Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ФИЗИЧЕСКОЙ 3D-МОДЕЛИ ОГНЕВОЙ ПОЛОСЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНЫХ'

РАЗРАБОТКА ФИЗИЧЕСКОЙ 3D-МОДЕЛИ ОГНЕВОЙ ПОЛОСЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОДЫМОЗАЩИТНИКИ / ПОДГОТОВКА / ОГНЕВАЯ ПОЛОСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНОГО / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ПОЛИГОНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипилов Роман Михайлович, Гринченко Борис Борисович, Захаров Дмитрий Юрьевич, Чистяков Илья Михайлович, Иванов Виталий Евгеньевич

На базе Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России проводится научно-исследовательская работа по разработке огневой полосы психологической подготовки пожарного. Исследование организуется с целью совершенствования учебно-тренировочного процесса и формирования у газодымозащитников профессиональных компетенций в области тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ. Авторами была предпринята попытка определения значимости и роли огневой полосы психологической подготовки пожарного наряду с остальными учебно-тренировочными комплексами. Аналитическим путем был определен необходимый набор элементов огневой полосы психологической подготовки пожарного, с помощью топографо-геодезических работ определено оптимальное место для ее размещения. Разработаны подробные чертежи отдельно каждой учебной точки с их последующей 3D-визуализацией (физическая модель элемента). Представлен примерный перечень профессиональных компетенций, которые формируются при работе на огневой полосе психологической подготовки пожарного. В статье представлены статистические результаты исследований имеющихся учебно-тренировочных комплексов и огневых полос психологической подготовки пожарного по 56 субъектам Российской Федерации. Проводились изыскания по проведению топографо-геодезических работ для строительства огневой полосы психологической подготовки пожарного. На основании полученных результатов, для последующего монтажа огневой полосы психологической подготовки пожарного было выбрано место на территории учебной базы Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России с. Бибирево. Также были выполнены подробные чертежи с размерами и подготовлены физические 3D-модели отдельных элементов огневой полосы. С целью подготовки газодымозащитников при работе на огневой полосе психологической подготовки пожарного, авторами был разработан ряд профессионально важных компетенций, исходя из особенностей каждой учебной точки. Компетенции представлены в виде навыков работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, как на высоте, так и при поиске и спасении пострадавших в условиях открытого источника огня, высоких температур и задымления. Для оценки времени проведения оперативно-тактических действий, психологической адаптации пожарных к работе на огневой полосе психологической подготовки пожарного, были представлены формулы определения временных значений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шипилов Роман Михайлович, Гринченко Борис Борисович, Захаров Дмитрий Юрьевич, Чистяков Илья Михайлович, Иванов Виталий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A PHYSICAL 3D MODEL OF A FIRE STRIP FOR PROFESSIONAL TRAINING OF FIRE FIGHTERS

On the basis of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, research work is being carried out to develop a fire lane for the psychological training of a firefighter. Research is organized with the aim of improving the educational and training process and the formation of professional competencies among firefighters, expanding their tactical capabilities. In this regard, we have made an attempt to determine the significance and role of the fire zone of the psychological training of a firefighter in the system of the federal fire service of the State Fire Service, along with other training and simulator complexes. Also, the necessary set of elements of the fire zone for the psychological preparation of a firefighter was determined analytically, and with the help of topographic and geodetic work, the most optimal place for its placement was determined. Detailed drawings were developed separately for each training point and their 3D models. An exemplary list of professional competencies that are formed while working on the firing line of the psychological training of a firefighter is presented. The article presents the statistical results of studies of the available training complexes and firing lanes for the psychological training of a firefighter in 56 constituent entities of the Russian Federation. Surveys were carried out to carry out topographic and geodetic work for the construction of a fire lane for the psychological training of a firefighter. Based on the results obtained, a place was chosen for the subsequent installation of a firing strip for the psychological training of a firefighter on the territory of the training base of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia with. Bibirevo. Also, detailed drawings with dimensions were made and 3D models of individual elements of the firing strip were prepared. In order to train gas and smoke protectors when working on the fire lane of the psychological training of a firefighter, the authors developed a number of professionally important competencies, based on the characteristics of each training point. Competences are presented in the form of skills to work in personal respiratory and vision protection equipment, both at height and in search and rescue of victims in conditions of an open source of fire, high temperatures and smoke. To estimate the time of carrying out operational-tactical actions, the psychological adaptation of firefighters to work on the fire lane of the psychological training of a firefighter, formulas were presented for determining the time values

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ФИЗИЧЕСКОЙ 3D-МОДЕЛИ ОГНЕВОЙ ПОЛОСЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНЫХ»

УДК 614.849

РАЗРАБОТКА ФИЗИЧЕСКОЙ 3D-МОДЕЛИ ОГНЕВОЙ ПОЛОСЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНЫХ

Р. М. ШИПИЛОВ, Б. Б. ГРИНЧЕНКО, Д. Ю. ЗАХАРОВ, И. М. ЧИСТЯКОВ, В. Е. ИВАНОВ

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново E-mail: rim-sgpu@rambler.ru, grinchenko.borya@mail.ru, mr.dmitriyzakharov@mail.ru, carcassburner@mail.ru, vitaliyivanov@yandex.ru

На базе Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России проводится научно-исследовательская работа по разработке огневой полосы психологической подготовки пожарного. Исследование организуется с целью совершенствования учебно-тренировочного процесса и формирования у газодымозащитников профессиональных компетенций в области тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ. Авторами была предпринята попытка определения значимости и роли огневой полосы психологической подготовки пожарного наряду с остальными учебно-тренировочными комплексами. Аналитическим путем был определен необходимый набор элементов огневой полосы психологической подготовки пожарного, с помощью топографо-геодезических работ определено оптимальное место для ее размещения. Разработаны подробные чертежи отдельно каждой учебной точки с их последующей 3D-визуализацией (физическая модель элемента). Представлен примерный перечень профессиональных компетенций, которые формируются при работе на огневой полосе психологической подготовки пожарного.

