и животного мира (7% от заповедников России); множество уникальных памятников природы (около 80 памятников природы федерального значения); различные гидроминеральные ресурсы.
В Иркутской области также расположен объект мирового значения - глубочайший пресноводный водоем на планете - озеро Байкал. Его населяют более 2 тыс. разных видов растений и животных, из которых две трети - эндемики. Байкал занесен в список участков мирового наследия ЮНЕСКО.
На базе некоторых из этих ресурсов можно сформировать конкурентоспособный на туристском рынке продукт.
Разумеется, туристов привлекают не только природные красоты, но и культурно-историческая среда. И у Иркутской области есть, что предложить свои гостям.
На территории Иркутской области находится приблизительно 2 тыс. объектов экскурсионно-познавательного и культурно-исторического значения. Самыми известными среди них являются - Спасская церковь, Богоявленский собор, Польский костел, старейший в Сибири драматический театр, историко-мемориальный музей декабристов, музей-усадьба Сукачева и многие другие.
Также весьма популярен архитектурно-этнографический музей «Тальцы». В нем под открытым небом располагаются экспонаты деревянного зодчества. Посетители имеют возможность ознакомиться с историей хозяйственного освоения края, узнать о культуре и быте народов Прибайкалья и Приленья в XVIII-ХХ вв.
В общей сложности в Иркутской области около 700 важных исторических памятников, а также объектов древнего и нового времени. Все они образуют своего рода ресурс для развития культурно-познавательных видов туризма.
Иркутск, являющийся культурным и историческим центром Восточной Сибири, вскоре отметит 360-летие. Город располагается в середине пути между Москвой и Владивостоком, и недалеко от Байкала, что привлекает туристов. В Иркутске располагается около двух третей всех памятников истории, культуры и архитектуры Иркутской области. На улицах сохранились старинные деревянные дома, которые были построены без единого гвоздя. Туристы могут посетить храмы, построенные в XVШ-XIX вв., например, Крестовоздвиженскую, Преображенскую и Казанскую церкви, Знаменский монастырь, исполненный в стиле сибирского барокко, Польский костел и др. Отправившись в историко-мемориальный комплекс «Декабристы в Иркутске», базой для которого послужили дома Волконских и Трубецких, можно поближе познакомиться с жизнью декабристов в Сибири.
Иркутск заслуженно относится к исторически значимым городам России. Он считается столицей Восточной Сибири, а также одним из главных туристских центров на востоке страны. У города имеются старинные и тесные связи с Монголией, Китаем, Японией и Кореей. Часто его посещают туристы, которые приезжают на Байкал или же
направляющиеся воздушным, железнодорожным или автотранспортом в Монголию и другие страны Юго-Восточной Азии.
По данным из отчета агентства по туризму Иркутской области за 2021 года [9], основные показатели, характеризующие развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области, в последние годы имели положительную динамику.
Так, за последние три года количество туристских прибытий в регион увеличилось на 48,6 % и составило по оценочным данным в 2021 году 1240,7 тыс. человек. И, несмотря на то, что в 2020 году из-за пандемии коронавируса основные показатели туристской деятельности значительно снизились, зимний сезон 2021 года прошел успешно.
Основные показатели, характеризующие развитие туристской деятельности в Иркутской области [10].
Таблица 1 - Показатели развития туризма в Иркутской области
№ п/п Наименование показателя 2019 (отчет) 2020 (отчет) 2021 (оценка) Динамика 2021 г./2020 г. (+/-),%
1. Объем туристского потока в Иркутскую область (тыс. чел.), в том числе: 1829,8 835.2 1240,7 +48.6
Количество иностранных туристов 367,8 54,1 15,2 -71,9
2. Объем предоставленных платных услуг в туристско- рекреационной сфере, (млн руб.), из них: 6711,8 3347,4 5376,9 +60,6
2.1 Туристские услуги 2657,1 1181,2 2233,6 +89,1
2.2 Услуги специализированных средств размещений, включая санаторно-оздоровительные услуги 1590,4 509,6 1064,9 +109,0
2.3 Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения 2464,3 1656,6 2078,4 +25,5
3. Сумма налоговых поступлений от деятельности гостиниц и ресторанов и туристических агентств в консолидированный бюджет Иркутской области (млн руб.) 991,5 885,8 1409,9 +59,2
На данный момент, приоритетными для развития видами туризма в Иркутской области можно назвать: экологический, этнографический, событийный, активный, водный и круизный, гастрономический туризм.
