Научная статья на тему 'Разработка энергоресурсов Южно-Китайского моря в современной политике СРВ'

Разработка энергоресурсов Южно-Китайского моря в современной политике СРВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
274
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / КИТАЙ / ВЬЕТНАМ / ФИЛИППИНЫ / SOUTH CHINA SEA / TERRITORIAL DISPUTES / OIL AND GAS RESOURCES / CHINA / VIETNAM / THE PHILIPPINES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нархова Екатерина Игоревна

Статья посвящена анализу политики Вьетнама в сфере добычи углеводородов в Южно-Китайском море (ЮКМ), территориальные споры в котором остаются ключевой угрозой безопасности как Социалистической Республики Вьетнам (СРВ), так и Юго-Восточной Азии в целом. Рост потребления углеводородов определяет повышенный интерес Ханоя к проектам совместного освоения ресурсов, «заблокированных» территориальными спорами в ЮКМ. Хотя их реализация в силу различных причин проходит с переменным успехом, Вьетнам настроен на преодоление застоя в переговорных процессах, демонстрируя готовность к компромиссным решениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Oil and Gas Development in the South China Sea in Vietnam’s Current Policy

The article focuses on Vietnam’s oil and gas resource development policy in the South China Sea (SCS). The territorial disputes in the South China Sea present an urgent security challenge to the Socialist Republic of Vietnam, as well as Southeast Asia as a whole. The growth in oil and gas consumption is behind Hanoi’s strong interest in implementing joint development projects “blocked” by territorial disputes in the SCS. Although the realization of these projects has not been smooth, Vietnam strives to overcome the stagnation in the negotiation processes and is ready for compromise solutions.

Текст научной работы на тему «Разработка энергоресурсов Южно-Китайского моря в современной политике СРВ»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Том II, № 4 (45), 2019

© Нархова Е.И.

МГИМО (У) МИД РФ, Посольство России во Вьетнаме

РАЗРАБОТКА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

ЮЖНО-КИТАЙСКОГО МОРЯ в СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ СРВ

Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) наряду с Китайской Народной Республикой (КНР) и Республикой Филиппины остается наиболее активным участником одного из узловых противоречий в АТР - территориальных споров в Южно-Китайском море (ЮКМ)1. Подход Вьетнама к конфликту определяется рядом факторов, в числе которых защита суверенитета страны, беспрепятственный доступ к морским торговым путям, энергетическим и биологическим ресурсам акватории. Вопрос обеспечения энергетической безопасности остро стоит перед государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), включая Вьетнам, как базовое условие сохранения высоких темпов роста экономики и решения задач социально-экономического развития.

Ханой, начиная с 1990-х годов, привлекает к разведке и разработке ресурсов ЮКМ транснациональные компании и продвигает идею о совместном с другими участниками споров освоении месторождений, что, с его точки зрения, могло бы содействовать решению сложившейся к настоящему времени патовой ситуации. При этом Ханой скорее реагирует на развитие событий, чем определяет его. Несопоставимый с Китаем по военно-политической и экономической мощи, он часто действует, исходя из совершенных Пекином маневров, и редко выступает инициатором изменения статус-кво. В связи с этим при рассмотрении политики СРВ в освоении ресурсов в ЮКМ нельзя не принимать во внимание действия его «северного соседа».

1 Помимо упомянутых сторон, в территориальных спорах вокруг Парасель-ских островов ЮКМ также участвует Тайвань, а по архипелагу Спратли -Малайзия, Бруней и Тайвань, однако их политическое и практическое участие в процессах урегулирования незначительно.

Интерес Вьетнама и двусторонние проекты сотрудничества

Проведенный отечественным вьетнамистом В.Н. Колотовым SWOT-анализ политики Ханоя в период Обновления (с конца 1980-х гг.) отчетливо демонстрирует: основные угрозы современному Вьетнаму связаны именно со сферой комплексной безопасности, к чему относятся территориальные споры в ЮКМ1. При этом задача обеспечения своей энергетической безопасности объективно подталкивает вьетнамское руководство к поиску разнообразных форматов добычи углеводородов в ЮКМ, не дожидаясь окончательного урегулирования противоречий.