В статье представлены статистические результаты исследований имеющихся учебно-тренировочных комплексов и огневых полос психологической подготовки пожарного по 56 субъектам Российской Федерации. Проводились изыскания по проведению топографо-геодезических работ для строительства огневой полосы психологической подготовки пожарного. На основании полученных результатов, для последующего монтажа огневой полосы психологической подготовки пожарного было выбрано место на территории учебной базы Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России с. Бибирево. Также были выполнены подробные чертежи с размерами и подготовлены физические 3D-модели отдельных элементов огневой полосы. С целью подготовки газодымозащитников при работе на огневой полосе психологической подготовки пожарного, авторами был разработан ряд профессионально важных компетенций, исходя из особенностей каждой учебной точки. Компетенции представлены в виде навыков работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, как на высоте, так и при поиске и спасении пострадавших в условиях открытого источника огня, высоких температур и задымления. Для оценки времени проведения оперативно-тактических действий, психологической адаптации пожарных к работе на огневой полосе психологической подготовки пожарного, были представлены формулы определения временных значений ]к + 6.

ср

Ключевые слова: газодымозащитники, подготовка, огневая полоса психологической подготовки пожарного, аварийно-спасательные работы, учебно-тренировочные комплексы, полигоны.

DEVELOPMENT OF A PHYSICAL 3D MODEL OF A FIRE STRIP FOR PROFESSIONAL TRAINING OF FIRE FIGHTERS

R. M. SHIPILOV, B. B. GRINCHENKO, D. Yu. ZAKHAROV, I. M. CHISTYAKOV, V. E. IVANOV

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education

«Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo E-mail: rim-sgpu@rambler.ru, grinchenko.borya@mail.ru, mr.dmitriyzakharov@mail.ru, carcassburner@mail.ru, vitaliyivanov@yandex.ru

© Шипилов Р. М., Гринченко Б. Б., Захаров Д. Ю., Чистяков И. М., Иванов В. Е., 2022

On the basis of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, research work is being carried out to develop a fire lane for the psychological training of a firefighter. Research is organized with the aim of improving the educational and training process and the formation of professional competencies among firefighters, expanding their tactical capabilities. In this regard, we have made an attempt to determine the significance and role of the fire zone of the psychological training of a firefighter in the system of the federal fire service of the State Fire Service, along with other training and simulator complexes. Also, the necessary set of elements of the fire zone for the psychological preparation of a firefighter was determined analytically, and with the help of topographic and geodetic work, the most optimal place for its placement was determined. Detailed drawings were developed separately for each training point and their 3D models. An exemplary list of professional competencies that are formed while working on the firing line of the psychological training of a firefighter is presented.

The article presents the statistical results of studies of the available training complexes and firing lanes for the psychological training of a firefighter in 56 constituent entities of the Russian Federation. Surveys were carried out to carry out topographic and geodetic work for the construction of a fire lane for the psychological training of a firefighter. Based on the results obtained, a place was chosen for the subsequent installation of a firing strip for the psychological training of a firefighter on the territory of the training base of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia with. Bibirevo. Also, detailed drawings with dimensions were made and 3D models of individual elements of the firing strip were prepared. In order to train gas and smoke protectors when working on the fire lane of the psychological training of a firefighter, the authors developed a number of professionally important competencies, based on the characteristics of each training point. Competences are presented in the form of skills to work in personal respiratory and vision protection equipment, both at height and in search and rescue of victims in conditions of an open source of fire, high temperatures and smoke. To estimate the time of carrying out operational-tactical actions, the psychological adaptation of firefighters to work on the fire lane of the psychological training of a firefighter, formulas were presented for determining the time values Jk + 6.

cp

Key words: firefighters, preparation, firing lane for psychological training of a firefighter, emergency rescue operations, educational and training complexes, polygons.

В современном мире наблюдается возрастание объёма и сложности задач, связанных с решением проблем обеспечения безопасности, гражданской обороны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), как техногенного, так и природного характера, обеспечения пожарной безопасности [1, 2, 3]. Таким образом, основной функцией, возложенной государством на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является подготовка компетентных специалистов, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (ФПС ГПС), готовых к решению различного спектра задач по защите населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности1. Особая роль в решении поставленных перед МЧС России задач, возлагается на личный состав ГПС, который на сегодняшний день насчитывает более 200 тысяч человек [1, 4]. Повышение уровня

Технология подготовки научно-педагогических кадров в вузах МЧС России: Методическое пособие / В. С. Артамонов, А. А. Миляев, А. Б. Трофимов [и др.]. СПб.: Санкт-Петербург. институт ГПС МЧС России, 2004. 121 с.