Гастрономический туризм в Иркутской области обладает огромным потенциалом, однако на данный момент он практически не представлен на туристском рынке региона. В связи с чем было принято решение о разработке гастрономического тура с природно-познавательными элементами с целью расширения объёма предложения туристского продукта для Иркутской области.
В качестве предложения по развитию гастрономического туризма в Иркутской области был разработан гастрономический тур с природно-познавательным уклоном сроком на 6 дней.
Данный тур может быть организован как круглогодичный, однако наиболее эффективно будет организовывать данную версию тура в весенне-летний период.
Тур рассчитан на небольшую группу от 2 до 8 человек. Трансфер будет осуществляться на минивене с экскурсоводом.
Целевой группой данного гастрономического тура являются:
1)туристы, которые желают познакомиться с уникальной природой региона, а также с ее национальной кухней;
2)туристы, желающие путешествовать в кругу близких людей;
3)туристы, желающие получить новый, уникальный туристический опыт;
4)туристы, желающие получить новые гастрономические впечатления;
5)сотрудники туристических фирм, изучающие данный маршрут.
Программа тура:
День 1.
Встреча в международном аэропорту Иркутск.
13.00 - Трансфер и размещение в гостинице «Ангара» (3 звезды), которая расположена в историческом центре города, в пешей доступности от всех основных достопримечательностей. Благодаря хорошему оснащению, разнообразному сервису и отличному расположению, она находится в рейтинге лучших гостиниц Иркутска.
14.00 - Обед в ресторане Рассольник, стилизованном под советскую квартиру 70-х годов. Меню ресторана славится домашней советской и сибирской кухней. Посетители отмечают гармоничное сочетание интересного интерьера, вкусной и разнообразной еды и внимательного и душевного персонала, что создает особую атмосферу, в которой хочется поностальгировать, качественно пообедать и как следует отдохнуть.
15.00 - Свободное время для знакомства с Иркутском. Путешественники смогут самостоятельно прогуляться по старинным улицам, живописной набережной Ангары, посетить местные соборы и монастыри, заглянуть в популярный 130-й квартал или приобрести сувениры.
19.00 - Ужин в ресторане Кочевник - этническом ресторане монгольской кухни. Меню предлагает в богатом ассортименте аутентичные блюда бурят-монгольской кухни, приготовленные по старинным рецептам великих кочевников. Гостей заведения встречают уютный стилизованный интерьер и чарующие народные монгольские мелодии, а также профессионализм и традиционное восточное гостеприимство персонала.
Ночь в гостинице «Ангара».
День 2. (Поселок Листвянка)
9.00 - Завтрак в гостинице Ангара по системе «Шведский стол»
10.00 - Отправление в Листвянку (1 час от Иркутска).
11.00 - Подъем по канатной дороге к Камню Черского, рядом с которым расположена обзорная смотровая площадка. С нее открывается завораживающий вид на самое глубокое озеро на планете, вершины горного хребта Хамар-Дабан, знаменитый Шаман-камень и порт Байкал с участком старинной Кругобайкальской железной дороги. Рядом со смотровой площадкой можно повязать ленту на исполнение желания -небольшая местная традиция.
13.00 - Обед в кафе Прошлый век, которое является излюбленным местом как у местных жителей, так и у гостей Листвянки. Заведение порадует посетителей отличным ассортиментом блюд из байкальской рыбы, приветливым персоналом, приятным интерьером и прекрасным видом на Байкал.
