ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Том II, № 4 (41), 2018
© Федоров Н.В.
СПбГУ
УЧАСТИЕ РОССИИ в НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОЕКТАХ на КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ ВЬЕТНАМА: ПРОБЛЕМЫ и ПЕРСПЕКТИВЫ1
Вьетнам обладает богатыми запасами углеводородов, при этом значительная часть месторождений нефти и газа располагается на континентальном шельфе Южно-Китайского моря (ЮКМ). По оценкам экспертов, во Вьетнаме разведано только 45% залежей нефти и 32% запасов газа1. Вьетнам заинтересован в разработке месторождений углеводородов и стремится расширять сотрудничество с зарубежными странами по развитию энергетических проектов на своем континентальном шельфе. Россия является одним из партнеров Вьетнама в сфере энергетики, включая и добычу углеводородов. В то же время наличие обширных ресурсов является дополнительным катализатором для эскалации конфликта в ЮКМ. Россия не является участником спора вокруг островов Спратли и Парасельских в ЮКМ, но в то же время оказывается косвенно связанной с данным конфликтом. Подобное вовлечение России обусловлено, помимо всего прочего, и ее сотрудничеством с Ханоем по развитию нефтегазовых проектов в ЮКМ. Выявление особенностей участия России в разработке месторождений углеводородов на континентальном шельфе Вьетнама, а также влияния этих проектов на отношения России с региональными акторами является целью данной статьи.
Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) является одним из ключевых партнеров Москвы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Во многом современное сотрудничество России и СРВ основывается на советско-вьетнамском партнерстве эпохи Холодной войны. Энергетическое сотрудничество занимает особое место в российско-вьетнамских отно-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Фактор Вьетнама в политике России в Азиатско-Тихоокеанском регионе» № 17-07-50013-ОГН.
шениях. У двух стран есть опыт долгого и плодотворного взаимодействия в области реализации совместных нефтегазовых проектов на континентальном шельфе. Еще в 1972 г. советские специалисты установили несколько буровых установок для проведения геологоразведочных работ в заливе Бакбо у побережья северного Вьетнама. Однако существенных результатов эта разведка не принесла. Что касается акватории, находившейся под контролем правительства Южного Вьетнама, то здесь ситуация оказалась иной. В первой половине 70-х гг. западными компаниями там также проводилась геологоразведка. В 1974 г. специалисты американской компании «Мобил» обнаружили обширные запасы нефти на месторождении «Белый тигр». Появились предположения и о других богатых залежах углеводородов в ЮКМ. Однако разработка этих ресурсов стала проводиться при участии не американских, а советских нефтяников.
Специалисты из СССР начали работу на юге Вьетнама уже летом 1975 г., почти сразу же после окончания войны. 3 июня 1980 г. было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве между СССР и СРВ в сфере разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе Вьетнама . 19 июня 1981 г. было заключено соглашение о создании совместного предприятия «Вьетсовпетро». От Советского Союза в работе предприятия участвовало внешнеэкономическое объединение «Зарубежнефть», со стороны Вьетнама - государственная компания «Петровьетнам». Доля каждой стороны в уставном капитале составила
50% . 27 декабря 2010
г. было
подписано соглашение о продлении деятельности «Вьетсовпет-ро» до 2030 г. При этом предприятие было преобразовано в компанию с ограниченной ответственностью и произошли изменения в долях участников проекта - 51% оказалось у «Пет-ровьетнама» и 49% - у «Зарубежнефти»4. «Вьетсовпетро» стала работать и с другими вьетнамскими нефтегазовыми компаниями. В частности, в мае 2016 г. было подписано соглашение о разделе продукции с блока 16-1/15 между «Вьетсовпетро» и вьетнамскими компаниями «РУЕР», «Битекско» и «Совико»5.
С 2008 г. стала функционировать совместная компания «Русьвьетпетро» - «зеркальный проект» «Вьетсовпетро».