профессиональной подготовки личного состава является основой повышения эффективности решения поставленных задач. Однако следует учитывать, что подготовка должна осуществляться на рубеже новейших достижений в науке и технике, с учётом особенностей деятельности пожарно-спасательных подразделений (ПСП).

В современных условиях основным вопросом обсуждения системы подготовки сотрудников ПСП выступают особенности профессиональной подготовки газодымозащитни-ков к выполнению задач по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ (АСР) в условиях непригодной для дыхания среды (НДС). В исследованиях ряда ученых: Алдошиной Е. А. (2010); Шкитронова М. Е. (2010); Кондыкова A. В. (2012); Фадеева А. С. (2013); Мкртычяна А. С. (2018); Карапузико-ва А. А. (2020) в области профессиональной подготовки сотрудников ПСП, внимание акцентируется на проблему, связанную с совершенствованием процесса подготовки личного состава. Авторы обращают внимание на необходимость внедрения инновационных подходов в области подготовки сотрудников ПСП, на основе интеграции научной и профессиональной деятельности [5].

В системе МЧС России особая роль отводится профессиональной подготовке личного состава, которая максимально приближена к реальным условиям пожара и позволяет поддерживать высокий уровень готовности подразделений [6, 7, 8] к работе в условиях открытого источника огня, на высоте по самоспасанию и спасению пострадавших в условиях ограниченного пространства и в НДС. В соответствии с приказом МЧС России2, с целью подготовки газодымозащитников к решению профессиональных задач, определена необходимость проведения тренировочных занятий (ТЗ) в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД). В качестве основных средств, используемых на тренировках, являются многофункциональные комплексы, тренировочные комплексы, полигоны, полосы психологической подготовки, учебные башни, тренажеры и т.д.[9]. С целью поддержания высокого уровня готовности газодымозащитников к деятельности в экстремальных условиях, устанавливается определенная периодичность занятий. Это позволяет добиваться от газодымозащитников полной отдачи сил, умственного напряжения и волевых усилий. В периодичность тренировок в зоне с НДС (теплодымокамере и учебно-тренировочных комплексах) занятия проводятся один раз в квартал, тренировки на свежем воздухе при проведении пожарно-тактических учений -один раз в месяц, для огневой полосы психологической подготовки необходимо не менее одного тренировочного занятия в год4. Данные ТЗ являются основной формой профессиональной подготовки газодымозащитников в составе звена газодымозащитной службы (ГДЗС).

Особую роль, хочется уделить огневой полосе психологической подготовки пожарных (ОПППП). Огневая полоса представляет собой -набор специальных снарядов, расположенных на определенной территории и предназначенных для развития у пожарных морально-психологических и волевых качеств, способности оперативно мыслить, умения контролировать свои действия и управлять ими в сложной обстановке пожара или чрезвычайной ситуации [10, 11]. Благодаря ОПППП у газодымозащитников формируются морально-психологические качества, помогающие им в различных экстремальных ситуациях. Именно по

2 Приказ МЧС России от 26 октября 2017 г. № 472 п. 85 «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны».

3 Методические рекомендации по организации и

проведению занятий с личным составом газодымо-

защитной службы Федеральной противопожарной

службы МЧС России. - Москва, 2008. 87 с. С. 14.

этой причине обязательным компонентом подготовки являются тактические тренировки в условиях максимально приближенных к реальным4.

Целью исследования стал поиск пути совершенствования системы подготовки газо-дымозащитников на основе разработки ОПППП на базе Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Определить наличие учебно-тренировочных комплексов (УТК), ОПППП по субъектам Российской Федерации (РФ), а также необходимый набор элементов ОПППП.

2. Определить наиболее оптимальное место размещения ОПППП, разработать подробные чертежи с 3D-визуализацией снарядов ОПППП.

3. Разработать примерный перечень профессиональных компетенций при работе на ОПППП.

4. Представить оптимальное уравнение определения уровня освоения элементов ОПППП.

Для организации исследования применялся ряд методов, в который вошли: анализ, синтез и моделирование. С помощью метода анализа были определены количественные характеристики и время эксплуатации УТК и ОПППП по субъектам Российской Федерации (РФ). Полученные данные проанализированы по 56 субъектам РФ и представлены в виде рисунков. Метод синтеза применялся при разработке технического задания, с целью выбора оптимального места последующего монтажа ОПППП. При подготовке технического задания был последовательно проведён комплекс инженерно-технических работ по определению инженерно-геологических условий, рельефа местности, гидрогеологических условий расположения, размеров, возможности хранения пожарно-технического оборудования и инвентаря. Метод моделирования применялся в ходе расчетов конструктивных элементов ОПППП. Были подготовлены инженерные (структурные) чертежи, чтобы определить реальные размеры и как будут строиться учебные места. Структурные чертежи связывались с дизайном сооружений в виде 3D-визуализацией (физическая модель элемента). Данные модели представлены в виде рисунков и позволяют понять объёмность изделия.

4 Огневая полоса психологической подготовки. URL: https://xn--01-6kcaj2c6aih.xnp1ai/articles/ dostupno_o_pozharnoj_bezopasnosti/ognevaya_polosa _psihologicheskoj_podgotovki/ (дата обращения 09.10.2022).