В отличие, например, от Китая, для которого углеводородные ресурсы ЮКМ по сравнению с общим потреблением не слишком велики (190 млрд куб. м природного газа и 11 млрд т нефти против потребления 12 млн тонн нефти в день), для Вьетнама ресурсы ЮКМ имеют принципиальное значение. Хотя бы по той причине, что проводимые Ханоем работы существенным образом влияют на его энергетический баланс: один только блок 06.1 у отмели Вангу-ард дает 10% всей потребляемой страной энергии2. При этом природного газа, добытого в стране, не хватает на покрытие внутренних нужд Вьетнама, вынуждая его ежегодно импортировать около 1 млрд куб. м .

Идея освоения ресурсов ЮКМ, в том числе с привлечением третьих стран, не нова. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. страны АСЕАН, столкнувшиеся с ростом потребности в энергоресурсах при отсутствии новейших технологий бурения, начали прибегать к заключению договоров о сотрудничестве с ТНК для разработки шельфовых месторождений нефти и газа.

Задача освоения углеводородов ЮКМ с привлечением зарубежных партнеров заложена и в концептуальных основах энергетической политики Вьетнама. В 2007 г. правительством СРВ была утверждена Энергетическая стратегия до 2020 г., а также ее видение до 2030 г.4. В соответствии с этими документами, развитие энергетики должно обеспечивать нужды социально-экономического развития страны и предполагает разумное использование в этой сфере иностранных инвестиций. Перед соответствующими ведомствами и госкомпаниями поставлена цель расширять сотрудничество с иностранными партнерами в разведке и эксплуатации нефтегазовых ресурсов, в том числе на островах, в прибреж-

ных водах и зонах пересечения исключительных экономических зон (ИЭЗ) Вьетнама и соседних стран. При этом приоритетным считается взаимодействие с инвесторами, обладающими передовыми технологиями в области энергетики, а также с соседними государствами, включая Китай. В представленном Плане развития энергетики СРВ на 2016-2025 гг. определены задачи к 2035 г. завершить разведку и оценку запасов нефти и газа как на материке, так и на континентальном шельфе страны, и к 2025 г. обеспечить 70% ее спроса на нефтепродукты 5.

Однако первые совместные проекты были запущены гораздо раньше. Еще в 1987 г. в СРВ вступил в силу Закон об иностранных инвестициях, позволивший зарубежным компаниям принять участие в разработке месторождений на вьетнамской территории. В последующие годы тактика заключения договоров с международными компаниями была продолжена. К середине 2010-х годов у национальной корпорации PetroVietnam действовали порядка шестидесяти соглашений с сорока иностранными партнерами, включая Chevron (США), ExxonMobil (США), KNOC (Республика Корея), Repsol (Испания), Total (Франция), Neon Energy (Франция), Petronas (Малайзия), PTTEP, а также российские Газпром, Зарубежнефть, Роснефть. Доля PetroVietnam в проектах варьируется в зависимости от условий заключенного контракта, но в среднем составляет 25-50%6.

Крупнейший район добычи, шельф Батьхо (Белый тигр) в 200 км к востоку от Хошимина, был открыт в 1975 г. компанией ExxonMobil; к его разработке в 1986 г. приступила совместная с СССР компания «Вьетсовпетро» (российская материнская компания - «Зарубежнефть»). Примечательно, что в мае 1992 г. Китай заключил контракт с Crestone Energy Corporation (США) на добычу ресурсов в зоне поблизости, частично включающей территории, на которые претендовал Вьетнам, что привело к очередным всплескам напряженности.

Во время визита премьера СРВ Во Ван Киета в Малайзию в 1992 г. между двумя странами состоялись переговоры по разграничению континентального шельфа по срединной линии для последующего совместного освоения (в 1997 г. PetroVietnam совместно с малайской Petronas добыли первую тонну нефти). В апреле 1994 г. Вьетнам подключил ExxonMobil, а в 1997 г. корпорацию Cono-coPhillips (США) к разработке месторождения Голубой кит (Кавойсань).

Следует отметить, что параллельно Филиппины еще в 1976 г. привлекли компанию Amoco International (США) к нефтедобыче на отмели Рида близ острова Палаван, что вызвало протесты со стороны как Китая, так и Вьетнама. После захвата Китаем рифа Мисчиф в пределах филиппинской экономической зоны (1995 г.) Манила стала с удвоенным энтузиазмом приглашать иностранные корпорации (Shell, Petronas) в надежде, что это обезопасит её от нежелательных шагов со стороны Поднебесной. В октябре 2003 г. министр энергетики Филиппин В. Перес объявил о том, что еще сорок шесть

п

блоков будут выставлены на открытые торги .

