УДК331. 3
РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ
А.И. Шимаров1
Самарский государственный технический университет 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 224 E-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению 050500 - «Технологическое образование» в процессе выполнения студентами самостоятельной учебной работы, связанной с разработкой электронных учебно-методических комплексов.
Ключевые слова: инновационные технологии, профессиональная компетентность, самостоятельная работа студентов, учебно-методический комплекс.
В последнее время в Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) большое внимание уделяется реализации компетентностного подхода в образовании [1]. Отличием компетенций от традиционных квалификационных требований является то, что оценке подлежат не только усвоенные знания, но и способность находить им применение для решения профессиональных задач. Одной из таких задач для бакалавров по направлению 050500 - «Технологическое образование» является разработка учебно-методических материалов по техническим дисциплинам на основе современных информационных технологий.
Переход на двухступенчатую систему образования требует изменений учебнометодической и организационной работы в системе подготовки бакалавров с целью обеспечить компетентностную направленность обучения. С учетом этого на кафедре «Теоретические основы и общая электротехника» (ТОЭ) Самарского государственного технического университета разработана программа обучения бакалавров по направлению 050500 - «Технологическое образование», основанная на вовлечении студентов в профессиональное самоопределение начиная с первого курса. В настоящее время она ориентирована на небольшую группу специальных дисциплин: «Технические средства обучения», «Информатика в образовании», «Электротехника и основы электроники», «Методика преподавания электротехнических дисциплин» и др. Технология получила название «Электронный учебно-методический комплекс» (э-УМК).
В общем виде э-УМК - это собрание работ, которые демонстрируют профессиональные компетентности студента - будущего преподавателя электротехнических дисциплин, отражают его развитие и достижения в изучении различных учебных дисциплин с первого по четвертый курс. В комплекс входят структурированный, конспективно изложенный основной теоретический материал и дополнительный материал, включающий лабораторный практикум, а также иллюстрации.
Проектирование э-УМК - творческий процесс, предусматривающий включение дополнительных разделов и специализированных модулей. Студенты, получая экспертную оценку их работы от преподавателя, могут скорректировать свои действия, изменить структуру и содержание комплекса.
Рекомендуемая студентам структура э-УМК приведена на рисунке.
1 Александр Иванович Шимаров, к.т.н., доцент, каф. теоретической и общей электротехники.
ВВЕДЕНИЕ
О
ДИСЦИПЛИНА 1 (модуль)
Предмет и цели изучения материала дисциплины
О
Раздел 1
Предмет и цели изучения материала раздела
О
Законченный фрагмент теоретического материала
О
Пояснения и примеры
• • •
о
Раздел N
О
Тесты для самоконтроля
• • •
О
ДИСЦИПЛИНА N (модуль)
Справочная
информация
Условные графические обозначения элементов электрических схем, оборудования
и др.
Единицы измерения физических величин
Примеры расчетов; формулы и др.
Дополнительный
материал
Лабораторный
практикум
Видеофильмы,
фотографии
Рекомендуемая
литература
Структура учебного материала э-УМК
Отправной точкой в подготовке исходных материалов для э-УМК является регламентация их объема. Здесь используется следующий подход: э-УМК является дополнением к печатным учебным пособиям, а не самостоятельным учебным средством.
Должна быть выдержана и определенная структура комплекса. Главное требование, предъявляемое к э-УМК, - модульность. Это обусловлено следующими причинами:
- организационной - разбивка материала на блоки облегчает студенту его работу, позволяет регламентировать порядок взаимодействия с преподавателем;
- функциональной - реализация гипертекстовых переходов при разработке э-УМК предполагает обособленность смысловых фрагментов учебного материала.
Очевидно, что пригодной для любой дисциплины структуры э-УМК не существует, но набор основных ее функциональных компонентов, рекомендуемых студентам, следующий (рисунок): введение; основной учебный материал; дополнительный материал; справочная база. При этом основной материал должен быть представлен в максимально наглядной форме с использованием графиков, диаграмм и рисунков [2]. В качестве дополнительного материала могут выступать фотографии, фрагменты видеофильмов и др.