С целью повышения эффективности работы ГДЗС на пожаре при выполнении АСР в условиях НДС, одним из методов, могут являться ТЗ [9]. Характер деятельности газоды-мозащитников обуславливается перманентностью занятий в СИЗОД независимо от стажа службы. Несмотря на то, что с каждым годом улучшается техническая оснащенность гарнизонов, количество пострадавших и погибших среди пожарных не снижается5. Одной из причин этого является сложность, скоротечность и непредсказуемость ЧС. Одним из кардинальных решений данной проблемы послужило внедрение и использование в тренировочном процессе различных УТК, полигонов, ОПППП, учебных башен и т.д. Данные средства характеризуются опасностью, риском, высокими физическими и психологическими нагрузками, что позволяет газодымозащитникам совершенствовать профессиональные навыки при работе в СИЗОД.

В связи с этим на базе Ивановской по-жарно-спасательной академии ГПС МЧС России (академия) организована научно-

исследовательская работа (НИР) «Разработка проекта технического задания на создание ОПППП на базе Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России». В рамках данной НИР осуществляется разработка технического задания на монтаж ОПППП. С этой целью авторским коллективом был проведен ряд исследований.

Согласно полученным сведениям, на данный момент в гарнизонах имеется более 130 УТК и более 40 ОПППП (рис. 1). Сведения были получены из 56 субъектов РФ. Данные показатели свидетельствуют о том, что ОПППП имеет высокую значимость в системе ФПС ГПС и наряду с остальными УТК занимает весомую роль в качестве основного средства подготовки газодымозащитинков.

Рис. 1 Общее

количество УТК и ОПППП по субъектам РФ

В результате исследования также были выявлены сроки эксплуатации ОПППП (рис. 2). Проведенный анализ полученных данных показывает, что на сегодняшний момент 36,6 % ОПППП по субъектам РФ имеют срок эксплуатации от 6 до 10 лет, в то же время 56,1 % имеющихся ОПППП превышают срок эксплуатации 10 лет. Согласно требованиям охраны труда6 срок службы на сами учебные точки ОПППП не устанавливается. В то же время прочность и надёжность конструкций, состоящих из стальных профилей, уголков,

5 Книга Памяти МЧС России (mchs.gov.ru) URL: https://memory.mchs.gov.ru/?ysclid=I9xxpsz736133443 219 (дата обращения 01.11.2022).

6 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2020 г. № 881 н «Об утверждении правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны».

швеллеров, прокатных листов, стальных труб и т.д., используемых при изготовлении, определяется ГОСТ и изготовителем. Однако, следует учитывать тот факт, что в результате коррозии , длительного воздействия открытого источника огня8, веса конструктивных элементов и т.д., срок службы конструкции уменьшается. В конечном итоге возможны деформации ме-

7 Пособие по проектированию защиты строительных металлоконструкций от коррозии. ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве». М. 2019. URL: mp29_2019.pdf (faufcc.ru) (дата обращения 01.11.2022).

8 Огнезащита стальных конструкций. Правила производства работ. 25.07.2019. URL: СП 433.1325800.2019 Огнезащита стальных конструкций. Правила производства работ - docs.cntd.ru (дата обращения 01.11.2022).

таллических элементов с последующим их обрушением. Таким образом, можем предположить, что срок службы ОПППП, соответствующий времени эксплуатации более 10 лет, яв-

ляется достаточно большим и ОПППП с нашей точки зрения может являться устаревшей и не отвечать современным требованиям ГОСТ для проведения ТЗ с газодымозащитниками.

25 ,

20 -

о

СО

à

о

<и §■

ю О

15 -

10 -

5 -

i к

-*

Рис. 2 Сроки эксплуатации ОПППП

до 5 лет

6-10 лет

более 10 лет

Исходя из рекомендаций по проведению занятий по огневой полосе и ее оборудованию9 рекомендуемым перечнем снарядов являются: трап над приямком с горящей жидкостью; эстакада; подвал; противень; лабиринт; колодец; коллектор; эстакада «цистерна»; лестница; качающийся трап; эстакада со стационарным лафетным стволом; мишень. Также сюда можно отнести такие снаряды, как: металлический фрагмент трехэтажного дома; подземная открытая емкость с горящей жидкостью; металлическая площадка эстакады с поврежденным технологическим оборудованием [10]. Представленные снаряды решают ряд профессионально важных задач, а именно: согласованная работа в составе звеньев ГДЗС при работе в условиях ЧС; отработка оптимальных и безопасных приемов работы с применением СИЗОД; выполнение упражнений по ликвидации ЧС на высоте; передвижения в помещениях со сложной планировкой в условиях ограниченной видимости и пространства, а также в НДС; подъем по вертикальной лестнице в условиях ограниченной видимости; поиск и спасение пострадавших; работа в условиях открытого источника огня, высоких температур; подъем и спуск по автолестнице. Исходя из вышеперечисленных задач, было разработано пять учебных точек, которые в то же

9 Методические рекомендации по проведению занятий по огневой полосе психологической подготовки пожарных и ее оборудованию. М., УОП МЧС России, 2007.

время входят в перечень рекомендуемых снарядов. В качестве основных снарядов были разработаны: пенный подвал [12]; кабельный коллектор [13]; эстакада на отметке 5 м [14]; трап над огнем [15]; многофункциональная эстакада на отметке 10 м [16].