Участниками этой компании также выступили «Зарубежнефть» и «Петровьетнам», доля российской стороны составила 51%. «Русьвьетпетро» в 2010 г. начала промышленную добычу нефти на месторождениях в Ненецком автономном округе6. В то же время во Вьетнаме «Вьетсовпетро» была вынуждена работать в условиях расширяющейся конкуренции. В 1987 г. в СРВ был принят закон об иностранных инвестициях, и с этого времени «Петровьетнам» подписал больше сорока соглашений о сотрудничестве с более чем 50-ю зарубежными нефтегазовыми компаниями7. Впрочем, многие из тех западных и азиатских компаний, которые вели разведку на континентальном шельфе Вьетнама, не справились со своими задачами и их участки были переданы «Вьетсовпетро». В декларации о стратегическом партнерстве между Россией и Вьетнамом, принятой в 2001 г., говорилось: «Высокая эффективность совместного предприятия по разведке и добыче нефти и газа на континентальном шельфе юга Вьетнама "Вьетсовпетро" является основой для наращивания масштабов взаимодействия в данной области путем расширения зоны деятельности этого предприятия, разработки новых месторождений углеводородного сырья в Социалистической Республике Вьетнам»8. В то же время можно говорить об относительном ухудшении позиций «Вьетсовпетро» в сфере добычи нефти во Вьетнаме. Например, если в 2004 г. «Вьетсовпетро» добывала 60% нефти во Вьетнаме9, то к концу 2010 г. ее доля составляла чуть больше 50%10. Во многом это связано как с расширением деятельности других компаний во Вьетнаме, так и с выработкой разведанных месторождений нефти на шельфе.
Хотя «Вьетсовпетро» открывает новые залежи нефти, как, например, в ноябре 2016 г. на месторождении «Белый тигр»11, общее снижение добычи нефти заранее было спрогнозировано
12 13
в планах компании - и на 2013 год , и на 2018 г. Однако, как отмечалось вьетнамскими СМИ, открытие и освоение компанией месторождений газа создали новые перспективы для «Вьетсовпетро»14.
В 2000-е гг. во Вьетнаме увеличился спрос на природный газ и стала расширяться разработка новых газовых месторождений. Развитие добычи газа на шельфе стало одним из факто-
ров активизации деятельности во Вьетнаме других российских компаний. По мнению вьетнамского эксперта Во Дай Лыока, «Зарубежнефть» долгое время старалась сохранить свое монопольное положение в сфере нефтегазовых разработок во Вьет-наме15, но в то же время другими исследователями отмечалось, что именно опыт «Вьетсовпетро» стал базой для дальнейшего вовлечения российских компаний в подобные проекты во Вьетнаме16. С 2000 г. начал свою деятельность во Вьетнаме «Газпром». В 2002 г. «Газпром» образовал с «Петровьетнамом» совместное предприятие «Вьетгазпром». В 2007 г. с месторождений в северной части континентального шельфа Вьетнама, на которых работал «Вьетгазпром», был получен промышленный
17
приток газа и конденсата . В 2002 г. «Вьетгазпром» стал участвовать в работе на шельфовых месторождениях «Лан Тай» и «Лан До» у южного побережья Вьетнама18. В 2008 г. было подписано соглашение об участии «Вьетгазпрома» в освоении блоков №№ 129-132 в южной части континентального шельфа Вьетнама, в нефтегазоносном бассейне Нам Кон Шон. Ресурсы газа над данных блоках оцениваются в 1432,5 млрд куб. м, нефти - 1154,5 млн т19.
Деятельность «Газпрома» во Вьетнаме нашла свое продолжение в участии «Петровьетнама» в нефтегазовых разработках на территории России. В декабре 2009 г., было подписано соглашение о стратегическом партнерстве между «Газпромом» и «Петровьетнамом». Тогда же «Газпром» и «Петровьет-нам» заключили договор о создании ООО «Газпромвьет». Доля российской компании составила 51%, а доля «Петровьетнама» - 49%. Соглашение предусматривало взаимодействие его участников в развитии нефтегазовых проектов на территории России, Вьетнама и третьих стран20. В частности, в 2012 г. «Газпромвьет» стал вести разработку Нагумановского нефтегазо-конденсатного месторождения в Оренбургской области и Севе-
ро-Пуровского газоконденсатного месторождения в Ямало-
21
Ненецком автономном округе . В ноябре 2014 г. «Газпром нефть» и «Петровьетнам» договорились о сотрудничестве по разработке Долгинского месторождения на шельфе Печорского моря22. В апреле 2012 г. между «Газпромом» и «Петровьетна-мом» было заключено соглашение о разделе продукции, по ко-
торому российская компания получала 49% газа с блоков 05.2 и 05.3 на континентальном шельфе ЮКМ. Общие запасы газа в районе этих блоков оценивались в 55,6 млрд куб. м23.
