РОЛЬ ГАСТРОНОМИЧЕСКИХ ТУРОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНА
ROLE OF GASTRONOMIC TOURS IN THE DEVELOPMENT OF
REGION
И.И. СТАРКОВА, канд. социол. наук, доцент
Бурятский государственный университет
Е.В. КОНДРАШОВА, канд.техн.наук, доцент
О.Ю. ФАЛИЛЕЕВА, канд.техн.наук, доцент
Восточно-Сибирский государственный институт культуры и искусств
I.I. STARKOVA, Ph.D, associate professor
Buryat State University
E.V. KONDRASHOVA, Ph.D, associate professor
O.Y. FALILEEVA, Ph.D, associate professor
East Siberian state institute of culture and arts
Аннотация
В статье рассматриваются понятие гастрономического туризма, отличительные особенности данного вида туризма от других видов туризма, а также факторы, влияющие на развитие данного направления, как в мире, так и в России. Основное внимание авторов статьи обращено на изучение характеристик инфраструктуры туриндустрии в свете развития туризма, в том числе гастрономического, в Республики Бурятия и их привлекательность для иностранных туристов.
Abstract
The article discusses the concept of gastronomic tourism and gastronomic tours structure, distinctive features of this type of tourism from other types of tourism and factors influencing the development of this area, both globally and in Russia. The main attention of authors of article is paid to studying of characteristics of infrastructure of the tourism industry in the light of tourism development, including gastronomic, to the Republics of Buryatia and their appeal to foreign tourists.
Ключевые слова: гастрономический туризм, гастрономические туры, кулинарный туризм, национальная кухня.
Keywords: gastronomic tourism, gastronomic tours, culinary tourism, national cuisine.
Понятие «кулинарный туризм», впоследствии «гастрономический туризм», появилось относительно недавно - в 1998 г. На сегодняшний день этот термин повсеместно используется при формировании турпродукта. А в 2004 г. была основана The International Culinary Tourism Association (Международная ассоциация гастрономического туризма). Манифест МАГТ гласит «Еда - это квинтэссенция нации, ее характера и истории» и отражает способность человека познавать культуру страны через ее национальную кухню [1].
Гастротуризм - это поездка с целью ознакомления с национальной кухней страны, особенностями производства и приготовления продуктов и блюд, а также обучение и повышение уровня профессиональных знаний [2]. А гастрономический тур - это специально подобранная программа кулинарного отдыха, включающая дегустацию блюд и напитков, ознакомление с технологией и процессом их приготовления, а также обучение у профессиональных поваров. Нередко гастрономические туры включают посещение различных кулинарных фестивалей, праздников и ярмарок. Об аутентичном питании в программах туров регионов России говорят мало, практически отсутствует профессиональная литература и научные статьи по данной тематике, в РФ также необходимо выработать четкую стратегию продвижения гастрономического турпродукта как на внутренний, так и на международный рынок. Интерес регионов к развитию именно гастрономического туризма не удивителен, по информации ВТО не меньше половины туристов при выборе места отдыха считают важным фактор вкусной, качественной местной кухни, блюда которой соответствуют строгим экологическим нормам [3].
Сложность организации туров с элементами гастротуров или гастротуров в чистом виде связано, прежде всего, со слабо развитой инфраструктурой, мало изученностью научной этнографической литературы, и, в конечном счете, высокой стоимостью тура. Сегментация аудитории гастрономических туров включает: туристов, желающих приобщиться к культуре страны через ее национальную кухню; туристов-гурманов; туристов, использующих кулинарный тур в целях обучения и получения профессиональных навыков (сомелье, повар, ресторатор); представителей турфирм.
Возникновению и развитию гастротуризма в последние годы способствуют множество факторов: рост популярности кулинарных токшоу; мировое признание шеф-поваров лучших ресторанов; популяризация ресторанного бизнеса; доступность, обыденность посещения ресторанов для части населения, искушенной в вопросах питания; увеличение затрат на питание и отдых как следствие растущих доходов населения; пропаганда и мода на здоровый образ жизни, экологичность продуктов питания. К главным отличительным особенностям гастротуризма возможно отнести то, что условия для развития гастротуризма имеют абсолютно все страны;
гастротуризм не привязан к сезонности; гастротуризм является составляющим элементом практически всех туров, но в гастротуризме знакомство с национальной кухней становится главной целью путешествия; продвижение продуктов питания местных хозяйств является неотъемлемой частью любого гастрономического тура [3, 5].