Для определения места размещения ОПППП применили ряд факторов: инженерно-геологические условия, рельеф местности, гидрогеологические условия, расположение, размеры, возможность хранения пожарно-технического оборудования и инвентаря. Описание данных факторов было представлено в техническом задании. На основании проведённых исследований в качестве основной площадки исследований была выбрана учебная база академии, расположенная в с. Бибирево.

В ходе исследования были подготовлены подробные чертежи с 3D-визуализацией в виде физических моделей пяти разработанных снарядов. В данной работе авторский коллектив представляет только 3й-модели учебных мест, так как на данный момент идёт монтаж ОПППП и при возведении учебных точек, возможно внесение изменений в конструктивные особенности, без нарушения вида самого объекта.

Рис. 3. 3D-модель ОПППП (а - учебное место «Пенный подвал»; б - учебное место «Кабельный коллектор»; в - учебное место «Трап над огнем»; г - учебное место «Эстакада на отметке 5 м от уровня земли»; д - учебное место «Многофункциональная эстакада на отметке 10 м от уровня земли»

В качестве первого учебного места выступает «Пенный подвал» (рис. 3а). Данный снаряд представляет бетонную конструкцию, состоящую из двух уровней. На первом уровне располагается бетонное помещение в виде имитации пенного подвала с дверными и оконными проемами. Предназначено для осуществления работ по поиску и спасению пострадавших в условиях ограниченной видимости. На втором уровне предусмотрена стальная труба диаметром 1,5 м, предназначенная для отработки способов продвижения внутри шахт вентиляции. В основании второго уровня предусмотрен проем для подачи пены на первый уровень. Подъем на второй уровень предусмотрен с помощью металлических лестниц. Второй уровень также может быть использован для отработки способов самоспасания и способов поиска и спасения пострадавших.

Второе учебное место представляет собой «Кабельный коллектор» (рис. 3б). Снаряд состоит из пяти последовательно расположенных бетонных блоков. В начале и в конце учебного места установлены два бетонных столба с закладными элементами для крепления путевого троса. Учебное место предназначено для отработки способов продвижения га-

зодымозащитников в условиях ограниченного пространства, а именно внутри колодцев теплотрассы и кабельных коллекторов, с целью поиска и спасения пострадавших.

В качестве третьего учебного места располагается «Трап над огнем» (рис. 3в). Снаряд состоит из площадки трапа на высоте 1 м от уровня земли на металлических стойках. Бетонное основание выполнено в виде приямка, который необходим для организации открытого пламени на период эксплуатации объекта. Подъём на площадку предусмотрен с помощью металлических лестниц с ограждениями. Предназначен для психологической подготовки газодымозащитников при передвижении в условиях задымления или открытого источника огня.

Учебное место «Эстакада на отметке 5 м от уровня земли» (рис. 3г). Площадка эстакады располагается на высоте 5 м от уровня земли на металлических стойках с ограждениями. Внизу имеется бетонное основание в виде приямка для организации открытого пламени на период эксплуатации снаряда. Для подъема на площадку имеется металлическая лестница. Для спуска предусмотрена металлическая лестница в бетонной трубе диметром 1,5 м. Данное учебное место может быть ис-

пользовано не только, как психологическая подготовка в условиях открытого источника огня и работы на высоте, но и отработка способов спасения через узкий лаз с использованием путевого троса.

Пятое учебное место представляет «Многофункциональная эстакада на отметке 10 м от уровня земли» (рис. 3д). Эстакада имеет четыре уровня. На уровне земли предусмотрено огражденное помещение для хранения инвентаря. На втором уровне (3 м от земли) имеется площадка размером 4х4 м. Подъем на площадку выполняется по металлической лестнице с одной стороны, а с другой имеется выход на боковую лестницу, где имеется возможность отработать способы спасения с помощью вертикальной лестницы. Третий уровень располагается на высоте 6 м. Подъем на третий уровень выполняется по вертикальной огражденной металлической лестнице. Площадка имеет размеры 4х4 м. С одной стороны площадки имеется выход для спуска обучающихся по столбу, где отрабатывается способ быстрого спуска в случае эвакуации. С другой стороны площадки третьего уровня имеется выход на боковую лестницу, где га-зодымозащитники также отрабатывают способы спасения с помощью вертикальной лестницы. Четвёртый уровень располагается на высоте 10 м. Подъем на площадку происходит по вертикальной огражденной лестнице. Площадка также имеет размеры 4х4 м. С одной стороны площадки имеется выход на боковую лестницу, где обучающиеся могут отрабатывать способы спасения с помощью вертикальной лестницы. С другой стороны площадки имеется люк, предназначенный для отработки способов подъема/спуска пострадавших с помощью спасательной верёвки или рукава. Спуск с четвертого уровня выполняется по лестнице под углом, имеющим наклон 70 градусов. Данная лестница представляет собой имитацию стрелы автолестницы. Также работа на высоте 10 м будет способствовать психологической подготовленности газодымозащитников.

Результаты проведенных исследований послужили предпосылкой в поиске пути совершенствования системы подготовки и формирования у газодымозащитников профессиональных умений и навыков при организации работы на ОПППП. Исходя из представленных выше обоснований, а также предъявляемых требований к профессиональной подготовке сотрудников ФПС ГПС, согласно Приказа МЧС России от 26.10.2017 № 47210, был разработан примерный перечень компетенций,

10 Приказ МЧС России от 26 октября 2017 г. № 472 п. 5 «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны».