В ходе визита президента России Д.А. Медведева во Вьетнам 31 октября 2010 г. было подписано совместное коммюнике, в котором стороны договаривались «создавать благоприятные условия для продуктивной деятельности российско-вьетнамских совместных предприятий и компаний «Русь-вьетпетро», «Вьетсовпетро», «Газпромвьет» и «Вьетназпром», расширяющих районы разведки и добычи нефти и газа в РФ, во Вьетнаме и в третьих странах»24.
С 2011 г. во Вьетнаме стали работать российские компании «ТНК-ВР» и «Лукойл». В 2013 г. компания «Роснефть» выкупила бизнес у «ТНК-ВР» во Вьетнаме и стала обладателем доли в 35% на газовом блоке 06.1 и доли в 100% - на блоке 05.3/11, а также доли в 32,67% в трубопроводе «Нам Кон Шон», ведущем на береговой комплекс25. На блоке 06.1 «Роснефть» выступила оператором проекта - впервые в исключительной экономической зоне другого государства. В 2015 г. газ, добытый на блоке 06.1., обеспечивал около 12% энергопотребления Вьетнама26. В 2018 г. компанией планируется пробурить еще две добывающие скважины на блоке 06.1 и одну поисково-
27
разведочную скважину - на блоке 05.3/11 . «Роснефть» также вела переговоры о покупке доли американской компании «Шеврон» на газовых месторождениях у юго-западного побережья Вьетнама (блоки Б, 48/95, 52/97). «Шеврон» приняла решение выйти из проекта, так как не сумела договориться с Вьетнамом о ценах на газ. Однако, в конечном итоге, доля американской компании в 2015 г. была куплена «Петровьетна-28
мом .
«Лукойл оверсиз», дочерняя компания корпорации «Лукойл», в 2011 г. приобрела 50% доли в блоке НТ-02. В 20122013 гг. компанией велись геологоразведочные работы на месторождениях В-11 (у побережья провинции Тай Бинь) и «Белая кобра - Х1». Однако промышленная разработка месторождений на указанных участках была признана нерентабельной29.
Деятельность компании «Роснефть» во Вьетнаме стала основой для начала нового этапа участия вьетнамской стороны
в нефтегазовых разработках в России. «Роснефть» предоставила в мае 2013 г. компании «Петровьетнам» 8 месторождений в Восточной Сибири и других регионах30. В ходе визита президента России В.В. Путина во Вьетнам в ноябре 2013 г. были подписаны документы о расширении сотрудничества между «Роснефтью» и «Петровьетнамом», которые касались как взаимодействия на континентальном шельфе Вьетнама, так и доступа вьетнамской компании к разработке месторождений в
31
Печорском бассейне на северо-западе России . Тогда же было заключено рамочное соглашение о приобретении «Газпромом» доли в 49% в нефтеперерабатывающем заводе «Зунгкуат-1» и об участии в его модернизации. Однако вьетнамская сторона не подтвердила продление налоговых льгот для НПЗ после 2018 г. и это стало одной из причин, по которой «Газпром нефть» в начале 2016 г. прервала переговоры о покупке доли32.
Еще одной сферой сотрудничества «Газпрома» с Вьетнамом является поставка сжиженного природного газа (СПГ). В июле 2012 г. был подписан меморандум о взаимопонимании между «Газпром маркетинг энд трейдинг Сингапур», входящей в группу «Газпром», и подразделением «Петровьетнама», «Петровьетнам Гэс»33. В ноябре 2017 г. этому вопросы были посвящены переговоры руководства «Газпрома» и «Петровьет-нама». Председатель правления «Газпрома» А. Миллер отмечал, что планы по поставкам СПГ во Вьетнам связаны и со строительством регазификационных терминалов, и с общими перспективами работы российской компании в СРВ. Поставки СПГ во Вьетнам планирует осуществлять также и компания
34
«Новатэк» . В октябре 2013 г. было подписано соглашение о создании совместного предприятия «Газпрома» и «Петровьет-нама», которое стало заниматься производством и реализацией газомоторного топлива во Вьетнаме35.
Укреплению позиций российских компаний в СРВ способствует и то, что Россия предоставляет Вьетнаму возможность разрабатывать месторождения углеводородов на своей территории. По данным российских СМИ, это является одним из условий, поставленных вьетнамской стороной российским компаниям (в частности, «Роснефти»), желающим получить до-
36
ступ к ресурсам континентального шельфа ЮКМ .