Подготовку материалов для э-УМК студенты проводят в часы, отведенные на самостоятельную работу, а их редактирование - во время практических и лабораторных занятий, используя программы OpenOffice.org, Windows Movie Maker и др. Для сведения подготовленных материалов в единый программный продукт студентам рекомендуется программный пакет HyperMethod. К основным его достоинствам, позволяющим создавать хорошего качества учебно-методические комплексы, относятся следующие: автоматическая расстановка динамических связей в документах по заданным правилам; наличие автоматизированных средств создания и поддержки структуры разрабатываемой информационной системы; наличие событийноориентированного языка HMScript для описания объектов управления и др. Очень важно, что эта программа имеет интерфейс и справочную систему на русском языке, поэтому достаточно проста для ее освоения студентами [4]. Компоновка всех объектов э-УМК осуществляется с помощью основного рабочего модуля HyperMethod -«Монтажного стола».
Уровень сформированных компетентностей оценивался по завершению каждого этапа выполнения работы - создания одного из блоков комплекса. При этом были сформулированы и описаны студентам следующие критерии оценки их работы: наглядность представления материалов; структурированность; умение выделить в учебном курсе наиболее значимые разделы и др. При аттестации наиболее высокую оценку получали комплексы, имеющие разветвленную структуру с обратными связями, а также анимированные рисунки и видеофрагменты.
По результатам эксперимента было проведено педагогическое исследование среди бакалавров по направлению «Технологическое образование». По мнению студентов, работа по созданию э-УМК способствует развитию их профессиональных компетенций и формированию критического отношения к учебной деятельности. Было отмечено, что создание э-УМК способствует развитию их мультимедиа- и коммуникативных компетенций, навыков решения возникающих в процессе работы проблем. Разрабатывая э-УМК, студенты стали более глубоко понимать, что и зачем они изучают, как полученные знания могут пригодиться им в будущей карьере.
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы: технология э-УМК способствует развитию умения анализировать и систематизировать теоретический материал, позволяет определить существующий уровень сформированных умений и навыков, обозначить пробелы в подготовке студента. В ходе анализа результатов эксперимента были получены данные об образовательных и личностных
притязаниях будущих педагогов профессионального обучения, отмечено повышение их ответственности за образовательные результаты.
Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение для системы высшего образования ввиду возможности использования технологии э-УМК как эффективной системы развития профессиональной компетентности бакалавров по направлению «Технологическое образование».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нестеренко В.М. Методологические основы формирования творческого специалиста. -Самара: СамГТУ, 2009. - 128 с.
2. Шимаров А.И. Инновационное методическое сопровождение образовательных программ / А.М. Лашманов, А.И. Шимаров // Информационные технологии в образовательной деятельности вуза: сб. науч. тр. / Самарский гос. ун-т. - Самара, 2008. - С. 174-177.
3. Шимаров А.И. Технология подготовки материалов для мультимедийных программ: учеб. пособие / М.Л. Костырев, А.И. Шимаров. - Самара: СамГТУ, 2006. - 54 с. - ISBN 5-7964-0797-Х.
4. Шимаров А.И. Основы создания электронных учебников на базе HyperMethod: учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2006. - 68 с.
Поступила в редакцию - 1/03/2011 В окончательном варианте - 27/03/2011
UDC: 342.68
DEVELOPMENT OF ELECTRONIC METHODICAL COMPLEXES WITH THE PURPOSE OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS A.I. Shimarov
Samara State Technical University
244 Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
Questions of formation of professional competence of bachelors in a direction 050500 -«Technological education» during performance by students of independent study connected with development of electronic methodical complexes are considered.
Key words: innovative technologies, professional competence, independent job of students, methodical complex.
Original article submitted - 1/03/2011 Revision submitted - 27/03/2011
Aleksandr I. Shimarov (Ph.D., Associate Professor), Associate Professor, Dept. Theoretical and the General the Electrical Engineer.