которыми должны овладеть газодымозащитни-ки при работе на ОПППП. В качестве примера, можно выделить следующие:

- согласованная работа в составе звеньев газодымозащитной службы при работе на высоте, на отметке 3, 6 и 10 м в условиях открытого источника огня, высоких температур и задымления;

- работа с использованием СИЗОД, пожарного и аварийно-спасательного оборудования и инструмента;

- отработка способов поиска и спасения пострадавших;

- отработка способов передвижения в помещениях в условиях ограниченной видимости и пространства;

- отработка действий по подъему и спуску с использованием имитации автолестницы, узкого лаза в полу;

- отработка действий по спуску через дверной проем по столбу, а также с использованием спасательной веревки.

Представленный перечень компетенций позволит разработать комплекс заданий (прикладных упражнений) по выполнению работ на ОПППП, что в свою очередь позволит подготовить высококвалифицированных специалистов для ФПС ГПС, обладающих значительным объемом современных знаний и профессиональных навыков в области тушения пожаров и проведения АСР.

На основании проведённого ранее исследования, авторами Кусаиновым А.Б. и Нар-баевым К.А. (2020), по разработке нормативов на ОПППП [17], нами была выдвинута гипотеза о возможности получения объективных временных показателей освоения элементов ОПППП, по которым может быть получено среднее значения }к . Данные значения могут быть определены по формуле [18]:

где, Nj - количество повторений выполнения

задания, ] - временные значения.

Согласно полученным временным значениям ]к, для определения max и min показателей, выявляется среднее квадратичное отклонение для каждого значения [13].

С = j(jWfccp)2+(j2 ~/fcCp)2+ • • • + (jn +Jk cp ) 2 ^ где, ]k - соответствует среднему значению.

Полученное среднее квадратичное отклонение позволит рассчитать max и min значения средних квадратичных отклонений каждого временного значения

Jkcр — 6 < Аср < Аср + 6. Таким образом допускается возможность определения временных значений Jk + 6 при работе на ОПППП.

Таким образом, в результате проведённого исследования был разработан алгоритм действий по проектированию ОПППП на базе академии. Результаты исследования подтвердили, что ОПППП имеет высокую значимость в системе ФПС ГПС и занимает весомую роль в качестве одного из основных средств подготовки газодымозащитинков. Были подготовлены чертежи и модели учебных точек, представленные на математической и графической основе с учётом современных требований к сотрудникам ФПС ГПС. Весь комплекс

необходимых расчётов параметров осуществлялся согласно требований ГОСТ, а также «Правил по технике безопасности по топогра-фо-геодезических работах». На основании проведённых изысканий для последующего монтажа ОПППП было выбрано место на территории учебной базы академии с. Бибирево. В свою очередь, обоснование конструктивного исполнения снарядов позволило сформировать у газодымозащитников ряд компетенций в виде навыков работы в СИЗОД, на высоте, по поиску и спасению пострадавших в условиях открытого источника огня, высоких температур и задымления. Авторским коллективом также была предложена оценка времени выполнения представленных элементов ОПППП, как в отдельности, так и в целом в виде формул, определяющих временные значения ]к + 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Шкитронов М. Е. Педагогические условия совершенствования подготовки инженеров пожарной безопасности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах ГПС МЧС России: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. СПб., 2010. 208 с.

2. Артамонов B. C. Некоторые управленческие вопросы деятельности образовательного учреждения: монография. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 1998.

3. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. СПб., 1995. 35 с.

4. Солнцев В. О. Педагогическая концепция воспитания в вузах государственной противопожарной службы МЧС России: дис. . д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб., 2011. 360 с.

5. Концептуальный подход конструктивного исполнения тренажёров к работе с ручным механизированным инструментом при проведении аварийно-спасательных работ / Р. М. Шипилов, С. Г. Казанцев, Е. Е. Маринич [и др.] // Современные проблемы гражданской защиты. 2019. № 4 (33). С. 122-128.

6. Учебно-тренажерный комплекс «Спрут» / Ш. Ш. Дагиров [и др.] // Вытегра, 2011. 103 с.

7. Horn G.P., Stewart J.W., Kesler R.M. and etc. Firefighter and fire instructor's physiological responses and safety in various training fire environments. Safety Science, 2019, vol.116. pp. 287-294.

8. Physiological, psychophysical, and psychological responses of firefighters to fire-fighting training drills / D. L. Smith, S. J. Petruzzello, J. M. Kramer [et al.]. Aviation, Space, and Environmental Medicine, 01 nov. 1996, vol. 67 (11), pp. 1063-1068.

9. Чистяков И. М., Никишов С. Н., Шипилов Р. М. Практическая подготовка пожарных и спасателей в современных учебно-тренировочных комплексах и тренажерах. Учебное пособие. Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2018. 225 с.

10. Пожарная безопасность: энциклопедия. 6-е изд., испр. и доп. Москва: ВНИИПО, 2019. 603 с.

11. Пожарная безопасность. Энциклопедия. М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2007. 416 с.

12. Учебное место «Пенный подвал» для подготовки пожарных к работе в условиях ограниченной видимости / Б. Б. Гринченко, Р. М. Шипилов, В. А. Смирнов [и др.] // Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции, посвященной проведению в Российской Федерации Года науки и технологий в 2021 году и 55-летию учебного заведения. Иваново, 2021. С. 262-267.