Аутентичная кухня позволяет получить туристу уникальный туристский опыт, поскольку именно кухня отражает природно-климатические условия развития региона, его историю, семейные традиции, религиозную специфику. Кулинарная аутентичность будучи усилена историческими, национальными и социальными факторами являются привлекательной для туристов, однако зачастую требует современного подхода к кулинарным традициям, то есть приспособленной для привычных органолептических ощущений и принципам «построения» блюд туриста [3, 6]. Не нужно также забывать и о другой стороне питания: удовлетворение физиологических потребностей туриста, без «гастроэкспериментов», то есть возможность организации обычного, привычного, повседневного приема пищи для гостей Республики Бурятия (РБ).
Инфраструктура для гастротуризма в Республике Бурятия недостаточно подготовлена. В настоящий момент времени наиболее известными брендами, также и наиболее распространенными в предложении туроператоров Бурятии, основанными на этнодемографическом разнообразии можно назвать семейскую кухню в составе экскурсионной программы «В гостях у семейских», бурятскую кухню «В гостях у племени гучид» (ООО «Жассо-тур»), в рамках проекта «Великий чайный путь» широко известно купеческое чаепитие (Кяхтинский краеведческий музей им. академика В.А. Обручева, Музей истории г.Улан-Удэ) [4].
Гастротуризм подразделяют на два вида: сельский (зеленый) и городской. В районах республики функционируют предприятия питания, ориентированные на национальную кухню народов Республики Бурятия. Наиболее известные кулинарные бренды бурятской кухни: бууза, бухулер, шарбин, арбин, саламат, урмэг, кумыс, курунга, арса, боовы. На озере Байкал средства размещения повсеместно предлагают омуль (эндемик оз.Байкал), запеченный в фольге, уху, омуль горячего и холодного копчения, пирог с сазаном, котлеты из щуки (колобки), свежевыловленную рыбу на рожнах. Гостям предлагают попробовать национальные напитки: молочную водку архи, самогон старообрядцев, квас, ботвинью, арсу. В меню предприятий присутствуют соленья и дикоросы, которыми по праву гордятся жители РБ. Традиционную кухню старообрядцев предлагают предприятия Тарбагатайского, Заиграевского, Бичурского, Хоринского, Мухоршибирского районов: топленая каша в печи, щи (шти), хворост, тарочки, маленькие пирожки с разного вида вареньем. В 2013 г. проведены изучение предпочтений туристов и местного населения о наиболее популярных блюдах региональной кухни, первое место заняли бузы.
В Бурятии сложились такие продуктовые бренды, как закаменское и боргойское мясо, баргузинская сера (смола сибирской листвиницы), тарбагатайское сало, бичурские свекла и гречка, хурамшинские огурцы и арбузы, мухоршибирская картошка и проч. Нередко туристы, уезжая из РБ, забирают семена огурцов, картофеля, везут с собой рассыпчатый картофель, сладкую сочную морковь, в качестве подарка родным и близким.
Этнодемографическое разнообразие, многоотраслевое сельское хозяйство и благоприятные природные условия используются не достаточно в полной мере в районах Республики Бурятия. В Республике Бурятия проживает по данным переписи населения и статистике более 100 национальностей, в городской торговой сети и предприятиях питания присутствуют в незначительной степени дары леса или продукты их переработки (консервированные продукты (засолки), приправы, лиофилизиорванные или сублимированные продукты переработки грибов и ягод, трав, специи и проч.). Местные производства предпочитают в составе рецептур использовать преимущественно садовые культуры, ввезенные из соседних регионов и стран, предприятия питания в рецептуре блюд не акцентируют внимание потребителей на компонентах, произведенных в Бурятии, на предприятиях питания массового сегмента отсутствуют оригинальные рецепты с использование местного сырья.
Помимо сырья, традиционных технологий производства блюд, напитков и культуры потребления важное значение имеют предприятия питания, которые обладают определенной степенью аттрактивности для туристов, посещающих туристскую дестинацию. Для туриста также является важным, где он принимает пищу, интересна история предприятия и его блюд, особенности обслуживания на данном предприятии питания и прочие факторы, позволяющие в полной мере получить впечатления, воспринять культуру дестинации. Активно в последнее время в РБ проводятся мероприятия связанные с отдельным видом гастротуризма - событийным: создание гастрономической карты Бурятии (отель «Мэргэн-Батор», 31.01.2015г.), «Сказочный Сагаалган в Бурятии», «Фофановский огурец», «Огуречная долина» («Иволгинская долина»), «Праздник бууз» и др.
