Научная статья на тему 'Разработка электронных учебно-методических комплексов как элемент формирования профессиональной компетентности бакалавров'

Разработка электронных учебно-методических комплексов как элемент формирования профессиональной компетентности бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМО-СТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL COMPETENCE / INDEPENDENT JOB OF STUDENTS / METHODICAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шимаров А. И.

Рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности бака-лавров по направлению 050500 «Технологическое образование» в процессе выполнения студентами самостоятельной учебной работы, связанной с разработкой электронных учебно-методических комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ELECTRONIC METHODICAL COMPLEXES WITH THE PURPOSE OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS

Questions of formation of professional competence of bachelors in a direction 050500 «Technological education» during performance by students of independent study connected with development of electronic methodical complexes are considered.

Текст научной работы на тему «Разработка электронных учебно-методических комплексов как элемент формирования профессиональной компетентности бакалавров»

УДК331. 3

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ

А.И. Шимаров1

Самарский государственный технический университет 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 224 E-mail: [email protected]

Рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению 050500 - «Технологическое образование» в процессе выполнения студентами самостоятельной учебной работы, связанной с разработкой электронных учебно-методических комплексов.

Ключевые слова: инновационные технологии, профессиональная компетентность, самостоятельная работа студентов, учебно-методический комплекс.

В последнее время в Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) большое внимание уделяется реализации компетентностного подхода в образовании [1]. Отличием компетенций от традиционных квалификационных требований является то, что оценке подлежат не только усвоенные знания, но и способность находить им применение для решения профессиональных задач. Одной из таких задач для бакалавров по направлению 050500 - «Технологическое образование» является разработка учебно-методических материалов по техническим дисциплинам на основе современных информационных технологий.

Переход на двухступенчатую систему образования требует изменений учебнометодической и организационной работы в системе подготовки бакалавров с целью обеспечить компетентностную направленность обучения. С учетом этого на кафедре «Теоретические основы и общая электротехника» (ТОЭ) Самарского государственного технического университета разработана программа обучения бакалавров по направлению 050500 - «Технологическое образование», основанная на вовлечении студентов в профессиональное самоопределение начиная с первого курса. В настоящее время она ориентирована на небольшую группу специальных дисциплин: «Технические средства обучения», «Информатика в образовании», «Электротехника и основы электроники», «Методика преподавания электротехнических дисциплин» и др. Технология получила название «Электронный учебно-методический комплекс» (э-УМК).

В общем виде э-УМК - это собрание работ, которые демонстрируют профессиональные компетентности студента - будущего преподавателя электротехнических дисциплин, отражают его развитие и достижения в изучении различных учебных дисциплин с первого по четвертый курс. В комплекс входят структурированный, конспективно изложенный основной теоретический материал и дополнительный материал, включающий лабораторный практикум, а также иллюстрации.

Проектирование э-УМК - творческий процесс, предусматривающий включение дополнительных разделов и специализированных модулей. Студенты, получая экспертную оценку их работы от преподавателя, могут скорректировать свои действия, изменить структуру и содержание комплекса.

Рекомендуемая студентам структура э-УМК приведена на рисунке.

1 Александр Иванович Шимаров, к.т.н., доцент, каф. теоретической и общей электротехники.

ВВЕДЕНИЕ

О

ДИСЦИПЛИНА 1 (модуль)

Предмет и цели изучения материала дисциплины

О

Раздел 1

Предмет и цели изучения материала раздела

О

Законченный фрагмент теоретического материала

О

Пояснения и примеры

• • •

о

Раздел N

О

Тесты для самоконтроля

• • •

О

ДИСЦИПЛИНА N (модуль)

Справочная

информация

Условные графические обозначения элементов электрических схем, оборудования

и др.

Единицы измерения физических величин

Примеры расчетов; формулы и др.

Дополнительный

материал

Лабораторный

практикум

Видеофильмы,

фотографии

Рекомендуемая

литература

Структура учебного материала э-УМК

Отправной точкой в подготовке исходных материалов для э-УМК является регламентация их объема. Здесь используется следующий подход: э-УМК является дополнением к печатным учебным пособиям, а не самостоятельным учебным средством.

Должна быть выдержана и определенная структура комплекса. Главное требование, предъявляемое к э-УМК, - модульность. Это обусловлено следующими причинами:

- организационной - разбивка материала на блоки облегчает студенту его работу, позволяет регламентировать порядок взаимодействия с преподавателем;

- функциональной - реализация гипертекстовых переходов при разработке э-УМК предполагает обособленность смысловых фрагментов учебного материала.