13. Учебное место «Кабельный коллектор» для подготовки пожарных к работе в условиях ограниченного пространства / Р. М. Шипилов, В. А. Смирнов, Б. Б. Гринченко [и др.] // Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции, посвященной проведению в Российской Федерации Года

науки и технологий в 2021 году и 55-летию учебного заведения. Иваново, Ивановская по-жарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2021. С.423-426.

14. Учебное место «Эстакада на отметке 5 м от уровня земли» для подготовки пожарных к работе на высоте / Д. Ю. Захаров, Р. М. Шипилов, В. А. Смирнов [и др.] // Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции, посвященной проведению в Российской Федерации Года науки и технологий в 2021 году и 55-летию учебного заведения. Иваново, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2021. С. 281-284.

15. Учебное место «Трап над огнём» для подготовки пожарных к работе в условиях высоких температур / И. М. Чистяков, Р. М. Шипилов, В. А. Смирнов [и др.] // Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции, посвященной проведению в Российской Федерации Года науки и технологий в 2021 году и 55-летию учебного заведения. Иваново, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2021. С. 419-422.

16. Учебное место «Многофункциональная эстакада на отметке 10 м от уровня земли» для подготовки пожарных при работе на высоте / В. А. Смирнов, Р. М. Шипилов, Б. Б. Гринченко [и др.] // Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции, посвященной проведению в Российской Федерации Года науки и технологий в 2021 году и 55-летию учебного заведения. Иваново, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2021. С. 392-396.

17. Кусаинов А. Б., Нарбаев К. А. Разработка нормативов огневой полосы психологической подготовки пожарных и спасателей // Вестник Кокшетауского технического института, 2020. № 3 (39). С. 30-36.

18. Ивченко Г. И., Медведев И. Ю. Введение в математическую статистику: учебное пособие. М.: ЛКИ, 2010. 600 с.

References

1. Shkitronov M. Ye. Pedagogicheskiye usloviya sovershenstvovaniya podgotovki inzhen-erov pozharnoy bezopasnosti v protsesse izucheniya obshcheprofessional'nykh distsiplin v vuzakh GPS MCHS Rossii: Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for improving the training of fire safety engineers in the process of studying general professional disciplines in the universities of the State Fire Service of the Ministry of Emer-

gency Situations of Russia. Cand. ped. sci. diss.]. SPb., 2010. 208 p.

2. Artamonov B.C. Nekotoryye uprav-lencheskiye voprosy deyatel'nosti obra-zovatel'nogo uchrezhdeniya: monografiya [Some managerial issues of the activity of an educational institution: monograph]. Irkutsk: Vostochno-Sibirskiy institut MVD Rossii, 1998.

3. Zair-Bek Ye. S. Teoreticheskiye osno-vy obucheniya pedagogicheskomu proyektiro-vaniyu. Avtoref. diss. d-ra ped. nauk [Theoretical foundations of teaching pedagogical design. Author. dr. ped. sci. diss.]. SPb., 1995. 35 p.

4. Solntsev V. O. Pedagogicheskaya kontseptsiya vospitaniya v vuzakh gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby MCHS Rossii. Diss. d-ra ped. nauk [The pedagogical concept of education in the universities of the state fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Dr. ped. sci. diss.]. SPb., 2011. 360 p.

5. Kontseptual'nyy podkhod konstruktiv-nogo ispolneniya trenazhorov k rabote s ruchnym mekhanizirovannym instrumentom pri provedenii avariyno-spasatel'nykh rabot [Conceptual approach of the design of simulators to work with a hand-held mechanized tool during rescue operations] / R. M. Shipilov, S. G. Kazantsev, Ye. Ye. Marinich [et al.]. Sovremennyye problemy grazhdanskoy zashchity, 2019, vol. 4 (33), pp. 122-128.

6. Uchebno-trenazhernyy kompleks «Sprut» [Educational and training complex «Octopus»] / Sh. Sh. Dagirov [et al.]. Vytegra, 2011. 103 p.

7. Horn G.P., Stewart J.W., Kesler R.M. and etc. Firefighter and fire instructor's physiological responses and safety in various training fire environments. Safety Science, 2019, vol.116. pp. 287-294.

8. Physiological, psychophysical, and psychological responses of firefighters to fire-fighting training drills / D. L. Smith, S. J. Petruzzello, J. M. Kramer [et al.]. Aviation, Space, and Environmental Medicine, 01 nov. 1996, vol. 67 (11), pp. 1063-1068.

9. Chistyakov I. M., Nikishov S. N., Shipilov R. M. Prakticheskaya podgotovka pozharnykh i spasateley v sovremennykh uchebno-trenirovochnykh kompleksakh i trena-zherakh. Uchebnoye posobiye [Practical training of firefighters and rescuers in modern training complexes and simulators. Tutorial]. Ivanovo: FGBOU VO Ivanovskaya pozharno-spasatel'naya akademiya GPS MCHS Rossii, 2018. 225 p.

10. Pozharnaya bezopasnost': entsi-klopediya. 6-ye izd., ispr. i dop. [Fire safety: encyclopedia. 6th ed., rev. and additional]. M.: VNIIPO, 2019. 603 p.