Показательна интенсификация партнерства СРВ в нефтегазовой сфере с США, оспаривающими китайские притязания. В июле 2013 г. были подписаны документы между PetroVietnam и ExxonMobil о сотрудничестве в разработке газового месторождения «Синий кит» на блоке 118 континентального шельфа СРВ (в 2008 г. под давлением КНР ExxonMobil прекратила реализацию проекта на блоках 156-158, однако окончательно из СРВ не ушла, а с 2011 г. вела разведочное бурение на блоках 117, 118, 119), между «Пи-Ви-И-Пи» («дочкой» PetroVietnam) и нефтегазовой компанией Merphy Oil Corporation об активизации сотрудничества в сфере разведки и добычи нефти и газа во Вьетнаме, США и третьих странах. В январе 2017 г. в ходе визита во Вьетнам госсекретаря США Дж. Керри PetroVietnam и ExxonMobil заключили новое соглашение о разработке месторождения «Голубой кит», запасы которого оцениваются в 150 тыс. куб.м газа.

Многостороннее изменение диалога

Успешный опыт привлечения иностранных ТНК к разработке ресурсов ЮКМ в прибрежных зонах, с одной стороны, и сохранение территориальных споров в регионе, с другой, в середине 2000-х годов подтолкнули страны-участницы к идее выработать договорную основу для разведки и последующей добычи энергоресурсов уже в спорных районах. Совместные экономические проекты были провозглашены основой последующего урегулирования, однако при их проработке Ханой стремился не затрагивать вопросы суверенитета, в отличие от Пекина, который предлагал совместную разработку в обмен на признание наличия у него претензий в ЮКМ.

В 2005 г. China National Offshore Oil Corporation (CNOOC, КНР), Philippines National Oil Company (Филиппины) и PetroVietnam с одобрения своих правительств заключили Трехстороннее

соглашение о совместных сейсмических исследованиях в отдельных зонах ЮКМ сроком на три года. Площадь указанных зон со-

о

ставила 142 846 кв. км . Для координации практической работы и последующего анализа полученных данных планировалось создать Совместный комитет по эксплуатации и Совместную группу в одной из столиц. Стороны условились в равной степени участвовать в совместных исследованиях, самостоятельно оплачивая работу своего персонала. На полученные данные планировалась накладывать эмбарго, под чем понимался отказ передавать информацию третьим сторонам без согласия всех участников, на период действия договора и следующие пять лет. Вместе с тем, до реализации соглашения так и не дошло из-за выхода из него Филиппин: общественное мнение выступило категорически против договоренностей, так как по закону доля Филиппин в любых совместных проектах должна быть не менее 60%.

Возможности многостороннего сотрудничества подрываются и китайским фактором. Инцидент 2014 г., когда Китай установил в спорных акваториях ЮКМ буровую платформу «Хайян Шию-981». Эти действия вызвали во Вьетнаме массовые протесты. В результате платформа была перенесена в зону Тонкинского залива, которая по-прежнему оставалась неразграниченной и контролировалась военно-морскими силами Пекина, что также вызвало недовольство Ханоя9.

Сдерживающие факторы

После инцидента 2014 г. настороженность Вьетнама в отношении действий Пекина возросла. По сути, он остался единственным последовательным противником Китая по территориальным спорам в ЮКМ после смены курса Филиппин при президенте Р. Дутерте.

После решения Третейского суда в Гааге в 2016 г. о неправомерности притязаний Китая в ЮКМ, Пекин постарался расширить взаимодействие с Ханоем10. Однако на проекты Ханоя с третьими странами Пекин реагировал негативно, называя их «односторонней разработкой ресурсов ЮКМ», и, таким образом, позиционируя Поднебесную как единственного возможного партнера СРВ. В июне 2017 г. Китай демонстративно отменил встречу министров обороны двух стран, а затем потребовал остановить работы на блоке 136/03 к юго-востоку от Вьетнама в его ИЭЗ, оператором которой выступала компания Repsol, а в марте 2018 г. заставил Repsol

покинуть блок 07/03 на перспективном месторождении «Красный

император»11. Вероятно, Ханою придется выплатить компании

12

компенсацию порядка 200 млн долл. США . PetroVietnam не стал скрывать, что продолжение такого рода инцидентов приведет к снижению интереса инвесторов к вьетнамскому энергетическому

13

сектору .