В целях продвижения гастротуризма на территории РБ возможно проведение следующих мероприятий: создать гастрономический календарь событий Республики Бурятия; учредить маркировку «Домашняя кухня» предприятий питания, рекомендованных для посещения туристами, здесь гарантировано блюда готовятся из сырья местного производства, качество блюд и обслуживания достойны внимания туристов; создание интерактивной карты предприятий представляющих интерес для гастротуризма; возможность создания интерактивной площадки по продажи продуктов питания под брендом «Сделано в Бурятии»; интеграция кулинарных школ в туристской пространство РБ (Гастрономическая школа кулинарного мастерства народов Бурятии); популяризация национальной кухни народов
РБ среди местного населения и туристов; создание проектов «Уличная еда Бурятии»; отелям необходимо формировать фонд тематических номеров.
Таким образом, гастрономический туризм в РФ находится на стадии формирования. Тем не менее, регионами уже накоплен достаточный опыт в организации гастротуров. Однако на практике интеграция представителей общественности, производителей продуктов питания и представителей туриндустрии региона представлена слабо, и не находит отражения в предложении турпродукта региона.
Библиографический список
1. Официальный сайт Международной ассоциации гастрономического туризма International culinary tourism association. - URL: http://www.culinarytourism.org.
2. Официальный сайт гастрономического туризма в России. - URL: http://www.gastrotur.ru.
3. Кущева Н.Б., Бедяева Т.В. Гастрономический туризм как перспективный вид развития регионов России II Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №12(44), 2014. - URL: journal-s.org/index.php/sisp/article/download/ 12201416/pdf_824 (дата обращения: 28.10.2015)
4. Официальный сайт комитета по туризму Министерства экономики Республики Бурятия. - URL: http://baikaltravel.ru/
5. Шпенькова К. С., Сычева В. О. Условия развития гастрономического туризма в России и в мире II Концепт. - 2014. - № 07 (июль). - ART 14198. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14198.htm (датаобращения: 27.10.2015)
6. Гордин В. Э., Трабская Ю. Г. Гастрономические бренды туристских дестинаций: российский и зарубежный опыт II Северные дестинации как доминанта развития Северо-Западного региона. Труды III Международной научно-практической конференции, 1-2 декбря, 2011 г. -URL: http://publications.hse.ru/chapters/64278075 (дата обращения: 28.10.2015)
Bibliographical list
1. Oficial'nyj sajt Mezhdunarodnoj associacii gastronomicheskogo turizma International culinary tourism association. - URL: http://www.culinarytourism.org.
2. Oficial'nyj sajt gastronomicheskogo turizma v Rossii. - URL: http://www.gastrotur.ru.
3. Kushheva N.B., Bedjaeva T.V. Gastronomicheskij turizm kak perspektivnyj vid razvitija regionov Rossii // Sovremennye issledovanija social'nyh
problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal), Modern Research of Social Problems, №12(44), 2014. - URL: journal-s.org/index.php/sisp/article/download/ 12201416/pdf_824 (data obrashhenija: 28.10.2015)
4. Oficial'nyj sajt komiteta po turizmu Ministerstva jekonomiki Respubliki Burjatija. - URL: http://baikaltravel.ru/
5. Shpen'kova K. S., Sycheva V. O. Uslovija razvitija gastronomicheskogo turizma v Rossii i v mire // Koncept. - 2014. - № 07 (ijul'). -ART 14198. - 0,4 p. l. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14198.htm (data obrashhenija: 27.10.2015)
6. Gordin V. Je., Trabskaja Ju. G. Gastronomicheskie brendy turistskih destinacij: rossijskij i zarubezhnyj opyt // Severnye destinacii kak dominanta razvitija Severo-Zapadnogo regiona. Trudy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 1-2 dekbrja, 2011 g. - URL: http://publications.hse.ru/chapters/64278075 (data obrashhenija: 28.10.2015)
Контактная информация / Contact links
8-964-4-09-59-11 [email protected]
НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
NEW OPPORTUNITIES FOR READING EDUCATIONAL TOURISM IN THE QUALITY OF GRADUATE
T.A. СЫРОВАТСКАЯ, к.п.н., доцент, заместитель директора по науке и инновационному развитию
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Старооскольский филиал
T.A. SYROVATSKAYA, Ph.D, associate professor, deputy director for science and innovation development Belgorod State University - Stary Oskol branch
Аннотация
В рамках статьи проводится анализ основных стратегий российской системы высшего образования по обеспечению качества подготовки выпускника на основе вхождения в мировое образовательное пространство, а также рассматривается сущность образовательного туризма и обосновывается необходимость реализации новых возможностей на примере Белгородского государственного национального исследовательского университета.