Российские нефтегазовые проекты во Вьетнаме характеризуются не только конкуренцией с иностранными компаниями, но и сотрудничеством с ними. Например, в 2002 г. был создан трехсторонний концерн в составе «Зарубежнефти», «Пет-ровьетнама» и японской компании «Идемицу» для разработок
37
месторождения 09-3, расположенного около Вунгтау . «Вьет-совпетро» принимала участие в реализации нефтегазовых про-
38
ектов на условиях раздела продукции в Мьянме и Тунисе . В разработках месторождений «Лан Тай» и «Лан До» «Газпром» сотрудничал с индийской компанией «ОКОС»39. Как отмечалось российскими аналитиками, деятельность российских нефтегазовых компаний во Вьетнаме поможет «перенять опыт и технологии разработки шельфа у азиатских партнеров»40.
В то же время расширение российского участия в нефтегазовых проектах на континентальном шельфе Вьетнама объективно затрагивает интересы Китая. Ряд месторождений расположены в акватории ЮКМ, на которую претендуют как Вьетнам, так и Китай. В этих условиях привлечение иностранных компаний к разработкам на морском шельфе может иметь для Вьетнама не только экономическое, но и политическое значение, поскольку способствует «интернационализации» проблемы ЮКМ и привлечению иностранных государств в качестве заинтересованных сторон конфликта. По мнению ряда исследователей, это должно помочь сдерживанию Китая41. Пекин, в свою очередь, со второй половины 2000-х гг. стал усиливать давление на иностранные компании для того, чтобы заставить их отказаться от помощи Вьетнаму в добыче нефти и газа на континентальном шельфе42. Китай, в частности, пригласил иностранных инвесторов на блоки №№ 128-132 и 145-146, которые Вьетнам считает своими. Как было указано ранее, «Газпром» стал сотрудничать с СРВ в разработке блоков №№ 129132. Вокруг блока 128 возникла конфликтная ситуация между Китаем и индийской компанией «ОКОС»43. Под давлением Китая от разработки блоков 05.2 и 05.3 отказалась английская компания «ВР». В апреле 2012 г., как уже отмечалось выше, соглашение на разработку этих блоков подписал «Газпром»44. Министерство иностранных дел КНР выступило с завуалированной критикой «Газпрома», призывая компании из третьих
стран воздержаться от разработки проектов в спорных районах ЮКМ до разрешения территориального конфликта45. Вьетнам, в свою очередь, сделал жесткие заявления о правомерности своего сотрудничества с иностранными государствами. Что касается России, то она придерживалась прежней позиции, а отношения с Китаем были урегулированы в ходе визита российского министра иностранных дел С. Лаврова в Пекин в мае 2012 г.46.
В то же время ситуация в указанном районе временами обострялась. В конце 2012 г. китайские суда перерезали кабель на участке, который был предоставлен для разработок «Газ-
47
прому» . Позже руководство «Петровьетнама» официально признало, что действия китайской стороны не были намерен-
48
ными .
Как отмечал американский исследователь Джеффри Ман-кофф, участие «Газпрома» и «Роснефти» в разработке месторождений на шельфе Вьетнама делает Россию «де факто участником» в споре между Вьетнамом и Китаем по поводу морских
49
границ .
По словам вьетнамских экспертов, «тот факт, что Россия обязалась продолжать проекты добычи нефти и газа совместно с Вьетнамом на его континентальном шельфе, подтверждает стремление России проводить независимую внешнюю полити-ку»50. Намерение России придерживаться независимой от позиции Пекина линии в вопросах нефтегазовых разработок во Вьетнаме отмечали и американские исследователи51.
Китай является ведущим партнером России в АТР, но в то же время Вьетнам также играет важную роль в российской политике в регионе. Таким образом, отношения с Китаем и Вьетнамом представляют собой определенную дилемму для России, в том числе и вопросах энергетических проектов в ЮКМ. Можно, однако, констатировать, что противоречия между Китаем и Россией по вопросу ЮКМ не носят абсолютного характера. С одной стороны, Россия косвенно играет против интересов КНР в рамках реализации своей политики военно-технического и энергетического сотрудничества с Ханоем. Но, с другой стороны, в ряде аспектов конфликта в ЮКМ Россия поддерживает Китай, выступая, в частности, против политики
52
США по сдерживанию КНР . Кроме того, для смягчения противоречий в этом вопросе Россия, по мнению российского эксперта А.П. Цветова, могла бы предложить развивать трехстороннее сотрудничество между Вьетнамом, Китаем и Россией по
53
разведке и добыче углеводородов в ЮКМ . У России для этого есть и опыт работы на шельфе ЮКМ, и стабильные отношения с Китаем и Вьетнамом.