14.00 - Свободное время в Листвянке. Туристы смогут сходить на местный рынок, славящийся сувенирами и разнообразной рыбой, в том числе вяленой, холодного и горячего копчения, или же заглянуть в Нерпиарий.
18.00 - Ужин в ресторане Маяк, меню которого порадует гостей региона колоритом традиционной сибирской кухни и уникальной подачей блюд. Приятным бонусом служит также то, что ресторан расположен на втором этаже отеля и имеет выход на балкон-террасу, с которого открывается прекрасный вид на Байкал.
19.00 - Обратная поездка в Иркутск.
Ночь в гостинице «Ангара».
День 3 (Кругобайкальская железная дорога)
8.00 - Завтрак в гостинице «Ангара»
9.00 - Отправление на Иркутский вокзал, откуда туристы вместе с экскурсоводом отправятся на станцию Темная Падь (2 часа на электричке).
12.00 - Далее туристов ждет увлекательная пешая прогулка вдоль Кругобайкальской железной дороги. Весь путь они будут наблюдать байкальскую растительность, вид на Байкал с оригинальных ракурсов и горный хребет Хамар-Дабан на горизонте. Пройдут по арочному мосту и нескольким галереям (пристройкам к скале), узнают историю строительства одной из самых красивых и дорогих железных дорог, и связанные с ней легенды.
15.00 - После прибытия в поселок Култук, по желанию туристы могут зайти в кафе или перекусить взятыми с собой продуктами (обед не входит в стоимость тура).
16.00 - Отправление обратно в Иркутск на автобусе/электричке.
19.00 - Далее гостей ожидает Сибирское чаепитие в ресторане «Славянка», их будет ждать накрытый стол, во главе которого установят самовар, полный чая из ароматных сибирских трав. Официант в расшитой косоворотке расскажет о чайных традициях, подаст ягодное варенье, пироги с брусникой и сливками, расстегаи с подкопченным сигом, треугольники с капустой и политые пряным медом палочки из тугого вкусного теста.
Свободное время
Ночь в гостинице «Ангара».
День 4 (Остров Ольхон, в 5 часах от Иркутска)
8.00 - Завтрак в гостинице «Ангара».
9.00 - Сдача номеров и выезд из гостиницы.
9.30 - Путешествие на остров Ольхон, богатый многообразием природных ландшафтов байкальских берегов, сакральных мест и исторических памятников.
14.00 - Обед в ресторане сибирской кухни Baikal wood, предлагающем насладиться настоящими байкальскими деликатесами. Комфортную атмосферу обеспечивают уютный интерьер, тихая музыка и, внимательное обслуживание.
15.00 - Заселение в мини-отель «Байкал Терра». Комфортные номера в загородном стиле и уютная атмосфера отеля отлично подходит для спокойного уединенного отдыха среди уникальной по своей красоте природы.
16.00 - Увлекательный тур по острову Ольхон. Вместе с экскурсоводом туристы погрузятся в мир бурятской мифологии и сказочных байкальских пейзажей, увидят главные памятники острова и познакомятся с традициями местных жителей. К ключевым точкам тура относятся деревня Хужир, мысы Хобой, Бурхан, Сарайский пляж.
18.00 - Ужин в ресторане Baikal wood.
19.00 - Свободное время. Отличная возможность самостоятельно исследовать остров, посетить местный музей или насладиться видами на Сарайском пляже.
Ночь в отеле «Байкал Терра»
День 5. (Тажеранская степь)
9.00 - Завтрак и сдача номеров в мини-отеле «Байкал Терра»
10.00 - Отбытие с острова Ольхон
11.00 - Автомобильное путешествие по Тажеранской степи (на весь день). Туристы смогут увидеть главные памятники природы Тажеранской степи и побывать в Прибайкальском национальном природном парке, частью которого она является. Вместе с экскурсоводом увидят бархатные холмы Приольхонья, осмотрят наскальные рисунки первобытного человека и живописные минеральные озера. Во время экскурсии туристы смогут не только насладиться красотой этих мест, но и познакомиться с их историей и легендами. Дополнительно будет организован обед на костре (азу по-татарски, сибирский чай).