11. Pozharnaya bezopasnost'. Entsi-klopediya [Fire safety: encyclopedia]. M.: FGU VNIIPO MCHS Rossii, 2007. 416 p.

12. Uchebnoye mesto «Pennyy podval» dlya podgotovki pozharnykh k rabote v usloviyakh ogranichennoy vidimosti [Training place «Foam basement» for training firefighters to work in conditions of limited visibility] / B. B. Grinchenko, R. M. Shipilov, V. A. Smirnov [et al.]. Pozharnaya i avariynaya bezopasnost': sbornik materialov XVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy provedeniyu v Rossiyskoy Federatsii Goda nauki i tekhnologiy v 2021 godu i 55-letiyu uchebnogo zavedeniya. Ivanovo, 2021, Ivanovskaya pozharno-spasatel'naya akademiya GPS MCHS Rossii, pp. 262-267.

13. Uchebnoye mesto «Kabel'nyy kollektor» dlya podgotovki pozharnykh k rabote v usloviyakh ogranichennogo prostranstva [Training place «Cable Collector» for training firefighters to work in confined spaces] / R. M. Shipilov, V. A. Smirnov, B. B. Grinchenko [et al.]. Pozharnaya i avariynaya bezopasnost': sbornik materialov XVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy provedeniyu v Rossiyskoy Federatsii Goda nauki i tekhnologiy v 2021 godu i 55-letiyu uchebnogo zavedeniya. Ivanovo, 2021, Ivanovskaya pozhar-no-spasatel'naya akademiya GPS MCHS Rossii, pp. 423-426.

14. Uchebnoye mesto «Estakada na ot-metke 5 m ot urovnya zemli» dlya podgotovki pozharnykh k rabote na vysote [Training place «Flyover at 5 m above ground level» for training firefighters to work at height] / D. Yu. Zakharov, R. M. Shipilov, V. A. Smirnov [et al.]. Pozharnaya i avariynaya bezopasnost'. Sbornik materialov XVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy provedeniyu v Rossiyskoy Federatsii Goda nauki i tekhnologiy v 2021 godu i 55-letiyu uchebnogo zavedeniya. Iva-

novo, 2021, Ivanovskaya pozharno-spasatel'naya akademiya GPS MCHS Rossii, pp. 281-284.

15. Uchebnoye mesto «Trap nad og-nom» dlya podgotovki pozharnykh k rabote v usloviyakh vysokikh temperatur [Training place «Ladder over the fire» for training firefighters to work in high temperatures] / I. M. Chistyakov, R. M. Shipilov, V. A. Smirnov [et al.]. Pozharnaya i avariynaya bezopasnost': sbornik materialov XVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy provedeniyu v Rossiyskoy Federatsii Goda nauki i tekhnologiy v 2021 godu i 55-letiyu uchebnogo zavedeniya. Ivanovo, 2021, Ivanovskaya pozharno-spasatel'naya akademiya GPS MCHS Rossii, pp. 419-422.

16. Uchebnoye mesto «Mnogofunktsion-al'naya estakada na otmetke 10 m ot urovnya zemli» dlya podgotovki pozharnykh pri rabote na vysote [Training place «Multifunctional overpass at 10 m above ground level» for training firefighters when working at height] / V. A. Smirnov, R. M. Shipilov, B. B. Grinchenko [et al.]. Pozharnaya i avariynaya bezopasnost': sbornik materialov XVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy provedeniyu v Rossiyskoy Federatsii Goda nauki i tekhnologiy v 2021 godu i 55-letiyu uchebnogo zavedeniya. Ivanovo, 2021, Ivanovskaya pozhar-no-spasatel'naya akademiya GPS MCHS Rossii, pp.392-396.

17. Kusainov A. B., Narbayev K. A. Raz-rabotka normativov ognevoy polosy psikholog-icheskoy podgotovki pozharnykh i spasateley [Development of fire zone standards for psychological training of firefighters and rescuers]. Vest-nik Kokshetauskogo tekhnicheskogo instituta, 2020, vol. 3 (39), pp. 30-36.

18. Ivchenko G. I., Medvedev I. Yu. Vvedeniye v matematicheskuyu statistiku: uchebnoye posobiye [Introduction to mathematical statistics: textbook.]. M.: LKI, 2010. 600 p.

Шипилов Роман Михайлович

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

кандидат педагогических наук, преподаватель

E-mail: rim-sgpu@rambler.ru

Shipilov Roman Mihailovich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of

State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination

of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

candidate of pedagogical sciences, lecturer

E-mail: rim-sgpu@rambler.ru

Гринченко Борис Борисович

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

кандидат технических наук, преподаватель

E-mail: grinchenko.borya@mail.ru

Grinchenko Boris Borisovich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of

State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination

of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

candidate of technical sciences, lecturer

E-mail: grinchenko.borya@mail.ru

Захаров Дмитрий Юрьевич

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

преподаватель

E-mail: mr.dmitriyzakharov@mail.ru Zakharov Dmitriy Yurievich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo lecturer

E-mail: mr.dmitriyzakharov@mail.ru Чистяков Илья Михайлович

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

преподаватель

E-mail: carcassburner@mail.ru

Chistyakov Ilya Mikhailovich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo lecturer

E-mail: carcassburner@mail.ru Иванов Виталий Евгеньевич

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

кандидат технических наук, доцент

E-mail: vitaliyivanov@yandex.ru

Ivanov Vitaly Evgenevich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of

State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination

of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

candidate of technical sciences, docent

E-mail: vitaliyivanov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.