У Вьетнама и КНР также есть опыт конструктивного взаимодействия в спорных районах - в частности, в заливе Бакбо. Стороны сумели добиться в 2000 г. разграничения исключительной экономической зоны и континентального шельфа на приемлемых условиях. Были согласованы районы для совместного промысла морепродуктов и открылись перспективы для аналогичного сотрудничества в нефтегазовой сфере54. В то же время, что касается спорных районов на юго-западе ЮКМ, то «Петровьетнам» заявлял о готовности пригласить Китай к участию в энергетических проектах, но на равных условиях с другими иностранными государствами55. Китай, в свою очередь, предлагал «споры совместно отложить и разрабатывать вместе». Однако ключевой проблемой для реализации этой идеи является то, что стороны придерживаются различных позиций по поводу того, какие участки считать спорными, а какие -своими56. Сотрудничество на спорных участках континентального шельфа может быть блокировано взаимоисключающими позициями участников территориального спора. Россия же, если будет выступать посредником между Китаем и Вьетнамом, может оказаться в эпицентре конфликта интересов - и Пекин, и Ханой постараются привлечь Москву на свою сторону. Даже сейчас относительно нейтральная позиция России в конфликте
57
в ЮКМ часто подвергается критике как в КНР , так и во Вьетнаме58, поскольку она якобы не соответствует принципам стратегического партнерства с Пекином или Ханоем соответственно. Кроме того, подобный проект будет способствовать втягиванию России в территориальные споры в ЮКМ, чего Москва старается избегать. Трехстороннее партнерство на тех участках континентального шельфа, чья принадлежность сомнений не вызывает, в принципе допустимо, однако для России издержки участия в нем могут превзойти возможные выгоды.
Еще одним из факторов, которые препятствуют подобному сотрудничеству, является позиция США. Трехсторонний проект может стать одним из путей к стабилизации отношений между Вьетнамом и КНР, что нанесет удар по политике сдерживания Китая, проводимой Соединенными Штатами. Кроме того, США видят в Китае опасного конкурента в соперничестве за ресурсы ЮКМ. Американские компании (в том числе и «Эк-сон Мобил») также участвуют в реализации нефтегазовых проектов на шельфе Вьетнама59. Данный трехсторонний проект к тому же будет способствовать повышению роли России во Вьетнаме, что может вызвать недовольство Вашингтона. В частности, расширение использования Россией базы Камрань во Вьетнаме уже стало основанием для попытки давления на Ханой со стороны США60.
Таким образом, проект трехстороннего сотрудничества по разработке нефтегазовых ресурсов на шельфе ЮКМ, несмотря на имеющиеся благоприятные предпосылки, может встретить серьезные препятствия как внутреннего, так и внешнего характера.
Россия и Вьетнам сумели сохранить и приумножить опыт советско-вьетнамского взаимодействия по реализации проектов на континентальном шельфе. Развитие двустроннего политического диалога с начала 2000-х гг. и постепенное расширение экономического сотрудничества сопровождалось развитием новых проектов, дополнявшихся все новыми сторонами энергетического сотрудничества. Среди них - участие вьетнамской стороны в нефтегазовых проектах на территории России, вовлечение российских компаний в развитие энергетической инфраструктуры Вьетнама, поставки энергоносителей в СРВ.
Российский эксперт в сфере нефтегазовых разработок А. Тюрин следующим образом охарактеризовал особенности работы российских компаний во Вьетнаме: «Взаимопроникающая интеграция государственных компаний в области добычи нефти и газа (1), системное участие российских компаний в развитии базовой энергетики Вьетнама (2) и формирование цены на газ, добываемый совместными предприятиями, не на рыночных принципах (3). Такой формат сотрудничества государственных компаний двух стран в мире пока уникален»61. Рос-
сийское взаимодействие с СРВ в нефтегазовой сфере предоставляет для России дополнительную возможность как для сотрудничества с иностранными компаниями во Вьетнаме (что важно с точки зрения обмена опытом или доступа к новым технологиям), так и для реализации совместных с Вьетнамом проектов в третьих странах.