По всей видимости, Пекин заинтересован в том, чтобы Вьетнам смирился с претензиями Китая в ЮКМ, как это ранее сделали Филиппины (создав с Китаем совместные рабочие группы по нефтегазодобыче и исследованиям в конце 2018 г.), и вел добычу

14

исключительно совместно с китайскими компаниями .

Иными словами, усиление давления на соседей по связанным с ЮКМ вопросам, с точки зрения КНР, не противоречит общей интенсификации торгово-экономических и политических связей с ними15. Пекин в своей политике по добыче энергоресурсов ЮКМ использует метод кнута и пряника, критикуя участие третьих сторон в проектах, но взамен предлагая им свои услуги, а также т.н. «тактику салями», постепенно разделяя своих соперников и заключая с ними выгодные экономические соглашения16. Ханой по-прежнему занимает жесткую позицию, не признавая китайские территориальные притязания в ЮКМ и стараясь привлечь ТНК для совместных проектов, несмотря на протесты Пекина.

Перспективы принятия анонсированного в 2018 г. Кодекса

17

поведения сторон в ЮКМ пока также не ясны, равно как и его возможное влияние на разработку энергетических ресурсов этой акватории. По заявлению китайской стороны, он будет принят не ранее 2021 г. В проекте поддержана идея совместного освоения ресурсов, однако конкретные механизмы не сформулированы, что потребует от стран-участниц заключения дополнительных соглашений. Если Кодекс будет принят, сильнее всего это ударит именно по Пекину с его претензиями на 90% ЮКМ, в чем Поднебесная, в силу понятных причин, не может быть заинтересована.

Выводы

Энергетическая политика Вьетнама в значительной степени ориентирована на добычу углеводородов в ЮКМ, однако остается крайне зависима от действий КНР в этой акватории. Зародившаяся в 1990-х гг. идея совместного освоения «заблокированных» конфликтом ресурсов в спорных акваториях как предварительного шага, который позволил бы сторонам конфликта получить к ним ле-

гальный доступ и создать базу для последующего решения территориальных споров, сохраняет актуальность и поныне, однако стороны не продвинулись по пути ее практической реализации.

Задача обеспечения собственной энергетической безопасности остается краеугольной для Вьетнама, Китая, Филиппин и других сторон конфликта, что, в условиях дальнейшего усложнения спора в ЮКМ и растущей экономической взаимозависимости между странами Юго-Восточной Азии и Китаем, будет их объективно подталкивать к политической гибкости и апробации различных форм совместного освоения ресурсов. Важным политическим шагом на этом пути может стать заключение Кодекса поведения сторон в ЮКМ при условии выработки дополнительных соглашений практического характера между сторонами-участницами территориальных споров, однако его принятие может затянуться на многие годы.

1 Колотов В. SWOT-анализ политики обновления во Вьетнаме и проблемы российско-вьетнамских отношений // Вьетнамские исследования. Серия 2. 2018, №4. М.: ИДВ РАН, 2018. С.5-18

A Blueprint for Cooperation on Oil and Gas Production in the South China Sea // CSIS South China Sea Expert Working Group 25.07.2018. URL: https://amti.csis.org/a-blueprint-for-cooperation-on-oil-and-gas-production-in-the-south-china-sea/ (дата обращения: 20.11.2019)

Мазырин В. Реальный сектор экономики // Современный Вьетнам. М.: Форум, 2015. С.142-171.