Очевидно, что пригодной для любой дисциплины структуры э-УМК не существует, но набор основных ее функциональных компонентов, рекомендуемых студентам, следующий (рисунок): введение; основной учебный материал; дополнительный материал; справочная база. При этом основной материал должен быть представлен в максимально наглядной форме с использованием графиков, диаграмм и рисунков [2]. В качестве дополнительного материала могут выступать фотографии, фрагменты видеофильмов и др.

Подготовку материалов для э-УМК студенты проводят в часы, отведенные на самостоятельную работу, а их редактирование - во время практических и лабораторных занятий, используя программы OpenOffice.org, Windows Movie Maker и др. Для сведения подготовленных материалов в единый программный продукт студентам рекомендуется программный пакет HyperMethod. К основным его достоинствам, позволяющим создавать хорошего качества учебно-методические комплексы, относятся следующие: автоматическая расстановка динамических связей в документах по заданным правилам; наличие автоматизированных средств создания и поддержки структуры разрабатываемой информационной системы; наличие событийноориентированного языка HMScript для описания объектов управления и др. Очень важно, что эта программа имеет интерфейс и справочную систему на русском языке, поэтому достаточно проста для ее освоения студентами [4]. Компоновка всех объектов э-УМК осуществляется с помощью основного рабочего модуля HyperMethod -«Монтажного стола».

Уровень сформированных компетентностей оценивался по завершению каждого этапа выполнения работы - создания одного из блоков комплекса. При этом были сформулированы и описаны студентам следующие критерии оценки их работы: наглядность представления материалов; структурированность; умение выделить в учебном курсе наиболее значимые разделы и др. При аттестации наиболее высокую оценку получали комплексы, имеющие разветвленную структуру с обратными связями, а также анимированные рисунки и видеофрагменты.

По результатам эксперимента было проведено педагогическое исследование среди бакалавров по направлению «Технологическое образование». По мнению студентов, работа по созданию э-УМК способствует развитию их профессиональных компетенций и формированию критического отношения к учебной деятельности. Было отмечено, что создание э-УМК способствует развитию их мультимедиа- и коммуникативных компетенций, навыков решения возникающих в процессе работы проблем. Разрабатывая э-УМК, студенты стали более глубоко понимать, что и зачем они изучают, как полученные знания могут пригодиться им в будущей карьере.

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы: технология э-УМК способствует развитию умения анализировать и систематизировать теоретический материал, позволяет определить существующий уровень сформированных умений и навыков, обозначить пробелы в подготовке студента. В ходе анализа результатов эксперимента были получены данные об образовательных и личностных

притязаниях будущих педагогов профессионального обучения, отмечено повышение их ответственности за образовательные результаты.

Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение для системы высшего образования ввиду возможности использования технологии э-УМК как эффективной системы развития профессиональной компетентности бакалавров по направлению «Технологическое образование».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нестеренко В.М. Методологические основы формирования творческого специалиста. -Самара: СамГТУ, 2009. - 128 с.

2. Шимаров А.И. Инновационное методическое сопровождение образовательных программ / А.М. Лашманов, А.И. Шимаров // Информационные технологии в образовательной деятельности вуза: сб. науч. тр. / Самарский гос. ун-т. - Самара, 2008. - С. 174-177.

3. Шимаров А.И. Технология подготовки материалов для мультимедийных программ: учеб. пособие / М.Л. Костырев, А.И. Шимаров. - Самара: СамГТУ, 2006. - 54 с. - ISBN 5-7964-0797-Х.

4. Шимаров А.И. Основы создания электронных учебников на базе HyperMethod: учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2006. - 68 с.

Поступила в редакцию - 1/03/2011 В окончательном варианте - 27/03/2011

UDC: 342.68

DEVELOPMENT OF ELECTRONIC METHODICAL COMPLEXES WITH THE PURPOSE OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS A.I. Shimarov

Samara State Technical University

244 Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100

E-mail: [email protected]

Questions of formation of professional competence of bachelors in a direction 050500 -«Technological education» during performance by students of independent study connected with development of electronic methodical complexes are considered.

Key words: innovative technologies, professional competence, independent job of students, methodical complex.

Original article submitted - 1/03/2011 Revision submitted - 27/03/2011

Aleksandr I. Shimarov (Ph.D., Associate Professor), Associate Professor, Dept. Theoretical and the General the Electrical Engineer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.