В то же время российское участие в нефтегазовых проектах на шельфе Вьетнама сталкивается с рядом вызовов. Российским компаниям приходится работать в условиях растущей конкуренции. Ханой заинтересован в привлечении как можно большего числа компаний из широкого круга стран как для получения наиболее выгодных условий (с коммерческой и технологической точек зрения), так и по политическим причинам (в том числе для расширения «интернационализации» проблемы ЮКМ). Кроме того, можно говорить и о конкуренции между российскими компаниями. Это позволяет вьетнамской стороне добиваться больше свободы для маневра на переговорах и, как следствие, получать для себя больше преференций. К примеру, это касается доступа вьетнамских компаний к нефтегазовым проектам на российской территории. Современное сотрудничество России с Вьетнамом в энергетической области включает в себя не только безусловные успехи, но и ряд неудач (в частности, в вопросе с приобретением доли компании «Шеврон» или участия в модернизации НПЗ «Зунгкуат-1»). Россия уже не является доминирующим игроком в нефтегазовой сфере Вьетнама, каким был СССР в 80-е гг., и это необходимо учитывать при выстраивании политики в отношении СРВ.
Российское участие в нефтегазовых проектах на шельфе Вьетнама может нести с собой вызовы внешнеполитического характера. В первую очередь, Россия оказывается косвенно вовлеченной в конфликт между Китаем и Вьетнамом в ЮКМ. Россия сумела отстоять свои интересы в проектах на континентальном шельфе, а Китай не стремится оказывать излишнее давление на нее в этом вопросе, поскольку заинтересован и в благожелательном нейтралитете Москвы в конфликте в ЮКМ, и в сохранении партнерских отношений с Россией в целом. В то же время России при дальнейшей реализации проектов в ЮКМ следует принимать во внимание возможную позицию
обоих своих стратегических партнеров - как Вьетнама, так и КНР. Другим вызовом для России в этом вопросе может быть противодействие со стороны Вашингтона. США, с одной стороны, являются одним из конкурентов России в соперничестве за участие в нефтегазовых проектах во Вьетнаме, а с другой -заинтересованы в ослаблении влияния Москвы в регионе (в том числе и в контексте своей политики по сдерживанию Китая).
I Рогалев Н. Д., Рубан Л. С. Развитие сотрудничества в сфере энергетики между Россией и Вьетнамом: проблемы и перспективы // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2016. № 31. С. 36-37.
Воронин А. С. Энергетическое сотрудничество: история, современность, перспективы // Российско-вьетнамские отношения: история и современность. Взгляд двух сторон. М.: ИДВ РАН, 2013. С. 166-167.
3 Там же. С. 168-169.
4 Там же. С. 169.
5 Рогалев Н. Д., Рубан Л. С. Развитие сотрудничества в сфере энергетики между Россией и Вьетнамом. С. 38.
6 Воронин А. С. Энергетическое сотрудничество. С. 170.
Buszynski L., Sazlan I. Maritime Claims and Energy Cooperation in the South China Sea // Contemporary Southeast Asia. 2007. Vol. 29. N. 1. P. 157.
8 Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам. 02.03.2001. // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 2001. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/vn/-
/asset_publisher/a6q3L9Hzzxu2/content/id/589248 (дата обращения: 04.03.2018).
9 Buszynski L. Russia and Southeast Asia: A New Relationship // Contemporary Southeast Asia. 2006. Vol. 28. N. 2. P. 286.
10 Воронин А. С. Энергетическое сотрудничество. С. 169.
II New oilfield found offshore Viet Nam. December 02, 2016. // Viet Nam News. 2016. URL: http://vietnamnews.vn/economy/347305/new-oilfield-found-offshore-viet-nam.html#A 1LUIlgIv3fHIh8M.97 (дата обращения: 03.03.2018).
1 О
«Вьетсовпетро» в 2013 г. ожидает снижения добычи нефти на 11,6% - до 5,4 млн. т. 26.12.2012. // Горная энциклопедия. 2012. URL: http://news-mining.ru/news/vetsovpetro_v_2013g_ozhidaet_snizheniya_dobychi_ne/ (дата
обращения: 01.03.2018).
1 ^
Vietsovpetro eyes 4 million tones of oil in 2018. December 29, 2017. // Viet Nam News. 2017. URL: http://vietnamnews.vn/economy/420305/vietsovpetro-eyes-4-million-tonnes-of-oil-in-2018.html#GG2kg3ZGaI6Rwcjf.97 (дата обращения: 03.03.2018).
14 Víetsovpetro opens new gas field. December 09, 2016. // Viet Nam News. 2016. URL: http://vietnamnews.vn/economy/347683/vietsovpetro-opens-new-gas-fíeld.html#UQJ02g94PbRkQF7G.97 (дата обращения: 03.03.2018).