17.00 - Поездка в Иркутск.
19.00 - Ужин в ресторане Охотников, который специализируется на экзотических блюдах из дикого мяса, приготовленных на открытом огне, а также блюд из сибирской рыбы.
20.00 - Заселение в гостиницу «Ангара», свободное время.
Ночь в гостинице «Ангара».
День 6
9.00 - Завтрак в гостинице «Ангара»
10.00 - Мастер-класс по приготовлению традиционных бурятских бууз, на котором туристы смогут познакомиться с технологией приготовления и поедания этого блюда и, конечно, насладиться его вкусом.
12.00 - Отправление в музей «Тальцы» (40 минут от Иркутска).
13.00 - Экскурсия в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» - удивительном комплексе, собравшем под открытым небом множество памятников истории, архитектуры и этнографии XVП-XX веков. В музее реконструировано несколько исторических зон -тофаларская, эвенкийская, бурятская и русская, в которых можно узнать о различных сферах жизни народов Прибайкальского региона.
14.30 - Возвращение в Иркутск.
15.00 - Обед в ресторане Трапезников.
16.00 - Свободное время
Трансфер в аэропорт (по необходимости)
В стоимость тура включены:
Встреча в аэропорту;
Трансферы по программе тура;
Проживание в стандартных двухместных номерах с 2 отдельными кроватями и завтраком в гостинице 3* «Ангара» и мини-отеле «Байкал Терра»;
Входные билеты и экскурсия в архитектурно-этнографический музей Тальцы;
Билеты на кресельный подъемник на смотровую Камень Черского;
Дегустационные блюда, которые прописаны в меню;
Обед на костре под открытым небом;
Разрешение на вход в Прибайкальский национальный парк;
Мастер класс по приготовлению бууз;
Услуги экскурсовода на протяжении тура.
Рассчитана стоимость тура, составляющая около 30 тыс. руб.
Отсутствие большого количества конкурентов на рынке гастрономического туризма, востребованность развития внутреннего туризма в России и уникальность предложения позволяют говорить о том, что данный туристический продукт будет востребован на рынке.
Литература
1. Балынин К.А. Аспекты диверсификации гастрономического туризма / К. А. Балынин // Сервис в России и за рубежом. — 2017. — Т. 11, № 1 (71). — С. 97-108.
2. Гастрономический туризм как перспективное средство развития туризма в России/ Масленникова Н.В. В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. Сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. Мининский университет. 2020. С.27-30.
3. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы / Е.Л. Драчева, Т.Т.Христов // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2015. - №3.
4. Киреева Ю.А. Событийный туризм как драйвер развития туристского рынка в регионах России / Ю.А. Киреева, И. В. Охотников, И. В. Сибирко // Московский экономический журнал. - 2020. - № 9. - С. 61.
5. Complex development of ethno-gastronomic tourism in russia as a factor of preserving ethnic identity/ Khetagurova V.Sh., Kryukova E.M.// Service and Tourism: Current Challenges. 2021. Т. 15. № 4. С. 50-61.
6. UNWTO Tourisme de Gastronomie et Enotourisme. Available at: https: www.unwto.org/fr/tourisme-de-gastronomie-et-enotourisme (accessed 6.03.2021).
7. Официальный сайт Международной ассоциации гастрономического туризма. World Food Travel Association URL: http://www.worldfoodtravel.org (дата обращения: 12.03.2022).
8. Официальный сайт Ассоциации по содействию в развитии и продвижении культурно-гастрономического туризма https://gastronomicassociation.ru/ (дата обращения 16.03.2022)
9. Пресс-релиз информационного агентства AK&M. Вестник АТОР от 25 января 2021 https://www.akm.ru/press/v_rossii_nabirayut_populyarnost_gastronomicheskie_tury/
10. Отчет агентства по туризму Иркутской области о проделанной работе за январь-декабрь 2021 года https://irkobl.ru/sites/tour/dostupsreda.pdf