4 Quyet dinh Phe duyet Chien luoc phat trien nang luong quoc gia cua Viet Nam den nam 2020, tam nhin den nam 2050 (Решение об утверждении национальной стратегии развития энергетики Вьетнама до 2020 года и видение до 2050 года) // Thu vien Phap luat (Юридическая библиотека), 27.12.2007. URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Bo-may-hanh-chinh/Quyet-dinh-1855-QD-TTg-chien-luoc-phat-trien-nang-luong-quoc-gia-Viet-Nam-den-nam-2020-tam-nhin-2050-61256.aspx (дата обращения: 20.11.2019)

5 Tran Tuan Anh. Ve Chien luoc phat trien nang luong quoc gia cua Viet Nam den nam 2025, dinh huong den nam 2035 (Чан Туан Ань. О стратегии развития национальной энергетики Вьетнама до 2025 годы и видении до 2035 года) // Tap chi Cong san (Журнал «Коммунист»), 30.11.2018. URL: http://www.tapchicongsan.org.vn/Home/Nghiencuu-Traodoi/2018/53329/Ve-Chien-luoc-phat-trien-nang-luong-quoc-gia-cua-Viet-Nam.aspx (дата обращения: 20.11.2019)

6 Le Viet Trung, Tran Quoc Viet, Pham Van Chat. An overview of Vietnam's oil and gas industry // PetroVietnam VPI, 16.03.2016. URL:

https://www.vpi.pvn.vn/upload/file/TCDK/2016/Thang%2011/Le%20Viet%20Trun g.pdf (дата обращения: 20.11.2019)

п

The Philippines to Offer 46 Blocks in Net licensing Round // Rigzone, 15.10.2003. Retrieved on 20.07.2019 from URL: https://www.rigzone.com/news/oil_gas/a/7104 /the_philippines_to_offer_46_blocks_in_next_licensing_round/

о

A Tripartite Agreement for Joint Marine Scientific Research in Certain Areas in the South China Sea // East Sea Studies. URL: http://nghiencuubiendong.vn/trung-tam-du-lieu-bien-dong/doc_details/138-a-tripartite-agreement-for-joint-marine-scientific-research-in-certain-areas-in-the-south-china-sea (дата обращения: 20.11.2019)

9 Vietnam Tells China to Move Oil Rig in Gulf of Tonkin // E&P, 07.04.2016. URL: https://www.epmag.com/vietnam-tells-china-move-oil-rig-gulf-tonkin-844721#p=1 (дата обращения: 06.12.2019)

фЩ- ЖШ^Л^Ш^ЙШЙ (Речь Ли Кэцяна на

20-й встрече лидеров Китай - АСЕАН) // Xinhua, 14.11.2017. URL: http://news.xinhuanet.com/world/2017-11/14/c_1121950086.htm (дата обращения: 25.12.2019)

11 Alarming Escalating in the South China Sea: China Threatens Force if Vietnam Continues Oil Exploration in Spratlys // The Diplomat, 24.07.2017. URL: https://thediplomat. com/2017/07/alarming-escalation-in-the-south-china-sea-china-threatens-force-if-vietnam-continues-oil-exploration-in-spratlys/ (дата обращения:

06.02.2019)

12

Prashanth Parameswaran. What a Nixed Energy Project Reveals about Vietnam's South China Sea Calculus // World Politics 05.04.2018. URL: https://www.worldpoliticsreview.com/articles/24506/what-a-nixed-energy-project-reveals-about-vietnam-s-south-china-sea-calculus (дата обращения: 20.07.2019)

13

Khanh Vu. In Rare Comment PetroVietnam Says South China Sea Tension to Hurt Offshore Operations // Reuters 03.04.2018. URL:

https://www.reuters.com/article/us-southchinasea-petrovietnam/in-rare-comment-petrovietnam-says-south-china-sea-tension-to-hurt-offshore-operations-idUSKCN1HA0QO?il=0 (дата обращения: 20.07.2019)

14 Joint Press Release Second Meeting of China - Philippines Bilateral Consultation Mechanism on the South China Sea // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China, 13.02.2018. URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjbxw /t1534824.shtml (дата обращения: 25.12.2018)

15 Лексютина Я. «Добрососедская дипломатия» Китая в Восточной Азии // Азия и Африка сегодня. 2017, №9. С.12.

16 Storey Yen. Vietnam under Increasing Pressure from China in the South China Sea // Yusof Ishak Institute 25.05.2018. URL: https://www.iseas.edu.sg/medias /commentaries/item/7647-vietnam-under-increasing-pressure-from-china-in-the-south-china-sea-by (дата обращения: 20.07.2019)

17

ASEAN, China Agree on Text to Negotiate South China Sea Code // The Straits Times, 03.08.2018. URL: https://www.straitstimes.com/politics/asean-china-agree-on-text-to-negotiate-south-china-sea-code (дата обращения: 06.02.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.