15 Во Дай Лыок. Этапы и направления двусторонних отношений в 1990-е гг. // Российско-вьетнамские отношения: история и современность. Взгляд двух сторон. М.: ИДВ РАН, 2013. С. 88.
16 Thuc Thi Tran, Vysotskaya G. Vieira A., Ferreira-Pereira L. C. Vietnam's strategic hedging vis-à-vis China: the roles of the European Union and Russia // Revista Brasileira de Política Internacional. 2013. Vol. 56. N. 1. P. 179.
1 H
Рогалев Н. Д., Рубан Л. С. Развитие сотрудничества в сфере энергетики между Россией и Вьетнамом. С. 38.
18 Тригубенко М. Е. Основные направления формирования комплексной инфраструктуры Вьетнама: итоги за 2011-2015 годы и планы на будущее // XII съезд компартии Вьетнама: документы и экспертные оценки. М. : ИД «Форум», 2016. С. 303-304.
19 Рогалев Н. Д., Рубан Л. С. Развитие сотрудничества в сфере энергетики между Россией и Вьетнамом. С. 38.
20 Воронин А. С. Энергетическое сотрудничество. С. 171-172.
01
Газпромвьет. Перспективы. // Газпромвьет. URL: http://www.gazpromviet.com/about/perspektivi (дата обращения: 01.03.2018).
«Газпром нефть» расширяет сотрудничество с Вьетнамом. 25.11.2014. // Газпромнефть. 2014. URL: http://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1103606/ (дата обращения: 01.03.2018).
23 Воронин А. С. Энергетическое сотрудничество. С. 172.
24 Там же. С. 177.
25 Рогалев Н. Д., Рубан Л. С. Развитие сотрудничества в сфере энергетики между Россией и Вьетнамом. С. 38-39.
26 Роснефть расширила сотрудничество с вьетнамской компанией.
17.05.2016. // Энергетика и промышленность России. 2016. URL: https://www.eprussia.ru/news/base/2016/3462327.htm (дата обращения: 11.03.2018).
Роснефть в 2018 году пробурит еще три скважины на шельфе Вьетнама.
02.08.2017. // Ведомости. 2017. URL:
https://www.vedomosti.ru/business/news/2017/08/02/727657-rosneft (дата обращения: 11.03.2018).
28 PetroVietnam to gear up in offshore Vietnam Block-B gas project. May 13, 2015. // 2B1st Consulting. 2015. URL:
https://www.2b1stconsulting.com/petrovietnam-to-gear-up-in-offshore-vietnam-block-b-gas-project/ (дата обращения: 04.03.2018).
0 Q
29 Рогалев Н. Д., Рубан Л. С. Развитие сотрудничества в сфере энергетики между Россией и Вьетнамом. С. 38-39.
30 Воронин А. С. Энергетическое сотрудничество. С. 172.
Л 1
Михоко К. Особенности и задачи развития российско-вьетнамского стратегического партнерства (2001-2014 гг.) // Вьетнамские исследования. 2015. № 5. С. 65-66.
"5-Л
Рогалев Н. Д., Рубан Л. С. Развитие сотрудничества в сфере энергетики между Россией и Вьетнамом. С. 40.
-5 -5
«Газпром» и Вьетнам укрепляют долгосрочное партнерство. 7.10.2013. // Газпром. 2013. URL:
http://www.gazprom.ru/press/news/2013/october/article173379/ (дата обращения: 03.03.2018).
34 Топорков А. «Газпром» и «Новатэк» начали борьбу за рынок Вьетнама. 04.12.2017. // Ведомости. 2017. URL:
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/12/04/743988-gazprom-novatek-vetnama (дата обращения: 04.03.2018).
-5 С
35 «Газпром газомоторное топливо» и Petrovietnam будут развивать рынок газомоторного топлива Вьетнама. 07.10.2013. // Газпром газомоторное топливо. 2013. URL: http://gazprom-gmt.ru/press-
cen-
ter/news/Gazprom_gazomotornoe_toplivo_i_Petrovietnam_budut_razvivat_ryin ok_gazomotornogo_topliva_Vetnama (дата обращения: 01.03.2018).
36 Самофалова О. В обмен на Печорское. 12.11.2013. // Взгляд. Деловая газета. 2013. URL: https://vz.ru/economy/2013/11/12/659248.html (дата обращения: 21.02.2018).
Во Дай Лыок. Этапы и направления двусторонних отношений в 1990-е гг. С. 89.
Л Q
Карапетян К. С. Сотрудничество России и Вьетнама в нефтегазовой сфере // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2012. № 2. С. 47.
л Q
Тригубенко М. Е. Основные направления формирования комплексной инфраструктуры Вьетнама. С. 303-304.
40 Самофалова О. В обмен на Печорское.
41 Buszynski L., Sazlan I. Maritime Claims and Energy Cooperation in the South China Sea. P. 157.
42 Thayer C. A. Vietnam's Strategy of "Cooperating and Struggling" with China over Maritime Disputes in the South China Sea // Journal of Asian Security and International Affairs. 2016. Vol. 3. N. 2. P. 211.
43 Vikhrov V. Energy Reserves Contested in South China Sea. August 02, 2012. // Strategic Culture Foundation. 2012. URL: https://www.strategic-culture.org/news/2012/08/02/energy-reserves-contested-in-south-china-sea.html (дата обращения: 25.02.2018).
44 Локшин Г. М. Южно-Китайское море: трудный поиск согласия. М.: ИДВ РАН, 2013. С. 213.
45 Strokan S. Russia searching for its course in the South China Sea. April 20, 2012. // Russia Beyond. 2012. URL:
https://www.rbth.com/articles/2012/04/20/russia_searching_for_its_course_in_th e_south_china_sea_15534 (дата обращения: 14.03.2018). 46 Локшин Г. М. Южно-Китайское море. С. 113-114.
АН
Charap S., Drennan J., Noel P. Russia and China: A New Model of Great-Power Relations // Survival. 2017. Vol. 59. N. 1. P. 38.
48 Vietnam plays down report of flare-up in maritime dispute with China. December 05, 2012. // South China Morning Post. 2012. URL: http://www.scmp.com/news/asia/article/1097615/vietnam-plays-down-report-flare-maritime-dispute-china (дата обращения: 04.03.2018).
49 Mankoff J. Russia's Asia Pivot: Confrontation or Cooperation? // Asia Policy. 2015. N. 19. P. 81.
50 Нгуен Кань Тоан, Нгуен Тхань Лыонг. Военно-политическое сотрудничество и меры по его укреплению в среднесрочной перспективе до 2020 г. // Российско-вьетнамские отношения: история и современность. Взгляд двух сторон. М.: ИДВ РАН, 2013. С. 133.
51 Blank S., Kim Y. Does Russo-Chinese Partnership Threaten America's Interests in Asia? // Orbis. 2016. Vol. 60. N. 1. P. 124.
52 Yu Bin. China-Russia Relations: Politics of "Reluctant Allies" // Comparative Connections. 2016. Vol. 18. N. 2. P. 129.
Цветов А. Вьетнамская рулетка: Россия, Китай или США? 24.11.2014. // Российский совет по международным делам. 2014. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vetnamskaya-ruletka-rossiya-kitay-ili-ssha/ (дата обращения: 21.01.2018).
54 Нгуен Динь Лием. Вьетнамо-китайские отношения и проблемы ЮжноКитайского моря // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 6. С. 73.
55 Vikhrov V. Energy Reserves Contested in South China Sea.
56 Нгуен Динь Лием. Вьетнамо-китайские отношения и проблемы ЮжноКитайского моря. С. 74.
57
Цветов А. Вьетнамская рулетка.
58 Мазырин В. М. Россия-Вьетнам: 20 предложений по повышению эффективности всеобъемлющего стратегического партнерства. Рабочая тетрадь № 23/2015. Российский совет по международным делам (РСМД). М.: Спецкнига, 2015. С. 6.
59 Clark H. Exxon-Vietnam gas deal to test Tillerson's diplomacy. January 23, 2017. // Asia Times. 2017. URL: http://www.atimes.com/article/exxon-vietnam-gas-deal-test-tillersons-diplomacy/ (дата обращения: 22.02.2018).
60 Колотов В. Н. Основные проблемы региональной безопасности на южном фланге восточноазиатской дуги нестабильности в 2015 г. // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2015. № 27. С. 27.
61 Тюрин А. Вьетнам уходит от нефтегазового диктата Запада с помощью российских госкомпаний. 25.06.2014. // Однако. 2014. URL: http://www.odnako.org/blogs/vetnam-uhodit-ot-neftegazovogo-diktata-zapada-s-pomoshchyu-rossiyskih-goskompaniy/ (дата обращения: 12.02.2019).